ТРИУМФ БРОНИ НАД СНАРЯДОМ
В полдень 8 марта 1862 года вышедший утром из Норфолка броненосец южан "Мерримак" достиг мыса Сьювелс Пойнт в южной части Гемптонского рейда - обширного водного пространства на восточном побережье США. Вместе с сопровождающими его канонерками он повернул здесь на запад и начал обходить отмель Мидл Граунд с юга, направляясь к кораблям северян, блокировавшим рейд.
Первыми открыли огонь северяне- сначала канонерка "Зуав", потом парусный шлюп "Кумберленд", 50-пушечный корабль "Конгресс" и береговые батареи. Целый час "Мерримак", осыпаемый градом ядер, которые отскакивали от него, как горох от стенки, шел вперед, не отвечая на выстрелы. Лишь в два часа пополудни открылась амбразура его носового орудия, и из нее выдвинулся ствол 179-мм нарезной пушки. Грянул выстрел - и поворотное орудие "Кумберленда" вместе с расчетом было буквально сметено с палубы корабля...
Нажмите, чтобы прочитать
После этого, обменявшись залпами с отчаянно палившим по нему "Конгрессом", "Мерримак" устремился на "Кумберленд" и со всего хода ударил его в борт тараном. Когда, дав задний ход, "Мерримак" отошел от корабля северян, в борту шлюпа открылась огромная пробоина, и он стал быстро погружаться в воду.
В предвидении такой же участи "Конгресс", уже испытавший опустошительный залп "Мерримака", поспешно поставил несколько парусов и выбросился на отмель. Но северяне напрасно опасались тарана; чугунный бивень корабля южан отломился при ударе о корпус "Кумберленда" - в результате в носовой части броненосца открылась течь. Поэтому капитану II ранга Бьюкенену - командиру "Мерримака" - не оставалось ничего другого, как действовать артиллерией: став в 150 м от "Конгресса", южане начали расстреливать его залпами из бортовых орудий.
Спустя час беспомощный, охваченный пламенем корабль северян спустил флаг. Предоставив огню довершить уничтожение "Конгресса", "Мерримак" направился было к застрявшему на мели паровому фрегату "Миннесота", с которым уже завязали перестрелку канонерки южан. Тем временем надвигались сумерки, и Бьюкенен решил не рисковать ценным для южан кораблем: отойдя к мысу Сьювелс Пойнт, "Мерримак" стал на якорь, с тем чтобы на следующее утро добить оставшиеся корабли северян и таким образом снять блокаду. Как раз в эти минуты на Гемптонский рейд, освещаемый сполохами пламени догорающего "Конгресса", вошло неказистое, низко сидящее в воде суденышко с круглой башней - броненосец северян "Монитор".
...Переоборудование парового фрегата "Мерримак" в броненосец, затеянное южанами после захвата Норфолка 20 апреля 1861 года, не ускользнуло от внимания северян. 3 августа того же года в конгрессе решался вопрос о выделении 1,5 млн. долларов на создание "одного или нескольких броненосцев и плавучих батарей". 7 августа морской департамент обнародовал тактико-техническое задание и назначил весьма сжатый срок представления чертежей и расчетов - 1 сентября 1881 года. Комиссия, состоявшая из трех морских офицеров, выбрала из 16 поступивших на конкурс предложений три проекта. Первые два - броненосный корвет "Галена" и броненосный фрегат "Нью Айронсайдс" - представляли собой вполне заурядные корабли с бортовой артиллерией и мало отличались от строившихся в Европе. Что же касается третьего проекта, то его судьба заслуживает более подробного освещения.
В 1854 году во время Крымской войны к Наполеону III обратился Джон Эриксон, американский изобретатель шведского происхождения, и предложил французскому императору построить для штурма русских береговых укреплений необычный корабль. Парусов у него не предполагалось вообще. Корпус, обшитый железными листами, находился почти целиком под водой, так что борт возвышался над водной поверхностью всего на 40-50 см. Благодаря этому гребной винт, котлы и машины оказывались ниже ватерлинии и были защищены от вражеских ядер слоем воды. Над совершенно гладкой палубой возвышалась лишь вращающаяся бронированная башня с тяжелыми орудиями, дымовая труба и небольшая боевая рубка.
Увы, как показали события, Наполеона III ничему не научил опыт его предшественника Наполеона I, который некогда прогнал другого американца - Р. Фултона, предлагавшего ему свой проект вооруженного парохода. Французский император предпочел проект бортовой броненосной батареи, и Эриксону пришлось убрать свой проект на полку.
В сентябре 1861 года американский судостроитель Бушнел, получивший заказ на постройку "Галены", разговорился о броненосных батареях с Эриксоном, который, дабы нагляднее пояснить коллеге свою позицию, разыскал давние чертежи. Пораженный Бушнел буквально выпросил их, с тем чтобы показать секретарю флота. Тот немедленно передал их на рассмотрение комиссии, и вокруг проекта разгорелись горячие споры.
Поначалу склонялись к тому, чтобы отвергнуть чересчур смелую и необычную эриксоновскую идею. Но, вспомнив о "Мерримаке", спешно переоборудовавшемся в Норфолке, руководители морского департамента решились на риск: ведь ни один другой проект даже в принципе не сулил возможности сконцентрировать такую броневую защиту и артиллерийскую мощь, которые можно было бы противопоставить броненосцу южан. Сыграла свою роль и высокая инженерная репутация Эриксона, а также его обещание построить корабль за сто дней
В конце концов Эриксону предложили строить корабль за свой счет, обязываясь выплатить всю контрактную стоимость - 275 тысяч долларов, в шесть приемов по мере окончания определенных этапов работ. Последний платеж предполагался после победы корабля Эриксона над "Мерримаком" и подтверждения в бою заявленных изобретателем достоинств. Эриксон принял это условие и взялся за работу, в ходе которой не раз получил возможность убедиться, сколь спасительным для него оказалось решение строить "Монитор" - так он назвал свое детище - на собственные деньги.
