Когда осенью 2008-го BioWare анонсировала Star Wars: The Old Republic, восторженные возгласы звучали вперемешку с голосами скептиков. Опасения легко понять, ведь на попытке встроить в ММОRPG полноценный сюжет погорели многие проекты, начиная с Anarchy Online. Чужой движок и странный облик персонажей, отсылающий к мультсериалу Clone Wars, не прибавляли веры в успех. Ну а ветераны ММО-жанра и фанаты «Звездных войн» хорошо помнят семилетнюю агонию Star Wars Galaxies. В общем, несмотря на богатое прошлое, канадцев ждал тернистый путь.От трех до десятиНикто не сомневался сильнее, чем пресса. MMORPG нельзя прочувствовать в рамках типичной 30-минутной презентации, посему в ноябре Electronic Arts собрала репортеров на пятичасовое знакомство с The Old Republic. За это время я всласть погулял по планете Тайтон, оценил квесты и прошел «flashpoint» — местный аналог «подземелья», рассчитанный на коллектив из нескольких игроков.Сотрудники BioWare не зря называют свой проект «Knights of the Old Republic 3-4-5-6 и далее». Тут — не одна, а четыре стартовые планеты (Тайтон и Орд Мантелл — для приверженцев Республики, Коррибан и Нал Хатта — для имперцев), «вмещающие» по две профессии. Звездами презентации были Jedi Knight и Jedi Consular — молодые падаваны, только что прибывшие в Академию джедаев. Кроме этой пары, есть Smuggler, Trooper, Bounty Hunter, Imperial Agent, Sith Inquisitor и Sith Warrior. Архетипы позже расходятся надвое, порождая в итоге 16 вариантов.Объем работы, проделанной сценаристами и дизайнерами, впечатляет. Для каждого из восьми базовых классов написана своя сюжетная кампания из трех глав продолжительностью в сотни часов, и она никак не пересекается с остальными. Knight и Consular, чья цель — остановить конфликт между твилеками и бандой Flesh Raiders, идут разными тропами с самого старта.Мне достался Jedi Knight, использующий Focus для спецумений. Его стихия — ближний бой: круговые атаки, мощный удар, буквально прибивающий врага к земле, зрелищный Force Leap, избавляющий от необходимости бежать к следующей жертве. Правда, световой меч сразу не дают — надо заслужить, — а до той поры приходится орудовать виброклинком.Consular, заменяющий священника, тратит Силу на «заклинания» и предпочитает разить недругов издалека — например, лавиной камней, возникших из воздуха. Стоит заметить, что воскрешать павших умеют все. Радует и шустрая (но не автоматическая) регенерация здоровья в перерывах между поединками. Впрочем, если не брать в расчет мелочи, боевая механика мало чем отличается от World of Warcraft и EverQuest 2.Доброе слово и «мобу» приятноКуда оригинальнее обставлены квесты. Во-первых, все NPC полностью озвучены. Некоторые сочтут это пустой роскошью и потерей времени, но на самом деле голоса преумножают эффект погружения. Беседы приятно читать и слушать — их качество не уступает классическим RPG BioWare. Кроме того, помимо привычных «убей»/«принеси», миссий по сопровождению и прочих стандартных ММО-развлечений (поручения типа «уничтожь Х таких-то противников», слава Йоде, занесены в бонусную категорию), встречаются стопроцентно «разговорные» задания.Однажды ко мне обратился один из наставников и попросил разузнать о паре студентов, которых он подозревал в интимной связи (Энакин и Падме подтвердят: романтика до добра не доводит!). Парень и девушка, застуканные с поличным, предложили кристалл для светового меча в обмен на молчание. Я сдержал обещание и не «спалил» любовников, хотя потом напомнил про должок. Судя по последним репликам, им уготовано невеселое будущее…Как и положено у BioWare, исход моральной дилеммы влияет на мировоззрение героя. Убедили горстку «зеленых» падаванов отомстить за смерть друзей — стали ближе к темной стороне, оставили безумных твилеков-партизанов без опасного суперзелья — сделали шаг к свету. Мы выбираем фразы на диалоговом кольце а-ля Mass Effect. Если в разговоре участвует несколько живых людей, каждый указывает свой вариант, игра подбрасывает кубик и решает, кто из отряда получит слово. При этом очки репутации выдают независимо. Если человек голосовал за «хороший» ответ, но в итоге победил «плохой», его карма, тем не менее, станет чуточку лучше.