В этой работе я попытался свести воедино все разрозненные факты и упоминания об ордене Святого Гроба с целью дать общее, не мифологизированное представление о том, какая организация подразумевалась под этим названием в различные исторические периоды. Главной целью работы ставилось показать, что рыцари Святого Гроба являлись не военно-монашеским орденом, а крестоносным братством, после чего были преобразованы в понтификальный светский рыцарский орден. В статье не рассматриваются религиозные некатолические и светские организации с подобным названием. Так, существовавшее в Иерусалиме порой параллельно латинскому православное братство Святого Гроба, в обозрение не включено.
Александр Трубников a.k.a Monfore
Легенды о происхождении ордена.
Происхождение Ордена рыцарей Святого Гроба является объектом оживленных дискуссий. Традицию появления "защитников Гроба Господня" порой относят к евангельским временам, при этом в качестве основателей ордена часто упоминаются апостол Иаков, св. Елена, Карл Великий и Годфруа де Булон.
От апостола Иакова
Происхождение этой легенды основано на евангельской традиции. В "Послании к коринфянам" говорится, что после Воскресения Иисус Христос выделил Иакова среди всех апостолов, удостоив его особенным посещением. После Вознесения Господня Иаков безоговорочно был избран епископом Иерусалимской церкви.
На основании этого некоторые источники утверждают, что созвал первых воинов для служения. Говорят, что это были первые обращенные в христианство римские легионеры, которые поселились неподалеку от Голгофы и оберегали Святой Гроб от осквернений, а во время иудейских войн братство было рассеяно. Никаких документальных подтверждений этот миф не имеет.
От св. Елены
В 325 г мать византийского императора Константина Великого совершила паломничество в Иерусалим, организовала раскопки на Голгофе и приказала возвести там базилику. Именно тогда было канонизировано место усыпальницы Христа- Святого Гроба.
Путешествуя по всему востоку с царственным великолепием, она осыпала бесчисленными благодеяниями, как вообще народонаселение городов, так, в частности, каждого приходившего к ней; се десница щедро награждала войска, весьма много помогала бедным и беспомощным. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения.
На этих строках Евсевия Кесарийского и основывается предположение, что Елена выделила некий военный контингент для охраны места, которое стало объектом паломничества. Как и в предыдущем случае, письменных подтверждений этого не существует.
От Карла Великого
Часто можно встретить и упоминание о том, что Карл Великий совершил паломничество в Иерусалим вместе во своими пэрами и принял титул "Защитника". или "Протектора Святого Гроба". Эта традиция основана на одном из шансон-де-гест 12 столетия, которая так и называется "Le pelerinage de charlemagne" (Паломничество Карла Великого).
Это один из самых древних французских эпосов: он был записан в самом начале 12 века. Он повествует о путешествии Карла Великого и его 12 пэров в Иерусалим и Константинополь. В этой песни не все легендарно, хотя исторический элемент довольно незначителен. В самом деле, Карл Великий поддерживал отношения с Востоком. К 800 году он получил от патриарха Иерусалимского большое количество реликвий, которые были размещены в аббатстве Сен-Дени. Каждый год, на празднике Лендит (от l'endit, лат. indictum, "установленный"), их показывали народу. Именно отсюда распространилась легенда о том, что Карл Великим был щедрым дарителем и хранителем реликвий. Ничего удивительного, что некий трувер решил сочинить поэму о паломничестве Карла Великого в Иерусалим, откуда тот и привез все эти реликвии.
От Годфруа де Булона
Из ряда хроник, современных событиям, в т.ч. и сочинений Фульхерия Шартрского известно, что один из предводителей первого крестового похода, герцог Лотарингии, Годфруа де Булон, будучи избранным первым королем Иерусалима, не принял титул короля, ограничившись званием "Защитника Гроба Господня". Легенда утверждает, что Годфруа назначил особую группу рыцарей для защиты святого Гроба, но никаких письменных свидетельств этому не имеется. Вероятно, эта легенда возникла из-за принятого им титула.
