Принято считать за факты многие устоявшиеся мнения о "кочевых" народах, о культурных традициях, психологическом типе и прочем. Но ломка стереотипов такое же интересное и творческое занятие,которое не дает ни исторической науке, ни модостроению превратиться в стоячее болото общих мнений...
Вот такие любопытности надыбал, чавэлы из военной истории цыган ....
"В эпоху наполеоновских войн русские хоровые цыгане вступили в гусарские и уланские части кутузовской армии,15 но их далёкие европейские собратья шли усмирять Испанию в составе французских легионов, и принимали участие во многих сражениях, пополнив ряды австрийской, английской и испанской армий."
Нажмите, чтобы прочитать
МИФ О ВЕЧНОМ ЦЫГАНСКОМ ПАЦИФИЗМЕ . Статья Николая Бессонова
из ]]>http://zigane.pp.ru/mif-main.htm]]>
*****************************
Во время наполеоновского вторжения в Испанию разгорелся очередной бой. Солдат во французском мундире сбил повстанца с ног и занёс штык для последнего удара. В этот момент с его головы слетел кивер. Обречённый на гибель человек вдруг закричал: "Цыган! Цыган!". Победитель тоже узнал соплеменника! Он опустил ружьё, и открыл флягу с вином. В стороне кипело сражение - а недавние враги уселись рядом.
- Пусть эти псы рвут друг друга на куски. Нам что за дело? Они не нашей крови...1
Столкновение цыган на поле боя - это не случайность. Когда Наполеон вторгся в Испанию, в его армии были венгерские цыгане. Останавливаясь на постой в городах, смуглые военные, разумеется, встречали местных "хитанос". Расчувствовавшись, они обнимали своих собратьев. Но это братание никоим образом не гарантировало от противостояния с оружием в руках. Ведь многие "хитанос" вступали добровольцами в отряды испанских партизан.2
То, что цыгане - миролюбивый народ, не склонный вмешиваться в конфликты, никогда не ставилось под сомнение. Не случайно Александр Сергеевич Пушкин, создавая "Песни западных славян", приписал своему отважному герою-повстанцу такие слова:
Долго ль вам мироволить янычарам?
Долго ль вам терпеть оплеухи?
Или вы уж не сербы - цыганы!
Или вы не мужчины - старухи!
Но так ли уж безупречен с исторической точки зрения взгляд на цыган как на вечных пацифистов? Давайте руководствоваться фактами - тогда у нас сложится парадоксальная картина. Мы увидим, что кочевой народ, сознательно стремившийся жить вне общества, вынужден был во многом принимать чуждые ему "правила игры".
Жестокое законодательство западноевропейских стран поставило народ-скиталец вне закона. Во многих государствах каждого встреченного на дороге цыгана полагалось казнить или отправить на каторгу всего лишь за принадлежность к гонимому племени. Таборам приходилось скрываться по лесам и во время появления в городах всячески избегать представителей правосудия, но увы, помогало это далеко не всегда. Спасаясь от гнёта репрессивного законодательства, многие цыгане вербовались в армию: это как бы переводило их на легальное положение. Впрочем, даже в таких случаях возникали инциденты, вызванные инерцией недоверия. Жан де ла Флёр, например, участвовал во многих кампаниях и имел офицерский чин. К сожалению, мы узнаём об этом из судебных бумаг 1603 года, ещё раз подтверждающих дискриминацию цыган. Жан де ла Флёр был обвинён в нарушении эдикта герцога Люксембургского, запрещающего людям его народа находиться на территории герцогства.3
Похожей была ситуация в Ломбардии, где итальянский цыган Джузеппе Морено просил избавить его семью от строгостей миланского губернатора, вознамерившегося изгнать всех людей цыганской крови. Этот инцидент кончился благополучно - из уважения к беспорочной службе в кавалерии, семью Джузеппе оставили в покое.4
Фактов об успешной воинской карьере кочевников набирается немало. Так цыган, называвший себя Христиан Резенберг фон Гронингент дослужился до чина капитана в личной гвардии герцога Сакс-Лонбургского.5 Во времена правления французских королей Людовика XIV и Людовика XV цыгане находились на службе в пехоте, кавалерии, драгунах и в артиллерии. Часто музыкальные способности приводили их в состав военных оркестров, где они были барабанщиками и трубачами.6
Цыгане на привале. Фрагмент гравюры Ж.Калло. 1621 год. Все мужчины изображены с холодным и огнестрельным оружием.
