Paradox
©
Fisana

Перейти к содержимому


Фотография

Валахия, Молдавия, Трансильвания


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 187

#131 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 07 сентября 2018 - 17:34

Nicolae Stoicescu. Curteni și slujitori: contribuții la istoria Armatei Române

 

Калараши

Они составляли самую важную часть служиторов, появившихся в конце XVI века, являясь кавалерией, в отличие от доробантов бывших пехотой. Калараши были свободными крестьянами, которые служили господарю за налоговые льготы и имели право использовать принадлежащее им имущество. Кроме того калараши, колонизировали земли, находящейся во владении господаря, в документах семнадцатого века и в первые десятилетия следующего столетия мы также встретили другую категорию таких служиторов, которые использовали землю некоторых великих бояр или монастырей. Эти солдаты также были свободными людьми, которые, имея небольшую землю или вообще не имея земли, были вынуждены работать с землей / чужой землей в обмен на свою обязанность дижма(десятина), а затем отрабатывать, хозяину этого места.

Что касается экипировки кавалерии, известия не дают нам четких данных, как в случае с доробантами. В истории Валахии нам говорят, что после смерти Матея Басараба Константин Щербан(1654—1658) «одел всех» доробантов и каларашей в «хорошее сукно». Поскольку эта мера была принята в трудные времена, когда господарь пытался успокоить восставших служиторов и привлечь их к себе, трудно сказать, были ли у служиторов, называемых каларашами, регулярные выдачи сукна для одежды.

Для Молдавии, в начале восемнадцатого века, у нас есть известие Э. Х. Вейсмантеля, согласно которым Калараши не получали одежду от господаря, а одевались, как могли. Его информация несколько противоречит тому что позже писал Георгий Логофат. Он утверждал, что «при старых господарях» служиторы получили «только сукно и готовят одежду» и что «выдавали приготовленную одежду за счет господаря только во времена Григория воеводы(Григорий II Гика, 1726—1733, 1735—1739, 1739—1741 и 1747—1748)». В это время получили одежду от господаря: сеймены, винаторы, доробанты и все служиторы.

О налоге каларашей из молдавского документа от 20 февраля 1656 года мы обнаружили, что это было 6 золотых, а в Валахии 30 сентября 1655 года упоминается «бир каларашей 11 угов». Эти выплаты были довольно большими, вот почему некоторые из них предпочитают «бежать» с службы, а другие бегут из страны.

Что касается численности каларашей, их число было довольно большими в 17 веке, как в Валахии, так и в Молдавии. Самые ранние данные о их численности восходят к царствованию Михая Храброго, когда нам говорят, что было восемь тысяч конных солдат, которые сражались за свой счет и налоговые льготы. Трудно точно сказать, связаны ли реляция Джорджио Томасси, который дает нам эту информацию, относится к каларашам или куртянам, которые также сражались за свой счет, как и калараши.

После царствования Михая Храброго, число каларашей упало, особенно после их восстаний в течение II-III десятилетий семнадцатого века, они снова растут во время правления Матея Басараба, когда калараши находились под командованием великого капитана каларашей, который больше не упоминается после. Число каларашей - как и доробантов - затем снова упало после восстания 1655 года, когда многие были убиты. В исторических известиях, оставшимеся от  католических миссионеров во время правления Щербана Кантакузина(1678—1688), было заявлено, что до его царствования было больше каларашей, но в то время их число уменьшилось, причем не менее 4000 и не более более 6000.

Во время правления Василия Лупу (1634-1653) было по меньшей мере 4000 человек, так как господарь мог выставить это число на окраине страны для охраны от татар. Ту же численность упомянул также француз Круа в 1676 году, когда он сказал, что по всей стране насчитывается 4000 человек, которые пользуются всеми видами налоговых льгот, вынуждены идти на войну. Как заявляет Круа, их можно было бы удалить из реестров, если они не подчинились, а другие были поставлены на их место, я думаю, что речь идет о каларашах, а не о куртянах.

Во время правления Димитрия Кантемира было около 2000 человек, которыми командовали 20 капитанов. Из отношений в то же время мы узнаем, что служиторы, называемые калараши, были распространены особенно в деревнях на окраине страны.

В то время, однако, калараши не образовывали постоянную армию, они это «делают» в соответствии с требованиями и потребностями государства.

