Нажмите, чтобы прочитать - Штаны-брэ;
- Шоссы;
- Нательную рубаху;
- Прошитые набедренники с наколенниками;
- Гамбезон;
- Боевой Чепец - кале;
- Кольчужные чулки;
- Золоченые шпоры;
- Хауберк;
- Гербовое сюрко;
- Рыцарский пояс;
- Меч на своем поясе (перевязи);
- Шлем (топ);
- Щит;
- Плащ;
Штаны-брэ
Поскольку штаны-брэ являлись элементом нижнего белья, то существенных отличий со штанами-брэ гражданского германца не было. Для изготовления штанов-брэ подходит белый лен.
Шоссы
Шоссы, носимые рыцарями того периода (как прочем и многих других временных интервалов) существенно ничем не отличались от гражданских. Используемыми материалами попрежнему оставались лен и шерсть. Окрас ткани проводился в соответствии наличием финансовых средств (для дорогих красителей) и вкусами владельца. Основными цветами на тот период были красный, зеленый и синий. Встречаются шоссы окрашенные в черный цвет.
Нательная рубаха
О нательной рубахе можно посмотреть в разделе гражданской одежды. Крой, материал (в основном лен) были идентичны гражданским. А вот по вопросу покраски нижней рубахи следует оговориться и привести некоторые доводы в пользу только отбеливания.
Что касается утверждения о том, что нижняя рубаха не могла быть окрашена, то здесь можно высказать сомнения - никто не упрекнет меня богатого феодала в дополнительном киче (вспомните знаменитые указы о роскоши) - другой вопрос зачем красить рубаху которую будут видеть только ваша супруга (супруг) и домашняя прислуга (рамки приличия не позволяют разгуливать в исподнем). Кроме того, есть еще мнение по поводу того, что поскольку нижняя рубаха была повседневным видом одежды, а имеющиеся на то время красители имели свойства со временем обесцвечиваться, а в нашем случае еще и оставлять дополнительные следы на вашей коже, что не гигеенично во втором случае и не практично в первом (надо постоянно подкрашивать). Вот, собственно говоря, это и есть мои доводы в пользу только отбеливания нижней рубахи.
Прошитые набедренники с наколенниками
По крою чем-то напоминали шоссы, но только обрезались чуть ниже колена. Шились из плотной материи (лен, шерсть) с двух слоев. Между слоями была прослойка уплотнителя (материал, который мог бы срезонировать удар) - конский волос, ветошь, куски кожи. По вопросу окраски могу сказать, что такого не встречалось, хотя никто этого и не запрещал.
Гамбезон.
Прошитая из плотного материала (лен, шерсть) куртка с резонирующим внутренним слоем - конский волос, ветошь, куски кожи.
В паре с Гамбезоном было достаточно распространенным употребление и воротника (прошитого с уплотнителем внутри). Информации по данному типу защитного одеяния (кроме изобразительных источников) на тот период не имеется. А по сему можно лишь заключить, что данные воротники употреблялись преимущественно пехотинцами не рыцарями, хотя некоторые изображения именно рыцарей свидетельствуют о том, что и у рыцарей оно также могло применяться. По способам крепления сказать нечто однозанчное нельзя. Можно предположить, что прошитые воротники могли как пришиваться к гамбезону, так и являться отдельной частью одежды. Больше доводов в сторону отдельной детали одежды так как очень часто прошитые воротники имеют другой цвет по сравнению с гамбезоном.
Боевой Чепец - кале
Вид головного убора надеваемый под (практически любые виды) защитного вооружения (кольчужный капюшон, шлем и прочее).
Точных данных, основывающихся на археологических матералах, по данному виду детали рыцарского костюма не сохранилось. Поэтому, руководствуясь преимущественно изобразительными источниками нельзя с полной уверенностью заявить, что боевой чепец имел существенные отличия от гражданского - нельзя. Равно как и нельзя утверждать, что все чепцы были обязательно прошиты с внутренним слоем уплотнителя. Так чепец мог быть выполнен и просто из плотной ткани (лен) без дополнительного уплотнителя, в пользу наличия промежуточного слоя уплотнителя говорит то, что уплотнитель будет способен несколько смягчить (особенно) вертикальный удар.
Кольчужные чулки
Проведя небольшой анализ рассматриваемого в этой статье периода, можно сказать, что кольчужные чулки были одним из постоянных атрибутов рыцарского боевого снаряжения.
