Давным-давно в далёкой-далёкой галактике люди захотели сшибить бабла. Чтобы не рисковать, решили сильно не фантазировать, а просто реанимировать «всё уже хорошо знакомое и родное». Это как N-ый по счёту прощальный концерт Пугачёвой, Scorpions или ещё каких-то динозавров эстрады: все песни давно известны, исполнитель постарел и подохрип, наряды родом из 1980-х смотрятся на дедушках-бабушках несколько нелепо, но всё такое знакомое и родное, что хочется на перечисленные «фе» закрыть глаза и снова ощутить те же приятные чувства, что и «тогда». Короче, пипл билеты покупает.
В результате такого «консервативного» подхода к сочинению сюжета из «Эпизода 7» получилась «Новая надежда» v2.0:
- дроида с критически важной информацией выбрасывают на пустынную планету
- там его находит аборигенша-сирота
- они сруливают с ТатуинаДжакки на «Тысячелетнем Соколе»
- пустынная жительница – протагонист обнаруживает в себе Силу и потенцию к джедаизму
- распухшая до неприличных размеров Звезда Смерти – новодел уничтожает мирную демократическую планету
- вооружённые ценными знаниями об «ахиллесовой пяте» новой имперской вундервафли главные герои попадают на базу повстанцев, где совместно разрабатывают авантюрный в своей смелости план
- драматическая сцена на узком мостике над технопропастью между сыном и папой, из которых один за «красных», другой – за «белых» (ой, нет – это из «Империя наносит ответный удар»)
- «безумство храбрых» в виде всё того же рейда малочисленных всё тех же Х-крылых истребителей повстанцев
- Звезду Смерти взорвали, нео-Вейдер спасся, повстанцы ликуют.
(Показательно, что моя супруга, которая перед походом в кинотеатр не могла вспомнить, смотрела ли она предыдущие эпизоды, после просмотра спросила меня «Почему они в каждой части взрывают эту Звезду Смерти»?)
Основной инвентарь (звезда смерти, имперский и повстанческий флот, Хан, Лея, Чуббака, песчаная планета, дроиды, штурмовики, император и его ученик) перекочевал без особых изменений из «Канона» (4-6 эпизоды). Если Хан, Люк и Лея (в постаревшем варианте с бубликом на голове Тимоху здорово напоминает) несут на себе скорбную печать времени (особенно Хан – прям как из компашки «Неудержимых пердунов»), то вот Чуббака, к счастью, был хорошо занафталинен (как, кстати, и куртка Хана Соло), и потому со склада вернулся «вечно молодой», даже с тем же патронташем через мощную волосатую грудь. Хотя прикольнее было, если б оба были под стать: появляется дедушка Соло, а с ним поседевший и побитый молью Чуббака )))
«Новшества», конечно, есть, но лучше б их и не было, а сняли просто ремейк «Новой надежды»:
- Комроты-доминатрикс штурмовиков в по-цыгански красивых полированных доспехах.
- Парад военщины Неоимперии перед первым запуском вундерваффе настолько «партийный съезд в Нюрнберге», что в определённый момент кажется, что смотришь «Нацисты на Луне». Ясен пень, и у «старой» Империи аллюзии к Третьему Рейху были достаточно прозрачные (даже на уровне напоминающих фельдмютце обр. 1943 кепок офицеров), но тут уж слишком топорно.
- Совершенно непонятно из фильма, почему одновременно существует Верховный Порядок, Республика и некое Сопротивление – последнее это вообще что? Как оно соотносится с существующей пока Республикой? М.б. уже написаны многочисленные талмуды с пояснениями «почему же так», но в фильме это всё выглядит несколько бредово.
- Нео-Вейдер – косплеющий своего дедушку юный дебил с внешностью романтического вампира из фильмов для девиц, лишь вступающих в прекрасную пору половой зрелости, и с комплексами Родиона «Твари Дрожащей» Раскольникова: сцена слезливых бормотаний над оплавленной каской деда тому подтверждение. Если Вейдер был киборгом, и «маска с причандалами» являлась суровой необходимостью (как и астматический голос через противогаз), то у непутёвого сына Хана Соло маска и искажённый ею голос – сугубо дешёвые понты.
- В качестве учителя и наставника нео-Вейдера не придумали ничего оригинальнее окончательно мутировавшего в сторону ожившей мумии нео-Императора. Чрезмерность и безвкусица лезет и здесь: если, к примеру, в 1-6 частях Палпатин буднично визуализировался в виде максимум ростовой голограммы, то теперь Верховная Мумия для воплощения требует огромного зала-храма и голограммы размером с пароход, вызывая лично у меня почему-то аналогии с Ужасным Злым Правителем из «Защитников Галактики» или ещё чего-то в этом же духе. (Не удивлюсь, если впоследствии окажется, что «Огромный Тёмный Властелин» в реале – маленькое сморщенное существо; это достаточно избитый голливудский приём.)
- Если ранее для приобретения Силы приходилось (Энакин и Люк) достаточно долго тренироваться, камни поднимать и прочее (вон Люк к концу 4-го эпизода с помощью Силы разве что «чуйку» включил, когда бомбу в вентшахту Звезды Смерти сбрасывал «без приборов»), то теперя для того, чтобы «знать кунгфу», понадобилось лишь пощупать световой меч из сундучка – ретранслятора таинственных голосов. Откуда афроштурмовик-ренегат фехтованию научился – вообще загадка.
В завершение хотел первоначально написать о том, что состряпать настолько банальный сюжет при обилии всяких литературных продолжений, «канонов» и т.п., надо было ещё постараться. Однако, дело в первую очередь не в сюжете: вон в «Безумном Максе» он вообще примитивный (едут на автоцистерне и отстреливаются весь фильм), но реально цепляет и долго не отпускает (лучшее, что я видел пока в этом году). В «Войнах клонов» – калейдоскоп событий, даже тяжело вспомнить, о чём, собственно, фильм. Но он зрелищный.
Уже увидев афишу «Эпизода 7» (опять звезда смерти, ситх, Хан, Лея, штурмовики) и трейлеры, не ожидал мега-оригинальной истории и какого-то прорыва, но бодрый среднячок, думал, состряпают.
Не сложилось.
P.S. Понравилось десантирование в самом начале, эпичные панорамы останков имперского флота на Джакке и завершающая пафосная сцена.