http://www.vostlit.i...V_V/2/text1.htm
Июня в 25 день Послы Микифор и Алексей приказали ко Александру Царю, чтоб велел Послам быть на посольстве у себя, и прислал к ним людей, кому нести Государево жалованье соболи, и под Послов лошади. И тогож дня Александр Царь прислал под Послов лошади, а на них седла оправленные серебром, а узды оправлены золотом, и людей под соболиную казну. И Микифор и Алексей Государеву казну соболи пересмотря и переправя, отдавали по статьям приставом Мамуке Джемарице да Юрью Каншову, а они раздавали людем своим Тюфеньчеем, а по Руски Стрельцом; а велели Послы итти им с соболями наперед, а Государеву грамоту дали подьячему, и велели ему везти перед собою высоко, а сами Послы Микифор и Алексей, седши на лошади, поехали за ними, и [152] как выехали из посаду на площадь, и не доходя Царева шатрова двора, прислал Царь Азнаура, и велел с соболями стать, а Послом говорил, чтоб поостановиться, а в те поры Царица ево сидела с Боярынями у себя в иных шатрах, и открыв шатровые полы на Государеву казну и на Послов и на Государевых людей смотрела; и погодя, немного, велел Александр Царь Послом ехать к себе к шатром; и как поехали к Царю, и в те поры учали с города с башен стрелять из пушек и из тюфяков и из турок, и не доехав Царевых шатров сажен за десять, велели Государевым Послом говорить, чтоб ссесть с лошадей; и Микифор, и Алексей, и все Государевы люди с лошадей ссели, и пошли к шатрам, и встретили вышед из шатров Послов Митрополит Захарий, да Голгофские горы из Ерусалима Игумен Никифор.
А как Послы Микифор и Алексей у Александра Царя на посольстве были, и в те поры устроен был двор на площади в Кизылбашских в шатровых полах в длину и в ширину сажен по пятнатцати, и покрыт весь шатровыми и полатошными верьхами, и устлан по всем сторонам коврами цветными; а где было Царево место, и с ту сторону завешено от Шатровых пол поламиж золотыми Персидского бархату, и устлано место коврами шелковыми, а поверьх ковров под Царевым местом постлана полсть бурмашная большая сажен в шесть и больши; а поверьх полсти ковер золотной, а поверьх золотного ковра положена подушка большая, шита по красному атласу золотом и серебром, и прикрыта полазцом, выстеганы узоры по белому атласу, а позади Царева места за спиною подушка же большая и покрыта атласом золотным, а над местом Царевым, где сидел Царь и где сидели Католикос и Послы, учинена под Шатровым верьхом другая кровля полатошная, и вышиваны атласные и камчатные резные травы, разные цветы, а под тем верьхом учинен над Царем солнечник, шит золотом и серебром и разными цветными шолки по белому атласу, птицы и травы, а кругом окищен золотивши кистьми в длину и поперег солнешника сажени по полуторы. [163] А как Микифор и Алексей ко Александру Царю пословать пришли, и Царь сидел на своем месте по Кизылбашски, согнув ноги; а платье на нем было кафтан долгой, камка золотная с кружевом, нашивка низана, пуговицы золотые с искры алмазными, у кафтана же ожерельицо низано Бурминским жемчугом большим на дву нитях, по кафтану подпоясан тесьмою, по ней запоны золоты, с каменьем искры яхонтовые и изумрудные, да по кафтануж остегнута сабля, оправлена золотом, а в золоте яхонты червчатые и изумруды из корки алмазные, да у сабельного же пояса конец опущен по земли, оправлен, по нем запоны золоты с искры яхонтовыми и изумрудными и с алмазными, по верьх кафтана шуба, камка золотная на соболях, на крыло застегнута в одну завязку, да на Алексанре же Царе на персех крест золот большой с мощми на золотой цепи, на главе венец с городы без опушки, о семи верьхах, низан жемчугом Бурминским, и вставлены каменья яхонты червчатые и лазоревые, и изумруды, и алмазные искорки, на верьхах у венца устроены кресты на золотых спеньках Бурминским жемчугом, по четыре зерна в кресте, а в руках у Царя жезл обложен золотом, и вставливаны искры яхонтовые и изумрудные и