Появление катафрактариев было ответом Востока на преимущество тяжелой пехоты Греции и Рима. Это можно увидеть на примере Парфии. Основу их войска первоначально составляли конные лучники. Атакуя в удобный момент и применяя правильную для сложившейся боевой обстановки тактику, они могли быть смертельно опасны, особенно для утомленного и расстроенного противника. Но в конечном счете парфянские лучники оказались бессильными перед фалангой, а тем более римским легионом. О создании боеспособной пехоты, которая могла хоть как-то противостоять римской, из местных пеших воинов не могло быть и речи. Попытка прибегнуть к помощи наемной пехоты, как это делали еще персидские цари эпохи Ахеменидов, также не увенчались успехом: отряды тяжеловооруженных наемников оказались ненадежными. Так, например, в 129 г. до н. э. в ходе сражения с племенами саков наемная греческая пехота перешла на сторону противника. Это привело к разгрому парфянского войска и гибели самого царя Фраата II. Все это заставило отказаться от дальнейших попыток получить хорошую пехоту и обратиться к реорганизации лучшей части армии Парфии - ее конницы, и во II - начале I вв. до н. э. в результате проведенной военной реформы были сформированы отряды катафрактариев.
Для вооружения катафрактариев характерен прежде всего тяжелый доспех, который закрывал воина с ног до головы. Голову защищал шлем с металлической маской или бармицей, закрывавшей лицо. Катафрактарий носил пластинчатый или чешуйчатый панцирь. Парфянские катафрактарии II в. н. э. использовали комбинированный чешуйчато-пластинчатый доспех, в котором грудь вместо мелких чешуек прикрывали крупные прямоугольные вертикальные пластины. Возможно, в таком доспехе вместо чешуи могла использоваться и кольчуга.
Руки защищали или чешуйчатые рукава панциря, или металлические ламинарные наручи из широких поперечных полос, кольцами охватывающими руку. Ноги катафрактария закрывали поножи, по конструкции подобные наручам. Защита рук и ног могла быть изготовлена из кожи. Закрытый с ног до головы сверкающими доспехами катафрактарий представлял собой впечатляющее зрелище. Древние авторы оставили нам красочные описания таких всадников. По словам Свиды (s. v. thorax), "все они сидели на своих лошадях как статуи, к их конечностям были подогнаны доспехи, которые точно соответствовали формам человеческого тела. Они покрывали руку от запястья до локтя, а оттуда до плеча, в то время как пластинчатая броня защищала плечи, спину и грудь. Голова и лицо были покрыты шлемом с металлической маской, которые делают их носителя выглядящим как статуя, потому что даже бедра и ноги и самые кончики ног покрыты доспехом. Он соединен с панцирем прекрасным кольчужным плетением, наподобие ткани, так что ни одна часть тела не останется видимой и непокрытой, потому что это плетение защищает руки и является таким гибким, что носители его могут даже сгибать пальцы".
Особенности вооружения катафрактариев определяли их тактику, приемы боя и боевые порядки. Такая конница атаковала врага на легкой рыси сомкнутым строем. Защищенные доспехами от стрел, дротиков и других снарядов, они представляли собой грозную силу и часто, опрокидывая врага длинными копьями, прорывали его боевые порядки. Именно в особенностях тактики и заключается основное отличие катафрактариев от других видов тяжелой конницы. Поэтому нельзя ставить знак равенства между клибанариями и средневековыми западноеропейскими рыцарями. Если рыцарский бой сразу же после атаки распадался на отдельные поединки, то вся сила катафрактариев заключалась именно в сокрушительной атаке сомкнутым строем.