В XII—XIII вв. европеец-пилигрим, сойдя c корабля и ступив на благословенную Святую землю, вряд ли мог сказать, что все испытания и опасности уже позади. Его ждали дороги Палестины.Долгий путь под палящим солнцем был труден и опасен. Пилигрим брел к Иерусалиму и Вифлеему, превозмогая жажду и голод. Сердце путешественника сжималось от страха при мысли, что он может стать легкой добычей для банды разбойников или пасть под ударом турецкого клинка. Здесь, вдали от родного Прованса или Шампани, паломник мог надеяться только на Бога и… рыцарей, членов военно-монашеских орденов. Это они, словно в ответ на страстные мольбы пилигримов, появлялись на самых опасных участках пути, готовые отразить удар нежданного врага. Это их молчаливые гордые фигуры внушали спокойствие и надежду самым отчаявшимся путникам.Сила орденов зиждилась на профессионализме, сплоченности и жесткой дисциплине. Без этой силы вряд ли смогли бы продержаться несколько десятилетий государства крестоносцев.Рыцарей было мало; аскетизм, готовность к самопожертвованию, храбрость вызывали уважение, а богатства и привилегии порождали зависть. Завидовали многие — и светские властители, и духовные лица…Некоторые исследователи склонны считать, что военизированные монашеские ордена возникли под влиянием мусульманской организации ribat. Так назывались укрепленные монастыри, насельники которых совмещали духовные упражнения и борьбу с врагами ислама. Но проживание в подобных обителях было временным явлением. Наконец, нет сведений о знакомстве крестоносцев с практикой ribat.Ордены явились продуктом средневековой западноевропейской цивилизации. Ее характерной чертой была корпоративность членов общества — вспомним разнообразные цехи, братства, землячества. Монашеские ордены представляли собой религиозные корпорации. Духовно-рыцарский орден — та же корпорация, но сфера приложения сил ее членов — не столько духовное самосовершенствование, сколько вооруженная борьба с врагами католической веры и защита святынь.Такого рода явление не могло возникнуть на пустом месте. Ордены воинов-монахов стали порождением ситуации, сложившейся в Палестине в период Крестовых походов. В этих организациях нашла довольно полное воплощение сама крестоносная идея. Но, как и всегда в этом мире, практика была далека от идеала.НачалоПредыстория Ордена всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского началась до появления в Палестине первых крестоносцев.Примерно в 1070 г. купец из Амальфи, Пантелеон Мауро, основал в Иерусалиме странноприимный дом, или госпиталь. Небесным покровителем госпиталя Пантелеон избрал святого Иоанна Александрийского. Впоследствии, в период Походов, патроном Ордена госпитальеров стали считать Иоаннна Крестителя.По окончании Первого крестового похода госпиталь оказался на попечении некоего провансальского рыцаря, Жерара Тома. Ему и четырем рыцарям-добровольцам поручил заботу о раненых и больных первый правитель Иерусалимского королевства Годфрид Бульонский. Госпиталю была пожалована деревня Сальсада в пригороде Святого города. Превратив госпиталь в монастырь, Жерар вошел в историю как отец-основатель Ордена госпитальеров, или иоаннитов.Первоначально в братство вступали только рыцари. Они давали три традиционных монашеских обета: бедности, послушания и целомудрия. Вчерашние блестящие кавалеры превращались в сиделок, они скромно называли себя слугами, почитая больных своими господами. Милостыню, которую удавалось собрать, рыцари-монахи приносили в госпиталь и складывали к ногам больных. При этом они смиренно просили своих «господ» помолиться за госпиталь.Первые члены братства внешне мало чем отличались от обыкновенных монахов. В знак смирения они носили узкое в рукавах бенедиктинское черное суконное платье. Госпитальеров отличал белый восьмиконечный крест на груди. Белый цвет означал целомудрие; четыре направления символизировали главные христианские добродетели: благоразумие, справедливость, воздержание, силу духа. Восемь концов орденского знака символизировали восемь благ, обещанных праведникам в Нагорной проповеди.Несмотря на суровые требования, количество желающих вступить в братство не переставало увеличиваться. Рост популярности госпитальеров не мог остаться без внимания Рима. Святой престол рассматривал подобные организации в качестве форпостов своего влияния как в Палестине, так и в странах Европы. В 1113 г. папа Пасхалий II специальной буллой объявил об учреждении монашеского ордена Иоанна Иерусалимского. Это было лишь официальным оформлением уже свершившегося факта. Теперь Святой престол брал братство под свое покровительство.К началу XII в. христианские владения на Востоке представляли собой конгломерат разобщенных государственных образований. Так, княжество Антиохийское располагалось на расстоянии примерно трехсот километров от королевства Иерусалимского. Соседние мусульманские правители, естественно, пользовались этим, затевая нападения на христианские города. В подобной ситуации помощи от соседей-христиан ждать было бесполезно — она просто не успевала подойти.Нанеся урон крепостным сооружениям, захватив пленников, магометане молниеносно скрывались. Воображение христианских поселенцев то и дело будоражили рассказы чудом выживших паломников. С ужасом те описывали нападения разбойничьих банд на безоружных пилигримов.В то же время христианские правители в Палестине испытывали постоянную нехватку воинов. Крестоносцы, прибывавшие из-за моря, не могли составить постоянного войска — большинство из них через какое-то время покидало Святую землю. Сил не хватало даже для обороны городов, а о защите простых паломников и говорить не приходилось. Орден святого Иоанна, чья основная задача заключалась в заботе о пилигримах, решил принять на себя функцию вооруженной защиты путников-единоверцев, а затем и рубежей христианских владений. Не будем забывать — Орден состоял из мужчин, которые с детства готовились стать воинами.С мечом и милосердиемОформление братства иоаннитов в военно-монашеский орден завершилось при Раймунде дю Пюи (1121—1157), преемнике Жерара Тома на посту главы Ордена. Он первым принял титул магистра Ордена — в 1155 г. При Раймунде оформился первый вариант Устава, были заложены основы организационной структуры.