В шведской армии действовал так называемый ингерманладский эскадрон. Во время инспекции, которую проводил в 1676 году маршал Аксель Юлиус де ла Гарде, было отмечено, что он на треть состоит из цыган.7
Вообще Швеция, которая вплоть до Полтавской битвы была ведущей военной державой Европы, не могла быть слишком привередливой при вербовке солдат. Людские ресурсы этой страны были ограничены, и командование было радо каждому новому бойцу. Семнадцатое и восемнадцатое столетия прошли для кочевого народа под знаком чуть ли не всеобщей воинской службы. По свидетельству современников в Швеции было трудно встретить взрослого цыгана, который не пробыл бы солдатом хоть несколько лет. Исследователь-цыгановед Алан Этцлер пишет: "Конечно, цыганам не хватало таких качеств, как отвага, стойкость, надёжность, зато у них были другие достоинства: хитрость, бдительность, ловкость, способность всё видеть, оставаясь незамеченными, наконец, практическое знание людей и стран. В ту эпоху ведение войны зависело не столько от техники, сколько от умения устраивать засады, неожиданные вылазки, и разного рода тайные операции".8
Шведские цыгане принимали участие в Тридцатилетней войне - самом катастрофическом событии XVII столетия. В составе вторгшихся в Германию войск было немало завербованных кочевников, причём отмечены случаи, когда цыганки сопровождали своих мужей, верхом, с парой пистолетов у седла.9 В ту эпоху за каждой армией следовали маркитантки и "солдатские жёны". Естественно, цыганские семьи входили в состав громоздких обозов. Дети питались из полковых котлов, что при цыганской многодетности было весьма накладно для государства. Тем не менее, повторимся, шведские полководцы считали, что игра стоит свеч. Точно так же рассуждали военачальники Германии, Польши и ряда других стран, а также крупные феодалы, принимавшие цыган на службу и дававшие взамен своё покровительство.10
Обучение кочевников военному делу имело порой и оборотную сторону. Отслужив срок по контракту, мужчина обладал уже достаточными навыками, чтобы защитить свою семью от всякого рода посягательств. В Германии возникали большие группы для самозащиты. Одна из самых значительных стычек произошла в 1722 году, когда отряд вооружённых цыган, имевших даже лёгкую артиллерию, вступил в бой с регулярными войсками.11
В Восточной Европе закон не предписывал истребление цыган. Однако, и здесь известны случаи, когда они участвовали в боевых действиях. В исторической литературе описан эпизод 1534 года, когда Ян Запольский нанял кочевников для поджогов на вражеской территории. Прежде чем их заподозрили и поймали, они успели устроить пожары в городах Кошице, Левоча, Бардейов, Прешов и Сабинов. Конечно, можно счесть, что в диверсиях был обвинён мирный табор (цыган из века в век огульно обвиняли в преступлениях, которых они не совершали), однако, в данном случае вину поджигателей подтвердило письмо, найденное у них при обыске. Надо полагать, это письмо должно было поспособствовать получению гонорара у сподвижников Запольского по окончании рейда.12
Гораздо большую известность в цыгановедении получил случай с осадой замка Нодь-Ида - он уже не раз приводился в русскоязычной литературе. Венгерский полководец Перени, по недостатку войск поручил защиту замка, находящегося неподалёку от Кошице цыганскому гарнизону. Когда императорские войска осадили крепость, цыгане держались сверх ожидания мужественно и отбили несколько штурмов. Неприятелю пришлось снять осаду и отступить. В этот момент один из защитников Нодь-Иды допустил непростительную ошибку. Видя уходящих прочь врагов, цыган легкомысленно и высокомерно крикнул:
- Если б у нас не кончился порох, вы бы так легко не отделались!!
Конечно же, императорский отряд немедля вернулся, затеял новый штурм и, ворвавшись в замок, перебил всех осаждённых... В память об этом событии венгерскими цыганами была сложена жалобная песня.13
*****
Современные цыгане любят называть себя самым миролюбивым народом. "Никогда мы не вели войн", - с гордостью говорят они. Это правда - но правда неполная. Пальму первенства по миролюбию следует присвоить народам Крайнего Севера - те действительно никогда не брались за оружие; цыгане же за свою тысячелетнюю историю множество раз были так или иначе втянуты в вооружённые конфликты (другое дело, что они сами их не затевали). Цыгане воевали за Османскую империю и против неё, они сражались в армии французского короля Генриха IV, и служили в португальских войсках.14
В эпоху наполеоновских войн русские хоровые цыгане вступили в гусарские и уланские части кутузовской армии,15 но их далёкие европейские собратья шли усмирять Испанию в составе французских легионов, и принимали участие во многих сражениях, пополнив ряды австрийской, английской и испанской армий.16
Офицеры царской армии Георгий и Владимир Набаранчук. Кавалеристы. Оба - цыгане. Снимок 1917 года из архива В.П.Набаранчука.
Потом была Первая мировая война, и снова "пацифисты" гибли с обеих сторон, защищая интересы стран, в которых они родились. Защищали - порой будучи мобилизованы, порой охваченные бушевавшей вокруг атмосферой патриотического порыва - но, положа руку на сердце, победа той или иной стороны не ухудшила бы их жизнь кардинально. "В чужом пиру похмелье". Вот какова была доля убитых и покалеченных в европейских конфликтах цыган.