Возникновение ордена Святого Гроба
Исследователь Ги Стейр Сейнти утверждает, что "Не существует ни одного документа датированного периодом между 1099 и 1291 где бы упоминались рыцари Святого Гроба либо рыцарский орден с таким названием". Тем не менее, рыцари Святого Гроба все же, существовали.
Для того чтобы это обосновать, необходимо рассмотреть события, связанные с формированием в Иерусалиме латинского патриархата.
Еще до завоевания Иерусалима за патриарший пост развернулась борьба, которая фактически продолжалась до 1118 г. - начала правления Балдуина II
Церковь Святого Гроба еще в правление Годфруа получила статус кафедрального собора патриархата, и при ней сформировался капитул - совет каноников, из числа которых избирался патриарх. Каноники церкви Святого Гроба возглавлялись архидиаконом, жили по августинскому уставу и представляли собой белое духовенство, т.е. не давали монашеских обетов.
Уже в 1099 г за кафедру вновь организованного латинского патриархата развернулась борьба между папским легатом Дамбертом Пизанским и Арнульфом де Роолом. Вначале на этот пост был избран Арнульф, но в 1100 г. папа опротестовал его назначение.
В этом же году Годфруа де Булон умер. 25 июля 1100 года, при поддержке лотарингских рыцарей и архидиакона Арнульфа королем Иерусалима был избран его младший брат Балдуин, вошедший в историю под именем Балдуина I Иерусалимского.
Патриарх Даимберт хотел превратить Иерусалим в церковное владение, он находился в жесткой оппозиции к королю. Арнульф же в это время занимал пост архидьякона каноников Святого Гроба и пользовался поддержкой Балдуина.
В 1102 Дамберт умер. В 1102-1108 г. этот пост занимал Эвремар, его выборы были признаны недействительными, кафедру снова возглавил новый папский легат, Ибелин де Сабран. С 1112 по 1118 г. пост патриарха занимал Арнульф де Роол, которого можно и считать основателем ордена Святого Гроба.
Именно благодаря Арнульфу капитул церкви Святого Гроба сразу же после своего формирования начал приобретать собственность. Еще в 1100 г. Даимберт как патриарх получил от Годфруа во владение четвертую часть порта Яффа(2 февраля) и сам Иерусалим(1 арпреля). Годфруа вначале согласился с этим решением, но затем сделал оговорку, что передаст в фактическое управление капитулу эти владения только после того как, соответственно, отобьет у сарацин более удобные морские порты и завоюет "Вавилон" (как называли тогда Каир)
Документы, датированные 1103 г. показывают, что в этом году произошло разделение имущества патриарха и капитула церкви Гроба Господня. При этом Жан Ришар перечисляет состав входивших в капитул каноников: архидьякон (глава каноников), главный певчий, преподаватель соборной школы, казначей, иподьякон, и, вероятно, младшие певчие.
Первое письменное свидетельство об ордене датировано тем же годом. Король Балдуин I Иерусалимский дал привилегию ордену каноников церкви Святого Гроба иметь своих рыцарей.
Здесь нужно сказать, что подобная привилегия, в принципе, не была исключением. Так в Италии уже в одиннадцатом веке возникла целая социальная прослойка вальвассоров - рыцарей, который приносили вассальную присягу не светским нобилям, а епископам, получая за это фьефы из состава земель, находящихся в церковном владении. Подобная практика существовала, собственно и в самом Иерусалимском королевстве. Епископы обязаны были по распоряжению короля поставлять на войну установленное число рыцарей. Но вот прямое подчинение рыцарей, принявших крестоносный обет монашескому ордену, очевидно является не только организационным нововведением, но и первым шагом на пути трансформации крестоносных братств в военно-монашеские ордена.
Согласно спискам земель Иерусалимского королевства Жана Ибелина, в 12 веке Капитул Святого Гроба выставлял в королевскую армию 500 сержантов. Здесь, по-видимому, речь идет не о конниках, а о пехоте. Подобная воинская повинность в Иерусалимском королевстве, как говорилось выше, была возложена на все местные диоцезы.
