Оно как раз нечёткое. В указанных цитатах речь идёт скорее о множественности восприятия. Когда Толкин пишет о приложениях, его, как видишь, смущает не само наличие приложений, а их форма. Смущает же его скорее возможность однобокого восприятия его текстов - ну, вот как игры в некую псевдо-историю. Так я понимаю этот отрывок.четкое определение:
Кроме того, всё надо воспринимать контекстуально, и тут нельзя не вспомнить его знаменитые слова о том, что он хотел бы создать мифологию для Англии. Мифологию он как раз и создал, так что, хотел он того или нет, придётся пожинать плоды этого. Да, мифология, разумеется, не такая же, что и в древние времена, но функционирующая по схожим схемам. Так, вполне логично, что мифология будет толковаться по-разному: от полюса "сведущих" (интеллектуальный, философский пласт; в нашем случае - филологическое и культурологическое прочтения произведений Толкина) до полюса "профанов" (быт, суеверия, обряды; в нашем случае - игры и околоигровая сфера). Дистанция тут примерно такая же, как между трудами Блаженного Августина и покраской яиц на Пасху.
Опять же, логично, что для поддержания мифологии требуются тексты, причём самые разноплановые. От космогонии до сказок, грубо говоря. Ну, и со своего рода наукой это то же может быть связано. Вспоминается, например, Сага об Инглингах, где мифология тесно переплетается с более или менее реальной историей. В этом плане чисто "технические" приложения о растениях и минералах выполняют примерно ту же функцию.
Логично и возникновение апокрифов. Конкретно в случае толкиенизма проблема не в самом бытовании апокрифов (какой-нибудь ЧКА), а в их качестве. Всё-таки, чтобы бросить вызов Профессору, нужно не уступать ему по уровню.
Я не вижу ничего плохого, например, в существовании "Неоконченных преданий" - всё-таки это достаточно законченные и связные тексты, которые просто нужны для обогащения мифологии. И не только для этого: я бы "простил" НП хотя бы за то, что в них есть "Нарн и хин Хурин" - жемчужина, которая могла бы быть просто потерянной из-за излишнего пуризма. Всегда надо слушать писателя - и в то же время не слушать его. В конце концов, Кафка, будучи при смерти, приказал сжечь все свои произведения. Какую бы Вселенную мы потеряли, если б его друзья на это решились! А ведь, даже незаконченный, "Замок" остаётся шедевром. То же и в случае Толкина.
К более "вольным" вещам типа "Утраченных сказаний" я уже отношусь более скептически, потому что это действительно "черновые" черновики, либо устаревшие. Значение они должны иметь только в литературоведческом ракурсе.
____________________
Извини за резкость, но комментировать и опровергать тот потешный бред, что приведён по ссылкам, у меня даже желания нет. С реалиями ролевого движения я знаком не по статьям. Воспринимать подобные опусы могу лишь в духе историй о готах-сатанистах и асоциальных, "опасных" металлистах.
____________________
Резюмируя: однобокое прочтение Толкина в "игровом" ключе я, разумеется, не приемлю. Тут я с тобой солидарен. Но не приемлю я и полное отрицание такого прочтения, а уж тем более его демонизацию.
Сообщение отредактировал Tryggvi: 21 февраля 2013 - 11:45