Война против нацизма стала первой за тысячу лет войной, в которой цыгане сражались, защищая своё право на жизнь, своих жён, детей и матерей. Немецкие фашисты сделали геноцид цыган, наряду с геноцидом евреев, основой своей идеологии и политики. Не приходится сомневаться, что в случае победы, гитлеровцы истребили бы эти народы поголовно. К 1945 году погибло по меньшей мере 130 тысяч европейских цыган - их расстреливали, топили, сжигали, уничтожали в газовых камерах. Вот почему во всех странах появились герои-антифашисты, взявшие в руки оружие несмотря на природное отвращение к войне, составляющее основу цыганского характера. Историки Д.Кенрик и Г.Паксон приводят многочисленные факты о партизанах и подпольщиках Франции, Албании, Словакии, Сербии и Хорватии - эти люди внесли свой вклад в победу над коричневой чумой.17
Ян Йорс описывает в своей автобиографической книге ловарский табор, с которым ему довелось кочевать по дорогам Франции и Бельгии. В мае 1940 года началось германское вторжение, которое означало приход тяжёлых времён: "Поначалу немецкие солдаты обращались с цыганами хорошо, и некоторое время они беспрепятственно кочевали по оккупированным территориям… В то же время, с типичной для цыган непоследовательностью, они давали временное убежище британским лётчикам, сбитым над захваченными немцами территориями, а также беглым военнопленным, которые обращались к ним за помощью. Это происходило из-за глубоко укоренившейся традиции цыган - сострадания к преследуемым. Впоследствии это вовлекло их в организацию "путей спасения" для агентуры Союзников, но постепенно возрастающее давление со стороны немцев привело к более тесному сотрудничеству с различными местными движениями Сопротивления…
Цыгане из нашего табора активно участвовали в Сопротивлении вплоть до середины 1943 года, когда многие из них были схвачены тайной полицией. Части из них удалось спастись; ловарская молодёжь и некоторые из цыган-чурарей начали борьбу со своими гонителями с оружием в руках - хотя старики поговаривали, что это зараза, идущая от "гадже", и что только больные любят войну."18
Цыгане СССР по вполне понятным причинам не только участвовали в партизанском движении, но и влились в ряды регулярной армии. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами. Масштабы этого явления настолько значительны, что даже семьи фронтовиков не осознают сейчас его массовости; нередко они искренне уверены, что их воевавший родственник - исключение из правил. Участие цыган в Великой Отечественной войне, это слишком большая тема, чтобы вскользь описывать её в заключительных строках обзорной статьи. Но живущие сейчас, должны осознавать благодарность по отношению к цыганским солдатам и офицерам, защитившим полвека назад мир от нацизма.
из ]]>http://zigane.pp.ru/mif-main.htm]]>
*****************************
Во время наполеоновского вторжения в Испанию разгорелся очередной бой. Солдат во французском мундире сбил повстанца с ног и занёс штык для последнего удара. В этот момент с его головы слетел кивер. Обречённый на гибель человек вдруг закричал: "Цыган! Цыган!". Победитель тоже узнал соплеменника! Он опустил ружьё, и открыл флягу с вином. В стороне кипело сражение - а недавние враги уселись рядом.
- Пусть эти псы рвут друг друга на куски. Нам что за дело? Они не нашей крови...1
Столкновение цыган на поле боя - это не случайность. Когда Наполеон вторгся в Испанию, в его армии были венгерские цыгане. Останавливаясь на постой в городах, смуглые военные, разумеется, встречали местных "хитанос". Расчувствовавшись, они обнимали своих собратьев. Но это братание никоим образом не гарантировало от противостояния с оружием в руках. Ведь многие "хитанос" вступали добровольцами в отряды испанских партизан.2
То, что цыгане - миролюбивый народ, не склонный вмешиваться в конфликты, никогда не ставилось под сомнение. Не случайно Александр Сергеевич Пушкин, создавая "Песни западных славян", приписал своему отважному герою-повстанцу такие слова:
Долго ль вам мироволить янычарам?
Долго ль вам терпеть оплеухи?
Или вы уж не сербы - цыганы!
Или вы не мужчины - старухи!
Но так ли уж безупречен с исторической точки зрения взгляд на цыган как на вечных пацифистов? Давайте руководствоваться фактами - тогда у нас сложится парадоксальная картина. Мы увидим, что кочевой народ, сознательно стремившийся жить вне общества, вынужден был во многом принимать чуждые ему "правила игры".
Жестокое законодательство западноевропейских стран поставило народ-скиталец вне закона. Во многих государствах каждого встреченного на дороге цыгана полагалось казнить или отправить на каторгу всего лишь за принадлежность к гонимому племени. Таборам приходилось скрываться по лесам и во время появления в городах всячески избегать представителей правосудия, но увы, помогало это далеко не всегда. Спасаясь от гнёта репрессивного законодательства, многие цыгане вербовались в армию: это как бы переводило их на легальное положение. Впрочем, даже в таких случаях возникали инциденты, вызванные инерцией недоверия. Жан де ла Флёр, например, участвовал во многих кампаниях и имел офицерский чин. К сожалению, мы узнаём об этом из судебных бумаг 1603 года, ещё раз подтверждающих дискриминацию цыган. Жан де ла Флёр был обвинён в нарушении эдикта герцога Люксембургского, запрещающего людям его народа находиться на территории герцогства.3
Похожей была ситуация в Ломбардии, где итальянский цыган Джузеппе Морено просил избавить его семью от строгостей миланского губернатора, вознамерившегося изгнать всех людей цыганской крови. Этот инцидент кончился благополучно - из уважения к беспорочной службе в кавалерии, семью Джузеппе оставили в покое.4
Фактов об успешной воинской карьере кочевников набирается немало. Так цыган, называвший себя Христиан Резенберг фон Гронингент дослужился до чина капитана в личной гвардии герцога Сакс-Лонбургского.5 Во времена правления французских королей Людовика XIV и Людовика XV цыгане находились на службе в пехоте, кавалерии, драгунах и в артиллерии. Часто музыкальные способности приводили их в состав военных оркестров, где они были барабанщиками и трубачами.6
Цыгане на привале. Фрагмент гравюры Ж.Калло. 1621 год. Все мужчины изображены с холодным и огнестрельным оружием.
