Paradox
©
Fisana

Перейти к содержимому


Фотография

Равноапостольная княгиня Ольга


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 32

#1 Золд Горыныч

Золд Горыныч

    СиЧевой Дiд

  • Шляхта
  • 16 139 сообщений
  • Откуда:ВКО, РК
  • Прозвище:Контра
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW Ogniem i Mieczem 2: TW
Регистрация: 20.апр.06
Слава: 607

Отправлено 26 апреля 2008 - 16:43

Изображение

Ольга (в крещении - Елена) (ум. 11.07.969 г.) - киевская княгиня, жена киевского князя Игоря, православная святая.

О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска. В одних источниках сообщается, что родители ее были люди простые, а сама она в юности работала перевозчицей через реку, где с ней и познакомился охотившийся в тех местах князь Игорь. Красивая легенда, сохранившаяся в поздних летописях, рассказывает нам о встрече Игоря и Ольги. Однажды юному Игорю пришлось охотиться возле Пскова. Оказавшись на берегу реки, он никак не мог переправиться на другую сторону, потому что у него не было лодки. И вдруг князь увидел на реке лодку, управляемую неким юношей. Игорь подозвал этого юношу и повелел перевезти себя на другой берег. Оказавшись в лодке, князь вдруг понял, что его перевозчиком был вовсе не юноша, а прекрасная девушка, одетая в мужскую одежду – это была Ольга. И начал князь говорить ей нескромные речи. Но девушка твердо ответила князю: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание!» Устыдившийся Игорь прекратил свои речи. Когда Игорь вернулся в Киев, вскоре пришла ему пора жениться. Вот тогда и вспомнил князь красоту и благоразумие псковской девушки, и взял ее в жены.

В других источниках, напротив, можно прочесть, что Ольга происходила из знатного северного рода и была внучкой легендарного славянского князя Гостомысла. Встречается в источниках и сообщение о том, что до замужества она носила имя Прекраса, а Ольгой княгиня была названа в честь киевского князя Олега, воспитавшего мужа Ольги Игоря и устроившего их брак.

Согласно «Повести временных лет» в 903 г. Ольгу выдали замуж за князя Игоря. Брак был заключен, скорее всего, по расчету и версия о знатном северном происхождении Ольги является наиболее правдоподобной. От этого союза появился сын Святослав – князь, ставший впоследствии знаменитый своими военными походами.

Как складывались дальнейшие отношения супругов сказать трудно. В ряде летописей сообщается, что кроме Ольги у Игоря были и другие жены. Известно, что к 40-м гг. X в. Ольга и Игорь жили раздельно – Ольга являлась княгиней Вышгорода, а Игорь оставался киевским князем.

В 945 г. князь Игорь погиб от рук соседних древлян. Убив Игоря, древляне решили, что теперь они свободны от обязательств перед киевской династией. Более того, древляне стали претендовать на киевский стол — они потребовали, чтобы княгиня Ольга вышла замуж за древлянского князя Мала. Но характерно, что конфликт с русами древляне, в соответствии со славянскими традициями, попытались разрешить мирным путем — послали к Ольге своих послов.

Дальнейшее хорошо известно по «Повести временных лет». Ольга хитростью заманила два посольства древлян в ловушки и жестоко расправилась с ними — одних послов закопала живьем в землю, других сожгла в бане. Затем она явилась в Древлянскую землю и устроила тризну на могиле мужа, на которую пригласила и древлян. По приказу Ольги ее дружинники сначала напоили древлян допьяна, а затем иссекли их мечами («Повесть временных лет» называет цифру убитых — 5000 человек).

А в следующем, 946, году, Ольга вместе с малолетним Святославом отправилась в поход на древлян. Осадив главный город древлян Искоростень, Ольга потребовала, чтобы жители города дали ей по три голубя и по три воробья от каждого двора, обещая в случае выполнения ее требования уйти. Обрадованные древляне собрали птиц и отдали хитрой киевской княгине. Ольга приказала своим воинам привязать каждому голубю и воробью к лапке тлеющий трут и отпустить. Голуби и воробьи полетели в свои гнезда – в Искоростень – и город загорелся. Среди осажденных началась паника, они бросились бежать из города. Город был разрушен, а Ольга опять жестоко расправилась с его жителями — одних убили, других Ольга отдала в рабство своим дружинникам, а третьих обложила «тяжкой данью».