алмазные, поверьх жезла яблоко, а в нем искры алмазные, по верьх яхонт червчат велик гранен; а как сидел Александр Царь [164] в столе за кушаньем, и в те поры на нем была шапка, бархат черной с соболием, низано по шапке перекрестье жемчугом Бурминским, а венец в те поры стоял против Царя на стояне, и жезл поставлен у стояна же, а стоян устроен четвероугольной, покрыт бархатом черным, наугольники у стояна и около стояка подзором, обито золотом и вставливаны искорки яхонтовые и изумрудные; да против Царева же места у шатровой сохи стоял жезл, обложен серебром, позолочен, поверьх жезла ковчег четвероуголен, золот, у ковчега построены вычеканены Спасов Образ и Пречистые Богородицы, и Предтечи, и Страстотерпца Георгия и Димитрия, а в вещах искры яхонтовые и изумрудные, а в ковчеге называли мощи Георгия и Димитрия Страстотерпца, а в ковчеге крест с Роспятием золот же вылит, да на той же шатровой сохе стоял Образ Пречистые Богородицы Умиление, венец и поля обложены золотом и украшен камением, а киот серебреной; да подле Царя по правую и по левую сторону стояли по ковчегу же на жезлах, а жезлы и ковчеги сделаны и украшены также, как первой ковчег, да над Царем стояли Образы складные на трех дцках, а на них воображен Спасов Образ на престоле с сторону Пречистые Богородицы, а с другую Иоанна Предтечи, на сторонних дцках Архангеле Михаил и Гавриил, украшены [165] золотом, а в венцах каменья яхонты и изумруды.
http://www.vostlit.i...V_V/2/text2.htm
Царевы полаты устроены по городовой стене, в полатах бывало стенное письмо, перед по латами в сенях стоят три пушки волконеи.
Да у того же Кремля города в наугольной башне погреб за Царевою печатью Александровою; а сказывал городовой приказной человек, под тою башнею садится собою селитра, из года в год вынимают котлов по шти и больше, а котлы ведра по три; а как селитре время будет, и ее выбирают при Царице, и выбрав тот погреб Царь запечатает сам своею печатью в год до таковаж числа.
А город Скалда стоит на горе каменной, четвероуголен, высок, сажен в десять, по стенам четыре башни, а на башнях три пушечки волконейки небольшие.
Да в городеж церковь каменная без креста во имя Страстотерпца Георгия, в церкве стенное письмо, да в церквеж три образа Всемилостивого Спаса, да Пречистые Богородицы, да Георгия Страстотерпца, обложены серебром, в чекан позолочены, у Спасова образа венец золот, писан мусиею, да на городовой стене сделана полата большая на трех житьях, а в верьхнем житье лежит Царева казна, и что прислано к нему Александру Царю от Царского Величества жалованье, соболи положены в той же полате и стерегут того города и казны Тюфенчене, да в городеж анбар большой деревянной, насыпан полон хлеба, да вместо погреба вкопана в землю корчага большая, и налита виноградом на целой год для [209] осадного времени, а мерою того Города около ста дватцати сажен больших.
И сказывали, что де те монастыри и церкви степенные, а в иных Царя Александровых городех и Боярских и больших Азнаурских городах монастырей сказали с пять сот; да они же сказали, у Александра Царя Тавадей, по Руски Бояр и Думных людей, 100 человек, а у них испомещены Царевы Азнауры меньших статей, и из них Тавацских, или Боярских поместей и вотчин человек по пяти и по десяти и по дватцати и по тритцати и по петидесят у всякого Боярина, и живут у них; а как Царь пойдет на службу, и Бояре с теми Царевы Азнауры, которые из их поместей из помещеных ходят все в полку, а опроче Царевых службы доходов никуда не ходят.
Да у них же де у Тавадей, или у Бояр, своих людей устроено, которым ходить на службу за ними тюфянчеев, [244] такожде человек по пяти и по 10 и по 30 и по 50, а жалованье им дают Бояре, у кого они живут, и с Царем на службу ходят все, а за Тавадеями Царево жалованье в поместьях и вотчинах крестьян дворов по 500 и по 1000 и по 2000 и по 3000 и по 5000 дворов и больши за Боярином.