В 1113, Папа Пасхалий II в письме упоминал о существовании ордена и о его предназначении. В 1114 году, как пишет Гийом Тирский, патриарх Арнульф заменил белых каноников черными. Вероятно, Балдуин позволил Арнульфу, как своему стороннику, создать собственную рыцарскую клиентелу для того, чтобы усилить его позицию.
После 1115 года хронист, автор Иерусалимской истории, капеллан иерусалимских королей, Фульк Шартрский становится каноником церкви Святого Гроба и, вероятно, занимает должность казначея - его заботам были доверены сокровищница и реликвии, хранившиеся в храме. В своих трудах он несколько раз упоминает о канониках Святого Гроба, но ничего не говорит о рыцарях.
Примечательно, что в дошедших до нас его текстах нет упоминаний ни о первых тамплиерах, ни о рыцарях Святого Гроба.
Таким образом, датой учреждения католического монашеского ордена Святого Гроба можно считать 1103 г., а временем его становления 1103-1114.
Прямых упоминаний о существовании рыцарства Святого Гроба не существует, но есть подтвержденные факты, которые позволяют с достаточно высокой степенью достоверности судить о том, что некие рыцари у ордена все же существовали.
Известно, что по структуре белого духовенства, глава кафедрального клира, (чем, в сущности, и были каноники церкви Святого Гроба) именуется архидьяконом. В то же время глава монашеского ордена, живущего по августинскому уставу, именуется приором. Как показывает труд Ж. Ришара и сборник Стасюлевича, в церкви Святого Гроба эти должности существовали одновременно, при этом приор четко упоминается в хрониках не менее двух раз. Первый - как лицо, которое обязано было присутствовать при извлечении из ларца "Писем Святого Гроба" - свода законов Иерусалимского королевства, второе - как лицо, которое было направлено вместе с войском в 1187 г. патриархом Ираклием для сопровождения и охраны Святого Креста.
Таким образом, можно сделать вполне обоснованный вывод, что функции архидьякона и приора были в ордене разделены. Вероятно, приор ордена Святого Гроба имел под началом определенный, пусть и небольшой воинский контингент, в обязанность которого входила охрана самой церкви, а также находящихся в ней государственных ценностей и христианских реликвий.
Вторым, хоть и косвенным, но существенным фактором является и то, что орден Святого Гроба постоянно упоминался в документах о пожалованиях и дарениях наряду с военно-монашескими орденами.
Орден в период Арденн-Анжуйской династии
Следующей важной датой, как для истории Латинского Востока, так и для ордена Святого Гроба стал приход к власти Иерусалимского короля Балдуина II в 1118 г. В этом же году умирает патриарх Арнульф, и его место занимает Гарамонд де Пикиньи, ярый приверженец нового короля.
В хрониках этого периода ни слова не говорится ни об участии рыцарей орден Гроба Господня в политических событиях, ни в военных кампаниях. По всей вероятности, это крестоносное братство было очень малочисленным и закрытым. Нам неизвестны ни его структура, ни численность, ни состав, ни имена.
Существует одно дискуссионное соображение, связанное с легендой об основании ордена тамплиеров, изложенной Гийомом Тирским в его хрониках.
По информации архиепископа, после того, как Балдуин де Борк, вскоре после коронации, принял у себя будущего первого великого магистра Гуго де Пейна, для вновь прибывших рыцарей было освобождено целое крыло королевского дворца, которое по утверждению хрониста, им "уступили каноники церкви Святого Гроба".
Можно ли считать это дарение жестом доброй воли со стороны каноников? Кто располагался в этом крыле, когда оно принадлежало ордену Святого Гроба?
Дело в том, что наследование короны Балдуином де Борком, вероятно было узурпацией. Патриарх Арнульф, союзник Балдуина де Булона к тому времени уже умер, и освобождение крыла королевского дворца для новых рыцарей - земляков и людей, лично преданных основателю новой Арденн-Анжуйской династии иерусалимских королей (будущих тамплиеров) было просто освобождением помещений для новой королевской гвардии.
