Данная статья посвящена русско - касожским, хазаро - касожским, русско - хазарским взаимоотношениям и период охватывает со 2-го по 13-й век. Прежде чем раскрыть тему статьи, необходимо коротко рассказать о касогах и хазарах [1].
Касоги – одно из наименований части адыгского [2] этноса, населявшей в основном берега реки Псиз [3]. Самое раннее упоминание касогов в русских летописях, находится в «Повести временных лет». Знаменитый российский этнограф Гумилев не доверяет ее автору, обвиняя его в предвзятом видении истории, утаивании и искажении многих исторических событий. Доктор исторических наук К.Ф. Дзамихов [4] считает, что «важнейшее значение имеет установление автора первоначальных текстов, времени и места их создания, обстоятельства и целей включения известий о касогах в русские летописные своды. Изучение и использование летописных известий об адыгах, начиная с касожского периода и далее вплоть до XVI–XVII вв., необходимо вести в тесной связи со всей историей русского летописания. Широко аргументированная и подробная разработка проблем русского летописания в трудах таких известных отечественных ученых, как А. А. Шахматов, М. Д. Приселков, Б. Д. Греков, А. Н. Насонов, Д. С. Лихачев, Б. А. Рыбаков и других, позволяет сделать вывод о том, что сведения о касогах первоначально появились в Никоновском своде 1073 г. и на его основе вошли в последующие своды».
В источниках разных народов адыги назывались по-разному: у грузин - Кашак, Кашаг; у армян - Гашк; у византийцев - Касах; у арабов - Кашак; у русов - Касог. До сих пор этноним, в форме «касач», известен современным осетинам - так называют они своих соседей кабардинцев, а плоскостную Кабарду - «Касачское поле». По свидетельству Константина Багрянородного [5], область «Касахия» [6], примыкает к стране аланов. Также, по показанию арабских географов, народ кашак жил в соседстве аланов, между Кавказским хребтом и морем Рум [7]. Греко-византийский этноним «зих» [8] им видимо не был знаком, не упоминали зихов ни русские, ни хазарские памятники, за исключением «Кембриджского Анонима». Из сказанного можно сделать вывод, что этноним «касог» тождественен этнониму «зих», но относилось к северным адыгам.
Теперь перейдем к хазарам ... Гумилев считал их остатком скифского союза племен [9], кочевья которого располагались от Северного Причерноморья до Предкавказья. О том же говорит и «Повесть временных лет», подразумевая под скифами древнее досарматское население степей Предкавказья. Во 2-3 веках хазары были еще малочисленным племенем и занимали берег Каспийского моря между реками Терек и Сулак. Вероятно, из-за смены климата в Северном Прикаспии, обитавшие там кочевые племена сарматов сдвинулись на запад, а их территории от Терека до низовьев Волги освоили хазары. Хазария, с ее многочисленными протоками и тростниковыми зарослями, была естественной природной крепостью. После сарматов через Предкавказье последовательно проходили орды гуннов [4 в.], булгар [5 в.], авар [6 в.], мадьяр [венгры] и печенегов. Хазары же до 6 в. спокойно жили в Западном Прикаспии, пока не появились тюркюты. Тюркюты - маленький этнос монголоидного происхождения, так называемые «древние тюрки», возглавившие огромный союз кочевых племен - Тюркский Каганат [4-8 вв.]. Они дошли до Дона и Черного моря, где булгары [10] и хазары вошли в состав Каганата. Когда Тюркский Каганат начал разваливаться, хазары приняли у себя бежавшего царевича тюркютской династии Ашин и прогнали булгар.
Под военным руководством тюркютов [650-810 гг.] хазары успешно отражали периодические нашествия с юга арабов, что сплотило эти два народа, причем, тюркюты оставались кочевниками, а хазары - земледельцами. В 6 в. Хазария приняла бежавших из Ирана евреев. Войны с арабами привели к освобождению части земель Хазарии, что позволило беженцам осесть там. В 8 в. к ним стали присоединяться евреи бежавшие из Византии, именно благодаря ним, в начале 9 в., маленькое ханство превратилось в огромное государство. Обращения хазар в иудаизм не было, т.к. еврейская община жила среди хазар и тюрко-хазар обособленно. Вообще, для удобства основное население Хазарии можно назвать «хазары», «тюрко-хазары» и «иудео-хазары».
