Нажмите, чтобы прочитать В средневековой "Священной Римской Империи (германской нации)" главным имперским знаменем ("Рейхсбаннером"), по крайней мере, с эпохи кайзера (кесаря-императора) Саксонской (Салической) династии Оттона I, прозванного Великим, служило пурпурное (красное) приямоугольное полотнище с золотым образом Архангела Михаила (Верховного Предводителя Воинства Небесного, покровителя христианского рыцарства). При Оттоне II из той же Салической (Саксонской) династии римско-германских кесарей и начиная с императора Швабской династии Фридриха II Гогенштауфена, прозванного "чудом мира", "Рейхсбаннером" всей "Священной Римской Империи" служил черный одноглавый орел с родовым гербом того или иного кайзера в сердцевом щитке на золотом (желтом) поле. Желтый (золотой), как и красный (пурпурный) цвета символизировали Солнце, считавшееся, в свою очередь, символическим ликом "Солнца Правды", то есть самого Царя Небесного, Господа Иисуса Христа.
При кайзере Оттоне IV главное знамя ("Рейхсбаннер" или "Геербильд" – буквально: "войсковой образ") возили на большой "знаменной повозке" ("фаненвагене", от немецких слов "фане"="знамя" и "ваген"="повозка"), изготовленной наподобие итальянского "каррочио" и запряженной четырьмя парами волов.
Наряду с "рейхсбаннером-геербильдом", у римско-германских кайзеров имелось так называемое „Знамя крови“ ("Блутфане") пурпурного (красного) цвета – символ императорской власти (лат. „империум“, что соответствует русскому понятию „держай“, „держава“ и немецкому „рейх“) и верховного сюзеренитета по отношению к вассалам-ленникам всех рангов, устанавливавшееся рядом с Рейхсбаннером. Обладание „Знаменем крови“ символизировало право римско-германского Императора миловать и казнить любого своих подданных с пролитием крови, а также передавать это право своим вассалам-ленникам, при наделении их имперским леном ("рейхслеэн").
Начиная с кайзера "Священной Римской Империи" Леопольда I из австрийской династии Габсбургов привилегией носить "Рейхсбаннер" был наделен девятый князь-электор (курфюрст) Ганновера. В 1336 году Император "Священной Римской Империи германской нации" Людвиг (Людовик) Баварский даровал графу Ульриху Вюртембергскому привилегию носить "Имперское знамя" ("Рейхсфане"), именуемое с этого времени также "Штурмовым знаменем" ("Штурмфане", или "Штурмбаннером").
Конечно, упомянутые выше князья "Священной Римской Империи германской нации№ возили это знамя не сами – его возили перед ними в боях их рыцари. Интересно, что наряду с "Штурмовым знаменем", украшенным изображением черного орла на золотом поле, имелось еще другое, так называемое „Рейхсреннфане“, считавшееся символом должности „имперского архимаршала“ ("рейхсэрцмаршала"), право носить которое было императорской грамотой закреплено, в качестве почетной привилегии, за курфюрстами Саксонскими. Знамя „имперского архимаршала“ было черно-белым (черный верх-белый низ) с двумя перекрещенными красными мечами остриями вверх.
До конца XV века знамя-«штурмфане» оставалось символом Императора как Верховного Главнокомандующего всеми вооруженными силами "Священной Римской Империи". Впоследствии знамена императорских (имперских), княжеских и прочих войск (ополчений и т.д.) стали различаться. Лишь знамена имперских войск были украшены общеимперским гербовым изображением "римского" (германского)одноглавого орла.
В "Священной Римской Империи германской нации" рыцарями-баннеретами (или, по-немецки, "баннергеррами") именовались ленники ("ленсгерры") римско-германского Императора (кайзера) или же являвшихся вассалами Императора светских или духовных владетельных князей. Эти ленники рыцарского звания имели под своим началом до сотни воинов и использовали в качестве знамени своего отряда полотнище прямоугольной формы (именовавшееся "баннер" или "панир" у немцев, "бандон" ("вандон") у ромеев-византийцев, "бандера" у испанцев и у итальянцев, "бандейра" у португальцев). Слово "баннер" означает "объединение", "связку" (вокруг него объединялись войска, входившие в конкретный военный отряд) и было в этом смысле аналогично древнерусскому "стягу" (вокруг "стяга" также объединялись, "стягивались" воедино войска, входившие в соответствующий отряд).
Первоначально это полотнище прикреплялось к древку горизонтально, позднее (например, в эпоху Пятого и Шестого Крестовых походов в Святую землю) вертикально (как явствует из миниатюр описываемой эпохи). С другой стороны, на сохранившемся изображении древнейших знамен Орденов Святого Иоанна Иерусалимского и тамплиеров прямоугольные полотнища их "баннеров" прикреплены к древку вертикально.
В средневековой Франции владетельные сеньоры (происходившие напрямую от "гауграфов" времен первой и второй франкских королевских династий - Меровингов и Каролингов) собирали своих вассалов и воинов под знаменем, именовавшимся "гонфанон" ("гонфалон").
В эпоху третьей королевской династии Франции (Капетингов) появились "пенноны" ("пенну") – длинные вымпелы, и "баньеры" ("баннеры") – флажки, напоминающие кавалерийские штандарты европейских армий XVIII-XIX вв.
Почти шестьсот лет главным знаменем Французского королевства служил плащ Святого Мартина, укрепленный на повозке рядом с "Королевским пенноном" ("Пеннон руаяль"). При короле Людовике VI главным знаменем Франции стала "Орифламма" (от лат. Ауреа фламма – "золотое пламя") – красное шелковое знамя с пятью косицами и зелеными кистями, висевшее на поперечной перекладине наподобие церковной хоругви, древнеримского кавалерийского полевого значка- "вексиллума" или византийского "лабарума". Впоследствии, при королях династии Валуа, "Орифламма" была заменена лазурным королевским знаменем с прямым серебряным (белым) крестом, а последнее, в свою очередь – белым знаменем ("драпо блан") династии Бурбонов, усеянным золотыми лилиями.
Теперь несколько слов о рыцарях и бакалаврах. Бакалаврами (от старофранц.: ба кавалье, bas cavalier – „низший рыцарь“, „находящийся под рыцарем“, „стоящий ниже рыцаря“) во Франции и Англии именовались оруженосцы (в Германии они именовались "кнаппен"="маленькие, мальчики" или "шильдкнаппен"="мальчики-щитоносцы"; в Англии, в разные периоды истории, оруженосцы именовались аналогично - "эсквайрами" или, сокращенно, "сквайрами", то есть "щитоносцами", что полностью соответствовало латинскому названию "скутариус", "скутарий"). Оруженосцы были свободнорожденными молодыми людьми, поступавшими в услужение рыцарю с целью изучить военное дело и самим со временем стать рыцарями. Первоначально оруженосцы не должны были непременно являться сыновьями рыцарей. Но упоминавшийся нами выше римско-германский кайзер Фридрих II Гогенштауфен повелел рыцарям принимать в качестве оруженосцев лишь сыновей рыцарей.
После шести лет службы-ученичества, в возрасте четырнадцати лет юношей торжественно объявляли оруженосцами (а не "посвящали в оруженосцы"!) с соблюдением особых церковных церемоний. Оруженосец, в отличие от рыцаря, носил лишь одну шпору. Оруженосец служил своему господину, в особенности во всем, что касалось военного дела. Как правило, в возрасте двадцати одного года его посвящали в рыцари. В ходе посвящения в рыцари вчерашнего оруженосца, после церковных церемоний, опоясывали рыцарским поясом с мечом (таким образом, он становился "опоясанным") и привязывали ему шпоры. Обычай наносить посвящаемому удар рукой или плашмя мечом по плечу, плечам, шее и т.д. пришел позднее обычая опоясывания мечом и привязывания шпор.
То есть, по крайней мере со времен кайзера Фридриха II, можно считать оруженосцев-бакалавров (во всяком случае, на территории "Священной Римской Империи") низшим слоем рыцарства (в том смысле, что оруженосцем с этого времени мог стать лишь сын рыцаря). Но в других странах (на Иберийском полуострове и т.д.) дело могло обстоять иначе. Известно, например, что "трибун римского народа" Кола ди Риенци, пытавшийся возродить в XIV в. Римскую республику и объединить Италию, был посвящен в рыцари своим "коллективным сюзереном" - всем "римским народом", даже не будучи дворянином (а не то что сыном рыцаря) и не прослужив положенное число лет в качестве оруженосца ("щитоносца"-"эсквайра") какого-либо рыцаря.
Здесь конец и Господу Богу нашему слава!
Вольфганг Акунов