Игра просто находка (особенно при установленых патчах) для игроков, которые не могут позволить себе выделить достаточно долгое время для компьютерных игр или не имеют особого желания бегать по коридорам и полям, махая мечом или «Калашниковым». Если вы относите себя к данной категории людей, то данная статья расскажет вам, как правильно управлять средневековой империей, то есть немного обо всём, что касается Medieval 2: Total War
С другой стороны – действия в реальном времени в тактической части игры, которая включается во время битв. Именно такие яркие противоположности и подкупают. Плюс, конечно, графика (например, обратите внимание во время боя на небо) и музыка далеко не самые плохие.
Очень радует разнообразие войск у различных держав и специфика местоположения. Например, Англия может развиваться тихо и спокойно на своем острове, потом перейти в глобальное наступление, откусывая провинции и дырява чужие войска лучшими в Европе лучниками. Или играть за Францию, сметая с лица земли другие державы и целые нации своей тяжелой конницей. А можно оказаться в окружении врагов и начинать войну с 2-3, а то и более расами одновременно с первых же ходов, фактически без всякой возможности замириться с кем-то из них (СРИ, она же Святая Римская Империя, германцы). Играя за Русь или Турцию можете почувствовать на себе мощный «каток» из нескольких волн супер-пупер прокачанных армий Монгол и Тимуридов с их слонопотамами и попытаться выстоять против оных, спасти Европу от разорения, чтобы спустя некоторое время получить от европейских государств «благодарность» в виде пары-тройки армий, осаждающих ваши города.
К слову, приведу пост Luther Wolf`a, про различия в уровнях сложности игры:
Уровень сложности в тактическом режиме Medieval 2 Total War выглядит так:
+4 бонус к атаке для AI на уровне Hard, +7 бонус для AI на Very Hard, и +4 бонус для игрока на Easy. А так же шанс убить отдельно взятого юнита AI - понижается на 10% на уровне Hard и на 20% на Very Hard, и наоборот - увеличивается на 10% на Easy.
Более никаких различий нет, в том числе в плане манёвров - AI одинаково туп на любом уровне сложности, то есть чего-то выкинуть неожиданного и тактически хитрого не может (идёт банальный расчёт баланса, в ходе которого принимается решение - атаковать или обороняться). Так что ожидать удара с тылу, засаду, тактическое отступление - бессмысленно, AI не игрок - действует исключительно в лоб и следит только за балансом, как только ситуация не в его пользу, идёт расчёт ближайшей наивысшей точки, где AI займёт оборону.
По поводу уровня сложности в стратегической кампании - всё почти то же самое, только если это интерполировать на штрафы и бонусы, к уровню лояльности, доходов, риска восстаний, влияния дипломатии и прочее.
Так что если действительно хотите честной игры (быть на равных по балансу) - играйте на среднем уровне сложности. Кто хочет компенсировать тупость AI его числом и силой, и своим ослабленным экономическим положением, играйте на Hard и Very Hard.
Исторические события в Medieval 2 Total War.
Итак, ключевые события Средневековья, отраженные в М2ТВ:
1080 старт кампании
1130 25 изобретение мельницы
1138 29 землетрясение в Сирии
1144 32 расцвет алхимии
1152 36 появление бумаги в Европе
1180 50 руль у кораблей
1182 51 изобретение компаса
1200 60 изобретение тачки
1202 61 понимание концепции нуля
1208-1224 64-72 слухи о вторжении монголов. Через несколько ходов появляются сами монголы
1240-1250 80-85 изобретение пороха (появление пушек и огнестрельных войск)
1268 94 землетрясение в Сицилии
1280 100 первые механические часы
1283 103 первые очки
1302 111 землетрясение в Египте
1312 116 повторное землетрясение в Египте
1314 117 запрещена игра в мяч (фактически футбол !!!)
1328 124 первая лесопилка
1334 127 первые куранты
1336 128 первый прогноз погоды
1346 133 слухи о Черной смерти (чума)
1348 134 первая вспышка чумы в Европе. Повторяется следующие три года
1350 135 первая доменная печь
1362 141 ураган Grote Mandrenke, обозначивший начало Малого ледникового периода
1368-1384 144-152 слухи о вторжении Тимуридов. Через несколько ходов появляются и они сами.
1400 160 изобретение музыкального инструмента, работающего по принципу пианино
1400-1408 160-164 слухи о том, что Земля круглая (предшественник открытия Америки)
1420 170 первая картина маслом
1444 183 трактат «Об ученом незнании» Николая Кузанского — предтеча идей Возрождения
1454 187 изобретение печатного пресса
1456 188 землетрясение в Неаполе
1486 203 трактат «Молот ведьм», обозначивший начало «Охоты на ведьм» эпохи Возрождения
1492 206 изобретение орнитоптера Леонардо да Винчи
1510 215 первые наручные часы
1530 225 хэппи енд !
