Почему бы и нет? )
В целом так, но на одного из братьев Царицы повлияла - он был "репресирован" Иваном и казнен после жутких пыток.
До этого он отдал старших дочерей князю Большого Ногая и принцу Астраханского Ханства. Оба этих стана стали союзниками Руси. Соответственно, выдав дочь за Ивана Грозного князь Темрюк проявил солидарность со своими родственниками. Тем более интересы Руси и Темрюковой Кабарды на Кавказе в то время совпадали. Смерть царевны не повляла на отношения темрюковичей к "бывшему родственнику". Как мы видим из истории, все потомки Темрюка прославились преданной службой как на Кавказе, так и в России.
История Черкессии
#11
Отправлено 25 января 2007 - 22:19
#12
Отправлено 26 января 2007 - 08:50
Ага, я что такое слышал, он участвовал вроде в заговоре против ещё одной царевны вродеб...В целом так, но на одного из братьев Царицы повлияла - он был "репресирован" Иваном и казнен после жутких пыток.
'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://totalwar.fun/board/style_images/to_u.gif');}" /> Savoy 'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://totalwar.fun/board/style_images/to_u.gif');}" /> Gedonist
Каковы были причины феодальной раздроблености и почему перед лицом врага силы черкессов не объеденились, а наооборот распылились по разным полюсам? Какаята кровная месть между родами может?
#13
Отправлено 26 января 2007 - 13:32
'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://totalwar.fun/board/style_images/to_u.gif');}" /> Savoy 'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://totalwar.fun/board/style_images/to_u.gif');}" /> Gedonist
Причины междоусобицы, как всегда, - борьба за власть. К тому же усиленная кровной местью между некоторыми княжескими семьями. Черкесы объединялись, когда им грозила единая для всех опасность нашествия агрессоров. Но при участвии в политической игре (как на стороне Крыма и Турции, так и России), каждый князь думал о своих интересах.
Каковы были причины феодальной раздроблености и почему перед лицом врага силы черкессов не объеденились, а наооборот распылились по разным полюсам? Какаята кровная месть между родами может?
Золка: портал Зольского района КБР - http://www.zolka.ru
Джегуако: Черкесская (адыгская) история и генеалогия - http://www.djeguako.ru
#14
Отправлено 03 февраля 2007 - 04:53
Сообщение отредактировал barn: 03 февраля 2007 - 05:00
#15
Отправлено 03 февраля 2007 - 14:55
Да, после имперско-черкесских войн и восстания Шамиля, многие черкессы (чечены вроде тоже под этим именем щас на ближнем востоке) ушли на ближний восток. Гвардия Иорданского короля - сплош черкессы.
#16
Отправлено 03 февраля 2007 - 20:32
Да, после имперско-черкесских войн и восстания Шамиля, многие черкессы (чечены вроде тоже под этим именем щас на ближнем востоке) ушли на ближний восток. Гвардия Иорданского короля - сплош черкессы.
'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img247.imageshack.us/img247/6400/circassians1863yjm5.th.jpg');}" />]]>
Это лидер Черкессии в последние годы ее существования (1860-1864 гг) - правитель Убыхии (страны находившейся в районе современного Сочи) "Хаджи Берзек Керантух" (так он зовется в Русских документах):
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img66.imageshack.us/img66/6920/girandukberzegmz0.th.jpg');}" />]]>
***
Сегодня количество Черкесов проживающих в Турции и Машрике (Арабский Ближний Восток) на порядок превышает чмсло проживающих в пределах исторической Родины, находящейся на Российском Кавказе и в Абхазии.
Подавляющее большинство современных Черкесов проживает в Турции.
Маршруты изгнания Черкесов из Черкесии в конце Кавказской войны (60е гг XIX в) и из Румелии (Балканы) в 1878 г (после поражения Османидов в войне с Российской империей).
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img235.imageshack.us/img235/3757/exilexi1.th.jpg');}" />]]>
Современное расселение Черкесов:
У себя на Родине (эксЧеркесия) - менее 1млн человек:
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img62.imageshack.us/img62/4708/caucasianlangcaucasusrs5.th.jpg');}" />]]>
В том числе Черкесские анклавы в экс Западной Черкесии:
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img234.imageshack.us/img234/6845/2adygph0.th.gif');}" />]]>
И в Турции (около 8млн человек, хотя точная цифра не известна с 1912 г - по данным переписи в тот год в Османской империи проживало 2,8млн Черкесов, из которых около 105тыс проживало в столице - Стамбуле):
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img226.imageshack.us/img226/2704/caucasianlanguagesturkeyr8.th.jpg');}" />]]>
Абхазские беженцы в Османской империи (1866 г):
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img245.imageshack.us/img245/2882/abaziansis3.th.jpg');}" />]]>
Это Черкесы в Османской Сирии в 20е гг XX в:
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img100.imageshack.us/img100/4681/ibrahimpashabv2.th.jpg');}" />]]>
Это Черкесский легион в Французских мандатах Сирия и Ливан (40е гг XX в):
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img63.imageshack.us/img63/8344/photo1zs9.th.jpg');}" />]]>
Это Черкесская дивизия в Британских мандатах Трансиордания и Палестина (40е гг XX в):
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img519.imageshack.us/img519/1028/02310rsl6.th.jpg');}" />]]>
Наши дни:
Это Королевская Черкесская гвардия в Иорданском Хашимитском Королевстве (в центре Король Абдалла II):
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img153.imageshack.us/img153/8741/kingabdullahiiintheentrtl4.th.jpg');}" />]]>
А это Принц Иорданского Королевского Дома Али со своей Черкесской охраной:
]]>'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://img235.imageshack.us/img235/617/abazabmpqd8.th.jpg');}" />]]>
[post="22195"]
[/quote]
Рихания и Кфар-Кама - два Черкесских населенных пункта в Израиле - один населен в основном Черкесами-Абадзехами, а другой Черкесами-Шапсугами. Это потомки Адыгов/Черкесов расселенных Османидами вдоль Хиджазской железной дороги и в прилегающих областях.
Кстати в Израиле за его шестидесятилетнюю историю было три генерала-Черкеса.
Вот сайт Черкесов Рихании:
]]>http://www.adiga.co.il/index.phtml]]>
#17
Отправлено 04 февраля 2007 - 11:32
Были ли случаи когда Черкесские отряды присягали Царю и далее участвовали в войне против Абреков уже на стороне Империи?
#18
Отправлено 04 февраля 2007 - 13:34
'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://totalwar.fun/board/style_images/to_u.gif');}" /> Gedonist
"Абреки" - это все таки изгнанные из своего общества или вынужденные его покинуть по тем или инным причинам. Поэтому среди находившихся на Русской службе было не мало абреков.
Были ли случаи когда Черкесские отряды присягали Царю и далее участвовали в войне против Абреков уже на стороне Империи?
В Русских источниках этот термин стали применять как синоним "Беглых Кабардинцев", сами себя называвшие "Хажретами" (фактически синоним слова "Абрек") - той трети или половины оставшихся в живых Кабардинцев (а население Кабардея после 60 лет войны сократилось с 350-570тыс человек до 25тыс чел на год анексии (1829 г) без учета ушедших на Запад за Кубань Хажретов) которая поселилась большей частью в Абадзехии и примыкающих местах. Про использование против них Черкесских отрядов я не слышал.
