Часть 6. Марионетки, данники, миноры
Я не хотел долго писать эту тему, так как моих часов игры не хватает для полноценного понимания, как все устроено. Слишком много неизученных аспектов, по которым непонятно как оно работает. Если есть что добавить, буду рад.
Небольшая базовая инфа:
В принципе это все знают, но нужно зафиксировать.
В игре есть 3 глобальных культуры:
1. Цивилизованная - это все римские, восточные и пустынные фракции (особый случай - танухиды, единственная фракция которая может кочевать из цивилизованных народов). Эта культура позволяет делать марионеток. У Сасанидов они называются сатрапиями, но с точки зрения механики это те же вассальные отношения.
2. Варварская - это германцы, кельты, скандинавы и славяне со всеми остальными переселенцами. Могут находиться в режиме орды и в режиме варварских городов. Эта культура позволяет освобождать фракции, которые становятся военными союзниками и делать данников.
3. Кочевая - не могут вести оседлый образ жизни и также делают данников. А вот освобождать и делать военных союзников не могут в отличие от варваров.
Цивилизованные фракции хорошо бы разбить на римские и восточные, согласно тому, что города нужно перестраивать, но в текущей теме такая разбивка не важна.
Особенности марионеток
Самая главная особенность - марионетка впрягается автоматически во все войны своего сюзерена. Если марионетка не впрягается, она автоматически отсоединяется от сюзерена, объявляя ему войну.
Марионетка не впрягается в войну, если вы ее объявляете через дипломатию с другой фракцией (вы присоединяетесь к чужой войне, ваша марионетка не выбирает)
Марионетку можно сделать военным способом - победить в битве за последнее поселение столицу государства
Марионетку можно сделать мирным способом через дипломатию и когда у фракции несколько городов.
Есть способ мирного перехода из марионетки в свободную фракцию. Нужно потерять последнее поселение (обратите внимание на этот финт ушами в кампании лахмидов).
У марионетки можно набирать войска его типа, по этой причине играя за культурные фракции вы можете делать очень интересные подборки войск. В отличие от данников марионетка даёт возможность набрать в одной провинции сильно больше войск.
И последнее, что можно добавить, комп умеет нападать на марионетку, не нападая на сюзерена. Отнеситесь к этому факту серьезно, он имеет весомое место в том, о чем пойдёт речь дальше.
Особенности данников
Несмотря на наличие пункта в меню, мне ни разу не удалось дипломатическим путём сделать данника с 3 и более провинциями (городами).
Данник получается при победе в последнем городе врага. В меню появляется возможность покорить народ.
Данничество это своеобразный оборонительный союз, в котором данник платит за этот союз отчисления. Данник при основании не впрягается в войну своего покровителя а также при объявлении войны не приглашается в нее. Если напали на вас, вы можете как позвать данника на защиту так и не позвать. Если не зовёте, ваш данник останется с вами, если зовёте, то в случае отказа данник объявит вам войну. Если нападают на данника, он тоже может вас не позвать на помощь. Если зовёт и покровитель отказывается, данничество отменяется и покровитель получает большой урон в репутацию. Если данник объявляет войну сам, вам даже не предлагается в неё впрягаться.
Данники довольно долго остаются верными, особенно если ваши отношения в зеленой зоне. Читай, очень редки случаи, когда данник принимает решение просто объявить вам войну. Особенно если вы в его провинции стоите стеком войск.
Данники также позволяют нанимать войска в их провинциях
Миноры
Минорами я считаю фракции, которые можно освободить. Всякие Италии, Испании, Септимании, Египты, Персии, Спаханы и т.д. В случае освобождения ваши отношения выводятся автоматически в зеленую зону и у вас проставляется статус военного союзника со всеми вытекающими. Отказ от такого союзничества через дипломатию без урона репутации возможен через 10 ходов. Также в случае призыва на войну союзника вы рискуете только репутацией и самим союзом, в случае отказа, но не войной. Освобождённый минор не платит вам отчисления, но его территории и города идут вам в статистический зачёт для победы.
Это не всем подходит, но для меня почти философия. Освобождать миноров нет смысла (особенно из римских городов). Захватите город, снесите постройки все (получите доход) и получите восстание. Появится тот минор, которого вы могли «освободить». Тем же ходом сделайте из него данника. Вы сможете нанимать войска у него и не будете отвечать за его попытки ввязать вас в новые войны. Ну и дань - приятный бонус!
Причины зачем нужны марионетки и данники:
Частично на этот вопрос я ответил выше, когда писал про их особенности, но все-таки тут ответ на этот вопрос лежит в плоскости принятия решения, делать или не делать данника или марионетку в определенный момент. Давайте рассмотрим причины, которые побуждают нас сделать марионетку или данника.
Для ЗРИ и Сасанидов на первом этапе игры марионетки - это ключевой ресурс ведения войны на несколько фронтов. Просто очевидно, что Марионетки нужны для удержания порядка ( в качестве щита от угроз) там, где ты не планируешь экспансию. Так как за ЗРи у вас большое количество войн, то марионетка сразу по отношениям выходит в зеленую область и если марионетка сильна, она может очень полезно удерживать врагов. Конечно лучшая марионетка столицу имеет в городе со стенами (центральный регион провинции). Если у фракции несколько городов, то лучше оставлять марионетке именно город со стенами. Иначе при большом количестве врагов ее быстро вынесут. У германцев примером очень годной марионетки становятся Алеманы. Они могут годами удерживать экспансию англов, франков и саксов. Абазги - отличная восточная марионетка.
Второе, что важно - это набор войск. Некоторые довольно ущербные фракции могут на территориях марионеток делать свои армии более балансовыми. Почти всем подходят марионетки-миноры, которые позволяют нанимать у них на территории войска римлян (легионы у славян, например, у которых проблемы со сдерживающими бронированными войсками). У германцев я ценю лучников и часто дают ударную кавалерию, у кельтов можно нанять собак и очень дешевую пехоту; у славян - ядовитых лучников. У меня за Сасанидов бегало 3-4 армии типа 10 комитатских легионеров, 6 ударных конников, онагры. Довольно универсальная армия для победы и в поле и при штурмах и при удержании городов.
Так что когда предлагают сделать марионетку, я смотрю:
1. Сможет ли она удержать моих врагов
2. Могу ли я захватить провинцию полностью быстро и легко удержать. Если нет, то это увеличивает выбор в пользу марионетки
3. Интересны ли мне войска из ее линейки? Кстати, нанимать можно в основном то, что марионетка в этой прове может сама построить. Так что хорошие войска нанимаются у сильных марионеток с военными постройками (проверяйте, что за постройки в городе марионетки)
4. Планирую ли я экспансию в эту сторону. Другими словами, марионетка и данник опасны когда они не на границе а в середине Карты вашей империи или в тылу. В этом смысле у Сасанидов ужасная диспозиция, которая компенсируется только тем, что марионетки их по наблюдениям реже предают.
5. Нужна ли мне «передышка» на этом направлении.
Для кочевников данники крайне необходимы для усиленного пополнения войск в провинции данника, особенно в режиме лагеря (стоянки). Было бы здорово использовать их в качестве войск подмоги, но как мы помним, данник не ввязывается в ваши войны. Так что когда за вами охотится полкарты, а данник воюет в лучшем случаем с 3 из 10, это не особо помогает.
Почему не нужны марионетки и данники:
Опять же причины на поверхности, но все же проговорим и их:
1. Марионетки предают часто, даже с отношениями в зеленой зоне (во время объявления вам войны вы не можете не призвать марионетку, она автоматически проверяется на верность - также читайте ниже по тексту про баг империи)
2. Марионетки хуже балансируют постройки в городах, и человеку намного лучше владеть городом (особенно если полная провинция)
3. Марионетки могут и часто распространяют невыгодную для вас религию
4. Данники не влезают в ваши войны, но могут втянуть в свои.