В семнадцатом веке большинство каларашей были сгруппированы в определенных городах гарнизонах, как внутри страны, так и по ее окраинам. Последние были так называемыми каларашами окраин, главная задача которых заключалась в том, чтобы охранять границы страны, помимо этих гарнизонов, в разных деревнях были калараши, в которых находились капитаны соседних городов.

В Валахии наиболее важные гарнизоны Каларашей были в городах: Bucuresti, Buzau, Ploiesti, Rusii de Vede, Lichiresti(точнее, именно в связи с их присутствием в местности),Tirgul de Floci, Hodivoaia, Caracal, Manesti, Gherghita и др.

В источниках упоминаются гарнизоны из Manesti, Gherghita, Ploiesti и Rusii de Vede упоминаются в источниках - как мы видели - начиная с начала 17 века, калараши, размещенны здесь очень вероятно во время правления Михая Храброго.

Город Бузэу был одним из самых мощных гарнизонов каларашей. В клятве верности в 1655 году, после восстания того года «калараши из Бузэу», насчитывается около 200 имен вместе с капитаном, четырьмя юзбаши, пятью чаушами и четырьмя стегарами. С начала того же столетия нам была предоставлена информация иностранцем Joppecourt, согласно которому Раду Михнеа держал гарнизон из 400 солдат пограничников в большом городе на границе с Молдовой. Как и в документах, я не встречал каларашей в Фокшанах, возможно, что город на границе в упомининии Joppecourt,был Бузэу, где очень часто калараши упоминаются в документах, или Рымник Сарат.

Что касается пограничных каларашей, то они были расположены на територии Tirgul de Floci, Lichiresti, Hodivoaia, Rusii de Vede si Caracal, расположенных на границе Дуная. Капитаны каларашей Rusii de Vede, Tirgul de Floci и Hodivoaia упоминаются в документах середины XVII века; к концу того же столетия появляются в Caracal и Lichiresti. Эти капитаны, вероятно, существовали до того, как они появились в документах, некоторые из них, вероятно, в конце шестнадцатого века, начиная с правления Михая Храброго.

В середине семнадцатого века, в 1657 году, шведский посол Раламб, проезжая через Валахию, сообщил, что г-рь Константин Щербан привел 2000 человек (многие из которых были каларашами) в Пизе (вероятно, Piua Pietrii), 4000 в Hodivoaia и 2600 в Braila  (поскольку Брэила находилася под турецким правлением, весьма вероятно, что соответствующие солдаты имели гарнизоны в другом близлежащем городе).

Другой капитан, Одивояну (из Hodivoaia), отправляется Константином Щербаном с 2000 людьми, чтобы помочь Г. Ракоци II в Польше

Во время царствования Константина Брынковяну, в 1700 году, когда число каларашей значительно упала, есть десять капитанов, которые были в порядке величины: Caracal, Ploiesti, Hodivoaia, Buzau, Rusii de Vede, Voicesti, Lichiresti, Gherghita, Rimnicul Sarat si Gradistea.

в Молдове, кроме столицы, калараши были в каждом более важном городе. Польский путешественник, Станислав Освенцим, проезжая через Молдавию в 1643 году, сказал, что господарь держит в «особых городах для службы быстрой».

Важным гарнизоном был Radauti, где калараши был размещены Раду Михнеа (1616—1619, 1623—1626). В 1636 году поляк, сопровождавший посольство Красинки, сказал, что этот город «назывался Калараши», но в то время там были, «простые крестьяне» (т. е. Простые люди).

Одним из городов, где были найдены многие калараши, был Stefanesti. В начале 17-го века Tomasso Alberti насчитал 1000 присутствующих там солдат. Позже, в 1677 году, государственный секретарь Culm также отмечает, что «он живет в этом городе», но говорит: «Я не знаю, было ли более ста их семей». Их число так сильно сократилось в конце XVII века.

Помимо этих городов, есть также калараши в Falciu, в регионе Putna и в других местах. Наконец, в Орхейском и Сорокском районах было обнаружено большое количество каларашей, где с четвертого десятилетия 17-го века упоминается капитан с несколькими хотногами.

Главная обязанность каларашей заключалась в том, чтобы идти на войну за свой счет. Польский путешественник, посетивший Молдавию в 1636 году, определяет каларашей как «слуг, которые обязаны идти в армию Господаря в случае войны», а Димитрий Кантемир сообщает нам, что в обмен на использование земель господаря, калараши должны идти на войну за свой счет.