В шведской армии действовал так называемый ингерманладский эскадрон. Во время инспекции, которую проводил в 1676 году маршал Аксель Юлиус де ла Гарде, было отмечено, что он на треть состоит из цыган.7
Вообще Швеция, которая вплоть до Полтавской битвы была ведущей военной державой Европы, не могла быть слишком привередливой при вербовке солдат. Людские ресурсы этой страны были ограничены, и командование было радо каждому новому бойцу. Семнадцатое и восемнадцатое столетия прошли для кочевого народа под знаком чуть ли не всеобщей воинской службы. По свидетельству современников в Швеции было трудно встретить взрослого цыгана, который не пробыл бы солдатом хоть несколько лет. Исследователь-цыгановед Алан Этцлер пишет: "Конечно, цыганам не хватало таких качеств, как отвага, стойкость, надёжность, зато у них были другие достоинства: хитрость, бдительность, ловкость, способность всё видеть, оставаясь незамеченными, наконец, практическое знание людей и стран. В ту эпоху ведение войны зависело не столько от техники, сколько от умения устраивать засады, неожиданные вылазки, и разного рода тайные операции".8
Шведские цыгане принимали участие в Тридцатилетней войне - самом катастрофическом событии XVII столетия. В составе вторгшихся в Германию войск было немало завербованных кочевников, причём отмечены случаи, когда цыганки сопровождали своих мужей, верхом, с парой пистолетов у седла.9 В ту эпоху за каждой армией следовали маркитантки и "солдатские жёны". Естественно, цыганские семьи входили в состав громоздких обозов. Дети питались из полковых котлов, что при цыганской многодетности было весьма накладно для государства. Тем не менее, повторимся, шведские полководцы считали, что игра стоит свеч. Точно так же рассуждали военачальники Германии, Польши и ряда других стран, а также крупные феодалы, принимавшие цыган на службу и дававшие взамен своё покровительство.10
Обучение кочевников военному делу имело порой и оборотную сторону. Отслужив срок по контракту, мужчина обладал уже достаточными навыками, чтобы защитить свою семью от всякого рода посягательств. В Германии возникали большие группы для самозащиты. Одна из самых значительных стычек произошла в 1722 году, когда отряд вооружённых цыган, имевших даже лёгкую артиллерию, вступил в бой с регулярными войсками.11
В Восточной Европе закон не предписывал истребление цыган. Однако, и здесь известны случаи, когда они участвовали в боевых действиях. В исторической литературе описан эпизод 1534 года, когда Ян Запольский нанял кочевников для поджогов на вражеской территории. Прежде чем их заподозрили и поймали, они успели устроить пожары в городах Кошице, Левоча, Бардейов, Прешов и Сабинов. Конечно, можно счесть, что в диверсиях был обвинён мирный табор (цыган из века в век огульно обвиняли в преступлениях, которых они не совершали), однако, в данном случае вину поджигателей подтвердило письмо, найденное у них при обыске. Надо полагать, это письмо должно было поспособствовать получению гонорара у сподвижников Запольского по окончании рейда.12
Гораздо большую известность в цыгановедении получил случай с осадой замка Нодь-Ида - он уже не раз приводился в русскоязычной литературе. Венгерский полководец Перени, по недостатку войск поручил защиту замка, находящегося неподалёку от Кошице цыганскому гарнизону. Когда императорские войска осадили крепость, цыгане держались сверх ожидания мужественно и отбили несколько штурмов. Неприятелю пришлось снять осаду и отступить. В этот момент один из защитников Нодь-Иды допустил непростительную ошибку. Видя уходящих прочь врагов, цыган легкомысленно и высокомерно крикнул:
- Если б у нас не кончился порох, вы бы так легко не отделались!!