Орден делился на священников и мирян, в числе которых с 1153 г. стали различать рыцарей и оруженосцев. Понятие мирянин подразумевало право заниматься военным делом.Изменения в статусе Ордена отразились и на форме одежды его членов. Священники сохранили прежнее бенедиктинское одеяние, рыцарям и оруженосцам полагалось носить полумонашеское-полувоенное платье малинового цвета и черный плащ с белым восьмиконечным крестом.Рыцарям-монахам были предоставлены некоторые бытовые послабления. Они получили право сменить монастырскую келью на собственное жилище. В 1130 г. папа Иннокентий II утвердил знамя ордена — белый крест на красном фоне. Под этим полотнищем иоанниты сражались с турками-сельджуками на просторах Палестины, Сирии и Египта, это знамя воодушевляло защитников Родоса и Мальты, вставших на пути турок-османов.Став военно-монашеской организацией, Орден продолжал исполнять и попечительские функции. Вплоть до потери Мальты в конце XVIII столетия на главной печати был изображен лежащий больной со светильником в ногах и крестом в изголовье.К 1170 г. главный госпиталь в Иерусалиме располагал более чем двумя тысячами коек. При госпитале действовало акушерское отделение. Родителям малышей, появившихся здесь, выдавалось приданое. Орден содержал приюты для подкидышей и грудных младенцев. Для бедняков госпитальеры три раза в неделю устраивали горячие бесплатные обеды. Постоянно раздавалась милостыня.Первая половина XII в. стала для иоаннитов не только периодом организационного становления, но и временем, когда, с одной стороны, были сформулированы основные орденские привилегии, а с другой — заложены основы материального могущества этой организации. В соответствии с буллой 1134 г. Орден оказывался в исключительном подчинении Святому престолу. К пущей досаде прочего духовенства Рим даровал иоаннитам право владеть собственностью, которая не облагалась налогами. Орден получил и право сбора десятины в свою пользу. Наконец, братьям-иоаннитам было разрешено отправление церковных служб.Скромная община постепенно превращалась в могущественную организацию. Благосостояние Ордена росло как на дрожжах. Оно складывалось из денежных и земельных пожертвований, завещанного движимого и недвижимого имущества. Кроме того, сложилась такая практика: всякий желающий надеть плащ госпитальера обязан был сделать взнос либо в денежной, либо в какой-то другой форме.В 1134 г. бездетный король Арагона и Наварры Альфонс I Воитель завещал свои владения трем палестинским орденам: иоаннитам, тамплиерам и рыцарям Гроба Господня. Госпитальерам достались обширные владения в Провансе. К началу XIII в. Орден владел девятнадцатью тысячами поместий.В 1180 г. число орденских рыцарей в Палестине составляло 600 человек. Покровительство Рима и материальное процветание не могли не отразиться на моральном облике воинов-монахов. Злоупотребления военно-рыцарских орденов стали объектом обсуждений III Латеранского собора. Госпитальеры и их коллеги тамплиеры подверглись тогда порицанию. Конечно же, римский первосвященник не мог допустить более жестких мер по отношению к своей «гвардии».Орден госпитальеров с самого начала своего существования был многонациональной организацией. Члены братства делились на языки — своеобразные национальные землячества. К концу XII в. в составе ордена действовало семь языков: Прованса, Оверни, Франции, Италии, Арагона, Германии и Англии (со временем эта структура менялась).По всей вероятности, на основе «языковой» принадлежности комплектовались вооруженные отряды иоаннитов. Подобная мера была призвана повысить боеспособность боевой группы.Каждый рыцарь или сержант в ордене был на счету. Ввиду малочисленности госпитальеры, как и тамплиеры не были в состоянии прикрывать все границы христианских государств на Востоке. Поэтому они избрали стратегию строительства пограничных крепостей и укрепленных застав. В 1136 г. король Иерусалима Фульк передал госпитальерам замок в Бейт-Джибрине, а в 1144 г. граф Раймунд II Триполитанский — сразу несколько приграничных крепостей, среди них — знаменитый Крак де Шевалье. В 1186 г. гарнизон госпитальеров занял замок Маргат.Особенности архитектуры палестинских орденских замков позволяли малочисленному гарнизону довольно продолжительное время выдерживать натиск превосходящих сил противника. Могучие стены Крака, сложенные из полутораметровых известняковых плит, до сих пор поражают воображение путешественника. Ни осады, ни землетрясения не смогли поколебать их. Взять Крак штурмом не удалось никому, даже великому Салах ад-Дину. Крепость была сдана госпитальерами египетскому султану Бейбарсу после полуторамесячной осады, когда дальнейшая оборона потеряла всякий смысл.Функции гарнизонов крепостей не ограничивались обороной вверенной твердыни; оттуда ежедневно выезжали конные патрули, призванные охранять пути следования паломников.Структура ордена, основа которой была заложена при Раймонде дю Пюи, продолжала совершенствоваться вплоть до середины XV в. В 1230-е гг. в Ордене, имевшем обширные владения как в Европе, так и в Святой земле, произошли серьезные административные изменения. Резиденция великого магистра продолжала располагаться в Иерусалиме, рядом с храмом Гроба Господня. Вся подвластная территория была разделена на приорства и великие приорства, те — на бальяжи, которые, в свою очередь, делились на командорства.Время побед и потерь Как свидетельствуют хроники, ни одна значимая военная операция, проводимая христианами на Востоке, не обходилась без участия рыцарей святого Иоанна. Мобильные и дисциплинированные отряды госпитальеров и тамплиеров были самой надежной силой в этом регионе. Они всегда были под рукой, приказ для них был не пожеланием, а законом.В 1124 г. госпитальеры отличились при взятии важного портового города Тира. Воины-иоанниты принимали самое активное участие в снятии турецкой осады с другого порта — Яффы.В 1240-х гг. турки-сельджуки активизировали свои действия против государств крестоносцев. Основная угроза шла со стороны Египта и Сирии. Франки (так называли европейских поселенцев), как всегда, испытывали дефицит в людях. В декабре 1144 г. пала Эдесса, а уже в следующем году мусульмане очистили от колонистов долину Евфрата.