Paradox
©
Fisana

Перейти к содержимому


Фотография

Украинский героический эпос


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 10

#1 Alexander_1987

Alexander_1987

    CiЧовий дiд

  • Шляхта
  • 2 552 сообщений
  • Откуда:Кубань/Россия
  • Награды:
  • Создатель:Time of changes:TW; Ogniem i Mieczem 2: TW
Регистрация: 09.апр.09
Слава: 115

Отправлено 19 октября 2009 - 20:02

Вот прочитал в инете интересную статью:

Казак Мамай: истоки образа и украинские параллели 

В.В. Грибовский, кандидат исторических наук

Изображение Нажмите, чтобы прочитать

  • 0
«Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.»

"Тарас Бульба", Н.В. Гоголь.

#2 AppS

AppS

    Брат Сардельерам

  • Шляхта
  • 2 278 сообщений
  • Откуда:Україна
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW, Гетьманат:TW
Регистрация: 13.окт.07
Слава: 323

Отправлено 24 октября 2009 - 18:28

віршик Газі II Герая

Проста душа для нас ліпша як простий ріст,
Від чорних брів миліший конський хвіст.

До луків тужимо ми все й до гострих стріл,
Більш ніж до гарних облич та до жіночих тіл.

Товариш наш - меч гострий та твердий,
Байдуже до пухких та білих нам грудий.

Ми серце до коня в'яжем, щоб бистро ніс,
Не до маленьких ніг та золотистих кіс.

Острогами коня зіпнем, хай бистро грає,
А жадна Пері нас очима не спіймає.

Ми присвятилися війні й боям святим,
Рум'яне личко й стан дівочий - менше з тим!

Душа в нас кожного лиш боротьби жадить,
Замість води й вина нам кров ворожу пить!


===================================

чем-то напоминает:

Степ широкий - то ж мій сват,
Шабля, люлька - вся родина,
Сивий коник - то ж мій брат.
Шабля, люлька - вся родина,
Сивий коник - то ж мій брат.

  • 1
Посеред сцени стоїть крісло, позбавлене художнього смаку.

#3 Alexander_1987

Alexander_1987

    CiЧовий дiд

  • Шляхта
  • 2 552 сообщений
  • Откуда:Кубань/Россия
  • Награды:
  • Создатель:Time of changes:TW; Ogniem i Mieczem 2: TW
Регистрация: 09.апр.09
Слава: 115

Отправлено 24 мая 2010 - 01:06

Из книги А.Н.Труш "Воспитание казака - характерника".

Изображение Нажмите, чтобы прочитать
Иван Сiрко — великий воин-характерник



Год и место рождения Ивана Дмитриевича Сирко неизвестны. По некоторым данным, он родился в семье шляхтича на Подолье. По другим — Сирко родом из казацкой слободы Мерефы Слободской Украины (нынешней Харьковской области). По преданию, уже рождение Ивана Сирко было необычным — мальчик родился с зубами, чем испугал всех присутствующих! Отец попытался исправить ситуацию, заявив, что Иван «зубами будет грызть врагов».Но это мало успокоило селян. К ребенку относились с опаской, и в какой-то мере это было оправданно, потому что он с детства проявлял необычные способности, которые впоследствии стали просто сверхъестественными.
Иван Сирко, необычайно талантливый воин и выдающийся политический деятель своего времени, осуществил около 50 военных походов, и не потерпел ни одного поражения.

Чего стоит только участие во франко-испанской Тридцатилетней войне (1618—1648) на стороне французов! В 1646 году, согласно договору с французами, подписанным Богданом Хмельницким, 2500 казаков через Гданьск по морю добрались до французского порта Кале. Вели казаков полковники Сирко и Солтенко. Именно благодаря военному искусству запорожцев удалось взять неприступную крепость Дюнкерк, которая находилась в руках испанцев.

Крепость имела важное стратегическое значение — ее называли «ключом от Ла-Манша». Французы многократно пытались взять Дюнкерк, но тщетно. А казаки взяли крепость за несколько дней и, по сути, вручили французам столь желанный «ключ».Воевал Сирко и против турецкого султана, одерживая многочисленные славные победы. Не зря турки и татары называли Сирко Урус-Шайтаном и Семиголовым драконом.Именем легендарного атамана подписано знаменитое письмо турецкому султану Мухаммеду IV — то самое, которое увековечил на своей картине Илья Репин!Авторитет Ивана Серко в Сечи был огромен. Поэтому неудивительно, что запорожские казаки 12 раз избирали его кошевым атаманом — с 1659 года по август 1680-го, т.е. до самой смерти.


Казаки-характерники

Это вполне реальные, хотя и удивительные факты. Но о Сирко говорили и вовсе невероятные вещи.Например, что его не брали ни пуля, ни меч. Что Сирко — оборотень, который может превращаться в волка! И что был он «великим характерником». Но кто такие характерники?Так в Запорожской Сечи называли людей, которых сегодня назвали бы магами или экстрасенсами. Они на самом деле обладали сверхъестественными способностями.Казакам-характерникам, владевшим тайными знаниями, приписывали разные умения: находить и прятать клады, заговаривать раны, и, что уж совсем невероятно, «мертвых на ноги ставить, ядра полами кафтанов ловить на лету, и в мгновение ока переноситься из одного края степи в другой!»Считалось, что характерники способны обращаться в волков. В дохристианские времена бога-громовержца представляли в сопровождении двух волков, или хортов.Именно о превращении в хорта говорится в легендах про атамана Сирко. Недаром слово «сiрко» — один из эпитетов волка. Не случайно и то, что от слова «хорт» происходит название острова Хортицы.

Есть легенды, в которых казак-характерник превращается в зверя, чтобы попасть в иной мир и вернуть к жизни умирающего или только что умершего товарища. Считалось, что это можно сделать лишь в облике волка.Похоже, характерники владели также искусством гипноза. А чем еще можно объяснить рассказы о том, как они напускали на врагов «морок»?

В рассказах о запорожцах часто упоминаются случаи, когда казацкий отряд, встретившись с превосходящими силами противника, «прятался». Для этого казаки быстро втыкали колья вокруг отряда казаков, чтобы получилась изгородь.

Характерники внушали врагам, что перед ними обыкновенная роща. И «замороченные» враги просто проезжали мимо. Но иногда им везло гораздо меньше: характерники с помощью магических заклинаний могли заставить врагов перерезать друг другу глотки!Даже стихии покорялись характерникам! Им были подвластны огонь, вода, земля и воздух. Говорят, они могли разогнать облака, вызвать грозу или, наоборот, успокоить разбушевавшуюся стихию.

Неудивительно, что в народе говорили: «Запорожский казак может обмануть самого черта».

Великий характерник

Характерниками считались многие казацкие гетманы, кошевые атаманы и полковники: Дмитрий Байда-Вишневецкий, Иван Подкова, Самойло Кошка, Иван Богун, Северин Наливайко, Максим Кривонос.

Говорят, однажды Иван Богун провел ночью войско через польский лагерь, и ни одна собака не залаяла!


Но самым знаменитым и могущественным характерником был атаман Иван Сирко. «Кошевой Сирко был превеликий колдун. Недаром его турки прозвали шайтаном…»

Запорожцы говорили, что равного Сирку в целом свете не было. Рассказывали, что когда он подставлял руку под удар сабли, на ней оставался лишь синий след. Сирко умел наводить на врагов сон, часто при этом оборачиваясь белым хортом.

Но Сирко не только побеждал людей, а и нечистую силу. Речку Чертомлык назвали так потому, что в ней Сирко убил черта: тот только «мликнул» (мелькнул) ногами, когда Сирко выстрелил в него из пистоля.

Бурной оказалась не только земная жизнь Ивана Сирко, но и посмертная. Великий воин-характерник даже после смерти продолжал побеждать врагов! Он завещал казакам после его смерти отрезать его правую руку и ходить с ней в походы.

Казаки выполнили завет атамана и, встречаясь с неприятелем, выставляли вперед его руку со словами: «Душа и рука Сирка с нами!» Казаки верили: где рука — там и удача. Поэтому запорожцев еще долго боялись и турки, и ляхи. В одном предании Сирко даже назван Сирентием Праворучником. Руку кошевого захоронили только после разрушения Запорожской Сечи…

А на могиле Сирка была надпись на кресте: «Кто будет семь лет перед Пасхой выносить по три заполы земли на мою могилу, то будет иметь такую силу, как я, и будет знать столько, сколько и я».
  • 0
«Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.»

