Нажмите, чтобы прочитать На востоке пролегает длинная горная цепь суровых Апуччини, отделяющая равнины Тилии от дикой местности Порубежных княжеств. В старину, жестокие племена орков толпами валили из Скверноземелья, именно через область, управляемую теперь Порубежными князьями и по горам Апуччини, дабы грабить богатства Тилии. В горах всё ещё опасно и набеги орков случаются, но их отнюдь не так много, как было раньше.
На западе горы Абаско отделяют Тилию от засушливого плато Эсталии. Единственный большой тильянский город на этой стороне полуострова — Тобаро, извлекающий выгоду из естественной защиты гор и изрезанной береговой линии со многими скалистыми островами.
Тилия — не единое государство, объединённое чем-либо. Тильянцы даже говорят, что их анархичность естественна и они не согнутся ни под каким правителем. Неудивительно, что Тилия представляет собой пёструю смесь отчаянно-независимых княжеств: одни управляются деспотами, другими — сильными купеческими князьями, а некоторые — республиканскими советами разных типов.
Основные княжества Тилии:
Истерзанное княжество Тобаро
Могучее княжество Миральяно
Беспокойное княжество Трантио
Вероломное княжество Павона
Мятежная республика Ремас
Безмятежная республика Вереццо
Древнее княжество Лучинни
Могучая крепость Монте-Кастелло
Упадочное пиратское княжество Сартоза
Разрозненные княжества и республики, составляющие Тилию, очень разнообразны, и всегда находятся в рознях и разногласиях. Но хотя и они боролись друг с другом на протяжении многих столетий, их объединяет одно: все они считают, что тильянцы — самые храбрые воины и самые лучшие ремесленники во всём мире!
Тильянский ландшафт
Тилия — более тёплая и солнечная земля, чем Империя или Бретонния. Самые южные её области может поразить засуха в разгар лета, тогда как прибрежные равнины зелены, плодородны и легко культивируемы. Это богатая и плодородная земля. Моря полны рыбой, а подножия гор покрыты лесом, что делает их превосходными охотничьими угодьями. Тильянцы известны своей отменной кулинарией и виноделием, и существует огромная конкуренция между ними и бретонцами — кто же из них больше понимает толк в хорошей пище! Горы Апуччини суровы и скалисты, покрыты мелкой растительностью, но не столь холодны и заснежены, как более высокие горные хребты дальше на севере. Горы Абаско почти такие же, тогда как Ирранские горы, будучи частью Убежищ, намного более морозны и коварны.
Гнилые топи — полностью оправдывают своё название: это обширное пространство мрачной и опасной трясины. Тильянцы почти никогда не рискуют приближаться к ним или делать там что-либо; немногие из ушедших туда возвращаются обратно.
Тилейское море тёплое и спокойное. Оно иногда бывает неспокойно, но это его коварство проявляется лишь вокруг скалистых островов побережья к югу от Тобаро и на морских путях пиратов. За исключением этих мест, море тихое, в нём легко плавать малым парусным судам и ухоженным галерам. Это очень способствует морской торговле между тильянскими городами, но при этом делает побережье уязвимым для набегов пиратов, корсаров Аравии и налётчиков из таких далёких земель, как Норска или даже Наггарот.
Краткая история Тилии
Легендарное происхождение тильянцев
Эльфийские учёные говорят о таинственном городе, исчезнувшем под Гнилыми топями в далёком прошлом. Этот город назывался Тил (Til), Тилае (Tilae), или, возможно, Тилос — невозможно узнать наверняка. Тилос (Tylos) или Тилеус (Tyleus) — имя легендарной фигуры в тильянском фольклоре, традиционно он считается отцом тильянцев. Если эти легенды верны, это означает, что современные тильянцы происходят от первобытных людей, живших около этого странного, древнего города, исчезнувшего под Гнилыми топями.
Однако, сегодняшние тильянцы вряд ли могут быть потомками горожан Тилоса, которые по-видимому погибли в катаклизме, разрушившем их город. Они зато вполне могут быть потомками народностей, возделывавших зерновые культуры и пасших стада овец, одевавших и кормивших жителей соседней столицы. Одна легенда повествует о рабской десятине, которой были обложены эти племена: они должны были посылать рабов в Тилеус, чтобы те трудились на его великих строительных объектах. Когда город Тилос (если это настоящее его название) был уничтожен, без сомнения, великое бремя дани было снято с людей окружавших его областей.
Жалкие останки прошедшего Золотого века
Много лет назад, эльфов Ултуана привлекали берега Тилейского моря, где они основали несколько колоний, ставших частью их торговой сети в Старом Свете. Руины большинства из них ныне погребены под построенными на них тильянскими городами, но есть некоторые, что всё ещё остались лежать кучами каменной кладки и упавшими колоннами, заросших дикими цветами и плющом. Там ведут свои раскопки расхитители могил в поисках древних эльфийских драгоценностей и реликвий.