К концу 8 в. иудео-хазары начали постепенно проникать во властные структуры Хазарии, действуя своим излюбленным методом - роднясь через дочерей с тюркутской аристократией. У детей тюрко-хазар и евреек были все права отца и помощь еврейской общины во всех делах. А дети евреев и хазарок становились своего рода изгоями [караимы] и жили на окраине Хазарии - в Тамани или Керчи. В начале 9 в. влиятельный иудей Обадия взял власть в свои руки и положил начало еврейской гегемонии в Хазарии, действуя через хана-марионетку династии Ашин, мать которого была еврейка.
Но не все тюрко-хазары приняли иудейство. Вскоре в Хазарском Каганате произошел переворот, вылившийся в гражданскую войну. «Старая» тюркютская аристократия подняла мятеж против иудео-хазарской власти. Повстанцы привлекли на свою сторону мадьяр [венгров], иудеи наняли печенегов. Константин Багрянородный описывал те события так: «Когда у них произошло отделение их от власти и возгорелась междоусобная война, первая власть [иудеи] одержала верх и одни из них [восставших] были перебиты, другие бежали и поселились с «турками» [мадьярами] в печенежских землях [низовье Днепра], заключили мир и получили название кабаров».
Некоторые исследователи связывают название этого союза племен («кабар») с наименованием современных кабардинцев, намекая на их тюркское происхождение. Эта гипотеза не имеет под собой оснований, т.к. по народным преданиям кабардинцев, наименование своей земли (Кабардей) они получили от владельца тех земель по имени Кабард. А подобное имя могло быть популярным в те времена, чему свидетельствует несколько фактов: 1) Существование местности Кабарди, между реками Бельбек и Кача, близ Таганрога; 2) Существование там же одной из многочисленных генуэзских крепостей - Кабарди; 3) Древние нередко назвали Минерву, богиню городов, войны и ума, Минервой Кабардинской [11].
Поэтому не удивительно, что адыги, в большом количестве жившие в те времена в генуэзских крепостях и их окрестностях [12], использовали имя «Кабард». Вероятно, именно они, вытесненные монголо-татарами через Крым в Тамань, а после в Пятигорье, стали предками кабардинцев.
В 9 веке иудео-хазарский каган пригласил варяжскую дружину князя Олега для войны с мусульманами Южного Прикаспия, посулив раздел Восточной Европы и помощь в захвате Киева. Захватив в 882 г. Киев самостоятельно, Олег отказался выполнять условия соглашения, началась война. В источнике «Кембриджский аноним» перечислены враги хазаро-иудейской общины: «Асия [осетины], Баб-ал-Абваб [Дербент], Зибух [зихи?], Турки [венгры], Лузния [ладожяне, т.е. варяжская дружина Олега]». Примерно в 957 г., после крещения киевской княжны Ольги в Константинополе, т.е. после заручения поддержкой Византии, началось очередное противостояние Киева и Хазарии. Благодаря союзу с Византией, русов поддержали печенеги. Союзниками хазар были ясы и касоги, но они были лишь данниками и преданность их иудейскому правительству сомнительна.
