Нажмите, чтобы прочитать Как известно, начало военно-монашескому Тевтонскому (Немецкому) ордену Пресвятой Девы Иерусалимской было положено странноприимным (гостеприимным или госпитальерским) братством, основанным, по одним сведениям, после Первого Крестового похода в Иерусалиме под эгидой братства иоаннитов (будущего Ордена рыцарей-госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского), по другим – в ходе Третьего Крестового похода при осаде Аккона (Акконы, Акко, Акры, Аккарона, Екрона, Сен-Жан д’Акра, Птолемаиды, Птолемеиса) без участия иоаннитов. Как бы то ни было, первоначальное одеяние (хабит, от латинского слова "хабитус", то есть "облачение") тевтонских (то есть, немецких) странноприимцев было черным, как и у их "старших братьев"-иерусалимских иоаннитов-госпитальеров, в свою очередь, заимствовавших черное облачение, как и устав, у монашеского Ордена августинцев, или у бенедиктинцев – древнейшего монашеского ордена Западной Европы, основанного еще в VI веке Бенедиктом Нурсийским, со временем причисленным римско-католической церковью к лику святых.
Тот факт, что первые странноприимцы-тевтоны, в подражание странноприимцам-иоаннитам, избрали для себя черное облачение, объясняется сходством задач обоих госпитальерских братств, заключавшемся в предоставлении паломникам бесплатного крова и пищи, в лечении больных и раненых.
С момента возвращения большинства крестоносцев, завершивших свое вооруженное паломничество, из Святой Земли на родину, созданные оставшимися в Сирии и Палестине крестоносцами государства столкнулись с нехваткой воинов для обороны своих границ от сарацин. Выход был найден в форме преобразования странноприимно-монашеских братств в военно-монашеские (духовно-рыцарские) ордены и создании новых орденов в исключительно военных целях, безо всякой уставной странноприимной деятельности.
Наиболее ярко выраженным типом (или. скорее, даже "архетипом") такого чисто военного духовно-рыцарского ордена было братство храмовников-тамплиеров ("Орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломонова"), получивших, в качестве орденского облачения, длинные белые плащи-мантии (белый цвет олицетворял целомудрие, чистоту помыслов и, вообще. Христианскую веру). Белый плащ-мантия "братьев-рыцарей" Тевтонского ордена именовался "господским плащом" (нем.: "герренмантель").
Вследствие нарастания сарацинской угрозы пришлось переключиться, в первую очередь, на военную деятельность и тевтонам. Отражением этой переориентации явились включение в первоначально чисто бенедиктинский и странноприимнический устав тевтонского братства элементов Устава тамплиеров и присвоение тевтонам римским папой длинного белого "тамплиерского" плаща-мантии (что вызвало большое недовольство у храмовников, опасавшихся, что их будут путать в бою с тевтонами из-за аналогичного облачения, что, вероятно, было связано с опасениями, что тевтоны смогут таким образом похитить у храмовников не только часть славы, но и часть добычи).
Необходимо заметить, что белый цвет орденского облачения храмовников был заимствован последними у монахов Ордена цистерцианцев, под чьим покровительством был создан Орден Храма. Вероятно, плащи у храмовников и тевтонов первоначально были просто белыми, безо всяких эмблем (на это наводят мысль некоторые средневековые миниатюры, изображающие орденское знамя тевтонов в виде простого белого полотнища без каких бы то ни было изображений).
Недоразумение было улажено путем предоставления папой римским обоим духовно-рыцарским орденам права носить на своих белых плащах две разные отличительных эмблемы. Тамплиеры получили в качестве орденской эмблемы красный крест, нашивавшийся напротив сердца и смотревшийся на белом плаще, как символ мученичества.
Первоначально это был простой прямой латинский (с более длинным нижним лучом) красный крест. Но после взятия мусульманской крепости Аскалон в Святой Земле, оборонявшейся египетским гарнизоном, храмовникам, отличившимся при штурме особой доблестью и понесшим громадные потери, были дарованы расширения на концах их кроваво-красного "мученического" орденского креста – так называемые "иерихонские трубы" (в знак того, что перед доблестью воинов Христа и Храма не смогли устоять стены твердыни врагов Божиих, как не смогли устоять стены ветхозаветного Иерихона перед натиском ратей Иисуса Навина). Крест, дарованный папой римским тевтонам на их белый "тамплиерский" плащ, был, в отличие от креста храмовников, не красного, а черного цвета.