В XIX в мне известен только один случай участия Черкесского отряда "сотни" на стороне России в Кавказской войне (кроме "казачьих братьев" - Моздокских Православных Кабардинцев - потомков ренегатов и перебежчиков).
При Ермолове владельцы Кабардинского поселения Бабыгуэй (современное Сармаково) в чем-то серьезно не поладили со своими сюзеренами из Кабардинского Дома Хатокшокуэ. Бабыгуэй стал выставлять казачью сотню "бабуковскую", но подчеркивая мотивацию своего поступка (месть или обиду) они отказывались от добычи при Русских набегах в Кабардей и ее им приходилось навязывать силой, по специальному приказу коммандования. Через какое-то время Бабуговы примерились с Хатокшоковыми и "Бабуковская станица" снова стала "Кабардинским" "куажэ" (поселением).
Остальные случаи такого рода- это решения частных лиц, по тем или инным причинам (абречество, меркантильные соображения и пр.) переходившим на сторону России, часто для того чтобы использовать Русский отряд для мести более сильному кровнику. Исполнив месть многие из них возвращались обратно в Черкесию.
Но были и такие как Князь Бекович-Черкасский (не путать с его предком погибшим в Хиве) - родственник Кабардинских Пщы (Иналидский Дом Джамботидов - ветвь Бечмырзэ), убивший во время Русского набега которым сам и коммандовал, своего дядю и приговоренный за это всеми своими родственниками к смерти (удалось ли им достать его я не знаю).
В XVIII в, и уж тем более в более ранние эпохи XVI-XVII вв, Черкесские отряды, в первую очередь Нижней Кабарды - княжества XVII-XVIII вв Идаридов-Сунчалеевичей-Черкасских в окрестностях Терского городка на Нижнем Тереке (в дальнейшем ставшего "Терским Семейным Казачьим войском" влившимся в Терское казачество), постоянно участовали в компаниях Русских войск и не только на Кавказе.
Т. е. резюме:
Если еще в XVIII в участие целых Черкесских (практически исключительно Кабардинских) отрядов в войнах которые вела Россия на ее стороне не были редкостью, то после начала в 1765 г войны с Кабардеем, такие случаи стали единичными, а после окончательной исламизации Кабардея в 1794 г в основном речь может идти только о частных лицах.
Исключением можно считать историю с Бабуковской станицей, а также Моздокских православных Кабардинцев -"казачьих братьев", но последние все же сформировались в XVIII в, так что Бабуковская Казачья сотня - наверное единственный Черкесский отряд воевавший на стороне России именно как отряд в 1ой 1/2не XIX в.
В Русско-Турецкую войну 1787-1791 гг был последний реальный случай, когда крупный Кабардинский отряд участвовал в боевых действиях на стороне Российской империи против своих ЗападноЧеркесских соплеменников, поддержавших Османидов - Кабардинцы расчитывали вернуть таким образом анексированные у них после поражения в 1779 г земли к северу от р. Малка (Пятигорье), но когда эта надежда не оправдалась война с Россией вспыхнула с новой силой причем уже под мощным влиянием Мусульманской проповеди (шариатское движение).
Вот как об этом пишет Потто:
"Пятьсот человек кабардинских панцирников прошли горами даже до Суджук-Кале и, рассеяв там турецкий отряд, отбили две медные пушки, которые в качестве трофеев и привезены были в Георгиевск, ставший со времени Текелли резиденцией главных начальников края. Во время этой же экспедиции кабардинцами было освобождено более ста человек русских пленных и взято тридцать черкесских аманатов, которых Текелли немедленно отправил в лагерь светлейшего князя Потемкина, давно желавшего видеть среди своей свиты воинственных представителей кавказских народов.
В походе Текелли кабардинцы в первый раз являются в рядах русских войск, и этот первый опыт увенчался, казалось, полным успехом. Их подвиги были замечены, про них заговорили, особенно после того, как стало известно, что кабардинцы, оставшиеся дома, помогали охранять терские станицы и даже раз под предводительством Горича-младшего напали на чеченцев, возвращавшихся из набега, и отбили у них весь русский полон. Один Текелли, суровый и всегда осмотрительный, не спешил расточать похвал кабардинцам — он не доверял их бескорыстной службе. И он не ошибся. Едва кабардинцам объявили отказ на их домогательства получить обратно земли, отошедшие под русские укрепления, как ревность их охладела, и в следующем году они не только не приняли участия в походе Текелли, но в продолжение его даже несколько раз тревожили Линию набегами. "
Не знаю почему Потто считает что Кабардинцы " в первый раз", но то что в таком формате в последний до конца существования Кабардея (1829 г) это точно.
Кстати братья Горичи (один из них в чине бригадира), столь отличившиеся при штурме Очакова и бывшие кураторами Кабардинских войск в описываемой выше истории, были Кабардинскими уорками по происхождению из фамилии "Бегидовых".
"Подозрения" же Текелли надо все же называть другим словом - он знал изначально что Кабардинцев "кинули" и рано или поздно это всплывет, после чего ни о каких совместных действиях речь уже идти не будет.
Была также не сросшаяся история с Кабардинским ополчением 1812 г...
Что же касается периода 1570-1700 гг то это не редкость, хотя речь в основном идет о Кабардинском Доме Идаридов, а в дальнейшем о его огрызке - княжестве Сунчалеевичах-Черкасских - вассале Московии.
Сообщение отредактировал Gedonist: 04 февраля 2007 - 16:07
#19
Отправлено 04 февраля 2007 - 18:41
1) Бекович-Черкасский к сожалению умер (или погиб) до того как исполнился приговор.
2) Конечно случаев участия черкесов в войне на стороне России было гораздо больше и не всегда они носили только частный характер. Но таких людей было несоизмеримо меньше, чем защитников Родины.
Для примера приведу статью:
ИСТОЧНИКИ О ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ ЗАПАДНЫХ АДЫГОВ
НА РУССКОЙ СЛУЖБЕ В ГОДЫ КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЫ
Целью настоящей статьи стало выявление на основе анализа архивных источников степени и форм участия западных адыгов на стороне России в годы Кавказской войны и отношения к ним власти. Деятельность большинства горцев, связывавших в тот тяжелый и трагический период свою судьбу с Россией, оказалась практически забытой и неизученной. В настоящей статье исследован ряд документов Российского государственного военно-исторического архива, входящих в фонд № 14257 штаба войск Кубанской области, в той его части, которая относится к «горскому отделению». Рассмотрены дела, касающиеся «Анапского горского полуэскадрона» и «Кубанского конно-иррегулярного эскадрона» [1]. Они относятся к военной делопроизводственной документации, и обладают высокой степени информативности. В основном в их число входят послужные списки, характеристики отдельных лиц, составлявшиеся на основе установленных требований, а так же списочный состав воинских подразделений. Кроме этого анализу была подвергнута внутриведомственная переписка, касавшаяся службы горцев. Имена и фамилии адыгов в статье даны в транскрипции документов с целью соблюдения максимальной точности в подходе к материалу.
