План возвращения Святой Земли, представленный великим магистром ордена госпитальеров

Послание великого магистра Госпиталя св.Иоанна Иерусалимского Фулька де Вилларе папе, в котором он излагает с вои взгляды относительно организации нового крестового похода. Документ датирован 1305 г.

Перевод с латыни на английский, проф. Норман Хьюсли
Перевод с английского на русский, Александр Трубников a.k.a Monfore

Аннотация переводчика.

После изгнания крестоносцев из их последнего бастиона - Акры в 1291 году, было предпринято несколько попыток и предложено ряд планов, имеющих целью возвратить христианское правление в Иерусалим и Святую Землю. В приведенном меморандуме, Фульк де Вилларе, великий магистр госпитальеров, предлагает свой план вторжения.

Норман Хьюсли, профессор истории, возглавляет кафедру исторических исследований в Университете Лейчестера (Великобритания). Опубликовано несколько монографий. Является признанным авторитетом в истории крестоносного движения.

НАЧАЛО ТЕКСТА.

Во-первых, мы считаем, что лучший совет, который римский папа может получить по данному поводу – это то, что поход должен быть начат и предпринят с благоразумием. Поскольку это – основа всего предприятия, мы должны избежать тех ошибок, которые сопровождали многие походы, предпринятые [в течение] 118 лет с тех пор как святой город Иерусалим был последний раз потерян, которые известны из дошедших до нас свидетельств и полезных заключений. Нам не следует говорить сейчас о тех походах, которые постоянно преследовали неудачи так, что они не смогли достигнуть благотворного результата. Любой желающий узнать, что случилось, может изучить письма и хроники... [лакуна в тексте], [касающиеся] первого похода [состоявшегося после 1187], к которому светлой памяти папа Климент III призвал короля Филиппа [II] Французского, и короля Генриха [II] Английского, когда он узнал что султан Саладин, отнял у верующих всю Святую Землю, за исключением Тира и Триполи, и других походов, организованных впоследствии, вплоть до похода, к которому призвал Григорий X короля Рудольфа Германского.
Вместо этого, мы начнем, с того, что обратимся к одному из походов, который достиг достойного похвалы конца, потому что был начат хорошо и разумно. Светлой памяти Урбан II находился на этой стороне гор [то есть во Франции], когда он услышал грустную новость о потере Святой Земли 1. Он созвал в Ниму глубоко верующих, епископов и других, тех, кто был поблизости, и проповедовал крест 2, используя все свои усилия призвать людей [к участию] в проходе. Он повторил это в Клермоне, в Авиньоне, впоследствии назначил епископа [Адемара] ле Пюи легатом и военачальником, возложив на него обязанность организации сбора в поход. [Епископ] разделил звание предводителя с Петром Отшельником, который играл почти столь же выдающуюся роль в походе как и сам легат. Так эти мужи были назначены предводителями для организации похода и направления его в Святую Землю. С началом военных действий предводителем похода стал Годфрид Булонский, который и завоевал Иерусалим. Так что мы думаем, что, если поход будет ныне начат в церковном духе, как это сделал папа Урбан [II], то с Божьей помощью, он также достигнет успеха.
Это тот путь, который должно избрать. Наш папа, везде, где только возможно, должен проповедовать крест, призывая и убеждая христиан своими проповедями, предоставляя большие привилегии, пойти и отвоевать Святую Землю. Он должен установить день начала похода, и назвать человека или людей, которые его возглавят. Мы думаем, что дата выступления должна быть назначена [вскоре после проповеди], потому что более длительные периоды создают много препятствий и проблем. Кроме того, люди по своей природе более энергичны и решительны, когда они сталкиваются с перспективой немедленного достижения желаемого. Кроме того, если установлена отдаленная дата, то она впоследствии уже не может быть легко приближена, тогда как, если называется близкий день, а впоследствии требуется его отложить, то это можно осуществить раз или два без слишком большого скандала.
Возвращаясь к назначению предводителей похода, мы думаем, что лучше всего для папы было бы назначить легата, который бы действовал как его полномочный представитель. Этот человек должен быть кардиналом или епископом, который бы был разумным человеком, в котором римский папа был бы уверен, что он будет проявлять к Святой Земле большую любовь, чем к родственникам и своей родине. С ним рядом может находиться светский рыцарь, который окажет ему поддержку и будет помогать ему своими знаниями и способностями, так же как Петр Отшельник помогал епископу ле Пюи, когда был захвачен Иерусалим, как было сказано выше. Кроме того, папа после призыва к крестовому походу и выполнения действий, которые мы описали, должен назначить в качестве своих легатов надежных священников, мирских или монашеских. Они отправились бы через города и земли, населенные верующими, призывая к крестовому походу, предоставляя привилегии, и сообщая дату выступления и имена предводителей таким же способом как мы описали для папы.
В это же самое время, было бы неплохо, чтобы папа предпринял шаги, которые дали бы ему возможность собрать большую казну без которой такой поход невозможен. Это казна должна использоваться во-первых, чтобы обеспечить транспорт и снаряжение, которое очень важно подготовить прежде, чем начнется поход. И пока папа будет искать других более опытных чем мы, тех кто может лучше посоветовать ему, как эта казна может быть собрана 3, мы скажем кое-что об этом в конце этого документа. Из наших рекомендаций следует, что папа не должен собирать общий совет, чтобы объявить и начать общий поход. Епископы и другие священнослужители, те кто прибудет на такой совет, по вызову или по доброй воле, были бы обременены расходами, и таким образом неспособны обеспечить помощь, достаточную для решения поставленной задачи 4.
Транспорт и снаряжение, которые должны [финансироваться] из этой казны приобретаются следующим образом. Сарацины известны своим умом и изобретательностью. Как только они узнают, что христиане начали поход, они поторопятся запастись оружием, железом, смолой, древесиной и всем остальным, что им необходимо для войны. И те злые христиане 5, которые прокляты слепой жадностью к прибыли, будут всеми силами стремиться снабжать их этими вещами, поскольку сарацины могут получить их лишь от нас, стараниями нечестивых христиан. Как только начнется проповедь крестового похода 6, должны быть собраны и отправлены за море двадцать пять галер с хорошими солдатами. Вместе с судами, предоставленными королем Кипра, Храмом, и нами, они были бы способны перехватить суда злых христиан на пути в Александрию или земли Египта. И мы полагаем, что эта скромная флотилия (armamentum) должна быть создана уже сейчас, чтобы уменьшить время, в которое сарацины смогут вооружится и получить упомянутые товары.
Впоследствии, чтобы ослабить сарацин и их побережье, должен быть собран большой флот, так, чтобы начавшийся поход мог легко и мирно высадиться на берег и вступить в бой. Так после собрания упомянутых двадцати пяти галер, было бы целесообразно как можно скорее снарядить пятьдесят или шестьдесят галер. Половина из них должна быть usserii [круглошпангоутные суда], способные нести 400 или 500 лошадей. В течение целого года перед прибытием похода, этот флот вел бы боевые действия по береговой линии султана, которая имеет продолжительность более чем сорок дней пути с постоянными подходами к берегу. Лошадей и пехоту можно десантировать на полдня, совершая набеги и разоряя прибрежные земли, в зависимости от местных условий. Таким образом, увидев как христианское войско высаживается, сарацины будут вынуждены снаряжать отряды, конные и пешие, которые будут перемещаться вдоль берега от места к месту. [Еще одна военная хитрость] – сделать вид, что производится высадка, но не осуществлять ее на самом деле, а отплыть на дистанцию четырех или пяти дней пути (или столько, сколько возможно) за один день или ночь, и затем выгрузить отряды. В процессе таких перемещений и высадок сарацины истощили бы людей и животных, и израсходовали все свои запасы. [Их мирное население] оставило бы свои селения и посевы, которыми большинство из них живет. Их жизнь ухудшилась бы до такой степени, что, когда поход с Божьего соизволения прибудет, то благодаря этим действиям он достигнет в три раза большего эффекта.
Незадолго до дня выступления, предводители бы использовали казну, чтобы начать вербовку в различных землях наемных отрядов - арбалетчиков, всадников, пехотинцев и других, как рыцарей, так и простолюдинов - и собрать их для прохода. Число нанятых отрядов должно зависеть от оценки предводителей, основанной на том, что они видят и слышат, и того, сколько человек, они получат из тех, кто желает выступить в поход из любви к Господу. Как свидетельствуют оценки очевидцев принятия в прошлом крестоносных обетов, в этом случае будет много добровольцев, и нанимать нужно будет лишь вышеупомянутых арбалетчиков и копейщиков (lancearii). Прежде, чем будет объявлена дата выступления, папа должен дать распоряжение Великому Магистру Тевтонских Рыцарей, чтобы со всеми силами приготовиться к походу 7.
Кроме того, папа посредством своих послов и писем должен дать указание всем королям и нобилям, чтобы они не создавали никаких помех домам Храма, Тевтонских рыцарей и нашим, доставлять из их стран оружие, деньги и другие вещи, принадлежащие нам, которые являются необходимыми для обеспечения похода. Также перед установлением даты выступления, и после совета и обсуждения, предводители должны принять меры для закупки продовольствия и для снаряжения флота, который бы доставил припасы и армию. Прежде всего, предводители должны принять меры, чтобы основные припасы доставлялись вслед за армией. Для многих людей, которые присоединятся к походу, скверно и бездумно обеспеченный переход, отсутствие поддержки из-за неправильного информирования или из-за неблагоприятных обстоятельств, приведет к тому, что они не смогут следовать за армией в течение двух месяцев 8 и рисковать жизнью из-за отсутствия продовольствия.
Мы думаем, что до сейчас нельзя говорить ни о дате выступления, ни о местах посадки на корабли и местах назначения, потому что пока еще никто не может дать точных рекомендаций по этому поводу. Чтобы сделать это, мы должны знать, или [по крайней мере] оценивать, качество и количество людей [принимающих участие] в походе, так же как и состояние врага ко времени выступления. Ведь если людей, согласившихся принять крест и рыцарей будет множество то этот совет будет отличен от того который будет дан если рыцарей будет мало. И если силы врага и его размещение будут слабы в местах, куда должен отправиться поход, то не стоило бы направлять поход в то место, где было бы бессмысленно высаживаться, если условия этого места изменятся.
Нужно также полагаться, на то, что сарацины, как благоразумные люди, постараются обеспечить себе всю возможную защиту, когда они услышат, что христиане собираются на них напасть. Они будут делать существенные изменения в своих вооруженным силах и [укреплениях], которые в настоящее время не могут быть известны. Так что мы полагаем, что сейчас по этому вопросу нельзя дать толковый совет. Фактически, мы полагаем, что, даже если бы будущее состояние врага и похода было бы определено, то оглашение пункта назначения не было бы хорошей идеей, потому что нет никакой возможности сохранить его в тайне от сарацин, и они не могли просить ни о каком лучшем руководстве в подготовке их защиты и подготовки опасных засад для христиан. Так что с этими вопросы нужно решать как можно позже.
Теперь мы вернемся к средствам, которыми папа может обеспечить собрание большой казны для похода. Во-первых, он должен установить, что все прелаты и священнослужители, монахи и прочие, независимо от достоинства, звания и статуса, должны заплатить крестоносную десятину от всех их доходов и приходов, за исключением Храма, Госпиталя и Тевтонских Рыцарей, вклад которых в поход должен составить не только десятину, но и все, чем они обладают. Доходы, предназначенные для хлеба насущного церковных епископов, в случае вакантных кафедр, или тех которые станут вакантными должны передаваться для похода на весь период их вакансии. Первые ежегодные поступления каждого свободного прихода должны быть отданы для похода, с этого дня и на протяжении семи лет, и несмотря на любую древнюю традицию или привилегию, они не должны быть отданы на любую [иную] цель, иное применение, или иному лицу. Во всех церквях, где есть каноники, доходы с недвижимости, если там вакантно до десяти мест, должны быть направлены на нужды похода; и те, кто занимается учетом, не должны позволять отдавать их другим 9.
Те, которые содержат несколько приходов, в которых они, как предполагается, проживают, и кто делает это без разрешения Святого Престола, должны сохранить один, который они предпочтут, и передать другие для нужд похода. Если папа пожелает, он может освободить от этого тех, кто занят службой римской Церкви, и других, которых его Святейшество сочтет своего покровительства. Все доходы приходов, держатели которых лично не проводят службы, кроме тех кто отсутствует в соответствии с письменным разрешением римской Церкви, или занимается важными делами церкви, или с соизволения их епископов, должны быть направлены для нужд похода. Все имущество священнослужителей, которые умирают не оставив завещания, или неспособны оставить завещание, должно быть отдано походу. Все серебряные и золотые сосуды, которые епископы держат для использования их за столом, и люди, за исключением тех, которых они используют или могут использовать для исполнения церковной службы, должны идти на поход, после их смерти.
Папа должен написать каждому епископу, и другим священнослужителям, имеющим право отпущения грехов, чтобы они прочие, кто под их руководством исполняет Причастие, должны просить и призывать всех больных, которых они посещают для причастия или по иным поводам, пожертвовать что-нибудь в помощь походу в Святую Землю, давая им за это отпущение грехов; также большие привилегии нужно предоставить всем, кто предусматривает в своих завещаниях [деньги] для похода. Посланные призывать к крестовому походу крест во всех странах должны [брать с собой] папские письма с разрешением тем людям, кто не желает идти [в крестовый поход], искупить их обет за деньги; и в избранные церкви должны быть помещены ларцы, куда верующие могут бросать милостыню, независимо от того, что они дают для выкупа их обета. Сундуки должны иметь три ключа, отданные трем заслуживающим доверия людям – мирскому, священнику, монаху и рыцарю или горожанину, которые должны быть назначены епископами данной диоцезии.
Письма, содержащие угрозы отлучения нужно послать повсюду, чтобы все те, действует как душеприказчик королей, князей, герцогов, графов, баронов, епископов или кого - либо еще, духовных лиц или мирян, которые что-либо завещали в помощь Святой Земле, в пределах нескольких дней, должны сообщить об этом и донести своим епископам, или их наместникам, в диоцезах, откуда они прибывают. Епископы, или их наместники, сообщат предводителям, назначенным для похода, как только представится такая возможность. Подобные письма с угрозой отлучения нужно послать душеприказчикам, в том смысле, что они должны передать те суммы которые они удерживают в качестве комиссионных по требованию в определенный срок, в распоряжение предводителей похода прохода. И мы действительно полагаем, что много существенных сумм будут извлечены с [помощью] этих писем.
С королями, которые не участвуют в походе должно быть достигнуто соглашение, что они полностью возместят те [суммы], которые они [все еще] удерживают из [денег], которые получили от доходов церкви для похода в Святую Землю в минувшие дни, и которые они тратили на иные дела. И если они не могут возвратить их немедленно, они должны по крайней мере определить и передать в распоряжение предводителей некоторые доходы, с помощью которых вышеупомянутые [суммы] могут быть возвращены как можно скорее. Папа должен гарантировать всем, кто возвратит доходы от ростовщичества 10, или, неправедно нажитых денег, что они полностью оправданы и защищены от преследования при условии, что они передадут для похода все что они смогут, назначенным сборщикам.
Наконец, нормальные рассуждения говорят нам, что помощь для отвоевания святого города Иерусалима, должна быть получена, и от имущества тех, кто распял сына Девы, кто и сделал город святым. Так что было бы хорошо, чтобы папа установил определенную подать, взимаемую со всех евреев, живущих в христианских странах. Налог должен составить по крайней мере одну десятую всего их имущества; а в самом деле мы полагаем, что было бы вполне справедливо, чтобы половина из всех их имущества была конфискована. И если кто-то хочет сказать, что это неприемлемо для королей и лордов, в чьих странах и под чьей властью живут евреи, то их разрешение должно быть получено, чтобы не было никаких препятствий для исполнения такого распоряжения.

КОНЕЦ ТЕКСТА.

 


1. Имеется в виду захват Иерусалима тюрками-сельжджукидами у Египетского султаната в 1065 году, которые начали чинить препятствия христианским паломникам. (прим. переводчика - Трубникова А.)
2. "preached the cross" здесь и далее по тексту переведено как "призвал к крестовому походу". (прим. переводчика)
3. Ехидное замечание, свидетельствующее о том, что папа довольно прохладно относился к представляемым ему подобным "прожектам". (прим. переводчика - Трубникова А.)
4. Здесь, похоже, проглядывает желание госпитальеров быть теми самыми "главными советниками" и обойтись без препирательств с епископами, у которых с потерей Святой Земли все военно-монашеские ордена и так "стояли поперек горла". (прим. переводчика - Трубникова А.)
5. Под "злыми, нечестивыми христианами" скорее всего, подразумеваются генуэзцы и арагонцы, заключившие еще в конце 80-х годов 13 столетия торговые договора с Египетским султанатом. (прим. переводчика - Трубникова А.)
6. Крестовый поход – этот термин автор не мог использовать в 1305 году. Хотелось бы посмотреть, какой термин был использован в оригинале. (прим. переводчика - Трубникова А.)
7. Силы Тевтонского ордена находились в северо-восточной Европе. (прим. переводчика - Трубникова А.)
8. Здесь автор точно определяет срок, необходимый для доставки армии морем. (прим. переводчика - Трубникова А.)
9. По всей вероятности, часть десятины предназначенная на содержание священнослужителей, чьи места были не заняты делилась между остальными, а епископы и священники "обслуживающие" несколько приходов соответственно "корректировали" собственные доходы, в чем автор и усмотрел "скрытые резервы". (прим. переводчика - Трубникова А.)
10. Здесь интересная интерпретация запрета ростовщичества. (прим. переводчика - Трубникова А.)

Библиография

Источники:
Documents on the Later Crusades, 1274-1580, edited and translated by Norman Housley (London, 1996).
De Re Militari [Электронный ресурс] - Электрон. дан - [Б.м.], [200-?] - Режим доступа:  Загл. с экрана. - Яз. англ.

Добавить комментарий

Ссылки в комментариях не работают. Надоела капча - зарегистрируйся.

Защитный код
Обновить