Помимо этой обязанности, которая была общей для всех военных гильдий, калараши также использовались, в частности, для охраны границ страны и передачи новостей в Константинополь (Цариград) и из него. Внутри организации каларашей есть специализация, некоторые из них «калараши пограничники», другие «калараши Царьграда».

По мере того как военное значение Калараши уменьшалось, они начали брать на себя последние две задачи. В 1636 году польский путешественник, проезжающий по Молдове, сказал, что они были использованы для отправки новостей, что было подтверждено в начале восемнадцатого века Вайсмантелем, в котором говорится, что служиторы, называемые калараши, были использованы для отправки различных поручений, собирать налоги и другие присвоения такого рода. Во время австрийского правления в Олтении термин «калараши» объясняется «видом солдат, для отправки писем».


  • 1

#132 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 13 сентября 2018 - 12:55

Хайдуки в Венгрии
http://istorja.ru/fo...duki-v-vengrii/


  • 2

#133 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 19 сентября 2018 - 23:17

К слову о Венгрии. Битва при Мохаче 1526 г. представляется многим как одномоментный крах Венгерского королевства.

Смотрим на карты

 

F68b1Me.jpg

 

iftXbn0.png


  • 2

#134 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 25 сентября 2018 - 21:41

Патрик Гордон о венграх во времена шведского "Потопа" 1657-1660 гг.

 

Мы отправились ко Пшедбужу, а затем на Радошице, где к королю пришли вести от князя Трансильвании. Тут мы узнали, что князь стоит милях в 12 отсюда; в его войсках около 20 000 трансильванцев, 5000 валахов, 5000 молдаван и 6000 казаков, а также 30 орудий и 1000 подвод со всякого рода боевым снаряжением.

Итак, построив и распределив всех наилучшим образом, они выступили в 3-м часу дня. В полумиле от городка на них жестоко обрушились татары, которых, правда, они смело отразили. Но пехотинцы, преимущественно молдаване, кои бились лучше всех и с наибольшими усилиями, то ли заметив среди татар множество одетых по-турецки (турки применяли сию хитрость для вящего устрашения), то ли отчаявшись осуществить задуманное, вдруг взбунтовались и перешли к татарам.

 

Прим. Под пехотинцами молдаванами имеются ввиду сеймены, которые после восстания в Валахии 1655 г. перешли служить Дьердю II Ракоци.

 

Узнав, что мост [через Вислу] готов, и на другой день армия должна переправиться, я не пожалел усилий, дабы составить точное мнение о наших новоявленных друзьях, особенно их числе. Я поспорил об этом с товарищами, кои полагали, будто их гораздо больше, нежели казалось мне. Итак, взяв больше прислуги, чем требовалось для дела, я перешел мост и сосчитал количество оных со всей возможной тщательностью. Венгерской конницы при добрых лошадях и слугах, идущей строем под командою и знаменами, получилось от 12 до 15 тысяч; пехоты, большинство коей звалось молдаванами, — 5000; разного рода обозных людей — 5000; при артиллерии и княжеском обозе — 2000; гвардии и придворных — 800; казаков — 6000. В общем менее половины того, чем они похвалялись, да и среди тех, думаю, было много поляков, коих они силою взяли в походе.

Венгры — отличные воины, крепкие телесно, хорошо сложенные, храбрые; могут прекрасно переносить труды и лишения, довольствуясь простою пищей. Свою конницу они обычно именуют гусарами, а пехоту — гайдуками. Лошади у них превосходной породы, рослые, отважные, быстрые и выносливые. Среди [венгров] весьма распространен латинский язык; я слышал, как по-латински говорит свинопас. По ходу событий и смут наших и прежних времен представляется, что они сутяжны и непостоянны.

Одежду их составляют штаны (они же служат чулками), облегающие бедра и ноги, поверх коих — короткая узкая куртка до колен, перевязанная широким кушаком из тканого шелка или шерсти. На оной — кафтан пошире, с короткими рукавами, который одни носят короче, а другие длиннее, чем куртка; обычно и верховые и пешие носят его [слева] как накидку, застегнутую лентой на правом плече, дабы правая рука оставалась свободна. У них высокие круглые шапки, заломленные назад или на сторону. К поясу привешивают саблю и большую tash, где в одном отделении держат порох и свинец, а в другом снедь, обычно сухари, шпик, сыр и чеснок.