Монтаж корабля шел вполне успешно, однако хор скептиков и недоброжелателей не только не умолкал, но и усиливался. Чины флота, газеты, политические и общественные деятели находили все новые и новые недостатки. Одни утверждали: вражеские ядра вызовут такие сотрясения башни, что артиллеристы не смогут в, ней находиться. Другие опасались, что моряки не вынесут жизни в помещениях, находящихся ниже ватерлинии, и требовали соорудить на палубе временную жилую надстройку. Третьи предрекали, что "Монитор" вообще не сможет держаться на воде, а если сможет, то будет качаться так, что стрельба окажется невозможной. Все это побудило морской департамент требовать внесения изменений в конструкцию строящегося корабля. Видя в этом угрозу затяжки срока сдачи корабля, Эриксон заявил департаменту: "Монитор" принадлежит мне, а я отказываюсь вносить какие-либо изменения>. Эта твердость, проявленная изобретателем, как показало время, оказалась спасительной для северян.
В самом деле, контракт на постройку был заключен 4 октября 186) года. 30 января 1862 года "Монитор" спустили на воду, 19 февраля в его башню установили два 279-мм гладкоствольных дульнозарядных орудия Дальрена, а открытую сверху башню защитили решеткой из железнодорожных рельсов. И только 25 февраля на корабль, все еще так и не принятый морским департаментом, прибыл его первый командир - лейтенант Джон Уорден. Таким образом, пустые придирки, необдуманные требования и, главное, задержки платежей привели к тому, что броненосец был готов с 44-дневным опозданием. Еще девять дней ушло на окончательные приготовления, и 6 марта "Монитор" вышел в свой первый поход.
Южане пристально следили за постройкой "Монитора" и форсировали работы на "Мерримаке", чтобы успеть разгромить корабли северян на Гемптонском рейде до выхода "Монитора" в море, а потом двинуться прямо на Вашингтон и другие города Севера. Но тут сказалась промышленная отсталость южных штатов: ценой неимоверных усилий они смогли опередить противника всего на один день. Однако и тот минимальный выигрыш во времени мог оказаться решающим в гражданской войне.
...Утро 9 марта 1862 года выдалось тихое, ясное, поверхность Гемптонского рейда была гладкой, как пруд. Тысячи южан и северян стали свидетелями первого поединка двух броненосцев. В 8.30 канонир "Мерримака" сделал первой выстрел по своему неказистому противнику, но промахнулся; цель была слишком непривычна и мала. Пользуясь преимуществом в скорости и маневренности, "Монитор" подошел к врагу и разрядил свои 279-мм орудия почти в упор, но ядра отскочили от брони "Мерримака". Броненосец южан в ответ обрушил на противника бортовои залп, но ни одно из ядер не смогло пробить железных плит "Монитора".
Вскоре клубы порохового дыма скрыли от глаз зрителей корабли. Видя бесполезность канонады, Уорден решил таранить противника и направил свой корабль в кормовую часть "Мерримака", чтобы повредить винт и лишить его хода. Лейтенант Джонс, принявший командование "Мерримаком" от раненного накануне Бьюкенена, сумел увернуться от тарана: "Монитор" прошел в каком-нибудь полуметре от борта и дал по "Мерримаку" залп в упор. На этот раз ядра проломили железные полосы, хотя толстые деревянные стены каземата устояли.
Джонс понял: еще одно-два таких попадания, и "Мерримак", самый ценный для южан корабль, будет погублен. Поэтому он решил прекратить бой с "Монитором" и покончить с засевшим на мели фрегатом "Миннесота". Но лоцман "Мерримака", страшась могучих бортовых залпов "Миннесоты" больше, чем двух пушек "Монитора", ухитрился посадить свой корабль на мель в двух милях от неподвижного фрегата. Уорден начал кружить вокруг потерявшего ход противника, выбирая удачный момент для тарана, но Джонс изловчился сойти с мели и ринулся в бой. Разогнав "Мерримак" до предельной скорости, он подмял низкий борт "Монитора" под форштевень своего корабля. Джонс уже вызывал наверх абордажную партию, как вдруг грянул выстрел 279-мм орудия "Монитора", и ядро снова проломило железную броню "Мерримака". Его нос соскользнул с палубы противника, оставив на ней лишь незначительные следы...
В 11.30 канониры "Мерримака" нащупали наконец слабое место "Монитора"; бомба, разорвавшаяся над боевой рубкой, прогнула одну из балок, в результате чего оторвалась крыша рубки. Уорден, прильнувший в это время к смотровой щели, был ослеплен частицами стали и пыли, голова его была обожжена и кровоточила. Сочтя свое ранение смертельным, он приказал артиллерийскому лейтенанту Грини принять на себя командование и вывести корабль из боя. Двадцать минут "Монитор" дрейфовал на отмели, после чего Грини снова повел его в бой против <Мерримака>. Но - броненосец южан уже уходил в Норфолк, ибо не мог больше продолжать бой: корпус от неоднократных посадок на мель, от потери бивня при таране "Кумберленда" и от сотрясающих ударов артиллерийских ядер нещадно потек, да так, что помпы едва справлялись с откачкой воды...