Да Царевых же жалованных помещиков и вотчинников Азнауров добрых Боярских детей по списку 1100 человек, а у них Царевых тюфянчеев, по Руски стрельцов, на их Азнаурском жалованье человек по 5 по 10 и по 20 и больши, и на службу ходят за Царем с ними Азнауры, да Государевых тюфянчеев жалованных 3000 человек, и те тюфянчеи в службе бывают около Царева двора.
Да Царевых же посацких и торговых и черных всяких людей тысячь с 60000, опроче Боярских и Азкаурских поместных и вотчинных крестьян и ево Царевых волостных крестьян.
А как де бывает служба большая, и в те поры збирается Бояр и Азнауров Царевых и Азнауров же, которые испомещены и Боярских поместей и тюфенчеев тысячь с 40000 и больши.
http://www.vostlit.i...at_spisok_2.htm
Июля в 8 день, после царя Александра, как поехал царь из Кутатиса от жаров в город Сканду, из слободы по цареву указу из дворов перевели приставы нас посланников в Кутатис город, где жил царь Александр. А в город одне ворота, каменные, и на тех воротех башня круглая каменная. У ворот церковь каменная во имя святого мученика Георгия, в ней писмо все стенное. И поставили посланников, меня Микифора в полате, а в ней писмо стенное. Стоит над рекою на двенатцать столбах. А под нее трои ворота для большой воды сделаны. А сделал тое полату отец царя Александра, царь Георгий. А стенное писмо по-грузински. А в длину та полата сем сажен больших, а поперег шти сажен.
А посторон той полаты сделана полата болшая столовая, не покрыта, от реки Реони вышиною до красных окошек сажени с две. А окошек двадцать пять, а в окошках столбы точеные, каменные. Да из той же полаты двери на погреб, где стоит питье. А по правую сторону дверей четыре окошка таких же. А от церквы, с переднюю сторону, двадцать четыре окошка таких же. В длину та полата двадцать сажен болших, поперег восемь сажен болших. А двери из полаты против чинару, где стоит место каменное, где садитца царь Александр. А положен один камень точеной; длина каменю три сажени без локти, в [225] ширину сажен. А над нею покрыта на четырех столбах драницами. А чинар толшиною полтрети сажени.
А где стоял дияк Олексей Иевлев, полата высокая болшая, до окошек красных сажени с две от земли. Окошек осемнатцать. С другую сторону стена глухая, лише сделаны бойницы для приступнова времени. А лесница высока на нея. Под тою полатою три жилья. А в длину та полата двадцать пять сажен болших, а поперег сем сажен больших. Да подле ее стоит башня каменная, а в ней казна царева; а живут в ней тюфенчеи, а по-руски стрелцы. А вишиною та башня от земли сажен с пятнадцать, покрыта драницами по-полатошному. А по смете около города сажен с триста. А позади города стоит церковь каменая святого великомученика Георгия, а в ней писмо стенное. А от города мойдан сажен в длину с двести, а поперег сажен с полтораста; а тут все ставятца царские шатры и царицыны, как живут тут.
Были посланники на посольстве у царя Александра в девятом часу дни. А устроен на мойдане двор полотняной, а во дворе поставлены шатры с наметы и солнешники. И как приехали посланники ко двору полотняному, с лошадей сели, и встретили за полами власти, митрополит Захарей гилатской духовник царя Александра, да игумен Микифор святые горы Голгофы. И как пришли пред царя, и в то время царь Александр сидел на ковре, да сверх ковра подножье шитое, а на подножье зголовье шитое же по бархату, а на зади за спиною зголовье шитое ж, а над ним покрыт солнишник шитой по белой земле. А на царе Александре была каруна, низана земчюги с каменьем, с городы, а наверху посередке крест золотой с олмазы, и с яхонты, и с изумруды. А в руках жезл, золотом оправлен, с каменьем, а в яблоке образ резной на камени. Платья: шуба соболья под бархотом золотным, да кафтан объярь золотная, около кафтана кружево золото. А над ними поставлены образы складни киотом. А на правой руке поставлен подле ево кабы посох властелинской, а на верху посоха ковчег с мощи, а поверх ковчега крест золот с каменьем, великой. А по левую сторону поставлен таков же посох, и с ковчегом и с мощами, а наверху крест таков же. А по сторонам на ковчегах вычеканен Спас на престоле с предотечею и с архангелы. А против ево у столба стоит таков же посох с ковчегом и с мощами, а поверх ковчега таков же крест, а над ковчегом образ в киоте в серебреном, писан мусиею. А по правую сторону сидел митрополит а почитают ево вместо патриарха, а по их каталикос. А под митрополитам сидел митрополит же Захарей, а под Захарьев архиепискуп Давыд, а под Давыдом сидел архиепискуп Симон, и всех их тут сидело девять человек. А под властями сидели бояре ево и думные люди, и азнауры двадцать два человека. А по левую сторону у царя сидел игумен Микифор святые горы Голгофы. А подле игумена сидели посланники. А под посланники сидели бояре же ево, и думные люди, и азнауры пятьдесят один человек. А под теми сидели головы стрелецкие, и сотники, и всякие люди.