 


  • 2

#135 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 06 октября 2018 - 22:23

Nicolae Stoicescu. Curteni și slujitori: contribuții la istoria Armatei Române

 

Доробанты

Как показано у Кантемира, название daraban происходит от немецкого слова, означающего пехотинца. Этот термин вошел в наш язык через венгерский язык.

В Валахии, первые доробанты, прибывшие из Трансильвании, упоминаются в армии Раду V Афумати (1522—1523, 1524, 1524—1525, 1525—1529), что, как известно в его битвах с турками, помогал воевода Трансильвании. в 1523 году господарь Валахии выражает опасение, что доробанты и секкеи хотят бежать и не имеют ничего общего с «войниками». Эти доробанты, которые появляются рядом с секкеями, есть, несомненно, солдаты, отправленные для поддержки князю Валахии трансильванским воеводой.

Позже, летописец Szamoskozy упоминает что у господаря Стефана I Глухого (1591-92) было 200 трабантов в монастыре Colentina , которые, вероятно, были все венгерскими наемниками.

Затем доробанты в большом количестве упоминаются в армии Михая Храброго (1593—1601), которые отправлены Сигизмундом Батори в помощь господарю или привидены на землю его эмиссарами. В 1594 году, например, господарь Валахии получил поддержку в 2000 солдат от Сигизмунда Батория. Такое же количество венгерских наемников было у господаря в следующем году, потому что в 1596 году он отправил 600 человек. В 1599 году Михай Храбрый имел более 6000 доробантов.

В Молдавии наемные доробанты упоминаются во второй половине XVI века.

Первые доробанты были здесь польского происхождения. Славянская хроника  Eftimie говорит нам, что Александру III Лапушняну(1552-1561, 1564-1568), пришел в страну с польской помощью, привел с собой «много пехоты, которых он называл драбы» (доробанты).

Позже эти наемники были приведены из Трансильвании и Венгрии. Пётр VI Хромой (1574-77, 1578-79, 1583-91) в его страже было более 500 венгерских наемников. Их число увеличилось до нескольких тысяч во время правления Арона Тирана (1591-92, 1592-95) и Стефана Развана(1595), в течение которого Сигизмунд Батори, князь Трансильвании, оказал сильное влияние на молдавскую политику. «У Стефана Развана было 3000 солдат из Трансильвании. Что касается Арона Тирана, то он взял на службу 2000 венгров. О нем, летописец Григорий Уреке, сообщает нам, что он нанял венгерскую кавалерию и пехоту, и пехота сделалась при дворе «рядом с ним». Говоря об этих непоколебимых пехотинцах, сидящих при дворе, летописец называет их дарабаны венгерские.

Такие трабанты или доробанты, которые были наемниками из Трансильвании, иногда назывались только венграми, а не доробанты. Продолжали они существовать в 17 веке, но в меньших количествах. Таким образом, осенью 1615 года, похоже, Стефан Томша одолел бояр, поднявшихся против него, при поддержке некоторых пехотинцев венгров, которых он имел, а в наемной армии Константина Щербана(1659) было 700 венгров, сгруппированых в семь стягов.

Помимо иностранных наемных доробантов, некоторые из которых, вероятно, были потомками тех, кто был в конце XVI века, - еще в семнадцатом веке были так называемые доробанты страны, которые были румынами и которые иногда служили феодальному государству за деньги - как иностранные - иногда за налоговые льготы или за использования земли господаря - как калараши.

Вполне вероятно, что доробанты страны были добавлены в наемную армию Михае Храбрым. В счетах о выплате его наемной армии в 1599 году упомянуты не менее 6210 доробантов, разделенных на две большие группы под командованием капитанов с румынскими или сербскими именами (Nedelco, Radu, Miclaus, Jivco, Ros, Jivco Negru, Mirda Ianas), Из всех этих 6210 доробантов, только про группу из 200 говорится, что это «венгерские доробанты, которые пришли с Turi Freanti». Кроме того, есть также 916 венгерских кавалеристов.

В 1641 году итальянец Локаделло, посетивший Валахию, заявил, что у Матея Басараба было 4 тыс. конных наемников (лофези) - 4000 солдат, которые были освобождены от любых налогов и получили в случае войны - с талер в полмесяца. Поэтому он считает доробантов корпусом, отделенный от наемников.