5. Данники и марионетки будет развиваясь отбирать у вас регионы, которыми могли бы владеть вы, и у вас будут в составе неполноценные провинции (см. Пункт 2)
Последняя и самая важная информация на мой взгляд - это баги, которые связаны с данниками и марионетками. Я называю их - баг империи и баг повторного покорения.
Баг повторного покорения.
Он глобально заключается в том, что не всегда вы можете покорить фракцию (сделать данником или марионеткой), когда вы побеждаете в битве за ее последний город (столицу). Почему в меню не появляется этот пункт меню, я не знаю. Тем не менее, я усиленно собирал информацию и понимаю, что это точно не рандом. Вот мои гипотезы:
1. Марионеткой не станет фракция, которую вы покорили первый раз военным способом, а потом она против вас восстала
2. Марионеткой не станет фракция, которую вы покорили мирным способом, а потом она против вас восстала
3. Марионеткой не станет фракция, чью столицу вы завоевываете впервые, но при этом она успела побывать не вашей марионеткой (и разумеется точно не покорите, если она марионетка или данник сейчас)
4. Марионеткой не станет фракция, чью столицу вы захватываете в провинции, которая исторически не принадлежала этой фракции (то есть последний город марионетки не является городом данным ей на начало игры, а для миноров это не первый захваченный город и не город освобождения).
Все бы хорошо, но я намеренно проверял каждую гипотезу и у меня на каждую есть много случаев срабатывания и есть случаи, когда гипотеза опровергается. Разобраться с этой темой очень помогает следующий баг, который я называю багом империи. Так что эти гипотезы частично правильные, но есть ещё один фактор, который мы не нашли. То есть влияет это и что-то ещё (а может быть просто что-то другое).
Баг империи
В игре за фракцию, которой можно делать марионеток, в какой-то момент наступает ситуация, когда любая без исключения фракция может стать вашей марионеткой мирным способом, то есть когда у марионетки более одного города и при любом ее отношении к вам).
Когда обычно наступает такая ситуация?
1. У вас империй предпоследнего уровня (не максимальный)
2. У вас много войн одновременно
3. У вас мало марионеток с большим уровнем силы (он показывается в окне дипломатии)
Что она дает?
1. Есть очень классные фракции, которые марионеточным доходом могут вам давать большой прирост дохода. Например, не очень покоцанная ВРИ может давать около 20 тысяч за ход.
2. Марионетка с марионетками отдаёт своих вам автоматически. Самое вкусное - Сасаниды, но потом и другие.
3. Марионетка включается во все ваши войны, которых много и просто сразу за пару ходов отношения выводятся в зеленую зону
4. Ну и самое интересное - если мирным способом отдаётся марионетка, с которой у вас очень долго война, то у неё рвутся союзные связи с союзниками и торговые отношения и на неё агрятся ее «вчерашние» же союзники. Поэтому марионетки лучше брать из разных регионов по самой сильной в каждом регионе.
5. Дополнительный бонус. Если марионетка уже хочет к вам, то она готова платить за это деньги. Чем больше вы углубляетесь в этот баг, тем больше сумма выплаты стремится к максимальной (10;тысяч)
Важно: количество фракций, которые перейдут в марионетку при таком качестве ограничено. Не получится так замарионетить сразу все самые сильные фракции или все вообще.
Недостатки бага (важно):
1. Марионетки становятся неуправляемыми. Они не поддержат вашу войну ни с кем. То есть как только вам объявят войну, все ваши марионетки объявят войну и вам. Они не поддержат инициацию войн вами (поэтому начать воевать без отсоединения всех марионеток - это подключиться к чужой войне через окно дипломатии.