Конечно же, императорский отряд немедля вернулся, затеял новый штурм и, ворвавшись в замок, перебил всех осаждённых... В память об этом событии венгерскими цыганами была сложена жалобная песня.13
*****
Современные цыгане любят называть себя самым миролюбивым народом. "Никогда мы не вели войн", - с гордостью говорят они. Это правда - но правда неполная. Пальму первенства по миролюбию следует присвоить народам Крайнего Севера - те действительно никогда не брались за оружие; цыгане же за свою тысячелетнюю историю множество раз были так или иначе втянуты в вооружённые конфликты (другое дело, что они сами их не затевали). Цыгане воевали за Османскую империю и против неё, они сражались в армии французского короля Генриха IV, и служили в португальских войсках.14
В эпоху наполеоновских войн русские хоровые цыгане вступили в гусарские и уланские части кутузовской армии,15 но их далёкие европейские собратья шли усмирять Испанию в составе французских легионов, и принимали участие во многих сражениях, пополнив ряды австрийской, английской и испанской армий.16
Офицеры царской армии Георгий и Владимир Набаранчук. Кавалеристы. Оба - цыгане. Снимок 1917 года из архива В.П.Набаранчука.
Потом была Первая мировая война, и снова "пацифисты" гибли с обеих сторон, защищая интересы стран, в которых они родились. Защищали - порой будучи мобилизованы, порой охваченные бушевавшей вокруг атмосферой патриотического порыва - но, положа руку на сердце, победа той или иной стороны не ухудшила бы их жизнь кардинально. "В чужом пиру похмелье". Вот какова была доля убитых и покалеченных в европейских конфликтах цыган.
Война против нацизма стала первой за тысячу лет войной, в которой цыгане сражались, защищая своё право на жизнь, своих жён, детей и матерей. Немецкие фашисты сделали геноцид цыган, наряду с геноцидом евреев, основой своей идеологии и политики. Не приходится сомневаться, что в случае победы, гитлеровцы истребили бы эти народы поголовно. К 1945 году погибло по меньшей мере 130 тысяч европейских цыган - их расстреливали, топили, сжигали, уничтожали в газовых камерах. Вот почему во всех странах появились герои-антифашисты, взявшие в руки оружие несмотря на природное отвращение к войне, составляющее основу цыганского характера. Историки Д.Кенрик и Г.Паксон приводят многочисленные факты о партизанах и подпольщиках Франции, Албании, Словакии, Сербии и Хорватии - эти люди внесли свой вклад в победу над коричневой чумой.17
Ян Йорс описывает в своей автобиографической книге ловарский табор, с которым ему довелось кочевать по дорогам Франции и Бельгии. В мае 1940 года началось германское вторжение, которое означало приход тяжёлых времён: "Поначалу немецкие солдаты обращались с цыганами хорошо, и некоторое время они беспрепятственно кочевали по оккупированным территориям… В то же время, с типичной для цыган непоследовательностью, они давали временное убежище британским лётчикам, сбитым над захваченными немцами территориями, а также беглым военнопленным, которые обращались к ним за помощью. Это происходило из-за глубоко укоренившейся традиции цыган - сострадания к преследуемым. Впоследствии это вовлекло их в организацию "путей спасения" для агентуры Союзников, но постепенно возрастающее давление со стороны немцев привело к более тесному сотрудничеству с различными местными движениями Сопротивления…
Цыгане из нашего табора активно участвовали в Сопротивлении вплоть до середины 1943 года, когда многие из них были схвачены тайной полицией. Части из них удалось спастись; ловарская молодёжь и некоторые из цыган-чурарей начали борьбу со своими гонителями с оружием в руках - хотя старики поговаривали, что это зараза, идущая от "гадже", и что только больные любят войну."18
Цыгане СССР по вполне понятным причинам не только участвовали в партизанском движении, но и влились в ряды регулярной армии. Они служили в пехоте, авиации и танковых войсках; очень многие были награждены медалями и орденами. Масштабы этого явления настолько значительны, что даже семьи фронтовиков не осознают сейчас его массовости; нередко они искренне уверены, что их воевавший родственник - исключение из правил. Участие цыган в Великой Отечественной войне, это слишком большая тема, чтобы вскользь описывать её в заключительных строках обзорной статьи. Но живущие сейчас, должны осознавать благодарность по отношению к цыганским солдатам и офицерам, защитившим полвека назад мир от нацизма.
Нажмите, чтобы прочитать
МИФ О "КОЧЕВОМ ПЛЕМЕНИ". Статья Николая Бессонова
Когда в газетах обсуждается цыганский вопрос, журналисты постоянно употребляют фразу "этот кочевой народ". Если русский по крови сибиряк переезжает во Владимир или чиновник из города на Неве получает повышение в Москву, это рассматривается как банальная смена места жительства. Но если в какой-то город приезжают цыгане, терминология тут же меняется. Принято писать, что они "прикочевали". Я даже не буду приводить примеры. Пробегитесь наудачу по помещённым в интернете статьям - и вы убедитесь, что я прав.
Журналисты в данном случае - плоть от плоти нашего общества. "Простой человек" точно так же уверен, что цыгане до сих пор кочуют таборами. Как обыватель ухитряется верить в этот бред, я до сих пор не могу понять. Ведь после указа 1956 года, поставившего кочевье под запрет, прошло уже полвека. И у каждого цыгана России есть собственный дом.
Но может быть, массовая оседлость появилась только сейчас? Может быть правы те, кто считают, что цыгану испокон веков подавай лишь дороги да вольный ветер?