В то время доробанты страны были подавляющим большинством в гильдии доробантов. Ссылаясь на них, Матей Басараб сказал, что «это нация доробантов» были «все из этой страны Валахии», в отличие от сейменов, которые были южно-дунайской наемной пехотой, но с которыми доробанты установили родственные отношения.

Позже, во время правления Щербана Кантакузина (1678—1688), католический миссионер, посетивший Валахию, записал в своих интересных «исторических записках», что доробанты были румынской пехотой, называемыми Папистами. Тот же католический миссионер отмечает, что пехота иностранных наемников называлась сейменами или просто лефегии, а не доробанты.

Доробанты страны были - люди свободные, многие из которых были владельцами земли, виноградников, домов и т. д. В то время как некоторые были поселены во владениях господаря или использовали землю некоторых бояр или монастырей. Очень возможно, что некоторые из доробантов купили свою недвижимость во время службы сделаной в феодальном государстве.

Ряд источников 17-го века показывает нам, что в некоторых случаях доробанты получали оплату, как и наемники. Таким образом, летописец Мирон Костин описывает, что во время второго царствования Стефана Томшы, Порта «учла ... 5000 угов, оплаты доробантам» или Матей Басараб дал Георгию Стефану - лорду, которого он поддерживал против Василия Лупу - некоторых из его доробантов, «которые охотно пошли за оплату Стефану воеводе». в знаменитой вставке 1654 года в период правления Георгия Стефана(1653—1658), в качестве оплаты фигурирует 202 уга для доробантов. Наконец, в летописи Валахии кажется, что перед битвой с Матеем Басарабом Леон воевода «дал доробантом оплату» или что в начале царствования Константин Щербан дает оплату «дал» доробантам и каларашам.

Интересно отметить, что в большинстве случаев, приведенных выше, выплата была произведена в особых обстоятельствах, когда они нуждались в них, в решающие моменты для нее, в соответствии с заявлением Локаделло - цитируется выше, после чего доробанты получали оплату только в случае войны, когда господарь был заинтересован, чтобы армия была верна ему.

В начале восемнадцатого века Димитрий Кантемир упоминает доробантов среди солдат, которые работали за налоговые льготы, а не за оплату, что доказывает, что господарь использовал - как можно больше - разных способов оплаты за услуги дорбантов.

Помимо оплаты, Доробанты получил мясо, хлеб и сукно для одежды. Мирон Костин показывает, что во время правления Стефана Томши(1607-1615, 1621-1623), который предоставил, подобно Михаю Раду(1658-1659), правителю Валахии, особую заботу о доробантах, которую он поддерживал в борьбе с великими боярами, доробанты были «очень хорошо одеты ... Все они в одежде из фелендраса(сукно из Фландрии) с серебряными пуговицами и галуном, наподобие тех как у гайдуков Речи Посполитой, с перьями серебряными на шапках и серебрянными солдатскими лядунками». Это единственное описание экипировки молдавских доробантов.

Доробанты Валахии были одеты Михней III(1658-1659) как «в одежду сипахов». Их обычная одежда была, однако, «vinete» (синее). Эта униформа, вероятно, был установлен Михаем Храбрым, который потребовал в 1599 году, от жителей Бистрицы «vinat»(синее) сукно для пехоты.

Прим. vinete - в современном рум. это баклажан

Со времени правления Матея Басараба, а затем Константина Брынковяну, осталось много писем, адресованных жителям Брашова, в котором двое господарей просили сукно для доробантов или для служиторов, которые обычно выдавалось весной.

В результате переписки Константина Брынковяну он получил от Брашова сукно разных цветов, для униформы соответствующих служиторов; в 1697 году он потребовал только синие сукно, а в 1705 году - 130 штук зеленого сукна, 20 штук красного сукна и 120 штук сукна синего цвета. Как вы можете видеть, среди сукна доминируют синий цвет, рассчитанный на костюм доробантов.

Прим. По сообщению Павла Алепского и Станислава Освецима, во времена Василия Лупу доробаны Молдавии были одеты в красное сукно.

Как свидетельствуют документы, в семнадцатом веке служба доробанта была наследственной, унаследованной от отца к сыну. в документах с этого времени в Валахии я встретил много отцов и сыновей или братьев среди доробантов, а хроника Румынской страны в нескольких строках рассказывает о «доробантах» во времена Матея Бесараба и их потомков.

В Молдове я также встретил среди доробантов внуков из немешей или священников, что показывает, что в корпорацию доробантов могли прийти другие люди, не только потомки бывших доробантов.

В семнадцатом веке их было больше, несколько тысяч. Во время правления Михая Храброго было около 6 000 доробантов и во времена Матея Басараба около 4000 человек.

Численность доробантов резко сократилось во второй половине века. Павел Алепский, посетивший Валахию во время правления Константина Щербана, сообщает нам, что после восстания служиторов 1655 года доробанты были упразднены правителем за участие в восстании, в котором многие из них были убиты, но в 1658 году, перед лицом опасности вторжения татар, была введена новая регистрация доробантов. Утверждение диакона из Алеппо подтверждается хрониками Румынской страны, в которых показано, что Михай Раду (Михнея III) сохранил «всех доробантовых людей» и организовал их, «возложив свой флаг и чету». После его краткого царствования доробанты снова в упадке.

Из источников известно, что число доробантов, после восстания 1655 года  было бы значительно уменьшено, и Щербан Кантакузин (1678-88) отменил их почти полностью, некоторые из них были переданы другим группам солдат, талпошам и казакам.

Согласно католическому миссионеру, который посетил Валахию во время правления Щербана Кантакузина, в то время было только 1000 крестов доробантов, тогда как раньше их был 2000 (по другой части его известия миссионер утверждает, что было 4000-5000 крестов ).

Во время правления Константина Брынковяну, 10 мая 1699 года, было всего десять стягов доробантов, которым пришлось дать 200 «людов», чтобы пойти в «rinduiala salahorilor». Поскольку в это время в стяге было около 50 человек, это означает, что в конце 17-го века в Валахии было всего 500 доробантов. В «служиторах» 1739 года доробанты больше не упоминаются.

В Молдове число доробантов значительно уменьшилось после царствования Стефана Томшы, когда многие из них были убиты в битве при Таутешти, а затем после правления Георгия Стефана и восстания в 1659 году. Однако, как сообщает нам Дмитрий Кантемир, в начале восемнадцатого века существовали еще восемь капитанов, каждый из которых имел 200 доробантов. Позже, армия реорганизована Григорием Гикой II, доробанты, со служиторами двора, винаторами и пантирами, наемниками страны, образуют армейский корпус в  3000 человек во второй половине восемнадцатого века , когда устанавливаются другие группы служиторов, есть только один стяг доробантов и небольшая группа дорбантов при темнице.

Что касается способа организации доробантов, мы отмечаем, что они были сгруппированы - как калараши - вокруг некоторых более важных гарнизонов: Бухарест, Craiova, Strehaia, Tirgoviste etc.

В конце семнадцатого века в Бухаресте было два стяга доробантов - один великого ага и другой великого капитана доробантов - стяг в Крайове, один в Comanca, другой в Valeni и еще один Chiojdului, четырех других не известно, где у них были гарнизоны.

В Молдове, кроме столицы страны, в Хотине были доробанты, про которых упоминается 30 июня 1656 года, город Darabani и другие населенные пункты.

Доробанты вместе с наемной пехотой находилась под командованием великого аги. Ему помогал, командывать доробантами великий капитан дорбантов. Первый великий капитан, Lupu Buliga, упоминается во время правления Матея Басараба 21 сентября 1646 года, что доказывает, что эта функция возникла после того, как вновь созданный корпус наемной пехоты (Сеймены, левенты) также вошли под командование великого ага.

В Валахии, великий капитан доробантов был частью бояр второй категории, упоминается в документах наряду с великим капитаном лефегов, после великого аги и великого армаша.

Великому капитану доробантов помогали в свою очередь капитаны доробантов, которые часто упоминаются в документах XVII века как в Валахии, так и в Молдавии.

Как сообщает нам Димитрий Кантемир, в начале восемнадцатого века в Молдове было восемь капитанов доробантов, которые находились в подчинении великого капитана, который был частью первого класса бояр, будучи иерархически ранжированным после третьего логофета.

Единственно найденные мной изображения пехоты

 

Молдавия, монастырь Сучевица 1595 г. или 1601 г.

odQ3VHJ.jpg

 

Валахия, монастырь Хорезу 1695 г.