Вблизи от Гнилых топей не существует каких-либо известных эльфийских руин. Возможно, это потому что эльфы решили сторониться древнего города Тилоса, населённого, без сомнения, дикими и примитивными людьми. Эльфы однако торговали с этими людьми и, возможно, именно от этих контактов тильянцы унаследовали свои торговые традиции. Превосходящая их цивилизация и высокая эльфийская культура, должно быть, произвели на местных людей большое впечатление, ведь они мало знали о металлообработке или даже письменности, до того как прибыли эльфы.
Возвышение тильянских городов-государств
Ещё до того, как высшие эльфы покинули Старый Свет, тильянские племена уже обживали плодородные прибрежные равнины. Несмотря на общность происхождения и традиций, поселения, выраставшие на эльфийских руинах, никогда не объединялись в единое королевство. И на то были две веские причины:
Во-первых, в отличие от Империи и Бретоннии, Тилии повезло — она не была наводнена орками и гоблинами после войны эльфов с гномами и последующего исхода из эльфийских городов. Это произошло из-за гор, отделяющих этот полуостров от материка со всех сторон кроме моря. Тильянцам не пришлось бороться за выживание с дикими расами расплодившимися по их землям. И хотя скавены и заполонили разлагающиеся руины в Гнилых топях, эти захватчики предпочитали скрываться, редко появляясь на окружающих их землях. Цивилизованная жизнь, культура и особенно торговля — всё способствовало процветанию, в то время как северные народы познали только войну в жестокой и длительной борьбе с зеленокожими. Когда же эти дикие людские племена всё-таки ворвались в Тилию, они увидели многолюдные города с мощными стенами и хорошо оснащённые армии, противостоящие им.
Во-вторых, у тильянцев очень обострённое чувство независимости, решительности, и, как говорят некоторые, ими просто невозможно управлять силой. Тильянское чувство гордости и верности всегда в первую очередь относится к его собственной семье, к его нынешним делам, а уж затем, к его городу. Попыткам создания империи в Тилии всегда отчаянно сопротивлялись. Города в течение многих лет сопротивлялись стремящимся завоевать их тиранам, и любой, покоривший несколько городов, и начавший называть себя «королём» или «императором», мог бы считать свою судьбу решённой — зверское убийство последует незамедлительно!
Тильянский гений
Живой ум тильянцев производит много великих художников, архитекторов, учёных, исследователей, торговцев, изобретательных гениев, астрономов, дипломатов и волшебников, которыми так славится Тилия. Возможно здесь сказывается древнее влияние эльфов. Ранний контакт с подобной развитой цивилизации наверное и является той самой причиной столь разительного отличия тильянцев от народов Империи и Бретоннии.
Интриги и убийства также органично вошли в жизнь тильянцев, как и прекрасная пища и музыка. Любой, кто осмелится пререкаться с могущественным тильянским князем, влиятельным торговцем или кредитором, скорее всего напорется на остриё кинжала или, что более вероятно, будет кормить рыб на дне местной гавани. Как следствие этого, вырос целый класс профессиональных убийц, отравителей, наёмных головорезов, более чем готовых отомстить от имени своих клиентов. Едва ли можно удивляться, что на земле, где деньги покупают власть и военную мощь, они могут купить и правосудие, или, если называть вещи своими именами, месть!
У этих наёмных убийц жуткая репутация, и никто, даже самые влиятельные тилбянские купцы, не хотели бы оказаться их врагами. Предупреждения обычно достаточно, чтобы исключить саму мысль о предательстве или лицемерии. Окровавленный кинжал, воткнутый в дверь или же в какого-нибудь невинного слугу — это самый явный признак подобного неодобрения. Нахождение неприятной записки поутру рядом с вашей подушкой, также действуют отрезвляюще на многих.
Только исконный тильянец достаточно сведущ в тонкостях подобных интриг, однако это не всегда срабатывает по отношению к представителям других рас. Когда Голгфаг Людоед служил Лоренцо Лупо, он тем или иным способом умудрился перессорится с большинством местных жителей. Проснувшись и увидев отрезанную голову лошади на своей подушке, он просто заметил, что это была лучшая лошадиная голова, которую он когда-либо ел. Несколько последующих попыток покушений на его жизнь привели к резкому сокращению числа профессиональных убийц в Луччини. В какой-то момент, убийц и отравителей в его городе осталось так мало, что Лоренцо Лупо был обеспокоен возможностью полного крушения общественного строя!
Тильянские наёмники
Tilea is the home of the mercenary, where Dogs of War go to find employment and where would-be Lords and rulers go to find them. It is split into many squabbling republics and a principality which ensures that there is always work for a warrior willing to fight for gold. No mercenary worth his sword will ever get bored in Tilea!
Every year, expeditions large and small set off for the fabled lands of Lustria and Cathay, seeking new trade routes or simply off to plunder. This makes Tilea a magnet for every scoundrel with a lust for gold and an eye for adventure. It is the heroes' starting point in countless tales of daring exploits, brave rescues, and impossible deeds — and some stories arc true!
The Rise of Mercenaries
From early times, the merchants of Tilea hired soldiers to defend their ships from pirates on the high seas and to escort their merchandise on overland trade routes. Of course, warehouses and property also had to be guarded, and so it became usual for merchants to maintain troops more or less all the time.