В первой половине XIX в. имели место факты перехода адыгов на русскую территорию с целью «службы России» и «желания быть российско-поддаными» [2] . Еще до подписания Адрианопольского договора 1829 г. такие случаи были не единичными и этот процесс нашел отражение в архивных данных. В 1823 г. поступил на службу волонтёром, т.е. добровольцем, Шаган Гирей Батоков, «1-й степени уздень черченеевского [бжедугского] племени», ставший проводником в 1829 г. и дослужившийся в 1855 г. до звания штабс-капитана [3]. Подобным же образом в 1824 г. «простой черкес, веры магометанской» Гачук Татаюк «службу начал в экспедициях волонтёром». В начале 40-х г. он получил офицерские звания хорунжего и сотника [4].
Еще одной формой прохождения горцами военной службы являлось прикомандирование черкесов к казачьим полкам, а также направление их офицерами в регулярные армейские полки. Так, в 1858 г. при войсках правого крыла Кавказской линии служили генерал-лейтенант Султан-Азамат Гирей и поручик Абул-Касим Бек Маметов, «офицеры из азиатцев, прикомандированные к казачьим полкам и пешим батальонам Черноморского казачьего войска» [5] поручик Тлостанали Бзаду подпоручик Арслан Гирей Гусаров, корнет Чемгуй Ахедяков, Сельмен Дзанкоз; в Донские казачьи полки были направлены прапорщик Базет Атах, князь Магомет Гирей Дударуков, ротмистр штабс-капитан Исмаил Туко, подпоручики Исмаил Улагай, Гасан Кумкал, корнеты Алибий Дау, Тавшуко Улагай [6]. Ко 2-му Лабинскому казачьему полку был прикомандирован ротмистр князь Магомет Гирей Давлет Наурузов [7]. В 1853 г. в 6-ой пешей черноморской казачий батальон был направлен Ахмет Абрахманов, «из темиргоевских узденей», переведенный уже в следующем году во 2-ой батальон урядником [8].
Запись волонтерами становилась, как правило, первым шагом в служебной карьере молодых горцев, большинство из которых принадлежали к уоркам (или узденям), приравнивавшихся в правах на практике к дворянам и имевшим преимущества в получении званий: «оруженосцы из узденей, как дворяне, производились не в унтер-офицеры, а в юнкера, потом в офицеры» [9]. В 1834 г. в Кавказско-горский полуэскадрон поступил «женеевский ворк» Арслан Гирей Гусаров, зачисленный затем в юнкера, а в 1838 г. переведенный «c производством в корнеты с состоянием по кавалерии при Отдельном Кавказском корпусе» [10]. В 1853 г. он дослужился до звания поручика.
В 1838 г. в Кавказско-горском полуэскадроне начинали службу «натухаевские ворки» Алий Шамокбей [11] и Арслан Гирей Боурен, ставшие в 1842 г. юнкерами, а затем корнетами [12].
В 1844 г. и 1846 г. службу волонтерами в экспедициях начали Тлебехач Ханту и Товшуко Улагай, происходившие «из натухаевских первостепенных узденей» и также в 1852 г. поступившие в Кавказско-горский полуэскадрон [13].
В 1849 г. волонтером стал Сельмен Джанкоз, «из ворков черченеевского племени», в том же году «за отличную усердную службу и хорошее поведение» произведенный в урядники в 1851 г. и переведенный в Кавказско-горский полуэскадрон [14].
Оруженосцем в 1850 г. начал службу в Кавказско-горском полуэскадроне Магомет Абатов, «из убыхских дворян», ставший в 1854 г. корнетом [15].
Но не все из приходивших на русскую службу начинали свой путь сразу с полуэскадрона. Так, Мамбет Емелезюк «из первостепенных узденей», «сын майора», «службу начал в экспедициях против горцев волонтером» в 1844 г. и только в 1852 г. был переведен в Кавказско-горский полуэскадрон, а позже служил в конвое императора Александра II [16].
На основании решения Николая I от 4 июля 1842 г. при Анапской крепости был образован горский полуэскадрон из числа местных натухайцев, шапсугов и абадзехов [17]. В декабре 1852 г. генерал-фельдмаршал князь М.С. Воронцов представил в Военное министерство предложение о переформировании горского полуэскадрона в эскадрон. Его проект был рассмотрен в Департаменте военных поселений уже в феврале 1853 г., а позже этот вопрос выносился на обсуждение военного совета, однако окончательное его решение было отложено в связи с начавшейся Крымской войной. Лишь в 1856 г. Департамент военных поселений вернулся к проекту М.С. Воронцова. С 1847 по 1857 гг. командиром Анапского горского полуэскадрона являлся подполковник Абдрахманов [ногаец]. Военную службу он начал с 1838 г. в лейб-гвардии Кавказском горском полуэскадроне, а закончил свою карьеру в должности пристава Кубанских ногайцев, участвовал в экспедициях против Шамиля и в Крымской войне [18].
В начале 1861 г. полуэскадрон переформировывается в Кубанский конно-иррегулярный эскадрон [19]. Его командиром был назначен ротмистр Безоруков [20], а заместителем командира — подпоручик Магомед Улагай [2-ой]. С осени того же года командиром эскадрона стал подпоручик Гусаров.
По сообщению начальника Натухайского округа командующему войсками Кубанской области генерал-адъютанту графу Н.И. Евдокимову, уже в мае служить в эскадроне изъявили желание прикомандированные к 19-ому Донскому казачьему полку «охотники», или иначе добровольцы из натухайцев Сеин Азоок, Дидух Шисхов, Хацу Балкор, Пезад Хушт, Эбергаш Турк, Гучипс Мелиш, Хазеш Ветах, Тлевехач Бекек, Едаг Бекек, Емпсых Схадахо, Алешес Тайшез, Сташ Бжигатль, Пшемаф Абрег и «всадники», кавалеристы Тугуз Чупако, Цехашиз Мату, Брамзий Натхо, Дзепш Кустан, Селим Хагуб [21]. Все они были молодыми людьми в возрасте от 17 до 29 лет. Тогда же в эскадрон всадниками были зачислен бжедугский князь Гумарг Аджемуков, а также Магомед Гирей Барчёк, Тмбехач Харыто, Хабазыр Кабартай [22], позже на службу попросились «бывший аманат, унтер-офицер из черкес» Кадыр Нехай, вскоре направленный в эскадрон младшим урядником [23] и Хадябрам Гунай и Дзепш Мат [24].
К июлю 1861 г., по сообщению начальника Натухайского округа, в эскадроне насчитывалось 25 всадником и один писарь, причем, по замечанию офицера, «особенных препятствий к этому не встречалось» [25]. ормирование Кубанского конно-иррегулярного эскадрона, в основном было завершено к концу 1861 г. [26]. Источники позволяют проанализировать социальный и этнический состав Кубано-горского эскадрона того периода. В него входили представители основных групп западных адыгов, но, в основном, натухаевцев. По социальному происхождению это были уорки и свободные люди в возрасте 20-35 лет, многие из которых проходили ранее службу в других, не только в горских частях.