Кстати, здесь вероятно и можно отыскать корни о "первых девяти тамплиерах", про которых говорит в своих хрониках Гийом Тирский. Девять рыцарей, живущих во дворце до передачи этих помещений Гуго де Пейну, вполне возможно были именно рыцари ордена Святого Гроба - такое количество рыцарей более соответствует нуждам по охране относительно небольшой церкви, чем контролю паломнических путей.
Дальнейшая судьба рыцарства Святого Гроба в хрониках не отражена крайне фрагментарно. По неподтвержденной информации из статьи Сейнти, В 1122 папа Калликст II издал буллу, учреждающую орден Святого Гроба, как светское крестоносное братство с "особой ответственностью защиты базилики Святого Гроба и града Иерусалима от нападений мусульман". Также, в 1155, Папа Адриан IV в письме Раймонду, графу Барселоны упоминал Орден святого Гроба наряду с госпитальерами и тамплиерами, то есть приравнивая его к военно-монашеским орденам.
Существенным свидетельством существования именно рыцарского братства Святого Гроба является завещание короля Альфонса I Арагонского, датированное 1131 г. За неимением сына-наследника, он разделил свое королевство между Храмом Госпиталем и Гробом Господним:
"Таким образом, после моей смерти, я оставляю, на правах потомков и наследников Гроб Господень в Иерусалиме и тех кто его блюдет и охраняет и служит ему, и Госпиталь нищенствующих в Иерусалиме, и Храм Соломона и его рыцарей, что несут там службу во имя всего христианства...".
Очевидно, что Арагонский король, упоминая орден Святого Гроба, выделяет его военную функцию.
Имеется также существенное свидетельство в хрониках анонимного автора, "О земле Иерусалимской и ее обитателях", датированных периодом 1168-1187 г.
"Об уставе Гроба Господня. В церкви Гроба Господня находятся каноники, следующие уставу святого Августина, и их приор имеет инфулу, посох, кольцо и сандалии Понтифика, и они выказывают повиновение только патриарху. И когда патриарх умирает, избрание нового находится в руках этих пяти каноников, а без их выборов никто не может стать патриархом"
В этом же трактате имеется упоминание, которое принято относить к ордену тамплиеров, но не исключно, что речь идет о рыцарях Святого Гроба: "Об уставе храма Господа. В храме Господа живут аббат и обычные каноники, и известно, что есть другой храм Господа, и в этом другом живут рыцари. Первые - клирики, вторые - воины".
Следующее свидетельство, как уже упоминалось, относится ко временам разгрома первого Иерусалимского королевства, то есть 1187 г.
При выступлении христианской армии навстречу Саладину патриарх Ираклий поручил охрану Святого Креста "Приору Гроба Господня" - это вероятнее всего, означает, что вся, или, во всяком случае боеспособная часть этого крестоносного братства (при условии его существования) отправилась вместе с приором и приняла участие в Хаттинском сражении, которое состоялось 4 июля 1187 г.
Как известно, христианское войско потерпели сокрушительное поражение, а Святой Крест был захвачен. В хрониках, которые описывают это сражение, прямых упоминаний об ордене Святого Гроба нет, но можно предположитить, что отдельно упоминаемые среди тех, кто погиб, защищая святой крест "десять рыцарей" и есть члены крестоносного братства Святого Гроба во главе со своим приором.
В пользу гипотезы о том, что ни одного рыцаря Святого Гроба в Иерусалиме к приходу Саладина не оставалось, свидетельствует и то, что тогда, при эвакуации из церкви бесследно пропали "Письма Святого Гроба", именно та реликвия, за которую нес ответственность, не архидьякон и казначей, а приор.
Орден Святого Гроба в период Второго Иерусалимского Королевства.
После того как Ричард Львиное Сердце и Саладин в сентябре 1192 г. подписали мирный договор, султан дал разрешение Гумберту Волтеру, епископу Солсберрийскому, вести закрытые богослужения в ряде церквей на мусульманских территориях, в том числе и в церкви Святого Гроба. Но этот "жест доброй воли" со стороны султана, просуществовала недолго, вероятно из-за невозможности отправлять службу в условиях, равносильных тюремному заключению.