Замок, твердыня, цитадель. Основное место строительства войск - пехоты, лучников и тяжелой (рыцарской) конницы, а также элитных воинских частей державы . Следовательно и основные здания – это казармы, стрельбища и конюшни. Есть и свои минусы – маленький (но стабильный) доход, относительно небольшая численность населения. Но зато народ замков и не бунтуют. Из не боевых юнитов чаще всего можно строить только священников. У замка может быть до трех вложенных уровня стен и ворот, что существенно облегчает оборону при осадах.
Город – преобладает строительство зданий, относящихся к торговле и религии. Это приводит к тому, что города, посредством налогов, дают много денег, имеют огромное духовное влияние на данную провинцию, имеет большую численность населения. Но зато существует вероятность восстания города. Производятся в городах все типы не боевых юнитов и относительно слабые войска, в основном ополчение. Но зато некоторое количество войск ополчения может в городе содержаться бесплатно (от двух до шести юнитов). Кроме того, «огнестрелов» (пищальщиков, аркебузеров, мушкетеров и других) можно строить только в городе.
Огнестрельные орудия (пушки и бомбарды) строятся в любом типе поселения (естественно, при наличии соответствующих зданий).
Наименование поселения Необходимая численность
ГОРОДА
Деревня - менее 400 Поселок 400 Крупный посёлок 2 000 Город 6 000 Крупный город 12 000 Огромный город 24 000
ЗАМКИ
Городище, Деревянный замок, Каменный замок - не зависят от количества жителей (строить можно сразу, хватило бы денег)
Твердыня 4 500
Цитадель 9 000
Сделано в игре достаточно «коряво», имхо, даже патчи не помогают (правда, можно поставить специализированные дипломатические моды на игру).
Дипломатией я фактически пользуюсь только в двух случаях:
1. в самом начале игры посылаю дипломата по «землям и весям» с целью заключений торговых договоров, союзов и продажи/обмена карт территорий.
2. при игре за католические державы стараюсь держать дипломата рядом с Папой Римским, чтобы время от времени поднимать его отношение ко мне.
По п.1. - существует мнение, что если ни с кем не заключать дипломатических отношений, то и портиться будет нечему и нападений будет меньше. Но, во-первых, бывают случаи, когда твой СОЮЗНИК (а не нейтрал) с ХОРОШИМ отношением между вами все-таки неожиданно нападает. А во-вторых, без дипломатических отношений нельзя заключить торговый договор. А торговля – существенная статья в бюджете державы (см. на рис. строку «Торговля»). Так что выбирайте, что вам лучше.
По п.2 – все любят, когда им делают подарки, это улучшает отношения между державами. За один раунд переговоров можно осуществить несколько сделок. Например: подарить карту соседу, потом предложить ему свою выплату (т.е. ты платишь) сколько не жалко (чаще 100 монет, в исключительных случаях до 1000 дохожу) и напоследок предложение о выплате дани (допустим 100 монет в течение 5-10 ходов). Все это может улучшить отношения между державами (в т.ч. и с Папой Римским) на 1-2 пункта.
Замечено было, что твой противник вдруг без всяких переговоров из врага превращается в нейтрала. Это случается, когда ваш союзник заключит союз с вашим врагом. В результате на следующий ход между вами и вашим врагом автоматически подписывается перемирие, о котором вас не считают нужным уведомить.
Подписание перемирия посредством переговоров с участием дипломата очень сильно зависит от того, кто первый обратился. Всегда смотрите на оценку предложения, «очень щедрое» оно или «крайне невыгодное» (в окне переговоров, в нижней части окна). Если обратился к вам АИ, не щелкайте сразу ОК, посмотрите контрпредложение и если "просто перемирие" выходит очень щедрым - не стесняйтесь его обложить на ту сумму, которая у него может быть потенциально в казне.
Если атаковать врага, который стоит рядом с вашим союзником - автоматически втяните державу союзника в войну со своим врагом. Иногда и ваш союзник может так втянуть вас, поэтому подумайте - иногда лучше нажать «отступить», но зато не получить себе «на одно место» неожиданную войну.
Если вы видите, что можете взять вражеский город, но явно его не удержите, все же возьмите его, разграбьте (при захвате, а можно еще и порушить дома после захвата) и отдайте союзнику или кому еще, кто не в войне с вашим врагом. Получите и деньги, и заслон, и, возможно, еще одного врага для вашего врага, если он всё-таки решиться брать свой город обратно.
Религия в Medieval 2 Total War - как сделать извлечь из этого выгоды для своей державы
С религией всё достаточно просто, да и в официальных правилах много чего прописано:
- православные – Русь и Византия. Религиозный юнит – священник;
- ислам – Турки, Египет, Мавритания, Татро-монголы, Тимуриды. Религиозный юнит – имам;
- католики - страны Европы (Франция, Англия, Польша, Германия, Испания, Дания и прочие). Религиозные юниты – священник, Епископ, Кардинал, Папа Римский.