Столь жесткое поведение княгини Ольги показывает нам методы разрешения конфликтов, характерные для русов, — они придерживались правила «кровной мести», причем киевская княгиня четырежды мстит древлянам за смерть своего мужа, мстит быстро и жестоко, в корне подавляя любое возможное сопротивление. Даже эти разные способы разрешения конфликтов у славян и «рода русского» свидетельствуют, что у русов и славян сохранялись различные традиции, имеющие истоком разное этническое происхождение и разные формы организации общества.

Правление княгини Ольги при малолетнем Святославе было более успешным, нежели ее мужа Игоря. Став правительницей Киева, Ольга во внутренней политике проводила курс на еще большее подчинение славянских племен власти Киева. В 947 г. вместо полюдья она установила твердые размеры дани для древлян и новгородцев, организовав пункты сбора дани – погосты (места, где останавливались сборщики).

Ольга способствовала распространению на Руси христианства. В середине 50-х годов X века Ольга с большим посольством отправилась в Византию. Там она крестилась в христианскую веру, получив в крещении имя Елены. «Повесть временных лет» описывает крещение княгини Ольги следующим образом. Византийский император, сраженный красотой и мудростью Ольги, захотел жениться на ней. «Я язычница, — ответила русская княгиня. — Если хочешь крестить меня, то крести меня сам, — иначе не крещусь». Император исполнил желание Ольги, а затем снова предложил стать своей женой. Ольга же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это, — ты сам знаешь». И ответил император: «Перехитрила ты меня, Ольга».

Если Ольга стала христианкой, то ее сын Святослав оставался язычником. Много раз княгиня Ольга пыталась научить сына христианской вере, говоря: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь, если и ты познаешь – будешь радоваться». Святослав же не слушался мать и отговаривался: «Как мне одному принять новую веру, если дружина моя станет надо мною смеяться?» Но Ольга любила своего сына и говорила: «Да будет воля Божия. Если захочет помиловать Бог род мой и народ русский, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И так говоря, молилась она за сына и за всех русских людей каждую ночь и каждый день, воспитывая сына до его возмужания и совершеннолетия.

Во внешней политике Ольга проводила курс на сближение с Византией. Вспомогательные отряды русов участвовали практически во всех войнах Византии того времени. Однако княгиня Ольга стремилась соблюдать независимость своего государства от Византийской империи. Так, будучи сама крещена в Византии, в 959 г. Ольга обратилась с просьбой прислать на Русь миссионеров для проповеди христианства к императору Священной Римской империи Оттону I, противнику Византии. В 962 г. римские проповедники во главе с епископом Адальбертом прибыли на Русь, но они встретили холодный, даже враждебный прием и вынуждены были возвратиться восвояси ни с чем. Современные исследователи полагают, что изгнания римских посланников потребовала христианская община русов, недавно переселившаяся в Киев из Моравии, откуда они были изгнаны римскими епископами. Эта давняя вражда между русами-христианами и римским престолом во многом и объясняла изначальное неприятие в Киеве римско-католической церкви.

В 968 г., когда князь Святослав воевал в Болгарии, на Киев напали кочевники-печенеги. Они окружили Киев великой силой, и нельзя было выйти из города. А в Киеве не осталось сильной дружины, ибо все воины ушли со Святославом. Княгиня Ольга, вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром, и со всеми киевлянами заперлась в городе. Вскоре киевляне стали изнемогать от голода и жажды. Тогда один киевский отрок вызвался пройти через печенежские станы за подмогой. Он умел говорить на печенежском языке и потому, взяв уздечку от коня, пробрался через их лагерь спрашивая: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Печенеги приняли его за своего, и лишь когда отрок бросился в Днепр и поплыл, поняли свою ошибку. Печенеги начали стрелять из луков, но юный киевлянин сумел перебраться на другой берег.

