Paradox
©
Fisana

Перейти к содержимому


Фотография

Журнал "Киевская старина", Акты археографических комиссий, и т. п.


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Стрiлець

Стрiлець

    Кошовий Осавул

  • Старшина
  • 6 022 сообщений
  • Откуда:Світ Божий
  • Прозвище:Странник
  • Награды:
Регистрация: 01.фев.07
Слава: 484

Отправлено 01 июля 2012 - 01:42

Сожжение упырей.

По народному повѣрью упыри и упырицы бываютъ двоякаго рода: "родыми" и "пороблени". Родимые считаются болѣе опасными; кто и какъ превращаетъ обыкновенныхъ людей въ упырей -- мнѣ не удалось узнать. Примѣты, по которымъ узнаютъ упырей, весьма разнообразны. Обыкновенно в нихъ лицо красное и глаза чрезвычайно яркие и блестящие -- это оттого, что они сосутъ чужую кровь.

Вредятъ они не всегда по своей собственной волѣ но по указаниямъ или по крайней мѣрѣ съ соизволения своихъ старшинъ -- "старшихъ упыривъ". Самые старшие упыри въ нашей окрестности были, по народному преданию, въ с. Бусовищи самборскаго округа. Лѣтъ 15 назадъ я записалъ /103/ отъ моей покойной матери слѣдующий разсказъ о самомъ старшемъ упырѣ изъ Бусовищъ...

-- Признавайся!
-- Люде добры, пустит меня, -- говорит Вольчакъ -- я упырь, но я не сюда принадлежу.
-- А куды жъ ты належышъ? -- пытають.
-- Мени прызначено к Фульштына 1), -- говорит винъ.
-- А кто жъ тебя тамъ прызначывъ?
-- Нашъ старшый. Но его ту нет, винъ далеко.
-- Где винъ?..

И пхнулы его другый разъ в огонь, и зновъ ланцюхомъ тянут. Винъ бигъ, щобы чымъ борше выхопытыся на другый бикъ, но на середыни огню зашпотався тай упавъ в саму грань. /114/ Бильше уже не мигъ встаты. Такъ его за ланцюхъ перетяглы черезъ огонь ажъ к краю, а потому еще разъ, и видложылы на бикъ лишъ дрибку жывого.

Особенно вечеромъ крикъ этотъ, какъ будто отъ нестерпимой боли, раздавался далеко и наполнялъ все село ужасомъ.


Изображение Нажмите, чтобы прочитать

  • 0

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.


Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»

1 Іоанна.4:20.21


#2 Python

Python

    Куренной Атаман

  • ТовмачЪ
  • 4 194 сообщений
  • Откуда:Кропивницкий, Украина
  • Награды:
  • Создатель:Third Age: Dagor Dagorath
Регистрация: 12.дек.09
Слава: 430

Отправлено 01 июля 2012 - 02:06

Стрiлець, реально интересно почитать это от классика. Спасибо, брат, за пост.
  • 0

Время смеется над нами,
Смотрит на мир свысока,
А мы жизнь измеряем боями,
Ради них создавая врага...

                              ______________Middle-Earth: Dagor Dagorath team_________________
41ba646b023b97e920858a4ab57bec23.pngornament_by_marchfoxes-d7rie1p.pngc882e6559a990d0ffd286fefd97cc43a.png
Мой канал на YouTube "Уроки истории Питона Каа": https://www.youtube....c/IgorAleynikov


#3 Стрiлець

Стрiлець

    Кошовий Осавул

  • Старшина
  • 6 022 сообщений
  • Откуда:Світ Божий
  • Прозвище:Странник
  • Награды:
Регистрация: 01.фев.07
Слава: 484