Хотя следует заметить, что до нас дошли также изображения рыцарей Храма с крестами не красного, а черного цвета на доспехах, щитах, знаменах и облачениях. И сэр Вальтер Скотт, описывая появление рыцаря Храма Бриана де Буагильбера на пиру у благородного Седрика Cакса, подчеркивает, что белую мантию храмовника украшал крест его ордена, вырезанный из черного (sic!) бархата. Впрочем, знаменитый романист был не всегда точен в деталях (на предыдущих страницах романа "Айвенго" он облачает коварного храмовника в одеяние рыцаря-госпитальера - красный плащ с белым крестом, что, конечно, не может не броситься в глаза внимательному читателю)! Но это так, к слову...
Большую часть истории Тевтонского ордена рыцарей Пресвятой Девы Марии черный крест на облачении его членов имел форму прямого латинского креста, и лишь начиная с XIV века начал постепенно расширяться на концах, приняв со временем ту же "лапчатую" (или "уширенную" форму), что и тамплиерский. Ни с какой папской привилегией появление "иерихонских труб" на концах черного тевтонского креста связано не было,
Вероятно, тевтоны сочли себя не менее доблестными и, соответственно, не менее достойными креста с "иерихонскими трубами", чем тамплиеры, и приняли эту эмблему самостоятельно, "явочным порядком". О форме креста на облачении ничего не говорилось ни в тамплиерском, ни в тевтонском орденском уставе. Прямой черный крест рыцари-тевтоны носили также на своих белых щитах, шлемах, флажках на копьях и знаменах. Главное знамя ордена Храма – "Босеан" ("пегая кобыла") было белого цвета, с узкой продольной черной полосой в верхней части полотнища. Наряду с черно-белым "Босеаном", у храмовников имелись и другие знамена – белые, с красным орденским крестом, украшавшим также белые попоны боевых коней, флажки на копьях и щиты храмовников (белые – у братьев-рыцарей, черные – у сервиентов).
Первоначально "братья-рыцари" Ордена тамплиеров носили под длинным белым плащом с красным суконным крестом напротив сердца серые одеяния с красным крестом. Поначалу эти одеяния были длинными, потом укоротились до колен. По некоторым сведениям, первоначально, до введения белого плаща, такие серые одежды с маленьким красным крестом носили все члены Ордена Храма. Со времени введения белого плаща (как в ордене Храма, так и в Тевтонском ордене право на ношение белого плаща имели лишь братья-рыцари), серый цвет одеяния, носившегося под плащом, был заменен у рыцарей-тамплиеров на белый, а у сержантов-сервиентов Ордена Храма – на черный или коричневый.
В то же время цвет длинного одеяния, носившегося рыцарями-тевтонами и другими членами Тевтонского ордена (например, братьями-священниками) под белым плащом, первоначально оставался черным, как у странноприимцев, стоявших у основания Ордена Пресвятой Девы Марии (странноприимцы-госпитальеры, как уже было сказано выше, в свою очередь, позаимствовали черные облачения у монахов - августинцев и бенедиктинцев). По мере увеличения численности так называемых услужающих братьев ("сержантов", "сервиентов", "кнехтов", "братьев-сариантов") Тевтонского ордена, для них было введено облачение (плащи и сюрко) серого цвета, благодаря которому "сариантов" прозвали "серыми плащами" (Graumaentler).
C появлением в Тевтонском ордене во второй половине XIII в. категории "полубратьев" (лат.: семифратрес) обычай ношения кафтанов и плащей серого цвета распространился и на них.
Со временем одеяния, носившиеся членами ордена под плащами, стали укорачиваться, дойдя со временем до колен. В боях и походах тевтоны носили короткие, выше колен, полукафтанья (белые у "братьев-рыцарей", серые - у "братьев-сариантов").
После введения в употребление кованых стальных лат орденский крест стали чеканить непосредственно на латах.
