C ВикипедииКак свидетельствуют многочисленные энциклопедии, воздвигнутый по преданию вторым римским царем Нумой Помпилием храм Януса (Ianus Geminus) играл особую роль в военных делах Древнего Рима.
В целом храм Януса представлял собой небольшое прямоугольное строение с двумя воротами. Когда принималось решение объявить войну, главное государственное лицо – царь или консул – отпирал ключом двойные двери храма. Вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, проходили под арками перед двумя, смотрящими в противоположные стороны, ликами Януса. В продолжение всей войны ворота храма оставались открытыми. Когда заключался мир, вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога. После этого «тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью», вновь запирались на ключ…
По свидетельству Плутарха, ворота храма Януса практически не закрывались 700 лет: с момента его основания до периода правления цезаря Августа Октавиана. Плутарх пишет: «XX. В Риме находится <...> храм с двумя дверьми, «дверями войны»: их отворяют во время войны и запирают во время мира. Делать это приходится, конечно, редко, да и трудно – громадная империя всегда ведет войну с каким-либо соседним с его владениями иностранным государством. Он был заперт только после победы императора Августа над Антонием, раньше – в консульство Марка Аттилия и Тита Манлия, да и то на короткое время. Вскоре затем началась война, и он был открыт. В царствование Нумы никто ни один день не видел его растворенным: все сорок три года он стоял запертым. Всюду было устранено все, дававшее повод к войне. Стали мягче, изменились к лучшему нравы не только римлян, народа, которому царь подавал пример справедливости и кротости, но и жителей соседних городов, как будто из Рима пахнуло чем-то свежим, задул здоровый ветер, принесший с собою спасительную перемену. Всех охватила страстная любовь к порядку и миру, к занятию земледелием, к тихой семейной жизни, желание молиться богам. <...> Историки говорят, что в царствование Нумы не было ни войны, ни восстаний или волнений. У него не было ни врагов, ни завистников. Никто не покушался отнять у него престол, никто не составлял против него заговоров. Быть может, это происходило из-за страха перед богами, считавшимися защитниками царской власти, быть может, из уважения к его нравственным качествам или по воле свыше, только его жизнь была чужда всякого греха, была вполне чиста. <...> видя в жизни самого царя ясный, блестящий пример добродетели, они (люди, толпа – M.A.) охотно станут слушаться умных советов и в любви и согласии друг с другом, помня о справедливости и праве, изберут себе новую жизнь, чистую и счастливую. К этой прекраснейшей цели должна стремиться каждая власть. Царь, который может дать такую ХРАМ ЯНУСА Как свидетельствуют многочисленные энциклопедии, воздвигнутый по преданию вторым римским царем Нумой Помпилием храм Януса (Ianus Geminus) играл особую роль в военных делах Древнего Рима. В целом храм Януса представлял собой небольшое прямоугольное строение с двумя воротами. Когда принималось решение объявить войну, главное государственное лицо – царь или консул – отпирал ключом двойные двери храма. Вооруженные воины, отправлявшиеся в поход, проходили под арками перед двумя, смотрящими в противоположные стороны, ликами Януса. В продолжение всей войны ворота храма оставались открытыми. Когда заключался мир, вооруженные войска вновь проходили перед статуей бога. После этого «тяжелые двойные дубовые двери храма, украшенные золотом и слоновой костью», вновь запирались на ключ… По свидетельству Плутарха, ворота храма Януса практически не закрывались 700 лет: с момента его основания до периода правления цезаря Августа Октавиана. Плутарх пишет: «XX. В Риме находится <...> храм с двумя дверьми, «дверями войны»: их отворяют во время войны и запирают во время мира. Делать это приходится, конечно, редко, да и трудно – громадная империя всегда ведет войну с каким-либо соседним с его владениями иностранным государством. Он был заперт только после победы императора Августа над Антонием, раньше – в консульство Марка Аттилия и Тита Манлия, да и то на короткое время. Вскоре затем началась война, и он был открыт. В царствование Нумы никто ни один день не видел его растворенным: все сорок три года он стоял запертым. Всюду было устранено все, дававшее повод к войне. Стали мягче, изменились к лучшему нравы не только римлян, народа, которому царь подавал пример справедливости и кротости, но и жителей соседних городов, как будто из Рима пахнуло чем-то свежим, задул здоровый ветер, принесший с собою спасительную перемену. Всех охватила страстная любовь к порядку и миру, к занятию земледелием, к тихой семейной жизни, желание молиться богам. <...