Из 22 бомб, попавших в "Монитор", ни одна не причинила ощутимого вреда ни броне, ни членам экипажа. Но и 20 ядер, поразивших "Мерримак", тоже не пробили насквозь стен каземата. Исходя из этого, обе стороны провозгласили сражение на Гемптонском рейде своей победой. Как сказал тогда один специалист, бой на Гемптонском рейде закончился триумфом, но это был триумф не одного корабля над другим, а триумф брони над снарядом...
Блистательный исход сражения заставил говорить об Эриксоне как о национальном герое. Морской департамент выплачивает задолженные ему 68750 долларов и приобретает наконец "Монитор" в полную собственность. Через три недели Эриксон получает благодарность конгресса, его избирают членом Национальной академии наук, присуждают золотую и серебряную медали Румфорда. Но главным признанием авторитета изобретателя был, конечно, заказ на постройку десяти новых мониторов типа "Пассаик" - "Команч", "Кэтскилл", "Лехай", "Монтаук", "Нэхэнт", "Нантакет", "Пассаик", "Патапско". "Сэнгамон" и "Уихау".
Собственно, "Пассаик" - это был тот самый отвергнутый проект, который и послужил прототипом для "Монитора": чтобы уложиться в сжатые сроки, назначенные морским -департаментом, Эриксон упростил конструкцию "Пассаика", в сущности ухудшив ее, - и в результате получился снискавший себе славу "Монитор". Но как только грозовая военная обстановка разрядилась, появилась возможность вновь вернуться к первоначальному, более совершенному проекту. И по нему начали строиться сравнительно крупные корабли прибрежного действия (1875 т, 79,3х14х3.2 м). вооруженные одним 381-мм и одним 279-мм орудиями Дальгрена. Боевая рубка "Пассаика" была установлена на башне, но не вращалась вместе с нею, а оставалась неподвижной. Усилили и бронирование башни - 11 слоев железа толщиной по 25,4 мм- и боевой рубки-8 слоев железа толщиной 25.4 мм. В отличие от прямолинейных, "рубленых" обводов "Монитора" "Пассаик" имел более плавные формы и уменьшенную деревянную наделку над палубой, благодаря чему его остойчивость и ходкость удалось улучшить.
В предвидении такой же участи "Конгресс", уже испытавший опустошительный залп "Мерримака", поспешно поставил несколько парусов и выбросился на отмель. Но северяне напрасно опасались тарана; чугунный бивень корабля южан отломился при ударе о корпус "Кумберленда" - в результате в носовой части броненосца открылась течь. Поэтому капитану II ранга Бьюкенену - командиру "Мерримака" - не оставалось ничего другого, как действовать артиллерией: став в 150 м от "Конгресса", южане начали расстреливать его залпами из бортовых орудий.
Спустя час беспомощный, охваченный пламенем корабль северян спустил флаг. Предоставив огню довершить уничтожение "Конгресса", "Мерримак" направился было к застрявшему на мели паровому фрегату "Миннесота", с которым уже завязали перестрелку канонерки южан. Тем временем надвигались сумерки, и Бьюкенен решил не рисковать ценным для южан кораблем: отойдя к мысу Сьювелс Пойнт, "Мерримак" стал на якорь, с тем чтобы на следующее утро добить оставшиеся корабли северян и таким образом снять блокаду. Как раз в эти минуты на Гемптонский рейд, освещаемый сполохами пламени догорающего "Конгресса", вошло неказистое, низко сидящее в воде суденышко с круглой башней - броненосец северян "Монитор".
...Переоборудование парового фрегата "Мерримак" в броненосец, затеянное южанами после захвата Норфолка 20 апреля 1861 года, не ускользнуло от внимания северян. 3 августа того же года в конгрессе решался вопрос о выделении 1,5 млн. долларов на создание "одного или нескольких броненосцев и плавучих батарей". 7 августа морской департамент обнародовал тактико-техническое задание и назначил весьма сжатый срок представления чертежей и расчетов - 1 сентября 1881 года. Комиссия, состоявшая из трех морских офицеров, выбрала из 16 поступивших на конкурс предложений три проекта. Первые два - броненосный корвет "Галена" и броненосный фрегат "Нью Айронсайдс" - представляли собой вполне заурядные корабли с бортовой артиллерией и мало отличались от строившихся в Европе. Что же касается третьего проекта, то его судьба заслуживает более подробного освещения.
В 1854 году во время Крымской войны к Наполеону III обратился Джон Эриксон, американский изобретатель шведского происхождения, и предложил французскому императору построить для штурма русских береговых укреплений необычный корабль. Парусов у него не предполагалось вообще. Корпус, обшитый железными листами, находился почти целиком под водой, так что борт возвышался над водной поверхностью всего на 40-50 см. Благодаря этому гребной винт, котлы и машины оказывались ниже ватерлинии и были защищены от вражеских ядер слоем воды. Над совершенно гладкой палубой возвышалась лишь вращающаяся бронированная башня с тяжелыми орудиями, дымовая труба и небольшая боевая рубка.
Увы, как показали события, Наполеона III ничему не научил опыт его предшественника Наполеона I, который некогда прогнал другого американца - Р. Фултона, предлагавшего ему свой проект вооруженного парохода. Французский император предпочел проект бортовой броненосной батареи, и Эриксону пришлось убрать свой проект на полку.
В сентябре 1861 года американский судостроитель Бушнел, получивший заказ на постройку "Галены", разговорился о броненосных батареях с Эриксоном, который, дабы нагляднее пояснить коллеге свою позицию, разыскал давние чертежи. Пораженный Бушнел буквально выпросил их, с тем чтобы показать секретарю флота. Тот немедленно передал их на рассмотрение комиссии, и вокруг проекта разгорелись горячие споры.