Существует широко распространенное и глубоко укоренившшееся заблуждение (разделявшееся и втором данного очерка в некоторых из своих прежних трудов - в частности, в очерке "Тевтоны в Ливонии и Опричный орден Иоанна"), будто, в отличие от братьев-рыцарей, тевтоны-"сарианты" носили на своих серых облачениях (а также на щитах) "половинный","половинчаитый" или "антониев" крест в форме заглавной буквы "Т" (именуемый также "Тау-крестом") черного цвета (казалось бы, подтверждавшееся тем несомненным фактом, что, когда в XVI веке вошло в моду ношения металлических орденских крестов на шейной ленте, многие "сарианты" Тевтонского ордена стали носить на шейной ленте черные эмалированные, с белой каймой, "Тау-кресты").
Между тем, в действительности "братья-сарианты" Тевтонского ордена (в отличие от сержантов-сервиентов Орденов тамплиеров и госпитальеров-иоаннитов)в "классическую" эпоху его существования (XII-XV вв.)носили на своих серых кафтанах, полукафтаньях и плащах-мантиях не "половинные", а точно такие же черные кресты, как у "братьев-рыцарей" и у "братьев-священников". Да это и не удивительно, учитывая то обстоятельство, что "братья-сарианты" приносили те же орденские обеты целомудрия, послушания и нестяжания, что и "братья-рыцари" и "братья-священники" и, соответственно, являлись такими же полноправными членами Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии.
Каждый брат-рыцарь и брат-сариант Тевтонского ордена Пресвятой Девы Марии имел следующий комплект одежды:
1) 2 пары полотняных нижних коротких, до колен, "штанов" (состоявших из 2 отдельных штанин и гульфика);
2)2 полотняные белые нижние рубахи с длинными рукавами;
3)черные длинные "штаны" (фактически - "байнлинги", или "леггинги", то есть 2 отдельные штанины);
4)"конвентуальный" ("монастырский") кафтан ("конвентсрок") черного (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов")цвета, напоминающий покроем монашескую рясу;
5)куртку ("якке")черного (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета, укороченную (по сравнению с "конвентуальным кафтаном";
6)дорожный плащ ("рейнмантель", то есть "дождевик", или "каппа")с капюшоном, белого (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета, с черным орденским крестом на груди и на спине;
7)военный кафтан ("ваффенрок") белого (у "братьев-рыцарей") или серого (у "братьев-сариантов") цвета с черным крестом на груди и на спине, надевавшийся в боях и походах поверх доспехов (к началу 1-й трети XIV в. этот военный кафтан стал вытесняться более коротким полукафтаньем);
8)зимний военный кафтан аналогичной расцветки, но, в отличие от летнего подбитый овечьим (или козьим) мехом);
9)орденский плащ-мантию белого (у "братьев-рыцарей" и "братьев священников")или серого (у "братьев-сариантов") цаета с черным крестом на левом плече (напротив сердца).
Орденские кресты, нашивавшиеся на летние и зимние военные кафтаны (а впоследствии - полукафтанья) членов Тевтонского ордена на груди и спине постепенно увеличивались в размерах.
Кресты на кафтанах и полукафтаньях "гебитигеров" и комтуров Тевтонского ордена с самого начала имели большие размеры, чем кресты других "братьев" Ордена.
"Полубратья" же (лат.: "семифратрес") Тевтонского ордена носили серые кафтаны, а поверх них - серые плащи (с рукавами - в отличие от плащей "братьев-рыцарей", "братьев-священников" и "братьев-сариантов") с черным "Тау-крестом" напротив сердца. Но "полубратья", в отличие от "братьев-сариантов", не являлись полноправными членами Тевтонского ордена и не были обязаны ордену военной службой. Правда, "полубратья" также вносили при вступлении в орден в качестве обязательного вклада свое движимое и недвижимое имущество и давали обет безбрачия, бедности и послушания, однако занимались главным образом сельским хозяйством и уходом за скотом в орденских имениях. Лишь в исключительных случаях (например, при неприятельских нападениях на владения ордена или при объявлении всеобщей мобилизации, как в Большую войну с Польшей и Литвой в 1409-1411 гг.), им приходилось браться за оружие.