Представьте себе, штамп о народе неисправимых романтиков так же далёк от действительности, как и многие другие. Факты говорят о том, что в XIX столетии большинство цыган мира жило оседло. Более того, если мы устремим пытливый взор вглубь веков, то и там увидим ту же картину. Если брать цыганский народ в целом (а не сосредотачиваться на одной лишь Западной Европе), то кочевники всегда были в меньшинстве.
Попробую объяснить этот парадокс подробнее.
Французы, немцы, русские или - допустим - англичане действительно своими глазами долго видели преобладание кочевых цыган. Так сложилось исторически. И ситуацию из прошлого своих стран мы невольно экстраполируем на весь остальной мир.
Но ведь основная масса цыган всегда проживала не в Западной Европе, а в Восточной. Да и Азию не надо сбрасывать со счетов. А на Востоке (где не было гонений) цыгане с незапамятных времён обзаводились земельными участками и домами. В литературе часто упоминается цыганский посёлок Модон, в котором уже в XIV веке жили семьи кузнецов. У этих людей были не шатры, а глинобитные домики с соломенными крышами.1 И это поселение на западном побережье Пелопонесса было вовсе не исключением.
Очень часто первые письменные упоминания о цыганах в той или иной местности - это вовсе не судебные бумаги о таборных конокрадах, а сведения о покупке городского дома. Причём - что интересно - строения располагаются в самом дорогом секторе (возле рыночной площади). И из бумаг можно понять, что новые владельцы честно оплатили покупку, а также стали исправными налогоплательщиками.
Итак, при учёте ситуации на востоке, миф о "кочевом племени" начинает сильно шататься. Но ведь и на Западе всё далеко не однозначно!
Принято писать, что правительства, пытавшиеся осадить цыган на землю, неизменно терпели крах. История не подтверждает этот тезис. Серьёзные усилия были предприняты для оседания цыган правительством Австрии при Марии-Терезии. И в те же времена начался похожий эксперимент в Испании. Обе попытки увенчались успехом. В Испании кочевье как явление удалось искоренить уже к началу XIX века. В это время подавляющее большинство испанских цыган уже имеет жильё и в значительной мере интегрировано в общество. Что касается деятельности австрийского правительства, то достаточно взглянуть на так называемых "цыган Бургенланда". Кочевников там можно было буквально пересчитать по пальцам.
Вернёмся в Восточную Европу и на Балканы.
В книге болгарских цыгановедов Е.Марушиаковой и В.Попова "Цыгане в Османской империи" вопросу оседлости цыган уделено большое внимание. Авторы перечисляют из старинных источников названия сёл, в которых было много цыганских хозяйств, а также описывают прослойку цыган, занятых земледелием. Оказывается, западные путешественники с удивлением отмечали, что кочевых цыган на востоке гораздо меньше, чем в их родных странах. Данные об интегрированных в общество цыганах относятся даже к XVI столетию. Например, реестр цыган по профессиям (составленный ради сбора налогов в 1522-1523 годах) включает в себя много занятий, возможных только при оседлости. Таковы: сторожа, слуги, мясники, сыровары, огородники, пастухи, хирурги и даже монахи. А в XIX веке появился настоящий цыганский пролетариат. Когда в 1836 году в городе Сливен открылась текстильная фабрика, то работников и работниц удалось набрать исключительно из этого национального меньшинства. Болгары в рабочие не шли. Сливенские цыгане составляли ядро фабричных работников все последующие полтора столетия.2
Елена Марушиакова и Веселин Попов пишут о том, что уже при становлении цыгановедения как науки кочевой образ жизни стали ошибочно считать основным для цыган. Вольно или невольно значение кочевья преувеличивалось. Между тем, факты противоречили умозрительным конструкциям. Как известно, в Болгарии постановление о принудительной оседлости было принято в 1958 году. До сих пор многие цыганские авторы рассматривают эту акцию как преступление тоталитарного социалистического государства против глубинных основ цыганской жизни. При этом весьма интересно, что сами критики происходят из оседлых семей, в которых не сохранилось никаких воспоминаний о кочевье. А непосредственно от "жертв" указа Марушиакова и Попов не слышали никаких жалоб. Наоборот, все эти цыгане с ностальгией вспоминали о бесплатной раздаче земли, постройке домов и о государственных субсидиях, доставшихся им в тот "роковой" момент. Но, пожалуй, самое важное в статье болгарских цыгановедов - это цифры. Оказывается, к 1958 году в стране было 14 тысяч кочевых цыган. А согласно переписи населения, проведённой двумя годами ранее, свою цыганскую национальность задекларировали 197.865 человек. То есть - как ни считай - кочевников было не менее 3-х и не более 6-ти процентов от общей численности болгарских цыган! Иными словами, к середине XX века более 90 процентов цыганской общины добровольно и без всякого государственного давления выбрало жизнь под крышей собственного дома.3
Показательны цифры и по другим регионам. У нас имеются цифры по Буковине. В 1780 году здесь примерно вдвое больше оседлых семей, нежели кочевых (соответственно 534 и 242). Однако, столетие спустя (к 1878 году) в той же Буковине все местные цыгане уже осели.4