Отправлено 05 июля 2012 - 23:17

...пришли до одной избы, тамже найшли килка кадокъ мяса человЂческого солоного; одну кадку Жуковскій, товаришъ Колонтаевъ, взялъ; той-же Жуковскій за четвертую часть стегна человЂчого далъ 5 золотыхъ, кварта горЂлки въ той час была по 40 золотыхь; мышъ по золотому куповали; за кошку панъ Рачинский далъ 8 золотыхъ; пана Будиловь товаришъ за пса далъ 15 золотыхъ, и того было трудно достать; голову чоловЂчую куповали по 3 золотыхъ; за ногу чоловЂчую, одно по костки, дано гайдуку два золотыхъ; за ворона чорного давали наши два золотыхъ и полъ фунта пороху — и не далъ за тое; всЂхъ людей болше двохъ сотъ пЂхоты и товаришовъ поЂли.

Изображение Нажмите, чтобы прочитать
ЗАПИСКИ КІЕВСКАГО МЂЩАНИНА БОЖКА БАЛЫКИ О МОСКОВСКОЙ ОСАДЂ 1612 ГОДА.
(Изъ лЂтописнаго сборника Ильи Кощаковскаго).


[Киевская старина. — 1882. — Т. 3. — № 7. — С.97-105.]
  • 0

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.


Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»

1 Іоанна.4:20.21


#4 Стрiлець

Стрiлець

    Кошовий Осавул

  • Старшина
  • 6 022 сообщений
  • Откуда:Світ Божий
  • Прозвище:Странник
  • Награды:
Регистрация: 01.фев.07
Слава: 484

Отправлено 24 марта 2013 - 12:35

Я. Ш. Убійство упыря въ Кіевщинѣ во время чумы 1770 года // Кiевская Старина. 1890. № 2. С. 338—341. pdf

]]>Изображение]]>

Извѣстный авторъ книги "Поэтическія воззрѣния славянъ на природу", Аѳанасьевъ, обобщивъ въ своемъ замѣчательномъ трудѣ народныя вѣрованія малороссовъ и бѣлоруссовъ въ упырей, пришелъ къ тому выводу, что упыри — это злобные блуждающіе мертвецы, которые при жизни своей были колдунами, вовкулаками и вообще людьми отверженными церковью, каковы: самоубіцы, опойцы, еретики, богоотступники и проклятые родителями (1). Относительно же дѣятельности упырей и ихъ враждебныхъ вчинаній, отражающихся на людяхъ, у того же изслѣдователя данного вопроса, да и у многихъ другихъ находимъ, между прочимъ, согласное утверждениіе, что упыри и упырицы бываютъ виновниками чумы и другихъ эпидемическихъ болѣзней, засухи, неурожаевъ и вообще всякихъ общественныхъ бѣдствій (2).

Масса собранныхъ до сихъ поръ данныхъ объ упыряхъ, если не вполнѣ подходитъ подъ такое опредѣленіе, то во всякомъ случаѣ не идетъ съ нимъ въ разрѣзъ. Казалось, поэтому, что для полнаго уясненія дѣла нужно только озаботиться о накопленіи большаго числа народныхъ разсказовъ объ упыряхъ, видѣнныхъ разными лицами въ тѣхъ или другихъ мѣстностяхъ. Тогда бы данное выше опредѣленіе можно было еще болѣе расширить, оставляя неизмѣнной его сущность.

Между тѣмъ, очевидно, въ народныхъ разсказахъ объ упыряхъ могутъ встрѣчаться и такіе, которые не согласны съ приведеннымъ выше определеніемъ. Въ этомъ убеждаетъ насъ найденный нами документъ объ упырѣ-попѣ. Попъ въ нашемъ случаѣ вовсе не является какимъ нибудь отверженцемъ церкви, а напротивъ, состоитъ приходскимъ священникомъ въ своемъ селѣ. И вотъ при такихъ то условіяхъ крестьяне изъ его паствы признали въ немъ въ 1770 г. упыря, накликающего на ихъ село чуму, и въ концѣ концовъ, убили его.

Документъ, заключающій въ себѣ изложеніе этого дѣла, находится въ ряду документовъ о гайдамакахъ, судившихся въ Коднѣ или Трояновѣ предъ военно-судной коммисіей непосредственно послѣ коліивщины въ 1768 и въ слѣдующіе затѣмъ годы. При отсутствіи въ то время въ Украинѣ иныхъ судовъ, кромѣ экономическихъ, т. е. частно-владѣльческихъ, всѣ сколько нибудь важныя дѣла, хотя бы и не относившіяся къ недавнему возстанію, попадали также къ кодненской коммиссіи. Попало туда потому же и интересующее насъ дѣло о попѣ.

Обвиняемымъ въ убійствѣ попа предсталъ предъ военно-судной коммиссіей 26-лѣтній крестьянинъ села Войтовки, ключа уманскаго, Леско Ковбасюкъ. По показаніямъ его, дѣло происходило такимъ образомъ (3).

Во время повѣтрія въ 1770 году, когда оно проникло и въ Войтовку, между крестьянами послѣдней возникли частые толки о томъ, что по селу что то ходитъ, отворяетъ окна и "надыхуе" чрезъ нихъ въ хаты, отчего народу мретъ больше, чѣмъ бы мерло безъ этого. Нѣсколько человѣкъ изъ громады, въ виду такихъ толковъ, поставили себѣ цѣлью выслѣдить виновника народнаго бѣдствія. Вскорѣ на одномъ изъ ихъ сборищъ было заявлено нѣкоторыми изъ присутствовавшихъ, что они видѣли ходящаго по селу упыря, что на упыря этого съ остервенѣніемъ нападали собаки, а скотъ при видѣ его стремительно убѣгалъ. Дослѣдили при этомъ и во что былъ одѣтъ упырь: онъ былъ въ бѣлой рубахѣ и въ синихъ (granatowych) суконныхъ штанахъ, отъ колѣнъ подштукованныхъ бѣлымъ сукномъ. А въ такомъ одѣяніи, какъ всѣмъ было извѣстно, ходилъ обыкновенно приходскій попъ — о. Васыль. Тогда у всѣхъ явилось подозрѣніе, что ходитъ по селу по ночамъ не иной кто, какъ попъ. Обратились съ вопросомъ объ этомъ къ самому батюшкѣ, но онъ категорично отрицалъ взводимое на него обвиненіе. Тогда спросили попадью, ходитъ ли батюшка ночью по селу — и она тотчасъ заявила, что ходитъ и что у него бываетъ по ночамъ его уже умершая сестра вмѣстѣ съ другими мертвецами, причемъ всѣ они толкутся съ шумомъ по комнатѣ и клацаютъ ртами, какъ будто что ѣдятъ. Въ виду такого показанія сдѣлали очную ставку попадьѣ съ попомъ, ея мужемъ, требуя, чтобы она сказанное повторила въ его присутствіи. Она повторила, добавивъ: "не запирайся, попе, бо сама правда, що ты ходышъ по селу въ ночи". Попъ однако стоялъ на своемъ, отрицая навѣтъ. И громада даже начала сомнѣваться въ основательности своего подозрѣнія. Но тутъ выступила на сцену попова кухарка. Она опредѣленно заявила, что попъ навѣрное ходитъ по селу по ночамъ, и что сама она это нѣсколько разъ видѣла. Участь попа показаніемъ кухарки была рѣшена.

Тринадцать человѣкъ громадянъ сперва пошли и выкопали на кладбищѣ яму, а затѣмъ явились къ попу и въ то время, какъ пономарь выпустилъ попа изъ плебаніи (приходского дома), они тотчасъ же кинулись на него и стали бить дрючьями. Избивъ его до полусмерти, добыли носилки, положили его на нихъ и отнесли къ выкопанной ямѣ. Тамъ, пробивъ его на нихъ и отнесли къ выкопанной ямѣ. Тамъ, пробивъ его осиновымъ коломъ отъ плеча къ плечу "на вылетъ", бросили въ яму и, не слушая мольбы попа, заживо закидали его землей.

