По поводу гиксосов.
Для начала следует развенчать миф номер один.
В первое время, вопреки распространенному мнению, колесниц у гиксосов не было. Они появились позднее. Гиксосы познакомили египтян с новым оружием и заложили основы военной мощи Нового царства.
]]>http://historywars.ucoz.ru/index/0-10]]>
Теперь миф номер два
Последние предполагаются на том основании, что гиксосы ввели в Египет лошадь и боевую колесницу, которая появилась в Передней Азии с приходом племен, принадлежавших к индоиранской языковой группе. Это утверждение основывается главным образом на том, что терминология в трактате, посвященном коневодству, написанном митаннийцем Киккули,— индоиранская. Однако, что касается Египта, то никаких указаний на то, что лошадь появилась там вместе с гиксосами в начале их вторжения, нет. Первое упоминание о колеснице мы встречали в стеле Камеса — царя, боровшегося с гиксосами в последний период их правления. Ни на каких более ранних памятниках этого периода нет ни названия, ни изображения лошади 12. Для обозначения лошади и колесниц был использован старый термин htr, обозначающий быка пли бычью упряжку. Имеется и другой термин— ssm — слово семитическое, а не индоиранское. Таким образом, нет причин считать, что египтяне переняли лошадь и колесницу непосредственно от индоиранцев, и предполагать на этом основании индоиранское происхождение гиксосов.
]]>http://kladina.narod...lapis/lapis.htm]]>
Ну и краткая выжимка про гиксосов
Археология показывает существование азиатских поселений в восточной части дельты Нила. Наличие азиатского населения в нильской Дельте помогло облегчить установление гиксосского господства в Египте.
//Holladay, Jr.J.D. The Eastern Nile Delta During the Hyksos. Philadelphia, 1997 , C.183-209/
По словам Манефона, из восточных стран неожиданно появились какие-то люди бесславного происхождения, но полные отваги, которые сжигали египетские города, разрушали храмы, жестоко угнетали население, обращали многих в рабство и, наконец, избрали царя, который стал владычествовать в Египте. Это были гиксосы, т. е. цари-пастухи, резиденцией которых стал сначала Мемфис, а затем Аварис в северо-восточной части Дельты
/Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period// The Hyksos. Philadelphia, 1997 , C.19/
Египет оказался под властью гиксосов. Подавляющее большинство дошедших до нас гиксосских имен имеют ярко выраженный западносемитский характер
Redford D.B. Textual Sources for the Hyksos Period// The Hyksos. Philadelphia, 1997 , C.21/
и уже на одном этом основании гиксосов нельзя считать хурритами, как это иногда предполагалось ранее, ссылка на работу ниже
/Helck W. Die Bezieungen Aegyptens zu Vorderasien im 3 und 2. Jahrtausend v. Chr. Wiesbaden, 1962, C102/
Много позже, уже после изгнания гиксосов из Египта фараон Яхмос же обрушился на палестинский Шарухен, явно видя в его захвате продолжение или, скорее, завершение своей антигиксосской кампании.
Гиксосские фараоны стремились представить себя подлинными наследниками прежних владык и носили те же самые титулы, что и цари Верхнего и Нижнего Египта. Но египтяне ненавидели пришельцев и в конечном счете изгнали их из Египта. Около 1580 г. до н. э. (или по другой хронологии, 1540 г.) фараон Яхмос, основатель Нового царства и его XVIII династии, захватил Аварис, но этим не ограничился. По пятам врагов он двинулся в Южную Палестину и осадил Шарухен. Осада продолжалась три года. Поход Яхмоса в Палестину был лишь продолжением и завершением его кампании против гиксосов. Поэтому египтяне не остались здесь, а вернулись, чтобы вести войну уже с эфиопами, угрожавшими стране с юга.
/ANET, р. 233/
Сейчас можно считать доказанным, что гиксосы происходили из Палестины. Шарухен и Аварис были двумя столпами гиксосской державы
/Bietak M. Avaris, Capital of the Hyksos Kingdom// The Hyksos. Philadelphia, 1997, C.113/
А поскольку Шарухен был, скорее, ханаанским городом, чем аморейским, то и гиксосы были, более вероятно, именно ханаанеями.
/Циркин Ю.Б. История Библейских Стран. Астрель, Москва, 2003, С.69/
Многие современные исследователи отрицают вероятность неожиданного и мощного вторжения и полагают, что в действительности это было постепенное проникновение различных азиатских групп, особенно семитских, которые потихоньку обосновывались в Дельте и, наконец, собравшись в значительном количестве, захватили там власть, а сообщение Манефона является не чем иным, как плодом более поздней пропаганды
/Hayes, 1973, 54; Bietak, 1997, 111/
Однако разрушения в Египте действительно имели место. Восстановлением разрушенных азиатами храмов гордилась египетская царица Хатшепсут
/ANET, p. 331; Redford, 16—17./
Резиденцией гиксосского царя стал Аварис, но Шарухен, продолжал играть определенную политическую роль. Недаром именно там было найдено подавляющее большинство скарабеев с именами гиксосских фараонов.
Распространение этих скарабеев может указать на пределы сферы гиксосского господства в Палестине. Почти все они найдены в южной и центральной частях страны, особенно много на побережье, зато почти полностью отсутствуют в Галилее, на севере Палестины, и тем более — в Сирии и на финикийском побережье
/Weinstein, 1981, 8— 10; Weippert, 1988, 211—212/
Это ясно показывает, что Северная Палестина, Сирия и побережье к северу от Кармела не находились под властью гиксосов, хотя не исключено, что и здесь им принадлежали какие-то анклавы
/Kempinski, 1997, 328/
Это, кончено, не означает, что гиксосы не имели никаких контактов со всеми этими территориями. Раскопки в Египте показывают, что туда приходили некоторые товары из Библа и Угарита и даже из далекой Эблы. Но все же основная масса импорта происходила из Юго-Западной Палестины, т. е. «родины» гиксосов, откуда те привозили вино, а также масло, мед, благовония, смолу
/McGovern and Harbottle, 1997, 151—152/
Думаю этой информации более чем достаточно, чтобы понять, что к хурритам, ариям, а тем более армянам гиксосы отношения не имели.