'Click here to open new window';}" onmouseover="if(this.resized) this.style.cursor='hand';" onclick="if(this.resized) {window.open('http://totalwar.fun/board/style_images/to_u.gif');}" />
Почему, хотя анафема сохраняется в нашей Святой Церкви, ныне чин анафематствования в Неделю Православия остается отмененным и не соблюдается? Да, от Церкви были отлучены в последние 15 лет такие еретики и хулители, как например, Филарет, лжепатриарх украинский, а также Глеб Якунин. Но почему чин-то отменен? В советское время это можно было объяснить тем, что анафематствовать пришлось бы многих из властей предержащих. Может быть, и ныне действует та же причина? Но ведь совершенно очевидно, что анафема содействует единству Церкви. Может ли быть она восстановлена в ближайшие годы?
Отвечает священник Михаил Воробьев, настоятель храма
в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Вольска
Греческое слово «анафема» первоначально означало всякое посвященное божеству. В греческом тексте Ветхого Завета слово «анафема» является переводом еврейского слова «херем», что означает «находящееся под заклятием», нечто бесповоротно и нерушимо отданное в собственность Господу. В Ветхом Завете анафема (херем) означала изъятие какого-либо объекта из области существования. Люди, бывшие под анафемой, должны были умереть; города, находившиеся под заклятием, предавались огню вместе со всем, что в них было живого; скот, земля и всякого рода иная собственность, бывшие под заклятием, считались принадлежащими святыне, то есть Храму.
В Новом Завете «анафема» употребляется в значении отлучения от Церкви. Это не означает непременного проклятия или осуждения на вечную гибель. Анафематствуя еретика или преступника против правил христианской нравственности (например, Иван Мазепа или Гришка Отрепьев не были еретиками, но были предателями, новыми Иудами, преступниками против основных принципов христианской морали), Церковь отказывалась молиться о прощении их грехов и отдавала их судьбу на Суд Божий.
Церковь неоднократно анафематствовала различных еретиков, например Ария, Македония, Нестория, Евтихия, Феодоа Мопсуэстийского и других. Предание анафеме (отлучению от Церкви) еретиков появляется в 9-м веке чинопоследовании Торжества Православия, которое неоднократно меняло свой вид.
В России чин Православия утвердился в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен «русских еретиков». В анафематствованиях, входящих в это чинопоследование, перечислялись (не поименно) еретики, отрицающие основные принципы православного вероучения, и поименно назывались некоторые из них. Анафематизмы, которые считались равносильными отлучению от Церкви, не допускали употребление имен, данных при Крещении. Поэтому в России пели анафему Гришке (но не Григорию) Отрепьеву, Тимошке (но не Тимофею) Акундинову, Стеньке (но не Стефану) Разину, Ивашке (но не Иоанну) Мазепе, Емельке (но не Емелиану) Пугачеву. В 17 веке в синодик предаваемых анафеме в Неделю Торжества Православия лиц вошли протопоп Аввакум и другие активные деятели старообрядчества. Количество анафематствований достигло 20, а число произносимых имен доходило до 4-х тысяч.
Вопреки вымыслу популярного в 20-м столетии писателя А.И. Куприна, ни в одном православном храме России не пели анафемы великому русскому писателю Льву Толстому. Его отлучение от Церкви было совершено исключительно решением Правительствующего Синода и являлось единовременным священнодействием Церкви. Таким же образом в недалеком прошлом было совершено отлучение от Церкви Михаила Антоновича Денисенко (бывшего митрополита Киевского Филарета) и Глеба Якунина (бывшего священника Московского Патриархата).
Чинопоследование Торжества Православия неоднократно изменялось. В Русской Православной Церкви такие изменения происходили в 1767, 1801, 1869 годах. При этом поименное перечисление преданных анафеме сокращалось, а затем было исключено полностью. Причина этого состоит в следующем. В оставшихся (самых древних) анафематизмах перечислялись ереси и нравственные преступления, которые несовместимы с пребыванием в Церкви. Употребление каких-то конкретных имен после такого общего анафематствования становится излишним. В противном случае было бы непонятно, почему, например, Ивашка Мазепа предается анафеме, а господин N, повинный в том же преступлении нет.
Это не меняет сути анафематствования. Большевики и их пособники, преданные анафеме не поименно Патриархом Тихоном в 1918 и 1922 годах, по сей день остаются вне Церкви.
Последняя дореволюционная редакция чина Торжества Православия включала в себя следующие 12 анафеметизмов:
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, яко мир сей есть самобытен и вся в нем без промысла Божия и по случаю бывает: анафема.
Глаголющим Бога не быти дух, но плоть; или не быти Его праведна, милосерда, премудра, всеведуща и подобная хуления произносящим: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Сын Божий не единосущный и не равночестный Отцу, такожде и Дух Святый, и исповедающим Отца, и Сына, и Святаго Духа не единого быти Бога: анафема.
Безумне глаголющим, яко не нужно быти ко спасению нашему и ко очищению грехов пришествие в мир Сына Божия во плоти, и Его вольное страдание, смерть и воскресение: анафема.
Неприемлющим благодати искупления Евангелием проповеданного, яко единственного нашего ко оправданию пред Богом средства: анафема.
Дерзающим глаголати, яко Пречистая Дева Мария не бысть прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева: анафема.
Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению, и утверди сие чудесами, и ныне в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет их на всякую истину: анафема.
Отмещущим бессмертие души, кончину века, суд будущий и воздаяние вечное за добродетели на небесех, а за грехи осуждение: анафема.
Отмещущим все таинства святая, Церковью Христовою содержимая: анафема.
Отвергающим соборы святых Отец и их предания, Божественному Откровению согласная, и Православно-Кафолическою Церковью благочестно хранимая: анафема.
Помышляющим, яко православнии Государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению и при помазании на царство дарования Духа Святаго к прохождению великого сего звания на них не изливаются: и тако дерзающим против их на бунт и измену: анафема.
Ругающим и хулящим святыя иконы, ихже Святая Церковь к воспоминанию дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения взирающих на оныя ко благочестию, и ко оных подражанию приемлет, и глаголющим оныя быти идолы: анафема.
В советское время анафематствования даже общего характера были исключены из чина Торжества Православия. В настоящее время прежний чин возвращается в богослужебный уклад Церкви.
Как известно, Мазепу, по приказу Петра I, предали анафеме. За то, что тот его предал
Что-то я в числе 12 анафеметизмов не нашел политической измены.