В Бессарабии в 1858 году собирали статистические данные по цыганам, принадлежащим помещикам, Выяснилось, что по образу жизни они делятся примерно поровну: 2481 были кочевыми, а 2978 оседлыми.Тем не менее, кочевые в меньшинстве.5
В Венгрии уже к концу XIX века оседлость победила окончательно и бесповоротно. Судите сами. Согласно переписи 1893 года в стране насчитали:
243.432 - оседлых цыган
22.570 - полуоседлых
8.938 кочевых.6
В массовом сознании именно Румыния предстаёт как "классическая" страна кочевья. Традиции жизни в кибитках и палатках здесь действительно не прерывались никогда. По сию пору туристы очень любят фотографировать живописные таборные сцены. Но в зеркале статистики всё выглядит несколько иначе. В 1977 году число кочевых и полукочевых цыган в Румынии оценивалось в 65 000 человек. Однако, общая численность цыганского нац. меньшинства составляла как минимум 540.000 человек.7
Возникает законный вопрос. Так почему же термин "кочевое племя" так нравится журналистам? Мы с вами сделали краткий обзор по эпохам и странам. Статистика показывает, что от штампов давно пора отказаться. С глубокой древности жизнь без романтичных скитаний вполне устраивала большинство цыганского народа. А уж в наши времена даже говорить не о чем. В поисках кочевников надо колесить по всей Европе. По пути вам будут встречаться цыганские кварталы, посёлки и отдельные дома. И повсюду на вопрос: "Где найти странствующий табор?" вам будут только смущённо разводить руками. Как говорится - и рады бы помочь…
Атмосферу истинного романтичного кочевья вам удастся почувствовать только на конгрессах цыганских активистов. Вот здесь, в присутствии прессы, ведётся много разговоров о вольной душе, горячей любви к коням, а также о репрессивной политике европейских государств, мешающих цыганам жить так, как они привыкли с древности.
Когда в газетах обсуждается цыганский вопрос, журналисты постоянно употребляют фразу "этот кочевой народ". Если русский по крови сибиряк переезжает во Владимир или чиновник из города на Неве получает повышение в Москву, это рассматривается как банальная смена места жительства. Но если в какой-то город приезжают цыгане, терминология тут же меняется. Принято писать, что они "прикочевали". Я даже не буду приводить примеры. Пробегитесь наудачу по помещённым в интернете статьям - и вы убедитесь, что я прав.
Журналисты в данном случае - плоть от плоти нашего общества. "Простой человек" точно так же уверен, что цыгане до сих пор кочуют таборами. Как обыватель ухитряется верить в этот бред, я до сих пор не могу понять. Ведь после указа 1956 года, поставившего кочевье под запрет, прошло уже полвека. И у каждого цыгана России есть собственный дом.
Но может быть, массовая оседлость появилась только сейчас? Может быть правы те, кто считают, что цыгану испокон веков подавай лишь дороги да вольный ветер?
Представьте себе, штамп о народе неисправимых романтиков так же далёк от действительности, как и многие другие. Факты говорят о том, что в XIX столетии большинство цыган мира жило оседло. Более того, если мы устремим пытливый взор вглубь веков, то и там увидим ту же картину. Если брать цыганский народ в целом (а не сосредотачиваться на одной лишь Западной Европе), то кочевники всегда были в меньшинстве.
Попробую объяснить этот парадокс подробнее.
Французы, немцы, русские или - допустим - англичане действительно своими глазами долго видели преобладание кочевых цыган. Так сложилось исторически. И ситуацию из прошлого своих стран мы невольно экстраполируем на весь остальной мир.
Но ведь основная масса цыган всегда проживала не в Западной Европе, а в Восточной. Да и Азию не надо сбрасывать со счетов. А на Востоке (где не было гонений) цыгане с незапамятных времён обзаводились земельными участками и домами. В литературе часто упоминается цыганский посёлок Модон, в котором уже в XIV веке жили семьи кузнецов. У этих людей были не шатры, а глинобитные домики с соломенными крышами.1 И это поселение на западном побережье Пелопонесса было вовсе не исключением.
Очень часто первые письменные упоминания о цыганах в той или иной местности - это вовсе не судебные бумаги о таборных конокрадах, а сведения о покупке городского дома. Причём - что интересно - строения располагаются в самом дорогом секторе (возле рыночной площади). И из бумаг можно понять, что новые владельцы честно оплатили покупку, а также стали исправными налогоплательщиками.
Итак, при учёте ситуации на востоке, миф о "кочевом племени" начинает сильно шататься. Но ведь и на Западе всё далеко не однозначно!
Принято писать, что правительства, пытавшиеся осадить цыган на землю, неизменно терпели крах. История не подтверждает этот тезис. Серьёзные усилия были предприняты для оседания цыган правительством Австрии при Марии-Терезии. И в те же времена начался похожий эксперимент в Испании. Обе попытки увенчались успехом. В Испании кочевье как явление удалось искоренить уже к началу XIX века. В это время подавляющее большинство испанских цыган уже имеет жильё и в значительной мере интегрировано в общество. Что касается деятельности австрийского правительства, то достаточно взглянуть на так называемых "цыган Бургенланда". Кочевников там можно было буквально пересчитать по пальцам.
