Анатомические театры возникли в 16 веке в Италии. Первый был открыт в 1594 году в Падуе, там и сейчас сохранилось это здание. Затем распространились во Франции, Нидерландах, Германии. Часто это были театры по типу «шапито», которые переезжали из города в город. Но стационарные театры открывались обычно в роскошных помещениях по образцу римских амфитеатров. Сцена была круглой формы, внизу стоял стол хирурга, а зрители сидели на ступеньках вокруг сцены. Никаких научных целей врач не преследовал. Только – демонстрация. Он методично доставал один орган за другим и показывал их. Подняв высоко в воздухе.
Почему на такое страшное и неприятное для непрофессионала зрелище был спрос? Люди хотели узнать, грубо говоря, из чего они «состоят». Вскрытия к 16 веку уже не были новостью для человечества. В Древнем Египте для проведения бальзамирования были описаны некоторые органы и их функции. Древние греки искусно владели техникой препарирования. В древнем Риме создали анатомическую терминологию. Расчленяли труппы и в средние века. Например, мощи святых. Существует легенда о рыцаре Райнольди – покровителе и защитнике Дортмунда. Он учувствовал в строительстве собора и был утоплен «коллегами» в Рейне. На месте убийства стали происходить чудеса исцеления. Тогда Райнольди причислили к лику святых, и, расчленив, стали распространять части по городам Германии, Испании и Чехии.
Но, тем не менее, за редчайшими исключениями, средневековая церковь, категорически запрещала вскрытие человека. Церковники утверждали, что по Евангелию после смерти праведники должны воскреснуть, а после вскрытия воскресение и дальнейшая жизни невозможны. Поэтому наука анатомия была в самом зачаточном состоянии. Наконец, в эпоху Возрождения запреты стали постепенно сниматься. Ученым удалось доказать церкви, что такие запреты антигуманны. Ведь не имея знаний в области анатомии, врач не может помочь больному. А это противоречит постулатам о любви к ближнему и обязанностям христианина прийти на помощь страждущему. Правда, церковь «сдавалась» медленно: сначала она разрешила вскрытия один раз в пять лет, потом – раз в год. И затем уже публичные представления участились.
Естественно, когда первые вскрытия были разрешены, из них сделали шоу. И церковь этому уже не сопротивлялась. Известно, что даже Папы Римские высказывались за открытия анатомических театров. Кто-то – например, врачи, художники, скульпторы – приходили на представления с профессиональным интересом. Великий Леонардо да Винчи не только посещал такие театры, но и сам проводил вскрытия. Впоследствии он первым изобразил различные органы человеческого тела.
Но большинство были просто любопытствующие. Это были абсолютно новые знания – такое нельзя было отыскать даже в научных книгах. Тогда еще не существовало анатомических атласов со схемами строения человека. Знания реально было подчеркнуть только из собственного опыта при посещении анатомического театра. Поэтому залы заполнялись до отказа. Народ ломился на представления анатомического театра. Иногда на одно представление собиралось до 800 зрителей. Приходили семьями, с детьми. Считалось даже престижным присутствовать в театре. Люди, таким образом, демонстрировали стремлением к знаниям. Так что в зале сидела обычно вся городская знать.
Это было платное зрелище? Да, и билет стоил недешево. Причем, если вскрывали женщину, то билет удорожался вдвое. Считалось, патологоанатом вскрывает божественную тайну деторождения. Билеты обычно покупали не один «спектакль», а на весь цикл. Дело в том, что вскрытие длилось несколько дней. Врач в первый день демонстрировал внутренности живота, во второй – органы грудной клетки, в третий – содержание черепа, в четвертый – суставы, кости, позвоночник. И «спектакль» длился часто с утра до вечера. Так что люди приходили на весь день. В перерывах работал буфет, они покупали легкую закуску. Обычно анатомические театры работали зимой, чтобы упростить проблемы консервации.
Кого препарировали? Долгое время было разрешено вскрывать только иностранцев. Потом к ним прибавились приговоренные к смертной казни после приведения смертного приговора в исполнение. Так разбойники послужили развитию медицины. Между прочим, врачи-анатомы перед началом вскрытия объявляли, что демонстрируют только то, как Всевышний гармонично создал человека. И к профессии патологоанатома допускались только самые искусные специалисты – они ведь доказывали на практике, что вскрытие не разрушает Божье творение, (хирурги получали специальные сертификаты, позволяющие заниматься этим видом деятельности).
В ту пору во всех европейских странах существовали такие театры?
В большинстве. Несколько анатомических театров существовало в Германии. Самые крупные – В Лейпциге, Регенсбурге и Марбурге. Известны театры во Франции, Италии. Аристократы Лондона, побывав в Лейпциге и Амстердаме, вернулись возмущенные. Они выговаривали властям, что в Лондоне даже для гильдии хирургов анатомические представления проводились только четыре раза в год, а в Голландии – любой человек может самообразовываться сколько хочет. И тогда в Англии тоже появились такие театры. Но все-таки самыми известными театрами Европы считались голландские. В Лейденском университете выросла целая плеяда блестящих хирургов-анатомов. Например, знаменитый Фредерик Рюйш, у которого Петр Первый приобрел свою первую анатомическую коллекцию, Николас Тульп (вспомним полотно Рембрандта «Урок анатомии доктора Тульпа»). В России анатомических театров как общественно-массовых мероприятий не было. В России, по приказу Петра Первого, развивались научные направления в медицине.
Когда анатомические театры прекратили свое существование? Анатомический театр как общественное зрелище ушел в небытие примерно в 18 веке. К тому времени уже были составлены анатомические схемы, атласы. Анатомия стала уделом специалистов. И интерес к таким показам постепенно угас.