Флот
#51
Отправлено 13 декабря 2009 - 10:49
#52
Отправлено 13 декабря 2009 - 16:58
Возмём Днепровскую флотилию для начала.
К моменту прихода красных в январе 1919 г. на Днепре не было вооруженных судов, за исключением шести бронекатеров Военного ведомства царской России, построенных в США фирмой «Муллинс и К°» в 1916 г.
Весной 1918 г. бронекатера были захвачены немцами на Днепре и брошены ими там же в ноябре того же года. В марте 1919 г. бронекатера включены в состав Днепровской флотилии.
Бронекатера имели водоизмещение 10 т; длину 9,21 м; ширину 2,47 м; осадку 0,9 м. Один бензиновый мотор развивал мощность 100 л.с. Запас топлива (бензина) составлял 700 литров. Скорость хода достигала 7 узлов. Дальность плавания по течению — 560 миль, против течения — 350 миль. Экипаж катера 7 человек. Катера имели на вооружении по одной 37-мм пушке Гочкиса и по одному 7,62-мм пулемету Максима. Бронекатера имели номера 1, 2, 3, 4, 5 и 17.
Красные военморы были не особенно грамотными и считали, что эти катера построены в Германии в 1915–1917 гг. Так же считали и советские историки, включая С. С. Бережного, вплоть до конца 1980-х годов.
Понятно, что эти шесть бронекатеров были не в состоянии бороться с сотнями больших и малых банд, заполонивших Украину. И вскоре красное командование принимает решение создать флотилию из бронепароходов.
К 21 марта 1919 г. приказом по флотилии был определен следующий судовой состав бригад:
1-я бригада: «Шарлотта» (буксирный пароход), бывшие бронекатера 1, 2, 3, 4, 5;
2-я бригада: «Курьер», «Аполлон» и «Самуил»;
3-я бригада: «Арнольд», «Верный» и «Адмирал».
Что же представляли собой эти грозные речные броненосцы?
Красные в марте ввели в строй наиболее исправные суда Днепровского пароходства.
Буксирный пароход «Верный» был построен в 1897–1898 гг. на заводе Унион Гюсерлен в Кенигсберге и перевезен на Днепр в разобранном виде. Полное водоизмещение его составляло 350 т; длина 56,6 м; ширина 7,2/14,3 м; осадка 1 м. Паровой двигатель мощностью 300 л.с. позволял развивать скорость 10 узлов. Запас угля составлял 60 т. Дальность плавания по течению 2700 миль, против течения — 1600 миль. Время разведения паров нормальное — 8 часов, весной и осенью — 12 часов.
Пароход «Адмирал» построен в 1886 г. в Кенигсберге. Водоизмещение 345 т. Длина 45,7 м; ширина без кожухов колес 6,15 м; осадка 0,8 м. Машина мощностью 200 л.с., скорость хода 7,5 узлов.
Пароход «Арнольд» построен в 1858 г. в Бельгии. Длина 45,04 м; ширина 10,8/5,54 м; осадка 0,9 м. Машина мощностью 170 л.с., скорость хода 10,5 узлов.
Пароход «Аполлон» построен в 1912 г. в Киеве. Длина 43 м; ширина без кожухов колес 5,84 м; осадка 1,06 м. Машина мощностью 180 л.с., скорость хода 7,5 узлов.
Колесный пароход «Курьер» построен в 1885 г. в Германии. Водоизмещение 208 т. Длина 49,5 м; ширина 5,5/9 м; осадка 0,7 м. Машина мощностью 190 л.с. Скорость 7 узлов.
Колесный буксирный пароход «Самуил» построен в 1912 г. в Киеве. Длина 45 м; ширина без колес 5,5 м; осадка 0,9 м. Машина мощностью 200 л.с. Скорость 7 узлов.
Буксирный пароход «Шарлотта» построен в 1914 г. в Варшаве. Длина 31 м; ширина без колес 4,3 м; осадка 0,6 м. Машина мощностью 80 л.с.
Все суда, за исключением «Шарлотты» и бронекатеров, были вооружены двумя полевыми 76-мм пушками обр. 1902 г., а также различным количеством пулеметов и винтовок.
«Броня» состояла из наружной деревянной обшивки из двухдюймовых досок с прокладкой песка в 4–5 дюймов и внутренней стенкой из мягкой стали. Так были «бронированы» рубки и наиболее жизненно важные части корабля: выдающиеся над палубой сухопарники и мотыли от машин.
Подобная защита неудовлетворительно защищала корабли и команды. Она в основном служила убежищем только для пулеметчиков, которые с пулеметами находились за закрытием. Вести же артиллерийский огонь при пулеметном обстреле было нельзя, так как прислуга была совершенно открыта, что часто ставило пароходы в трудное положение. А тяжелое броневое закрытие сильно увеличивало осадку судна.
Интересный момент.
Снабжение флотилии имело любопытный нюанс — с центральными органами Морских Сил Советской республики речная Днепровская флотилия никаких связей не имела. Сухопутное командование особым вниманием флотилию не баловало. А личный состав флотилии уже к апрелю 1919 г. насчитывал свыше 600 человек, которых надо было кормить и одевать. По сему случаю командующий флотилией матрос Андрей Полупанов был вынужден кормить и одевать своих людей «реквизициями», то бишь разбоями.
Вот цитата из работы Морской исторической комиссии, изданной в 1925 г.: «Гражданская война. Боевые действия на морях, речных и озерных системах»: «Личный состав флотилии, совершенно незнакомый с условиями плавания на реке, психологически не воспитанный, не мог подняться выше кустарничества, партизанщины и просто бандитизма, к чему вынуждала не только [334] вся обстановка на Украине, но и сама организация флотилии, которой приходилось «бандитствовать», чтобы не умереть с голоду».
ДАльше.
Позже в состав флотилии были включены:
Колесный товаро-пассажирский пароход «Доротея» был построен в 1916 г. в Киеве. Водоизмещение его составляло 203 т. Длина 39,3 м; ширина 5,6/10,8 м; осадка 0,53 м. Машина мощностью 150 л.с. Скорость 11 узлов. Первоначально был вооружен одной 76-мм пушкой обр. 1902 г., а затем двумя такими пушками.
Колесный буксир «Трактомиров» был построен в 1858 г. в Бельгии на верфи Коккериль. Водоизмещение его 254 т. Длина 36 м; ширина 5,5/10 м; осадка 0,7 м. Машина мощностью 150 л.с. Скорость 9 узлов. Первоначальное вооружение состояло из одной 76-мм пушки обр. 1902 г. 6 октября 1919 г. бронепароход «Трактомиров» был переклассифицирован в канонерскую лодку и переименован в «Горячий». 25 октября 1919 г. разоружен и передан Киевскому Рупводу.
Колесный грузовой пароход «Доктор Макс Мандельштам» был построен в 1910 г. в Киеве. Водоизмещение его 316 т. Длина 56,4 м; ширина 7,2/13,2 м; осадка 1,24 м. Машина мощностью 180 л.с. Скорость 8 узлов. Вооружение: две 107-мм (42-линейные) пушки обр. 1907 г. и пять пулеметов.
Колесный буксирный пароход «Бужин» был построен в 1916 г. на Мальцевском заводе в селе Людиново на Десне. 19 августа 1919 г. был вооружен и зачислен в класс бронепароходов. Водоизмещение 203 т. Длина 35,6 м; ширина без колес 5,4 м; осадка 0,5 м. Машина мощностью 185 л.с. Вооружение: одна 76-мм пушка обр. 1902 г. и четыре пулемета. 6 октября 1919 г. был переклассифицирован в канонерскую лодку и переименован в «Громкий».
Колесный грузовой пароход «Мукомол» был построен в 1915 г. в Киеве. 12 июня 1919 г. зачислен в класс бронепароходов. 25 сентября 1919 г. переименован в «Карл Либкнехт». Водоизмещение 533 т. Длина 61,4 м; ширина 7,2/10,2 м; осадка 0,9 м. Машина мощностью 480 л.с. Скорость 7 узлов. Первоначальное вооружение: две 122-мм (48-линейные) гаубицы и четыре пулемета.
Встречаются еще упоминания о пароходах:
«Атаман»
«Осетр»
«Маруся» - вооружена только пулеметами
Но это скорее всего просто вооруженные пароходы - бронепароходами они не были
Бои с поляками в 1919 г. шли с переменным успехом. Гораздо опаснее был Деникин. Красные войска стремительно отступали. Как писал П. И. Смирнов, автор тома III «Боевых действий...»: — «Флотилию в общем потоке отступления даже не использовали для этой цели, возложив на нее опять роль плавучих батарей, и она, предоставленная сама себе, так и действовала, главным образом поддерживая артогнем те части армии, которые выходили на линию Днепра. Мало того, не был согласован ни в одной части план отхода флотилии с планом армии, что является совершенно недопустимым в ведении войны».
Результатом безграмотного руководства сухопутного начальства стала гибель бронепарохода «Курьер». Он был отрезан белыми у Черкасс и взорван командой у Красной Слободы.
В помощь действующим судам Днепровской флотилии в Киеве на Варшавской верфи лихорадочно шло вооружение новых бронепароходов «Зинаида», «Августина» и «Лебедин».
Колесный грузовой пароход «Зинаида» был построен в 1910 г. в Киеве. В начале августа 1919 г. его зачислили в бронепароходы и назвали «III Интернационал». Водоизмещение его 180 т. Длина 57,6 м; ширина 7,04/11,9 м; осадка 1,2 м. Машина мощностью 180 л.с., скорость 7 узлов. Первоначальное вооружение: две 122-мм гаубицы и четыре пулемета. 6 октября 1919 г. бронепароход «Зинаида» был переклассифицирован в канонерскую лодку и переименован в «Молниеносный».
Колесный грузовой пароход «Августина» был построен в 1908 г. в Киеве. В начале августа он был зачислен в бронепароходы и назван «Стенька Разин». Водоизмещение его 200 т. Длина 57,9 м; ширина 7,903/11,8 м; осадка 1,2 м. Машина мощностью 180 л.с. Скорость 6 узлов. Первоначальное вооружение: две 76-мм пушки обр. 1902 г. и четыре пулемета. 6 октября 1919 г. бронепароход «Августина» был переклассифицирован в канонерскую лодку и переименован в «Мстительный».
Колесный буксирный пароход «Лебедин» был построен в 1916 г. в Киеве, в начале августа зачислен в бронепароходы. Водоизмещение его 177 т. Длина 36 м; ширина 5,54/8,4 м; осадка 0,8 м. Машина [344] мощностью 160 л.с. Скорость 8,5 узлов. Первоначальное вооружение неизвестно. 6 октября 1919 г. бронепароход «Лебедин» был переклассифицирован в канонерскую лодку и переименован в «Мощный».
Белые тоже готовились к речной войне.
27 июня 1919 г. генерал-лейтенант А. И. Деникин подписал приказ № 1317 о создании военной флотилии на Среднем Днепре.
Позже в документации белых эта флотилия числилась то Среднеднепровской, то Верхнеднепровской. Командовать флотилией было приказано капитану 2-го ранга С. В. Лукомскому. Дело в том, что у белых была и Нижнеднепровская флотилия. Ниже Екатеринослава на 68 км по Днепру тянулись пороги. Лишь после постройки Днепрогэса Днепр стал полностью судоходным. А до этого времени, по утверждениям некоторых историков, эти пороги были непроходимы. На самом деле днепровские пороги следует считать условно-проходимыми. В 1696 г. во время второго азовского похода Петра I воевода Не-плюев с 2500 солдат на 42 больших и 46 малых стругах прошел пороги, хотя и с трудом. В 1737 г. из 300 транспортных судов, отправленных из Брянска к армии Миниха, к Очакову дошли только 96. Связано это было не столько с порогами, сколько с общим разгильдяйством: множество судов было брошено за десятки верст не доходя порогов. В 1787 г., во время знаменитого путешествия Екатерины II из Киева до Херсона, прошли без потерь семь галер и [345] несколько транспортных судов. В 1886 г. из Эльбинга на Черное море прошли три 88-тонных миноносца, строившиеся для Черноморского флота на верфи «Шихау». Любопытно, что при прохождении порогов на миноносцы были установлены весла по десять на стороны и наняты гребцы. В последующие годы через пороги регулярно производился сплав леса, а проход судов — периодически, причем в обоих направлениях.
В годы Гражданской войны и белые, и красные командиры флотилий и судов неоднократно отказывались выполнять приказы верховного командования пройти пороги. И те и другие радостно ссылались на времена Миниха, забывая обо всех других случаях прохода судов.
Забегая вперед, скажу, что белые каким-то образом доставили канонерскую лодку «Богатырь» (бывший пароход «Венера») из Донской флотилии в Среднеднепровскую. Это можно было сделать или через пороги, или по железной дороге с частичной разборкой парохода.
К 27 августа 1919 г. в составе белой Среднеднепровской флотилии имелось лишь два вооруженных парохода (вскоре их белые переклассифицировали в канонерские лодки) и две баржи.
К-6 — колесный пароход «Кременчуг», захваченный у красных в Екатеринославе и вооруженный одной 76-мм пушкой обр. 1902 г. и одной 57-мм пушкой Норденфельда. (В других документах он именовался К-18.)
К-8 — пароход «Днепровец», захваченный в Черкассах. Построен в 1915 г. в Киеве. Длина 39,3 м; ширина без колес 4,88 м; [346] осадка 0,75 м. Машина мощностью 55 л.с. Скорость 6 узлов. Белые установили на нем две 76-мм горные пушки обр. 1909 г.
К-5 и К-7 представляли собой несамоходные днепровские баржи, захваченные в Екатеринославе. Одна из этих барж имела имя собственное — «Владимир Святой». Белые установили на них по одной 152/45-мм пушке Кане.
Стоит отметить весьма плохое знание материальной части командованием как красной, так и белой флотилии. И если красным командирам — бывшим матросам и слесарям — это простительно, то господам офицерам так плохо разбираться в собственном оружии... Так, обычные баржи К-5 и К-7 белое командование именовало «болиндерами». Болиндер — это самоходное винтовое десантное судно, несколько десятков которых было построено на Черном море в 1914–1917 гг. Название свое они получили по марке собственного бензинового двигателя «Болиндер». На Днепре никаких болиндеров ни с моторами, ни без них не было. Просто господа офицеры слышали звон, что, мол, на Черноморском флоте какие-то мелкосидящие суда, вооруженные одной 6/45-дюймовой пушкой называют болиндерами, и приляпали это название к обычным деревянным днепровским баржам.
Некоторые историки неправильно повторяют это название.
28 августа 1919 г. Добровольческая армия овладела Киевом. С 5 по 12 сентября на Варшавской верфи в Киеве были вооружены и бронированы четыре парохода.
Колесный буксирный пароход «Жозефина», построенный в 1916 г. в Киеве, был превращен в канонерскую лодку К-28. Длина его 36 м; ширина 5,51/10,5 м; осадка 0,71 м. Машина мощностью 150 л.с. Скорость 7,5 узлов. Вооружение: две 76-мм пушки обр. 1902 г. и два пулемета.
Пароход «Молния» был обращен в канонерскую лодку К-24 и вооружен тремя 76-мм пушками обр. 1902 г. (Интересно, что в других документах Среднеднепровской флотилии индекс К-24 имел пароход «Толстой». Возможно, это одно и то же, а «Толстой» — это старое название «Молнии».)
Колесный буксирный пароход «Сокол» был обращен в канонерскую лодку К-18 и переименован в «Доброволец». Водоизмещение его 155 т. Длина 42,9 м; ширина 4,9/9,1 м; осадка 0,7 м. Машина мощностью 200 л.с. Скорость 7,5 узлов. Вооружение: две 76-мм пушки обр. 1902 г.
Замечу, что по сравнению с броней красных бронекатеров броня белых канонерских лодок была более высокого качества, а почти все 76-мм пушки белые установили на специальных корабельных станках с большими щитами, принятыми на вооружение в Добрармии.
Колесный пароход «Виленский II» был преобразован в «Болиндер». В последующих документах Среднеднепровской флотилии пароход «Виленский» не значится. Скорей всего он получил название К-30. Приказом Деникина от 28 октября 1919 г. «английские 5,2-дюймовые орудия с баржой получили название речной канонерской лодки К-30». Из этой безграмотной фразы следует, что 28 октября 1919 г. в строй введена канонерская лодка К-30, вооруженная 127-мм английской осадной пушкой.
Вслед за Киевом Добрармия 11 октября заняла Чернигов, где было захвачено 9 больших пароходов. В результате к 9 ноября 1919 г. в состав Среднеднепровской флотилии были введены следующие канонерские лодки:
К-29 — бывший пароход «Санитарный № 1», переименованный белыми в «Генерал Корнилов». Длина его составляла 27 м; ширина 7 м; осадка 0,9 м. Машина мощностью 60 л.с. Скорость 5 узлов. Вооружение: одна 76-мм пушка обр. 1902 г. и четыре пулемета;
К-20 — бывший речной товаропассажирский пароход «Некрасов», построенный в 1895 г. в Кенигсберге. Водоизмещение 130 т.
Длина 52 м; ширина без колес 5,23 м; осадка 0,9 м. Машина мощностью 120 л.с. Скорость 6 узлов. Вооружение: две 76-мм пушки обр. 1902 г. и четыре пулемета;
К-27 «Стрелок» — бывший пароход «Белла». Данных по нему найти не удалось;
К-23 — пароход «Днепр», оказался непригодным для боевой службы и приказом от 28 октября 1919 г. (по старому стилю) был исключен из состава Среднеднепровской флотилии и передан в распоряжение заведующего водными перевозками по реке Днепр.
К-22 — пароход «Чернобыль». Данных по нему найти не удалось;
К-25 — пароход «Сильный», единственная канонерская лодка белых, имевшая вместо 76-мм (3-дюймовых) две 75/50-мм корабельные пушки Кане.
Речной колесный буксирный пароход «Батурин» с сентября 1919 г. использовался как штабной корабль, а с ноября был обращен в канонерскую лодку К-19. Длина его 42,9 м; ширина 10,3 м; осадка 1,1 м.
Вернемся к красной Днепровской флотилии. Ее суда даже не стали защищать Киев, а спешно отошли на север. Причем свыше четверти личного состава не явились на корабли, а остались в Киеве в ожидании белых. Береговой отряд моряков Днепровской флотилии отправился из Киева в Гомель, но туда не прибыл, а «совсем исчез неизвестно куда»
Советское руководство срочно решило навести во флотилии порядок. Ее командующий матрос Полупанов был смещен и отправлен «комиссаром для особых поручений при командующем Волжской флотилией». А на Днепр, как в рокировке, 13 сентября 1919 г. был направлен командующий Волжской флотилией Петр Иванович Смирнов. А было тому Петру Ивановичу всего 22 года, по образованию он — недоучившийся студент Петроградского политехнического института. Сей студент, видимо, был в большом фаворе у руководства республики — он везде командует, но обычно очень недолго. С июля 1918 г. Смирнов — начальник штаба Волжской военной флотилии, осенью 1918 г. — командир конного отряда 5-й армии, в январе — марте 1919 г. — комиссар крепости Кронштадт, и, наконец, с апреля 1919 г. — командующий Волжской военной флотилией. Чего только не было «на той единственной гражданской».
В Днепровской флотилии с приходом нового начальства началась большая чистка. Команды судов были заменены на 60–75 процентов. Около 700 человек отправлены в штрафные батальоны за бандитизм и другие преступления.
Наконец, в начале сентября Днепровская флотилия перестала быть «самостийным» соединением, подчинявшимся исключительно сухопутному начальству, а приказом Реввоенсовета за № 1427 была передана в Морское ведомство Советской республики.
Фактически началось создание новой флотилии. Причем большинство судов было переименовано. В составе флотилии было решено иметь два дивизиона.
1-й дивизион литера «М» (8 канонерских лодок) предназначался для действий на южном плесе ниже Киева в летне-осенний период (ввиду предполагавшихся глубокой осадки судов). Канонерки должны были иметь на вооружении: 1-я группа (тяжелые канонерки) — по 130-мм пушке и по четыре пулемета каждая; 2-я группа (легкие канонерки) — по четыре 76-мм пушки обр. 1902 г. на тумбах Сормовского завода (в свое время заказанных Волжской военной флотилией) и по четыре пулемета каждая.
Этот дивизион, состоящий из 8 канонерок по четыре в каждой группе, предназначался главным образом для боя с флотилией противника. В основу был положен опыт Волжских флотилий, как красной, так и колчаковской, условия местности (извилистость реки) и опыт совместных действий с армией.
Условия реки вынуждали вести бой с флотилией противника на близких дистанциях. Поэтому корабль должен был иметь преимущество в количестве артиллерии, скорострельности, живучести пушек, позволявшей выпускать большое количество снарядов. Возможность боя одновременно с флотилией и береговыми батареями, а также сравнительная узость реки, не допускавшего другого, кроме кильватерной колонны, строя, требовала вооружения группы судов дальнобойной артиллерией, которая могла бы стрелять сзади через головы передних кораблей.
В 1-й дивизион вошли четыре легкие канонерки (бывшие колесные буксирные пароходы), вооруженные четырьмя 76-мм пушками обр. 1902 г. на тубовых установках: «Малый» (бывший пароход «Триполье»), «Меткий» (бывший пароход «Черкассы»), «Молодецкий» («Любеч») и «Мудрый» («Канев»); а также три тяжелые канонерские лодки, вооруженные двумя 130/55-мм корабельными орудиями каждая: «Молниеносный» (бывший «Зинаида», бывший «III Интернационал»), «Мстительный» (бывший «Августина», бывший «Стенька Разин») и «Мощный» (бывший «Лебедин»).
На судах дивизиона крепления под пушки были сделаны деревянными по двум причинам. Во-первых, из-за отсутствия соответствующей [350] стали и мастерских, способных изготовить стальные крепления, а во-вторых, из-за ветхости корпусов, которые могли не выдержать отдачу пушек в случае жестких металлических креплений.
Кроме того, орудия приходилось ставить как можно выше над палубой, чтобы увеличить горизонт у наводчиков, так как долина Днепра покрыта кустарником, а река, как уже говорилось, извилиста.
Кругом орудия и рубки ставилась броня для укрытия прислуги и лоцманов, а также щиты вокруг пулеметов, стоявших на треножниках с углом возвышения 90°. Из-за отсутствия хорошей стали броню приходилось делать из мягкой 10-мм стали, которая не пробивалась пулей со 100 саженей (213 м) по нормали и в упор при угле падения 15° от нормали. Дополнительно для усиления защиты судна вдоль бортов укладывались штабеля дров. Применять песок для этой цели было нельзя, поскольку от веса осадка увеличилась бы настолько, что в летнее время вообще бы не позволила использовать канонерку.
От установки зенитных пушек пришлось отказаться из-за отсутствия таковых в центре. Это отрицательно сказалось в летних операциях 1920 г. Аэропушки все же были установлены, но с большим опозданием. [351]
2-й дивизион имел литеру «Г» — все его восемь канонерок начинались с этой буквы.
Четыре легкие канонерки этого дивизиона были вооружены двумя 76-мм пушками обр. 1902 г. каждая и четырьмя пулеметами. Канонерки получили названия: «Геройский» (бывший «Аполлон»), «Грозный» (бывший «Арнольд»), «Горячий» (бывший «Трактомиров») и «Громкий» (бывший «Бужин»).
Четыре канонерки 2-го дивизиона были вооружены разнородной артиллерией из-за отсутствия 130/55-мм пушек. Каждая канонерка имела по четыре пулемета. «Грозящий» (бывший «Мандельштам») нес две 107-мм полевые пушки обр. 1910 г. «Гордый» (бывший «Адмирал») и «Громовой» (бывший «Мукомол», бывший «Карл Либкнехт») имели по две 122-мм гаубицы, а «Гневный» (бывший «Верный») был вооружен двумя 120-мм пушками{175}.
Во 2-м дивизионе подкрепления под пушки делались также деревянными. Броня ставилась однотипно с канонерками 1-го дивизиона. Для увеличения угла возвышения у армейских пушек был применен весьма остроумный способ установки банкетов (подставок под орудийные тумбы), заимствованный у деникинской флотилии, на которой пушки крепились за скобы, пропущенные под палубу.
Кроме канонерок было вооружено шесть сторожевых судов: «Коршун», «Кречет», «Ястреб», «Беркут», «Сокол» и «Орел». Их вооружили одной или двумя 47-мм пушками и одним пулеметом [352] каждое. Эти маленькие суда почти без бронирования предназначались как для разведки, так и для охраны тыла и действий на притоках Днепра.
Минный дивизион состоял из базы и четырех тральщиков-заградителей «Патрон», «Мина», «Запал» и «Трал», вооруженных одной 37-мм пушкой и одним пулеметом каждый и принимавших по 15 речных мин типа «Р» — «Рыбка». (На Днепр были присланы мины типа «С», но они оказались непригодными, так как наименьшее углубление, на котором они начинали действовать, составляло 5,5 четверти (около метра), то есть было значительно больше наибольшего углубления судов.)
Осадка судов минного дивизиона (так же как и сторожевых судов) составляла 10 вершков (0,45 м), поэтому тральщики-заградители, когда им не было работы по специальности, часто использовались [353] как сторожевые суда и разведчики. Тралы были самодельные из стального троса на стеклянных шарах, заводить такие тралы часто приходилось со шлюпок или с берега. Предполагалось вооружить две баржи 152-мм пушками (по одной на баржу), но орудия эти отправили на Черное море, и затея эта осталась неосуществленной.
Бронекатера, входившие в состав старой Днепровской флотилии, не могли быть использованы, так как из-за отсутствия запчастей и хорошего топлива их моторы не желали работать.
И женского рода все как одна: красавицы, лошади, власть и война... (Редьярд Киплинг)
Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков (Вольтер)
И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков (Михаил Шолохов)
#53
Отправлено 13 декабря 2009 - 19:12
*Некоторые речные пароходы вооружались трехдюймовой артиллерией и пулеметами, а на большие баржи с дизелями были поставлены морские шестидюймовые орудия, которые были сняты с кораблей.
Военные базы: поскольку у нас имеется 3 вида портов, то предлагаю разделить список юнитов, возможных для постройки (правда будет длиться она долго, поэтому корабли беречь надо, ибо потеря одного ведет к существенному ослаблению ваших морских (речных) сил).
1. Рыболовецкий порт: Вооруженный буксир, Вспомогательное судно
2. Торговый порт: Вооруженный буксир, Вспомогательное судно, Плавучая батарея, ледокол (на северных верфях)
3. Военный порт: Вооруженный буксир (1 месяц), Бронекатер (3 месяца), Вспомогательное судно (1- 2 месяца), Плавучая батарея (2-4 месяца), ледокол (на северных верфях) (1 год), миноносец (6 месяцев), монитор (1 год), канонерская лодка (1.5 года), сторожевой корабль (1.5 года)
#54
Отправлено 03 января 2010 - 18:45
Спасибо за книжку, почитал, сравнил, для игровых реалий вывел, пока что, такие юниты:
1. Вооруженный пароход
1.две 76-мм горные пушки, 6 пулеметов
2. две 75/50-мм пушки Кане, одна 47-мм пушка Гочкиса, 6 пулеметов
2. монитор
1. 3 120 –мм орудия, 5 37-мм орудий, 2 20-мм орудия, 4 12,7-мм пулемета
2. 2 120 –мм орудия, 2 37-мм орудия, 1 7,62-мм пулемет
3. сторожевой корабль - вооружение три 47-мм пушки, 2 пулемета
4. миноносец – вооружение 76-мм пушка и три 47-мм пушки
5. Ледокол вооружен двумя 76-мм пушками обр. 1902 г. и двумя 122-мм гаубицами6. плавучая батарея вооружена
1. четырьмя 130/35-мм пушками и восемью пулеметами
2. морскими шестидюймовыми орудиями и пулеметами
7. буксир - на носу была установлена одна 75/50-мм пушка, а на корме — одна 102/60-мм пушка. Кроме того, имелось 9 пулеметов.
8. бронекатер
1. 47-мм пушка Гочкиса + 2 пулемета
2. 47-мм пушка Гочкиса + 109-мм горная + 2 пулемета
9. Вспомогательный пароход (транспорт- аналог корабля ост-индской компании) - вооружение одной 47-мм пушкой на носу и двумя пулеметами.
10. Крейсер (бывший танкер) – 2 120-мм орудия, 2 100-мм орудия - насчет ввода этого юнита не уверен, но подобные суда существовали.
Сообщение отредактировал историк: 03 января 2010 - 21:16
#55
Отправлено 03 января 2010 - 18:49
Кстати нужно будет сделать национальные отличия в постройке данного типа судов.
Сообщение отредактировал Scipio: 03 января 2010 - 18:51
Хто там імчыцца: зубр ці конь?
На ўсіх жывых наводзіць жах
След ваўкалака ў чаратах.
--------------------------------------------------------
Единственное на чем держится этот мир - тяжёлый труд и дисциплина.
#56
Отправлено 03 января 2010 - 19:01
Линкоры и другие крупные морские корабли - увы, но нет, дистансция боя у них высока, а поле боя невелико, выше движка не прыгнешь. Но, думаю, речных, озерных и прибрежных морских боев должно быть достаточно.историк Будут ли попытки реализовать линкоры на море?
Кстати нужно будет сделать национальные отличия в постройке данного типа судов.
Нац. отличия будут, но преймущественно внешние, ибо зачем городить огромное кол-во моделей судов, все же они вспомогательную роль в моде играют.
Делай, что должно, и будь, что будет...
#57
Отправлено 03 января 2010 - 19:02
Обидно блин. Как раз время плавучих крепостей.Линкоры и другие крупные морские корабли - увы, но нет, дистансция боя у них высока, а поле боя невелико, выше движка не прыгнешь. Но, думаю, речных, озерных и прибрежных морских боев должно быть достаточно.Нац. отличия будут, но преймущественно внешние, ибо зачем городить огромное кол-во моделей судов, все же они вспомогательную роль в моде играют.
Даўно патух зары агонь.
Хто там імчыцца: зубр ці конь?
На ўсіх жывых наводзіць жах
След ваўкалака ў чаратах.
--------------------------------------------------------
Единственное на чем держится этот мир - тяжёлый труд и дисциплина.
#58
Отправлено 03 января 2010 - 19:55
А как же вооруженные пароходы и броне пароходы? Ведь они были самыми распространенными
И женского рода все как одна: красавицы, лошади, власть и война... (Редьярд Киплинг)
Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков (Вольтер)
И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков (Михаил Шолохов)
#59
Отправлено 03 января 2010 - 20:19
Судя по книге, канонерские лодки и были бывшими пароходами, соответственно их вооружали, иногда была и броня, но редко.историк,
А как же вооруженные пароходы и броне пароходы? Ведь они были самыми распространенными
Делай, что должно, и будь, что будет...
#60
Отправлено 03 января 2010 - 21:12
НЕ всегда их так называли. И все-таки бронепароход, вооруженный пароход имхо лучше отражает авральность и изначальную гражданскую направленность этих судов, чем канонерка
И женского рода все как одна: красавицы, лошади, власть и война... (Редьярд Киплинг)
Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков (Вольтер)
И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков (Михаил Шолохов)
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных
Total War: WARHAMMER
Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.
Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.
Подробней о Total War: WARHAMMER
Total War: Attila
Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.
Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2
Total War: Rome 2
Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.
Подробней о Total War: Rome II