Повѣтріе послѣ этого, по показаніямъ Ковбасюка, тотчасъ затихло. Изъ участниковъ убійства на судъ попалъ только Ковбасюкъ, потому что остальные поумирали отъ повѣтрія, хотя и ослабшаго послѣ убійства упыря. Свою вину Ковбасюкъ не считалъ значительной: онъ только три раза ударилъ попа дрючкомъ.

Кодненская коммиссія нашла возможнымъ отпустить Ковбасюка безъ наказанія. Въ данномъ случаѣ, она, конечно, руководилась не сознаніемъ, что подсудимый совершилъ только нѣчто обязательное вь силу его мірсоозерцанія, а тѣмъ что убитъ былъ "схизматицкій" попъ и что преслѣдовать за такое дѣяніе, какъ убійство православнаго, да еще попа, было бы слишкомъ наивно для католиковъ и поляковъ, еще такъ недавно много потерпѣвшихъ отъ православнаго населенія Украины (4).
______________________
(1) Аѳанасьевъ, "Поэтич. воззрѣнія славянъ на природу", 1869, т. III, стр. 557.
(2) П. Ефименко. "Упыри" (изъ исторіи народныхъ вѣрованій). "Кіев. Ст.", 1883, іюнь, стр. 373.
(3) Кодненская книга, стр. 342—343.
(4) Приводимъ и точную копію изложеннаго документа

]]>Изображение]]>


  • 0

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.


Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»

1 Іоанна.4:20.21


#5 GamerZOG

GamerZOG

    CiЧовий дiд

  • Сердюк
  • 4 708 сообщений
  • Награды:
  • Создатель:Call of Warhammer:TW
Регистрация: 18.июл.09
Слава: 254

Отправлено 25 марта 2013 - 20:10

По народному повѣрью упыри и упырицы бываютъ двоякаго рода: "родыми" и "пороблени".

Так сразу и не скажешь, родные это упыри али нет...

]]>Изображение]]>

Вообще забавно, что то что казалось нашим предкам совершенно естественным и страшным, для нас современных (не для всех правда), считается фантазией, из которой можно лепить сюжеты, образы.
  • 0

#6 Стрiлець

Стрiлець

    Кошовий Осавул

  • Старшина
  • 6 022 сообщений
  • Откуда:Світ Божий
  • Прозвище:Странник
  • Награды:
Регистрация: 01.фев.07
Слава: 484

Отправлено 25 марта 2013 - 20:22

Так сразу и не скажешь, родные это упыри али нет...

"Родыми" в той цитате - это не родные, а родимые, так переводится имхо)))"пороблени" - это сделанные (из обычных людей то есть).
  • 0

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.


Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»

1 Іоанна.4:20.21


#7 GamerZOG

GamerZOG

    CiЧовий дiд

  • Сердюк
  • 4 708 сообщений
  • Награды:
  • Создатель:Call of Warhammer:TW
Регистрация: 18.июл.09
Слава: 254

Отправлено 25 марта 2013 - 22:53

"Родыми" в той цитате - это не родные, а родимые, так переводится имхо)))"пороблени" - это сделанные (из обычных людей то есть).

От этой поправки шутка хуже не становится. ;)
  • 0

#8 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 30 декабря 2016 - 00:14

Изъ Искорости въ Народичи (Путевыя заметки) | Я. В. Яроцкій.  Статья опубликованная в “Памятная книга Волынской губернии на 1901 год.”, Житомир, 1900

LSiXFa0.jpg

pwTTZax.jpg

 


  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

Total War: WARHAMMER

Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.

Подробней о Total War: WARHAMMER

Total War: Attila

Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2

Total War: Rome 2

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

Подробней о Total War: Rome II