Поначалу склонялись к тому, чтобы отвергнуть чересчур смелую и необычную эриксоновскую идею. Но, вспомнив о "Мерримаке", спешно переоборудовавшемся в Норфолке, руководители морского департамента решились на риск: ведь ни один другой проект даже в принципе не сулил возможности сконцентрировать такую броневую защиту и артиллерийскую мощь, которые можно было бы противопоставить броненосцу южан. Сыграла свою роль и высокая инженерная репутация Эриксона, а также его обещание построить корабль за сто дней
В конце концов Эриксону предложили строить корабль за свой счет, обязываясь выплатить всю контрактную стоимость - 275 тысяч долларов, в шесть приемов по мере окончания определенных этапов работ. Последний платеж предполагался после победы корабля Эриксона над "Мерримаком" и подтверждения в бою заявленных изобретателем достоинств. Эриксон принял это условие и взялся за работу, в ходе которой не раз получил возможность убедиться, сколь спасительным для него оказалось решение строить "Монитор" - так он назвал свое детище - на собственные деньги.
Монтаж корабля шел вполне успешно, однако хор скептиков и недоброжелателей не только не умолкал, но и усиливался. Чины флота, газеты, политические и общественные деятели находили все новые и новые недостатки. Одни утверждали: вражеские ядра вызовут такие сотрясения башни, что артиллеристы не смогут в, ней находиться. Другие опасались, что моряки не вынесут жизни в помещениях, находящихся ниже ватерлинии, и требовали соорудить на палубе временную жилую надстройку. Третьи предрекали, что "Монитор" вообще не сможет держаться на воде, а если сможет, то будет качаться так, что стрельба окажется невозможной. Все это побудило морской департамент требовать внесения изменений в конструкцию строящегося корабля. Видя в этом угрозу затяжки срока сдачи корабля, Эриксон заявил департаменту: "Монитор" принадлежит мне, а я отказываюсь вносить какие-либо изменения>. Эта твердость, проявленная изобретателем, как показало время, оказалась спасительной для северян.
В самом деле, контракт на постройку был заключен 4 октября 186) года. 30 января 1862 года "Монитор" спустили на воду, 19 февраля в его башню установили два 279-мм гладкоствольных дульнозарядных орудия Дальрена, а открытую сверху башню защитили решеткой из железнодорожных рельсов. И только 25 февраля на корабль, все еще так и не принятый морским департаментом, прибыл его первый командир - лейтенант Джон Уорден. Таким образом, пустые придирки, необдуманные требования и, главное, задержки платежей привели к тому, что броненосец был готов с 44-дневным опозданием. Еще девять дней ушло на окончательные приготовления, и 6 марта "Монитор" вышел в свой первый поход.
Южане пристально следили за постройкой "Монитора" и форсировали работы на "Мерримаке", чтобы успеть разгромить корабли северян на Гемптонском рейде до выхода "Монитора" в море, а потом двинуться прямо на Вашингтон и другие города Севера. Но тут сказалась промышленная отсталость южных штатов: ценой неимоверных усилий они смогли опередить противника всего на один день. Однако и тот минимальный выигрыш во времени мог оказаться решающим в гражданской войне.
...Утро 9 марта 1862 года выдалось тихое, ясное, поверхность Гемптонского рейда была гладкой, как пруд. Тысячи южан и северян стали свидетелями первого поединка двух броненосцев. В 8.30 канонир "Мерримака" сделал первой выстрел по своему неказистому противнику, но промахнулся; цель была слишком непривычна и мала. Пользуясь преимуществом в скорости и маневренности, "Монитор" подошел к врагу и разрядил свои 279-мм орудия почти в упор, но ядра отскочили от брони "Мерримака". Броненосец южан в ответ обрушил на противника бортовои залп, но ни одно из ядер не смогло пробить железных плит "Монитора".
Вскоре клубы порохового дыма скрыли от глаз зрителей корабли. Видя бесполезность канонады, Уорден решил таранить противника и направил свой корабль в кормовую часть "Мерримака", чтобы повредить винт и лишить его хода. Лейтенант Джонс, принявший командование "Мерримаком" от раненного накануне Бьюкенена, сумел увернуться от тарана: "Монитор" прошел в каком-нибудь полуметре от борта и дал по "Мерримаку" залп в упор. На этот раз ядра проломили железные полосы, хотя толстые деревянные стены каземата устояли.
Джонс понял: еще одно-два таких попадания, и "Мерримак", самый ценный для южан корабль, будет погублен. Поэтому он решил прекратить бой с "Монитором" и покончить с засевшим на мели фрегатом "Миннесота". Но лоцман "Мерримака", страшась могучих бортовых залпов "Миннесоты" больше, чем двух пушек "Монитора", ухитрился посадить свой корабль на мель в двух милях от неподвижного фрегата. Уорден начал кружить вокруг потерявшего ход противника, выбирая удачный момент для тарана, но Джонс изловчился сойти с мели и ринулся в бой. Разогнав "Мерримак" до предельной скорости, он подмял низкий борт "Монитора" под форштевень своего корабля. Джонс уже вызывал наверх абордажную партию, как вдруг грянул выстрел 279-мм орудия "Монитора", и ядро снова проломило железную броню "Мерримака". Его нос соскользнул с палубы противника, оставив на ней лишь незначительные следы...
