Михалон Литвин О НРАВАХ ТАТАР, ЛИТОВЦЕВ И МОСКВИТЯН 1548—1551
Татары до того размножились в Таврике, что могут выставить на войну до 30,000 войска, если подымаются по приказу все вообще, даже непригодные к военной службе, лишь бы могли сидеть на коне. Когда в моем присутствии царь отправлял с своим сыном половину войска в помощь туркам в Венгрию 14, его насчитали 15,000; хотя в поход выступали отборные татары, но снарядились они обыкновенным образом,. т. е. были почти безоружны; едва десятый или двадцатый из них был вооружен саблею или колчаном, панцири же встречались еще реже; одни имели только палки костяные или деревянные, другие были препоясаны пустыми ножнами без оружия. Щитов, копий и другого оружия подобного рода они совсем не знают. Точно также они никогда не стесняют себя в походе ни обозами, ни какою-либо ношею, ни оружием, ни съестными припасами, кроме небольшого количества поджаренного проса или истертого сыра. Зато никто из них не отправляется без нескольких свежих ремней, особенно если набег направляется в наши страны, тогда они больше заботятся о средствах для вязания нас, нежели об оружии для собственной защиты. Лошадей они всегда берут в поход очень много, так что почти каждый в их войске ведет по пяти запасных коней; поэтому они очень быстро совершают путь во время набегов, благодаря тому, что часто меняют лошадей; они с большою легкостью убегают от преследования неприятелей, не опасаясь при множестве лошадей ни их усталости, ни голода, и притом наводят страх численностью оставляемых ими следов.
Они отличаются на войне уменьем переносить голод, жажду, труд, бессонницу, жар, холод и вообще все лишения и невзгоды климата. Поход совершают всегда без возов и без обозов с провиантом, только в сопровождении указанного [12] большого количества лошадей. Они без особого затруднения, даже зимою, переходят без дорог обширные степи по глубокому снегу, несмотря на то, что ноги их лошадей изъязвляются затвердевшим снегом и льдом; чрез большие и быстрые реки они, не колеблясь, отлично переправляются вплавь даже зимою, когда переправа затруднена ледоходом; при этом они не употребляют лодок, а плывут, держась за гривы лошадей и привязав к их хвостам свой багаж, положенный на бревна или связки камыша.
У татар длинные туники без складок и сборок, удобные, легкие для верховой езды и сражения; их белые остроконечные войлочные шапки сделаны не для красоты; их высота и блеск придают толпам [татар] грозный вид и устрашают врагов, хотя почти никто из них не носит шлемов. Этому приему также подражают москвитяне (Mosci). А делаются эти шапки из овечьей шерсти, часто моются и купленные за один грош (grosso) долго им служат.
БЛЕЗ ДЕ ВИЖЕНЕР
ОПИСАНИЕ ПОЛЬСКОГО КОРОЛЕВСТВА (1573)
О татарах.
Действительно, вооружение их весьма несложно и состоит по большей части из одного лука и стрел, иногда с прибавкою кинжала или меча. Они никогда не употребляют копий, потому не встречают неприятеля лицом к лицу, сомкнутым строем и в боевом порядке, а только беспрерывно нападают и отступают. То вдруг яростно и неудержимо набрасываются на неприятеля, затем также внезапно обращаются в бегство и это их самый опасный прием; таковы были древние парфяне, от которых татары вероятно позаимствовали некогда эту хитрость. Затем они тотчас же снова смыкают свои ряды и стараются как можно теснее окружить и оцепить неприятеля, оставляя всегда свободный проход для тех, которые продолжают тревожить его своими атаками. Во всем этом они наблюдают величайший порядок и к этому сводится их военная хитрость и дисциплина. Если раз удастся остановить их или смешать ряды, то нет уже никакой возможности восстановить порядок и татары бегут, сломя голову.
Описания Бартоша Папроцкого. Вирський Д. Війни українні хроніки татарського прикордоння України (ХVI – середина XVII ст.)
Згаданий «зацний мурза» бився затято. Смертельно поранив двох «пахолків» (бойових слуг): одного стрілою, яка пр ойшла наскрізь через свитку, панцир та навіть тіло «прудкого коня» (яким вояк прикрився?), другого («пахолка Пана Яшевського»), рубонувши по голові через шолом («шишак»). Але в цей час «його списами з усіх боків пробили/ і як упав на землю, зараз уморили». Зауважимо тут, що в усіх описаних Папроцьким двобоях успіх жовніра визначається переважно списом, а татарин завжди б’ється спочатку стрілою, потім – шаблею.
Далі у Папроцького подаються імена кожного татарського вождя, опис його прапора-«корогви» (байрака) та кількість/ якість його підлеглих. До речі, зауважу популярність у татарських підрозділів 1575 р. білого кольору – він присутній в усіх шести описаних корогвах. Взагалі «порядок»-шикування татарського війська поданий Папроцьким як вигляд армії на марші (армії вторгнення). Попереду 15-тисячний корпус Адил-Гірея, що йде «вкупі, [і] найменше не розходячись» (мав «корогву білу і червону/ Китайкою дві сажені уздовж розпущену. З двома фарбованими хвостами кінськими»). Тут багато було і особистих мурзівських корогв, що зрозуміло для загону вождя походу. Далі корпус-тумен Газі-Гірея («корогва біла і зелена/Китайкова/ хвостами також оздоблена»). Мав вісім корогв мурз, а загалом 10-тисячний загін підлеглих. За ним Алп-Гірей з 10 тисячами (корогва «біла, також здвома хвостами червоними/ і третій додав зелений»). Мурзи приньому десять своїх корогв мали. Саадет-Гірей (Садиб-Гірей) (корогва «з кута» – себто розширеним униз трикутником? – «і досить оздобними/ червоної, білої тафти прапорці довгі»). Двадцять п’ять корогв тут мурзівських було. Усі разом – 15-тисяч вояків (тут слід враховувати, що Саадет-Гірей був старшим сином нащадка престолу, відтак мав приваблювати кримську знать напевно не менше, ніж престижний корпус вождя походу). Далі йдуть війська «васалів Криму»: ногайці Малого Ногая(8 тисяч) під проводом Селямет-Гірея (Оржельський зве його «сином хана їх [ногайців] орди»). У них корогва, «оздоблена також хвостами гарно, з білої китайки була»).За ними закубансько-північнокавказькі черкеси (7 тисяч) з корогвою з білого атласу («китайки») та 12 мурзами з власними бунчуками-прапорцями. Ім’я ватажка їх Папроцькому невідоме (у Оржельського – це «інший ханський син»; з Гіреїв знаний нами як учасники походу – «вільними» для заняття цієї посади є Бахт-Гірей (Буврат-Гірей), Девлет-Гірей та Мурад-Гірей). Нарешті найближчі сусіди тогочасної України – добруджці та білгородці (разом 10 тисяч) на чолі з Бакаєм та Сьозою(Оржельський зве Бакая і Сьозу вождями лише білгородських татар (10 тисяч) та подає з ними ще якогось «мурзу» (вождя добруджців?) з 7 тисячами кінноти). Останні, напевно, як головні знавці терену, «їх усіх/ вели днем також і вночі». З лівого боку знаходився корпус прикриття – 12 тисяч – на чолі з не названим на ім’я ханським зятем (мав власну білу корогву з двома червоними і третім зеленим хвостами). Наявність такого корпусу лише зліва, напевно, пов’язана з тим, що тільки звідти чекали на можливий удар польного гетьмана М. Сенявського (коли минали Хмільник). Позаду йшли два невідомих мурзи з 10 тисячами (за Оржельським, загін цей нараховував лише 2 тисячі осіб на чолі з Арсеном (Arsennus, Arsenius) та Денну (Dennuus, Denus)). Вони доглядали за кількома – на кожного вершника – кіньми, взятими, аби «здобич на них виносить». Стерегли війська від несподіваних нападів з боків ще 10 тисяч добірних вояків-«комоньців». До речі, термін «комоньці» пояснює Оржельський. За ним, це вояки з одним конем, а не як інші, які рухалися удвуконь, пересідаючи з одного на другого для швидкості. Зрозуміло, що одноконні вершники готові були вступити в битву відразу. Очолював їх, за Оржельським, «син мурзи» (може того товариша Бакая і Сьози?). Ще далі – «на узбіч» від «комоньців» – бігли сторожі (напевно, в усі чотири боки), по 1 тисячі чоловік – загони досвідчені, «хлопець в хлопця». Зауважимо, що, за Оржельським, з цього корпусу по 2 тисячі йшли з лівого та правого боків від війська, а решта – трохи за ними (напевно, аби прийти на допомогу в разі потреби).
Олександр Гваньїні: Хроніка європейської Сарматії (1578)
Одяг вони носять довгий, аж до кісточок, ходять із шликами, як чоловіки, так і жінки; верхнім одягом вони ні в чому одне від одного не різняться, хіба що жінки закривають голову лляною плахтою. Нижній одяг, котрий звичайноназивають шароварами, вони роблять з льону. Інші, котрі постійно живуть в полях, носять кожух, причому так довго, поки він не обдереться і стане дрантям. Татарські дружини або царівни, коли їм трапляється виходити між люди, закривають свої обличчя лляними плахтами, як молдованки.
Английский посланник в Московию в 1588–1589 гг. Д. Флетчер
«Они [крымские татары]… все выезжают на конях и не имеют при себе ничего, кроме лука, колчана со стрелами и кривой сабли на манер турецкой. Они отличные наездники и так же хорошо стреляют назад, как и вперед. Некоторые, кроме другого оружия, берут с собой пики, похожие на рогатины, с которыми ходят на медведей. Простой воин не носит других доспехов, кроме своей обычной одежды, т. е. черной бараньей шкуры, надеваемой днем шерстью вверх, а ночью шерстью вниз, и такой же шапки. Но мурзы, или дворяне, подражают туркам и в одежде, и в вооружении… Главное занятие их состоит в стрельбе, к которой они приучают детей с малолетства, не давая им есть до тех пор, пока не попадут в цель, намеченную на каком-нибудь обрубке».
МАРТИН БРОНЕВСКИЙ. ОПИСАНИЕ ТАТАРИИ 1595
Лошади, употребленные татарами для войны.
У всех татар есть для их потребностей лошади татарской породы, красивые, сильные, быстрые, росту среднего и чрезвычайно полезные ко всякого рода работе. Хан, многие солтаны, знатные татары употребляют, для войны лошадей турецких, арабских, караманских и других азиятской породы, или же отличных иностранных. Быстрые лошади ценятся у них необыкновенно дорого. Татары [365] обыкновенно пасут их на степях Таврического полуострова, но чаще всего выгоняют на пастьбища в летнее и зимнее время к Борисфену и Танаису: только знатнейшие татары держат у себя на конюшне по нескольку лошадей, да и то для своих нужд, а не из роскоши. Лошади негодные для верховой езды и плохой породы употребляются для извоза, но и то редко, потому что этого рода работы исполняются верблюдами и волами.
Оружие и военные снаряды татар.
Татары употребляют на войне оружие, известное с древнейших времен, именно: копье, кривую и длинную татарскую саблю, турецкий кинжал или персидский, короткий и широкий из отличного железа, или дорогой турецкой работы; длинные и быстрые стрелы, колчан, а иногда короткое копье. Они надевают также панцыри, шлемы и вообще вооружение персидское или московское, доставшееся им в добычу. Седла и уздечки у них, по обычаю страны, самой древней формы, но весьма удобны; оне не богаты и не изукрашены, но вполне соответствуют потребности; только у знатнейших оне несколько украшены. Очень многие в татарском войске вовсе не имеют оружия и не употребляются для боевой службы; но они ведут с собою чрезвычайно много лошадей; потому что даже простой татарин не довольствуется одною лошадью, но ведет с собою двух трех, четырех и более лошадей 105, словом, столько сколько может их вести. По этому то войско татарское, и без того довольно многочисленное, если смотреть на него издали, кажется неприятелю несметным и чрезвычайно сильным.
DIEGO GALAN (1575 — 1621) - испанец, попавший в плен к туркам возле Северной Африки и служил рабом на галере, описавший свои злоключения. В 1596 г. стал участником похода четырех турецких галер под командованием Мами паши(шотландского ренегата) на Дунай, для поддержки войск Синан паши, подавлявшего восстание Михая Храброго.
Про крымского хана
Великий хан это мужчина с приятным лицом, белый и светловолосый, очень красивый. Его одежды не были ни кричащими и не особо дорогими, даже скорее очень простыми. Носил узкую(плотную) одежду, из парчи с соболиной подбивкой, носил широкие штаны(1) из дамаскина красного цвета. Обут в обувь красного цвета, узкие в ногах(2), и сверху обувь по турецкой моде(3). На голове у него был красный колпак красного цвета, тоже из соболя, с золотым сургучом(аграф) и с жемчугом размером с орех и посередине большой рубин, размером с монету, который стоил как говорят 100 000 дукатов. От него торчал пучок черных перьев, знак что носят благородные из левантийских регионов.
(1) В испанском варианте "valones" - широкие штаны, носимые в Зап Европе в XVI-XVII вв.
(2) В испанском варианте обувь названа "borceguíes" и не указан цвет, просто "цветные".
(3) Я так понял речь идет о ботинках "папуки", которые носятся как валенки с галошами.
[Хан с частью людей, погрузились на галеры.Татары которые не поместились, перешли Дунай со своими лошадьми, ведь] татары имеют обычай брать с собой, на войну по пять или шесть лошадей, которые служили им в качестве еды. Когда им нужно собраться в отряды по десять или двенадцать человек, убивают одну лошадь и кушают ее, легко приготовив, а иногда и сырым, потому что это не те люди которые брезгуют этим <делом>.
Французский наемник на российской и польской службе Ж. Маржерет (1600–1606, 1610–1611)
«Эти наездники [крымские татары] столь искусны, что на всем скаку прыгают с одной лошади на другую; кроме лука, стрел и сабли другого оружия не знают, стреляют крепче и вернее на бегу, нежели стоя неподвижно».
ОПИСАНИЕ ПЕРЕКОПСКИХ И НОГАЙСКИХ ТАТАР, ЧЕРКЕСОВ, МИНГРЕЛОВ И ГРУЗИН, ЖАНА ДЕ ЛЮККА, МОНАХА ДОМИНИКАНСКОГО ОРДЕНА (1625)
Они очень крепко сидят верхом, высоко подтягивают стремена, чтобы, как они уверяют, опираясь на них, тверже сидеть верхом. Их вооружение состоит из лука и сабли, они употребляют кольчуги, сделанные из колечек, которые у татар очень ценятся. Уздечку держат пальцем левой руки, лук той же рукой, а стреляют правой. Пускают стрелы вперед и назад весьма скоро. Набеги совершают зимой, потому что в это время года замерзшие реки не мешают им идти. Летом же, за неимением лодок, переплывают через них следующим образом: связывают пучки камыша, помещаются на них со своим седлом и пускаются вплавь на другой берег реки, при помощи коня, к которому привязывают этот плот.
Одеваются по-польски: красный верх шапки обложен каким-нибудь мехом, который они называют «бархи» (Barchi) или «бурк» (Burk). Богачи шьют их из черного лисьего меха и куницы. У князей они шьются из куниц, смотря по средствам каждого.
Ногайские татары
У них считается роскошью носить штаны из бумажной материи, но самые богатые (носят) суконные. Шапки меховые, барашковые или лисьи, а мурзы носят из куньего меха, которые доставляют к ним из страны черкесов.
Гійом Левассер де БОПЛАН 1630-1647
ОПИС УКРАЇНИ
Ось як одягаються татари. За одяг цьому народу служить коротка сорочка з бавовняної тканини, яка спадає лише на півстопи нижче пояса, шаровари і короткі, до колін, штани для верхової їзди з сукна або найчастіше з бавовняної тканини, вистрочені зверху. Найбравіші з-поміж них носять каптан з вистроченої бавовняної тканини, а зверху — сукняний халат, підбитий лисячим або благородним куничим хутром, шапка з такого ж хутра та чоботи з червоного сап'яну без острогів. Простолюд має на плечах тільки баранячі кожухи, вивертаючи їх вовною назовні під час спеки та в дощ 248. Вигляд їх в такому одязі, коли їх несподівано зустріти в полі, викликає жах, оскільки їх можна прийняти за білих ведмедів верхи на конях. У часи холодів та взимку вони вивертають свої кожухи вовною всередину. Те саме роблять і з шапкою, виготовленою з такого ж матеріалу.
Вони озброєні шаблею, луком з сагайдаком із 18—20 стрілами; за поясом у них ніж, /38/ кресало, щоб добувати вогонь, шило і 5 або 6 сажнів ремінних шнурів для зв'язування бранців, яких їм вдається захопити під час походу. Кожен з них має в кишені нюрнберзький [de Nurambert] годинник 249. Лише найзаможніші носять кольчугу, інші ж, не маючи нічого, йдуть на війну вважай голими. Усі вони дуже сміливі і вправні на конях, але у них погана посадка, бо ноги надто зігнуті із-за коротких стремен, і сидять вони на конях так, як виглядала б мавпа, \56\ посаджена на хорта. Однак усе-таки вони дуже вправні на конях і настільки спритні, що на повному чвалі перестрибують з одного коня, який засапається, на іншого, котрого ведуть за вуздечку, щоб швидше тікати під час погоні. Кінь, не відчуваючи більше на собі господаря, одразу ж перебігає праворуч від нього, тримаючись весь час поруч з ним, щоб бути у зручному місці, коли вершник схоче пересісти на нього з тією спритністю, яка їм властива при перестрибуваннях. Ось як ці коні привчені служити своїм господарям. Зрештою, це особлива порода коней, поганої постави, негарних, але надзвичайно витривалих щодо втоми. Переходи по 20—30 льє без зупинок під силу лише цим бахматам [baquemates] (так вони називають цю породу коней) 250. Гриви у них дуже густі і звисають аж до землі, а хвости волочаться позаду.
Нарешті, коли поляки проникають у ряди татар, а ті не почуваються достатньо сильними, аби боронитися з шаблею в руці, то розлітаються, неначе мухи, хто куди. Відступаючи, вони стріляють з лука на повному чвалі, і то настільки влучно, що не промахуються у вершника на відстані 60—100 кроків. Поляки не в змозі їх догнати, бо їхні коні не такі витривалі, як татарські.
За чверть льє татари знову збираються докупи і розпочинають лобову атаку на поляків, а коли ті розтрощують їх ряд, знову кидаються врозтіч і, відступаючи, весь час стріляють ліворуч, бо праворуч не можуть. Виснаживши таким способом поляків, татари змушують їх відступити, бо застосовують цей маневр лише тоді, коли, як я вже казав, мають перевагу вдесятьох проти одного. В інакшому випадку вони тікають, не обертаючись. Ось так цей народ воює у цих краях.
Вот как одеваются татары. Одежду этого народа составляет короткая рубаха из хлопчатобумажной ткани, спускающаяся только на полфута ниже пояса, шаровары и короткие до колен штаны для верховой езды из сукна или чаще всего из хлопчатобумажной ткани, простеганной сверху; самые удалые носят кафтан из стеганной хлопчатобумажной ткани, а сверху - суконный халат, подбитый мехом лисицы или же благородным куньим, шапку из такого же меха и сапоги из красного сафьяна, без шпор.
Простые [татары] надевают на плечи бараний тулуп, выворачивая его шерстью наружу во время зноя и в дождь 253. Вид их в такой одежде при неожиданной встрече в поле приводит в ужас, ибо их можно принять за белых медведей, оседлавших лошадей. Во время холодов и зимой они выворачивают свои тулупы шерстью внутрь, то же делают и с шапкой, сделанной из такого же материала.
ОПИСАНИЕ ЧЁРНОГО МОРЯ И ТАТАРИИ СОСТАВИЛ ДОМИНИКАНЕЦ ЭМИДДИО ДОТТЕЛЛИ Д'АСКОЛИ, ПРЕФЕКТ КАФФЫ, ТАТАРИИ И ПРОЧ. 1634 Г.
Эти князья и главнейшие мурзы выезжают верхом с почетной свитой, где все вооружены луками и стрелами, с борзыми собаками и соколами, так как татарское дворянство очень любит охотиться; к седельной луке одного из начальников всегда бывает привязан тулумбас (tamborrino), на случай надобности во время охоты углубится в лес.
Властители Татарии имели обыкновение идти воевать дважды в год или по крайней мере хоть один раз, но подобные предприятия следовало бы скорее называть разбоем, чем войной. Шли на войну летом, когда кони отелись на вешних травах, и зимою, но непременно в ту или другую пору; выступали до 100 тысяч человек приблизительно, направляясь либо в Польшу, либо в Московию иди же в Чиркасию, несколько раз ходили даже в Венгрию. Идя на войну, татары придерживаются следующего обычая: Каждый всадник берет с собою по крайней мере двух коней, одного ведет в поводу для поклажи и пленных, на другом едет сам. Если он чувствует что лошадь под ним устала, то садится на другую, ведя первую в поводу, чтобы дать ей отдохнуть. Их лошади не кованы; в Татарии придерживаются подобного обычая для того, чтобы лошадям не было больно и они не хромали, если дорогой потеряют подкову. Седло у них очень легкое и весит менее 6-ти итальянских фунтов; под него подстилают небольшой войлок, который, будучи развернут, не превышает в длину роста человека, Кожа, покрывающая седло, держится на ремнях и отделяется от седла, так что для спания всаднику раскрытый войлок заменяет тюфяк, кожа служит ему простыней, седло подушкой, а одежда одеялом; так он почивает сладким сном. Повода тоже очень легки, с тонкой железкой в виде удил. Их лошади весьма смирны; не найдешь такой, которая кусалась бы или лягалась, к тому же они удивительно выносливы и могут пробежать, как бы рысью, сто миль в день; так они идут 3 или 4 месяца, не утомляясь. Они также способны долго переносить голод; зимой, когда нет подножного корма, лошади роют копытом землю, даже при глубоком снеге до тех пор, пока не докопаются до корней травы, чем и питаются, так как татары не запасаются в дорогу овсом для коней, довольствуясь сами 6-ю или 8-ю фунтами теста из гороховой, ячменной или хлебной муки и из кислого творога, называемого [124] тогурт (togurt) 109. Татары имеют при себе объемистую деревянную чашку и большую ложку, а когда чувствуют голод, то разводят немного теста в воде, съедают 8 или 10 ложек этой смеси и тотчас же продолжают путь безостановочно.
ОЛЕАРИЙ, АДАМ
ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГОЛШТИНСКОГО ПОСОЛЬСТВА В МОСКОВИЮ И ПЕРСИЮ 1636-1639 (1647)
Ногайцы
Все они носят длинные кафтаны, иные из серого сукна, другие, особенно Нагайцы, овчинные тулупы и шапки, мехом наружу.
Из диариуша Станислава Освецима 1651
Бой с татарами в битве при Берестечко
Они бросились храбро впередъ и такъ сильно налегли на непріятеля, что сразу принудили его отступать, но вскоре враги, заметивъ, что наши слишкомъ далеко увлеклись отъ своего войска и что подкрепления къ нимъ не подходятъ, оправились и стали вновь наступать; наши, не теряя мужества, не отступали и смешались съ ними до того, что трудно было различить поляковъ отъ татаръ, которые въ тотъ день выехали въ нарядныхъ одеждахъ; наши не могли почти сообразить, кому наносить удары, ибо татарскіе бунчуки и польскія знамена развевались рядомъ; только турковъ (которыхъ среди нихъ было до 5,000) можно было отличить по тюрбанамъ.
П’єр ШЕВАЛЬЄ
ІСТОРІЯ ВІЙНИ КОЗАКІВ ПРОТИ ПОЛЬЩІ (1653 — 1663)
Розвідка про перекопських татар.
Татарські батьки дуже рано привчають дітей стріляти з лука, а в дванадцять — п’ятнадцять років їх забирають з собою на війну.
Татари, що живуть поза містами, одягнені в овечі кожухи *, а на головах носять смушкові шапки.
Їх звичайна зброя — це шабля, лук та сагайдак приблизно з двадцятьма стрілами. Вони самі роблять цю зброю: лук — з кінських жил, колчан — з кінської шкіри, а вістря стріл вони прикріплюють невеличкими ремінцями з шкіри тієї ж тварини; з цих ремінців вони роблять батоги з властивою їм умілістю, якої досі лимарі Франції та Німеччини не змогли перейняти. Вони починають користуватися вогнестрільною зброєю і всі носять при собі також ножі та шила для направи кінської уздечки та сідла; ці сідла дерев’яні, і їх /64/татари теж роблять самі. Вони мають кресала для добування вогню і бусолі, або сонячні квадранти для орієнтування у безлюдних степах, де немає ніяких битих шляхів чи стежок. Найзнатніші з них одягаються в різнокольорові сукна, мають бавовняну білизну, кольчуги, турецькі сідла та краще спорядження, яке вони купують у вірменських купців або здобувають на війні. Всі вони їздять верхи дуже швидко, міцно стискаючи ногами коня, так само як поляки, турки, араби та всі мешканці Сходу й Африки.
їхні коні, що називаються бахмати, довгі, дуже негарні і худі, з густими гривами та хвостами, які звисають до землі. Проте природа компенсувала брак краси у цих тварин, надавши їм незрівнянну швидкість та невтомність: на них можна їхати цілий день без перепочинку. Вони весь час пасуться, і зимою, коли земля вкрита снігом, та в поході вони живляться тим, що є під снігом, або гілками та корою дерев, хвоєю, соломою й усім тим, що можуть самі знайти. Щодо найзнатніших татар, то вони мають турецьких і арабських коней, а їх хан — надзвичайно гарні табуни.
Татари воюють тільки великими загонами в дві-три й чотири тисячі вершників, а то й більше; вони не розпочинають бою, якщо не впевнені у своїй перевазі. Коли на них нападають, вони відступають і розосереджуються на маленькі загончики так, що поляки й німці, які йдуть щільним строєм і ескадронами, не знають, кого атакувати. Відступаючи, татари так влучно відстрілюються своїми стрілами, що часто досягають ними своїх переслідувачів більше як за двісті кроків. Потім за чверть милі вони з’єднуються і кожен в одну мить стає на своє місце, на яке він повертається таким самим способом ще багато разів; але так діють татари лише тоді, коли їх велика кількість, інакше вони тікають прожогом.
Реляция австрийского шпиона Andrea Höltzel находившегося при османской армии, осаждавшая Уйвар (словацк. Нове-Замки, венг. Érsekújvár) в 1663 г.
Его описание прибытия татар
Когда [татары] вошли в лагерь, я пересчитал их три раза и увидел, что их было не более 10000 - их снаряжение было обычным; ибо каждый нес только одну саблю и несколько стрел, а некоторые были настолько бедны и несчастны, что у них даже не было ботинок. Они были невзрачны, как пастухи, и почти все они были молоды. Точно так же сын хана был прекрасным парнем лет двадцати; однако, поскольку он не был компетентен командовать армией, генерал по имени Салих Ага был назначен командовать татарскими войсками. Сын другого генерала тридцати лет, который привел татарские войска на польской земле до Померании, был послан вместе. У большинства татар было 3 или 4 лошади, две из которых были верховыми, а две - везли еду. По словам Панаиоти Эфенди(переводчик великого визиря Фазила Ахмед Паши), со слов господарей Валахии и Молдавии которые были довольно искренними, и что число татар, с которыми они пришли, было не более 10000. Господари жаловались на грубость татар и неосторожность; они спали всю дорогу без охраны и бросали оружие тут-там. Из этих 10 тысяч татар около 3 тысяч были храбрецами, не уступавших туркам, и имели опыт сражений в Польше. Остальные были кучкой негодяев. Всего в армии сына хана было не больше 13 телег; у него не было барабанов или другой музыки, было только два флага перед ним.
И валахи, и молдоване были верхом и вооружены. В конечном счете, необходимо сказать, что ни одежда этих людей, ни манера езды не отличаются от татар - они лишь немного лучше вооружены.
„Krotka historya o Kobicie z wiezienia Tatarow przybylej”.
"Одягнені в сукмани біляві, шапки як купи нашого збіжжя на полі, бороди як у нас кужіль, а голови їх голі як коліна, тільки деякі старші з них мають косу, як в нас дівки, закручену на голій голові за вухо. А писок в них широкий як денко, сліпаки чорні і світяться як в ночі у вовка. Кожух на верх кудлами вивертають, а на плечах мають якісь кобялки, а в тих кобялках мають довгі кілки, на одному кінці на гостро окуті і тими кілками стріляють в людей просто в серце, або в очі, так що я бачила, як не одному тим окутим кілком на виліт через груди пробили, а того кілка ніхто добути не міг, аж треба було дзюру в грудях велику робити."