Интересные бронетанковые факты
#1
Отправлено 26 сентября 2010 - 13:45
Думаю любой харьковчанин сразу узнает здание харьковского Центрального универмага на площади Розы Люксембург.
А что за странный танк стоит возле него? Приглядимся повнимательнее к его ходовой.
Да, это действительно трактор.
Всем известен Одесский бронетрактор НИ-1 (или «На испуг»).
А вот о харьковском бронетракторе известно крайне мало.
Оборона Харькова была гораздо более тяжелой, нежели оборона Одессы. Отсутствие выхода к морю и поддержки флота плюс гораздо более активное наступление не позволили удержать город.
20 июля 1941 года Госкомитет обороны выпустил постановление «Об экранировке легких танков и о бронировании тракторов». Харьковский тракторный завод (ХТЗ) должен был стать одним из основных производителей бронированной тракторной техники. Тем не менее за базу бронетрактора приняли машину Сталинградского тракторного завода СТЗ-3 (хотя испытывали и другие тракторы). Шасси усилили и «подогнали» под гусеницы для более мощного СТЗ-5 в целях лучшей проходимости. Кабину демонтировали, на ее месте разместили бронированную (толщина – до 25 мм) рубку с 45-мм танковой пушкой. Новый бронетрактор получил индекс ХТЗ-16 и был поставлен на производство в Харькове. Детали для него должны были поступать с Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ), а бронелисты – с Мариупольского завода им. Ильича. Разработку трактора вели специалисты НАТИ.
Создатели попросту не успели. В начале сентября 1941 года началось производство ХТЗ-16, а 15 сентября немцы уже завершили окружение советских войск под Киевом. Германская армия наступала стремительно: 18 сентября была взята Полтава, – и было принято решение эвакуировать ХТЗ вместо ранее планируемой круговой обороны. Более того, к моменту эвакуации Новокраматорского завода он успел поставить не более сотни боекомплектов для тракторов, что в любом случае ограничивало возможности выпуска.
Командование имело указание удержать Харьков до 23 октября, чтобы обеспечить полную эвакуацию заводов и населения. Героические части советских войск справились: Харьков был взят лишь 20 октября, все стратегически важные объекты успели эвакуировать. Но вернемся к танкотрактору.
До начала эвакуации ХТЗ успел выпустить около 50 машин, хотя изначально суммарно на СТЗ и ХТЗ планировали собрать 800 тракторов. Они принимали участие в боях за Харьков. Вот, собственно, и все. ХТЗ-16 представляли собой полноценные боевые агрегаты, способные отразить атаку противника, что они и делали – в том небольшом количестве, в котором были выпущены. В отличие от НИ-1, ни одного ХТЗ-16 в классическом виде не сохранилось.
Помимо Одессы и Харькова, бронетракторы (правда, выпущенные «самопалом», в одном-двух экземплярах) воевали в Ленинграде. Данных об этих машинах практически нет.
И женского рода все как одна: красавицы, лошади, власть и война... (Редьярд Киплинг)
Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков (Вольтер)
И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков (Михаил Шолохов)
#2
Отправлено 27 сентября 2010 - 12:55
В разные времена и в разных странах осуществлялись смелые попытки скрещения различных артиллерийских систем с необычными и зачастую несоответствующими своей задаче транспортными средствами. Одним из наиболее курьёзных примеров является оснащение французскими оружейниками мотороллера Vespa (с одноцилиндровым двухтактным двигателем объёмом 145 см³ и максимальной скоростью 66 км/ч) 75-мм орудием безоткатного типа, на котором водитель мотороллера сидел во время поездки. К орудию прилагалось несколько снарядов повешенных в ящиках по бокам мотороллера.
Практичность такого оружия в условиях бездорожья вызывает сомнения, так как мотороллер отнюдь не является вездеходом, и перетаскивание мопеда с орудием через непроходимые для него участки силами водителя и возможного его пассажира (перевозка пассажира возможна, если мотороллер не перегружен) наверняка отнимут больше времени, чем переноска орудия силами расчета без мотороллера.
В настоящее время безоткатные орудия по большей части заменены противотанковыми гранатомётами, такими, например, как популярный в странах третьего мира РПГ-7. Зачастую гранатометчики пользуются кроссовыми мотоциклами с хорошей проходимостью. Такой вариант гораздо более практичен, так как гранатомётчик имеет возможность выстрелить в любую сторону практически сразу после остановки и после выстрела немедленно выйти из боя, вместо того, чтобы тратить время для извлечения орудия и его треноги из мотороллера, сборки, заряжания орудия и необходимости после выстрела либо оставить орудие и отъехать, либо тратить время на погрузку 52-килограммового орудия на мотороллер. Так или иначе, французы приобрели около 800 таких САУ (по 500 долларов за единицу) и использовали это устройство во время войн в Алжире и Индокитае. Французы довольно быстро решили, что пушка слишком тяжела для мотороллера и по большей части мотороллеры без пушек были использованы курьерами по прямому назначению.