Здесь стоял небольшой отряд под водительством воеводы Претича. И сказал им отрок: «Если не пойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам». Тогда, на следующий день отряд Претича сел в лодки и, громко трубя, направился к Киеву. Печенеги решили, что это идет сам Святослав и разбежались в страхе. Однако далеко от города не ушли.

И послали киевляне гонца к Святославу со словами: «Ты князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою землю покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою, и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то захватят нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей своих?». Получив это известие, Святослав с дружиной быстро вернулся в Киев и прогнал печенегов.

Ольга была первой русской правительницей-христианкой. Став христианкой, Ольга сильно изменилась. Нрав ее стал добрее, забыла языческую жестокость, но стремилась жить по закону христианской любви. Княгиня Ольга умерла в 969 году, но потомки хранили о ней самую добрую память. И недаром древний летописец назвал ее «провозвестницей христианской земли».

Ее внук, князь Владимир Святославич, в 1000 году повелел перенести останки княгини в Десятинную церковь и положить в каменный саркофаг. Рассказывали о чудесах, которые происходили возле останков княгини Ольги. На верху саркофага было устроено оконце. Когда кто-нибудь приходил к гробнице княгини с твердой верой, оконце само открывалось, и было видно нетленное тело, светящееся, словно солнце. И многие люди исцелялись возле гробницы от разных болезней. А кто приходил без веры, тому оконце не отворялось и чудес не случалось.

Уже в XI в. в разных древнерусских источниках прослеживается желание прославить княгиню Ольгу, как православную святую. Однако сам факт канонизации княгини Ольги произошел позднее, когда – неизвестно. День памяти — 11 (24) июля.

Перевезенцев С. В.
  • 0
Каждый волен выбирать свою сторону.

#2 Barbarossa

Barbarossa

    Мододел

  • Мастер
  • 2 702 сообщений
  • Откуда:Москва
  • Прозвище:Старый Император
  • Награды:
Регистрация: 23.апр.08
Слава: 109

Отправлено 13 февраля 2010 - 22:10

.....когда князь Святослав воевал.....

По Ибн Хаукалю :
(Восточный поход Святослава)

«В Хазарской стороне есть город, называемый Самандар, были в нем многочисленные сады; говорят, что содержали (они) около 40 тысяч виноградников, которые были милостыней для бедных. Пришли на него русийи, и не осталось в городе ни винограда, ни изюма, а если осталось там, то только лист на стебле».

:pardon:

Сообщение отредактировал Barbarossa: 13 февраля 2010 - 22:11

  • 0
Нету такого закона, который был бы хорош для всех.
Катон Старший.

Человек ты — значит, смертен. Помни это. Будь здоров.

#3 AppS

AppS

    Брат Сардельерам

  • Шляхта
  • 2 277 сообщений
  • Откуда:Україна
  • Награды:
  • Создатель:Ogniem i Mieczem:TW, Гетьманат:TW
Регистрация: 13.окт.07
Слава: 323

Отправлено 13 февраля 2010 - 22:46

перепощу сюда мой любимый стишок по теме:]]>http://www.proza.ru/2008/04/14/495]]>Костром погребальным пылалаСтолица мятежных древлян,И черная тень накрывалаКрай буйных лесов и полян.Стояла безмолвная Ольга,И музыка чудилась ейВ отчаянных криках и мольбахЖивыми сгоравших людейИ не было пленным пощады,И роздыха острым мечам,Лишь месть для княгини отрада,Лишь кровь мила вдовьим очам.Валились тела друг на друга -Щедра была жертва богам,И рос над могилой супругаИз вражеских трупов курган.Жестокую дань заплатилиСтроптивые дети дубравЗа Игоря-князя погибель,За гордый и вольный свой нрав.За то, что любили свободу,Была их земля сожжена,И помнят доныне народыКак мстила за мужа жена.(Игорь Лемехов)
  • 0
Посеред сцени стоїть крісло, позбавлене художнього смаку.