Самое раннее упоминание о касогах содержится в летописном рассказе, описывающем поход Святослава в 965 г. Лаврентевская летопись сообщает по этому поводу следующее: «Одоле Святослав козарам [хазаров] и град их Белу Вежу взя. И ясы победи и касоги». В летописи по Ипатьевскому списку к этому фрагменту добавлено: «... и приде к Киеву». А.А. Шахматов, реконструируя Древнейший Киевский свод, выделял фрагмент «и ясы победи и касоги» как вставку позднейшего редактора. Этот момент, по словам К.Ф. Дзамихова, не всегда учитывается современными исследователями, которые, описывая южную часть пути Святослава от Семендера до Саркела, пользуются приведенным известием как абсолютно достоверным. При изучении этих событий ученые привлекают сведения из трудов древних арабских историков Ибн-Хаукаля, Ибн-ал-Асира и др., а также анонимной «Записки греческого топарха» начала Х в. В последних не содержится никаких фактов о походе русов на земли ясов и касогов. В.Н. Татищев, основываясь на не дошедших до нас летописных источниках, пишет, что в 967 г. «Святослав, елико по призыву Никифора, царя греческого, на болгар, толико по своей обиде, что болгары помогали козарам, пошел паки к Дунаю. И сошедшись у Днестра, где болгары, козары, касоги и ясы в великой силе Святослава ожидали, не хотя Днестр перепустить». Как говорит летопись, Святослав не стал биться с объединенным войском своих противников, а двинулся вверх по Днестру. Отсюда К.Ф. Дзамихов делает вывод, что Святослав действительно имел военные столкновения с касогами и ясами в промежутке между 965-м и 967 гг., но нет свидетельств того, что они были им в этот период покорены. Если бы они были приведены в зависимость в 965 г. Святославом, вряд ли государственные образования касогов и ясов были настолько жизнеспособны, чтобы через два неполных года оказаться в союзе болгар и хазар против русов.
Остатки иудео-хазар осели в Дагестане [горские евреи] и Крыму [евреи-караимы]. Хазары и тюрко-хазары остались, соответственно, на Тереке и Дону, в дальнейшем именуясь «бродниками» [13]. Сын Святослава - Владимир захватил в 988 г. хазарскую крепость Тмутаракань и отдал ее в княжение малолетнему сыну Мстиславу. После взятия Владимиром византийской крепости Корсунь [Херсонес] в Крыму, отношения с Константинополем осложнились. Византия наслала на Русь печенегов, в результате чего последней были потеряны причерноморские степи.
По мнению Гумилева, Мстислав был воспитан в Тмутаракани среди иудео-хазар, а главными противниками его друзей была "тмутараканская группировка касогов". Далее, «Повесть временных лет» сообщает о походе в 1022 г. тмутараканского князя на касогов и дает подробное описание поединка Мстислава с касожским князем Ридадой:
«В год 6530 (1022) пришел Ярослав к Берестью. В то же время Мстислав, который владел Тмутараканью, пошел на касогов. Узнав же об этом, князь касожский Редедя вышел навстречу ему. И, когда стали оба полка друг против друга, сказал Редедя Мстиславу: «Чего ради мы будем губить наши дружины? Но сойдемся и сами поборемся. И, если одолеешь ты, возьмешь имущество мое и жену мою, и детей моих, и землю мою. Если же я одолею, то я возьму все твое». И сказал Мстислав: «Будь так». И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, а борьбой». И схватились бороться крепко и долго боролись, и начал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О, Пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, построю церковь во имя твое». И, сказав это, ударил Редедю о землю. И выхватил нож, зарезал Редедю. И пошел в землю его, взял все имущество его и жену его, и детей его, и дань возложил на касогов. И, вернувшись в Тмутаракань, заложил церковь Святой Богородицы, и построил ее, стоит она и до сего дня в Тмутаракани».
Как и летописное известие о походе Святослава в 965 г., так и сюжет о единоборстве Мстислава с Ридадой, восходит к своду Никона (1073 г.), который жил в Тмутаракани в 1061-1066 и 1073-1074 гг. В эти годы он еще мог встретить здесь очевидцев событий 1022 г. К.Ф. Дзамихов считает, что анализируя данный сюжет, необходимо учитывать время, в условиях которого он создавался, ведь составленный Никоном свод выражал церковные интересы - условием победы Мстислава, по летописи, являлось его обращение к божественной силе. Позже, в XVI-XVII вв., трактовка единоборства в русском летописании опять меняется. В условиях освобождения от татаро-монгольского ига, создания централизованного государства, захвата Астрахани и Казани, борьба Мстислава с касогами изображается как борьба с антихристианской и богопротивной, т.е. языческой силой, а Ридада характеризуется как «супостат», «варвар» и «безбожник». А еще позже сюжет пленения семьи Ридады послужил при составлении родословных некоторых российских боярских фамилий (XVI-XVII вв.). По преданию, два сына Ридады были крещены Мстиславом и получили имена Юрия и Романа. К ним и возводили свои генеалогии многие боярские фамилии России: Белеутовых, Сорокоумовых, Глебовых, Симских, Добрынских и др.