The various mercantile families also used their mercenaries to further their political ambitions at home, either to make themselves absolute rulers of their cities, or to oppose such tyrants and proclaim a republic! In Tilea money is power — and power, military might and status all amount to pretty much the same thing.
The Mercenary Bands
The demand for soldiery led to the establishment of numerous mercenary bands — soldiers who sold their services to whichever merchant, trader or banker happened to require them. Merchants would sometimes hire troops on a more or less permanent basis, but most would be hired only when needed. Besides, the fees charged by the very best fighters were far too high for ordinary merchants to pay. The most successful mercenary captains became rich and influential in their own right, and their services were soon in demand throughout Tilea. Rivalry between the different merchants inevitably led to raids and even outright wars. When this happened it was the mercenaries that settled things, and the side which could muster the most money would usually win pretty quickly!
Merchants would sometimes squander entire fortunes hiring mercenaries to fight their wars, whilst money lenders were all too eager to provide more cash secured against future earnings.
In this way the armies of Tilea developed as mercenary armies. Many good fighters grew rich on the profits, whilst warriors from all over the Old World would gravitate to Tilea where their talents would be appropriately rewarded.
Invasions and Strife
The Tileans were lucky that their lands remained largely free of Orcs, Goblins and other monstrous creatures during the early years. However, this could not last for ever, and in 475 a vast horde of greenskins invaded Tilea from the east.
The Tilean merchants were not used to fighting foreign invaders — most of their battles were against each other! The sudden appearance of brutal greenskinned savages burning crops, torching farms, and making off with merchant caravans was quite a shock. So several of the most powerful merchants got together and hired the biggest army ever seen in Tilea up until that time.
The mercenary army marched out to meet the Orc tribes. The Tilean general pitched his tents on one side of a mighty river from where he could observe the Orcs' crude encampment. Obviously he was pretty appalled at the mess and ruin that the Orcs had caused on the other side of the river. The thought of such crude and uncultured creatures running loose in Tilea was too awful to contemplate.
However, the Tileans did notice a very strange thing as they observed the greenskins' camp. The various Orc contingents would occasionally stop whatever task they were about and begin to fight each other. Indeed, the whole Orc army was plainly riven with dissent, and only the personal attention of the big Orc warlord was keeping it together. This gave the cunning Tilean general an idea.
The Tileans decided that rather than fight the Ores they would simply hire half the Ore army to fight the other half. That way, no matter which side won, the Tileans couldn’t possibly lose. What’s more, the spoils won by the victorious half would pay for the cost of hiring them!
How exactly this was accomplished is not recorded, but that the plan worked is beyond doubt. The Orcs were promptly defeated. The Orcs who had been hired for the battle were promptly re-employed and sent off to the frontier under the command of a Tilean general, to beat up the Orc tribes that were still there.
Since that day the Tileans have cheerfully employed mercenaries of many races. Encouraged by the willingness of Tileans to pay for good soldiers regardless of race, mercenary bands have flocked to Tilea to find work. As a result, Tilea has become a melting pot where soldiers from many lands can be found.
Adventurers
Eager to open up new trade routes the merchants of Tilea have always been willing to finance expeditions of exploration. Not only can this lead to new discoveries and increased profit, but it also removes a great many mercenary bands from Tilea itself. In times of peace this is seen as a good thing because it means that unemployed mercenaries, who would otherwise spend their time wandering the cities of Tilea looking for trouble, are diverted towards more profitable pursuits.
The Tileans have always been willing to spend money to make money, and are able to finance and equip expeditions that other peoples would find impossible. Consequently, Tilea has become a haven for navigators, cartographers, explorers, and discoverers. Scarcely a month goes by without one expedition or other setting off for Lustria, the Southlands, or overland to Cathay. Big expeditions require whole armies of hired warriors, most of whom are destined to perish horribly in the jungles and deserts of some foreign land — assuming they don’t get shipwrecked or drowned beforehand!
For the lucky few who meet with success, the rewards are great. The most successful generals return home as heroes, their ships stuffed to the gunnels with treasure, their journals filled with highly imaginative accounts of new lands, exotic tribes, and their own heroic deeds. Others don’t return home at all, but set themselves up as rulers of the cities and lands that they discover, where they live in the lap of luxury.
Теперь по княжествам.
Тобаро
Tobaro — перевод Ваймс
Тобаро — единственный большой город, расположенный на западном берегу Тилийского моря. Здесь узкая прибрежная равнина Тилии отделена от засушливых нагорий Эсталии горами Абаско. Тобаро находится на побережье, береговая линия которого очень изрезана, особенно на юге, где есть много небольших скалистых островов. Они населены существами, похожими на птиц, и называющимися сирены (Sirens), которые поют так сладко, что соблазняют неосторожных и те гибнут, налетев на скалы. По большей части эти острова необитаемы, за исключением нескольких достаточно изолированных и отдалённых, чтобы служить убежищем пиратов и грабителей.
Давным-давно Тобаро был эльфийским форпостом, с центром на высокой скале, доминирующей над местностью, и позже ставшей городским акрополем. На его плоской вершине, окружённой прочными стенами, и стоит дворец князей Тобаро и верхний город. Нижний город окружён внешней стеной огромной прочности. Тобаро выдержал несколько осад, устояв перед эсталийцами, а также полчищами Аравии, во время похода султана Джаффара, намеревавшегося завоевать Эсталию. Тобаро предоставил порт, из которого бретоннцы и тилейцы могли посылать помощь осаждённым эсталийцам.