Вскоре после того, как армия Третьего крестового похода отвоевала Акру, и этот город стал новой столицей королевства, один из центральных кварталов города, примыкающий к арсеналу, был отдан под резиденцию патриарха. Там же, после неудачной попытки восстановить богослужение в Иерусалиме, разместился и весь клир.
Никакой информации о том, была ли у каноников в этот период своя рыцарская клиентела и сохранилась ли у ордена должность приора - неизвестно. Но то, что орден в этот период существовал - не вызывает сомнений, так как имеются упоминания о сделанных ему дарениях.
После Четвертого крестового похода и организации Латинской империи многие владения православной церкви были переданы католическим орденам. Рассказывая о захвате имущества православной церкви, византинист Федор Успенский пишет: "В фиванской архиепископии те же отношения между светской и церковной властями приняли более грубые формы. Архиепископия и ее суффраганы терпели насилия со стороны светских владетелей страны, а также и со стороны рыцарей духовных орденов имевших в Фиотии и Фокиде большие владения (между прочим, доселе сохранившийся, известный своей росписью монастырь св. Луки принадлежал ордену св. Гроба, а тамплиерам церковь св. Луки возле Фив)".
Германский пилигрим Вилбранд Ольденбургский в 1212 г. прибыв в Иерусалим, обнаружил в церкви Святого Гроба только священников четырех сирийских церквей. Позже, другой германский пилигрим, жалуясь на то, что он увидел, пишет что "Церковь Святого Гроба стоит с погасшими лампадами, без чести, без защиты и постоянно заперта".
В 1217 году на Латинский Восток прибыла первая группа францисканцев во главе с генералом ордена, братом Илией. Они обосновались в Акре и вскоре распространились по всей Сирии и Ливане, проповедуя среди местного латинского населения и христиан восточных церквей. Как будет показано ниже, именно францисканцы сыграли в восстановлении рыцарства Святого Гроба важную роль.
Следующим этапом в истории ордена Святого Гроба стал период 1229-1244 г, когда Иерусалим временно возвратился под управление христиан.
18 февраля 1229 г. был подписан мирный договор между императором Фридрихом и султаном аль-Камилом. Он определял судьбу Святых мест на ближайшие 10 лет. Иерусалим и окрестности города были возращены латинскому королевству.
В течение года, когда Святой Град находился под интердиктом, наложенным в марте 1229 г по приказу патриарха Геральд де Лозанн до снятия этого интердикта папой Григорием IX после заключения мира с императором в июле 1230 г, клир патриархата в Иерусалим не переезжал.
Существуют лишь упоминания, что тевтонцы, наряду с городской цитаделью, башней Давида, заняли и "барбакан у церкви Святого Гроба", а братья-францисканцы получили в резиденцию в месте третьей остановки на крестовом пути.
Сведения о состоянии церковных дел в Иерусалиме между 1230 и 1239 г. противоречивы.
По одним данным, после заключения мира в Сан-Джеронимо, клирики латинской церкви, находившиеся в Акре, возвратились в Иерусалим, чтобы проводить там службы и иметь местом постоянного пребывания, как это было в 12 веке. По другим - патриарх и клир остаются в Акре, а обязанность "заботы о церкви Святого Гроба", папа Григорий своей буллой возложил на орден францисканцев.
По всей вероятности, именно с этого момента "рыцарство" и "орден" разделяются - каноники Гроба Господня остаются при патриархе, а рыцари орденской клиентеллы переподчиняются францисканцам. Как будет показано ниже, вся дальнейшая история рыцарей Святого Гроба связана именно с этим нищенствующим орденом, для чего имелись объективные причины.
Францисканцы как "внешнеполитическая" сила являются креатурой папы Григория. Еще будучи кардиналом, он быстро оценил возможности этого движения и превратил нищенствующих братьев в могущественный орден, который осуществлял посольства на Восток и обеспечивал присутствие миссий на неподконтрольным светским христианским монархам территориям.
7 декабря 1239 г. правитель Трансиордании, аль-Назир Дауд захватил Иерусалим. Присутствовавшие там латинские священнослужители снова вернулись в Акру.
Через два года, после подписания мирного договора между Ричардом Корнуэлльским (братом английского короля) и султаном Египта аль-Салех Айюбом в апреле 1241г., латинские клирики возвратились в Иерусалим.
Церковные источники, православные и католические, здесь противоречат друг другу, утверждая, что именно они вели тогда богослужения в Церкви Гроба Господня.
Чтобы защититься от сформировавшейся против него коалиции (султанов Дамаска, Хамы, Керака и крестоносцев Иерусалимского королевства), султан аль-Салех Айюб призвал на помощь армию хорезмийцев, которые двигаясь из верховий Евфрата в Палестину, штурмовали Иерусалим.
Они осадили город 11 июля 1244 г. Небольшой гарнизон некоторое время успешно отражал все попытки взять город, но сил для сопротивления многотысячной армии было недостаточно.
В письме великого магистра госпитальеров, которое приводит хронист Метью Парижский, говорится, что после совета было принято решение эвакуировать местное население. Беженцы ушли 24 августа в сопровождении эскадрона (баталии) госпитальеров.
После того как хорезмийцы вошли в город, там начались грабежи и погромы. Оставшиеся христиане стали убегать, ища спасения в Церкви Святого Гроба, где и были перебиты.
Ни о каком организованном или фрагментарном вооруженном сопротивлении там речь не идет. Следует сказать, что ряд историков, которые скептически относятся к хроникам Метью (напр. М-Л. Булст-Тиле), считают это письмо подделкой.
После поражения христиан в битве при Ла-Форби султан Египта прибыл в Иерусалим, нашел город в развалинах, и немедленно распорядился отремонтировать церковь Святого Гроба. Он также приказал фортифицировать ее фасад. Он также назначил восемь хранителей ее входа, эти стражи входили в состав городского совета. Они могли принимать решение об открытии или закрытии дверей церкви, только собравшись вместе, и в этот период в церковь допускались только богомольцы, которые заплатили за вход.
Среди участников важнейших битв того периода, например при Ла-Форби, рыцари святого Гроба не упоминаются.
По неподтвержденным данным Сейнти, "Самый первый отряд рыцарей нашел убежище в Акре в цитадели святого Иоанна, где они были приняты другими группами осажденных крестоносцев. Они там оставались с 1245 г. до падения Акры". Таким образом, если между 1244 и 1291 и были рыцари, которые называли себя "защитниками святого гроба", то они представляли собой клиентелу госпитальеров.
Иерусалимский Патриархат, орден каноников церкви Святого Гроба и рыцари святого Гроба после падения крестоносных государств Латинского Востока.
После падения Акры и гибели патриарха Николая, Иерусалимский патриархат перебазировался на Кипр, затем в Рим и представлял собой титульный патриархат до 1847 г.
Тогда же орден каноников церкви Святого Гроба прекратил свое существование как клир кафедрального собора, и трансформировался в монастырскую конгрегацию. Его члены отчасти перешли к госпитальерам, отчасти к францисканцам и почти все возвратились в Европу. Опираясь на имеющиеся у ордена владения, монахи учредили ряд конвентов во Франции, Испании, Польше, Фландрии и Италии.
Некоторое время руководство конгрегации находилось в Польше.
Рыцари Святого Гроба после падения Латинского Востока
В 1312 г. в своей булле "Gratiam agimus" папа Клемент VI официально возложил ответственность за Святую Землю и за "защиту Святого Гроба" на францисканцев, которые и представляли там римскую церковь вплоть до восстановления Латинского патриархата Пием IX
В 1330 папа Иоанн XXII наименовал приора францисканского дома Хранителем ордена Святого Гроба.