Легенда о единоборстве Ридады достаточно хорошо сохранилась в адыгском фольклоре. Еще в первой половине XIX в. она была приведена адыгским просветителем Ш.Б. Ногмовым [14] в работе «История атыхейского народа». Согласно приведенному им адыгскому преданию, «князь Идар с Эльжеруко Хамишевым [15] и Редедею, собрав кахов [16], хагаков [17] и воинов из других адыхейских племен, пошли на Тамтаракай ... когда обе армии сблизились, Ридада, по обычаю тогдашних времен, захотел решить участь войны единоборством. Он стал просить у тамтаракайского князя бойца и говорил ему: - «Чтобы не терять с обеих сторон войска, не проливать напрасно крови и не разрывать дружбы, одолей меня и возьми все, что имею». Князь тамтаракайский согласился и не стал искать в своем войске единоборца, а пошел сам на вызов великана. Противники сняли с себя оружие, положили его на землю и начали борьбу, продолжавшуюся несколько часов. Наконец Ридада пал, и князь поразил его ножом. Происшествие это прекратило войну, и адыхейцы возвратились в отечество, более сожалея о потере лучшего воина, чем о неудаче предприятия».
В отличие от русской летописи, адыгское предание, согласно Ногмова, имеет продолжение. Спустя несколько лет адыги собрали значительное войско с намерением отомстить за смерть Ридады и завоевать тамтаракайскую землю. Для увеличения своих сил они просили помощи у опсов [18], и те им прислали до 6000 отборных людей. Война продолжалась некоторое время с величайшим упорством с обеих сторон. Наконец адыго-абазинское войско победило и разорило всю область Тамтаракайскую. С того времени ведется пословица у адыгов: «Тамтаракай ухъу», т.е. «Да постигнет тебя участь Тамтаракая». В русских летописях имя Тмутараканского удела исчезает в XII столетии и Ногмов считал, что предание и пословица оставшиеся в народе, доказывают, что это событие совершено касогами.
Но вернемся к Мстиславу ... В 1023 г. он с иудео-хазарским и касожским войсками пошел на Киев, где княжил старший брат Ярослав. Тот встретил Мстислава с наемным варяжским войском, но потерпел поражение. Решающим фактором в битве стали «северяне», которых Мстислав бросил на передовую, жалея своих людей, за что народ и не принял его как нового киевского князья. Мстиславу пришлось договариваться о мире с братом, после чего Ярослав вернулся в столицу, а ему отошли земли на левобережье Днепра [Черниговское княжество]. Тогда касоги покинули князя и вернули свои земли, о чем и сообщает Ш.Б. Ногмов. Мстислав служил брату до самой смерти [1036 г.], а иудео-хазары, не сумев сделать из Киева вторую Хазарию, вернулись в Тмутаракань.
В 1055 г. половцы пришли в степи Предкавказья и Причерноморья, тем самым затруднив сообщение Руси с Тмутараканью, в которой в это время сложились две противоборствующие группировки: 1) Глеб Святославич с асами [19], касогами и половцами, стремившийся к самостоятельности княжества; 2) иудео-хазары, которые были за развитие торговых отношений с Византией и Русью.
В середине 11 в. в Тмутаракань, бывшую всегда местом для русских князей-неудачников, прибыли внуки Ярослава - Ростислав и Борис. Они, при поддержке влиятельной партии иудео-хазар, выгнали из княжества Глеба Святославича. Но в 1065 г. с помощью киевского князя Святослава тот вернул себе княжение. После ухода киевских войск, Ростислав снова прогнал Глеба, заодно обложил данью касогов и другие соседние народы.