Угроза уничтожения нависла над всеми христианскими владениями в регионе. И вот Запад двинулся в свой Второй крестовый поход (1147—1149). Король Франции Людовик VII нашел поддержку со стороны как тамплиеров, так и госпитальеров.Во время осады Дамаска госпитальерам удалось разгромить мощный конный отряд турок, спешивших на помощь осажденным. В 1153 г. магистр ордена Раймунд дю Пюи выступил инициатором похода войск Иерусалимского королевства на Аскалон, который был важным форпостом на севере Египта.Осада приняла затяжной характер. Большая часть военачальников считала разумным отказаться от дальнейших попыток захватить город. Великому магистру иоаннитов и патриарху Иерусалимскому стоило больших трудов убедить короля Балдуина III продолжить осаду. В итоге Аскалон пал, в нем был размещен гарнизон из госпитальеров и храмовников.Склонные к военным авантюрам, иоанниты в 1168 г. поддержали необдуманное решение иерусалимского короля Амори I захватить Каир. Магистр ордена Жильбер де Ассайли (1162—1170), рассчитывая на большую поживу, убедил короля не ждать помощи от союзника — императора Византии.Поход не принес славы завоевателям. По дороге госпитальеры обагрили свои мечи невинной кровью, устроив резню мусульман в городе Бильбайс. Каир же взять не удалось; под ударами египетского полководца Ширкуфа пришлось спешно ретироваться.Несмотря на провал операции и потери, иоанниты, наравне с тамплиерами, оставались серьезной военной силой. К 1180 г. под контролем ордена находилось до двадцати пяти замков в Палестине. Огромные средства, приходившие из-за моря, позволяли госпитальерам содержать хорошо вооруженные отряды наемников.Однако похвастаться прочностью своего положения в Святой земле не мог никто из христиан, в том числе и рыцари-монахи. В Египте власть захватил мамелюк Салах ад-Дин. Провозгласив себя султаном, он объявил джихад — священную войну против «франков».Никогда еще у крестоносцев не было столь могучего врага, никогда еще они не терпели столь сокрушительных поражений. Одно имя египетского султана повергало в уныние бывалых воинов. Опасность была столь велика, что в 1184 г. магистр госпитальеров Роже де Мулен (1177—1187) вместе с магистром тамплиеров и патриархом Иерусалимским вынуждены были отправиться за море просить помощи у европейских монархов, но Запад словно застыл в оцепенении. Только король Англии Генрих II согласился предоставить на святое дело крупную денежную сумму.Казалось бы, перед угрозой катастрофы только одна мысль должна была занимать умы христианских вождей в Палестине: как выстоять? Но нет. По возвращении из вояжа по Европе магистры орденов, патриарх, прочие представители знати ввязались в междоусобную борьбу. Опираясь на копья военно-монашеских орденов, трон в Иерусалиме захватил авантюрист Ги де Лузиньян. Правда, великий магистр госпитальеров, будучи хранителем королевской казны, в последний момент попытался отказаться выдать заговорщикам ключи от сокровищницы.Отсутствие сплоченности в стане христиан играло только на руку египетскому полководцу. Враг неуклонно двигался к Иерусалиму, никакие чудеса храбрости не могли помочь рыцарям. 1 мая 1187 г. под Назаретом госпитальеры вместе с тамплиерами предприняли отчаянную попытку остановить войска Саладина (европейская вариация имени полководца). В кровопролитном бою погиб великий магистр иоаннитов де Мулен, но достигнуть поставленной цели не удалось.Наскоро собрав войско, в июле 1187 г. Ги де Лузиньян двинулся навстречу султану Египта. 4 июля близ деревни Хаттин произошла решающая битва. Армия египтян превосходила войско франков в несколько раз. Можно сказать, что исход битвы был предрешен.Разгром крестоносцев имел ужасающие масштабы. Их войско просто перестало существовать. Король Иерусалима оказался в плену. Оба крупнейших в Палестине военно-монашеских ордена оставили на поле брани большую часть своих воинов. Известно, что сотни людей попали в плен.Султан был милосерден. Он даровал жизнь всем, кроме госпитальеров и тамплиеров. Они были отданы на растерзание дервишам. Так Салах ад-Дин почтил своих последовательных врагов.После трагедии при Хаттине один за другим пали Акра, Торон, Сидон, Бейрут, Назарет, Яффа, Аскалон. Иерусалим защищать было некому. 2 октября 1187 г. город открыл свои ворота. Всему населению была гарантирована жизнь, за выкуп всякий мог получить свободу. Более того, султан безвозмездно даровал свободу трем тысячам бедняков; остальные, кто не смог внести выкуп, были обречены попасть в рабство.В этой ситуации госпитальеры повели себя не лучшим образом — они отказались внести выкуп за единоверцев. Даже если принять в расчет надежу рыцарей на будущий реванш, подобным действиям не может быть оправдания.С потерей Иерусалима могущество крестоносцев на Ближнем Востоке стало клониться к закату. Даже образование Латинской империи в 1204 г., после захвата Константинополя, не вернуло франкам прежнего положения.XIII векСобытия 1187 г. не привели к полной ликвидации европейского присутствия на Востоке. Продолжало существовать Антиохийское княжество, военно-монашеские ордена удерживали ряд крепостей и контролировали значительную территорию, приток средств из европейских владений орденов не прекращался, более того, возрастал.Ордены довольно быстро восстановили силы и превратились в единственную постоянную военную силу христиан на Востоке. Пользуясь своим влиянием, рыцари-монахи снова ввязались в династические споры — не только в надежде упрочить свое положение при дворах, но и желая добиться определенных материальных приобретений. Рыцари то поддерживали антиохийского князя Боэмунда IV, то враждовали с ним.Плетя интриги, рыцари не гнушались использовать помощь своих недавних противников — правителей мусульманских государств. Так, иоанниты не раз провоцировали нападение султана Дамаска на земли антиохийского князя. Госпитальерам удалось установить довольно тесные контакты с ассасинами, членами зловещей секты исламских фанатиков-убийц. Те даже какое-то время платили дань Ордену.Опасаясь усиления иоаннитов, князь Боэмунд конфисковал часть орденских земель на подвластной ему территории.