#4 Monfore

Monfore

    Козак

  • Шляхта
  • 987 сообщений
  • Откуда:Украина, Киев
  • Прозвище:Самовидец
  • Награды:
  • Создатель:МиБ:ОиМ
Регистрация: 30.мая.06
Слава: 69

Отправлено 15 февраля 2010 - 22:01

Вся эта несторовщина, похоже -полный боян. История Ольги расписано четко по пиар-технологиям византийских миссионеров. В язычестве - кровожадная тиранша, после крещения смиренная и мудрая правительница, классический сюжет житийного жанра.1. Описанная легенда зафиксирована через 150 лет после жизни княгини.2. В константинопольских дворцовых хрониках ни о каком посольстве Ольги сведений не сохранилось.3. История с древлянами не выдерживает никакой критики с точки зрения здравого смысла. Чтобы в нее поверить, нужно признать, что наши предки были абсолютными кретинами. 4. Рассказка про птиц-поджигателей вообще отдельная песня. Грустная и лживая.
  • 0
Собаки лают - караван идет

#5 Стрiлець

Стрiлець

    Кошовий Осавул

  • Старшина
  • 6 022 сообщений
  • Откуда:Світ Божий
  • Прозвище:Странник
  • Награды:
Регистрация: 01.фев.07
Слава: 484

Отправлено 16 февраля 2010 - 21:43

Вся эта несторовщина, похоже -полный боян. История Ольги расписано четко по пиар-технологиям византийских миссионеров. В язычестве - кровожадная тиранша, после крещения смиренная и мудрая правительница, классический сюжет житийного жанра.

1. Описанная легенда зафиксирована через 150 лет после жизни княгини.
2. В константинопольских дворцовых хрониках ни о каком посольстве Ольги сведений не сохранилось.
3. История с древлянами не выдерживает никакой критики с точки зрения здравого смысла. Чтобы в нее поверить, нужно признать, что наши предки были абсолютными кретинами.
4. Рассказка про птиц-поджигателей вообще отдельная песня. Грустная и лживая.

да кто ж спорит...
только вот позвольте заметить: Вы сейчас даете оценку официальному мифу об Ольге.
  • 0

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.


Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»

1 Іоанна.4:20.21


#6 dlook

dlook

    CiЧовий дiд

  • Шляхта
  • 1 245 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
  • Создатель:Weimarer Republik – Die Kampfbünde
Регистрация: 30.мая.06
Слава: 242

Отправлено 17 февраля 2010 - 12:13

2. В константинопольских дворцовых хрониках ни о каком посольстве Ольги сведений не сохранилось.

Сохранилось весьма подробное описание в De ceremoniis, с росписью того, кто был в свите, и кто сколько денег в подарок получил. Этот отрывок минимум дважды переводили на русский язык; один перевод - советского времени - можно найти через гугл, другой издан несколько лет назад в малоизвестном сборнике. Другое дело, что летописная история о крещении Ольги - чистая литературщина, да и дата приема в летописи указана неправильно, греческий источник позволяет предполагать два варианта - 946 и 957 гг. И судя по тому, что в свите указан "священник Григорий", Ольга была христианкой уже к моменту визита.
  • 0

#7 Monfore

Monfore

    Козак

  • Шляхта
  • 987 сообщений
  • Откуда:Украина, Киев
  • Прозвище:Самовидец
  • Награды:
  • Создатель:МиБ:ОиМ
Регистрация: 30.мая.06
Слава: 69

Отправлено 17 февраля 2010 - 19:23

да кто ж спорит...
только вот позвольте заметить: Вы сейчас даете оценку официальному мифу об Ольге.

Именно. Официальный миф -это замыливанье народных мозгов, а у нас форум вроде как исторический.