А как говорил отче наш, и царь Александр сидел без шапки. Как учали еству ставить, и в то время царь Александр снял с себя каруну. А принесли стоянец на поджилках серебреных, а покрыт бархатом черным, а поверх бархату оправлен золотом в чекан: и положили на него каруну, да и скипетр поставили тут же перед ним царем. А ему царю Александру принесли шапку бархатную, вынизана жемчюги с каменьем, с перекрестки. А сидел царь на том же месте, где сидел на посольстве; а кушал по-кизылбаски без стола. А перед ним стояли кравчие на коленях; а ставили есть пред царя, и пред властей, и посланников, и перед азнауров стольники. А столники были в турских кафтанах в золотых, и в серебреных, и в бархатных, и в отласных. Азнауры сидели в таком же платье.
А как за полчаса до вечера, засветили свечи большие вощаные в серебренных шанданах и поставил перед царя и перед властей, и перед посланников, и перед азнауров. А около поставца, откуды отпускали еству, и тут засветили светочи железные. А как ехали посланники к царю Александру на посольство, и в то время стояли турошники, человек с триста, и ученили стрелять из пушек из обеих городов из верхнего Кутатиса и из нижнева пушек из третцати. А по обе стороны, как посланники ехали к царю Александру на посольство, ездили азнауры на аргамаках в нарядном платье и мячем играли. А в стол, как царь сидел за столом, и очищена была площадь, и азнауры во весь стол играли мячами.
http://www.vostlit.i...at_spisok_3.htm
А платья в Меретии носят:
Кафтаны турские, а на верху кашулки кизилбаские.
А иные люди кафтаны носят свои меретинские, кабы на терлишное дело; ото поясу обором, без прорех, стеганные.
Шапки с болшими прорехи, кабы на наш старинной обрзец.
А иные носят шапки кизылбаские.
А летом всякие люди носят шлички валенные, все испрорезаны.
А ходят в спогах, и в башмаках на тезицкую стать, и в чирках, и в поршнях, да в нагавицах вязеных, а штанов не носят.
А рубашки и пртки носят полные (волные(?)) люди тафтяные, и дорогильные, и всяки цветные, а белых не носят. А рубашки шьют долгие, мало не по пятам; из под кафтанов видет и коленей не закрывает.
А ходят в саблях в церковь и везде, сам царь и всяких чинов люди.
А сабли не по-руски, кабы что нож висит на бедре. А сабли все кизилбаские да немецкие. Привозят Черным морем.
А кушаками не подпоясываютца.
А подпоясываютца татаурами; наборные, серебреные.
Да у всякова кинжала за поесом. Седла турские.
Узд на лошеди не кладут и незнают их. Все муштуки.
А на лошеди сидят и пеши ходят все с острогами.
А на лошедях сидят с полской стать, во все путлище.
А породою люди все долгоноги.
А бютца всяким боем, в сайдацех, и с копьи, и с пищали. А пищали без замков с жаграми. А всякие люди без щитов не ступят. А лошеди у них аргамачьи жеребцы, а валухов не живет. Иноходцы аргамачьи и крымские и меринки русские пахотные.
По скаске думнова дьяка Пешенги чесных людей под царем товади, и по-руски бояр, и думных людей сто человек.
Азнауров, а по-руски дворян, тысеча сто человек. Метопий, а по-руски стрелцов царевых, которым даетца жалованье, две тысечи человек.
