Флотилия X-го года.
В 1801 году министр флота Пьер-Александр Фарфэ на встрече с первым консулом Французской республики Бонапартом сказал, что последнее время одержим идеей постройки большого количества канонерских лодок и прамов – «москитного флота», который бы позволил Франции контролировать Ла-Манш. «Надо отказаться от старых способов войны на море и произвести революцию в этом деле. Давайте насытим Канал мелкими кораблями, и вы сможете его пересечь с июле или августе, когда стоит ясная спокойная погода», - говорил министр.
Мысль запала в душу Бонапарта, он решил посоветоваться с высшими морскими офицерами, прежде всего с адмиралами Брюи, Лятуш-Тревилем и Вильневым. Однако все адмиралы выступили резко против подобного строительства. Например Брюи прямо сказал: «Давайте воздержимся от реализации подобных идей. Мы не испугаем англичан такими мнимыми угрозами. Создание «москитного» флота – бесполезная затея, отнимающая деньги и ресурсы от обычного флота». Однако первый консул закусил удила и уже все решил. В середине 1802 года Бонапарт пишет: «Для высадки в Англии потребуется 120000 человек, 10000 лошадей, артиллерия и припасы. Для перевозки нужно 2000 судов, которые надо построить.» Местом строительства был выбран порт Булонь-Сюр-Мер.
Надо сказать, что построенная в 1801 году Булонская флотилия из 28 сторожевых шлюпов и 193 кораблей всех типов к этому времени уже почти сгнила – осталось только 27 кораблей, которые в начале 1803 года были пущены на слом. 11 марта выходит ордонанс о строительстве флотилий в Дюнкерке и Шербуре; 24 мая – указ о создании гигантского «москитного» флота в Булони. Газеты умело раздувают истерию – победа над давним врагом – англичанами – уже близка! Чем быстрее мы построим транспортный флот – тем быстрее победим ненавистных британцев!
Один за одним идут подарки от купеческих общин Парижа и Лиона, Бреста и Бордо, Руана и Марселя. Созданы специальные расчетные счета, куда любой гражданин может пожертвовать деньги. Но и сложности начала строительства велики – в Булони собирают 3000 корабельных мастеров, собранных со всех уголков Франции. Бонапарт 22 августа издает вердикт, согласно которому надо построить 12 дивизионов канонерок(по 27 канонерок в каждом), 16 дивизионов вспомогательных крейсеров (по 27 малых артиллерийских судов), 4 дивизиона приватиров (по 28 вооруженных рыболовных судов), 60 прамов) - всего 2008 единиц флотилии. Параметры кораблей следующие:
Канонерки
длина 25 м
ширина 5.6 м.
осадка - 2 м.
три 24-фунтовых орудия
Экипаж - 22 моряка
Могла брать до 110 солдат.
Всего было построено 130 таких судов.
Кроме того, было построено около 400 несамоходных барж примерно с такими же характеристиками.
Малые артиллерийские суда
Длина 20м
Ширина 4 м.
Осадка 1.5 м.
Одно 24-фунтовое орудие
6 моряков
Могло загрузиться 100 солдат
Построено 350 штук
Прам
Длина 36 м
Ширина 8.5 м
Осадка 25.5 м
двенадцать 24-фунтовок
138 человек экипажа.
Мог увезти 12 орудий или 50 лошадей.
Конструктивно переутежелен, поэтому обладал паршивой остойчивостью и мореходностью.
20 штук.
Строительство распределено между портами Булонь, Кале, Дюнкерк, Остенде, Этап, Вимерье и Амблетьез. Силы, запланированные для высадки в Англии были скорректированы – 160920 человек и 8745 лошадей.
Подобное количество кораблей вместе вооруженными рыболовными судами потребовало большого количества моряков – от 16 до 20 тысяч человек, тогда как в штатах флота Франции общая численность матросов была 30 тысяч человек. На флотилию отбирали лучших моряков – это позже сказалось на результатах столкновения регулярных эскадр Франции с англичанами.
Кроме того – большая часть морской пехоты была перемещена в порты постройки – создание такого количества судов требовало защиты верфей от возможных набегов англичан. А то, что британцы вполне решатся на подобные акции, продемонстрировали действия эскадры адмирала Нельсона в 1801 году.
Отвественными за создание и подготовку операции назначаются лучшие адмиралы - Луи Рене Лятуш-Тревиль и Франсуа-Поль де Брюи. Последний прибыл в Булонь в июле 1803 года, где развил активную деятельность по созданию кораблей и экипажей. Он разрабатывал инструкции по погрузке и выгрузке, в глубине гавани проводились постоянные учения по высадке десанта (в июле 1805 года благодаря постоянным учениям погрузка и разгрузка со штатной канонерки длятся не более 2 часов), попутно строились казармы для моряков и солдат.
Однако 19 августа 1804 года умер Лятуш-Тревиль. В марте 1805-го года – Брюи. Словно какой-то рок висел над французскими начинаниями на море. Бонапарт однако не пал духом, а решил, что подготовка к форсированию Ла-Манша сродни форсированию большой реки.
С другой стороны Ла-Манша внимательно следили за французскими приготовлениями. Англичане, обеспокоенные грандиозным строительством, создали вдоль своих берегов серию сигнальных постов, а так же мобилизовали около 50 тысяч ополченцев, которые активно готовились к отражению вторжения. 100 000 матросов береговых служб и торгового флота были так же завербованы в армию. В случае высадки англичане предполагали отступать вглубь страны, используя тактику выжженной земли. Например при высадке французов в Эссексе предполагалось открыть шлюзы и полностью затопить все графство. Все верфи и арсеналы были подготовлены к вывозу и сожжению.
Эти меры доказывают, что Бонапарт, рассчитывавший на легкую прогулку по Англии, глубоко ошибался.
После поражения у Трафальгара Наполеон отказался от высадки. Булонская армия была переброшена в Германию, а суда флотилии частью сгнили, а частью были уничтожены англичанами.
Затея обошлась Франции в 47 миллионов ливров, собранных по подписке, а так же в 400 миллионов ливров государственных средств.
Французские исследователи истории военного флота, такие как капитан первого ранга Мюрассиоль (Muracciole J., «LES OPERATIONS NAVALES DE 1805 ET LA BATAILLE DE TRAFALGAR», Fondation Napoleon, Paris, 1973. ), адмирал Дюпон, член морской академии Филипп Массон (Masson Ph., «NAPOLEON ET L'ANGLETERRE. NAPOLEON CONTRE LA MARINE ANGLAISE (1797-1805)», Fondation Napoleon, Paris, 1973. ), считают, что таким образом Наполеон проявил недальновидность. Погубив флот, лишив его должного финансирования, он тем самым без поддержки с моря обрёк планируемую высадку в Англии на неудачу. А после гибели флота, оказался в морской блокаде, вынужденно объявив о блокаде «континентальной», которая не дала практически ничего, зато вынудила континентальные державы, зависимые от английской торговли к противостоянию с Францией.
Кроме того, успех десанта в Англию этим исследователям кажется весьма сомнительным, т.к. в ней основной упор делался на кратковременное установление господства над Ла-Маншем. Далее предполагалось, что французская армия не встретит сопротивления. Однако, в случае, если бы она его всё-таки встретила, а, скорее всего англичане бы стали сопротивляться, французская армия оказывалась в чужой стране отрезанной от континента и лишенной снабжения.
Практически тоже произошло с Наполеоном в Египте и России.
Сообщение отредактировал dim_susami: 26 сентября 2009 - 17:50