По орденским "Законам", изданным еще в Святой Земле в 1289 г. Гохмейстером Бурхардом фон Шванденом, "полубратьям" надлежало носить серый кафтан, а поверх кафтана - короткий и широкий серый плащ с "половинным" крестом (упоминавшимся выше "Тау-крестом"), черные штаны и обувь на ремнях. Башмакам "полубратьев" надлежало быть на 3 или 4 пальца выше, чем башмакам "братьев" Тевтонского ордена. Кроме того, "полубратьям" полагалось выстригать волосы вокруг ушей и брить бороды (как "братьям-сариантам" и "братьям-священникам").
Это не было чем-то из ряда вон выходящим – так, например, у госпитальеров-иоаннитов донат(ор)ы-жертвователи (спонсоры) носили, в качестве знака отличия, крест без верхнего луча.
Со временем появившиеся у Тевтонского ордена светские ленники-вассалы рыцарского звания (миряне-рыцари, получившие от Ордена земли в лен и обязанные ему за это воинской службой), а также наемные воины, служившие Ордену за плату, носили на своих доспехах, одежде, попонах коней или щитах знак своей службе Ордену – обычно небольшое изображение черного орденского креста тевтонов на белом геральдическом щитке.
Заметим, что члены большинства военно-монашеских орденов, возникших по образцу тамплиерского, (известная под названием "Ордена меченосцев" ливонская "бедная братия Христова", "добринские братья", Орден Святого Гроба Господня, иберийские духовно-рыцарские ордены Калатравы-Сальватьерры; Алькантары; Христа; Святого Иакова и Меча, или Сентьяго; Эворы, Святого Бенедикта Ависского и др.), носили аналогичное тамплиерскому и цистерцианскому белое облачение – плащи и сюрко – с крестами различной формы (но обычно "тамплиерского" красного цвета, символизировавшего постоянную готовность принять мученическую смерть во имя Господа Христа).
В то же время некоторые военно-монашеские ордены, в уставе которых странноприимные задачи изначально играли основную роль (например, иерусалимский орден Святого Лазаря) как бы ориентируясь на иерусалимских странноприимцев-иоаннитов, носили плащи и одеяния под плащами черного бенедиктино-иоаннитского цвета.
Сохранилось не так много сведений о цвете одежды сервиентов-сержантов всех этих орденов. Вероятнее всего, он был, как и у сервиентов Ордена Храма, на который они во всем ориентировались, "церковных цветов", то есть черного, коричневого или серого цвета.
В качестве головных уборов члены Тевтонского ордена носили круглые суконные шапочки (белые - у "братьев-рыцарей", серые - у "братьев-сариантов" и "полубратьев") с плоским верхом (орденский Устав в силу каких-то причин запрещал им ношение шапок с остроконечным верхом и черного цвета).
На военных полукафтаньях (сюрко, якках) членов Тевтонского ордена черные кресты были нашиты не только на груди, но и на спине.
Крест на одеянии Верховного магистра, в отличие от суконных крестов всех прочих членов ордена, был изготовлен из черного шелка.
Подобно членам других военно-монашеских орденов, члены Тевтонского ордена носили подвешенными к поясу четки (по-латыни: "розарии", по-немецки: "розенкранцы").
По Уставу "братьям-рыцарям" Тевтонского ордена (как, кстати, и "братьям-рыцарям" Ордена тамплиеров) полагалось коротко, "под горшок" ("так, чтобы оставались открытыми уши", но допускались и более длинные волосы, "оставляющие открытыми лишь мочки ушей"), стричь волосы и носить бороды (таким образом, Сергей Эйзенштейн изобразил тевтонов в своем фильме "Александр Невский" длинноволосыми и бритыми безо всяких на то оснований).
Это правило, однако, не распространялось на орденских "братьев-сариантов", "братьев-священников" и "полубратьев", в обязательном порядке бривших усы и бороду ("братья-священники" к тому же выбривали на макушке тонзуру; впрочем, иногда тонзуру носили и особо благочестивые братья-рыцари и братья-сарианты).
