Часть 1. Психология.
Всем привет! Я решил не писать одно большое полотно текста про все аспекты игры сразу. Решил разбить весь свой опус на темы и давать их по одной. Поэтому начну с простой темы, которую хочу раскрыть. Это психология победителя или проигравшего, которая определяет мой и ваш стиль игры. От этого очень сильно зависит успешность в этой игре.
На полях:
Это не значит, что если у вас психология проигравшего, то вы не победите. И уж точно не значит, что если у вас психология победителя, то вы не проиграете. Психология, она о другом. Это, в том числе, и ситуации, когда вы проигрываете в стремительном атакующем напоре, или когда выигрываете, отсидевшись на островах и выполнив минимальные условия победы.
Пример игры за Западную римскую империю отлично проиллюстрирует, какая у вас психология. Я прошёл эту кампанию 4 раза, два прохождения описаны здесь, на форуме. Первый раз - с психологией проигравшего. Я выжег свои территории, немного пооборонялся, развился и прошёл. Второй раз с психологией победителя. Уже не было страшно. Я просто атаковал и побеждал, никто этому не смог ничего противопоставить. Третий раз я экспериментировал. С самого начала распустил свои войска, ничего не строил и смотрел, сколько протяну, пока у меня не осталось 3 города (примерно через 5 лет после рождения Атиллы). В столице, которая переместилась в Аякс, я набрал одну армию копейщиков и флот из стрелков и стал ждать, кто меня победит, просто листая ходы. До совершеннолетия Атиллы. Никто так и не победил. Я плюнул на это все и довольно быстро выполнил условия малой победы. То есть, пока я играл от обороны, с психологией проигравшего, я проигрывал. Как только переключился на психологию победителя, даже моя абсолютно маленькая армия не помешала мне победить. Четвёртый раз я играл напролом. Сосредоточив силы в большой атакующий кулак, забыв об обороне, ничего не боясь. Разумеется, это было лучшее прохождение: Британия была захвачена полностью за первые пару лет, Атилла погиб через пару лет после рождения, в 424 на карте не осталось Гуннов, а с 426 года на карте остались только мои марионетки, и мы все воевали с общим врагом ври, у которого я намеренно оставил 1 город и все время его осаждал, чтобы никто не захватил его. Почти 25 лет, получается я нормально не воевал. Условия легендарной победы были выполнены полностью к 437 году и ещё 60 ходов я просто их листал.
Ещё одним хорошим признаком психологии является количество войн, которые инициирует вы, и количество войн, которые инициируют враг. Психология победителя - объявить самостоятельно больше войн, чем объявят вам. Например, я сам за ЗРИ в последнем прохождении объявил войну свебам, всем кельтам, чтобы захватить в первые же годы Британию. Да даже гуннам, чтобы не осуществляли налёты на территориях Медиолана и Равенны, когда они в мирном режиме зашли на мои территории. И так далее, почти все кочевники, которые в мирном режиме планировали попасть в Испанию через Италию, грубо пресекались объявлениями войны.
К чему я это все? К тому, что страх сковывает нас и мешает выбирать правильные решения, приводящие к результату. Страх определяет, что нас атакуют и побеждают. В Атилле побеждают атакующие и проигрывают обороняющиеся. Начните за ЗРИ удерживать границы, вас начнут сносить. Начните атаковать, и вас только покусают в других местах, а вы уничтожите своих врагов одного за другим.
Я сначала думал, что за ЗРИ стратегия отличается от игры за тех, кто начинает с малого. Нифига подобного. Если подумать, то у вас огромный гандикап по сравнению с теми, у кого на начало игры 1-2 города. Вы получаете кучу денег, и можете содержать, по меньшей мере, 3-4 полных легиона, которые могут выполнить любую задачу по атаке врага на карте. Вы можете получить кучу денег от сноса построек в городах. Вы можете получить огромную казну на развитие, распустив все войска, пока у вас не останется 1-3 города, а потом нанять те же 4 стека и вернуть все назад. Так что легендарная сложность кампании только у нас в голове. На самом деле в отличие от других фракций проиграть за ЗРИ ну почти невозможно с такими стартовыми условиями. А вот за другие фракции, особенно кочевые - легко. Сунулся не туда – сдох.
Психологически сложно играть, конечно, когда тебя враги атакуют по всем фронтам, беспорядки и мятежи по всей карте, денег не хватает на содержание армий. Игроки и сдаются под таким давлением психологии, не от того, что захватили ваш последний город.
Давайте подытожим:
1. Не давайте страху сковывать вас и принимать решения. Страх - это не здоровые опасения. Это когда вы о будущем думаете с позиции сохранения существующего, а не с позиции приобретения нового.
2. Победители - атакуют, проигравшие - обороняются (глобально, не в одной конкретной битве)
3. Игра за ЗРИ самая лёгкая, невозможно полностью проиграть, выиграть можно разными способами. Но психологически самая сложная. Если эмоционально реагировать на то, что происходит, будет казаться, что ты прям сливаешь по полной, но на самом деле это не так. Я советую новичкам начинать за ЗРИ.
4. Если у вас много городов, не тратьте силы на оборону. Накопите несколько стеков и за счёт разницы в экономике и боевой мощи снесите или подчините врага. И так по порядку, одного за другим. Не разрывайтесь на несколько фронтов.
5. Для тактики последний совет тоже применим - при одинаковой силе армий побеждает та, которая атакует и делает это одним ударным кулаком, так что при равенстве войск рассосредоточьте врага на маленькие кучки и атакуйте их. (Но никто не отменял флангового обхода в тыл кавалерией).
Буду благодарен, если вы в комментариях примерами из своего опыта будете соглашаться или опровергать.
Сообщение отредактировал Yarthefish: 10 февраля 2017 - 21:12