А. В. Терещенко. ЧИСЛЕННОСТЬ ДРЕВНЕРУССКИХ ВОЙСК ЭПОХИ викингов (вторая половина IX -первая половина XI вв.)Собственно говоря, вопрос о вместимости средневековых судов становится одним из ключевых при определении численности древнерусских армий. В среде специалистов присутствует мнение о непригодности драккаров викингов для путешествий по восточноевропейским рекам. Подняться выше, чем до Старой Ладоги, морские суда викингов просто не могли, а для узких, извилистых, часто мелких и порожистых, восточноевропейских рек они были слишком громоздкими. На этом основании расчёт экипажа древнерусских кораблей, основанный на одних только аналогиях с судами викингов, безоснователен и ненаучен. Наблюдение абсолютно верное, однако полностью абстрагироваться от размеров норманнских ладей не выходит.В известиях, которые позволяют рассчитать размеры русских отрядов исходя из количества задействованных кораблей, речь идёт о военных акциях вне пределов Руси — в Волжско-Каспийском и Днепровско-Черноморском бассейнах. О том, что для путешествий из Северной Руси в Южную и со Среднего Днепра до Малой Азии использовались различные суда, прямо сказано у Константина Багрянородного. Русы, прибыв из Новгорода, Любеча и Чернигова в Киев, для дальнейшего путешествия, снимают со своих судов оснастку и оборудуют ею новые плавсредства, купленные здесь же у славян-пактиотов. Повторное оснащение (среди прочего, парусами и мачтами) купленные под Киевом корабли проходят уже в устье Днепра.Главной причиной, по которой русы меняли транспорт, представляется отнюдь не изношенность и выход из строя ладей, хотя, возможно, без этого не обходилось, а смена условий навигации. Вместо узких извилистых рек и заболоченных волоков, характерных для лесного ареала, участникам пути предстоял тысячекилометровый путь по широкой водной артерии и морю, где требовались более крупные и прочные корабли. С другой стороны, укрупнение транспортных средств делало караван более компактным. Хотя приведённый фрагмент из Константина Багрянородного и касается торговой операции русов, все названные факторы действовали и в военных кампаниях.Известные в южнорусской археологии мелкие, шириной менее 1 м и длиной до 10 м, долблёнки, очевидно, не подходят на роль описанных императором моноксидов. Во-первых, они не приспособлены для столь длинных и сложных переходов, во-вторых, на них отсутствует всякий намёк на оснастку мачтой и парусом. Гораздо более вероятным представляется использование судов с клинкерной обшивкой, ладейные заклёпки от которых являются типичной находкой для культурных слоёв эпохи викингов на Рюриковом Городище, в Ладоге, Гнёздове, Шестовице. Исследований, посвящённых реконструкции использовавшихся в Южной Руси древнерусских судов с наборной обшивкой, автору не известно. И единственным указанием на размер плавсредства здесь может выступать количество членов экипажа, зафиксированное летописцем — 40 человек. Данная цифра у историков, как правило, возражений не вызывает. При этом не следует забывать, что она вполне может являться усреднённой, т. е., были корабли и большего, и меньшего размеров. Не стоит также сбрасывать со счёта фольклорное происхождение предания о походе 907 г.: в таком случае цифра 40 может указывать просто на большое количество воинов, находившихся на каждой ладье, а не на арифметические (пусть даже округлённые) четыре десятка.Более конкретные данные для реконструкций предоставляет материал Ярославского Поволжья. Речь о найденных в Ростове шпангоутах от судна с наборной обшивкой. Артефакты датируются рубежом X-XI вв., а реконструируемые габариты плавсредства составляют не менее, чем 18x4,35 м. Характеристики ростовской находки соответствуют как синхронным балтийским образцам, так и восточноевропейским реалиям раннего нового времени. Так, размеры кораблей из Скуллелева (судно № 2, X-XI в.) и Гок-стада (IX в.) составляли 18х2,6 м и 23,3x5,2 м соответственно. В первом случае команда корабля составляла 60 человек, во втором — 70. Судя по письменным источникам, корабли такого размера не были чем-то чрезвычайным и для западноевропейского театра активности норманнов. Например, в 885 г. по Сене поднялось сорокатысячное войско викингов на 700 кораблях — простой расчёт даёт 57-58 человек на корабль. Волга — крупнейшая река Европы, и если морские суда вполне неплохо чувствовали себя в водах Сены, то Волга для кораблей, подобных тому, которому принадлежали / предназначались ростовские шпангоуты, тоже не являлась чем-то слишком уж тесным и труднопроходимым.Касательно Днепра, то его пригодность для плавания аналогичных по габаритам плавсредств на практике доказана запорожскими казаками. Согласно описанию Г. Л. де Боплана (середина XVII в.), чайки, в которых запорожцы ходили к Стамбулу, имели длину около 60 футов (18 м) и ширину 10-12 футов (3-3,6 м). На борт они брали 50-70 человек со снаряжением и провиантом.Таким образом, имеются все основания полагать, что варяго-русы IX—XI вв. на Волге, Каспии, Днепре и Чёрном море пользовались ладьями, габариты которых были весьма близки норманнским морским кораблям. Принять в качестве размера экипажей данных судов цифру в 40-70 человек позволяют данные письменных источников (ПВЛ), археологических (ростовские шпангоуты), а также сравнительная этнография (казацкие чайки нового времени). Последний источник ценен ещё и тем, что подтверждает возможность перетаскивания подобных судов волоком, поэтому все сомнения в проходимости участка днепровских порогов крупногабаритными ладьями должны просто исчезнуть.