Бороды простых "братьев-рыцарей" Тевтонского ордена не должны были отличаться слишком большой длиной. В то же время бороды "повелителей" ("гебитигеров") ордена были длинными (и часто раздвоенными на конце). Сохранилось описание этих длинных бород, срезанных победителями - поляками и литвинами - после поражения орденского войска при Танненберге (15 июля 1410 г.) с трупов павших в битве "гебитигеров", вместе с кожей подбородка, в каычестве трофеев (пощажен от поругания был только труп Верховного магистра тевтонов брата Ульриха фон Юнгингена).
К началу XIII века "братья-рыцари" Тевтонского ордена стали в боях и походах носить под белым плащом белое же одеяние с черным крестом. Черный крест на белом одеянии и белом плаще главы Ордена Пресвятой Девы Марии – Верховного магистра (Гохмейстера), первоначально ничем не отличавшийся от обычного орденского креста, к описываемому времени уже было принято окаймлять серебром (в знак уважения к его высокому сану).
В мирное время тевтонские "братья-рыцари" носили под белым плащом прежнее черное облачение (длинный, похожий на монашескую рясу, черный кафтан), именуемое теперь (в отличие от военного - белого у рыцарей и серого у "сариантов"), "монастырским" или "конвентуальным". Черное "конвентуальное" облачение Гохмейстера было украшено его "должностным" гербовым крестом, о котором речь пойдет чуть ниже.
Впоследствии Император Фридрих II Гогенштауфен, король Германии, Сицилии и Иерусалима и владыка Священной Римской Империи, даровал Верховным магистрам тевтонов сан князя Священной Римской Империи и в знак этого – генральдическую эмблему черного одноглавого римско-германского имперского орла на золотом щите "варяжской" ("норманнской") формы, помещенного в центр прямого черного латинского креста на белом поле в гербе Верховного магистра.
Первоначально (по крайней мере, в период пребывания Тевтонского ордена в Святой земле) черный орел на гербе Верховного магистра не был увенчан короной (как в более поздние времена - например, на Большой и Малой хоругвях Гохмейстера тевтонов, захваченных поляками в битве под Танненбергом (по-польски: Грюнвальдом, по-литовски: Жальгирисом) 15 июля 1410 г.).
Членам Тевтонского ордена, приносившим при вступлении в орден обет нестяжания (бедности) было строго запрещено украшать свои одежды, вооружение, обувь, пояса и конскую сбрую драгоценными металлами и каменьями. Единственным исключением в этом плане была священная церковная утварь (при изготовлении которой дозволялось использовать драгоценные металлы, эмали и каменья), а также герб Верховного магистра, изображавшийся на его "конвентуальном" и военном кафтане, плаще и знамени (а с введением кованых доспехов - также на его стальном нагруднике)с использованием золота и серебра.
Впоследствии, особенно в эпоху существования Тевтонского ордена под эгидой австрийских императоров из династии Габсбургов, эти строгие правила были забыты, золото и серебро вошли во всеобщее употребление, а Верховный магистр тевтонов, ничтоже сумняшеся, принял от австрийского императора в дар золотой шейный гохмейстерский крест, усыпанный бриллиантами.
Как говорили древние римляне, "времена меняются и мы меняемся вместе с ними"...
В качестве короля Иерусалимского Фридрих II позволил Верховному магистру тевтонов Герману фон Зальца, своему другу и верному стороннику, ввести в "должностной" гохмейстерский герб не только черного имперского орла на золотом "сердцевом щитке", но и золотой "костыльный" ("усиленный") крест Иерусалимского королевства, наложенный на черный прямой тевтонский крест на гербе Гохмейстера, а французский король-крестоносец Людовик Святой – золотые королевские лилии, увенчавшие поперечные перекладины на концах золотого иерусалимского "костыльного" креста (на протяжении последующих веков эта достаточно сложная конструкция на гербе тевтонских Гохмейстеров неоднократно упрощалась, принимая форму золотого лилиевидного, а иногда - клеверного - креста, наложенного на прямой черный крест тевтонов).
Лилия являлась символом Пресвятой Девы Марии - Небесной Покровительницы Тевтонского ордена, что придавало наличию золотых лилий на концах "гохмейстерского" креста дополнительный смысл.
