Несколько слов о Бритонской кампании или размышления о сложностях в RTWВ ожидании выхода RTW2 многие решили вспомнить старые времена и поиграть в первую часть. Меня, как особенного любителя именно этой игры серии TW, нынешний тренд также не обошел стороной. Что есть в RTW, чего не видно в других играх серии? Для меня – это невероятная затерянность, чувство одиночества посреди пустынных варварских земель, еще не тронутых цивилизацией. Игра позволяет ощутить толщу времен, отдаленность тех героических событий – вот что особенно ценно на мой взгляд. Не в последнюю очередь этому способствует возможность просмотра городов на боевой карте вне битв, в мирном режиме. Впрочем, сейчас хотелось бы обратить больше внимания на другой аспект игры, а именно, на ее сложность. Именно она зачастую становилась опорой для критиков RTW – пройти основную кампанию на вх/вх для опытного игрока не составляло труда практически за любую фракцию, что привело к созданию огромного количества модов, усложнявших игровой процесс. К сожалению, большинство таковых выходили с одной общей слабостью – разработчики не ставили себе труда отследить сложность на всей протяженности кампании за различные фракции, вследствие чего моды на RTW по своей сложности все как один чем-то напоминают оригинальную кампанию за Селевкидов – жуть как сложно вначале и пляжный отдых на 20-30-ом ходу.А ведь на самом деле и в оригинальном RTW есть задачи, выполнение которых совсем не так легко, как может показаться на первый взгляд. Сравнительная сложность игры за различные фракции RTW – предмет споров. Традиционно считается сложной игра за упомянутых Селевкидов из-за уязвимого стартового положения. Однако, концентрация усилий на Египте с аккуратной обороной северных границ приводит к успеху весьма быстро и доставляет вволю золота для развития и выхода на войска среднего уровня, а их разнообразие у Селевкидов достаточно, чтобы бить любого противника. Армения (условно неиграбельная фракций, но все мы знаем, как это исправить), Понтийское царство, Греки, Фракия, Парфия –имеют множество слабостей, но и большое количество плюсов, позволяющих выезжать в дамки даже против сильно раскачанных оппонентов.Может быть, какая-то фракция из сугубо варварских удовлетворит наш запрос? Скифы – слишком сильная кавалерия (а она в RTW страшна до невозможности при верном управлении, только лучшие фаланги могут выстоять против нее, использующей тактику растаскивания и трехстороннего удара, но и они гибнут, если у врага есть стрелковая кавалерия).Германские племена? До известного патча, поправившего дело с берсерками, имевшими три хитпойнта (патч урезал их до двух), эта фракция вообще была непобедима с учетом наличия собственных, хотя и очень слабых, фаланг и неплохой кавалерии (для берсерков и кавалерии надо было раскачать соответствующие храмы, что у варваров – задача очень легкая).Галлы? Нет, уж очень приятные стартовые позиции, огромная армия по начальным меркам и собственные особо крутые лучники.Даки? Да они и не совсем варвары, у них даже есть собственные осадные орудия.Испанцы? И они не годятся – мало того, что у них есть пехота карфагенского строя (хотя и младших уровней), и прекрасная кавалерия, так еще и есть своя специальная двуххитпойнтная ударная пехота.Остаются только племена гордых бриттов. Вот уж у кого нет почти ничего (на первый взгляд). Пеших дешевых лучников нет (только убогие слингеры), осадных орудий нет, кавалерии нет (одни собаки), фаланг нет, да что у них вообще есть?! Колесницы – да, но далеко не лучшие. Их колесницы хуже, скажем египетских аналогов, но… вот тут-то и начинаются нюансы.Бритонская кампанияИтак, играем – RTW (последняя стим-версия), изменения в клиент не вносились (кроме открытия фракции бриттов), сложность – вх/вх. Конечно, опытный игрок без труда пройдет основную кампанию за бриттов – 50 провинций +власть над Римом (мы ниже расскажем об этом подробно), но пройдет ли он короткую кампанию? Здесь таится один из сюрпризов игры – пройти короткую кампанию за бриттов на вх/вх почти невозможно. Не знаю как вам, а мне это не удалось за шесть попыток, потому что (о неожиданность!) здесь раньше нас выигрывает другая фракция. Египет выполняет условия короткой кампании быстрее вас, как бы вы ни старались. Допускаю, что прохождение за бриттов все же возможно – но оно требует фантастической аккуратности. Все дело в условии, касающемся галлов. Уничтожить галлов – дело плевое, но слишком быстро это не сделать потому, что Патавиум и Нумантия слишком далеко друг от друга. И если к Нумантии можно подойти, не ввязавшись в войну с испанцами, то Патавиум не взять без войны с Юлиями, а она отнимет несколько ходов. В общем, оставляю эту задачу на пытливые умы – намекну лишь, что секрет успеха здесь, видимо, находится в ударе на Патавиум с севера, через горы, а не от Медиоланума, как это обычно делают, а также в том, чтобы не брать все немецкие города к северу от Патавиума до полной ликвидации галлов, что сэкономит некоторое время.