Раз у нас пошла самурайская тема...
Федорушке я эти фильмы в своё время советовал да еще и Котейка небось их видел, но тем не менее.
Харакири/Seppuku
Название: Харакири/Сэппуку
Оригинальное название: Seppuku
Режиссер: Масаки Кобаяши
Год выхода: 1962
Жанр: драма, исторический
В ролях: Тацуя Накадай, Акира Ишихама, Тэцуро Тамба и др.
О фильме: После распада своего клана, безработный самурай Ханширо Цугумо прибыл в поместье лорда Ию, с просьбой совершить сэппуку в его имении. Члены клана Ию, полагая что отчаявшийся ронин просто уповает на милостыню, пытаются заставить его совершить харакири, но они его сильно недооценивают.
]]>]]>
Восставший/Samurai Rebellion
Название: Восставший/Восставший самурай
Оригинальное название: Jōi-uchi: Hairyō-tsuma shimatsu
Режиссер: Масаки Кобаяши
Год выхода: 1967
Жанр: драма, исторический
В ролях: Тосиро Мифунэ, Тацуя Накадай, Гоу Като, Ёко Цукаса и др.
О фильме: Предводитель клана отвергает свою наложницу и заставляет молодого самурая жениться на ней. Когда обстоятельства меняются, и клан требует ее вернуть, самурай и его отец бросают вызов традиции безоговорочного подчинения.
]]>]]>
Процитирую сначала писателя Г.Л. Олди: "Меня учил мой преподаватель по режиссуре: «Обостряй конфликт!». При любом чихе любого персонажа писатель должен постоянно себе говорить: обостряй конфликт. Эта задача должна висеть в оперативной памяти, без неё шагу сделать нельзя. Без неё не идёт дождь. <...> Если не работает, то пусть будет сушь. <...> всё работает на конфликтную ситуацию. Мне говорят: да нет, ну здесь же можно и без конфликта! Нет, нельзя."
И Масаки Кобаяши считает точно так же. Каждая сцена, мимика, даже ч/б гамма работает на конфликт. И как работает! Во внешне размеренных картинах чрезвычайно велико внутреннее напряжение. Взять "Харакири": значительная часть сюжета происходит во внутреннем дворе поместья, где Ханширо Цугумо сидит и... тонко издевается над всем кланом. А они не могут ничего сделать, только побыстрее заставить совершить сэппуку (что у них получается весьма и весьма посредственно). И именно такое построение сюжета (низкая скорость внешних событий и высокая скорость внутренних, эдакое "затишье перед грозой") позволяет как нельзя лучше раскрыть конфликт, передать зрителю всю тяжесть на плечах протагонистов. Ведь в обоих картинах герои вынуждены идти против системы. Да не просто системы, для них это целый Мир, освященный вековыми традициями. И Мир стремится размазать зарвавшихся выскочек, только вот те сопротивляются с упорством достойным греческих трагедий. И не потому что хотят прожить подольше, а потому что стремятся показать Миру, что правда не на его стороне. Подобно самураю, который совершает сэппуку, в случае несогласия с сюзереном. Ибо любой бунт против Мира уже самоубийство, но героев Кобаяши это совершенно не пугает. Ибо они поняли, что путь самурая обретается в смерти.
P.S. Относительно недавно Такаши Миике
]]>снял ремейк "Харакири"]]>. Как ни странно, фильм получился хорошим (а финальная схватка - просто великолепна и мощнее оригинальной), но для меня лично оригинал всё же лучше. Напряжение в фильме 1962 существенно больше.
"Даже плохой стрелок имеет право выйти на дуэль" Г. К. Честертон
"И Бога, и врача мы равно чтим, но только когда грозит опасность нам, а ранее – нисколько." Джон Оуэн