Первое упоминание о светских рыцарях Святого Гроба датировано 1336 г. Вильгельм фон Болдензель приехал в Иерусалим и был посвящен в рыцари братьями Усыпальницы. В последующих документах он пишет о себе как о рыцаре Божественного Иерусалима (Miles in Coelesti Hierusalem) и пишет, как сам посвятил в это братство еще двух рыцарей, исполняя "все ритуалы военных орденов"
В соответствии с упомянутой буллой Клемента VI "Gratiam agimus", францисканские хранители Святой Земли носили титул великих магистров ордена Святого Гроба с 1342 по 1830 ,
В это время всем, вступающим в рыцари Гроба Господня, было необходимо одобрение францисканцев и с этого периода сопровождение пилигримов часто подразумевало вступление в это братство, которое ошибочно называют орденом, так как он не имел монастырского устава, иерархии или собственного имущества. В случаях, когда упоминается орден Святого Гроба, речь идет не о рыцарях, а о канониках Святого Гроба, которые имели конвенты во многих странах.
В 1496 г., папой Александром VI, стремившимся к оживлению паломничества в Святую Землю основан понтификальный светский орден рыцарей Святого Гроба.
В 1459 г. орден каноников Святого Гроба наряду с несколькими другими орденами, которые очевидно более не могли выполнять свои обязанности в Святой Земле, был влит во вновь образованный орден Девы Марии Вифлеемской, но влияние каноников было достаточно велико для того чтобы предотвратить их фактический роспуск.
В 1847 после восстановления в Иерусалиме католического патриархата, папа Пий IX утвердил новый устав ордена, по которому он живет и по сей день.
Сейчас этот орден имеет полное официальное название Орден рыцарей Святого Гроба иерусалимского. (Ordine Equestre Del Santo Sepolcro Di Gerusalemme)
Орден возглавляется великим магистром (который в иерархии римско-католической церкви имеет чин кардинала) и имеет развитую сеть лейтенантств по всему миру, а также представительство в Иерусалиме, которое подчинено латинскому патриарху.
Орден с таким названием является высшей наградой Римской церкви.
разделен Пием IX (1868) на три класса. Знаком ордена служит красный крест, с 4 малыми крестами по углам; раньше его носили на золотой короне, а теперь носят на черной ленте.
Заключение
В результате можно сделать следующие выводы.
1. Военно-монашеского ордена рыцарей Святого Гроба не существовало.
2. При ордене каноников церкви Святого Гроба, возможно, в период между 1103 и 1187 г. существовало крестоносное братство, члены которого именовались рыцарями Святого Гроба.
3. В период между 1312 и 1496 существовал неформальный светский титул "рыцаря Святого Гроба", посвящение в который производилось под патронатом францисканцев.
4. С 1246 по сей день существует светский понтификальный рыцарский орден, который можно связывать с орденом Святого Гроба 1103 г. в большей степени связаны с первыми орденами, чем сегодняшние тамплиеры и госпитальеры.
Перечень использованной литературы.
-- Ordine Equestre Del Santo Sepolcro Di Gerusalemme (cтраница современного ордена Святого Гроба на официальном сайте Ватикана)
-- The Catholic Encyclopedia. 1910. New York: Robert Appleton Company. (сетевая версия 1997 г.)
-- Сеттон, Кеннет, История крестовых походов The Universiry of Whisconsin Press 1969
-- Ришар Жак. Латино-Иерусалимское королевство. Евразия 2000.
-- Noonan, Jr., James-Charles (1996). The Church Visible: The Ceremonial Life and Protocol of the Roman Catholic Church. Viking, p.196. ISBN 0-670-86745-4.
-- Sabino de Sandoni. The Peaceful Liberation of the Holy Places in the XIV Century, Franciscan center of Christian Oriental Studies, Cairo 1990
-- Guy Stair Sainty, The equestrian order of the Holy Sepulcher of Jerusalem. Сетевая публикация.
-- Kington T.L. History of Frederic the Second Imperor V.1 Macmillan & Co 1862 611 p.
-- Barber M. The New Knighthood: A History of the Order of the Temple. Cambridge, 1994
-- Горелов Н. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев XII-XIV веков. СПб., 2006.
-- Recueil des historiens des Nrootiicsea des. Historiens occidentaux(IDC). Vol III
Комментарии
at appropriate place and other person woll also do same in support of you.
Here is my weblog: facebook.com, Chanda: https://www.facebook.com/ExponentsUSA/,
RSS лента комментариев этой записи