А сейчас рассмотрим основную кампанию за бриттов – возможности фракции, стратегию, тактику боя.1) Возможности фракции (войска)При всей слабости бритонских боевых юнитов, у бриттов есть несколько важных плюсов. Первый и главный – их боевые колесницы носят их генералов, а это значит, что вы получаете юнит колесниц (пугающих пехоту, и способных выстоять против не очень сильной конницы, и, зачастую, догнать ее – обратим внимание), который имеет 5 хитпойнтов и восполняемость. Хиты для колесниц – остро важное свойство, поскольку у них традиционно очень низкая защита. От хитов зависит, сколько вы продержитесь до бегства врагов. А к бриттским генеральским пяти хитам добавьте еще и некоторые приобретаемые свойства генералов, которые поднимают хиты, и вы получите неубиваемый убер-юнит (только на копья не лезть!).Далее – бриттские легкие колесницы. Хороши? О да, у них прекрасная дальность стрельбы, они мобильны, и неплохо бьют слабую пехоту с тыла.Бриттская пехота до избранных мечников – полное убожество, но в сочетании с друидами, она крепко стоит в бою, а избранные мечники рубят в капусту даже римских принципиев, если мораль при атаке находится на хорошем уровне.Вообще, мораль играет огромную роль при игре за варваров – ей нельзя пренебрегать. Пользуйтесь всеми возможными средствами для ее поднятия. Кричите своими пехотинцами (да, у них есть такая возможность), не забывайте включать таунтинг у друидов и подбадривать войска генералом.И, наконец спецюниты – воины воад и метатели голов. Они доступны при раскачке храма Андрасты (улучшающем и все прочие войска, произведенные в городе). Воад хороши тогда, когда у вас еще нет избранных мечников, но, к сожалению, они долго нанимаются. Я почти не использовал их и не советую вам. А вот метатели голов – это страшная сила. Метательный урон у них – 20 единиц или более, что является невероятным показателем для простых (не осадных) метательных войск в RTW. Метатели – незаменимое средство для борьбы с фалангами, они работают только на малом расстоянии, но воистину сносят врага (еще и пугают его своим видом и снарядами).Последнее, о чем надо помнить – это о балансе наемных войск. С найма в поле в Галлии им Германии мы будем брать кавалерию, мусорную пехоту, на юге – фаланги и лучников, а также метателей дротиков (иллирийцев и пелтастов, а также очень нужных слингеров балеарик, встречающихся в Испании – показатель метательного урона у них 9, что при их хорошей дальности весьма неплохо). На востоке Германии есть возможность найма двух очень интересных юнитов – пехоты бастарне (отличная ударная двуххитпойтная пехота – хотя и очень дорогая) и тяжелой кавалерии, а на юге у греков встречаются критские лучники, отличающиеся потрясающей дальностью стрельбы. Также у греков, но и на юге Италии есть хорошие копейщики – наемные фаланги (они же встречаются далеко на востоке, в Припяти и, кажется, Скифии), в Италии есть еще копейщики-самниты. Наконец, в районе Кирты в Африке у вас будет возможность найма слонов (!! Правда, это обойдется в 4000 золотых).2) Возможности фракции (города и экономика)Здесь на старте все печально. Города бедны, денег нет, растет все крайне медленно. При игре на huge-размере юнитов за бриттов всплывает еще одна неприятная особенность – города быстро оказываются без населения при интенсивном найме. Поэтому до максимального (третьего) уровня городов желательно не вести там активного найма, а воевать главным образом за счет наемников. В то же время, бритты могут строить порты второго уровня, а также имеют специализированные храмы (Британии), активизирующие торговлю. Поэтому, правильный баланс храмов может обеспечить вам неплохое развитие даже в начале игры.Итак, строим храмы Британии там, где нам нужна морская торговля, храмы Бригантии (друиды) там, где нам нужен быстрый рост населения, и храмы Андрасты там, где нам нужно активно воевать.При захвате вражеских городов на начальном этапе проблем с ассимиляцией не возникнет, а вот впоследствии вы столкнетесь с такой интересной штукой, как культурная несовместимость. Она возникает, если вы берете город, принадлежавший и построенный другой культурой (римской, греческой, восточной и т.