Здравствуйте, хотелось бы представить вам мод итальянской команды мододелов - Bellum Crucis Total War. Ето не первое творение итальянских разработчиков радующее нас. Все прекрасно помнят отличные и качественные модификации на «Rome: Total War» : «Paeninsula Italica», «Casus Belli» и «Mare Nostrum».Именно поэтому - Bellum Crucis просто обязан был стать шедевром – так и случилось.
Стартовой датой является 1150 год –эпоха расцвета высокого Средневековья. Эту дату по праву можно назвать поворотной для всей средневековой Европы. На ближнем Востоке утвердились крестоносцы и создали свое государство – Иерусалимское королевство, которое уже достаточно окрепло и встало на ноги и готово защищать Святую землю от мусульман. На Иберийском полуострове полным ходом идет Реконкиста , хоть и не всегда успешна для христиан. А христианские государства в Западной Европе могут наконец уделить внимание своему развитию и покорению соседей.
Карта в моде стандартная, все та же Европа , ближний Восток и Северная Африка. Здесь нету Америки , да и зачем она нужна в моде про Средневековье. Вместо этого карта переработана и увеличено количество провинций, Восточная Европа и Ближний Восток теперь более заселены. В моде присутствует 25 фракций, в том числе таки мало задействованные и редко встречающиеся фракции ,но от этого не менее важные и интересные, как Грузия и Пиза.
Итак по порядку. На Британских островах расположены ,всем уже знакомые, Англия и Шотландия. У свободолюбивых горцев на страте всего 2 провинции, Эдинбург и Инвернесс. Но шотландцы легко могут распространить свое влияние на ребельскую Ирландию которая находится рядом. Да и к тому же Англии на первых порах не до Шотландии и Ирландии, у нее и так хватает забот. На континенте ей принадлежит половина французских земель, с чем естественно не согласна сама Франция . Но правильным для французского короля было бы сначала подчинить земли мятежных баронов ,находящихся на юге и севере, что позволит накопить силы и послужит хорошим подспорьем в предстоящем конфликте. В центре Европы находится Священная Римская империя германской нации. Помимо земель современной Германии , на то время, она включает еще и земли современных Австрии и Нидерландов. Она является самой большой западноевропейской фракцией. Но игра за эту фракцию не покажется вам такой легкой как это может показаться. Ведь чем больше и богаче страна тем больше соседей ей завидуют и в будущем попытаются оторвать себе кусочек повкуснее. А окружают ее не такие уж и миролюбивые соседи. На востоке находится Польша, которой правит династия Пьястов, под их руководством страна могущественна и агрессивна, а войска польского короля многочисленны и эффективны. Не даст покоя и Венгрия. Хоть и мадьяры и приняли оседлый образ жизни и приняли христианство ,но традиции кочевников еще сильны, это отлично видно на примере венгерской армии, укомплектованной помимо грозной конницы, еще и вспомогательной пехотой славян покоренных мадьярами в прошлом. Ютландию и юг Скандинавии контролирует Дания. Но пусть размеры этого королевства не вводят вас в заблуждение. Славное прошлое викингов еще не забыто и армия датчан может доставить немало проблем своим соседям. Поскольку мод сделан в Италии то не стоит удивляться обилию итальянских государств в нем. Италию делят между собой такие фракции как Венецианская республика, Ломбардийская Лига, Пиза, Королевство Сицилия, а также Престол Святого Петра(Папская область).О них уже много известно и поэтому не вижу смысла рассказывать о них. Испанию делят между собой четыре государства. Три из них католические это Арагон, Португалия , Кастилия и Леон. Они борются за освобождение полуострова от Альмохадского халифата(осколка Арабского халифата), под контролем которого находится большая часть земель Иберии и Магриб(северо-западное побережье Африки) .Мавры еще сильны и поэтому только обьеденив силы католику смогут изгнать их. Стоит отдельно упомянуть Арагон которому принадлежит помимо земель в Иберии еще и Прованс, с центром в Марселе. Поэтому еще будет проще развиваться на старте, ведь рядом находятся мятежны земли южной Франции.