Сохранилось весьма подробное описание в De ceremoniis, с росписью того, кто был в свите, и кто сколько денег в подарок получил. Этот отрывок минимум дважды переводили на русский язык; один перевод - советского времени - можно найти через гугл, другой издан несколько лет назад в малоизвестном сборнике.
Другое дело, что летописная история о крещении Ольги - чистая литературщина, да и дата приема в летописи указана неправильно, греческий источник позволяет предполагать два варианта - 946 и 957 гг. И судя по тому, что в свите указан "священник Григорий", Ольга была христианкой уже к моменту визита.

Сорри, тут профтыкал -эпоха не совсем моя. Однако суть это не меняет, ты прав.
  • 0
Собаки лают - караван идет

#8 Вадимир

Вадимир

    Джура

  • CиЧевик
  • 68 сообщений
  • Откуда:Саратовская обл
Регистрация: 31.янв.11
Слава: 0

Отправлено 05 февраля 2011 - 11:59

А про древлян то как а.... ну прям християнская добродетель! Лучших мужей закопать потом сжечь, вырезать на тризне остальных... еще прийти и сжечь город. Monfore я подозреваю что так в народном предании описывается штурм и сожжение и резня в Искоростене, а как по другому... Христианская добродетель. Может кому покажется что я стебусь, но просто нам современным людям видеть женщину такой - согласитесь диковато, хотя если рассматривать с точки зрения язычества то она сделала все правильно отомстила за мужа.
  • 0
Учиться, Учиться и еще раз Учиться военному делу должным образом. В. И. Ленин

#9 Alex_teri

Alex_teri

    Значний Радец

  • Каноник
  • 8 610 сообщений
  • Откуда:Рязань
  • Прозвище:Демиург
  • Награды:
  • Должность:Настоятель
Регистрация: 17.мар.07
Слава: 652

Отправлено 01 марта 2011 - 23:27

dlook, совершенно верно. И кроме того про сватовство Константина тоже из области фантастики. Скорее наоборот уж могло быть.

Monfore, Согласен тем более. Наша история просто переполнена мифами и не было бы беды если бы это не тащило нас во Тьму.
  • 0
- А это не те дроиды, которых вы ищете?

- Знаешь в чём сила, брат? Сила в добре. А добро можно делать только с чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем. (с)
- Всем стоять, трамвай, прижаться вправо! (с)

#10 dlook

dlook

    CiЧовий дiд

  • Шляхта
  • 1 245 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
  • Создатель:Weimarer Republik – Die Kampfbünde
Регистрация: 30.мая.06
Слава: 242

Отправлено 02 марта 2011 - 16:07

Alex_teri,
Касательно "конфессиональной принадлежности" княгини Ольги на момент визита в Контантинополь некоторое время назад мне попалась статья, в которой выдвигается интересная гипотеза, помогающая согласовать данные древнерусского летописания и De Ceremoniis.

Гордієнко Д. Хрещення княгині Ольги в контексті обрядової практики візантійської церкви // Ruthenica. - 2006. - T. 5. - С. 12-18.
Изображение Нажмите, чтобы прочитать
Если коротко и по-русски:
Визит Ольги в Константинополь и 40-дневное пребывание как раз и могли быть связаны с крещением княгини. В соответствии с традициями православной церкви первый прием мог быть дан в связи с оглашением "неофитки", второй прием - по истечении традиционного 40-дневного поста - торжественный обед после собственно обряда крещения.
А о самом факте крещения Ольги в сборнике "О церемониях" действительно вовсе не обязательно должно быть упомянуто. Этот сборник имел сугубо утилитарное назначение, был сборником примеров, опираясь на которые дворцовые служащие должны были разрабатывать сценарии императорских приемов и прочий "дипломатический протокол".

Сообщение отредактировал dlook: 02 марта 2011 - 16:20

  • 0




Количество пользователей, читающих эту тему: 2

0 пользователей, 2 гостей, 0 анонимных

Total War: WARHAMMER

Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.

Подробней о Total War: WARHAMMER

Total War: Attila

Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2

Total War: Rome 2

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

Подробней о Total War: Rome II