"Тарас Бульба", Н.В. Гоголь.

#4 SHREDDER

SHREDDER

    Админ

  • Генеральна Cтаршина
  • 24 374 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Прозвище:Коваль
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW; Call of Warhammer:TW; The Third Age:TW; МиБ:ОиМ; Гетьманат:TW; Ogniem i Mieczem 2: TW
Регистрация: 25.июн.06
Слава: 3 608

Отправлено 24 мая 2010 - 17:39

Пересвет,
это не в Исторический - это в "Сказки и легенды " ;)
  • 0

#5 Alexander_1987

Alexander_1987

    CiЧовий дiд

  • Шляхта
  • 2 552 сообщений
  • Откуда:Кубань/Россия
  • Награды:
  • Создатель:Time of changes:TW; Ogniem i Mieczem 2: TW
Регистрация: 09.апр.09
Слава: 115

Отправлено 24 мая 2010 - 20:08

SHREDDER, ну элементы сказок в статьях есть, но и исторические факты приведены.
  • 0
«Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек.»

"Тарас Бульба", Н.В. Гоголь.

#6 Стрiлець

Стрiлець

    Кошовий Осавул

  • Старшина
  • 6 022 сообщений
  • Откуда:Світ Божий
  • Прозвище:Странник
  • Награды:
Регистрация: 01.фев.07
Слава: 484

Отправлено 24 мая 2010 - 21:18

SHREDDER, ну элементы сказок в статьях есть, но и исторические факты приведены.

Пересвет, в мифах покопаться - тоже не без исторических фактов будет))
а это именно миф, сравни у Даля:

Миф
м. греч. происшествие или человек баснословный, небывалый, сказочный; иносказанье в лицах, вошедшее в поверье

Тему объединил с подобной, открытой ранее.
  • 0

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.


Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»

1 Іоанна.4:20.21


#7 Стрiлець

Стрiлець

    Кошовий Осавул

  • Старшина
  • 6 022 сообщений
  • Откуда:Світ Божий
  • Прозвище:Странник
  • Награды:
Регистрация: 01.фев.07
Слава: 484

Отправлено 12 мая 2018 - 23:27

Такий козак Мамай. 2018
 
0tupwfG.png
 
//https://imgur.com/a/0tupwfG

Від старшої дочки мені подарунок на день народження  -_-

Сообщение отредактировал Стрiлець: 13 мая 2018 - 03:08

  • 4

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.


Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»

1 Іоанна.4:20.21


#8 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 953 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 27 марта 2020 - 13:10

Не героический эпос)

http://likbez.org.ua...rakterniki.html

 

http://likbez.org.ua...aIO-iBmPSizkg1w

 

Немного европейского суеверия

https://warspot.ru/1...sstvo-ne-umirat

 

Катерина Диса. Історія з відьмами. Суди про чари в українських
 воєводствах Речі Посполитої
 XVІІ-XVІІІ століття
 

Европейській християнській культурі властиво було приписувати ворогам демонічні риси.

У регіонах Центральної і Східної Европи були свої, придатніші для демонізації герої. Однією з найпопулярніших репрезентацій чорта тут був «німець»: у польських і білоруських землях Речі Посполитої та в Естонії Диявол часто виступає в подобі німецького шляхтича.

Водночас у народів-сусідів спостерігаємо інші тенденції. Наприклад, у Московії в XVI-XVII століттях демони були «ляхами» й «литвинами». А в польській поемі «Sejm piekielny - satyra obyczajowa» (1622) подибуємо біса, який говорить руською мовою, а його брат тримає під контролем усю Московію і заодно Поділля.

Як бачимо, «інший» необов’язково був іноземцем або ворогом - сусід так само міг прибрати демонічних рис. Це добре ілюструють польсько-руські стосунки XVI - середини XVII сторіччя: русин і поляк, живучи поряд, не втрачали своєї «інакшости», сприймали опонента-сусіда як істоту не зовсім зрозумілу і тому небезпечну.

Ставлення до сусідів стало ще підозріливішим у часи загостреної релігійної полеміки на початку XVII сторіччя. З одного боку, релігійних опонентів можна було звинуватити у використанні чарів, з іншого - у надмірному марновірстві й забобонах. Дедалі більше подій пояснювали дією чар і відьомства. У так званому «Острозькому літописці» під 1633 роком описано дивну подію: однієї ночі над церковною банею спалахнули три величезні свічки, які можна було бачити впродовж трьох годин. Забобонні поляки, спостерігаючи незвичайне явище, вирішили, що тут не обійшлося без «руських чарів».