Точных данных о креплении кольчужных чулок - нет. Но можно предположить, что в последние ряды колец вверху чулка вплетались кожанные ремни, за которые и осуществлялось крепление чулок к поясу на подобие шоссов.
Подошвы кольчужных чулок были кожанными и пришивались снизу прочной нитью к кольчужному полотну.
Техника плетения была достаточно распространенной на этот период - 4 в 1 (встречаются экземпляры с техникой 6 в 1). Здесь следует оговориться о том, что плетение кольчужного полотна было довольно не простым и трудоемким занятием по тем временам с теми технологиями - это было полотно надежно скрепленное одним рядом цельных колец (которые высекались из листа, и одним рядом склепанных колец, которые могли изготовляться либо методом волочения проволоки либо высечкой из листа с последующим разрезом для дальнейшего соединения). Были экземпляры кольчужного полотна, изготовленного из колец, созданых из волоченой проволоки. В таких вариантах кольчужного полотна все кольца сваривались между собой.
Золоченые шпоры
Поскольку в период 12-13 веков рыцарь практически однозначно ассоциировался как конный боец - то шпоры стали приобретать роль необходимого атрибута рыцаря. Разумеется в повседневной жизни, а уж тем более во время боя не обязательно было одевать именно позолоченные или даже золотые шпоры, но вот во время церемонии посвящения в рыцари позолоченные шпоры или золотые были символом возлагаемого достоинства рыцарского звания.
Восприемник, надевая шпоры, говорил: "Шпоры эти означают, что поощряемый честью, ты обязан быть неутомимым в предприятиях".
Шпоры, так же как и все рыцарское снаряжение претерпели ряд существенных изменений от простых - согнутых в дугу с привареным колящим элементом (10-11 века) - до изящно выделанных с инкрустацией, колесиком, гравировкой(15-17 века). На период 12-13 веков шпоры представляли собой согнутые в дугу при рассмотрении сверху и с дополнительным изгибом с боков, что позволяло им более надежно удерживаться на ноге и не съезжать во время активного передвижения верхом. Колящий элемент еще был в виде булавы - колесико еще не появилось. Крепление шпор осуществлялось кожанными ремешками.
Хауберк
Хауберк представлял собой кольчугу с капюшоном и длинным рукавами закрывавшими ладони. Порой хауберки представляли собой удлиненную кольчугу (до колена или середины бедра) с воротником и рукавами достигавшими середины запястья.
Достаточно распространенным плтением хауберга было плетение 4 в 1 (четыре в одном) при толщине кольца от 1.1 до 2 мм и внутреннем диаметре кольца не большем 10 мм.
Гербовое сюрко
Гербовое сюрко - оно же кот-де-армс представляло собой безрукавное сюрко с гербом владельца. Здесь стоит заметить, что рассматриваемый нами период был периодом настоящего начала расцвета того, что мы сейчас именуем рыцарством. Рыцарство, хотя и было если не классом и не кастой, но накладывало свой отпечаток на умы людей. Рыцарь - это был герой. Герой - готовый на свершения, готовый крушить драконов и практически в одиночку(или с незначительным количеством соратников) сражать целое войско. Вспомните "Песнь о Роланде", Сагу и нибелунгах". Да рыцарь должен быть героем. А героя должны знать в лицо. Да вот только лицо во время боя закрывали доспехи. Отсюда-то и возникало то стремление, присущее еще древним римлянам, выделения себя - славного и знаменитого из группы (слово толпы в рыцарском описании будет звучать неуместно) таких же как и ты славных и знаменитых - друзей-соратников - рыцарей. В эти века начинает свой расцвет то, что мы называем геральдикой (хотя как предмет геральдика зародилась гораздо раньше периода средневековья). Рыцарь должен был обладать гербом, он должен носить герб - если не свой, то вассальный (герб своего сюзерена). Да и в текучке боя, когда практические все облачены, практически, в одно и то же достаточно сложно без каких-бы то нибыло отличительных признаков выделить своих и врагов. Вот и шили господа рыцари себе гербовые сюрко.