Изображение этого гербового креста, изготовленное из золота с эмалью, Верховные магистры Тевтонского ордена, начиная с эпохи Ренессанса, начали носить на шее и напротив сердца. Упрощенное изображение герба Верховного магистра (щиток с черным одноглавым коронованным орлом в перекрестье золотого "костыльного" креста) украшало белую хоругвь-штандарт (по-немецки: "панир" или "баннер") Верховного магистра – в то время, как главное боевое знамя Тевтонского ордена было украшено изображением Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках и белым орденским гербовым щитком с прямым черным крестом справа от Пресвятой Богородицы. На другой стороне главного орденского знамени был изображен черноголовый Святой Маврикий в золотом венце и в рыцарских доспехах, копьем с орденским флажком, опирающийся на белый орденский щит с черным крестом.
На некоторых картинах (например, на картине, иллюстрирующей осаду язычниками-пруссами первый замок Тевтонского ордена – Фогельзанг) сохранилось изображение орденского знамени с "гохмейстерским" крестом, имевшим в сердцевине, вместо коронованного орла в щитке, образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем Иисусом на руках в сиянии золотых лучей. Но данная картина датируется 1600 годом и навряд ли является надежным историческим источником (изображенные на ней тевтонские орденские кресты на знаменах имеют анахроничную для описываемого раннего периода истории ордена в Пруссии "лапчатую" форму, и т.д.).
До нас дошли изображения тевтонских "гохмейстерских крестов" периода, предшествовавшего коронации императора Фридриха II Гогенштауфена королем Иерусалимским. Это широкие черные прямые кресты (чаще всего "латинские", то есть с удлиненным нижним лучом, но иногда и "греческие", то есть равносторонние)с наложенным на них более узким золотым крестом.
Члены "правительства" Тевтонского ордена - Великий маршал, Великий казначей, Великий комтур, Госпитальер и другие "повелители" ("гебитигеры"), равно как и члены орденского Высшего совета (Капитула) носили на своих белых одеяниях черные кресты большего размера, чем рядовые братья-рыцари, и потому именовались "большими крестами" ("гросскрейце"). Члены орденского совета-конвента в Ливонии (Лифляндии) носили белые мантии с коричневым капюшоном.
На решетке ризницы католического собора Святой Елизаветы в немецком городе Марбурге сохранилось вырезанное из металла раскрашенное изображение марбургского комтура Тевтонского ордена брата Куно фон Дудельдорфа, датируемое примерно 1326 г.
Тевтонский комтур изображен в сфероконическом шлеме с кольчужным подшлемником, кольчуге с длинными рукавами, кольчужной перчатке на левой руке, кольчужных чулках и башмаках с подвязанными остроконечными шпорами. В правой руке (без перчатки) опоясанный мечом комтур держит короткое копье, в левой - щит "норманнской" ("варяжской" формы) с черным "костыльным"("уширенным", или "иерусалимским") крестом на белом поле. Поверх кольчуги на нем надет белый орденский кафтан, украшенный на груди большим золотым "латинским" крестом с черной каймой. Плечи комтура защищены наплечными щитками с черным "костыльным" крестом на белом поле.
Ливонский провинциальный магистр (лифляндский ландмейстер) носил на шее знак своего сана – так называемую "цепь из мечей" (нем.: "Шверткетте"), то есть цепь, состоявшую из перемежающихся геральдических "испанских" белых щитков с черными крестами (герб Тевтонского ордена) и расположенных параллельно пар мечей, к которой был подвешен большой золотой медальон, изображавшей Небесную заступницу и Покровительницу рыцарей-тевтонов - Пресвятую Богородицу в царской короне, со скипетром, с Богомладенцем Иисусом на руках, на троне, подножием которому служил герб посвященного ей Тевтонского ордена – белого, с прямым черным крестом, геральдического щита "испанской" формы.
Мечи шейной цепи ливонского ландмейстера служили напоминанием об уже упоминавшемся нами выше Ордене меченосцев - предшественников Тевтонского ордена в деле христианизации Ливонии, рыцари которого - "энсиферы" или "гладиферы" (Schwertbrueder) носили на своих белых плащах, щитах, кафтанах и флажках на копьях красное изображение меча под красным же лапчатым (или уширенным) крестом.