Стоит отметить наличие в Bellum Crucis двух русских фракций, а не одного Новгорода, как это обычно бывает в модах, что очень неплохо для итальянского мода. Русь представлена двумя княжествами: Владимиро-Суздальским и Новгородским. Под контролем Владимиро-Суздальской Руси находятся помимо земель самого княжества, находятся еще Смоленское, Киевское, Переяславское, Туровское княжества. Денег в казне княжества достаточно и дружина только и ждет приказа князя выдвинутся на покорение оставшихся независимых княжеств Руси. Новгород имеет стартовые позиции не хуже, к тому же у Новгородского княжества имеется выход в Балтийское море, что отражается позитивно на его экономике. Но в пылу борьбы за лидерство русские князья могут упустить из виду угрозу, которая уже почти столетие существует у них под боком. Речь идет о половцах. Владения половецких ханов раскинулись в причерноморских и приволжских степях, и размеры этих владений ничуть не уступают владениям русских князей. И половцы не прочь увеличить размеры своего государства.
На Востоке ситуация накалена до предела. Все средиземноморское побережье от Антиохи до Газы принадлежит Иерусалимкому королевству. На севере от государства крестоносцев расположился Сельджукский султанат, на юге Халифат Фатимидов, а восточнее Сирийский султанат, государство которое я не встречал ни в одном моде. Халифат Фатимидов мусульманское государство в Египте управляющиеся шиитской династией Фатимидов. Это единственная фракция в игре исповедующая ислам шиитского толка. В моде также предусмотрено появления Салладина , по скрипту, тогда же и предлагается сменить веру на ислам суннитского толка, результатом вы бора смены религии станет улучшение отношений с другими мусульманскими фракциями, но также вы получите возможные бунты в поселениях, выражающие недовольство народа сменой религии. Сирийский султанат представляет разрозниные эмираты Сирии и Палестины, противостоящие крестоносцам. Его армия типична для мусульманских фракций, хотя есть и свои изюминки.
В Европе уже готовятся новые крестовые походы в Святую землю, для помощи Иерусалимскому королевству, но обьеденившись эти три государства смогут отразить любые крестовые походы и уничтожить Иерусалимское королевство. Но есть еще третья сторона , которая может извлечь выгоду из этого противостояния – это Византия. Империя переживает сейчас не лучшее времена, на данный момент она контролирует Грецию и западную часть Малой Азии. Для нее сейчас самое выгодное время для возрождения. Благо и условия для этого самые подходящие, турки отвлечены войной с крестоносцами и Базилевс сможет без особого труда отвоевать Малую Азию. А обеспечив себе надежный тыл, можно уже думать о завоевания и в Европе. На Кавказе находится маленькое ,но достаточно жизнеспособное царство Грузия. Которое еще только подбирается к зениту своей славы. Грузины имеет много выгодных возможностей для развития : на севере находится мятежная Алания, восточнее есть еще пара ребельских провинций – Гянджа и Дербент, а также Армения. Завоевав эти земли царь Грузии укрепит и возвысит свое государство. И после этого Грузия будет готова к завоеванию всего мира!
Экономика
В моде полностью переработана экономическая составляющая. Разработчики сделали все что бы сделать невозможными раш и многолетнею войну. Помимо высоких цен на здания и увеличенного время на их строительство , введены затраты на многое. Теперь за каждого капитана на вражеской территории взимается плата в 600 флоринов, а осада вражеского поселения будет стоить каждый ход 2000 флоринов, поэтому поселения лучше брать сходу штурмом. Также теперь придется выплачивать определенную сумму на содержание поселений ,а она сильно варьируется от 10 флоринов за 13 провинций до 44500 флоринов за 51 провинцию, все идет по принципу –чем больше провинций ,тем больше выплаты. Именно поэтому воевать со всем и везде не получится, попросту кончатся деньги. Военные действия стоит начинать только тогда когда есть сильная и жизнеспособная экономика.