Диего де Валера писал так: ”В день битвы - каждый благородный рыцарь и каждый оруженосец должны были облачиться в свои гербовые котты … чтобы люди благородные стали известны всем простым воинам, и это должно было постоянно напоминать им, что их долг – не допустить ни малейшего бесчестья или позорного поступка, который мог бы опорочить их самих и их славных предков”.
Для пошива гербового сюрко использовались как дорогие шелка, так и ткани попроще - лен и шерсть. Герб владельца либо пришивался к сюрко как аппликация, либо хмуро рисовался темперными красками.
Рыцарский пояс;
Говоря о рыцарском поясе, следует отметить, что эпоха средневековья, а уж тем более и рассматриваемый нами период, демонстрировала некоторые отличительные черты костюма как простого гражданина - будь то торговец или крестьянин, так и рыцаря и князя. К одной из таких отличительных черт можно отнести и такую деталь костюма как пояс. Пояса носили не только феодалы, но простые граждане, не только мужчины, но и женщины, что мы все можем убедиться просматривая средневековые манускрипты. Ведь пояс, наряду со своими декоративной и утилитарной функциями представлял собой одну из тех отличительных черт, которые выделяли феодала из массы простых смертных. Наряду с фамильными драгоценностями и сокровищами пояса передавались по наследству и носились довольно продолжительный период времени. Даже более поздние периоды времени не исключили, а в некоторых регионах и еще более возвысили ценность и значимость поясов.
По поводу пошива данного вида одежды можно отметить, что пошив не отличался от гражданского чепца.
Об особенном положении поясов повествует и то, что пояса никому не давались кроме их владельцев, хотя их могли закладываць как ценный капитал.
Пояса отличались большим разнообразием как используемых для изготовления материалов, так и манерой исполнения. Основой их служили шелк или кожа разных цветов(наиболее распространены были синий и красный).
Дополнительно пояса украшались всевозможными нашивками, заклепками, бахромой, а их концы - богатой отделкой. Практически каждый пояс был единственным и неповторимым и изготовлялся в специальных мастерских за хорошие деньги. Оформление пряжек и концов пояса могло быть посвящено и специальным тематикам, таким как рыцарскому походу, легенде, коронации, использовались всевозможные растительные орнаменты. Чем богаче и представительнее был владелец, тем и богаче и выразительнее был его пояс.
Рыцарский пояс представлял собой, как правило достаточно длинный кожанный ремень различной ширины с различными накладками из дорогих металлов и украшений. От количества имеющихся финансовых средств различные феодалы могли позволить себе и различные по стоимости пояса-ремни.
Рыцарский пояс-ремень был таким же атрибутом принадлежности к рыцарской касте как и золотые или позолоченный шпоры. Так, мы можем видеть в различных преданиях, легендах и сказаниях о церемонии посвящения в рыцари на которой бывшему не рыцарю при возведении его в ранг рыцарей опоясывали кандидата рыцарским поясом.
Плащ
Его же именовали плащ - шап. (материал шерсть с меховой подкладкой, шелк); Плащ, одеваемый рыцарем в поход, принципиально не имел существенных отличий с общегражданским плащом - шапом. Основным используемым для изготовления плащей матералом была шерсть (шерсть хорошо впитывает влагу, при этом не теряя теплоизоляционных свойств).
Шлем (топ);
Для более надежной защиты головы рыцарями использовались, в качестве подшлемного, полусферические каски и кольчужные капюшоны. Кольчужные капюшоны использовались как отдельная деталь доспеха, так и в составе хауберка. Как показывает практический опыт и археологические раскопки, кольчужное полотно представляло неплохую защиту преимущественно от режущих, но никак не колющих ударов. И наибольшую защиту представляло кольчужное полотно, преимущественно свободно свисающее и облегающее поддающиеся деформированию мягкие части тела, а вот при плотном облегании головы - кольчужный капюшон, даже при имеющемся прошитом чепце не предоставит того комплекса защиты, который хотелось бы. Поэтому под кольчужные капюшоны или на них частенько надевали еще и полусферический шлем (имеются в виду рыцари).
Наибольшим периодом расцвета распространения топхельмов можно считать середину 13 - до середины 14 столетия. Практически каждый рыцарь (особенно со второй половины 13 века) был оснащен топом. Топ обязан такой своей популярностью в первую очередь простотой своей конструкции (Выкройки на рис.1 и рис.2) и предельно хорошей по тем временам защите - он закрывал всю голову плюс часть шеи.