Unternehmer, я с вами согласен практически на 100%, только с точностью до наоборот. Я прошёл на сложном уровне за Империю и у меня сложилось такое мнение по юнитам:
1. По арте:
Мортира бесполезная абсолютно вещь, жутко косит и урон очень слаб, реально эффективна только, когда мегатолпа врагов в одной куче стоит, в любом другом случае толку от неё немногим больше чем никакого. Единственный ещё плюс, что ей по фиг на рельеф, стрелять будет в любом случае, но опять же из-за низкого кпд толку от этого плюса.... что он есть, что его нет.
Эти залповые ракетные установки ещё хуже мортир, разброс ещё больше, урон примерно такой же, но при этом траектория намного ниже и в замесе ими уже не попользуешься, очень велик шанс попадания по своим - в общем полное фу.
Многостволка - на самом деле кпд у неё офигенное, проблема лишь в том, что его реализовать практически невозможно. Это надо каким-то образом врага связать ближнем боем перед этими орудиями, чтоб не попадать по своим и чтоб враг не вырывался из этого боя - это фактически из разряда фантастики. Мне кажется еднинственное против кого это может сработать, так это против дварфов, у которых нет кавы, да и то я сильно сомневаюсь.
Большие пушки - вот это прям мегакруть до безобразия. Одинаково хорошо косят любые виды войск и стреляют на удивление точно в результате чего кпд от их использования крайне велик. И с помощью них же во время штурма города можно разрушить без особых проблем пару башен и сделать пару проломов в стене. Единственный их минус - это то, что они стреляют прямой наводкой, так что довольно сильно рельефозависимые. Впрочем, лично для меня это никогда не было проблемой, я ещё в Эмпаир тотал вар научился правильно местность выбирать по такому случаю.
Паровой танк - настоящая имба. Да по орудийной мощи он конечно же слабее, чем большие пушки, ибо тупо стволов меньше, но зато он мобильный и в ближнем бою жутко эффективен против толп врагов, а с учётом его мегатолстой брони его ещё и пробить ни фига не могут толком. Мне правда его удалось поюзать только в самом конце кампании против нежити, у которой нет ни арты, ни стрелков - против них он был до безобразия эффективен.
А по поводу луча ничего не могу сказать, ибо тупо не успел его поюзать.
2.Стрелки - тут выбор не велик, есть только арбалетчики и аркебузеры. И при этом едниственный плюс аркебузеров - это бронебойность. По всем остальным свойствам арбалетчики делают аркебузеров просто в хлам. И дальность больше, и скорострельность выше, и самое главное арбалетчки стреляют навесом, благодаря чему они без проблем могут наносить урон врагу во время замеса с твоей пехотой, чего аркебузеры со своим огнём прямой наводкой этого не могут совершенно. В замесе они могут стрелять только по очень крупным юнитам, кои далеко не так часто вречаются. А против небронированных или слабобронированных юнитов ещё и по дамагу безоговорочно аркебузеров делают. В итоге если глянуть на юнитов всех войск всех фракций получается, что аркебузеры предпочтительней арбалетчиков только против Арахнарока, Парового танка и возможно против Терроргейста. А всякую стрелковую каву выкашивать арбалетчики вообще оргазмус, чуть ли не с одного залпа убивают весь такой вражеский отряд. В общем имхо в топку аркебузеров, арбалетчики маст хэв. /В начале я пытался как-то миксовать стрелков, но убедившись, что аркебузеры не торт, перестал их нанимать совсем.
3. Пехота - тут и так, в принципе, всё понятно, но стоит написать.
Копейщики обоих видов - абсолютно бесполезны, даже кавалерию нормально забодать не могут, про остальное я вообще молчу.
Алебардисты - вот те кто фактически являются копейщиками в классическом варианте предыдущих тотал варов. Кавалерию шинкуют на ура и других крупных мостров, да и против другой пехоты могут подраться и её пошинковать, в отличие от копейщиков предыдущих игр серии тотал вар. В общем, отличный и универсальный тип войск.
Мечники со щитами - ничего особенного, но всё равно против другой пехоты они дерутся лучше предыдущих трёх указанных мной юнитов, в следствии чего в самом начале фактически только их и набираешь в качестве пехоты ближнего боя. Но ещё при этом, можно генерала прокачать на усиление войск, что особо актуально, если играть за Карла Франца, то мечники превращаются в очень хороших бойцов, я в итоге ими в армии Калда Франца так до конца кампании и воевал и совершенно без проблем.
Тяжёлые мечники - ну тут комменты по-моему излишни, слишком хорошо видна их высокая эффективность в бою, особенно против другой пехоты. А опять же с прокачкой генерала на усиление войск, так они вообще в имбы превращаются.
4. Кавалерия ближнего боя - тут по-моему сложно что-то нафантазировать всё и так хорошо видно. Имхо, в принципе, у них вся кава вполне адекватная и хорошая, немного медленная конечно ввиду закованности в латы по самые гланды и даже больше, но чарджит норм и в ближнем бою дерётся неплохо, но лучше ещё пару раз чарджнуть =) Рыцари империи неплохи, Рейксгвардия ещё лучше, а рыцари на демигрифах обоих видов вообще оргазмус, но дорогие =)
5. Стрелковая кава - о данном виде войск у меня нет особого мнения, ибо ими почти никогда не пользовался. Зачем юзать войска которые по огневой мощи хуже пеших стрелков и дохнут при этом от них же как мухи. Налётчиков с аркебузами 1 раз попробовал - категорически не понравились по своему кпд, больше не юзал. Налётчиков с гранатомётами даже не попробовал как-то. А пистолетчиков крайне редко - не более 1 отряда на армию юзал скорей исключительно как замануху для врага за счёт их скорости передвижения и не более того да потом мб вражескую арту вырезать если враги далеко от неё убегут, имхо больше толку от них никакого.
В итоге мой выбор армии такой:
Если без паровых танков, то 2-3 отряда больших пушек, 4-5 отрядов арбалетчиков, 4-5 отрядов кавы в идеале конечно на демигрифах, а так какая будет доступна на данный момент, 2 или 4 отряда алебардистов в зависимости от врага, остальные слоты мечникки с двуручами.
Если с паровыми танками, то 3 танка, 4 отряда арбалетчиков, 4-5 отрядов кавы, 4 отряда алебардистов, остальные мечники с двуручами.
И в обоих случаях если у вас генерал ближнего боя, то я обязательно добавляю героя мага, а если генерал маг, то добавляю имперского капитана в армию.