Купцы здесь играю огромную роль, они теперь приносят реально высокий доход, так доход одного прокачанного купца с ресурса может доходить до 5 тысяч флоринов. Также большой доход можно получить строя экономические здания. В моде произошли изменения с флотом, произошло его деление на комерчиский и военный. Коммерческий флот имеет возможность брать на борт товары и возвращении в столицу приносить большую прибыль с продажи этих товаров. Комерческий флот нанимается только в городах после постройки Грузового причала, в найме появляется наемные галеры(коги)-это и есть комерческий флот, у них очень маленький показатель защиты и атаки. При найме такой галеры капитан флота получает разрешение на морскую торговлю , это отображается в его характеристиках,он получает трейт "купец".Слать нужно торговый флот подальше от столицы к побережьям, где поблизости имеются полезные ресурсы. Вероятность загрузки такого ресурса увеличивается с течением времени проведенным в море, а вообще загрузка длиться произвольно. Чтобы узнать, тип перевозимого груза и т.е. - посмотри на своего адмирала. Когда появиться сообщение - торговый флот загружен, можно смело плыть домой за вознаграждением. Военный флот развивается в замках и городах при постройке обычного порта. Но есть один нюанс, нужно заранее выбрать каким путем пойдет развитие флота в городе, ведь после постройки порта пирс уже невозможно будет построить( также и наоборот) , а значит в будущем можно будет строить только военный флот в этом городе.
Скриптовая составляющая.
В моде присутствует две кампании – Обычная и Полная(Дополнительная) кампания. Отличаются они собственно наличием тех или иных скриптов. В полной присутствуют все скрипты ,в Обычной же часть из них убрана, для более игры на более слабых машинах, та как чем больше скриптов тем больше время хода. В игру добавлено множество скриптов делающих игру более сложно и увлекательной.
В Bellum Crucis власть монарха теперь ограничивается Королевским советом. В совете всего 21 место. Шесть из них всегда лояльны к вам, семь всегда против вас и семь нейтральны. Вам надо попытаться захватить 7 этих нейтральных мест. Это можно сделать, если развивать качества 7 типов Ваших агентов (лазутчиков, дипломатов, убийц, принцесс, адмиралов, купцов, священников). Если Вы получите по крайней мере пять мест (таким образом, вы будет контролировать 11 из 20) у Вас будет абсолютная власть и не нужно будет бояться падения авторитета, даже при 0 % показателе престижа!
В моде введен новый параметр власти – Престиж.. Во время кампании ваше поведение может увеличить или уменьшить престиж. Престиж будет влиять на довольство населения и казну государства. Если уровень престижа упадет до 50%, то это может привести к ослаблению вашего государства. В этом случае сенат будет давать вам задания на постройку новых сооружений выполнив их условия вы увеличите престиж, в противном случае вас ждут восстания в поселениях когда престиж будет падать до 25 % и 0 %.
Порог в 25% является весьма деликатным. Это риск изгнания. Изгнание не приведет к потере поселения они останутся в распоряжении вашего королевства, оно влияет на ваших персонажей т.е. вы не сможете использовать изгнанников скажем в качестве управляющих, если они занимаются управлением поселения, то автоматически будут заключены в тюрьму. Изгнание применимо ко всем лицам королевской крови. Порог в 0 % является роковым. В этом случае дворяне вашего государства могут объединиться в Лигу Баронов или Союз Эмиров и выступить против вас, таким образом вы можете потерять некоторые поселения и начнется гражданская война.
В игре присутствует Гарнизонный скрипт, призванный усложнить захват поселений. Этот скрипт позволяет И.И. автоматически вербовать в случае осады 8 подразделений наемников, чтобы укрепить оборону. Типы завербованных наемников зависят от регионов. Активизируется только в двух самых важных поселениях страны. С самого старта у каждой страны есть военный и экономический центр. Военным центром является, как правило, самый развитый замок, а экономическим – столица.