Именно по этой причине султан Джаффар и осадил Тобаро как с моря, так и с суши, но город не сдался. Гораздо более серьёзная угроза возникла позже, когда скавены прорвались в древние эльфийские катакомбы в скале акрополя. Это позволило им напасть на город изнутри, где ему не могли помочь сильные укрепления. Резня на улицах и разрушение города было ужасным.
Князю Тобаро, Мельдо Марчелли (Meldo Marcelli), удалось бежать со многими из своих солдат и большинством судов. Прибыв в Ремас, он потратил все свои богатства, наняв великую армию наёмников, включая мощный контингент из самого Ремаса.
Не теряя времени даром, Мельдо и его армия, поддержанные силами эльфийских моряков, взяли город штурмом и отбили его, оттеснив скавенов обратно в катакомбы. И уже там, в скале акрополя, продолжилась жестокая битва, пока все скавены не были окончательно изгнаны. В наши дни, большинство этих туннелей засыпаны и гарнизон наёмников постоянно стоит на страже глубоко в недрах акрополя.
Тобаро остаётся княжеством, но лишь формально. Меньше, чем через три столетия после героического возвращения города Мельдо Марчелли, его семья, тем или иным способом управлявшая княжеством, развалилась на враждующие фракции. Существовало несколько кандидатов на княжеский титул, которые были заняты составлением заговоров друг против друга, когда по городу начало ходить роковое пророчество. Это пророчество предсказывало, что следующий князь Тобаро обречён встретить ужасный конец. Соперники решили не рисковать и выбрали свинью председательствовать на совете граждан в качестве князя по крайней мере до тех пор, пока не сбудется предсказание! Ничего однако не произошло. Проходили годы, а свинья носила положенную по должности княжескую шляпу и золотую цепь. Тобаро становился всё более мирным городом, чем раньше. Претенденты на престол начали беспокоиться и один из них устроил заговор с целью убить свинью. Когда об этом узнали его конкуренты, то было сказано, что любой, кто убьёт свинью, титулованную теперь как Пигголо Первый (Piggolo I), фактически, совершит государственную измену и будет сам зарезан как свинья! Свинья правила до старости, пока во время смотра гвардии, не упала с крепостных стен Тобаро в море!
К тому времени, из всех претендентов на княжеский титул в живых оставался лишь один, и поэтому он принял власть без каких-либо проблем. С тех пор, Тобаро остаётся княжеством, несмотря на многочисленные заговоры и попытки провозгласить республику.
Миральяно
Миральяно — оплот борьбы против скавенов. Находясь вблизи зловонных и источающих болезни Гнилых топей, Миральяно веками страдает от вспышек чумы. Красная Оспа 1812 была ужасней всех, она унесла жизни трёх четвертей населения города. В заражении обвинили больших крыс и с тех пор, город нанял профессиональных крысоловов среди своих наёмников. Кроме уничтожения крыс, крысоловы сражаются с бегающими в сточных каналах скавенами-кишкодёрами. Никто не знает точно, откуда прибывают скавены, за исключением того, что их множество обитает около Гнилых топей. За их головы, за мёртвых или живых, назначена высокая цена.
Со времён Красной Оспы большая часть старых, разваливающихся зданий, была восстановлена принцами Миральяно. Изначально, город не был эльфийской колонией и многие столетия застраивался хаотично. Принцы постепенно вводили упорядоченный план города. Он первоначально был спроектирован великим Леонардо де Миральяно, по поручению принца Косимо. Потребовалось много столетий, чтобы осуществить этот план до конца. Каждый последующий принц и множество торговых семейств, стремились украсить город дворцами, площадями, прекрасными мостами и скульптурами.
Миральяно разделён несколькими и изящными каналами и множеством других, узких. Народом они используются как улицы, поэтому постоянно ходят богато украшенные баркасы, плавающие через весь город, под множеством мостов. Но каналы могут стать зловонными и сделать город уязвимым к эпидемиям. Помимо этого, каналы облегчают проникновение в город агентов скавенов. Чтобы избежать этого, есть канальные ворота — огромные, железные, опускающиеся решётки, преграждающие путь и охраняемые крысоловами. Оборона Миральяно крепка, в ней используются особенности болотистой местности вокруг города. Ров очень широк и стены специально построены так, чтобы обеспечить крепостной артиллерии максимальное преимущество. Всё это — работа гения Леонардо, до того, как он стал служить Императору.
Принцы Миральяно всегда покровительствовали учёным и наукам, в мере, необходимой для искусств, но не более того. Будучи достаточно близко к горным перевалам и несколько столетий находясь под некоторой угрозой со стороны Бретоннии и Империи, принцы были особенно обеспокоены проблемами войны и обороны. Неудивительно, что не только Леонардо де Миральяно, но и Борджио Осаждающий начинали свою карьеру в этом городе.