Вернёмся в Восточную Европу и на Балканы.
В книге болгарских цыгановедов Е.Марушиаковой и В.Попова "Цыгане в Османской империи" вопросу оседлости цыган уделено большое внимание. Авторы перечисляют из старинных источников названия сёл, в которых было много цыганских хозяйств, а также описывают прослойку цыган, занятых земледелием. Оказывается, западные путешественники с удивлением отмечали, что кочевых цыган на востоке гораздо меньше, чем в их родных странах. Данные об интегрированных в общество цыганах относятся даже к XVI столетию. Например, реестр цыган по профессиям (составленный ради сбора налогов в 1522-1523 годах) включает в себя много занятий, возможных только при оседлости. Таковы: сторожа, слуги, мясники, сыровары, огородники, пастухи, хирурги и даже монахи. А в XIX веке появился настоящий цыганский пролетариат. Когда в 1836 году в городе Сливен открылась текстильная фабрика, то работников и работниц удалось набрать исключительно из этого национального меньшинства. Болгары в рабочие не шли. Сливенские цыгане составляли ядро фабричных работников все последующие полтора столетия.2
Елена Марушиакова и Веселин Попов пишут о том, что уже при становлении цыгановедения как науки кочевой образ жизни стали ошибочно считать основным для цыган. Вольно или невольно значение кочевья преувеличивалось. Между тем, факты противоречили умозрительным конструкциям. Как известно, в Болгарии постановление о принудительной оседлости было принято в 1958 году. До сих пор многие цыганские авторы рассматривают эту акцию как преступление тоталитарного социалистического государства против глубинных основ цыганской жизни. При этом весьма интересно, что сами критики происходят из оседлых семей, в которых не сохранилось никаких воспоминаний о кочевье. А непосредственно от "жертв" указа Марушиакова и Попов не слышали никаких жалоб. Наоборот, все эти цыгане с ностальгией вспоминали о бесплатной раздаче земли, постройке домов и о государственных субсидиях, доставшихся им в тот "роковой" момент. Но, пожалуй, самое важное в статье болгарских цыгановедов - это цифры. Оказывается, к 1958 году в стране было 14 тысяч кочевых цыган. А согласно переписи населения, проведённой двумя годами ранее, свою цыганскую национальность задекларировали 197.865 человек. То есть - как ни считай - кочевников было не менее 3-х и не более 6-ти процентов от общей численности болгарских цыган! Иными словами, к середине XX века более 90 процентов цыганской общины добровольно и без всякого государственного давления выбрало жизнь под крышей собственного дома.3
Показательны цифры и по другим регионам. У нас имеются цифры по Буковине. В 1780 году здесь примерно вдвое больше оседлых семей, нежели кочевых (соответственно 534 и 242). Однако, столетие спустя (к 1878 году) в той же Буковине все местные цыгане уже осели.4
В Бессарабии в 1858 году собирали статистические данные по цыганам, принадлежащим помещикам, Выяснилось, что по образу жизни они делятся примерно поровну: 2481 были кочевыми, а 2978 оседлыми.Тем не менее, кочевые в меньшинстве.5
В Венгрии уже к концу XIX века оседлость победила окончательно и бесповоротно. Судите сами. Согласно переписи 1893 года в стране насчитали:
243.432 - оседлых цыган
22.570 - полуоседлых
8.938 кочевых.6
В массовом сознании именно Румыния предстаёт как "классическая" страна кочевья. Традиции жизни в кибитках и палатках здесь действительно не прерывались никогда. По сию пору туристы очень любят фотографировать живописные таборные сцены. Но в зеркале статистики всё выглядит несколько иначе. В 1977 году число кочевых и полукочевых цыган в Румынии оценивалось в 65 000 человек. Однако, общая численность цыганского нац. меньшинства составляла как минимум 540.000 человек.7
Возникает законный вопрос. Так почему же термин "кочевое племя" так нравится журналистам? Мы с вами сделали краткий обзор по эпохам и странам. Статистика показывает, что от штампов давно пора отказаться. С глубокой древности жизнь без романтичных скитаний вполне устраивала большинство цыганского народа. А уж в наши времена даже говорить не о чем. В поисках кочевников надо колесить по всей Европе. По пути вам будут встречаться цыганские кварталы, посёлки и отдельные дома. И повсюду на вопрос: "Где найти странствующий табор?" вам будут только смущённо разводить руками. Как говорится - и рады бы помочь…
Атмосферу истинного романтичного кочевья вам удастся почувствовать только на конгрессах цыганских активистов. Вот здесь, в присутствии прессы, ведётся много разговоров о вольной душе, горячей любви к коням, а также о репрессивной политике европейских государств, мешающих цыганам жить так, как они привыкли с древности.
Сообщение отредактировал LUTAR FALX: 07 июня 2009 - 14:35