> Историки говорят, что в царствование Нумы не было ни войны, ни восстаний или волнений. У него не было ни врагов, ни завистников. Никто не покушался отнять у него престол, никто не составлял против него заговоров. Быть может, это происходило из-за страха перед богами, считавшимися защитниками царской власти, быть может, из уважения к его нравственным качествам или по воле свыше, только его жизнь была чужда всякого греха, была вполне чиста. <...> видя в жизни самого царя ясный, блестящий пример добродетели, они (люди, толпа – M.A.) охотно станут слушаться умных советов и в любви и согласии друг с другом, помня о справедливости и праве, изберут себе новую жизнь, чистую и счастливую. К этой прекраснейшей цели должна стремиться каждая власть. Царь, который может дать такую жизнь, может внушить такие мысли своим подданным, – лучший из царей! Нума, кажется, лучше других понял эту истину»… Ворота храма закрывались трижды: 1) Нумой Помпилием – на срок 43-х лет; 2) в консульство Тита Манлия, по завершении Первой Пунической войны (264–241 гг. до н.э.)1; 3) окончательно – после битвы при Акции, когда 2 сентября 31 г. до н.э войска внучатого племянника покойного Цезаря Октавиана разгромили союзный флот Антония и Клеопатры, и 12 января 29 до н.э., по решению римского сената, двери храма были окончательно закрыты в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн. М.Артемчук «Врата Януса: к истории одного тютчевского словоупотребления» (в сокращении). жизнь, может внушить такие мысли своим подданным, – лучший из царей! Нума, кажется, лучше других понял эту истину»…
Ворота храма закрывались трижды: 1) Нумой Помпилием – на срок 43-х лет; 2) в консульство Тита Манлия, по завершении Первой Пунической войны (264–241 гг. до н.э.)1; 3) окончательно – после битвы при Акции, когда 2 сентября 31 г. до н.э войска внучатого племянника покойного Цезаря Октавиана разгромили союзный флот Антония и Клеопатры, и 12 января 29 до н.э., по решению римского сената, двери храма были окончательно закрыты в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн.
М.Артемчук «Врата Януса: к истории одного тютчевского словоупотребления» (в сокращении).
О самом боге Янусе и храме.Храм Януса — некогда храм двуликого бога на римском форуме между базиликой Эмилией и курией.
Внутри храма находилась бронзовая статуя Януса, небольшая прямоугольная постройка имела две двери, которые оставались открытыми во время войны и закрывались во времена мира. Плутарх сообщает, что «Последнее случалось весьма редко, ибо империя постоянно вела войны, в силу огромных своих размеров непрерывно обороняясь от варварских племен, ее окружающих.»Руины храма не сохранились, однако есть изображения на монетах императора Нерона.
Ворота храма закрывались:
[*]Нумой Помпилием
[*]в консульство Тита Манлия, после завершения Первой Пунической войны
[*]после сражения при Акции, двери храма были закрыты в знак окончания продолжавшихся почти сто лет гражданских войн.
[*]при Нероне
[*]при Веспасиане
[/list]
В римской мифологии Янус был богом ворот, дверей, дверных проемов, начала, и окончания. Его самый очевидный остаток в современной культуре - его тезка, месяц январь. Хотя он обычно изображался с двумя лицами, смотрящими в противоположных направлениях (Janus Geminus (близнецы Янусы) или бифронтальный Янус), в некоторых местах он был Janus Quadrifrons (с четырьмя лицами). Римляне связали Януса с этрусской богиней Ани. Янус часто использовался, чтобы символизировать изменение и переходы, такие как прогрессия прошлого к будущему, одного условия к другому, одного видения к другому, и одной вселенной к другой. Следовательно, Янусу поклонялись в начале урожая и в начале каких-либо действий, так же как браки и рождения также входили в его сферу поклонения. Также он представлял переход между варварством и цивилизацией, сельской страной и городами, и молодостью и взрослой жизнью.