Рыцари-монахи ухитрялись конфликтовать не только со светскими правителями, но и между собой. Госпитальеры и тамплиеры из братьев по оружию давно превратились в конкурентов. Некий аноним писал о взаимоотношениях двух орденов следующее: «Они не могут терпеть друг друга. Причина тому — жадность к земным благам. Что приобретает один орден, вызывает зависть другого. Члены каждого ордена по отдельности, как они говорят, отказались от всякого имущества, но за то хотят иметь всё для всех».Дело часто доходило до открытых вооруженных столкновений с человеческими жертвами. Бесспорно, подобные явления только ослабляли обороноспособность христианских владений, в то время как ситуация в регионе продолжала оставаться напряженной, а сами ордены не оставляли надежду взять реванш за поражение в 1187 г. и расширить собственные владения.С 1203 по 1205 г. госпитальеры Крака и Маргата несколько раз пытались овладеть египетским городом Хамой, но были остановлены ударами военачальника Аль-Мансура. В ходе Четвертого крестовоого похода (1199—1204) рыцари воспользовались падением Византии и захватили значительные владения на Пелопоннесе.Госпитальеры с энтузиазмом включились в подготовку Пятого крестового похода (1217—1227). Как и храмовники, они выступили в роли казначеев этого предприятия. Высадившись в дельте Нила, крестоносное войско осадило город Дамиетту, важный торговый и стратегический центр. Султан Египта аль-Камиль предложил крестоносцам снять осаду в обмен на Иерусалим и договор о мире сроком на тридцать лет.Госпитальеры настояли на отказе от заманчивого, на первый взгляд, предложения, что послужило для недругов Ордена поводом для обвинений в предательстве дела креста. Однако в позиции иоаннитов был свой рациональный смысл. Во-первых, они прекрасно понимали, что Иерусалим, лишенный всех своих укреплений в 1187 г., просто невозможно будет удержать в случае нападения; во-вторых, исходя из своего богатого опыта, госпитальеры не питали иллюзий на счет прочности мирного соглашения с султаном Египта.После продолжительной осады 5 ноября 1219 г. Дамиетта была взята. Победители учинили жестокую резню. Половина мирного населения была истреблена. Добыча крестоносцев составила примерно 400 тысяч безантов. Правда, воспользоваться преимуществами стратегического положения Дамиетты не удалось. В начале 1220-х гг. город пришлось оставить.В 1229 г. император Фридрих II Гогенштауфен, самый, пожалуй, оригинальный правитель тринадцатого столетия, заключил с египетским султаном мирный договор, по которому Иерусалим возвращался христианам. Все, кто был знаком с ситуацией на Востоке не понаслышке, встретили это известия без энтузиазма. Договор хоть и провозглашал перемирие сроком на тридцать лет, в то же время запрещал под каким-либо предлогом восстанавливать стены Иерусалима, а также возводить пограничные укрепления.Госпитальеров, как, впрочем, и тамплиеров, буква договора мало волновала. Орденские отряды тревожили египетские владения, разрушенные крепости спешно восстанавливались. Параллельно иоанниты вмешались в гражданскую войну на Кипре, завоеванном еще Ричардом Львиное Сердце.Перемирие, заключенное императором Фридрихом, как и следовало ожидать, оказалось непрочным. Вторжения госпитальеров и их союзника, правителя Дамаска, убедили султана Египта ас-Салиха в необходимости возобновить военные действия. В июле 1244 г. Иерусалим пал. Последними оборонительные позиции оставляли рыцари двух орденов-конкурентов.Иерусалим был потерян навсегда, но тогда крестоносцы покидали город в надежде на возвращение.Вскоре, 17 октября 1244 г., египетский полководец Бейбарс разгромил при селении Харбийах союзное войско крестоносцев и правителя Дамаска. Магистр госпитальеров Гийом де Шатонёф оказался в плену. В 1247 г. госпитальеры в очередной раз, уже навсегда, сдали Аскалон.К 1271 г. в результате удачных действий Бейбарса владения крестоносцев были сведены к нескольким крепостям вдоль средиземноморского побережья. Иоанниты оставили Крак де Шевалье. В 1285 г. после героической месячной обороны орденский гарнизон покинул замок Маргаб. В знак уважения к мужеству рыцарей султан Калаун позволил госпитальерам уйти с оружием, в доспехах, под расправленными хоругвями.1291 год стал последним в истории крестоносных государств в Палестине. 18 мая двухсоттысячная армия аль-Ашрафа, сына египетского султана Калауна, взяла последний оплот крестоносцев — порт Акру. Госпитальеры, тамплиеры и тевтонцы не уступали друг другу в храбрости, но силы были слишком неравными, а стены крепости слишком ветхими. Забыв былые разногласия, былое соперничество, иоанниты шли в свой последний бой на земле Палестины плечом к плечу с храмовниками. Уже оттесненные к пристани, они пытались эвакуировать на свои корабли мирное население.«Родосские львы» В истории Ордена всадников госпиталя святого Иоанна Иерусалимского периоды падения причудливым образом сменяются временами взлета и славы. Потеря Акры явилась одновременно эпилогом первой главы истории ордена и прологом к новой, не менее славной.Магистр госпитальеров Жан де Вилье (1285—1293) после разгрома в Палестине прибыл с остатками войска на Кипр. Король Анри II Лузиньян вряд ли был обрадован этим известием. К госпитальерам он питал чувства абсолютно далекие от братских. Учитывая заносчивость и властолюбие иоаннитов, король ввел жесткий запрет для на приобретение Орденом новых земель. Госпитальеры чувствовали себя на острове довольно неуютно.Здесь никто в них не нуждался. Рыцари попытались вмешаться в династические споры внутри семейства Лузиньянов, но эта затея ничего кроме проблем Ордену не принесла.Новый великий магистр прозорливый Гийом де Вилларэ (1296—1305) прекрасно понимал, что военно-монашеский орден может существовать только в условиях борьбы с врагами веры, защищая рубежи христианского мира. Для начала магистр упорядочил статуты Ордена, внес в них изменения, утвержденные Римом еще в 1259 г., например деление орденской братии на три разряда: рыцари, священники и госпиталиты.Параллельно развернулось активное строительство военного флота. Он прошел боевое крещение в морских рейдах к берегам Сирии и Египта.