п.). Она дает ухудшение общественного порядка в городе на 5-50%, и, если при игре, скажем, за Рим, обычно была возможность просто полностью перестроить город под свою культуру, то за бриттов так, скорее всего, не получится. Дело в том, что ограничение трех уровней города, действующее для варварских фракций в RTW, не позволит вам перестраивать дворцы соответствующего уровня римской или иных культур. Также и стены выше второго уровня, пашни, а дороги – так и выше первого уровня. Все же, старайтесь перестроить все, что возможно (даже посредством сноса при необходимости) – это даст вам снижение «культурного беспорядка» до 25-30% в случае, если от вражеской культуры остался дворец, стены, пашня и дороги.3) Тактика бояВ битве за бриттов многое зависит от того, на каком этапе игры вы сражаетесь. В самом начале вы будете гонять галлов как мотыльков за счет наемных войск и генеральских колесниц (важно понимать, что колесницы генералов из-за своих хитпойнтов способны вырезать конных варварских генералов стандартного количества – то есть не лидеров фракции – просто в лобовом столкновении). Используем тактику выманивания, растягивания вражеских порядков и дело в шляпе. С германцами будет сложнее – там есть фаланги. Но они отлично бегают, когда сильно испугаются, так предоставляйте им такую возможность за счет ударов с тыла.В целом битвы за бриттов на раннем этапе сводятся к быстрому маневрированию колесницами и пехотой с целью выманивания генерала противника и захода в тыл его пехоте.А вот что делать при драке с испанской кавалерией или римской пехотой или скифскими лучниками?По собственному опыту скажу, что относительно умеренную по части убойной силы испанскую и скифскую кавалерию лучше всего принимать на массу пехоты с хорошей моралью (черт с ними с потерями), римская пехота (до реформы Мария) бьется также, как и германская, а скифских конных лучников придется догонять колесницами или наемной кавалерией – ничего не поделаешь, тут придется терпеть потери в ценных юнитах.Может быть, нам составят проблему легкие слоны Карфагена или фаланги греков, фракийцев и македонян? На слонов у нас есть опять же масса пехоты + некоторые типы наемников, которые имеют бонус против слонов (между прочим, слингеры способны взбесить слонов, несмотря на то, что у них нет огненных снарядов), а фаланги можно губить метателями голов – особенно эффективно это делается на переправах. Но что же делать с тяжелыми слонами или римской пехотой и кавалерией позднего периода? Ответ на это лежит в стратегической плоскости. 4) Стратегия кампанииНа самом деле, стратегия кампании за бриттов проще, чем может показаться. Конечно, это вх – на нас катят бочки все, кто их вообще умеет делать. Но в самом начале у нас есть хороший шанс заключить альянс с германцами – пользуемся этой возможностью и атакуем галлов. Помним, что как только мы возьмем Алезию, германцы станут искать случай нас атаковать, и найдут, когда наши армии уйдут на юг. Поэтому в запасе надо держать одного генерала в районе Самаробривы (как раз того, который у вас ранее ходил брать Тару), он возглавит наступление на Германию, когда та предаст вас.Выход к Нарбо Мартиус и Массилии означает, что вскоре к вам приплывет полная армия Юлиев, готовимся заранее, и разбиваем ее за счет колесниц трех-четырех генералов и активного маневра. Далее используем наемников, чтобы быстро нарастить одну армию до двух (не нужно делать полные – хотя бы по три четверти), и шлем одну в Кельтиберию (брать Нумантию – идем осторожно, пока что не заходя на испанские земли), а вторую – от Массилии в Медиоланум. У Медиоланума можно опять разделиться и одной частью бить галлов, а второй – сдерживать Юлиев.Важно понимать, что желательно поддерживать общий объем армии на достаточном уровне. У меня сложилось ощущение, что именно объем армии (как и количество одновременных войн) до определенного момента сдерживает некоторые фракции от нападения на вас – как, скажем, Испанию. То есть при аккуратной игре, вы нападете на Испанию, а не она на вас. Скорее всего, к этому моменту вы уже разобьете и германцев – они очень быстро истощают свои города наймом.Все дальнейшее в кампании является техническими моментами, за исключением следующего. В предыдущем пункте мы обратили внимание на римскую пехоту позднего периода (после реформы Мария) и тяжелых слонов Карфагена. Что делать с ними? Правильный ответ – ничего. Вы должны вести кампанию так, чтобы не встретиться с этими юнитами. Да, их можно бить и бриттами, но потери при этом будут тяжелейшими даже при аккуратной игре.