Скрипт Династического брака. После сообщения о смерти иностранного правителя у вас будет шанс захватить престол иностранного государства, но лишь в том случае если до этого был заключен династический брак при условии, что у иностранного правителя нет законного наследника, и при удачном стечении обстоятельств чужие территории могут стать вашими.
В мод были добавлены таки ивенты :
1. Турниры (можно организовать, если у вас есть соответствующие постройки. Результаты столкновений, отображаются в захватывающем видео. Если турнир заканчивается поражением - Ваш рыцарь может быть серьезно ранен, но если победой, то вы получите денежный приз, увеличиться Ваш престиж и чемпион получит повышение опыта и командования);
2. Курсы Шпионажа (можно организовать, если у вас есть галера. Может увеличиться опыт убийцы \ шпиона);
3. Вселенские Соборы (могут быть организованы, если у вас есть аббатство; предназначены для повышения благочестия священников);
4. Великие Интервью (можно организовать, если у вас есть палата совета; предназначены для повышение влияния эмиссара);
5. Большие Банкеты (можно организовать, если у вас есть трактир; предназначены для повышение лояльности в целом);
6. Балы-маскарады (можно организовать, если у вас есть двор; предназначены для повышение очарования принцесс);
7. Королевские Ярмарки (могут быть организованы, если у вас есть ярмарочный лагерь; предназначены для повышение характеристик купцов);
8. Великие портовые рынки (могут быть организованы, если у вас есть торговый порт; предназначены для повышения характеристик адмиралов).
Наступление таких событий, регулируется статистической системой (определенной вероятностью за ход).
Изюминкой мода является возможность воровать и изучать технологии. Вот выдержка из мануала по поводу технологий:
По ходу кампании произойдут определенные события, такие, как открытие пороха, которые позволят разблокировать некоторые здания и, возможно, некоторые подразделения. В некоторых случаях можно будет получить технологию до ее исторического открытия с помощью развития научных исследований или гражданского шпионажа.
сли вы хотите содействовать научным исследованиям, то нужно строить здания культурного назначения для набора специальных агентов, ученых. Ученые могут приступить к изучению сбивки серы! Специальные агенты воры могут украсть технологии, которые имеются у других фракций в наличии. После получения Вашим агентом технологии, она откроется во всех Ваших провинциях. Если же технологию получить не удалось, то Вам придется подождать ее исторического открытия.
Вот полный список доступных технологий:
- Энергия ветра: доступна сразу, с большой вероятностью во Фландрии (Антверпен); историческое открытие ветряных мельниц произойдет во второй половине XII века.
- Бумажная промышленность: доступна сразу, с большой вероятностью в Иберии (Пиренейский полуостров); историческое открытие - вторая половина XII века.
- Греческий огонь: доступна сразу, с большой вероятностью в районах Византии, историческое открытие - первая половине XIII века.
- Чеканка Монет: доступна сразу, с большой вероятность в Византии, историческое открытие - первая половина XIII века.
- Мягкое ярмо: доступна сразу, с большой вероятность в Восточной Европе; историческое открытие - вторая половина XIII века.
- Порох: доступна сразу монголам, с большой вероятность на Востоке; историческое открытие - первая половина XIV века.
- Доменная печь: можно получить в первой половине XIV века, с большой вероятностью во Франции и Скандинавии; историческое открытие - вторая половина XIV века.
- Морская навигация: в наличии в первой половине XIV века, с большой вероятностью в Иберии (Пиренейский полуостров); историческое открытие - первая половина XV века .
У меня получилось пока что украсть две технологии и одну изучить. Остальные пока что недоступны, хотя мои шпионы (с навыками гражданского шпионажа) побывали уже почти во всех поселениях , видимо придется ждать их открытия.
Разработчики решили добавить героев(выдающихся исторических личностей) в мод ,которые будут в определенный период и при определенных условиях появляется в кампании. Вот что сказано по поводу них в мануале:
1. Мануил I Комнин: император Византии - единственный христианский герой присутствующий в самом начале кампании. Его специальная способность "Христианский канон" позволяет в бою снижать подвижность и силы войск противника в течение короткого времени. Данную способность можно использовать один раз за бой.