Гийома де Вилларэ на посту великого магистра в 1305 г. сменил его племянник Фульк де Виларэ (1305—1319). В мае 1306 г. он вступил в переговоры с генуэзским пиратом Виньоло Виньоли с целью захвата острова Родос. Магистра мало смущал тот факт, что остров принадлежал христианской Византии. В качестве оправдания он довольствовался тем, что греки были православными, схизматиками, а значит, врагами Рима.Осада Родоса растянулась до лета 1308 г. Заняв остров, Вилларэ провозгласил его владением Ордена и перевел сюда монастырь и госпиталь. Рыцари превратили остров в плацдарм для организации морских набегов на прибрежные турецкие селения и города.Бесспорно, подобная деятельная позиция только способствовала укреплению авторитета Ордена в глазах европейцев. Можем предположить, что решение перебраться на Родос вкупе с организацией антитурецких морских рейдов спасло Орден от той же страшной участи, которая постигла тамплиеров. Более того, значимость родосских рыцарей (так теперь стали называть госпитальеров) возросла в связи с появлением в Малой Азии турок-османов. Последние очень быстро обзавелись военным флотом и стали грозить европейцам с моря. Таким образом, противодействие морской агрессии османов стало основной задачей Ордена.Строительство флота, двухлетняя осада Родоса, склонность магистра Фулька де Вилларэ к чрезмерной роскоши поставили Орден на грань финансового кризиса. Вилларэ был смещен, но это денег, естественно, не принесло. Помощь пришла из Рима.Папа Климент V благоволил Ордену. Специальной буллой в 1312 г. он сделал госпитальеров наследниками имущества упраздненного Ордена тамплиеров. Правда, в полном объеме эти богатства так и не попали в руки «законного наследника». Европейские государи оставили при себе значительную часть имущества Ордена Храма. Но финансового краха иоаннитам удалось избежать. Более того, в первой половине XIV в. доходы госпитальеров в 18—20 раз превосходили доходы французского короля, а в Арагоне местные госпитальеры превратились в крупнейших землевладельцев.Если Иерусалим был колыбелью Ордена, то Родос превратился во вторую его родину. Здесь окончательно оформилась организация. Родосские рыцари создали на острове некое подобие аристократической республики, во главе которой стоял великий магистр. Он по сложившейся традиции избирался из числа французских рыцарей. Как правило, магистерство было пожизненным. Магистр подчинялся только римскому понтифику и имел самые широкие полномочия.Роль высшего совещательного органа играл капитул в составе глав языков (столпов), лейтенанта ордена (заместителя магистра) и епископа. Столпы, как и магистр. обязаны были жить в монастыре, покинуть который они могли только с разрешения капитула. Столпы выбирались рыцарями соответствующих языков.К началу XIV в. состав языков был тот же, что и в XII в. В середине столетия самостоятельным стал язык Кастилии, а вместо английского появился англо-баварский язык. Каждый язык поставлял определенных должностных лиц. Из числа рыцарей Оверни назначался великий маршал (командующий пехотой). Англия предоставляла туркопилье (командующего легкой кавалерией из числа наемников), Италия — великих адмиралов. На пост, соответствующий современной должности главного военного инженера, назначался представитель Германии. Франция обеспечивала заполнение вакансии великого госпитальера, Прованс — великого прецептора (главного казначея), Арагон — дралье (кастеляна-снабженца). Чрезвычайно важную должность занимал представитель Кастилии: он назначался на пост великого канцлера и отвечал за внешнюю политику Ордена.На Родосе сложился орденский ритуал. Во время торжеств перед великим магистром несли штандарт; всякий желавший обратиться к главе Ордена обязан был, приклонив колено, коснуться губами руки магистра.Герб Ордена представлял собой алый треугольный щит, посреди которого был расположен серебристый восьмиконечный крест. Позже, в XVI столетии, над щитом поместили императорскую корону. В нижней части герба появился многозначительный девиз: «Pro fide!» («За веру!»).На острове госпитальеры создали собственную судебную систему. Низшей инстанцией являлся суд рыцарей, или эгар, в составе семи-восьми представителей и председателя, назначаемого великим магистром или маршалом. Далее по степени значимости шли усиленный эгар, а затем эгар бальи. Провинившиеся братья-госпитальеры подвергались самым разнообразным наказаниям, но самым унизительным и тяжелым считалось изгнание из Ордена.В основе жизни родосских рыцарей лежал принцип жесткой дисциплины и безусловного послушания. Сохранилась легенда о рыцаре-госпитальере Теодоре, который вступил в бой с драконом, разорявшим села островитян. Воин победил чудовище, но магистр приговорил рыцаря к изгнанию из Ордена только за то, что тот не попросил дозволения вступить в схватку. Теодор, правда, был прощен благодаря заступничеству спасенных жителей острова…В организационной системе госпитальеров самой могущественной фигурой являлся великий магистр. От его умения принимать правильные военные и политические решения во многом зависели благополучие Ордена, прочность его международного положения. Усилиями магистра Элио де Вильнева (1319—1346) госпитальеры получили большинство владений тамплиеров, несмотря на противодействие ряда европейских государей. Правда, часть «наследства» пришлось продать и на вырученные деньги развернуть активную строительную деятельность.Магистр понимал, что рано или поздно турки попытаются положить конец присутствию госпитальеров в Средиземноморье. Родос и прилегающие к нему острова покрылись сетью крепостных сооружений. Одноименная столица острова делилась на две неравные части. Меньшая, коллахиум, являлась районом рыцарей. Здесь находились резиденция великого магистра и квартиры (обержи) воинов. Всё остальное население проживало в районе борго.Не забывали иоанниты и о традиционном госпитальном строительстве. Подобные учреждения были организованы в каждом приорстве.Для подготовки орденских чиновничьих кадров в середине XIV в. в Париже была открыта юридическая школа — студиум. К этому времени Орден стал чрезвычайно влиятельной организацией. Правящая верхушка папской курии большей частью состояла из госпитальеров.