В укреплениях есть несколько высоких башен, дающих хороший обзор далеко за плоской местностью. К сожалению, из-за зыбкости болотистой почвы, большинство из них наклонилось под странными углами. Однако, благодаря исключительным инженерным навыкам архитекторов (среди которых был Леонардо), башни не падают. Миральяно установил моду в архитектуре, которая была скопирована другими городами, в частности Луччини, чьи принцы известны особенным чувством юмора. Теперь каждый город имеет свою падающую башню, а если её нет, то стремится обзавестись. Подобное могло случится только в Тилее! Борджио однажды заметил, что казнённые люди лучше всего смотрятся на падающей башне. Он знал о чём говорит! Борджио часто казнил дюжину своих врагов за раз. Говорят, за время его правления под весом повешенных казнённых башня наклонилась ещё на пару градусов!
Трантио
Трантио — город-выскочка. Много веков назад он из себя совсем ничего не представлял. Расположенный посреди холмистой местности, в чём-то вроде болота, он не очень то процветал от торговли. Это один из первых городов, свергнувших своего принца и ставших республикой. Эта республика держалась долгое время, но, в конечном счёте, настало время упадка. Но все попытки наёмных армий Ремаса и Миральяно захватить город провалились — республика в нужный момент переходила на другую сторону. Трантио известен тем, что играет на противоречиях двух конкурентов, пытаясь сохранить свою независимость.
Всё изменилось, когда Марко Коломбо вернулся из Люстрии с несметными сокровищами. Взяв наёмную армию своего покровителя, Орландо, изгнанного принца Трантио, ему удалось захватить город и стать его принцем.
Марко был образцом принца и достаточно умным, чтобы сохранить свою прибыль и создать для надёжности свою семью, торговых принцев из Трантио. Вскоре, город начал процветать, в торговле он использовал своё положение, чтобы торговать с западом через море и с востоком через горы. В итоге, Трантио стал одним из самых культурных и красивых тилейских городов. Мастерство гномов и их изделия двигаются на запад вдоль старого торгового пути через Трантио, в Тилию и на запад. Это повлияло на качество и материал зданий, выполненных с использованием многих гномьих технологий строительства. Укрепления, сторожки и башни особенно массивны. Огромное количество мрамора было добыто в карьерах в горах Апуччини, а так же экзотичного камня трантине, испещрённого розовыми прожилками, которым город стал известен. Из этого камня сделана огромная скульптура Гроттио, «Пять граций», украшающая ныне площадь Вереццо.
Павона
Небольшой город Павона быстро возвысился, став серьёзным конкурентом Трантио в торговле на восточном направлении: с Гномьими королевствами, Порубежными княжествами и далее. Столь жёсткой была эта конкуренция, что между двумя городами постоянно околачивались наёмные генералы. Было не только множество войн, но и попыток договориться. Так появились породнившиеся семьи князей. Договоры и браки были зачастую недолгими, последние заканчивались либо отравлением, либо каким-нибудь другим убийством.
Обычно, Трантио и Павона стоят поперёк горла друг другу, и их жёсткая конкуренция со стороны кажется губительным недостатком. Но как только появляется армия любого другого города, они забывают свои ссоры и объединяют силы, чтобы разбить общего врага. Именно поэтому Луччини, Вереццо и Миральяно потерпели унизительные поражения на холмах вокруг Трантио или Павоны.
Сама Павона всё ещё меньше многих других тильянских городов. Город известен своими многочисленными мостами, пролегающими не над реками или каналами, а высоко над узкими улицами, позволяя дворянам переходить из одного дома или дворца, в другой, без необходимости спускаться в суматоху нижних улиц.
Ремас
Ремас — большой, старый город, расположенный на побережье. Огромная, круглая гавань Ремаса, как говорят, была построена высшими эльфами для своих торговых судов. Теперь, даже при том, что многое разрушено и огромные куски каменной кладки лежат, наполовину погруженные в море, гавань всё ещё укрывает большой и сильный флот Ремаса. Узкий вход в гавань перекрывает огромный мост, опирающийся на большой каменный пирс. Он не только связывает две стороны города, но и несёт на себе много прекрасных зданий и дворцов торговых королей по обеим сторонам улицы. Они возвышаются на три, четыре, пять этажей с нависающими балконами. Башни есть на обоих концах и в середине моста, а так как они в Тилее, некоторые из них наклоняются под бросающими вызов силе тяжести углами, поддерживаемые многочисленными, колоссальными опорами!
Остальная часть Ремаса раскинулась в пределах длинных оборонительных стен. Город очень густонаселён и известен своей сильной, наёмной армией, состоящей большей частью из пикинёров. Они служат в качестве эскорта во многих торговых домах. Город-государство Ремас был относительно устойчивой республикой в течение нескольких столетий, благодаря этим войскам, сопротивлявшимся тиранам и потенциальным завоевателям бессчётное количество раз.
Ремас стал республикой во время голода, от которого пострадала вся Тилея. Этот голод был вызван эпидемией, принесённой крысами и мышами, которые ели зерно на полях и в амбарах. Положение было настолько плохим, что зерно необходимо было ввозить отовсюду, где был его излишек, но благодаря торговому опыту тилейцев и их морякам, сделки были заключены и зерно поставили из таких мест, как Бретонния и Империя.
Некоторые торговые принцы поддались искушению втайне сохранить зерно, чтобы потом продать его по высокой цене. Излишне говорить, что прокатилась волна восстаний, свергающих таких принцев, что и случилось в Ремасе и Вереццо.
Худшее, из всего случившегося с Ремасом, это набег тёмных эльфов в 1487. Флот галер, который должен был бы защищать подходы к гавани, весь находился в море; тёмные эльфы, под прикрытием тумана, бывшего совсем не сезонным, достигли входа в гавань. Тем не менее, их суда были остановлены в ужасной «Битве на мосту», в которой большая часть моста была разрушена и сожжена тёмными эльфами, захватившими много людей в рабство. Наёмный гарнизон Ремаса смог удержать оба конца моста, враги же, пресыщенные разрушением, ушли. Это нападение возмутило всю Тилею и мост всё равно был восстановлен в былой своей славе. Горожане лелеют глубокую ненависть к наггаритянам и очень рады предоставить наёмников, артиллерию и военные галеры по сниженной цене любому, кто воюет с ними.
Из-за своего особого положения, Ремас часто находится в состоянии войны со своими основными торговыми конкурентами: Миральяно, Вереццо и Луччини. Множество раз флот Ремаса бился на море с Лучинни и пиратами Сартозы. Тобаро же часто выступает союзником Ремаса, и его наёмники помогли принцам Тобаро удержать город в нескольких осадах и многочисленных заговорах. Стоит изучить опыт правления республики Ремас, так как это наименее коррумпированная и самая долгоживущая республика. Каждая из сильных торговых семей представлена в совете пятидесяти. Это собрание обсуждает каждую проблему и принимает решения и законы. Три члена совета выбираются случайным образом каждый год, чтобы председательствовать в нём. Политика республики в этот год определяется интересами председателей и их семьями. Так, если один из председателей более всего причастен к торговым предприятиям, то республика, вероятно, будет финансировать их в этом году. Если один из председателей — патрон искусств, то республика может ожидать новое общественное здание, украшенное лучшими художниками в Тилии. Но если один или более председателей будут именитыми наёмными генералами, то соседние города, встревожившись, начнут ремонтировать оборонительные стены!
Однако, есть одна слабость в системе управления республики Ремас — председатели иногда ссорятся друг с другом. Это, случается, приводит к гражданским войнам, в которых противники выставляют друг против друга наёмников. Внезапные изменения сторон и приход к согласию между председателями не редкость, что даже приводит к путанице в рядах в гуще сражения!
Проблема обычно состоит в том, что один из председателей пытается стать единственным князем, а остальные, в интересах республики, сопротивляются его попытке узурпировать власть. Часто такие попытки захвата власти приводят к убийству или серии уличных боёв, что ведёт к объявлению вне закона и изгнанию неудавшегося тирана и его сторонников
Вереццо
Вереццо, также как и Ремас, республика, хоть и отличная от него по своей структуре. Вереццо находится внутри страны, возвышаясь над плодородной равниной своими стенами и многими башнями. Город занимает небольшую площадь, он переполнен людьми. Улицы очень узкие и извилистые, дома строятся очень высокими из-за недостатка места. Некоторые настолько высоки, что стали подобны оборонительным башням. Причина кроется в том, что стены настолько прочны и имеют настолько хорошее месторасположение – единственная возвышенность на многие мили вокруг, что горожане не хотят изменять и расширять их, строя менее мощные укрепления.
Как и Ремас, Вереццо стал республикой после большого голода. Принц тайно хранил зерно и попытался продать его горожанам по грабительской цене. Вскоре, он был свергнут не без помощи наёмников, и была провозглашена республика. В Вереццо она намного боле демократична, чем в Ремасе, вероятно, из-за множества торговых семейств, и всякий, с великодержавными стремлениями, рискует быть убитым несколькими кварталами.
В Вереццо существует сложная система голосования, в которой торговые семейства делятся на фракции, различающиеся на голосовании цветами (красные, зелёные, синие и жёлтые). Цвета ассоциируются с конкретными фракциями и курсами политики, которой они придерживаются, т.е. после голосования, в Ремасе или Луччини могут сказать: «в Вереццо к власти пришли красные – у нас проблемы!» или «пока в Вереццо жёлтые – взаймы не давать» и т.д. Цвета также различают команды в различных буйных играх, проводимых на тесных площадях города. Конечно же, такие игры всегда приправлены политикой и интригами!
Луччини
Луччини стоит на берегу тилейского моря, на южной оконечности Тилеи, напротив острова Сартоза. Этот город постоянно воюет с пиратами Сартозы и имеет сильный галерный флот. Фактически, Луччини одна из самых мощных военных сил в Тилее и множество прославленных наёмных генералов познало там своё ремесло.
Город очень стар и строился вокруг высокой скалы, названной акрополем. Как и акрополь в Тобаро, этот был центром древней эльфийской колонии. Ходит легенда, что Луччини основан близнецами: Луканом и Луччини, ставшими королём и королевой пастушеского племени, которое обосновалось на разбросанных руинах акрополя. На его вершине они построили свой дворец. Город был назван в честь Луччини, считающейся богиней-покровительницей. Лукан также почитается как божество и на акрополе есть прекрасный храм божественным близнецам. Принцы Луччини обычно ведут свой род от этих двух легендарных фигур, поэтому, существуют две конкурирующие фракции: те, кто утверждает, что происходит от Лукана и те, кто считает, что Луччини — их предок. Не удивительно, что город переходил из рук в руки между этими династиями столько раз, что никто толком и не упомнит, и не без крови, проливавшейся столь же обильно, как вино на пирах, которыми знаменит город!
Князья Луччини часто обладают странным чувством юмора, как говорят, это семейная черта, берущая своё начало от их предков. Любой, утверждающий свои права как принца, если он кажется довольно мрачным и грустным, скоро будет убит или сослан более весёлым соперником. Стремящийся стать принцем старается укрепить мнение горожан о себе, убивая или свергая своих противников особенно смешным способом! Поэтому говорится: «Князь Луччини наиболее опасен, когда он смеётся!».
Монте-Кастелло
Крепость Монте-Кастелло построена на грандиозных развалинах самой восточной из древних эльфийских цитаделей. Она была захвачена гномами, вскоре обосновавшимися там; они отстроили фундамент, расширив крепость. Много веков спустя, великий генерал наёмников Железняк (Ferrante, может так и написать — Фэрранте? И сохранится итальянское звучание — прим. пер.) «Жестокий» надстроил над руинами крепость, для охраны восточных проходов к Луччини с моря.
Монте-Кастелло остаётся восточным форпостом Тилеи. За протяжёнными, бесплодными землями Пограничных князей, управляющих восточной стороной гор Апуччини. Эта земля часто завоёвывается орками и гоблинами. Первоначально, крепость была построена для отражения вторжений орков и гоблинов с востока, а также от любых врагов, наступающих с Чёрного залива и укрепляющихся на тилейском полуострове. Крепость стоит на необработанной скале, контролируя узкие проливы, ведущие в залив Слёз.
Твердыня очень сильна, её многократно перестраивали и улучшали несколько лучших вождей наёмников. Традиционно в Кастелло стоят гарнизоны, набранные со всей Тилеи, за счёт всех тилейских городов-государств, которые видят в этом выгоду — безопасность целого региона. Только лучшие наёмники своего времени, и их генералы нанимаются на такую работу.
Кастелло осаждали множество раз, но он никогда не бывал в руках врага. Самая известная осада длилась более года. Гарнизон, сократившийся до пятисот тилейцев, оказался внезапно окружённым более ста тысячами орков и гоблинов во главе с Унгутом Мерзким (Unguth the Vile), рассчитывавшим захват Монте-Кастелло как прелюдию к вторжению в саму Тилею. Гарнизон Кастелло, отбивая бесчисленные приступы и вынося бесконечные недели осадной войны, уменьшался на несколько людей каждый день, в то время как орочья орда постоянно пополнялась новыми, многочисленными отрядами, стремящимися присоединится к могучей армии орков.
Обложенный с суши, Кастелло снабжался по морю, пока этот маршрут не был перекрыт кораблями неизвестного противника, желающего видеть крепость поверженной раз и навсегда. И по сей день никто не знает наверняка, кто напал на поставляющие фураж галеры. Тилейцы часто обвиняют в этом аравийских корсаров или пиратов, но самый зловещий слух утверждает, что суда кишели паразитами, переносимыми крысами, и это была часть злых планов скавенов.
Отчаянно голодая, гарнизон держался до тех пор, пока командир наёмников, старый и решительный Галеаццо (Galeazzo), не был смертельно ранен, отражая очередное нападение орков. Его спешно отнесли с валов в комендантскую. Тогда же, в Кастелло, жила грозная и горячая генеральская дочь, Монна Лисса (Monna Lissa). Несмотря на все её усилия остановить кровь раны взяли своё — Старый Галеаццо умер. Монна Лисса, опасаясь, что гарнизон падёт духом, надела броню своего отца, изображая самого Галеаццо. В таком виде она командовала гарнизоном, отразив ещё три приступа в последующие дни. Отразив последний из них, Монна Лисса потеряла свой шлем и воины заметили её длинные, волнистые локоны. Они потребовали объяснений. Узнав о смерти их командира, наёмники впали в уныние. Они решили рискнуть всем и в последней вылазке бежать назад, в Тилею, бросив Каселло.
Монна Лисса просила их не отправляться на верную смерть, отдавая, тем самым, Кастелло в руки неприятеля, но никакие убеждения, даже обещания огромных наград золотом, не заставили их передумать. Тогда, Монна Лисса заметила, что если бы орки взяли Кастелло, то они конечны уничтожили бы шедевр Тинтоверди (Tintoverdi’s) «Пять сезонов», украшающий банкетный зал в комендантской. Это лучшая фреска во всей Тилее, если не мире. Она умоляла всех тех, кто желает остаться и защищать это сокровище до смерти, сделать шаг вперёд, остальные, если хотели, могли уйти.
Один за другим солдаты выходили вперёд, говоря со слезами на глазах: «Я погибну от орков за каракули Тинтоверди!» и «Никакой орк не смеет смотреть на изображение Весны!» и подобные вещи. В конечном счёте, весь гарнизон решил драться до конца. Осада продолжалась ещё три месяца и Кастелло не был взят. Монна Лисса сама была смертельно ранена гоблинской стрелой в тот день, когда с Кастелло была снята осада огромной армией, марширующей из Луччини. Она разбила и рассеяла огромную орочью орду. Войдя в крепость, они насчитали двадцать пять пикинёров. Вокруг стен было так много трупов орков и гоблинов, что ими был заполнен весь ров — по ним могла спокойно пройти осадная башня орков!
Со времён великой осады Монте-Кастелло, Монна Лисса стала символом удачи и победы. Причём так, что на боевых знамёнах наёмников изображавшаяся богиня войны тилейцев Мирмидия, имела черты Монны Лиссы, как на знаменитом её портрете работы Селлиботти.
Сартоза
На острове Сартоза скалистый берег и суровые внутренние районы. У эльфов там была колония, которую впоследствии заняли тилейцы с материка. К сожалению, построенный ими город был разрушен тёмными эльфами совместно с флотом Сеттры. Почти всё население погибло или было захвачено в рабство.
Долгое время город Сартоза оставался разоренным. Затем, норсийцы-налётчики высадились на острове, легко преодолев сопротивление рассеянных жителей и малого гарнизона войск из Лучинни. С этой базы они разоряли побережья Тилеи до тех пор, пока не были разгромлены Каппо Кинно (Cappo Cinno, Каппу Чинно? — прим. пер.). Оставшиеся норсийцы были наняты Лучинни и остались на острове для его охраны. Их потомки были вырезаны вторгшимся флотом Аравийских корсаров во главе с Нафалом Мукью (Nafal Muq) в 1240. Они удерживались на острове примерно двести пятьдесят лет, все это время будучи постоянной угрозой. Было несколько морских сражений около Сартозы, между корсарами и галерами Лучинни, Ремаса и Тобаро.
Наёмная армия, под командованием Лучано Катена (Luciano Catena) отбила остров у корсар. Он был принцем Лучинни и потомком, как предполагало его имя, божественных близнецов, Лукана и Лучинни. Эмир Абд аль Вазак (Abd al Wazaq) и его корсары были оттеснены в свою цитадель в город Сартоза, и принуждены сдаться после долгой и чрезвычайно кровавой осады. Лучано позволил аль Вазаку уйти назад, в Аравию, оставив множество спрятанных сокровищ, в основном, предметов искусства, награбленных в Тилее. Аль Вазек также оставлял свой огромный гарем, который он от безысходности обучил как личных телохранителей. Они были тут же взяты на работу тилейцами как наёмный полк! Выжившим корсарам позволили остаться, они были наняты Лучано и служили в его флоте. Это был один из первых случаев, когда наёмники из Аравии поступили на службу тилейского генерала.
Лучано и его наследники какое-то время управляли Сартозой как княжеством. За это время город был восстановлен и его укрепления усилены. В скором времени, он стал базой наёмного флота принцев Лучинни. Но спокойный период был кратким. Стало много наёмных отрядов, занимающих крепости в различных частях острова, а некоторые — разные башни в самом городе. Учащались восстания против принца, Сартоза становилась всё более и более неуправляемой. Правление принца на острове окончательно завершилось, когда взбунтовалась наёмная флотилия галер на Сартозе. Остров быстро впал в анархию, банды наёмников сражались друг с другом.
Большинство наёмников на острове стало пиратами, грабя тилейские суда и всё, пересекающее под парусом Тилейской море. Это оказалось намного более прибыльным, чем ремесло наёмника — шансы на выживание выше, а возможностей обогатиться — больше. Разные банды наёмников, занимающие остров, прекратили драться между собой и стали сотрудничать в своих пиратских планах. Нападения на суда и берега Тилейского моря приносили толпы пленников и заложников, которых никогда не выкупали. Они пополняли всё увеличивающееся население Сартозы, и она стала известна как дикое и бурное логово пиратов.
Стало традицией выбирать «Пиратского принца» Сартозы. Конечно, это громко сказано — принц, по отношению к тому, кто в реальности не управляет, а только разрешает споры по поводу награбленного, верша жестокое правосудие. Много таких принцев столетиями приходили и уходили, вплоть до нашего времени. Большинство, так или иначе, кончали плохо! Несомненно, дольше всех продержалась печально известная «Пиратская принцесса» Сартозы, потому что по её репутации, она была в десять жесточе любого из своих предшественников, и это отнюдь не преувеличение!
Город Сартоза — хаотичное скопление руин и жилья, эльфийской и гномьей архитектуры, смешанное с тилейской и аравийской, всё залатанное различными способами жителями, после обстрелов, сделанных мимоходом от проходящих судов. Многие пиратские кабаки — пещеры, выдолбленные в толще скал. Ходят слухи, что в разных местах, на протяжении всего острова спрятано множество сокровищ. Только вот карты, купленные на улицах Сартозы, вряд ли будут надёжны!