#3
Отправлено 27 сентября 2010 - 20:04
Первый советский бронированный автомобиль появился в 1946 году. Это был личный автомобиль Сталина, суперсекретное изделие – ЗИС-115. Сталин панически боялся покушения. Система его охраны была круглосуточной и круглогодичной. Он никогда не пользовался одним автомобилем два дня подряд. На автомобилях, которые его возили, номера были установлены только сзади и постоянно менялись. Никто в ]]>гараже]]> не знал, на каком автомобиле сегодня поедет вождь. Он постоянно менял и запутывал маршруты. Часто в автомобиле он садился на приставной стул, а сзади садились другие люди.
Внешне автомобиль Сталина не отличался от серийного автомобиля. Но это была только видимость. В двери, перегородки и дно кузова были вделаны броневые листы, в отделке салона использовались самые дорогие материалы. Сидения набивались пухом гагары и обшивались роскошным сукном. Кузов имел индекс «изделие 100». Его бронировали на военном заводе по спецзаказу.
Каждая броневая панель машины проходила проверку: она подвергалась испытательному обстрелу на соответствие высшей категории защиты. На каждой, даже самой маленькой детали машины был выбит номер машины. Оконные стекла толщиной 75 мм были пуленепробиваемыми и приводились в движение встроенными в двери домкратами. Сами двери, кроме основных замков, страховались еще и навесными цепочками. Открывать двери было очень тяжело. К кузову они крепились мощными петлями, а открывали их сильные охранники. Автомобиль был очень тяжелым – 7750 кг.
Чтобы обеспечить этому чуду техники динамику, конструкторы оснастили его 182-сильным двигателем и задним мостом со спирально-конической передачей. Скорость этой машины была не больше 100 км\ч. Обычная резина для автомобиля не годилась, и на Ярославском шинном заводе были выпущены специальные покрышки размером 7,5*17. Чтобы усилить тормозную систему конструкторы увеличили диаметр тормозных барабанов до 304 мм. Но остановить огромную машину было все равно очень нелегко. Даже больше – из-за плавающих колодок тормоза не всегда действовали одновременно.
Водители всегда очень нервничали. Но таким автомобилям всегда и везде была «зеленая улица» да еще и сигнальные рожки выдавали такой рев, что волосы вставали дыбом. Ночью вместе со звуковым сигналом включалась и мощная противотуманная фара, которая была прикреплена посредине переднего бампера. Таких машин было изготовлено тридцать восемь штук. Почти все они были в распоряжении Сталина. После смерти вождя машины было решено уничтожить. Почти все их разрезали на части и переплавили. До наших дней дожили только две подобные машины...
#4
Отправлено 04 октября 2010 - 12:49
#5
Отправлено 14 октября 2010 - 11:20
DOC777, врядли он был вообще построен. Я не находил такой информации. Его отклонили на стадии проекта.
Сообщение отредактировал capushon: 14 октября 2010 - 11:21
#6
Отправлено 27 октября 2010 - 00:46
Вот здесь он шел. Окопов три ряда.
Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.
Вот след, где он попятился, когда
Ему взорвали гусеницы миной.
Но под рукою не было врача,
И он привстал, от хромоты страдая,
Разбитое железо волоча,
На раненую ногу припадая.
Вот здесь он, все ломая, как таран,
Кругами полз по собственному следу
И рухнул, обессилевший от ран,
Купив пехоте трудную победу.
Уже к рассвету, в копоти, в пыли,
Пришли еще дымящиеся танки
И сообща решили в глубь земли
Зарыть его железные останки.
Он словно не закапывать просил,
Еще сквозь сон он видел бой вчерашний,
Он упирался, он что было сил
Еще грозил своей разбитой башней.
Чтоб видно было далеко окрест,
Мы холм над ним насыпали могильный,
Прибив звезду фанерную на шест -
Над полем боя памятник посильный.
Когда бы монумент велели мне
Воздвигнуть всем погибшим здесь, в пустыне,
Я б на гранитной тесаной стене
Поставил танк с глазницами пустыми;
Я выкопал его бы, как он есть,
В пробоинах, в листах железа рваных,-
Невянущая воинская честь
Есть в этих шрамах, в обгорелых ранах.
На постамент взобравшись высоко,
Пусть как свидетель подтвердит по праву:
Да, нам далась победа нелегко.
Да, враг был храбр.
Тем больше наша слава.
Константин Симонов
И женского рода все как одна: красавицы, лошади, власть и война... (Редьярд Киплинг)
Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков (Вольтер)
И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков (Михаил Шолохов)
#7
Отправлено 03 февраля 2011 - 18:38
#8
Отправлено 03 февраля 2011 - 20:38
Чую, кто-то обзавелся Федейкому интересно подробности про танк Фердинанд или Елефант качайте :]]>http://narod.ru/disk...nado38.rar.html]]>А вот таблица - статистики , не полная , но она говорит о многом:]]>http://tank.uw.ru/ar...mage_ferdinand/]]>
#9
Отправлено 04 февраля 2011 - 17:09
Сообщение отредактировал Jamon: 04 февраля 2011 - 18:21
Количество пользователей, читающих эту тему: 2
0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных
Total War: WARHAMMER
Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.
Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.
Подробней о Total War: WARHAMMER
Total War: Attila
Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.
Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2
Total War: Rome 2
Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.
Подробней о Total War: Rome II