В октябре 1861 г. в эскадрон поступили «охотниками» натухаевцы Шокотль Чачух, Сташ Машедясайко, Тугуз Мишок, Хахцук Ацок, Магомет Тхаитль, Хадябрам Гунай, Табурбий Кадроко, Гучипс Хохоз, Докамбумг Харчёк [все имена и фамилии в транскрипции документа - В.М.], и всадником — прикомандированный ранее 19-ому Донскому полку Давнымс Куштан [27]. Все они были лицами незнатного происхождения, людьми «свободного состояния», лишь Харчёк происходил из «горских дворян». Из представителей других этнических групп в документах отмечаются бжедуги.
Анализ послужных списков показывает, что службу многие горцы несли в течение полного её срока. Ставший волонтером в 1823 г. «первой степени уздень керкенеевского племени» Шоган Гирей Батоков в 1855 г. получил звание штабс-капитана [28], служивший с 1834 г. «1-ой степени уздень шапсугского племени» Джембулат Немиров в 1854 г. был произведен в поручики, такое же звание получил 1852 г. «1-й степени уздень хатукаевского племени» Эдик Педисов, начинавший волонтером в 1843 г., а Гусейн Педисов, служивший с 1836г., стал штабс-капитаном в 1853г [29].
Горцам, состоявшим на службе, а также членам их семей устанавливалось государственное содержание. В случае гибели или инвалидности главы семьи, она получала обеспечение. Так, для вдовы поручика Пшекуя Ахеджакова и его сына был установлен «пожизненный пенсион обоим нераздельно» в 300 руб. серебром; вдове поручика Ахмет Гирея, оставшейся с сыном и дочерью, определялась пенсия в 285 руб. серебром, а «простому черкесу Шагосмизу Ергузоку» « за увечье от раны, полученной в деле с горцами», «пожизненно» устанавливалось 20 руб. серебром [30].
Документы показывают, что в течение первой половины XIX в. складывалась преемственность в службе: у многих в армии и горской милиции находились отцы или другие родственники. Так, прапорщик Хан Гирей являлся сыном полковника Султана Сагаф Гирея, «из хамышеевского [бжедугского] племени» [31], Мамбет Емелезсок был сыном майора» [32], в разное время проходили службу выходцы из семей Улагаев, Гусаровых, Педисовых, Абдрахмановых (ногайцы - прим. Savoy).
Участие в военных операциях принимали адыги и не состоявшие на службе, а, значит, не получавшие содержания от государства, но входившие в состав конно-горской сотни. Их действия в условиях военного времени отмечались наградами. К примеру «дворянин темиргоевского племени» Шумаф Тугоруков в 1851 г. был награжден « золотой медалью за усердие для ношения на аннинской ленте, а «2-ой степени уздень хатукаевского племени» Ибрагим Бекереов — золотой и серебряной медалями такого же достоинства [33]; серебряную медаль с надписью «за храбрость» в 1839 г. получил «второй
степени уздень черченеевского племени» Магомет Ивануков, в 1852 г. он же был награжден золотой медалью такого же достоинства на георгиевской ленте [34].
При поощрении в характеристиках распространенной являлась формулировка «за отличие против горцев», что свидетельствует об использовании формирований из местных жителей в боевых действиях. Такие записи имели не состоявшие на службе «простой черкес черченеевского племени» Гаурице Гут, «2-ой степени уздень хамышеевского племени» Уруп Куланов, «1-ой степени уздень бесленеевского племени» Баубек Кодзев, «вольный житель хатукаевского племени» Туган Закошугев, «2-ой степени уздень черченеевского племени» Мешанук Чеказырев, служившие в 50-е гг [35].
В виде наград для горцев были учреждены «знак отличия военного ордена святого Георгия, установленный для мусульман», медаль для ношения на шее с надписью «За службу в собственном конвое государя императора Александра Николаевича», но вместе с этим широко использовались для поощрения и другие ордена и медали, принятые в русской армии.
Многие из проходивших службу горцев имели по нескольку наград. Прапорщик Ахмет Абдрахманов, выходец «из темиргоевских узденей», в 1855 г. был награжден знаком отличия военного ордена святого Георгия, установленным для мусульман», а в 1856 г. получил медаль за защиту Севастополя [36]. Другой адыг, поручик Тлостенали Бзаду в 1834 г. был награжден медалью «За усердие», в 1840 г. — «золотой медалью с надписью «за храбрость», в 1846г. — орденом святой Анны 4-ой степени с надписью «за храбрость» [37].
В начале 50-х гг. XIX в. были поощрены командованием «уздень 2-ой степени хатукаевского племени» Хакер Закорушев; « 1-ой степени уздень бисленеевского племени» Баубек Кодзев, «вольный житель хатукаевского племени» Туган Закошугев и другие [38]. Многие из не состоявших на службе адыгов отмечались с формулировкой: «За отличие против горцев награжден серебряной медалью с надписью за храбрость для ношения в петлице».
Ценность исследуемых документов состоит в том, что они дают достаточно объективную картину условий военного быта и «состояния умов» горцев на русской службе. Наряду с отмеченными фактами добросовестного несения службы встречались и иные проявления. Для иллюстрации этого можно привести следующий эпизод. В документах зафиксирован случай наказания одного из горцев — прапорщика Шумафа Деуказнока, происходившего из «старшин адемиевского племени», и служившего в Кавказско-горском полуэскадроне в 1834 г. Он был «сослан на службу в Донской № 63 полк, расположенный в Финляндии за намерение его перейти на сторону непокорных горцев» [39], при этом отмечалось, что он «в преданности правительству не аттестуется». Обращает на себя внимание весьма легкая форма наказания, не связанная с лишением прав и заключения.
Анализ выявленных документов показывает, что в годы Кавказской войны в разных социальных группах западноадыгского общества существовали тенденции направленные на сотрудничество с Россией, в том числе в военной сфере. Данный процесс к сожалению, не получил широкого распространения, тем не менее стремление к установлению устойчивых контактов, в различных сферах в том числе, и в военном плане имело встречное движение, как со стороны горцев, так и местных и высших властей, что нашло
выражение в формировании и действиях первых горских частей, а также военной службе адыгов за пределами Кавказа.
Золка: портал Зольского района КБР - http://www.zolka.ru
Джегуако: Черкесская (адыгская) история и генеалогия - http://www.djeguako.ru
#20
Отправлено 07 февраля 2007 - 19:49
• X
Абдуль-Хасан Али аль-Масуди (Халифат, 956 г.):
"[Кашаки] племя благоустроенное и подчиненное религии магов. Из описанных нами племен нет ни одного в этих станах народа, в котором можно было бы встретить тип с более светлой кожей и светлым цветом лица и более красивых мужчин и женщин... Ни у одного народа нет стана более стройного, талии более тонкой, бедер и таза более выдающихся и форм более красивых, чем у этого народа... Если народы, говорящие их языком сплотятся, то ни аланы, ни другой какой народ не будут в состоянии ничего предпринять против них. Имя их персидское и означает "гордость"".
• XI
• XII
• XIII
• XIV
• XV
Джорджио Интериано (Италия, 1502 г):
"Зихи по большей части красивы и хорошо сложены, а в Каире можно встретить людей, отличающихся величественной наружностью между мамелюками и эмирами, которые большинство которых... их племени. То же следует сказать об их женщинах... Девушки входят в реку, купаясь нагими на глазах у всех, и тогда можно заметить, что очень многие прекрасно сложены и белы". "Каждый день они бьются с татарами, которые окружают их со всех сторон". "Горстка черкесов обращает в бегство целую толпу скифов, так как черкесы гораздо проворнее и лучше вооружены, лошади у них лучше, да и сами они выказывают больше храбрости". "Вообще у них в обычае гостеприимство и с величайшим радушием принимать каждого".
• XVI
• XVII
Джиованни Лукка (Италия, ?):
"В лесу один черкес обратит в бегство 20 татар..."
Эмиддио Дортелли д'Асколи (Италия,1634):
"Их кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире." "Чиркасы очень вежливы в обращении."
Жан Батист Тавернье (Франция,?):
"Черкесия редставляет собой красивую и хорошую страну с очень разнообразными видами... Эти народы... обладают здоровой кровью, в особенности женщины, которые чрезвычайно красивы, очень хорошо сложены и имеют свежий вид до 45-50 лет..." "Пятигорские женщины очень целомудренны... Считают, что среди них можно встретить красивейших людей в мире..."
Адам Олеарий (Германия?, 30е гг?):
"Женщины у них обыкновенно хорошо сложены, миловидны лицом, белотелы и краснощеки, волосы черные как смоль... Ходят они с открытыми лицами....Они общительны и любезны."
Ян Стрейс (Голландия, 60е гг?):
"У женщин, чему весьма удивляешься, белоснежная кожа и красивые, как бы накрашенные щеки, приветливые, красивые и милые лица, так что в них можно влюбиться. Они большей частью хорошо сложены. Их брови и волосы черные как уголь... Они ходят с непокрытыми лицами... Содержат себя в чистоте и порядке... Я видел много женщин, но нигде не видел таких приветливых, любезных и услужливых в отношении чужеземцев, как здесь. Некоторые из наших принялись играть и шутить с ними, а иногда и вступать с ними в более близкие отношения, что они охотно допускали, смеясь; но тот, кто хотел добиться большего, должен был отступить... "
Николай Витсен (Голландия, 1698 г):
"Черкесы много забавляются танцами и умеют очень красиво танцевать... Невозможно описать прыжки и быстрые изгибы тела, которые они делали..."
• XVIII
Энгельберт Кемпфер (Россия?, ?):
"Женщины приятны лицом, имеют белую кожу и румяные щеки, черные, как смоль, волосы... и сохраняют свою красоту до 50-летнего возраста... Они общительны, приветливы и чистоплотны".
Абри де ла Мотрэ (Франция, 1711 г.):
"Глаза их такого же разреза, и блестящие, как звезды на небе в ту пору, когда ясно и сильно морозит. Их стан не стеснен корсетами, как у наших женщин-христианок, но он свободен и изящен, как у прекрасных статуй Венеры, оставленных нам древними, или некоторых других красавиц, существовавших в действительности." "Гостеприимство - наиболее соблюдаемая статья их религии, или вернее, их религий, потому что у них имеется несколько религий."
А. П. Волынский (Россия, 1721 г.):
"Только одно могу похвалить, что все [кабардинцы] такие войны, каких в здешних странах не обретается, ибо что татар или кумыков тысяча, тут черкесов довольно двухсот."
Иоганн Густав Гербер (Россия, ?):
"Черкесские женщины очень красивые..."
В. В. Долгорукий (Россия, 1730):
"Ежели против дагестанцев с нашей стороны выедут узденей [уорков] 100 человек, то против их не могут стоять ни 300 человек дагестанцев, к тому ж хоть бы наших казаков послать 500 человек, а узденей 100, то дагестанцы больше боятся 100 человек узденей, нежели 500 человек казаков."
Петр Генри Брус (Великобритания,?):
"Женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами... придают им очень красивый вид... Все это вместе взятое с их красивыми всегда открытыми лицами... их хорошее расположение духа и приятная непринужденность в разговоре делают их очень желанными; несмотря на все это они слывут очень целомудренными, хотя редко когда не имеют благоприятного случая..."
Аноним (Россия, 1748):
"И одним словом никакое нерегулярное войско с кабардинцами сравняться не может". "Все владельцы кабардинские один от другого всегда опасаются убийства и для предосторожности от того и по ночам спят в панцирях". "Они ж кабардинцы из разных наций беглецов к себе принимают, и оных, а особливо знатных, без великого принуждения назад головою не выдают."
Джон Кук (Великобритания,?):
"Прежде чем оставить Черкессию, я должен отметить, что они действительно хорошо сложенный, красивый народ. Их женщины все очень красивы и мало среди них, если таковые вообще имеются, носят следы оспы."
Якоб Рейнеггс (?):
"Ни Большая, ни Малая Кабарда не обладает сегодня их древним величием, обе близки сейчас к упадку."
Павел Сергеевич Потемкин (Россия, после 1784):
"Приложив всевозможное старание познать нравы и состояние всех народов в Кавказских горах и вокруг оных обитающих, не пропустил я не пропустил ничего...и... нахожу достойным описать кабардинцев, яко главнейших между всеми народами, занимающими все пространство земли, лежащей у подошвы Кавказских гор, между Каспийским и Черным морем... Кабардинцы между всеми горскими народами, кроме дагестанцев, имеют преимущество, все прочие роды... не только подражают оным в нравах, во всех обычаях, но отчасти от них зависели и платили им дань." "Во многом они уподоблялись древнему Лакедемону... Рыцарство есть предмет славы каждого и роскошь еще не вкралась в сердце сего народа. Один владелец, Хаимурза называемый, сказал, что он хижину свою не променяет на лучший и великолепный дом в Европе:"В больших домах, - говорит он, - стены убраны, но сердце спутано, кажется с домами вместе построены и мысли и сердце, но мы пользуемся свободным воздухом, и я легко переношу хижину свою по всему пространству той земли, где наш народ обращаться властен" А таков образ мыслей и между всеми." "До ста разных народов во всем подражают не токмо во нравах, но в образе жизни, и во образе одежды кабардинцам. А понеже из тех народов под названием чеченцев и кумык, никто не составляет настоящей нации..."
Карл Пейсонель (Франция,?):
"Женщины этой страны самые красивые и обаятельные, может быть, во всем мире; прелесть их внешнего облика и естественная грация очаровывают. Черкесские женщины являются единственными, которые разделяют ложе турецкого султана и татарских князей..."
• XIX
А. П. Ермолов (Россия, 1821):
"Кабардинцы, имея против нас превосходную в доброте конницу, могут быть опасными нашим казакам, паче же донским.”
Э. В. Бриммер (Россия, 1822):
"Сильное племя кабардинцев, которое в прежние времена могло выставить в поле, под начальство своего вали, до 25000 конных, хорошо вооруженных воинов, ныне, после того, как чума 9 лет, с 1804 по 1813 год, ела этот народ, все еще имело довольное народонаселение на плоскости, жившее там в больших аулах".
С. М. Броневский (Россия, 1823 г.):
"В женском поле черкешенки имеют везде бесспорную славу красоты". "Не говоря уже о храбрости, которая может быть оспариваема и другими народами, кабардинцы отличаются особенным возвышением духа и легкостью в обращении между всеми горцами." "Черкесы больше нежели среднего росту, бодры, стройны, в одежде опрятны, толстоту почитают за порок и за следствие невоздержанной жизни. Глаза имеют быстрые и проницательные, волосы темно-русые, физиономию остроумную... Красота женского пола, издревле прославляемая, заслуживает приписываемых ей похвал в полной мере". "Опыты доказали, что бегущий черкес не есть разбитый неприятель и что никакая легкая, ни тяжелая конница не может держаться против конницы черкесской". "Черкесы грубых и ругательных слов не терпят... Кабардинцы всегда наблюдают в обращении между собой вежливость". "Черкесы редко доживают до глубокой старости".
Фредерик Дюбуа де Монпере (Франция, 1823 г):
"Черкесов обычно представляют себе как некое сборище разбойников, дикарей, не имеющих ни веры, ни закона: это мнение ошибочно... Это образец феодальной, рыцарской, средневековой аристократии или героической аристократии в античной Греции."
Генрих Клапрот (Россия,?):
"Их женщины обычно самые красивые на всем Кавказе. Однако я должен заметить, что повсеместное мнение, как будто бы они являются обитательницами турецких сералей (гаремов), является необоснованным, так как черкесы чрезвычайно редко продают своих соплеменников туркам, обычно только украденных рабов... Женщины у черкесов не так ограничены, как у других азиатов."
Петр Симон Паллас (Россия,?):
"Черкешенки известны своей красотой по всему свету, имеют продолговатую голову, правильные и выразительные черты лица, красиво прорезанные, огневые, большей частью черные глаза, которые считают они самым сильным своим оружием, длинные ресницы и немного желто-бурый цвет лица...Нигде нельзя видеть таких стройных и тонких женских фигур... Они отличаются умом, живым воображением, восприимчивы к сильным страстям, любовью к славе и особенно гордятся военной известностью своих мужей... Посредством смешения с красивой черкесской нацией провидение, может быть, хотело омолодить выродившиеся племена."
А. С. Пушкин (Россия, ?):
"Черкесы нас решительно ненавидят. Мы вытеснили их из привольных пастбищ, аулы их разорены, целые племена уничтожены... Кинжал и шашки суть члены их тела... У них убийство - простое телодвижение... Недавно поймали одного мирного черкеса, выстрелившего в солдата. Он оправдывался тем, что ружье его слишком долго было заряжено."
Ф. Торнау (Россия, ?):
"Черкесы составляют лучшую конницу, какую мне встречалось видеть."
Янош Бессе (Венгрия, 1829):
"Они красивы, у них легкие и тонкие фигуры, красивейшие в мире глаза, брови красивого рисунка и длинные ресницы."
Иван Федорович Бларамберг (Россия,?):
"Женщины у них самые красивые на всем Кавказе и всегда пользовались такой репутацией. У них черные глаза, они шатенки, у них греческий нос и маленький рот. У кабардинских женщин кожа на лице белая с легким налетом кармина. Если к этому добавить стройную и гибкую фигуру и маленькие ножки, можно получить представление об образчике черкесской красоты... Необыкновенным является общераспространенное мнение, что черкешенки населяют главным образом гаремы турок, так как черкесы очень редко продают туркам представителей своей нации, разве что это будут украденные рабы... У черкесов женщины не находятся в таком заточении как у других азиатских народов... Что касается черкесских женщин, они, как правило, не лишены ума, у них живое воображение, они способны на большие чувства, тщеславны и гордятся славой своих мужей, добытой в боях. У них мягкие нравы, они любят наряжаться, но весьма ревниво относятся к тому что говорят на их счет, и любят поболтать, когда собираются вместе... Черкесские женщины не только пользуются репутацией изумительно красивых и образцово преданных; они пользуются также важной привилегией, которая вытекает из морального кодекса этого народа; мы хотим сказать об уважении и даже почитании, которое черкесы испытывают по отношению к праву защиты и посредничества, принадлежащему женщинам... Вместе с тем, между лицами одинакового положения считается постыдным отдавать себя под защиту прекрасного пола.".
Эдмунд Спенсер (Великобритания, 1837):
"С первого же момента, когда открылись передо мною черкесские долины, вид страны и населения превзошел самое пылкое мое представление. Вместо пустыни населенной дикарями, я нашел непрерывный ряд обработанных холмов, почти ни одного клочка земли не культивированного, огромные стада коз, лошадей и быков бродили в разных направлениях по колено в траве."
Дж. А. Лонгворт (Великобритания, 1839):
"Большую часть продаваемых за пределы страны женщин составляют представительницы четвертого класса, то есть класса сервов, который... берет свое происхождение от пленных, захваченных в войнах... Если продажа должна состояться, родители... могут уклониться от продажи своих детей, для этого необходимо согласие обеих сторон... Если девушек продают работорговцу, это обычно делается по их собственному согласию и исходя из их честолюбивых намерений, поскольку у них есть перспектива выгодно устроиться в турецких гаремах. Их взгляды в этом отношении вполне сходны со взглядами наших молодых леди, отправляющихся из Англии в Индию; но место их назначения не столь удалено, будучи всего лишь в нескольких днях плавания на судне от их Родины; подобное решение их вовсе не предполагает их постоянную разлуку с подругами; наоборот, это зачастую дает им возможность оказывать им услуги..."
Джеймс Белл (Великобритания, 1841 г.) :
"На основании того, что я видел, я должен рассматривать Черкесов, взятых в массе, как народ наиболее естественно воспитанный, который я когда-либо видел или о котором я что-либо читал". "Мы поднялись вверх по долине через довольно открытый лес, в котором лежали деревни и необыкновенно пышные поля... Затем шел ряд незначительных холмов и ложбинок, которые повсюду были так хорошо возделаны, края полей так чисто и хорошо огорожены, что я мог бы подумать., если бы позволяла окружающая обстановка, что вижу перед собой одно из лучших обработанных полей Йоркшира".
Мориц Вагнер (?, 1848):
"Черкесская знать, т. е. уорки-рыцари, составляют самое большее пятую часть, а по мнению некоторых знающих русских, может быть, только десятую часть многочисленного народа адыгэ... Только эти уорки и еще более знатные представители княжеских домов (пши) могут претендовать с полным правом на далеко распространенную молву о черкесской красоте."
Fr. Bodenstaedt (Вестфалия, 1848):
"Их [Адыгэ] рыцарские чувства, их нравы патриархальной чистоты, их поразительно прекрасные черты ставят их бесспорно на первый ряд свободных народов Кавказа".
Карл Кох (?,?):
"Большая свобода девушек и общительная жизнь молодых людей является причиной того, что браки черкесов непохожи на браки у других восточных народов. Так же как женщина самостоятельна в выборе мужа, так же и молодым людям, по крайней мере молча, разрешается иметь свой голос при выборе будущей супруги... Наряду с любезностью девушки, большое влияние при выборе молодого человека оказывает положение и власть семьи и клана. При этом решающим голосом пользуется и воспитатель... Девушка прежде всего ценит в своем возлюбленном смелость, мужество и рыцарскую натуру... Неестественный обычай женить детей до достижения ими зрелости не встречается у черкесов... У черкесов не распространены браки между родственниками... С давних пор черкесские женщины прославились на всем Востоке своей красотой... "
?, (Россия, 1860):
"В деле кабардинцы молодцы. Я видел их милицию в компании 1855 г., бывшую в составе Александропольского отряда. Своими наездами, своею отчаянною, беззаветной храбростью, они не только не отставали от линейных казаков, но в ночных или неожиданных нападениях они всегда превосходили их."
Карл Маркс (?, ? и 1864 г.):
"Народы Европы, учитесь борьбе за свободу и независимость на героических примерах горцев Кавказа". "Эти два дела: подавление польского восстания и завоевание Кавказа я считаю самыми серьезными европейскими событиями со времени 1815 г."
Hommaire de Hell (Франция, 1868 г.) :
"Храбрость, ум, замечательная красота: природа им дала все, и чем я в особенности восхищалась в их характере - это холодное и благородное достоинство, которое никогда не опровергалось и которое у них сочеталось с чувствами наиболее рыцарскими и с горячей любовью национальной свободы"
П. П. Короленко (Россия, ?):
"Привязанность их к Родине до того была сильна в этом народе, что они нередко, забравшись в какое-нибудь заросшее темное ущелье, там и умирали от холода и голода с винтовкою в руке, чтобы пустить в русского последнюю пулю за свое изгнание... Таких бродячих горцев много было в кавказских горах, где они в конце концов находили себе могилу."
Д. А. Милютин (Россия, ?) :
"В последние годы войны на Кавказе мы должны были держать громадные силы: пехоты 172 батальона регулярных, 13 батальонов и 7 сотен иррегулярных; конницы 20 эскадронов драгун, 52 полка, 5 эскадронов и 13 сотен иррегулярных, 242 полевых орудиях. Общий годовой расход на содержание этих войск достигал 30 млн. рублей."
Владыкин (Россия, 1872):
"Весь берег имел вид совершенно девственной, нетронутой человеком страны. Таким мне показался Адлер с первого взгляда... За 9 лет все так заросло, что трудно было разобрать, где было расчищенное поле и где его не было... Черешневые и вишневые деревья тоже успели уже смешаться с остальным лесом... Кое-где попадались не то могилы, не то следы бывших строений, все поросло колючкой и лесом; мне казалось и чувствовалось, что я хожу по кладбищу храброго и даровитого народа... Заросшие папоротником поляны указывают места бывших горских аулов; на них ни следа каких бы ни было построек: все сожжено и разрушено... Молчаливая и величественная пустыня! Ответь мне где теперь те, которые так недавно населяли твои девственные леса?". "Лучшие земли Закубанского края не вошли в состав горских округов." "Меня мороз продирал по коже при рассказах о подробностях ночных нападений на аулы." "Переехав Кубань, мы опять потянулись ее правым берегом. Резкий контраст представляла эта сторона с видом на только что покинутое Закубанье; там - зеленные луга и черкесские поля, засеянные просом как на своих так и на снятых господских землях... здесь - сырокоричневая степь... В станицах тоже не было никакой зелени... Они не представляли собой ничего отрадного." Кабардинцы принадлежат к черкесскому племени адиге, жившему от Терека до Черного моря, по северному склону гор и плоскости, лежащей на продолжении этого склона - нынешнему Закубанью. Несмотря на то что адыгейцы разделились на множество колен, они все-таки составляли самый сильный народ из всех племен северного Кавказа, а кабардинцы между всеми адиге занимают первое место. Их благородный тип, изящество манер, умение одеваться и держать себя в обществе до того поразительны, что сразу дают возможность отличить кабардинца от всякого другого горца. Разумеется это относиться лишь к высшему, т. е. благородному сословию, а не к холопам... Даже в прежнее время, когда, при наступлении наших войск, их собственные жилища, хлеб и стога пылали в огне, кабардинцы никогда не платили нам тем же; напротив, они всегда являлись лучшими и энергическими деятелями против пожара." "
И. Попко (Россия, 1880):
"Рыцарская Кабарда была законодательницею мод и вкуса для всех воинственных адыгских обществ от Сунжи до Черного моря".
О. В. Маркграф (Россия, 1882):
"Кабардинское или адыгейское племя, еще недавно самое многочисленное и могущественное среди прочих племен Кавказа, всегда производило оружие, седла, уздечки и прочие принадлежности убранства всадника, служащие образцами для других туземцев. Образец седельного набора, занесенный из Кабарды, до сих пор господствует на Северном Кавказе между горским и казачьим населением и называется "кабардинским" или "черкесским"."
Набоков (Россия, 1884):
"...Население [Кабарды] подчинено России силою оружия, после продолжительного и упорного сопротивления, и Правительство в отношении к нему не связано никакими договорами и обещаниями о распространении на высшие его классы преимуществ благородного Российского сословия..."
Я. Абрамов (Россия, 1884 г.):
"Богатейший край опустел... Превосходные нивы и луга, буквально созданные руками человеческими на голых каменных скалах, заросли мелким колючим кустарником и совершенно пропали для культуры."
• XX
П. С. Личков (Россия, 1904 г.):
"Страна [Черкесское побережье], не в пример нынешнему времени, была в то время "обильна млеком и медом". В конце, например тридцатых годов [XIX в], все побережье с прилегающей к нему горной полосой представляло тщательно разработанный оазис... Во всех приморских пунктах, где морские суда могли найти хоть какую-либо защиту от морских ветров, шла оживленная торговля, потому что было что сбывать и было кому приобретать. Но кровавая война изгнала и уничтожила горцев, в корень разрушила их культуру..."
• XXI
Это то что оказалось под рукой.
Здесь слишком много говориться о дамах, но я не стал удалять Прошу Общество меня извинить за эту слабость
Но следующие источники будут более специализированы по военной истории.
]]>http://zihia.narod.ru/alim.htm]]> - статья про Алыджыкуэпша - Пшышхуэ/Великий (Большой) Князь/Король/Царь/Правитель Кабардея в XVII в
]]>http://zihia.borda.r...0000058-000-0-0]]> - перечень походов Крымцев в Кабардей.
]]>http://www.moscow-cr...lebi41.html#42b]]> - "Сообщение о подчиненности беев черкесских государств Кефе" из "Книги путешествия" Эвлия Челеби.
В эпоху Селим-хана Второго Осман-паша, сын Оздемира, в 991 году [1] пошел на Ширван и Шемаху через Черкесстан [2] и подчинил местных беев Кефинскому эйялету, взяв у них заложников. И сам он оставил в залог кабардинскому бею своего сына с рабыней, взял [в жены] девушку из Кабарды и за месяц стал добрым родственником в Черкесстане. С 70-ю тысячами черкесских батыров он завоевал Гянджу и Ширван, Шемаху и Тифлис, Туманис и Демир-капу, Ширван и город Серир-Алани, город Араши и город Ниязабад, и город Шабурни [3] . Короче говоря, он взял 76 великих городов вместе с черкесскими беями и беями падишаха Дагестана. Он сделал Искендер-бея из беев Кабарды пашой Кефе, заселил остров Тамань черкесским народом, и казаки, азовские неверные, потеряли возможность выходить в Черное море. Всего от острова Тамань на восток, на 70 дней пути вплоть до горы Эль-Бурз [4] [располагаются владения] черкесских беев с ежегодным жалованием. Если род Османов идет в поход, они идут в поход с кефинским пашой. Вместо ежегодного жалования они берут одежду и войлок, луки и ружья, порох и свинец, астар [5], парчу и саржу. Они под рукой османцев. Их назначение и отстранение во власти Османов. Если какой-нибудь бей умрет, его место занимает его сын или кто-нибудь достойный из его родственников. Но у них нет бунчука, санджака, байрака и барабана со знаменем. Хотя барабанщики имеются. Со времен Османа-паши, сына Оздемира, они очень послушны и покорны роду Османов.
В 1031 году [6], во время похода на Хотин [7] султана Османа из рода Османов [8], вышеупомянутым черкесским беям кефинские дефтердары прекратили выплачивать жалование. С тех пор они, хотя и не бунтуют, но и не проявляют покорности, службы военной не несут, но иногда приходят к крымским ханам и по некоторым делам обращаются. Однако по доброй памяти это войско Черкесстана без фуража следовало бы содержать. Они не принадлежат к мусульманской, и ни к какой другой вере. Но да сделает Бог их многочисленными, эти горцы обладают прекрасными сердцами. Они не знают, что такое мусульманство, и что такое неверие, однако не препятствуют распространению [мусульманства]. Вот такие это странные люди.
1 991 г.Х. = 1586/87 г. Описываемые события относятся к правлению следующего турецкого султана, Мурада III (1574-1595). Речь идет о турецко-персидской войне 1577-1590 гг., во время которой Османы завоевали Кавказ и получили выход к Каспийскому морю. Осман-паша действительно взял в жены дочь правителя Дагестана.
2 Ширван и Шемаха - города на побережье Каспийского моря, в совр. Азербайджане. Черкесстан - страны, населенные черкесами, т.е. Северный Кавказ, т.к. черкесами называли все кавказские народы.
3 Гянджа - город в совр. Азербайджане. Тифлис - Тбилиси. Туманис - крепость Дманиси в Грузии. Демир-капу - Дербенд. Серир-Алани (Серираллан) - город в Дарьяльском ущелье на Кавказе. Араши, Ниязабад, Шабуран - города в Иране.
4 Эль-Бурз - гора Эльбрус.
5 Астар - коричневая ткань, наматывающаяся на головной убор офицера.
6 1031 г.Х. = 1621/22 г.
7Хотин - город на Украине.
8Осман из рода Османов - турецкий султан Осман III (1618-1622).
]]>http://www.moscow-cr...lebi41.html#43b]]>
Описание каза Кефинского эйялета
Вместе с Кефе каза всего 7. Во-первых, Татский иль, [затем] Балаклава, Судак, Мангуп, Керш, Тамань, Темрюк, Азак. И всего 8 воеводств в этих каза. Налоги с этих воеводств собирает паша. Он ходит в поход с 3 тысячами воинов. А если черкесские беи будут подчиняться древним законам, получится 20 тысяч воинов, да увеличит Бог их число.
]]>http://www.adygi.ru/...ion=show&id=337]]> - Ислам в Черкесии. Религиозный синкретизм
]]>http://www.adygi.ru/...ion=show&id=333]]> - Пережитки христианства в верованиях горцев Северного Кавказа
]]>http://www.adygi.ru/...ion=show&id=347]]> - есть много любопытного по Черкесской истории.
Одной из крупнейших побед Кабардинского Пшышхуэ Аладжыкуэпша была победа на Калмыками в 1644 г. Я попробую разыскать источники о ней.
Пока что:
]]>http://www.vostlit.i...1.phtml?id=1737]]> - причем по этому линку видно что Челеби различает Черкесов и Дагестанцев. В комментариях также сказано:
"В 30-х годах XVII в. калмыки становятся серьезной угрозой для такого крупного центра Нижнего Поволжья, как Астрахань. В 1630 г. Урлюк-тайша бился с ногайцами и русскими стрельцами в двух днях пути от Астрахани. В 1633 г. пришел с большим войском под Астрахань и бился с русскими войсками сын Урлюка Дайчин-тайша. Калмыков привлекали привольные кочевья за Волгой; к тому же они не находили больше на разоренном ими левом берегу достаточно военной добычи, ибо многие ногайские племена, спасаясь от калмыцких набегов, ушли на правый берег. В 1635 г. Дайчин-тайша с 10-тысячным войском приходил под Астрахань и, не встретив достаточного сопротивления со стороны немногочисленного астраханского гарнизона, посылал своих представителей за Волгу с пожеланиями «мира и совета».
С начала 40-х годов, несмотря на противодействие русского правительства, небольшие калмыцкие отряды стали переправляться за Волгу. В 1644 г. Урлюк-тайша с большим войском переправился на правый берег и двинулся в поход на Терский город и Кабарду. Калмыки потерпели жесточайшее поражение, Урлюк был убит. С этого времени кончается период самостоятельности калмыков. Даваемые калмыцкими тайшами присяги на верность русскому царю начинают обеспечиваться с их стороны аманатами (заложниками). Объектами калмыцких набегов становятся уже не союзники, а противники Русского государства, и прежде всего — Крымское ханство.
В 1651 г. в поход на Крым ходил сын Урлюка Лаузан-тайша. В 1657 г. ходил войною под Азов сын Дайчина Мончак-тайша."
Известно что численность войск "Урлюка" составляла 10500 человек с которыми он вступил в бой с Алыджыкуэпшем. По-моему после битвы выжило около 2000 Калмыков потеряв всех лошадей... Я уточню.
]]>http://www.heku.ru/page.php?id=125]]> - В.А. Потто. Кавказская война.
]]>http://www.heku.ru/p...hp?al=alias1744]]> - Ф.Ф. Торнау. Воспоминания кавказского офицера.
]]>http://zihia.narod.ru/tarih.htm]]> - Дж. Лонгворт: "Год среди черкесов", М. Пейсонель: "Исследование торговли на Черном море в 1750—1762 г" и многое другое...
В ветке про Демографию я выложу различные оценки численности Черкесов в XVIII-XIX вв.
Иностранные источники в основном колеблются в районе 2 млн человек, Российские - в разы меньше.
Причина в принятой системе подсчета количества человек на один двор и в том, что практически Черкесия была закрытой страной.
Кроме того Британские авторы (Спенсер и пр.) неоднократно упоминали о жесткой цензуре которая сопровождала все работы по Кавказу начиная с эпохи Екатерины II, в целях представления врага (Черкесов) в образе диких, но малочисленных разрозненных племен без государственности для оправдания "специфических" методов ведения войны, весьма жестоких. В дальнейшем же эти цифры были удобны для замалчивания масштабов "погрома" в 60е гг XIX в.
Тем не менее я постараюсь представить все оценки.
Сообщение отредактировал Gedonist: 08 февраля 2007 - 00:01
Количество пользователей, читающих эту тему: 4
0 пользователей, 4 гостей, 0 анонимных
Total War: WARHAMMER
Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.
Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.
Подробней о Total War: WARHAMMER
Total War: Attila
Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.
Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2
Total War: Rome 2
Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.
Подробней о Total War: Rome II