Летописец Никон, как сообщалось выше, в 60-х гг. XI в. находился в Тмутаракани, т.е. являлся очевидцем прихода князя Ростислава Владимировича в Тмутаракань и его отравления византийцами в 1066 г. Из летописи известно, что «Ростислав сущю Тмутаракани и емлющю дань у касог и у инех стран, сего же убоявшеся греци, послаша о лестью котопана», т.е. греки были обеспокоены экспансией тмутараканских князей в отношении Кавказа и Тавриды, в связи с чем, подослали к Ростиславу своего человека, который и отравил его.
После смерти Святослава, его власть была объявлена узурпацией, а сыновья стали изгоями. Князь Олег Святославич бежал в Тмутаракань [1078 г.] к брату Роману. Но иудейская община была на стороне пришедших к власти в Киеве князей Всеволода и Изяслава. В результате нескольких столкновений, князь Борис погиб в бою, Роман был убит иудеями, а Олег [ими же] отправлен в плен в Византию. Наместником в Тмутаракани был посажен некто Ратибор, но уже в 1081 г. сюда бежали два очередных князя-изгоя - Володарь и Давыд. Они прогнали Ратибора и захватили княжество.
В 1083 г. новый император Византии освободил князя Олега. Вернувшись, тот отомстил за свое изгнание, истребив, при поддержке все той же партии касогов, апсов и половцев, остатки иудео-хазар в Тмутаракани. В 1094 г. Олег взял с собой своих сторонников, среди которых, конечно же, была касожская дружина, и ушел княжить в Чернигове [севернее Киева]. Тамань он формально оставил своему союзнику - Византии, но реально ею завладели касоги. Тмутараканский период, по мнению К.Ф. Дзамихова, явился первым опытом для адыгов и славян в знакомстве с культурными достижениями друг друга. В Тмутаракани строились церкви, монастыри, что влияло на еще большую христианизацию касогов и зихов. В свою очередь, в Южной Руси при постройке и украшении церквей стали пользоваться кавказским орнаментом, начали приглашать к себе местных иконописцев (абхазо-абазин) и т.д.
Далее, началось заселение генуэзских крепостей на побережье Черного и Азовского морей зихо-касогами, их проникновение во властные структуры. Но этой благоприятной ситуации, как всегда, помешало нашествие кочевых племен. В 1222-1223 гг. на Северный Кавказ приходят «монголо-татары». Разбив союзные силы половцев [кыпчак], аланов и касогов, а затем союзные силы русских и половцев, они образуют Монгольскую империю. Приход монголо-татар заставил адыгское население Северного Приазовья мигрировать в Крым, о чем мы уже упоминали выше. Наименования в источниках страны адыгов «Зихия» и «Касогия» постепенно сменилось на «Черкасия», а этнонимы «зих» и «касог» - этнонимом «черкас», полученным от татар. Но это уже не относится к теме нашей статьи.
Примечания:
- Подразумевается, что о росах и так известно многое
- Здесь и далее под этнонимом адыги подразумевается народ более известный в мире как черкесы. И обратно, под черкесами будет подразумеваться весь адыгский народ, а не только жителей современной Карачаево-Черкесии.
- Псызэ (Псыжь) - местное адыгское наименование реки Кубань, точное значение которого утрачено. Есть версии, что Псызэ переводится как: 1) «река старая», 2) «князь старый», 3) «река бурная»
- Касболат Фицевич Дзамихов - доктор исторических наук, профессор кафедры Истории Отечества Кабардино-Балкарского госуниверситета. Имеет 75 научных публикаций, среди которых: «Отечественная историография социально-экономического строя Кабарды в прошлом»(М, 1984); «Адыги: вехи истории»(Нальчик,1994); «Кабарда во взаимоотношениях России с народами Кавказа, Поволжья и Крымским ханством (середина 16 - конец 18 вв.)» (Нальчик, 1997, в соавт.); «Адыги и Россия (формы исторического взаимодействия)»(М,2000); «Вопросы политической истории народов Северного Кавказа»(Нальчик, 2001);«Адыги в политике России на Кавказе (1550 - начало 1770-гг.)» ( Нальчик, 2001 г.)..