Операция «Flashpoint»Поскольку Тайтон — огромный «туториал», постепенно вводящий в курс дел, авторы ведут народ на длинном поводке. Позже, на галактических просторах (Тарис! Татуин! Нар Шаддаа!), где локации значительно шире, количество личных квестов уменьшится, а тех, что можно выполнять сообща с другими классами, — возрастет.Чтобы мы смогли ощутить командный дух, нас разбили на группы по трое и отправили во «flashpoint». События этого эпизода разворачиваются после отъезда с Тайтона. Крейсер Республики, летящий на Корусант, попадает в ловушку. Пособники императора взяли судно на абордаж и уже захватили ряд отсеков. Единственный выход — перебить наглецов, нанести ответный визит на их корабль и вывести из строя реактор (кому охота узнать, во что влипнут ситхи, — читайте наш репортаж с gamescom 2009).Путь к спасению был непростым. Штурмовики и дроиды толпами кишели в залах и коридорах — по «мясу» на квадратный метр канадцы явно переборщили, тем более что враги в основном стояли как вкопанные. Мешали прохождению и частые программные ошибки, что неудивительно — BioWare привезла в Лондон еще сырой альфа-билд. Главный сценарист Дэниел Эриксон (Daniel Erickson) пошутил: «Сейчас вы видите один сплошной „баг“ с элементами геймплея».Только российская тройка настигла и покарала финального «босса». Одержать верх над злодеями нам помогли компьютерные напарники, обладающие уникальными талантами, характерами и, конечно, квестами. Игрок волен взять с собой в странствия одного компаньона; остальные сидят в резерве. Поклонники «сингловых» блокбастеров BioWare и одиночки, презирающие шумные компании, одобрят задумку, да и в партиях электронные спутники не станут обузой.«Скамейка запасных», которая, как в KotOR и Mass Effect, отдыхает на корабле, тоже приносит пользу. Сбор ресурсов, поиск редких предметов, создание вещей, дипломатия (т.е. смещение нашей кармы в нужную сторону) — все это можно переложить на плечи ИИ, причем работа не прекращается и в офлайне. Заказал вечером доспехи, заглянул на сервер с утра — вуаля! Такой подход к «крафтингу» избавляет от кошмарной рутины, отравлявшей ту же Star Wars Galaxies. «Представьте Дарта Вейдера, добывающего руду. Не удается? Правильно — у него есть подчиненные».Путевка на АльдераанСвежий взгляд BioWare коснулся и PvP-режима. Для выяснения отношений предназначены «warzones» — по сути, многопользовательские матчи, в которых предусмотрены подбор участников и эксклюзивные награды. Мы увидели одну арену — Альдераан, где бушует пламя гражданской войны. Республиканцы и имперская гвардия делят три ключевые точки ради контроля над гигантской пушкой, способной сбить неприятельский десантный крейсер. Если бы не ММО-образная динамика боя, происходящее вполне сошло бы за сетевой экшен.Альдераан — лишь одна из множества PvP-зон. В ближайшие месяцы BioWare поведает о битве на заброшенном корабле, где действуют совершенно иные правила. Отдельного упоминания, вероятно, удостоятся и массовые загулы вроде PvE-рейдов. Все равно Star Wars: The Old Republic, чей первый камень заложили аж в 2006-м, не спешит к финишной черте. Лучше опоздать, чем упасть в грязь лицом.