Наприклад, уніятський єпископ Афанасій, «улюблений» переступник із нотаток Петра Могили, нібито не цурався користуватися послугами чародійників для досягнення своїх злих цілей.

Взаємна демонізація сягнула апогею в часи воєн середини XVII сторіччя. Вчорашні союзники-козаки опинилися по той бік шанців, відтепер їхні успіхи нерідко пояснювано втручанням диявольських сил. Уважалося, що козаки активно користуються підтримкою відьом, самі ворожать і практикують чари. Казали, наприклад, що вони вміють за допомоги чарів знаходити сховані під землею скарби. Нібито козаки радяться з відьмами і покладаються на їхню допомогу під час битв і облог. З такими уявленнями не дивно, що поляки пояснювали свої поразки чарами: битву під Пилявцями (вересень 1648 року) вони програли, бо Хмельницький скликав відьом залякати їх; у битві під Збаражем (липень 1649 року) козаки теж скористалися чарами, про це був навіть знак - блискавка вдарила у польський табір і розколола держалко у корогви.

Успіхи відомих людей у цей період так само пов’язували з магією і відьомством. Про київського воєводу Адама Киселя, чиї вдала кар’єра, «інакшість» (він був русином) і дипломатичні здібності породжували чимало пліток, подейкували серед іншого, що його мати була відьмою. Та головним героєм таких переказів був, безперечно, Богдан Хмельницький. Саме він, як стверджували тогочасні польські автори, найчастіше користався відьомськими послугами. У нього було навіть кілька «особистих відьом», із якими він неодмінно радився перед кожною битвою, а відьма на ім’я Маруся передбачила його поразку під час облоги Замостя (листопад 1648 року).

Найвідоміший у зв’язку з відьомством епізод війни битва під Заславом (травень 1649 року). Сестру козацького ватажка Донця, який обороняв захоплений козаками Заслав, сучасники вважали відьмою. Щоразу перед боєм вона ворожила й провіщала козакам майбутнє. Самуель Твардовський описує, як перед Заславською битвою, коли вже наближалося коронне військо, сестра Донця попередила його, щоб козаки відступали, бо їх чекає невдача. Але цього разу брат її не послухав, прийняв битву і програв. За словами Твардовського, відьму-сестру арештували, а разом з нею ще одну відьму на ім’я Солоха. Буцімто Солоха колись була особистою відьмою Хмельницького, захищала його від зурочення і зачарування. Обох відьом стратили, відрубавши голови.

У Мартина Кучваревича своя версія подій. Він потверджує, що сестра Донця була відьмою, а далі розповідає так: щоразу перед битвою вона виїжджала на герць і те, як завершувався її поєдинок, передвіщало кінець цілої битви. Перед Заславською битвою вона теж стала до герцю, але зазнала поразки і тому кричала братові, щоб тікав. Після цього й сама вона загинула. Козаки, справді, програли битву і покинули Заслав, прихопивши іншу відьму. Коли ж до міста ввійшло коронне військо, виявилося, що там залишилася ще одна відьма - згадана Твардовським Солоха, особиста відьма Хмельницького. У версії Кучваревича вона була не тільки помічницею гетьмана, а й коханкою, допомагала йому під Пилявцями. Відьму спочатку катували, під час тортур вона нібито весь час засинала, а потім спалили.

Як бачимо, демонічні риси приписували будь-кому з «інших», «чужих», але рівень демонізації залежав від «інакшости»: ворога демонізували куди інтенсивніше, ніж сусіда.
 


Сообщение отредактировал Anri: 27 марта 2020 - 13:16

  • 3

#9 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 953 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 02 июня 2021 - 21:54


  • 2

#10 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 953 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 30 июня 2021 - 22:37

Письмо киевских обывателей гетману и войску Запорожскому 1621 р.

https://www.sedmitza...2967/ASZR_1.pdf

HI0mNB9.jpg

 

 

 


  • 1




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Total War: WARHAMMER

Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.

Подробней о Total War: WARHAMMER

Total War: Attila

Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2

Total War: Rome 2

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

Подробней о Total War: Rome II