Нажмите, чтобы прочитать Древнее королевство гномов когда-то располагалось почти под всей территорией Тедаса, но после того как на Глубинных тропах появились порождения тьмы, подземному народу пришлось покинуть свои тейги. В настоящее время от великого королевства осталось только несколько разрозненных городов, да руины былых твердынь – печальное зрелище.
Но прежде чем это случилось, было время великого процветания и становления королевства гномов.
Этот государство основано Дурином Бессмертным, за несколько тысяч лет до появления Тевинтерской Империи. Путешествуя на юг, он достиг высокогорного озера, где увидел отражение звёзд в воде в виде короны, сверкающей над его головой. Приняв это как благоприятный признак, Дурин впоследствии сделал это место своим новым домом.
В Кэл – Хирол – столице нового королевства Дурин основал клан Эдукан, став королём Дурином I. Впоследствии пятерым из его потомков и наследников давали его имя, поскольку они были очень похожи на своего праотца. Их считали перевоплощениями Дурина Бессмертного.
С течением времени Королевстов гномов росло и крепли его торговые связи с наземными соседями. В частности с новообразованным государством Империя Тевинтер, с которым у гномов до сих пор сохранились теплые отношения. Главное богатство королевства состояло не в железе, серебре или золоте, а в драгоценном камне — лириуме, который можно найти только на Глубинных Тропах.
Но в 800 ТЕ древние Магистры в попытке разбудить древних богов начали Первый Мор, который нанес сокрушительный удар по Королевству гномов. Подземный народ был не готов к подобным битвам. Один за другим падали тейги гномов, и даже големы, созданные Каредином, не могли удержать натиск порождений тьмы. В конечном счете, из тысяч колоний под контролем королевства осталось только одна – Орзаммар. Когда ворота древнего города закрылись еще приходили вести с фронтов, о том, что многие из колоний продолжают держаться. Но Совет Диширов принял тяжелое решение – спасти то немногое, что было здесь, пожертвовав теми, кто остался за воротами. Это год вошел в историю как год мучительных решений. Но спустя двести лет выяснилось, что Орзаммар не единственный город, который уцелел Кэл – Шарок так же выстоял, но его обитатели запомнили предательство собратьев, и теперь отказываются даже слышать о гномах Орзаммара и признавать их правителя своим королем.
Орзаммар нынешняя столица гномов, когда-то служившая всего лишь пристанищем для каст рудокопов и кузнецов. Все изменилось во времена Тевинтерской империи, когда Совершенный Гарал переместил всю верховную власть в Орзаммар, дабы наблюдать за едва начавшейся торговлей с верхним миром. Из всех известных нам городов и поселений гномов только этот имеет выход на поверхность. Орзаммар расположен глубоко под землей, в самом сердце Морозных гор. Город, изгибаясь дугой, отходит от королевского дворца, выстроенного вокруг природного выхода лавы. Расплавленный камень, непрерывно извергающийся оттуда, освещает и обогревает всю пещеру. Верхний ярус Орзаммар - Алмазные залы, отдан касте знатных воинов, чьи дома высятся рядами по обе стороны от королевского дворца, а также Хранителям, которые ведут летописи и оберегают знания гномов. Нижний ярус - это Общинные залы, где господствует каста торговцев и выставляются на продажу лучшие произведения орзаммарских ремесленников. В центре лавовой реки располагается Арена Испытаний, соединенная дамбой с Общинными залами. Это священное место, где гномы по древней традиции улаживают споры. На одном берегу огненной реки находятся развалины старинных гномьих дворцов, давно обветшавших и пришедших в негодность. Жители Орзаммара называют это место Пыльным городом, обитают же в нем гномы касты неприкасаемых. На другом берегу реки начинаются Глубинные тропы, некогда соединявшие самые отдаленные уголки подземной империи. Не стоит считать их какими-нибудь темными и мрачными туннелями - это подлинные произведения искусства. Геометрия стен отражает столетия тщательного планирования, изваяния Совершенных стоят на всех участках пути, а потоки лавы дают тепло и свет. К сожалению, почти все они были запечатаны еще во время первого Мора, дабы уберечь Орзаммар от нашествия порождений Тьмы. В наши дни почти все сведения об этом лабиринте подземных дорог утрачены даже для их создателей.
Гномы Орзаммара не похожи на своих сородичей, которых можно встретить в большинстве человеческих городов. Хотя Орзаммар наживает огромные богатства на торговле с королевствами людей, все гномы, которые отправляются наверх, чтобы заняться этим делом, лишаются положения в обществе. Гномы-торговцы стали настолько распространенным явлением в городах людей, что у многих людей сложилось впечатление, будто вся эта раса поклоняется выгоде и прибыли. Однако наземные гномы — нетипичное явление. Они согласны разорвать все связи со своим народом и пожертвовать рангом, дабы успешно вести дело. Гномы же, живущие под землей, одержимы честью — своей собственной и своей семьи. У большинства знатных гномов кольчуга составляет непременную часть даже парадных одеяний, ибо мимолетное оскорбление часто приводит к бою не на жизнь, а на смерть. Эти гномы почитают совершенство и стремятся достичь его во всем. Даже члены касты слуг иногда объявляются Совершенными, как правило, посмертно — в качестве признания за безупречную службу
Как ни опасно ошибиться в кастовой принадлежности гнома, куда опасней ошибиться в его связях со знатными домами Орзаммара. Все в этом городе с кем-то связаны — кровным родством или устным соглашением. Дворяне не занимаются коммерцией, ибо это дозволено лишь торговцам. Но знать оказывает покровительство торговле. Знатные гномы вкладывают деньги в магазины и мастерские ремесленников, а взамен получают как долю прибыли, так и солидный кредит. Торговцы и воины также извлекают пользу из служения влиятельному покровителю.
Относительная власть каждого дома весьма переменчива. Как правило можно безопасно заключить, что самым влиятельным является дом, представитель которого восседает на троне, но ступенькой ниже начинается неразбериха. Дома заключают союзы друг с другом посредством брака. Они зарабатывают почет и уважение, когда верные бойцы или сами члены дома побеждают на Испытаниях. То же происходит, если ремесленник, которому покровительствует данный дом, становится модным или популярным, или если торговец, в дело которого вложены деньги дома, богатеет. Степень власти, приобретенной этими достижениями, настолько неясна даже для самих гномов, что знать нередко бросает друг другу вызов на Испытаниях с целью решить, чьи кузнецы мастерят лучшие пряжки для поясов или чьи слуги лучше воспитаны. Но и торговцы нередко спорят, чей знатный покровитель завоевал больше популярности, потому что успех покровителя — успех и его подопечного.
Нагляднее всего это видно в Совете, где собираются деширы, представители всех знатных домов. Хотя Орзаммаром формально правит король, избирает его Совет, так что короли вынуждены постоянно трудиться, зарабатывая поддержку деширов. Непопулярный король может обнаружить, что Совет не считает его наследника достойным трона. В таком случае власть переходит к другому дому.