2zwYzIb.jpg

 


Сообщение отредактировал Anri: 06 октября 2018 - 23:37

  • 2

#136 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 09 октября 2018 - 21:19

Nicolae Stoicescu. Curteni și slujitori: contribuții la istoria Armatei Române

 

1. Scutelnicii(скутельничи)

В документах scutelnic означает освобождение от налогов.

Н. Йорга считал, что скутельничи Валахии были нововведением Константина Брынковяну. в документах скутельничи появляются во время правления Георгия Дуки, который приказал 11 ноября 1678 года обитателям, жившим в поместье монастыря Раду-Водэ: «будь то скутельничам, доробатантам, каларашам, какой служитор будет» выполнит феодальные обязательства в отношении хозяина земли.

Согласно информации, предоставленной автором исторических известий, во время правления Щербана Кантакузина, скутельничи; были служиторами, которые пользовались некоторыми налоговыми льготами, будучи сгруппированы по 4-8 в кресте. Вероятно, они были беднее, чем калараши, которых было всего четыре в кресте.

Во время правления Константина Брынковяну в 1702 году было 14 стягов скутельничей кавалерии и шесть стягов скутельничей пехоты, это было больше, чем калараши и доробанты, вместе взятые. В 1699 году из шести стягов пехоты скутельничей, в которых было в общей сложности 272 человека, четыре стяга были составлены из старых скутельничей а два из новых скутельничей. Гарнизоны этих солдат были найдены в городах Floci, Ciocanesti, Calugareni, Podul Pitarului, Zimnicea и др.

2. Талпоши(Talposii)

Как я уже указывал, талпоши - это небольшая группа пехоты, созданная Щербаном Кантакузином из большого корпуса доробантов. Название имеет хорватское происхождение, заимствованное через Трансильванию. Как видно из источников; талпоши были под командованием великого капитана доробантов. В 1695 году их упоминают среди служиторов, помимо последних, после казаков и катане.

 

Прим. Талпоши - венгерские пехотинцы куруцы(антигабсбургские повстанцы)

muBM0pc.jpg

 

3. Сарыджы (Saragelele)

Термин saragea относится к османскому происхождению, обозначая старое подразделение турецкой кавалерии, чье имя происходит от «sari», желтого цвета его мундиров или флагов.

Первые солдаты с именем сарыджы упоминаются в Валахии во второй половине XVII века. В хронике говорится, что Михнея III собрала в своей армии много турок, из которых «одни сарыджы, другии дели, другие бешли». Та жа хроника упоминает  „сарыджы сербы" в 1676.

Первое свидетельство существования корпуса, организованного сарыджы, относится ко времени правления Щербана Кантакузина, который использовал этих быстроходных всадников в различных миссиях, которые требовали скорости: попытка захватить жену боярина Иордаче Русе на юге Молдовы или предотвратить отправку Георгия Дуки - его противника - взять несколько писем в Порте. В этом отношении их можно сравнить с молдавскими липками.

Сарыджы упоминаются во время правления Константина Брынковяну, охраняющих Бухарест и приграничный регион от Молдовы. в обмен на услуги, оказанные княжеству, 30 сарыджы здесь пользовались некоторыми налоговыми льготами, давая только три уги в год. Они были тогда «scufeala», а не наемниками.

Мы не знаем, какое общее количество сарыджы было в это время, когда упоминаются некоторые капитаны. В 1739 году было 8 стягов сарыджы и 12 запчий. На этот раз сарыджы упоминаются между лефегами и скутельничами, не говоря о том, являются ли они наемниками или скутельничами.

4. Марталоги

Они - корпус охраны границ, организованное во время правления Константина Брынковяну, до 1690 года. Название имеет турецкое происхождение и означает «стража границ», это задача, которую они выполняли в Олтении, где они охраняли переходы через Дунай и - вместе с плаэшами - пересечение гор.

К тому времени название марталоги распространялись на некоторых охранников монастырей страны, которые не были на службе господаря. Таким образом, в акте от 13 мая 1723 года 40 стрельцов, посторонних иностранцев, охранявших Синайский монастырь, называются марталоги.

Из документа во время австрийского правления в Олтении, имеющего дату 17-го октября 1719 года, это приводит к тому, что мартологи имели то же происхождение, что и плаэши, выбранные из людей среднего класса. В обмен на службу, они были освобождены от выплат налогов как и их командиры. