Дромоны: византийский и североевропейский
Первое упоминание о дромоне встречается в жизнеописании короля остготов (540-е гг. н.э.).

Русская боевая лодья (ладья)
Восточные славяне стали совершать свои плавания по Черному и Средиземному морям уже в VI-VIII веках.

Ганзейский когг
Когги – основной тип судов Ганзейского союза. Это высокобортное, палубное, одномачтовое судно с мощным набором корпуса.

Датский военный корабль
Приблизительно на таком корабле, принц Датский, по замыслу Клавдия, должен был плыть из Эльсинора в Англию.

Гокштадский корабль (дракар)Викинги нежно называли свои корабли "конями дороги китов".

Корабль Вильгельма Завоевателя (дракар)

Корабль Ричарда III
Постройка корабля относится к началу XV века, подробное изображение его дается по личной печати короля.

Норманнский шнеккер
Термин "шнека" впервые встречается в новгородской летописи 1284 года.

ТОРГОВЫЕ И ДВУХЦЕЛЕВЫЕ СУДА
Средиземноморское судно
Когда в начале X века викинги вторглись в Средиземное море, они с удивлением обнаружили, что местные суда вместо привычных глазу северянина рейковых парусов несли треугольные косые.

Венецианские нефы (навы)
Судно не отличалось изяществом архитектрных форм. Крутобокий, довольно неуклюжий корабль в своем первоначальном, "классическом" варианте имел две мачты и латинское парусное вооружение. Громоздкий ахтеркастль был богато отделан резьбой. Судно имело один люк в палубе и вырез в борту для погрузки товаров непосредственно на твиндек – межпалубное пространство.

Генуэзский торговый корабль
Изображенный на рисунке торговый корабль относится к классу каботажных судов XIV века.
Ахтеркастль и форкастль выполнены в форме открытых платформ, огражденных ярусным, орнаментированным фальшбортом. Через прорези кормовой платформы, выступающей на 0,8 м над основной линией корпуса, проведена пара массивных рулевых весел. На единственном грузовом люке часто крепилась разъездная шлюпка.

Новгородское судно
После выхода Новгородской земли из состава Киевской Руси (1136) в бассейне озера Ильмень образовалась самостоятельная феодальная республика. Ее столица "Господин Великий Новгород", находясь на стыке торговых путей "из варяг в греки" и Волжского, стал одним из важных пунктов внешней торговли и самобытного судостроения на Руси. Торговые связи Новгорода распространились от Фландрии и городов торгово-политического союза Ганзы (в который входил и Новгород) до Астрахани и Константинополя. По этим путям уже в XIII веке ходили прочные мореходные палубные парусные новгородские бусы, ушкуи, шитики и другие суда, которые могли взять в свои трюмы до 6-6,5 тысячи пудов груза, то есть около 100 т (по некоторым источникам - до 200 т грузов). Судостроители древнего Новгорода использовали довольно совершенные для своего времени орудия труда: топоры, долота, сверла, скобеля, тесла. Из местных руд "варили" железо, широко применяли металлические крепления. Длина новгородского судна около 20 м, ширина 4,5-5,5 м, осадка 2 м. На съемной мачте поднимался один прямой парус площадью 70-80 кв. м, орнаментированный стилизованным крестом. В случае безветрия использовались весла. Судно вмещало 25-30 человек экипажа и 15-20 воинов.

Норманнский кнорр
Кроме боевых судов, мореходы Скандинавии и Северной Европы применяли грузовые суда – кнорры (Knarr, тж. Hafskip). Это было вызвано необходимостью перевозки большого количества снаряжения и лошадей. Грузоподьемность кнорра оценивают в 30 т, что вполне неплохо. В XIII веке произошло еще одно коренное изменение в конструкции судов – появился кормовой руль.

Французский торговый корабль
Суда этого типа называли нефы (Nef, Nave), бузы (Buza), килсы (Ceeles), хулки (Hulk). Отличительным внешним признаком нефов являются округленные в носовой части и прямые в корме высоко поднятые штевни. Речь идет о судах с одной мачтой. Применение навесного руля позволило уверенно использовать боковые ветры. Этому помогало увеличение осадки и грузоподъемности судна.
На судах появились бушприт, ванты с выбленками, якорь, по форме приближающийся к адмиралтейскому. Грузоподъемность такого корабля немного превышала 200 т. Галс-клампы , облицованные прочным деревом, служили для проводки галсов, которые представляли собой прочные тросы, в отличие от шкота не имевшие талей. Штаги и многочисленные снасти такелажа отнесены были далеко в корму.
На нефе были асимметричные пристройки к кормовым и носовым надстройкам. Они делались, вероятно, в качестве дополнительных помещений для размещения рыцарей, использовавших подобные суда для крестовых походов. Ограждения надстроек украшались гербовыми щитами рыцарей.

Торговое судно Северной Европы
Реконструкция этого корабля выполнена по изображению на старинной печати английского города Бостона (1375). Для него характерно удивительно развитое парусное вооружение, появление которого обычно относили к более поздним временам. Фок- и грот-мачты несут прямые паруса, бизань (1) – косой латинский, что позволяло судну лавировать при боковых ветрах. Особенно ново и необычно применение марселей (2), ставившихся в слабый ветер на стеньге (3), выше марсовой площадки. Шкоты марселей проводились на марсовую площадку через блоки, закреплявшиеся на ноках (4) основных рей, чем объясняется их трапециевидная форма.
Корпус бостонского корабля характерен для всех судов того периода. Полные образования с некоторым завалом в районе палубы не позволяли ходить круто к ветру. Обшивка выполнена вгладь. Оконечности судна украшены развитыми надстройками – каслями. Новинкой является наличие якорного клюза и шпиля (5) под форкаслем. На главном парусе обычно был изображен герб города-владельца, а на фальшбортах каслей – стилизованный орнамент.

Английский купеческий корабль
Корабль, относящийся к классу коггов. Изображение обнаружено на печати графа Эд.Рутланда (1395 г.). По оконечностям корабля установлены касли (замки). Эти площадки-платформы закрывались высоким фальшбортом, по традиции выполненным в виде ряда щитов. Для наблюдателей и лучников на мачте крепилась через центр бочкообразная марсовая площадка. Навесной кормовой руль, большой прямой парус с гербами города и владельца и прочная мачта, составленная из нескольких брусьев, стянутых канатами, подчеркивали добротность корабля. Когги были достаточно мореходными судами.