Следовательно, вы должны ликвидировать римские фракции до реформы Мария, а Карфаген хотя бы выбить из главных регионов (Карфаген, Тапсус, Кирта и нумидийский Тинги). В раннем разгроме Рима по существу есть только одна сложность – армии Сената. К ним нужно подойти с осторожностью. Во-первых, главная сенатская армия имеет в своем составе несколько кавалерийских отрядов генералов, причем, как правило, лидера фракции и наследника одновременно. Поэтому под них нельзя подставлять пехоту на открытом пространстве. Во-вторых, сенатские армии не выходят (по крайней мере, я этого не зафиксировал) за пределы римской провинции – пользуйтесь этим, чтобы хорошо подготовиться к атаке. Вам потребуется две полных армии с хорошими генералами, содержащие по два генеральских юнита и не менее двух стрелковых колесниц в каждой. Хорошо, если основой таких армий будут избранные мечники и в составе будут метатели голов, но я решал задачу на вх/вх, имея только простых мечников и без метателей. Обратите внимание, что у Рима течет река, на которой есть две переправы. Одновременно, в один ход займите обеими армиями эти переправы – и удержите атаку Сената любой ценой. Скорее всего, врагу удастся прорвать оборону переправы – подготовьтесь к тому, чтобы произвести отходной маневр, ни в коем случае не позволяйте своим колесницам биться у воды (они просто туда попадают). Отходим назад (пусть даже пехота побежит – обычно, если пришлось отходить от моста, значит, пехота и так уже бежит) колесницами, выманиваем генералов врага и уничтожаем их ударом всех колесниц разом, в т.ч. стрелковых, а потом постепенно перемалываем пехоту врага, разошедшуюся по всей округе.В итоге, несмотря на огромные потери, мы получим остатки наших двух армий против очень маленького римского гарнизона – враг не успеет нанять новые войска. Относительно Карфагена можно рекомендовать заключить с ними союз после начала войны с Испанией (они охотно на это идут), и предать их, когда война с Испанией подойдет к концу. Имея Испанию за спиной, мы легко снесем кордовский гарнизон, а когда наши римские армии захватят Италию и Сицилию, вторжение и взятие Карфагена станут неизбежными.Разгром даков дело настолько неинтересное, что его даже и рассматривать неохота, достаточно сказать, что эта задача решается как побочная при войне с бруттской фракцией Рима (туда ведется одна армия, формируемая в районе Патавиума, и еще одна с севера). Со скифами можно не связываться слишком плотно до поры, ограничившись взятием Домус Дульчис Домус и провинции Припять, а фракийцев не ликвидировать, пока они держат в своих границах победителя в конфликте между Грецией и Македонией. При разных условиях там может выиграть и та и другая сторона – причем для нас, скорее выгоднее выигрыш греков, поскольку у них хуже с тяжелой кавалерией, и, несмотря на наличие одного из самых сильных пехотных юнитов в игре - спартанских гоплитов (двуххитпойнтная фаланга). Но я умудрялся вообще не связываться с греками – оставляем чуть-чуть Брутиев в Аполлонии, чтобы греки не снесли их слишком быстро, фракийцев в их границах – и они все отлично держат македонцев и греков (учитываем, что с Сицилии греков давно уже выбили).Иной метод сдерживания греков и македонян – насылание чумы. Города в том регионе расположены очень компактно, что позволяет использовать тактику разнесения чумы шпионами. Шлем в регион пять-шесть шпионов и ждем, пока там в одном из городов естественным образом не возникнет чума. Затем разносим ее шпионами по всем городам противника – и рушим ему население процентов на 30-40 со всеми вытекающими (в городе, зараженном чумой, практически останавливается торговля, опасно вести найм – заразу разносят не только генералы и шпионы, но и нанятые в таком городе простые войска, так можно заразить и полевую армию, если туда будет введен больной войсковой юнит). Потом греков можно брать голыми руками.По ходу дела забираем еще и Пальму с Сардинией и доходим до искомого числа провинций. Желательно в процессе перенести столицу куда-нибудь ближе к Риму – чтобы снизить общую коррупцию (коррупционные потери городов в значительной степени состоят из административных издержек – чем дальше от столицы, тем коррупция выше) и протестные настроения (которые также тем выше, чем дальше город от столицы). Кампания выиграна.Может быть, вы захотите добиться тотального доминирования и захватить всю карту? Это возможно, но требует очень активной игры. Вам нужно будет успеть все сделать до того, как города в тылу сильно вырастут – к сожалению, варварского уровня развития не хватает, чтобы удерживать в повиновении города, выше 25 тыс. населения даже вблизи столицы с полным гарнизоном, а хороших генералов-управленцев всегда мало.Я решал эту задачу следующим образом – ликвидируем все игровые фракции затем подводим войска к мятежным городам (надо следить, чтобы их не становилось более 4-5) и захватываем их разом. Карта наша – бритты, с их убогими стартовыми позициями, позорным уровнем технологий и слабыми войсками, становятся вашей волей властелинами игрового мира.И не забудьте взять Гиперборею – провинцию-шутку разработчиков. Наверняка, все уже давно знают, где она спрятана на карте, поэтому не будем тут на этом останавливаться, скажем лишь, что тамошние амазонские колесницы – наверное, самый сильный колесничный юнит в игреУдачной проверки этого исследования тем, кому нравится фракция бриттов в RTW!
С уважением, Ereter Fortruner Forta