Янус, как предполагалось, приехал из Фессалии в Греции и поделился королевством с Камисой в Лацио. У них было много детей, включая Тиберинуса (Tiberinus). Янус и его более поздняя жена, Ютурна (Juturna), были родителями Фортуна (Fontus). Другую его жену звали Яна (Jana). Исторически, однако, он был одним из немногих римских богов, у которого не было готовой греческой копии, или аналогичной мифологии. Как единственный правитель Лацио, Янус объявил Золотой Век, вводя деньги, законы и сельское хозяйство (факты, сделавшие его героем культуры). Когда Ромул и его люди похитили женщин Сабин (Sabines), Янус заставил горячий источник прорваться, заставляя потенциальных нападавших сбежать. В честь этого события двери в его храмы были сохранены открытыми во время войны так, чтобы он мог легко вмешаться. Двери и ворота были закрыты во время мира.
Скульптурно Януса изображают с двумя лицами. Первоначально одно лицо было всегда бородато, а другое чисто выбритое; первоначально Янус представлял собой солнце и луну. Он обычно изображался с ключом. Одно предложенное происхождение названия итальянского города Генуи - происхождение от слова Янус (Janus). Храм Януса в Риме был расположен на улице по имени Argiletum, важная дорога, которая соединяла римский Форум и жилые области на северо-востоке. Это был маленький, деревянный храм, и строительный материал предполагает, что культ Януса имел почтенную старость. Это подтверждено несколькими фактами. Самые старые списки богов обычно начинались с его имени; он был окружен divom deus, очень древней формой латыни, означающей "бог бога"; и его портрет может быть найден на самых старых римских монетах.
Перед принесением каждой жертвы его призывали и проводили процедуру возлияния. Но это не означает, что современные ученые действительно понимают культ бога дверей (ianuae) и начала. Во время господства императора Августа (27 г. до н.э. – 14 г. до н.э.), римляне начали соединять такие вещи с культом Януса, которые первоначально не имели никакого отношения к нему. К сожалению, у нас нет текстов, предшествующих этому периоду, которые лишают возможности восстанавливать оригинальный культ. Храм в Аргилетуме (Argiletum) состоял из двух ворот; культовая статуя была между ними. Это была очень древняя статуя; автор Плиний Старший упоминает это как доказательство, что искусство скульптора существовало в Италии в самые древние времена. У Януса также был храм в Риме с двупольными дверями, которые назывались воротами войны; поскольку храм всегда стоит открытый во время войны, но закрыт, когда мир прибыл. Последний был трудным вопросом, и это редко случалось, так как царство было всегда занято в небольшой войне, поскольку ее увеличивающийся размер принес войну с варварскими нациями. Но во время Августа двери были закрыто, после того, как он сверг Марка Антония.
Храм Аргилетум с Воротами войны не был единственным местом, где римляне поклонялись Янусу. С другой стороны Тибра, алтарь был посвящен этому богу на 'холме Янус' (Ianiculum). Второй алтарь был установлен на холме Оппиус (Oppius), который играл роль на церемониях, когда мальчик становился мужчиной. Консул Маркус Дуиллиус построил храм на Овощном рынке (Форум Голиториум), после своей военно-морской победы (260 г. до н.э.). Этот храм был восстановлен императором Тибериусом. В этом храме, двенадцать алтарей были установлены и посвящены двенадцати месяцам (одного из них, января, возможно, назвали в честь бога Януса). Наконец, была Арка Януса с четырьмя лицами, Janus Quadrifons, в Велабруме.
Вопрос нумер два: в самом верхнем источнике сказано, что храм был оконочательно закрыт 12 января 29 года до н.э., а в википедии считается, что закрыт при Веспасиане (как я понял примерно в 71 году). О первой дате я ничего не нашел и поэтому склоняюсь ко второму варианту. И неужели его больше после этого не открывали? Ведь Рим потом и дальше воевал.
И хотелось бы еще увидеть подтверждение того, что его закрывали после битвы при Акциуме. В той книге, что я читал там это не упомянулось.