В 11.30 канониры "Мерримака" нащупали наконец слабое место "Монитора"; бомба, разорвавшаяся над боевой рубкой, прогнула одну из балок, в результате чего оторвалась крыша рубки. Уорден, прильнувший в это время к смотровой щели, был ослеплен частицами стали и пыли, голова его была обожжена и кровоточила. Сочтя свое ранение смертельным, он приказал артиллерийскому лейтенанту Грини принять на себя командование и вывести корабль из боя. Двадцать минут "Монитор" дрейфовал на отмели, после чего Грини снова повел его в бой против <Мерримака>. Но - броненосец южан уже уходил в Норфолк, ибо не мог больше продолжать бой: корпус от неоднократных посадок на мель, от потери бивня при таране "Кумберленда" и от сотрясающих ударов артиллерийских ядер нещадно потек, да так, что помпы едва справлялись с откачкой воды...
Из 22 бомб, попавших в "Монитор", ни одна не причинила ощутимого вреда ни броне, ни членам экипажа. Но и 20 ядер, поразивших "Мерримак", тоже не пробили насквозь стен каземата. Исходя из этого, обе стороны провозгласили сражение на Гемптонском рейде своей победой. Как сказал тогда один специалист, бой на Гемптонском рейде закончился триумфом, но это был триумф не одного корабля над другим, а триумф брони над снарядом...
Блистательный исход сражения заставил говорить об Эриксоне как о национальном герое. Морской департамент выплачивает задолженные ему 68750 долларов и приобретает наконец "Монитор" в полную собственность. Через три недели Эриксон получает благодарность конгресса, его избирают членом Национальной академии наук, присуждают золотую и серебряную медали Румфорда. Но главным признанием авторитета изобретателя был, конечно, заказ на постройку десяти новых мониторов типа "Пассаик" - "Команч", "Кэтскилл", "Лехай", "Монтаук", "Нэхэнт", "Нантакет", "Пассаик", "Патапско". "Сэнгамон" и "Уихау".
Собственно, "Пассаик" - это был тот самый отвергнутый проект, который и послужил прототипом для "Монитора": чтобы уложиться в сжатые сроки, назначенные морским -департаментом, Эриксон упростил конструкцию "Пассаика", в сущности ухудшив ее, - и в результате получился снискавший себе славу "Монитор". Но как только грозовая военная обстановка разрядилась, появилась возможность вновь вернуться к первоначальному, более совершенному проекту. И по нему начали строиться сравнительно крупные корабли прибрежного действия (1875 т, 79,3х14х3.2 м). вооруженные одним 381-мм и одним 279-мм орудиями Дальгрена. Боевая рубка "Пассаика" была установлена на башне, но не вращалась вместе с нею, а оставалась неподвижной. Усилили и бронирование башни - 11 слоев железа толщиной по 25,4 мм- и боевой рубки-8 слоев железа толщиной 25.4 мм. В отличие от прямолинейных, "рубленых" обводов "Монитора" "Пассаик" имел более плавные формы и уменьшенную деревянную наделку над палубой, благодаря чему его остойчивость и ходкость удалось улучшить.
"МОНИТОР", США, 1862 г. Первый в истории корабль нового типа. давший название всему классу этих кораблей. Разработан инженером Дж. Эриксоном Водоизмещение 987 т. мощность двух паровых машин 320 л. с., скорость хода 6-7 узлов. Длина 52.5м. ширина 12.7 м., среднее углубление 3.05 м. высота борта 46 см. Бронирование: бортовой пояс 5 слоев железа толщиной по 25.4 им. башня 8 слоев железа толщиной по 23,4 им. Вооружение: 2 279-мм гладкоствольных дульнозарядных орудия Дальгрена. Погиб во время шторма у мыса Гаттерас 31 декабря 1862 года.
Монитор прибрежного действия "ТИППЕНКАНОЭ", США, 1863 г. Первые американские мониторы, в конструкции которых был учтен боевой опыт гражданской войны. Прототипом для них были мониторы типа "Пассаик". Водоизмещение 2100 т. мощность двух паровых машин 640 л. с . скорость хода 9.5 узла. Длина 68.8 м. ширина 13.1 м, среднее углубление 3.5 м. Бронирование: башня и боевая рубка 10 слоев железа толщиной по 25.4 мм. бортовой пояс 5 слоев железа толщиной по 23.4 мы, основание башни о слоев железа толщиной по 25.4 мм. палуба 37 мм. Вооружение: 2 381-мм орудия Дальгрена. Всего построено девять единиц: "Каноникус", "Катавба", "Махопак", "Манаюнк", "Манхеттен", "Онеота", "Саугус", "Текумсех" и "Типпенканоэ". "Текумсех" подорвался на мине южан в сражении в заливе Мобнл в августе 1864 года. "Катавба" и "Онеота" были проданы в 1868 году в Перу и служили в составе перуанского флота под названиями "Атахуальпа" и "Манко Капак". Остальные- были проданы на слом в 1901-1908 годах.
"СТРЕЛЕЦ", Россия, 1864 г. Первые русские мониторы, строившиеся по американскому проекту для усиления береговой обороны Балтийского флота в связи с обострением международной обстановки, вызванной польскими событиями 1823 года. Головные "Стрелец" и "Единорог" заложены 1 июля 1863 года на Галерном островке в Петербурге. Спущены 21 мая 1864 года, вступили в строй 13 июля 1863 года. Водоизмещение 1132 т. мощность паровой машины 460 л. с.. скорость хода 6.5 узла. Длина 61.3 м. ширина 14,0 и. среднее углубление 3.5 м Бронирование: бортовой пояс 127 мм, башня 280 им, палуба 25-З7 мм. Вооружение: 2 229-мм орудия и две скорострельные пушки. Всего построено 10 единиц: "Стрелец", "Единорог", "Броненосец", "Вещун", "Колдун", "Лава", ".Латник", "Перун", "Тифон" н "Ураган".