2. Марионетки автоматически объявляют вам войну, если начинается Гражданская война или минор захватывает город. На самом деле отличие от первого пункта только в том, что вам само меню войны при этом не показывается и вы можете разруливать ситуацию сразу. Если же вам объявляет войну через меню фракция из середины списка при расчете хода, то ваши бывшие марионетки наносят своими действиями зачастую сокрушительный эффект экономике, особенно если ее войска были в тылу. Они могут убить ваши армии и стабильные провинции вывести на -20 к порядку, что грозит восстаниями и это все как снежный ком. А самое главное, привычка к прибавке от марионеток увеличивает и вашу армию: а когда все отключаются, расходы могут превышать доходы. Вы уходите в минус, все марионетки с вами воюют и вам сразу некернили в нескольких провинциях или вообще захватили незащищенные города.
3. Попав в баг империи ваши марионетки оставаясь марионетками перестают с вами торговать. Как только вы увидели расторжение торгового договора с марионеткой, поздравляю, вы в баге империи.
4. Причём, свойства лидеров фракций и их отношение к вам перестаёт влиять вообще на происходящее. У вас будут отношения 1000 плюс, марионетка будет верной, лояльной, опасливой, бездеятельной. Но вы не сможете с ней ни торговать ни избежать предательства.
Правда есть один плюс. Если вы попали в баг империи, то сразу после отсоединения марионеток, часть фракций можно сразу снова мирно сделать марионеткой обратно ( с получением полной суммы вознаграждения доступной для выплаты и другими ништяками типа жён).
Но стратегически быть в баге марионетки очень круто, надо только продумать своё поведение и каких марионеток делать марионетками в первую очередь.
Первое правило - марионетками делайте в первую очередь тех, кто может нахимичить в вашем тылу
Второе правило - когда попали в баг, посмотрите кто приносит больший марионеточный доход и сразу после отсоединения присоединяйте назад именно эти фракции
Третье правило - Чередуйте марионеток так, чтобы они всегда воевали друг с другом далеко от ваших территорий. Это позволяет вам заниматься своими задачами когда они дерутся между собой. Следствие из этого. Старайтесь не брать марионеток соседних провинций.
Последнее поясню на примере. Допустим вы пустынная империя (гараманты или Аксум), которая попала в баг империи и имеет марионеток и воюет с Франками и Саксами. У них по одному городу базовому и куча войск рядом с городами. Если вы возьмёте в марионетки сразу обоих, то они друг с другом не воюют. Если вы возьмёте одну из них, они спустят свои войска друг на друга. Поэтому берите сначала саксов, потом после отсоединения - франков. И война между ними не закончится.
И последнее, что про баг империи важно написать. Я в начале этого поста уже упоминал и сказал, что остановлюсь на этом ещё раз. Все дело в том: что как только вы в баге империи набираете кучу марионеток, вам и вашим марионетками начинают объявлять войну фракции, которые навредить напрямую вам не могут, но из-за бага вы теряете всех марионеток и доход от них за ход. Получается, что для вас потенциально опасна каждая фракция способная объявить войну. Вы объявить войну никому не можете, так как тоже теряете всех марионеток при этом. Поэтому единственное верное решение в этом случае такое. Как только от вас в очередной раз отсоединились марионетки, объявляете войну всей карте (если у вас были союзы или ненападения, предварительно их разорвите, чтобы в репутацию не нагадить). После того как объявили войну, возьмите в марионетки тех, кто вас может напрягать у ваших границ и доберите доходными. Война пойдёт на дальних рубежах, а вы сможете не бояться предательств. Ваши марионетки не могут объявить войну друг другу и никто не может объявить вам войну - вы итак воюете все против всех. Единственная опасность, которая остаётся - это мятежники-миноры и сепаратисты. Если они появляются и захватывают город, вы получите по багу империи соскочивших марионеток и вы опять воюете со всей картой. Но в войне все против всех вы получаете приличную стабильность и если воевать осторожно, мятежники не захватывают города.