Количество священнослужителей не может быть больше, чем поселений с церквями или мечетями.
В окне информации о поселении показывается, какой уровень религии в городе. Старайтесь его доводить до 100%, ну хотя бы до 90%. В противной случае среди жителей провинции распространяется другая религия или вообще появляется ересь, народ становится недовольным и бунтует, снижаются налоговые выплаты и т.п. Появляются окрест ведьмы с еретиками. В случае с католическими державами Папа насылает Инквизиторов, которые портят жизнь честному люду, сжигая на костре цвет нации - священников, убийц и даже боевых генералов со всей их свитой.
Православным христианам проще всего – поднимай свою религию и не парься. Но и сложно одновременно – религия только зарождается, уровень ее очень мал. Окружение чужеродными религиями приводят к частому появлению еретиков, в т.ч. и обращению в них ваших священнослужителей.
Исламский Имам с уровнем не ниже четвертого может провозгласить начало святого похода – Джихад, на некоторые города. Если кто-то не присоединиться к походу – ничего страшного, никаких последствий не будет. Если же захватишь город-цель, то получишь опыт войскам и на время празднования успеха - улучшение порядка по своей державе.
Более разнообразные действия у католиков. Во-первых, с набором благочестия священник становится Епископом. После этого есть шанс попасть в состав тринадцати Кардиналов. Данный Совет голосует за избрание нового Папы из своего состава. Чем больше ваших кардиналов входит в этот совет, тем бОльшая вероятность, что Папой станет ваш земляк (выходец из вашей державы) и отношение «святой Церкви» к вам станет супер хорошим. Отношения станут хорошими, даже если вы проголосовали за Кардинала враждующей с вами державы (как будто считается, что Папа выше обычных войн и у него нет нации). Иногда бывают случаи, когда все 13 Кардиналов относятся к одной державе, в этом случае голосования не происходит, а назначается самый достойный из них (с наилучшими характеристиками).
Что же дает хорошее отношение державы с Папой? Плюсы этого - более быстрый набор священниками благочестия, народ в державе меньше бунтует, инквизиторы реже появляются. Отлучение от Церкви грозит серьезными проблемами – церкви перестают работать (как следствие - падает лояльность населения), население бунтует, налоги снижаются, Инквизиторы бегают со спичками и всех сжигают, да еще и Крестовый поход могут против вас объявить.
Если хотите дружить с Папой, то делайте ему подарки. На высокой сложности город в качестве подарка может улучшить отношение к вам на 6 пунктов и выше, а простая информация о карте + сумма денег + дань - на 1-2 пункта. Стройте церкви, особенно высокого уровня (соборы), выполняйте поручения Папы (убить еретика, направить священника в провинцию), ходите в Крестовые походы.
Одно из частых встречающихся приказных просьб Папы – прекратить на несколько ходов войну с какой то из католических держав. Обиднее всего, когда это говорится во время вашей осады города противника. В этом случае надо осаду города, как и блокирование портов, снять. Но никто не запрещает вам остаться в чужой провинции, нарушая торговлю и усиливая смуту местного населения. В целом невыполнение «просьбы» о перемирии влечет за собой ухудшение отношений с Папой. Выполнение – никаких плюсов, но и не минусов тоже. В принципе это не так страшно, поскольку скрытый смысл данной просьбы можно перевести точнее – «не нападай на эту державу на ЕЁ территории». Т.е. можно абсолютно спокойно нападать и воевать с армиями противника, которые бегают по вашим родным весям и лесям. А также можно провоцировать нападение со стороны другой державы. В итоге – вы невинны как младенец, а он – негодяй.
Если же случилось страшное - вас отлучили от Церкви, то не расстраивайтесь, выходов достаточно много:
1) Одарите Папу подарками с обязательным замирением со странами, к которым симпатизирует Папа (симпатию Папы к державам можно посмотреть, щелкнув на вкладку «Папа Римский», появиться перечень держав и крестики). Данный путь дорог и непрактичен.
2) Убейте Папу с помощью пары-тройки убийц со шпионами. Достаточно сложно и не всегда практично, т.к. новым Папой может стать «не ваш человек». «Зачистить» фракцию Папы тоже нельзя, даже захватив все города, Папа выживет все равно.
3) Стереть с лица все католические фракции (их больше десяти). Трудно, долго.
4) Отбиваться от врагов, дожидаясь смерти Папы и выбора нового. Долго и опять таки не всегда практично (см. п.2).
5) Убить своего Короля, т.к. бОльшая доля отлучения не из-за нелюбви к державе, а из-за личностных отношений. Способ, как говориться, категории - «быстро, дешево и сердито». Со сменой Правителя державу примут в лоно Церкви обратно и тут на первый план выходит «покупка» себе хорошего отношения (см. выше). Поскольку, в отличии от Rome:Total War, вы не можете убийцей цокать своих (к союзникам это не относится), то это можно сделать двумя достаточно простыми способами – попытаться «подставить» Правителя под Инквизитора или посадить Правителя на «утлую лодочку-долблёночку» и направить ее в явно проигрышное морское сражение (с врагами или пиратами), чтобы весь ваш флот был потоплен вместе с Правителем.
Очень распространенный способ, чтобы Папа «не путался под ногами». Захватываем дальний город, например Иерусалим. Захватываем папский Рим и вырезаем его армии в Европе. После этого в качестве замирения дарим Иерусалим Папе, он вам до ужаса благодарен, и … в Европе тишь и благодать !!! А Папа отбивается от постоянного джихада исламистов.
Прикольная фишка у католиков – это Крестовый поход (далее - КП). При правильном подходе к данному походу можно поиметь много выгоды. Крестовые походы время от времени провозглашаются. Можно и самому организовать его, если имеете неплохие отношения с Папой (зайдите в окно Папы, нажмите кнопку «КП» и выберите город-цель Крестового похода).
Чаще это делается в следующем случае. Если у вас есть возможность организовать КП на город, который вы в любом случае намерены захватить в ближайшее время (не позднее 8-10 ходов), воспользуйтесь этим моментом. Присоединиться к Крестовому походу можно только в течение определенного момента времени (смотри желтый конвертик слева – «Задания», обычно это 8-10 ходов. Потом, не смотря на то, что КП еще идет и цель его еще не взята, присоединиться к КП будет нельзя). Перед штурмом на город-цель можно присоединить к походу как можно больше своих армий (вывести из городов генералов с армиями не менее 7 юнитов + генерал), независимо от того, будут ли они вообще участвовать в походе или нет. В случае удачи вы получите:
1) Признание (улучшение отношений) и деньги от Папы (чем больше было с вашей стороны крестоносных войск, тем больше денег. Хотя в целом – это копейки, Папа всегда жадничает).
2) Возможность купить преданность наемников-крестоносцев за очень небольшие деньги.
3) Ваша армия будет освобождена от денег на содержание всех крестоносных армий, пока они участвуют в КП.
4) Самое главное: после взятия города [+1] опыт для ВСЕХ армий, присоединенных к Крестовому походу.
В заключение. Не штурмуйте цель КП войсками, которые не участвуют в КП и не являются крестоносцами. Вы не получите за это ничего, а Папа просто аннулирует Крестовый поход.
Военная тематика Medieval 2 - полезные советы
Если сделать вылазку на осаждающего вас компьютера и при этом в бой не вступить, а нажать кнопку "избежать боя", то войска останутся в городе, но о вражеских покажется вся информация (хорошая разведка). При желании можно сразу же после этого кликнуть на атаку вражеской армии еще раз.
В отличие от RomeTW из города на осаждающих нельзя нападать по нескольку раз за ход, только один раз.
Если АИ осаждает ваш город, многократно превосходит числом, не имеет своих лучников/арбалетчиков, и во время вылазки подвести своих лучников/арбалетчиков от ворот до расстояния выстрела, то АИ в большинстве случаев никак на них не будет реагировать и можно просто растратить все стрелы, не потеряв ни одного лучника/арбалетчика, при этом получив еще и опыт. На сложном уровне и с патчем 1.02 данная схема не особо работает - при пересечении какой-то невидимой границы на лучников игрока АИ насылает пехоту и кавалерию.
Если конными стрелками играть против врага, не имеющего стреляющих юнитов, то можно расстрелять во врага все свои стрелы, не потеряв ни одного человека.
Если враг вас многократно превосходит числом, но у вас есть помимо пехоты еще и конница, то можно пехоту вывести за границу карты, нажав W (или белый флажок справа- внизу – «отступить»), а конницей убегать от компа до конца битвы, не понеся особых потерь (в результате можно получить в зачет «ничью», а не «поражение»). Данный способ достаточно долговременный и нудный.
Повстанческую армию не обязательно уничтожать всю. Достаточно обратить их в бегство и дождаться сообщения «Вы выиграли». В результате армия мятежников пропадет с карт, даже если ее потери составляют ~ 10%.
Не увлекайтесь перестрелкой, если у вас нет тотального превосходства в стрелках (например: 4 отряда английских йоменов против 2 крестьянских лучников). Если даже вы победите, то потеряете часть лучников, да еще и расстреляете стрелы. В результате лучники не смогут нанести урон вражеской пехоте и коннице. Лучше прогнать вражеских лучников кавалерией, благо АИ склонен высылать их вперед.
Ваш замок в осаде, но в гарнизоне есть пара пушек (как вариант – баллист). Рекомендуется вывести орудия во фланг врагу, который к этому действию полностью безразличен. Выводить лучше не через фронтальные к врагу ворота (есть вероятность атаки АИ на орудия и их потерю), а через боковые (хоть это и долгое занятие). Устанавливать орудия следует параллельно строю. Ядро (для увеличения точности лучше не стрелять зажигательными) пролетая параллельно строю наносит жуткие повреждения (народ убивал 20 из 40 монгольских конников за 1 выстрел). Разгром довершает конница ударом в тыл. На ВХ и при патче 1.02 данный вариант почти не работает, из-за повышенной активности в атаке АИ.
Если вы вынуждены атаковать своей кавалерией пехоту противника в лоб, то было бы идеально, выманить стрелков противника вперед, например маневрированием перед строем (это если они и так не стоят впереди), и бить только после этого. Происходит следующее: стрелки драпают от кавалерии и сами расстраивают ряды своей пехоты и удар вашей конницы приходится уже не в стену щитов и копий, а просто в толпу. Эффективность первого удара заметно вырастает.
Если имеете в наличии несколько отрядов тяжелой пехоты и конницу или генерала, то выиграть бой с превосходящими силами или при попадании в засаду можно убив вражеского полководца! Для этого необходимо подойти как можно ближе к врагу, быстро выстроиться перед центром его построения (не обращайте внимания на стрелков), имеющуюся конницу пошлите в обходной манёвр. Атаковать нужно быстро - первый отряд направляете на прикрытие, все остальные на полководца. Конницу, если зашла в тыл - тоже на полководца. Убили вражеского генерала - 80% победа ваша!
P.S. У вас должно быть несколько отрядов тяж пехоты способной хорошо стоять в ближнем бою! И не обращайте внимания на атаки сзади - только вперёд! Ваши потери могут быть до 50%, но победа все спишет!
Имейте в виду, постановка кавалерии непосредственно за вашей пехотой может сыграть с вами злую шутку. Игроки описывали следующую картину: кавалерия противника атакует стрелков стоящих в первой линии, они, естественно, бегут через порядки своей пехоты, а героическая кавалерия рванула на перехват вражеской конницы. Результат: стрелки и конница столкнулись на том самом месте, где по уму должна была держать оборону пехота. В эту кашу с чарджем влетели 2 отряда бронерыцарей противника...
В общем место кавалерии, по моему, на флангах, а не во второй линии. Там и для маневра место есть, да и ставя ее на фланги мы удлиняем линию фронта, что позволяет полноценно использовать обходы и охваты.
Если ваша кавалерия стоит сразу за лучниками на второй линии, то лучников надо ставить в формацию, когда они стоят раздельно (строй «россыпью»), вдалеке друг от друга. Это позволит коннице с меньшей задержкой прорваться через их строй и встретить противника в строю, а не толпой.
Если вас осадили. Я ставлю отряд на ворота (желательно лучников) сверху прям между башен (работает в больших поселениях, иначе места между башнями мало и отряд там не помещается ?). Обычно АИ не старается лезть туда, а пытается обстреливать лучниками. Башни ворот очень хорошо из баллист расстреливают все заходящие в пролом или через ворота войска противника.
"Казаки с мушкетами" (пехотные огнестрельные войска Руси) - стрелки с ружьями, бьющими на дальние дистанции. Ими со стен во время вылазки можно перестрелять всех осаждающих. Два недостатка у них (как у всех прочих огнестрелов) - они не стреляют вниз со стен, если враг стоит уже возле стены и стреляют только в пространства между зубцами стены, т.е. не всем строем.
Мощную конницу противника можно уничтожить даже пешими рыцарями. Для этого нужно не допустить, чтобы конница атаковали с мощным чарджем - когда конница уже почти добегает до ваших рыцарей, надо приказать им отбежать немного в сторону, тогда чарджа не будет. Затем приказывайте атаковать своим пешим рыцарям.
Самое лучшее оружие против слонов - это большое органное орудие, 3-4 таких отряда в вашем войске сотворит просто шок для мамонтов. Если нет орудий-многостволок, то сгодиться простое органное орудие, но тогда лучше побольше отрядов. В полевых условиях сгодится и баллиста. Со слонами она воюет намного лучше любых пушек (кроме реактивной артиллерии).
Тест различных видов вооружения против этих тварей (слонов) и вывод таков: ракетницы – круто-быстро могут взбесить тварей, но не уничтожат; пушки - эффект почти нулевой; баллисты - неплохо, но медленно и малоэффективно; органные орудия - эффект наилучший, особенно у большого органного орудия на залповом огне, только обязательно нужно указать целью слонов и иметь копейщиков для прикрытия!