Вот еще. Воплощение брононосцев в игровой индустрии
А вот статья из Википедии.
Нажмите, чтобы прочитать
Броненосец — тяжёлый артиллерийский корабль, предназначенный для уничтожения кораблей всех типов и установления господства на море. Появился в 1860-х годах как видоизменившийся в результате промышленной революции пароходофрегат. Заменил парусный линейный корабль как сильнейшее военное судно. Некоторые линейные корабли были переделаны в панцирные броненосцы.
В бою броненосцы применяли как манёвренную, так и таранную тактику.
Появление броненосцев
В основу броненосцев положены несколько научно-технических, промышленных и тактических новаций первой половины XIХв.
Во второй четверти XIX столетия паровая машина прочно прописалась на флоте, однако большие размеры паровых машин, высокий расход топлива, необходимость размещения тяжелых гребных колес по бортам и невысокая надежность заставляли смотреть на паровую машину как на полезную, но не обязательную новинку, расширявшую возможности флота. Поэтому из боевых кораблей паровыми машинами оснащались только пароходофрегаты, появившиеся в первой половине XIX века. Они имели одну артиллерийскую палубу, паровой двигатель и дополнительное трехмачтовое парусное оснащение.
Однако постепенно паровые машины избавлялись от большинства указанных недостатков, что позволило совмещать боевые качества традиционных линейных кораблей с маневренностью пароходов. Этому же способствовало и введение гребных винтов в 1840-х гг. С 1848 года во Франции и Англии началось строительство линейных кораблей, которые наряду с парусами имели и паровые двигатели.
Еще одной новинкой, тесно связанной с появлением броненосцев стали бомбические орудия, разработанные французским артиллерийским офицером генералом Пексаном. В отличие от прежних бомбических орудий, стрелявших разрывными снарядами по палубам по навесным траекториям, новые могли также стрелять и в борт по настильным. Удачный разрыв бомбы, если он происходил вблизи борта, мог разрушить до 1м², что позволяло пустить на дно любой линейный корабль 20-25 удачными попаданиями. Бомбические орудия начали повсеместно внедряться, а в бою впервые были опробованы в 1848г. в ходе австро-прусской войны. Синопский бой 30 ноября 1853г. подписал приговор деревянным кораблям.
Для защиты от огня бомбических орудий тот же Пексан предложил использовать железные бортовые листы. Однако внедрение этого новшества задержалось невысоким уровнем металлургической промышленности. Лишь англичане в начале 1840х гг. опробовали тонкую броню на испытаниях, однако тут же забраковали идею - тонкая броня совершенно не защищала от тяжелых ядер, а главное - если бы броня оказалась успешной, то это поставило бы под угрозы весь могущественный британский флот.
Во время Крымской войны французы использовали «плавучие батареи» ("Лавэ", "Девастьон" и "Тоннат") — небольшие (1625т) и тихоходные (5-6 узлов), но бронированные (60мм листами) пароходы, на которых были установлено небольшое число крупнокалиберных орудий, стрелявших разрывными снарядами. Они с успехом бомбардировали крымское побережье и принудили к сдаче укрепление Кинбурн в устье Днепра.
Встала необходимость совмещения всех новинок в одном корабле, который бы стал главной ударной силой флота, заменив в этом качестве прежние парусные линейные корабли. По компоновке новый корабль должен был быть пароходофрегатом, так как высокие борта линейных кораблей нельзя было покрыть бронёй нужной толщины без проблем с устойчивостью. Однако несколько деревянных линейных кораблей были путём снесения верхних палуб переделаны во фрегаты и затем снабжены бронёй (так называемые "панцирные броненосцы").
Первым броненосным паровым кораблём нового типа был французский панцирный броненосец «Глуар» («La Gloire»), перестроенный из деревянного парового линейного корабля в 1859 году, и потому опередивший специально построенный цельнометаллический английский «Уорриор» («Warrior»)(1860 г.)
Хотя формально такие корабли первое время именовались фрегатами, фактически они положили начало новому классу кораблей — броненосцев.
Первое боевое столкновение между бронированными паровыми кораблями произошло во время гражданской войны в США на Хэмптонском рейде 9 марта 1862 года, между броненосцами USS «Монитор» и «Вирджиния» («Мерримак») и формально окончилось ничьей.
Первым боевым столкновением броненосным флотов была битва при Лиссе у острова Лисса 16 июля 1866 (ныне о. Вис, Хорватия) в ходе Австро-Итальянской войны 1866—1867. Несмотря на техническое преимущество итальянцев закончился тактической победой австрийцев, широко применявших таранную тактику.
Эволюция броненосцев
Период от появления первых броненосцев в 1860 г. до установления их окончательного облика в последнем десятилетии XIX в. охарактеризовался обширным поиском идеального типа, породившим множество самых разнообразных конструкций.
Снабжение броневым поясом деревянных кораблей породило тип панцирных броненосцев, наподобие «Глуара», которые считались только временной мерой, поскольку обладали всеми недостатками деревянных кораблей — невозможность организации водонепроницаемых переборок, пожароопасность, и к тому же добавилась проблема совместимости материалов — дерево быстро гнило, а железо быстро ржавело вблизи других материалов. Кроме того, железные плиты могли срываться с креплений при ударе особо тяжелых ядер, которые стали использоваться для борьбы с панцирными броненосцами.
Впрочем, сменившие их цельнометаллические броненосцы (такие как английский «Уорриор») также недолго пробыли в первой линии — их батарейная конструкция, предусматривавшая, как и прежде, размещение орудий по борту, не позволяла размещать новые тяжелые нарезные орудия, приспособленные для борьбы с броненосными кораблями. Да и защищать всю большую батарею могла лишь относительно тонкая броня — 120—130 мм.
Проблему размещения немногочисленных тяжелых нарезных орудий и защиты их толстой броней смогли решить казематные броненосцы (наподобие английского «Беллерофонта»). Однако подобное решение не было лишено недостатков — расположенные побортно орудия имели весьма небольшие углы обстрела. Развитие технической мысли и промышленная революция дали решение этой проблемы — поворотные установки, которые реализовали сразу несколько конструкций броненосцев. Так, в Англии поначалу размещали орудия в по углам казематов в поворотных спонсонах, скашивая борт для возможности продольного огня. Решение было признано неудачным — так можно было разместить только 4 орудия, которые к тому же не могли стрелять в нос и корму из-за опасности повредить надстройку пороховыми газами, а в любую точку горизонта могло стрелять только одно орудие.
Для обеспечения возможности продольного огня орудия были вновь перемещены на палубу и помещены внутрь барбетов на весьма популярных во Франции барбетных броненосцах (наподобие «Адмирала Дюпре»). Барбеты представляли собой круглые (а затем и грушевидные, повторяющие форму орудий) в плане броневые преграды, за которыми находились вращающие орудийные установки. Позднее барбеты были также снабжены и броневыми крышками, защищающими их от снарядов приходящих сверху — ожидаемые дистанции боя все время росли и приходилось думать о горизонтальной защите.
Барбеты с крышками фактически представляли собой артиллерийские башни — венец эволюции артиллерийских установок — полностью закрытые бронированные вращающиеся установки с пушками внутри. С расположенными под ватерлинией снарядными погребами они соединялись бронированными же колодцами, по которым лифты доставляли боеприпасы к орудию. Для экономии веса и увеличения числа орудий в башне размещали по два орудия. Первые артиллерийские башни появились еще на заре броненосной эры — одной двухорудийной башней оснащался легендарный «Монитор». Однако для возможности кругового обстрела он был снабжен заваливающимися трубами, что не могло нравиться морякам, не желавшим терять ход во время боя. Для обеспечения кругового обстрела нужно было по крайней мере две башни. Первым это решение реализовал русский проект «Петр Великий», снабженный 4 12-дюймовыми пушками в 2 башнях. Однако медлительность в постройке привела к тому, что революционный для своего времени корабль слишком долго пробыл в постройке и уступил пальму первенства башенного броненосца английскому «Девастейшн». Тогда же броненосцы расстались с парусами — паровые машины стали достаточно надежны и экономичны.
Непрерывное увеличение толщины брони и калибра орудий сопровождался ростом водоизмещения и привел к появлению таких монстров, как английские корабли типа «Инфлексибл» и итальянские типа «Италия». Если на первом 4 орудия небывалого доселе могущества калибром 406 мм (и весом свыше 100т), прикрывались железным поясом рекордной толщины в 610 мм, то итальянские корабли оснащались пушками еще большего калибра — 431 мм — и развивали невиданную для таких крупных кораблей (свыше 18тыс.т) скорость в 18 узлов. За все это итальянцы заплатили не только огромную сумму в лирах (тем более удивительную в 1880 г., когда итальянская экономика была еще по сути аграрной), но и практически полностью лишили корабли броневой защиты — от снарядов они защищались лишь 76 мм бронепалубой и угольными ямами, за что их даже не всегда относят к классу броненосцев. Столь огромные орудия обладали крайне медленным заряжанием и наведением и фактически могли сделать лишь несколько выстрелов в час.
Удачные таранные атаки в первых схватках броненосцев привели к тому, что этот вид боя стал считаться очень перспективным, поскольку уровень артиллерии пока еще не позволял ей решать все задачи. Таранами снабжались все виды броненосцев, а также были построены специальные таранные броненосцы или броненосные тараны, приспособленные для таранных атак. Для этого они, кроме тарана, оснащались еще одним-двумя орудиями как можно большего калибра (английские корабли типа «Виктория» имели пару 413 мм орудий), приспособленными для стрельбы вперед — в направлении цели. Появление торпед и скорострельной артиллерии положило конец их эволюции в 1880х гг.
Краткая классификация броненосцев
Батарейный — наследник деревянных парусных линейных кораблей, орудия расположены по всей длине корабля, броня навешена на борта. Первые мореходные — французский «Глуар» 1859, английский «Уорриор» 1860. Причём «Глуар» изначально не нёс брони, но после удаления двух батарейных палуб получил навешенные бортовые плиты, став т.о. панцирным броненосцем.
Казематный — небольшое число мощных орудий располагалось в бронированном каземате. Сохраняли парусное вооружение. Первый — британский «Беллерофонт» 1866. Последний — австро-венгерский «Тегетхоф» 1879.
Брустверно-башенный — механизмы башен артиллерийских установок, рулевая рубка, люки, трубы и т. п. прикрывались бронированным бруствером, возвышавшимся над палубой. Яркие представители: английский «Девастейшн» 1873, русский «Пётр Великий» 1872.
Барбетный — французская схема, когда артиллерийские установки находились в барбетах, представлявших собой броневые кольца около 2 метров высотой, куда орудие опускалось для заряжания и когда в нём не было надобности. Преимущество барбета — большой угол возвышения ствола орудия и отсутствие сложного механизма вращения башни. Первый — французский «Адмирал Дюпре» 1881 Российские — «Чесма» 1887, «Двенадцать апостолов» 1892.
Цитадельный — характеризуется наличием бронированной цитадели в средней части корабля, защищающей боевую часть (боезапас и артиллерийские механизмы и рубка), на которую устанавливались башни с небольшим числом орудий большого (главного) калибра. Бронирование носовой и кормовой частей часто минимальное. Первые представители этого вида английский «Инфлексибл» (англ. inflexible — несгибаемый) 1881, итальянский «Дуилио» 1880.