2. Норандин Атабег из Сирии - единственный исламский герой, присутствующий в начале кампании. Его навык "Свет веры" позволяет в бою увеличить скорость и боевой дух войск в течение короткого времени. Эту способность можно использовать несколько раз за бой, но через некоторое время.
3. Саладин: основатель династии Аюбидов в Египте. Он может появиться во второй половине XII века, если Египет не сможет расширить свои границы, но все-же сохранит власть над Каиром. Умение "Сила веры" позволяет ему в бою восстановить силы и моральный дух всех войск. Навык можно использовать несколько раз, но через некоторое время.
4. Филипп II из Франции: королевский наследник Капетингов. Может появиться во второй половине XII века, когда Франция не смогла расширить свои границы, но сохранила власть над Реймсом. Способность "Рыцарская честь" позволяет в бою увеличить энергию и силу атаки войск в течение короткого времени. Способность можно использовать несколько раз, но через некоторое время.
5. Ричард Львиное Сердце: наследник королевского дома Плантагенетов. Может появиться во второй половине XII века, когда Англия не смогла расширить границы, но сохранила власть в Руане. Способность "Львиное сердце" позволяет в бою восстановить силы и моральный дух всех войск. Навык можно использовать несколько раз, но через некоторое время.
6. Федериго II из Швабии: наследник династии Норманнов в Сицилии и имперской династии Швабии, который может появиться в первой половине XIII века, когда Сицилия будет не в состоянии расширить свои границы, но сохранит власть над Палермо. Способность "Рыцарская честь" позволяет в бою увеличить энергию и силу атаки войск в течение короткого времени. Способность можно использовать несколько раз, но через некоторое время.
7. Джакомо I из Арагона: наследник королевского дома Арагона. Он может появиться в первой половине XIII века, когда королевству Арагон не удалось расширить границы и захватить Балеарские острова, но при этом сохранить власть над Барселоной. Способность "Рыцарская честь" позволяет в бою увеличить энергию и силу атаки войск в течение короткого времени. Способность можно использовать несколько раз, но через некоторое время.
8. Александр Невский: новоизбранный князь Новгорода. Он может появиться в первой половине XIII века, если Новгородское княжество не сможет расширить границы и захватить Швецию, при этом Новгород должен остаться столицей. Способность "Христианский канон" позволяет снижать подвижность и силы войск противника в течение короткого времени. Данную способность можно использовать один раз за бой.
9. Осман: из турецкой Османской династии. Может появиться во второй половине XIII века, когда турки были не в состоянии расширить границы и захватить Константинополь, но контролировали Никею. Его навык "Свет веры" позволяет в бою увеличить скорость и боевой дух войск в течение короткого времени. Эту способность можно использовать несколько раз за бой, но через некоторое время.
10. Уильям Уоллес: герой Шотландии. Может появиться во второй половине XIII века, когда Шотландии не удалось расширить границы, но сохранилась власть над Эдинбургом. Способность "Львиное сердце" позволяет в бою восстановить силы и моральный дух всех войск. Навык можно использовать несколько раз, но через некоторое время.
Стоит отметить что в моде также присутствуют разного рода титулы(региональные, королевские и т.д.).
В Bellum Crucis присутствует 2 новых системы вербовки: AoR(область вербовки) и ToR (Время вербовки).
-AoR (область вербовки) вербовка юнитов будет ограничена только определенными областями.
-ToR (время вербовки) система, которая позволяет вербовать специальных юнитов, но только с определенной даты.
Важной составляющей мода является графика, именно по ней и узнают этот мод, можно сказать что она является его визитной карточкой. Графические изменения в моде заметны невооруженным глазом ,это и новые лоадскрины и новый улучшеный интерфейс на страткарте и модельки городов ,замков и полководцев на страт карте. Очень красиво проработаны и прорисованы модельки юнитов .Чтобы описать все юниты и все линейки войск времени не хватит, поэтому лучше установите Bellum Crucis на ваш компьютер и полюбуйтесь ими во всей красе.