- Константин Богрянородный - византийского императора 10 в. н.э.
- Касогия - страна касогов (северных зихов или адыгов). Занимала примерно территорию по руслу Кубани, от Таманского полуострова до Алании (аланы - ирано-язычное сарматское племя), часть восточного берега Азовского моря.
- Море Рум - Черное море.
- Зих - еще одно наименование адыгов, возможно местное. Так называли тот период адыго-абхазский союз племен на побережье Черного моря, живших примерно от Новороссийска до Сухуми.
- Скифы не были единым народом. Вся Скифия представляла из себя несколько больших племен объединенных в союз, причем греки иногда называли скифами многие племена жившие к востоку от них, в «Азии» (славян и т.д.).
- Булгары - Отставшие от гуннского союза племен утигуры и кутригуры, которые заняли земли между Кубанью и Доном.
- Кабардей (Кабартей) так и переводится с адыгского языка - «Кабарду принадлежащее». В народных преданиях сохранилось имя первостепенного дворянина Кабарда Тамбиева, получившего земли на востоке Черкесии в награду за оказанную Великому Князю Черкесии услугу. Согласно сведениям Николая Витсена (17-18 вв.), «Кабарда - небольшая черкесская область. Минерва у древних имеет название Кабардия, по-видимому, в определенном месте, а именно в этой местности; говорили также ... Минерва Кабардинская».
- В бассейн Черного моря генуэзцы и венецианцы, а вкупе с ними пизанцы, флорентийцы, тосканцы и прочие итальянские коммерсанты стали проникать еще в XII в. В 1169 г. генуэзцы первыми добились от императора Мануила I Комнина важнейшего для себя указа, по которому им разрешалось торговать в Черном море. На территории между Таной (Азов) и Себастополисом (Сухум), заселенной в те времена черкесами, в XIII-XV вв. насчитывалось 39 торговых поселений генуэзцев. Все эти поселения, в большинстве случаев кварталы, размещались в приморских зихских (черкесских) населенных пунктах и городах. Генуэзцы в Зихии поселялись исключительно с согласия местных князей или вождей; их торговые поселения платили дань зихским предводителям и не обладали правом экстерриториальности (т.н. dominum directum)
- Бродники - упоминавшийся в летописях народ, кочевавший в Предкавказье. Считаются одними из предков казаков.
- Шора Бекмурзович Ногма (Нэгумэ Шорэ) - кабардинский просветитель, историк, филолог, поэт, общественный деятель. Родился в 1794 г. в родовом ауле Ногма на р. Джуца (Юца) недалеко от современного г. Пятигорск, в дворянской семье.
- Кабардинский князь Идар и бжедугский князь Эльжеруко Хамишев - персонажи адыгской истории 16 века, ошибочно привнесенные народом или самим Ногмовым в легенду о Ридаде.
- Кяхи - так кабардинцы называли западных адыгов, живших на относительно равнинных землях за р. Кубань. Примерный перевод - «низовые».
- Хегайки (Шегаки) - адыгское племя занимавшее Таманский полуостров и окрестности Анапы.
- Опсы (Апсуа) - так в некоторых исторических источниках называли абхазов и абазин.
- Здесь «асы», судя по Ногмову, - это апсы (т.е. абхазо-абазины). Хотя, может быть и ясы (осетины).
Источники и литература:
- Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и Великая степь». Москва, «Мысль», 1989.
- Дзамихов К.Ф. «Адыги в политике России на Кавказе (1550 - начало 1770-гг.)». Нальчик, 2001.
- Бейтуганов С.Н. «Кабарда в фамилиях». Нальчик, «Эльбрус», 1998.
- Гудзий И.К. «Хрестоматия по древней русской литературе». Москва, 1952.
- Карамзин Н.М. «Предание веков». Москва, «Правда», 1988.
- Ногмов Ш.Б. «История атыхейского народа». Нальчик, «Эльбрус», 1994.
- Бларамберг И.Ф. «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и вольное описание Кавказа». Глава 7. Описание Осетии.
- Самир Хотко «Генуэзцы в Черкессии (1266-1475)»
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи