Нажмите, чтобы прочитать В селе Здоровый Оёш и в районном центре Колывань (Новосибирская область) Вячеслава Веревочкина знает каждый. "Когда приедете, то спросите любого - где у вас тот, тот, что танки делает. Вам покажут", - говорит он, когда мы договариваемся по телефону о встрече. И верно, дед, колющий дровишки в одном из дворов, без раздумий указывает путь: "Веревочкин? Ну, это вам в иной финал села. В текущий момент развернетесь, направо и до конца. А там увидите дом, рядом с которым кучи железа лежат".
Двор перед домом реконструктора танков на самом деле завален железом, но если приглядеться, то сию минуту видно, что оно особого рода. Вот лежит башня от Т-34/76 , рядом заготовка корпуса танка. Посреди груды металлолома то тут то там вырисовываются части макетов бронированных машин. Двери крупный мастерской открыты - в ней немного дядя трудятся кругом двух машин, им помогают несколько подростков. Это копии немецкого бронеавтомобиля Sd.kfz. 222 и советского плавающего легкого танка Т-40. Обе на стадии сборки корпуса. Звенит болгарка, оглушительно стучит молоток. Люди увлеченно трудятся, не отвлекаясь на приехавших журналистов.
Военный пенсионер Вячеслав Веревочкин если не единственный, то единственный из сильно немногих в России людей, создающих действующие макеты бронетехники времен Второй важный войны в масштабе 1:1. В среде исторических реконструкторов его в настоящий момент знают все и уважительно называют Бронемастером. Занимается своим увлечением всю дорогу он всего полтора года, но за это момент создал уже больше десятка самых разных машин, некоторые уже успели сняться в нескольких фильмах.
Известность к Веревочкину пришла после этого того, как Никита Михалков заказал ему изготовить макет немецкого легкого танка Pzkpfw II для своей картины "Утомленные солнцем-2". Позже этого местные и московские журналисты стали частыми гостями в его доме. Он этому только рад - чуткость прессы способствует популяризации как самой исторической реконструкции, так и его собственных идей.
Табуретка не получилась
"Я 30 лет отслужил зампотехом в армии. На пенсионную выплату вышел - надобно же чем-то заниматься. Я из тех людей, которые если что-то действовать не будут, то тотчас умрут, - рассказывает он о себе. - Я табуретку совершать начинаю, а получается танк. Так что же мне ещё делать?" Основополагающий макет в натуральную величину Веревочкин изготовил еще во час службы в армии, благо для этого были возможности. Это был совдеповский легкий танк Т-26.
Создание копий танков дело крайне затратное и сложное, поэтому, когда Веревочкин вышел на пенсию, он занимался разными вещами. Например, резьбой по дереву, но это увлечение не прижилось. "Я полно чего могу, и с деревом трудиться тоже, но это все не то. Мне с железяками нужно возиться", - говорит он. "Возня с железяками" началась с изготовления из списанных и выброшенных на свалку деталей автомобиля похожего на германский Kubelwagen, времен войны, а дальше... На вопрос, какой танк он стал работать потом, Вячеслав Владимирович кивает в сторону улицы: "Ты пройдись вдоль нее - там останки полно чего валяются. Первые опыты необходимо в металлолом сдать или на памятник. Я не могу, если окончательно непохоже получается. Железа нормального не было, а для того чтобы танк сделать, нужно как самое меньшее листовое, толщиной четыре миллиметра. Из него уже разрешается что-то изготовить. А из найденного на свалке изготовить что-то стоящее весьма сложно - нужно его обрабатывать, выпрямлять, гнуть. В общем, сплошная морока, а многое соорудить вообще нельзя. Неплохо сегодня - кто-то выручает, привозит, помогает с железом".
Сейчас при создании копий у умельца главная мишень - создание движущихся моделей танков в натуральную величину, снаружи максимально приближенных к оригиналам. Ходовая количество машин создана на основе двигателей и трансмиссии списанных и купленных позже частей автомобилей, тягачей и тракторов. Корпус, башня создаются из листового железа.
Во дворе стоит копия чешского танка Pzkpfw 38(t) (другое наименование - "Прага"), состоявшего на вооружении вермахта во период Второй мировой, а рядом - советского Т-34 первых образцов, которые до настоящего времени не сохранились. Знаток, конечно, безотложно поймет, что это не оригинал, и начнет перечислять отличия. Но издалече эту технику не отличишь от "тридцатьчетверки" - легенды той войны.
Знание матчасти
Сейчас Веревочкин говорит, что величать его танки копиями нельзя. Копия должна по виду всецело подобать оригиналу - "где стоит литая деталь, там должна быть литая. Если на ней на настоящем танке было написано что-то , то должно быть написано. Что было резиновым, должно быть резиновым".
Танков времен Второй мировой войны и их деталей в музеях, у частных коллекционеров, да и несложно в земле, откель их позволительно достать, сохранилось достаточно. Для того чтобы созидать точные копии боевых машин прошлого, нужно без затей забрать эти детали и их метко скопировать. Но для этого требуется совершенно прочий порядок технологий, чем вероятно сотворить в домашней мастерской Бронемастера. Нужно нарыть литейное производство, которое сможет делать точные копии катков и других запасных частей. Технически это как бы несложно - схватить оригинальную деталь, свершить на ее основе литейную форму - и не возбраняется изготавливать катки, траки для гусениц и другие части танков проворно и довольно дешево. Но покуда ни один из новосибирских заводов, на которые обращался Веревочкин, за это не взялся - кто-то не может, кто-то не хочет. Еще одна технологическая задача - обрезинивание металлических частей, только решив которую, разрешено приступать к созданию максимально похожих на настоящие танки копий. "Когда это будет, тогда сможем звать то, что делаем, копиями, а в то время как это не то. Но произвольный свежий танк у меня лучше получается. Сейчас мы делаем, скажем так, похожие", - считает Веревочкин.
Такая самокритика не мешает ему осознавать и главное близкое превосходство - глубокое знание материальной части. Благодаря большому опыту он до мелочей понимает особенности гусеничной техники. В создании копии танка внешнее сходство требует знаний и технологий, но при наличии достаточного количества средств эта проблема решаема. Но если произносить аккурат о действующей модели, то главная сложность - это ходовая часть. Как раз она не удается многим людям, которые берутся за это дело. "Танки многие пытаются делать, но без малого у всех получается только на памятники. Для того чтобы сформировать движущуюся модель, нужно понимать, как танк едет, на что и почему", - говорит об этом сам Бронемастер.
За год активных занятий своим любимым делом Веревочкин создал больше десяти самых различных машин. Доля по просьбе кинематографистов, большинство для себя - чтобы отрабатывать технологии. Во дворе стоит гусеничный вездеход - на его основе будут делать немецкий "Тигр" (PzkpfwVI (Tiger). В мире настоящих осталось всего шесть. И ни один не на ходу, попытки создать действующие копии также успехом пока не увенчались. В дальнейших планах воссоздание нимало уж редких образцов. Бронемастер хочет произвести Т-28 или Т-35 (единственный в мире пятибашенный танк серийной постройки). Это проблема титаническая. Для того чтобы его сделать, нужно запихнуть в него два тягача - подлинный эдакий танк весил 50 тонн, копия будет весить не менее 5 тонн. Еще нужно совершить конструкцию из швеллеров, чтобы он не переломился - длина будет почти 10 м. Как говорит Веревочкин, только танками его интересы и возможности не ограничиваются: "Новосибирский музей железнодорожного транспорта хотел у меня бронепоезд заказывать, но вслед за тем там сменилось руководство и все замялось. Из Москвы люди тоже бронепоезд хотели".
Сейчас около Веревочкина стихийно сложился клуб людей, увлеченных военно-исторической тематикой. Кто-то помогает с чертежами техники, кто-то с металлом, местные колыванские мужики - в мастерской. Но самые большие энтузиасты - это дети. "Все колыванские пацаны ко мне ходят, смотрят, помогают. Детско-юношеский клуб получился. Молодежи такие вещи шибко интересны, и это хорошо", - говорит он.
Но создание на основе этого клуба не только общественно полезного, но и доходного предприятия - дело больше чем возможное. Зарубежные коллекционеры уже сейчас интересуются деятельностью сибирского Бронемастера, задают вопросы сквозь его сайт и в будущем готовы сделаться его заказчиками. Поступают предложения от местных бизнесменов - многим любопытно иметь в распоряжении в своем гараже не только автомобили, но и модель боевого танка. Но таким Веревочкин отказывает. "Я не хочу такие танки делать, которые никто не увидит и которые никому ни пользы, ни радости не принесут. Сделать танк для того, чтобы по огороду кататься? Нет. Мне занятно не количество, а сделать с нуля и своими руками", - говорит он.
Когда будет "Тигр" как настоящий, как с конвейера, только из тонкого железа, вот тогда Бронемастер сможет принимать заказы и из-за границы. Но до этого еще очень далеко, ему нужны инвестиции, нужна помощь, которой пока нет. "Нужно отрабатывать технологию, делать катки, гусеницы. Пока прошел только год, как я начал этим заниматься. При финансовой поддержке мы могли бы что-то сделать. Но я сам не бизнесмен, я только в танках и соображаю", - смеется он.
Живая история
Вячеслав Веревочкин - сторонник сохранения живой истории. Создание макетов танков для него не самоцель. Он рад тому, что может и может этим заниматься. По его мнению, вероятность забраться в танк, поездить на нем дает значительно больше, чем нетрудно взглянуть на него издалека. Действующая копия боевой машины ценнее с точки зрения воспитания молодежи, воспитания у нее интереса к истории и гордости за свою страну.
"Как создавалась Кубинка? Это же танковый институт. Их главная задача исследовать технику, оттого все приходящие туда танки поначалу разбирались, изучались, а уже следом шли в музей. А вслед за тем того как разобрали, кто их составлять обратно будет? - рассуждает он. - Это оттого что технологически более сложная задача, чем легко развинтить. Вследствие этого большая часть экспонатов - это остовы танков. Извне боевая машина, а внутри просто безжизненный экспонат. Действующих экземпляров всего четыре".
Веревочкин не согласен с таким подходом к истории: "Я хочу, чтобы можно было не просто смотреть, а вовнутрь залезть, пощупать, башню покрутить. Сейчас же никто не знает этого всего. В нынешний танк никто же не даст залезть. Более того в танковые войска приходит парнишка служить - буду танкистом. И что? Два раза на нем прокатился, а все другое пора лопатой работает - снег чистит да картошку копает. Зато домой приходит - танкист. А чем мы хуже Москвы? Мы потому как можем даже хлеще Кубинки сделать. Создать в Новосибирске танковый музей из движущихся, рабочих копий. А на 9 мая взял тот самый музей и поехал на Парад Победы! Это же какой будет эффект. И надо для этого вовсе негусто денег. Что нужно, чтобы сделать танк? Двигатель, ходовая от тягача, кот наплакал железа, гусеницы и катки отлить и все. Затраты не такие большие. Для города это не деньги. А потому что можно делать танки, которых уже не осталось. Таковый музей стал бы не только немалый досто примечательностью, но еще и окупился достаточно быстро".
Между словами высоких чиновников о необходимости сохранения исторического наследия и реальными действиями лежит пропасть. Потому бремя воссоздания живой истории и ее популяризации лежит на плечах частников-энтузиастов словно бы Веревочкина. А касательство государства можно дать оценку по совсем другой истории.
Против танков
Совсем недавно к Веревочкину приехали новосибирские джиперы и предложили учинить соревнование - джипы супротив танков на бездорожье. Кто кого? Веревочкин согласился, и из этого получилось целое событие. Помимо джиперов и танкистов Бронемастера, в нем приняли участие еще и исторические реконструкторы из Новосибирска и Красноярска, и кроме гонки, которую выиграла гусеничная техника, состоялась еще и имитация танкового боя. Во миг нее красноармейцы и Т-34 храбро сражались и победили немецко-фашистких захватчиков. Действо привлекло больше тысячи зрителей.
Но закончилось все для Веревочкина не совсем весело. Посредством несколько дней потом проведения гонки к нему пришли из прокуратуры. Поводом стала фотография одного из его танков, на котором был изображен прямой крест - эмблема, которая наносилась на борта танков вермахта. Дескать, этот танк может быть использован для пропаганды экстремистской деятельности. Это было только исходное положение - следом последовали вызовы в прокуратуру и визиты ее работников с проверками. Из чего сделаны танки? Где взяты эти материалы? Зачем на эти изделия нет техосмотра? Веревочкину даже выписали штраф за езду на его танках без талона техосмотра.
Сам Веревочкин, рассказывая об этих событиях, кивает в сторону нового районного прокурора, который решил навести порядок, а начал почему-то с него. "Я ничего не крал ни у кого и дрейфить мне нечего", - говорит он. К счастью, благодаря тому, что прокуратура обвинила в экстремизме не кого-то , а реконструктора, который занимается сохранением и воссозданием исторического прошлого своей страны, история эта получила широкую огласку в прессе. Да, человеком Бронемастер стал известным и заступиться за него есть кому. Поэтому сейчас история как-то поутихла, но еще не закончена.
Самого Веревочкина беспокоит больше не это, а розыск помощников и инвесторов, которые могли бы вложить гроши в его клуб или еще как-то помочь. Собственными силами тащить такое дело очень тяжело. "Разговариваешь, как будто мужики путевые, богатые, а толку? Им ничего не надо - только бизнес. А создание танков - это ибо не только бизнес", - рассуждает Бронемастер.
Бизнесмены пока не проявляют к нему конкретного интереса ни для того, чтобы вложить денежки в предстоящий бизнес, ни для того, чтобы реализовать должок социальной ответственности и привнести вклад в сохранение исторического наследия страны. Эта занятие - пока дело увлеченных одиночек, и помощи им стоит поджидать только товарищ от друга.