Таранный — низкая скорострельность и точность стрельбы орудий главного калибра не удовлетворяла моряков и таран считался едва ли не главным способом атаки. Появление скорострельной артиллерии и торпед в 1880-х свело значение тарана к нулю. Славы в бою они не сыскали, погубив своих кораблей больше, чем вражеских - из-за ошибок в управлении и отказов техники они таранили находившиеся поблизости другие корабли эскадры.
К броненосцам также можно отнести мониторы и броненосцы береговой обороны.
Эскадренные броненосцы
К концу XIX века взгляды на новые корабли постепенно устоялись, приведя к возникновению т. н. «эскадренных броненосцев», тяжелых артиллерийских кораблей, приспособленных к ведению артилерийского боя в составе эскадр. Развитие артиллерии привело к тому, что противостоять ей могла броня только очень большой толщины — более 300 мм, которой однако было невозможно защитить весь борт, настолько она была бы тяжелой. Бронирование стали сводить к узкому поясу, защищавшему ватерлинию, оставляя без защиты оконечности.
В отношении контрукции броневой защиты укоренились два подхода — французский, при котором броней, пусть и не очень толстой, покрывается большая часть надводного борта, и английский, при котором броня сосредоточена узким поясом. Изобретение в 1885 г. фугасного снаряда позволило производить большие разрушения в незащищенных отсеках, что ставило в уязвимое положение корабли с английской системой бронирования, к которым относилась, в частности, больша`я часть кораблей русского флота.
С другой стороны, пушки способные бороться с такой броней, были очень тяжелы и обладали невысокой скорострельностью и точностью, поскольку приводились в действие гидроприводом, медленным и неточным. На кораблях обычно ставили четыре тяжелых 12-дюймовых (305мм) орудия в двух башнях в носу и корме корабля.
Главную ударную силу броненосцев составляла среднекалиберная скорострельная артиллерия, расположенная обычно в надстройке, в спонсонах, нередко в два яруса, позднее часть орудий по примеру главного калибра переместилась в башни. Воззрения того времени предполагали очень небольшие дистанции и скорости боя, позволяя дифференцировать артиллерию по назначению.
Появление и развитие миноносцев заставило вооружать корабли все большим количеством противоминной артиллерии калибра 47-76 мм. Кроме того, броненосцы нередко вооружались одним-двумя торпедными аппаратами для скрытного удара во время боя, а также продолжали оснащаться таранами, поскольку считалось, что они все еще способны сблизиться для таранного удара, хотя уже русско-японская война показала невозможность этого.
Типичный броненосец того времени представлял собой корабль с водоизмещением от 11 до 17 тысяч тонн, способный развивать скорость до 18 узлов. В качестве силовой установки на всех броненосцах стояли паровые машины тройного расширения, работавшие на два вала.
Дальнейшее техническое усовершенствование конструкций броненосцев включало в себя увеличение площади бронирования, увеличения числа орудийных башен, что вело к увеличению водоизмещения, которое в начале XX века составляло от 10000 до 17000 т. Главный калибр орудий — 305 мм, броневой пояс 300—450 мм, реже более 500 мм. Классические примеры таких броненосцев — английский «Лорд Нельсон» 1905, французский «Дантон» 1911, итальянский «Бенедетто Брин» 1905, германский «Дойчланд» 1906, российский «Князь Потёмкин-Таврический» 1892, американский «Джорджия» 1906, японский «Микаса» 1902.
Крупнейшим сражением эскадренных броненосцев было Цусимское сражение 14 мая 1905 в ходе Русско-японской войны 1904—1905. Оно продемонстрировало не только недостатки в организации русского флота, но и возможности артиллерии главного калибра, которые раньше недооценивались, и которые легли в основу кораблей нового типа, названных по родоначальнику класса дредноутами, а позже — линкорами. В России несколько самых тяжёлых эскадренных броненосцев были в 1907 году просто переименованы в линкоры. В частности, броненосец «Князь Потемкин-Таврический» стал линкором «Св. Пантелеймон».
Наследники броненосцев
Наследниками эскадренных броненосцев стали линкоры (первоначально называвшиеся дредноутами), появившиеся в результате дальнейшего усиления артиллерии и роста размеров. Более лёгкие броненосцы ещё в 1870-х годах стали предшественниками бронированных крейсеров. Последними кораблями, официально называемыми броненосцами (нем. Panzerschiffe), стали немецкие корабли типа Дойчланд («карманные линкоры»), которые в 1940 году были переименованы в тяжёлые крейсеры.
Основные события
К числу замечательных событий мировой и российской военно-морской истории с участием броненосцев можно отнести:
Первое сражение между кораблями броненосного типа состоялось в ходе Гражданской войны в США 9 марта 1862 на Хемптонском рейде между кораблями «USS Monitor» и "CSS Virginia" (Merrimac), в ходе которого ни одному из кораблей не удалось нанести серьезный урон короблю противника
Первый бой броненосных флотов у острова Лисса 16 июля 1866 (ныне о. Вис, Хорватия) в ходе Австро-Итальянской войны 1866—1867.
Цусимское сражение 14 мая 1905 в ходе Русско-японской войны 1904—1905.
Восстание на броненосце Черноморского флота «Князь Потёмкин-Таврический» во время революции 1905—1907.
Первый российский броненосец «Адмирал Лазарев» был в 1871 году спущен на воду в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе.
Сообщение отредактировал Magnus: 11 марта 2009 - 15:21