Скорее Гекатей говорит о хеттах/неохетты, а не об армянах т.к. не в одном источнике неармянского происхождения не используется эндоним армян - хаи. О том, что у греков ещё сохранилась смутная информация о гос-ве Хатти, можно судить по сообщению Страбона (Strabo,`The Geography' , Vol. II, 13,5.). Да и в работе - Roger Henry, `Synchronized History' , NY, 2003, говорится что в упоминаниях Гекатея, Страбона и Диодора следует видеть хеттов.Что касается Геродота, Гекатея и Ксенофонта. Дело в том,что существовала несколько армянских народностей, самыми крупными которые были армены и хайи.О народе хай говорили Гекатей и Диодор, притом место рассположения этого народа указывали бывшую территорию Этиуни.
Фр. 190 (Jac. 200) St. Byz. Хои, народ, вблизи вехиров. Гекатей в описании Азии: "до сих пор земля вехиров, а с ними рядом живут хои". И опять: "до этих хои". И опять: "с хоями соседят к востоку дизиры".
Что касается Диодора Сицилийского, то это совсем другой период, да и касаемо армян у него просто идет компиляция из трудов Гекатея, поэтому в качестве примера он никак не годится.
Об армянах говорит не только Ксенофонт и Геродот, но и клинописные источники времени Ахеменидской державы, причем что самое главное армяне размещались на юго-западе Армянского Нагорья и никаких сведений об их нахождении в других местах, клинописные источники не знают. Да и то, первый известный из клинописных источников армянин - Дадаршиш, помогавший Дарию подавить восстание своего народа, имел иранское имя.А Геродот и Ксенофонт говорили только об арменах. А единый армянский народ сформировался только после сляния арменов с хайами при Арташесе первом.
Я вам показал, что есть всего лишь два топонима, возможно имеющие отношения к армянам, это Арцаниа и Туараци, никаких других ассирологи не видят, это не значит что их нет, а всего лишь показывает о том другие топонимы скорее имеют происхождение из совершенно других языков, по мнению основной массы специалистов. Но и то Туараци, скорее относится к большому списку топономических названий образованных от имени урартского бога Араца. Да, кстати, не Айду, а Аидуни (урартское) или Айаду (ассирийское).Теперь о топонимике вокруг озера Ван. Не надо забывать о том, что во времена Урарту как такогого армянского этноса еще не существовала и там только фиксировались не этнические общины, а географические территории. Например страна Хари, Алзи, Пурулумзи, Цупани- это все географические термины, а не этнические. В районах озеро Ван есть армянские топонимы. И отрецать этого по моему нельзя, так как я имел разговор с разными учеными и все серьезные ученые, котегаричного ответа- НЕТУ- не дают. Наоборот- Арцашку, Айду, Арцания, Хубушкия вполне могут быть армяноязычными топонимами. Например Айду можно перевести с ассирийского как место Айев/Хайев, т.е. АЙ и ДУ/ТУ как в словах- Урар-ту, Элам-ту и тд. Есть и другие армяноязычные топонимы.
Да и ещё, мне в версии Петросяна, представляется сомнительной искусственное разделение на арминай (армяне) и хайев т.к. нет не одного источника по которому следовало бы, что слово Арминай использовалось хоть раз в качестве самоназвания армян.
Сообщение отредактировал ayoe: 30 марта 2011 - 13:39