Особняком стояли иоанниты Португалии; они порвали всякие связи с Родосом с середины 1370-х гг. и действовали как самостоятельная организация. Их основными противниками были не турки-османы, но североафриканские мавры. В 1415 г. португальские госпитальеры вместе с Орденом Христа участвовали в захвате Сеуты (в Марокко).Родосский период истории Ордена насыщен военными событиями. Рыцари были вынуждены противостоять сразу двум противникам: мамелюкскому Египту и туркам-османам.Элио де Виларэ придавал большое значение строительству мощного флота. Военно-морские силы ордена состояли из галер-дромонов. Гордостью флота стал шестипалубный дромон-броненосец «Святая Анна». В 1319 г. родосская эскадра разгромила соединение турецких кораблей близ острова Хиос. В ответ на следующий год турки направили к Родосу армаду в восемьдесят кораблей, намереваясь высадить на остров десант и покончить с воинственными монахами. Операция потерпела крах; оставшиеся на плаву османские суда вынуждены были спешно ретироваться. В течение последующих ста с лишним лет ни египтяне, ни османы не решались штурмовать остров.Воодушевленные победой, госпитальеры сами перешли в наступление. Первыми ощутили удар турецкие морские пираты. Орденский флот начал охоту на них. В 1332 г. Орден вступил в антитурецкую коалицию под эгидой Рима. В 1344 г. госпитальеры захватили малоазийский город Смирну и разместили здесь свой гарнизон под командованием приора Ломбардии Жана де Бьянара. Попытка османского военачальника Умур-паши возвратить Смирну завершилась неудачей.4 октября 1365 г. близ Александрии был высажен родосско-кипрский десант. Город оказался в руках католиков. Развить дальнейшее наступление, однако, не удалось — не хватало средств и сил. К тому времени рыцари ввязались в очередную авантюру — предприняли ряд безрезультатных попыток закрепиться на Пелопоннесе и Балканах.Госпитальеры всегда были тесно связаны с Римом. Поэтому неудивительно, что любые кризисы, сотрясавшие Святой престол, тем или иным образом находили отклик внутри Ордена. Вот и в период борьбы пап в 1383—1395 гг. у госпитальеров появились сразу два магистра. Сторонники Климента VII избрали француза, а его противники поддержали кандидатуру итальянца — Риккардо Караччоло. Дело чуть не дошло до абсурда: рыцарям вдруг захотелось решить спорный вопрос с помощью оружия, которое они клялись обнажать только против врагов веры.Угрожающе победное наступление турок в Европе заставило госпитальеров вспомнить о непосредственном предназначении Ордена. Иоанниты прекрасно понимали, что победа османов на Косовом поле в 1383 г. — только начало масштабного наступления на суше и на море.Вскоре султан Баязид I ввел запрет на торговлю с островом. Эта мера грозила Ордену серьезными проблемами — действия османов подрывали чрезвычайно прибыльную для госпитальеров торговлю сахаром. Стремясь дескредитировать Орден в глазах европейцев, Баязид предложил снять запрет, если магистр узаконит на острове работорговлю. Несмотря на угрозу финансового кризиса, гордые иоанниты ответили решительным отказом. Верность идеалам была для рыцарей не пустым звуком.В 1396 г. госпитальеры в составе союзного крестоносного войска приняли участие в знаменитой битве при Никополе. Семидесятитысячная армия потерпела поражение. Счет павшим шел на десятки тысяч. Венгерский король Сигизмунд выжил в этой чудовищной мясорубке только благодаря мужеству и самоотверженности госпитальеров. Новый магистр ордена Филибер де Найяк (1396—1421), сам участник сражения, повел переговоры о выкупе пленных. В итоге Ордену пришлось выложить 30 тысяч дукатов (по тем временам — астрономическая сумма).Новые потери ждали госпитальеров в Малой Азии. В 1402 г. Смирна и другие анатолийские крепости Ордена были стерты с лица земли полчищами Тимура. Завоеватель внушал столь глубокий ужас, что непримиримые враги на какое-то время стали союзниками перед лицом общей опасности. В 1403 г. сложилась антитимуровская коалиция, в которую помимо госпитальеров вошли Генуя, Венеция, Византия и Турция. Но Тимур неожиданно ушел в Китай. Коалиция распалась, ее участники снова превратились в привычных врагов.В том же 1403 году Ордену удалось заключить договор с Египтом, по которому братья-рыцари получили возможность осуществлять патронаж христианских святынь в Палестине. Стороны условились оповещать друг друга за три месяца до начала военных действий.Госпитальеров часто обвиняют в том, что они не пришли на помощь гибнущей Византии. Однако история свидетельствует, что задолго до трагических событий 1453 г. родосские рыцари предложили византийскому императору заключить долговременный оборонительный союз, но получили отказ. Дипломатическая неудача не убавила решимости госпитальеров следовать однажды выбранным путем. Любой пират, готовый топить и грабить турецкие и египетские суда, мог воспользоваться удобными гаванями Родоса.На острове началась новая волна строительства фортификационных сооружений. Создавались условия для длительного автономного существования на случай долговременной осады. Когда в 1424 г. египетский султан Барсбей двинул свой флот на Кипр, иоанниты приняли участие в сопротивлении агрессору, продолжавшемся почти два года.7 июля 1426 г. Кипр оказался в руках египтян. Те подвергли остров жестокому разорению; особенно пострадало командорство госпитальеров в городе Колосси. Руководство Ордена понимало, что очередь Родоса не за горами. Рыцари готовились к схватке.В 1440 г. египетский флот провел разведку боем. Высадить десант не удалось. Но уже в августе 1444 г. египетский полководец аз-Захир подверг остров сорокадневной осаде. Родосцам под руководством великого магистра Жана де Ласти (1437—1454) удалось сбросить захватчиков в море.В 1445 г. с Египтом был подписан мирный договор; правда, пришлось расстаться с островком Кастеллориццо.Самым опасным противником рыцарей в регионе, конечно же, были османы. Какое-то время магистр де Ласти старался не провоцировать турок. Передышка была необходима для восстановления сил, возведения разрушенных участков оборонительной системы. В 1450 г. глава Ордена издал указ, запрещавший госпитальерам нападать на турецкие суда. Скорее всего, эти же резоны убедили магистра в 1453 г. быть глухим к отчаянным мольбам о помощи истекающего кровью Константинополя.Столица империи пала, многовековое государство перестало существовать. Тщеславный победитель султан Мехмед II присовокупил к своему имени броское прозвище Фатих (Завоеватель). Древний город был переименован в Стамбул, сохранив статус столицы, но уже турецкого государства. Султан потребовал от госпитальеров дани, но, как и прежде, рыцари отказались удовлетворить унизительные требования завоевателя.Защитники Родоса еще больше окрепли в своем решении после прибытия на остров пятитысячного отряда кардинала Лодовико Скарампо.Война объявлена не была, но военные действия начались. Турки планомерно выживали госпитальеров с прилегающих к Родосу островов, параллельно продолжая требовать дани. Но рыцари не сдавались.23 мая 1479 г. у берегов Родоса появилась огромная турецкая флотилия. Корабли высадили пятидесятитысячный десант под командованием сераскера Месих-паши (обратившегося в ислам Мануила Палеолога). 3 тысячи янычар составляли костяк войска. Намерения турок были вполне серьезными, о чем свидетельствовало множество осадных и стенобитных машин, которые тут же были введены в дело.Осажденные в долгу не оставались. Нападения ждали давно. Во врага летели камни, копья, стрелы, арбалетные болты. На головы османов щедро лилась дымящаяся смола и кипяток. Уже в первые два-три дня турки потеряли убитыми 10 тысяч человек.27 мая Месих-паша бросил войско на решающий штурм. Два дня шли жестокие бои по всему периметру крепости. Защитников своим примером воодушевлял великий магистр ордена Пьер д’Обюссон (1476—1503). Штурм провалился.Есть легендарная версия, в соответствии с которой виновником поражения был сам главнокомандующий турецкой армии. Он будто бы перед штурмом отдал приказ: «Грабить запрещаю, всё пойдет в казну султана». Желание идти на приступ испарилось у большинства турецких воинов.Так или иначе, но, пробыв под стенами Родоса еще год, в августе 1480 г. Месих-паша снял осаду и увел с собой оставшихся в живых — 15 тысяч человек.В знак благодарности Деве Марии, заступнице христиан, капитул Ордена постановил возвести на острове храм Мадонны-Победительницы.Поражение под стенами Родоса было столь ощутимым, что турки на протяжении сорока лет не решались предпринять попытку реванша. Орден получил значительную передышку для восстановления своего боевого потенциала. Весть о победе облетела все европейские дворы. Госпитальеры купались в лучах славы. Их величали теперь не иначе как «родосские львы».Они тогда и подозревать не могли, что через сорок лет им придется проститься с островом, ставшим для них второй родиной. Но это еще далеко впереди, а пока Орден ударился в очередную авантюру.После смерти Мехмеда II Завоевателя в 1481 г. в борьбу за трон вступили два его сына.Победу одержал старший, он взошел на престол под именем Баязида II Дервиша. Младший, Джем, с поражением не смирился, но вынужден был бежать. Приют ему предоставили госпитальеры, но с условием выплаты им 150 тысяч скудо золотом при восшествии на престол. В случае успеха Джем клялся предоставить рыцарям значительные льготы в торговле на территории Османской империи.Баязид, в свою очередь, пошел на компромисс. Молодой султан посчитал для себя выгодным содержать брата пусть даже в золотой клетке, но вдали от трона. Он заключил с магистром д’Обюссоном мирный договор, по которому Орден превращался в опекуна принца, на содержание которого султан соглашался выплачивать 35 тысяч венецианских дукатов ежегодно. По тому же договору госпитальеры получали право принимать беглых рабов и пленников. В знак примирения Баязид передал магистру мощи — руку Иоанна Крестителя.Не удовлетворившись этим, госпитальеры в 1489 г. передали незадачливого принца римскому понтифику в обмен на владения недавно распущенных орденов Гроба Господня и Святого Лазаря.После странной неожиданной смерти Джема в Италии рыцари забеспокоились. Они опасались возобновления военных действий турецкой стороной. Магистр отдал распоряжение строить новые галеры, а также пригласить на остров всех владельцев судов, готовых нападать на корабли неверных. Сами госпитальеры довольно быстро втянулись в пиратский промысел — corso. Он, наряду с торговлей и поступлениями из прочих орденских владений, приносил значительный доход.К началу 1520-х гг. ситуация в регионе стала осложняться. Во главе Османской империи встал воинственный Селим I Кануни (Законодатель). В 1517 г. турки захватили Каир, а уже через четыре года в руках османов оказался Белград. Угроза нависла над всей Европой. Султан, словно издеваясь, официально известил всех европейских государей о своей победе. Сообщение получил и великий магистр госпитальеров Вилье де л’Иль-Адам (1521—1534). То был сигнал: «Ждите удара!»Действительно, Селим мечтал покончить с неудобным соседом. К концу весны 1522 г. турецкая армия была готова к морскому походу. Рано утром 24 июня 1522 г. часовые родосских башен заметили, как с востока, словно грозовая туча, надвигалась турецкая морская армада. Османский военачальник Мустафа-паша вел к Родосу 400 кораблей с воинами на борту, из них 10 тысяч составляли янычары. Любопытно, что в походе пашу сопровождал знаменитый пират Курдоглу.Госпитальеры могли противопоставить туркам только 7,5 тысяч человек, способных носить оружие. Из них — 290 рыцари Ордена; 300 — оруженосцы и 450 человек — наемники. Остальные — местные жители.Осада длилась до декабря 1522 г. Штурмы следовали один за другим. Защитники стояли насмерть. Магистр пытался рационально использовать имеющиеся в его распоряжении силы. Каждому языку был поручен определенный участок обороны. Языки Италии, Кастилии и Франции защищали остров с моря, Овернь, Прованс, Арагон, Англия и Германия — с суши.Пожалуй, в самом тяжелом положении находились англичане. На их участке бастионы были разрушены в самом начале осады. Истекая кровью, Родос держался, в то время как Европа наблюдала за горсткой смельчаков, не желавших покориться завоевателям.К началу октября турки потеряли около десяти тысяч человек. Султан негодовал, он сместил главнокомандующего и назначил на его место бейлербея Румелии Ахмед-пашу. Стремясь избежать напрасных потерь, Ахмед-паша предложил начать переговоры о сдаче, но магистр ответил отказом. 17 декабря начался очередной штурм. Защитники крепости изнемогали от ран, их силы были на исходе. На третий день штурма они подняли белый флаг.Условия сдачи были мягкими, если учесть, что под стенами Родоса полегли 90 тысяч турецких воинов. Госпитальеры должны были покинуть остров в двенадцатидневный срок с оружием, имуществом и архивом. 1 января 1523 г. 180 членов ордена (все кто выжил) во главе с магистром Вилье де л’Иль-Адамом покинули Родос на трех галерах: «Санта Марии», «Санта Катерине» и «Сан Джованни». За госпитальерами последовали 4 тысячи беженцев.Мальтийский орден После семи лет скитаний по дворам европейских государей магистр иоаннитов обрел новую резиденцию на острове Мальта. 24 марта 1530 г. император Карл V Габсбург предоставил остров госпитальерам под нажимом папы Климента VII. Вместе с Мальтой иоанниты получали остров Гоцо и обязаны были защищать форпост Испании в Северной Африке — город Триполи.Последнее условие радовало рыцарей меньше всего, но выбирать не приходилось. Время было тяжелым для Ордена. Во многих странах, в которых протестантизм одержал верх, орденские приорства были упразднены. Так произошло в Швеции, Норвегии, Дании и в Англии.26 октября 1526 г. госпитальеры высадились на новом для них острове. Местное население встретило пришельцев без энтузиазма, даже враждебно. Потребовался не один год, чтобы расколоть лед отчуждения.Поселившись на Мальте, госпитальеры формально стали вассалами вице-короля Королевства Испании и Обеих Сицилий. В качестве феодальной повинности великий магистр должен был ежегодно посылать монарху охотничьего сокола.Резиденцией главы Ордена стал город Бирга, который вместе с прибрежными районами госпитальеры усилили системой фортов и прочих фортификационных сооружений.Обустраивая новое пристанище, госпитальеры не прекращали своей извечной войны с неверными. В 1531 г. они тревожат захваченное турками побережье Южной Греции. Частично восстановив флот, рыцари в 1535 г. совершают рейд в Тунис. Иоанниты превратились в грозу алжирских пиратов.В 1551 г. турки организовали очередное наступление на владения Ордена. Триполи был захвачен, разрушены укрепления ордена на острове Гоцо.В 1557 г. магистром ордена стал Жан Паризо де ла Валлетт. К этому времени ему уже исполнилось 67 лет. Позади годы служения Ордену, турецкий плен, чего еще мог ждать от жизни старый воин? Но судьба распорядилась так, что именно он стал героем Велико осады.В середине XVI столетия госпитальеры продолжали промышлять corso (пиратством), нападая преимущественно на турецкие суда. В 1565 г. было захвачено судно главного евнуха султанского гарема. Объявив происшедшее личным оскорблением, султан получил повод для начала военных действий против Ордена.18 мая 1565 г. на мальтийский берег высадилась тридцатитысячная турецкая армия во главе с тем самым Мустафой-пашой, который в 1522 г. начал последнюю осаду Родоса. Так началась Великая осада. Она длилась почти четыре месяца — с 18 мая по 8 сентября.Основной удар турок пришелся по фортам Сан Эльмо, Сан Анжело и Сан Микеле. С первой минуты бои приняли ожесточенный характер. Гарнизон Сан Эльмо состоял из 120 рыцарей и отряда испанцев, но, тем не менее, он сковал значительные силы противника. Лишь 21 июня туркам удалось овладеть крепостью. Сопротивляться было некому: весь гарнизон погиб.Захват форта обошелся туркам довольно дорого — 8 тысяч убитых, среди которых был и знаменитый алжирский пират Драгут. Осматривая развалины захваченного форта, Мустафа-паша горько заметил: «Можно только догадываться, какое сопротивление мы получим от отца [имея в виду город Биргу], если ребенок, почти младенец [форт Сан Эльмо] стоил нам жизни самых храбрых солдат!»Однако силы защитников были на исходе. Ла Валлетт, как мог, старался поднять дух бойцов, но он прекрасно понимал, что без свежих подкреплений придется либо сдать остров, либо всем погибнуть, защищая его. Ситуация изменилась 7 сентября — после появления у берегов Мальты объединенной флотилии вице-короля Сицилии и Ордена Сантьяго де Кампостело.8 сентября после продолжительного боя турки снялись с якоря. В ходе Великой осады османское войско потеряло 25 тысяч человек убитыми; потери Ордена составили 260 рыцарей и 7 тысяч солдат. Память о подвиге госпитальеров сохранилась в веках. 28 марта 1566 г. была заложена новая столица, названная в честь героя Осады Ла-Валлеттой.Вся дальнейшая история военно-монашеской организации связана с островом. За орденом прочно закрепилось название Мальтийский. Во время господства рыцарей на Мальте не было народных выступлений, что позволяет сделать вывод о гибком, разумном правлении магистров.Рабочие руки местных жителей были всегда востребованы. Вплоть до XVIII столетия совершенствовались крепостные сооружения острова, на верфях Мальты строились корабли для орденского флота, выполнялись заказы европейских стран.На острове продолжал действовать госпиталь. Уход за больными всегда был на самом высоком уровне; равное внимание старались уделять и бедным, и богатым пациентам.Широкую известность получила орденская морская академия, из ее стен вышли многие офицеры французского военного флота. Значительную долю дохода Ордена продолжало приносить corso. Не испытывая недостатка в средствах, Орден выделял приличные суммы на строительство храмов и общественных зданий.Гордостью Мальты до сих пор является собор Святого Иоанна, возведенный архитектором Джероламо Кассаром. Здесь под сводами главного храма острова покоятся останки всех великих магистров, возглавлявших Орден, начиная с Вилье де л’Иль-Адама. Исключение было сделано только для магистра Гомпеша, сдавшего Мальту Наполеону.Бесспорно, пик славы госпитальеров падает на период XV—XVI вв. В дальнейшем Орден не играл в международной политике значимой роли. Во многом это связано с изменившейся ситуацией. Европа не нуждалась более в воинах-монахах.Имея связи при всех королевских дворах, Орден, однако, не исчез, а превратился в элитную организацию, доступ в которую был дозволен только представителям знатных семей. Впрочем, не стоит считать, что членство в Ордене ни к чему не обязывает. Организация является участником многих гуманитарных и благотворительных акций по всему миру.