Если взбесить слонов противника, то грамотными перестроениями своих войск можно заставить перестроиться противника и загнать его войска под замес бешеных тварей.
Прикольное замечание - никогда не пренебрегайте дешевыми лучниками! Они способны обратить в бегство любую армию при грамотном руководстве и поддержке! Их можно нанять много, их не жалко потерять, они дёшевы и ох как помогают при нехватке денег в казне.
Про огнестрелов. Стреляют мощно, но редко. Для того чтоб повысить скорострельность нужно отряд строит в 2 шеренги, передняя стреляет задняя перезаряжает. В данном случае стреляет 50% личного состава. Если строй глубже, то много времени тратиться на перестроение - уход вглубь отстрелявшихся, выход вперед зарядивших. Обязательно включите функцию «держать дистанцию» (она выключена по умолчанию, в отличие от лучников), иначе никакой стрельбы не будет.
Огнестрелы не могут стрелять навесом, в отличие от лучников/арбалетчиков. Стреляют они только в пределах «прямого выстрела», иначе просто стоят, хотя и показывается значок «стрельба ведется». При использовании огнестрелов необходимо опустить карту вниз параллельно земле, чтобы выбрать правильную позицию для стрельбы.
Если у вас есть лучники с кольями (Англия, Турция) и вас осадили, то дайте врагу начать штурм, а возле центра прямо у входа ставьте колья - когда враг пойдет в атаку он не только потеряет всю конницу, но и генерала. А самое главное - их пехота проходит через колья по нескольку человек (почему то), а по одиночке их проще бить.
Еще одна тактика: хорошими лучниками (а лучше модернизированными пушками) направляешь огонь по центральному отряду пехоты (или двум). После бьешь по нему тяжелой конницей и вся армия начинает стягивать фланги к твоей кавалерии, открывая тебе возможность ударить прямо в бок или тыл их пехоты - после этого обычно вся их армия бежит.
О боже - Вас осадили стеком войск, а у Вас всего 8 отрядов в городе! И следующим ходом – штурм! Не все потеряно.
1) Можно подвести подкрепление и провести автобой - частенько дает поразительные результаты. Экономит море времени.
2) Если в Вашем отряде есть осадные орудия, а у противника их нет - отличный способ задержать его в воротах - бросить осадные причиндалы прямо посреди входа. Побольше отрядов отправляйте на стены. После этого хватит 2 отрядов с опытом и с защитой, чтобы держаться там довольно долго.
3) У противника есть осадные орудия и он ими сделал 4 пробоины, разбил башни и сорвал ворота. Есть неплохая схема защиты: Армия делится на 4 отряда по 2 и более юнита. По одному отряду ставится по бокам крайних проломов (с той стороны где проломов нет). Причем спереди пехота, сзади конница. Точно также выставляются войска у двух других проломов, но противоположно направленных первым. В воротах достаточно одного юнита.
Если атакуют одновременно по всем проломам, то Ваша пехота атакует, а через некоторое время конница с разбегу создает некислый эффект давления. Если атакуют через ворота, то потребуется перестроение ближних к воротам отрядов, а дальние выходят через проломы для захода в тыл. Гарантий на защиту не даю, но без башен и стен такой способ может помочь нанести неплохой урон противнику в битве.
При обороне крепости очень могут пригодиться требушеты или мортирные орудия для стрельбы из-за стен (обычные катапульты, баллисты и пушки из-за стен не могут стрелять).
Отряд командира при построении всегда стоит в последней линии войск своей армии посередине, а сам командир – и пеший и конный, всегда справа, если смотреть на отряд «в лоб». Знание такого расположения позволяет сделать более эффективным чардж – первым ударом попытаться уничтожить вражеского военачальника.
Противник всегда поворачивается лицом к вашим войскам, которые ближе. Можно использовать:
• Ваши лучники сзади, ваша пехота впереди-ближе. Итог – лучники расстреливаю не прикрытые спины.
• Ваша конница сзади, ваша пехота впереди-ближе. Итог – чардж конницей «в спину».
Для наилучшего чарджа необходимо отвести и выстроить отряд конницы достаточно точно в сторону предполагаемой атаки. Чтобы враг понес от чарджа наибОльшие потери, используйте чардж с тыла по диагонали и разбег по ровной местности.
Взятие города двумя конными отрядами при условии отсутствия вражеской конницы.
а) Если у города нет стен, то вам не обязательно его сразу штурмовать, вы можете взять его в осаду. На следующий ход вражины, поскольку их намного больше, объявят вам вылазку. Выманивайте их всех до границы карты, затем разделяйте два отряда и одним мчитесь на городскую площадь, а вторым продолжайте водить всех за нос. При взятии площади все побегут назад. Бежать от границы карты до городской площади уставшей пехоте больше, чем 3 минуты.
б) При наличие стен - постараться обратить в бегство один из вражеских отрядов. На его плечах ворваться в город тогда, когда основные силы врага будут далеко. Не забудьте, чтобы за вами захлопнулись ворота. При возврате основных сил на защиту городской площади при необходимости теребить их вторым отрядом - реагировать они буду слабо, а т.к. уставшие пехотинцы будут меньше боеспособны, то часть из них еще и в бегство обратиться.
в) при наличии стрелков - уберите их всех подальше от городских стен, уставшая пехота будет малоспособна на вашу конницу оперативно реагировать. Затем повторить пункт «а» или «б».
Если ваша пехота приготовилась к обороне на главной площади, а на вас мчится кавалерия противника:
а) поставьте впереди 1 конный отряд и чардж будет погашен.
б) также можно поставить впереди один отряд самых сильных пеших бойцов, но рассредоточив их (кнопка справа-внизу). Потери также будут много меньше. По мере потерь передового отряда отводите его за основные силы - вражеская кавалерия завязнет в свежих бойцах.
Очень часто полезно в первых рядах пехоты вперемешку с пехотинцами поставить в две линии командирский отряд. Только так, что бы сам командир был плотно окружен своими пехотинцами. Возможно, что когда командирский отряд не стоит, а сражается, мораль всех войск повышается. К тому же при панике передовых отрядов противника командирский (если он конный) отряд тут же срывается в контратаку.
Если уничтожить все осадные орудия (которые построены, т.е. привезенные катапульты и т.п. не в счет) штурмующих во время штурма при целых укреплениях, то осажденным автоматически засчитают победу.
Если во время Крестового похода вы видите город, который не является целью, вы можете оставить часть войск, чтобы его взять. Т.к. на следующий ход без командира крестоносцы дезертируют и город останется беззащитен, можете все там распродать и отдать его ПАПЕ. И город не зря потеряли, и денег получили.
Мнения бывалых о борьбе с конными лучниками:
Вариант 1. Лучники концентрируют стрельбу на одном вражеском отряде, причем у половины ваших стрелков обычные стрелы, у остальных зажигательные. В связи с тем, что АИ, как правило, не концентрирует свой огонь, очень помогает. Параллельно этому хорошо бы гонять остальные рассредоточенным отрядом тяжелой конницы. Потери при этом становятся меньше.
Вариант 2. Возможно загонять стрелков двумя отрядами средней конницы - один отряд – загонщик (преследователь), другой – охотник (непосредственно истребитель). Загонщик гонит стрелков по траектории, пересекая которую (как бы по гипотенузе) идет отряд охотников. При этом очень важно кликать охотникам атаку только после максимального сближения со стрелками (возможно АИ отслеживает как то предполагаемую атаку по клику мышки). В принципе охотники могут вообще стоять, а стрелки должны пробегать рядом с ними. Важно зацепит одного-двух бойцов из отряда, тогда он остановится и преследующий отряд мощным чарджем сомнет его. Тактика достаточно сложна, но при овладении дает хорошие результаты.
Общие советы по прохождению кампании Medieval 2 Total War
Если в районе зеленой стрелочки (перехода через проливы) поставить флот, то вражеская армия не сможет пройти! Рекомендуется это делать в районе Константинополя, чтобы преграждать путь Крестовым походам.
Если у вас в городах чума - испортите жизнь врагу! Стройте в зараженном городе шпионов и отправляйте их по вражеским городам и весям. Даже после того как эпидемия утихнет, ваш шпион все равно будет заражен, т.к. будет заражаться в городах, которые сам же и заразил. Это очень серьезно подрывает экономику врагов и способствует ослаблению их натиска на вас.
Если ваша принцесса до 40 лет не выйдет замуж, то в 40 лет она уйдет в монастырь вместе с исчезновением на карте.
На небольшой флот сажаем пару генералов с небольшой армией и осадными орудиями, 2 шпионов, и человек 5 убийц, и айда всей ватагой вдоль побережья. Около понравившегося городишки останавливаемся, засылаем туда шпионов, затем диверсантов, провоцируем революцию и в итоге завоёвываем мятежный город. Таким нехитрым манёвром можно завоевать множество регионов, при этом не вступая в войну.
Не держите долго свою армию в одном месте, особенно без генералов и в регионах, где высокий процент ереси. Она может стать мятежной.
Если есть возможность - стройте сильный флот (самый сильный флот у Испанцев). Эффективно работает морской десант всего из нескольких отрядов. Враг не успеет ни подкрепление доставить, ни защитить город. (увы, слабый AI подобные вещи делает крайне редко).
Не оставляйте слабый гарнизон в приграничном городе с союзником, не провоцируйте его предавать вас...
Если женить свою принцессу на полководце, который один сидит в городе, можно устроить очень нехилую авантюру - Полководец выйдет из города и может либо сразу взять город (и разграбить) или нанять наемников и удерживать его. Также город можно отдать лучшему союзнику для баланса сил в регионе (если такое нужно), либо отдать Папе.
На освещенной башенками территории меньше вероятность того, что при переходе ваш юнит (не Генерал) превратиться в повстанческий.
Часто спрятавшийся отряд в лесу не видит даже обзорная башня, хотя находится очень близко.
Правый клик на чужой армии покажет желтую область, куда чужой юнит способен дойти за следующий ход.
Правый клик на иконке командира вражеской армии, если две армии сошлись перед боем, покажется полностью состав и численность вражеских войск.
Если рядом с вашим полководцем стоит не только чужая армия, но и чужой агент, священник или даже (!) корабль, то ни башенку, ни форт он не построит. Аналогичная ситуация, если рядом находится город – например из-за близкого расстояния между городом и ресурсом-шелком, на данном ресурсе форт не строится.
Любые чужие войска, а также священники чужой веры, стоящие рядом с ваши городом (находящиеся в вашей провинции), сокращают общественный порядок.
Если ваша смешанная армия хочет осадить город, но для этого не хватает ровно одного шажка, сначала осадите город конницей, а затем присоедините к ней всю оставшуюся пехоту, а также осадные орудия, если есть. Не берите всю армию в охапку - армия двигается со скоростью самого медленного юнита в ней. Иначе вы подойдете к городу, а на команду «атаковать» вылезет красная стрелочка, символизирующая следующий ход. То же самое можно делать и высаживаясь с кораблей.
Если поставить два флота рядом, можно пересадить армию из одного в другой. Точно так же на берег конницу можно высадить раньше остальных.
Не забываем, что если за много ходов кликнуть одним персонажем на другого (например, священником на еретика, одной флотилией на другую), то цель на последующих ходах они найдут сами, даже если она (цель) не находится в зоне видимости. В целом всё таки лучше потратить время и перепроверить движение данных юнитов, т.к. из-за «толкотни» юнитов вашего могут «толкнуть плечом» и сбить с намеченного маршрута. В результате он будет тупо стоять.
Если в городе есть кафедральный собор, то не стоит делать в нем купцов, т. к. они получают трейт (характеристику) "религиозный", что дает снижение торговли: (-1) слиток.
Чтобы узнать, каким путем пойдет твоя армия, надо выделить армию, зажать правую кнопку мыши и водить ею по карте, будет показан путь прохождения. Если не хотите ходить этим юнитом, то отпустите правую кнопку мыши на сомом юните, он никуда не пойдет.
Завоевание Америки начнется тогда, когда появится событие "World is round" или Земля - круглая, в официальном переводе - "Мир - это сфера" в 1400 г.. Откроется на карте дополнительная затемненная область, там и находятся куски Америки и Карибские острова. Только после 1400 г. можно будет построить самую лучшую верфь и соответственно самый лучший корабль и плыть в Америку. С Европой всё то же самое будет, ничего не изменится. Папа как сидел в своем Риме, так и будет. Когда ходы кончаются, игру можно будет продолжить, и захватить всю карту, если силёнок хватит. Продолжить игру можно и в случае победы, и в случае поражения. Обязательно выполнять ВСЕ условие кампании. Иначе, даже если захватить 45 регионов (в длинной компании), но не захватить ключевые города (Иерусалим например), победы не будет (точный перечень условий победы смотри нажав герб своей Державы в правом нижнем углу стратегической карты «Характеристика Державы»). В конце будет красивый ролик и всё (т.е. никакой статистики не дождетесь).
Требушеры после окончания зарядов производят несколько выстрелов «дохлыми коровами». Запах от разлагающихся трупов снижает мораль и тактико-технические характеристики войск (их знамена становятся ярко зелеными). Если ваш отряд идет в атаку по этим трупам, последствия такие же, поэтому старайтесь обходить коров.
И еще - примечательно, что коровьей тушей убить нельзя.
Иногда срабатывает такой вариант.
Как известно, одновременно можно строить только по одному стратегическому юниту (купец, шпион, убийца, священник, посол).
Можно воспользоваться ошибкой: выстроить очередь за два хода, потом стратегического юнита, зажав левую кнопку мыши, перенести для строительства в первый ход. В итоге за один ход строятся два купца (вариант с тремя не проходит почему то).
Удачи и красивых побед вам!
Продолжение следует...
Брат Ордена "Дружина"
Prokos.
Использовалась информация участников форума: Revenant1, Семеон, Эрих Винхольд, Дэмион, Ereter Fortruner, Vanok, CBAT, Аэрс, mike, ZeroCool Dark, DieHard, Kraft, Luther Wolf, BDV, Максим Гук, Prokos.
Комментарии
Жди, пока не скажут земля круглая, потом вербуешь флот и колонизируешь Америку...
RSS лента комментариев этой записи