А по смете, сказал думной дьяк Пешенга ж, всяких людей меретинские земли, торговых, и черных, и пахотных мужиков шездесят тысеч.
http://www.vostlit.i...evlev/text4.htm
А как Микифор и Алексей к Олександру царю пословать пришли, и царь сидел на своем месте по козылбаски, согнув ноги. А платье на нем было кафтан долгой, камка золотная с круживом, нашивка низана, пуговицы золотые с искры алмазными; у кафтана ж ожерельицо низенко, обнизано верхи жемчюгом мурминским большим. У сорочки ожерелье пристежное, низано мурминским жемчюгом большим на дву нитях. По кафтану подпоясан тесмою, по ней затоны золоты с каменей, искры яхонтовые и изумруд/л. 39/ные. Да по кафтану ж остегнута сабля, оправлена золотом, а в золоте яхонты червчетые, и изумруды, и искорки алмазные. Да у сабельного же пояса конец опущен по земли, оправлен, по нем запоны золоты с искры яхонтовыми и изумрудными, и с алмазными. Поверх кафтана шуба, камка золотная на соболях, на крыло застегнута на одну завяску. Да на Александре же царе на персех крест золот болшой с мощами, на золотой цепи. На главе венец с городы, без опушки, о семи верхах, низан жемчюгом мурминским, и вставливаны каменья яхонты червчетые и лазоревые, /л. 39 об/ и изумруды, и алмазные искорки; на верхах у венца устроены кресты на золотых спнях мурминским жемчюгом, по четыре, [43] зерна в кресте. А в руках у царя жезл, обложен золотом, и вставливаны искры яхонтовые, и изумрудные, и алмазные; поверх жезла яблоко, а в нем искры алмазные, поверх яхонт червчет велик, гранен. А как сидел Александр царь в столе за кушаньем, на нем была шапка, бархат черн с собольим околом, низано по шапке перекрестье жемчюгом мурминским. А венец в те поры стоял против царя на стоя/л. 40/не, и жезл поставлен у стояна же. А стоян устроен четвероугольной, покрыт бархатом черным; наугольники у стояна и около стояна подзор обито золотом, и вставлены искорки яхонтовые и изумрудные.
Царевы полаты устроены по городовой стене; в полатах бывало стенное писмо. Перед полатами в сенех, стоят три пушки полковые.
http://www.vostlit.i...evlev/text5.htm
Да они же сказали, у Александра царя тавадей, по-русски бояр, и думных людей, 100 человек. А у них испомещены царевы азнауры менших статей из их тавадских или из боярских поместий и вотчин, человек по пяти, и по десяти, и по двадцати, и по тридцати, и по пятидесяти у всякого боярина, и живут у них. А как царь пойдет на службу, и бояре с теми царевы азнауры, которые из их поместей испомещены, ходят все в полку. А опроче царевы /л. 155 об./ службы походов никуда не ходят.
Да у них же у тавадей, или у бояр, своих людей устроено которым ходить на службу за ними, тюфянчеев також человек по пяти, и по десяти, и по тридцати, и по пятидесяти. А жалованье им дают бояре, у ково они живут; и с царем ходят все.
А за тавадеями царево жалованье в поместьях и в вотчинах, крестьян дворов по пяти /л. 156/ сот, и по тысяче и по две и по три, и по пяти тысяч дворов и больши за боярином.
Да царевых же жаловалных поместных и вотчиных азнауров добрых, боярских детей, по описку, тысяча сто человек. А у них царевых тюфянчеев, по русски стрелцов, на их азнаурском жалованье человек по пяти, по десяти, по двадцати и болши. И на службу ходят за царем с ними со азнауры. /л. 156 об/.
Да государевых тюфянчеев жаловалных три тысячи человек. И те тюфянчеи в службу бывают около царева двора.
Да царевых же посадских, и торговых, и черных, и всяких людей тысеч с шестьдесят, опроче боярских и азнаурских поместных и вотчинных крестьян /л. 157/ и его царевых волостных крестьян. А как де бывает служба болшая, и в те поры сбираетца бояр, и азнауров царевых, и азнауров же, которые испомещены из боярских поместей, и тюфянчеев тысяч с сорок и болши.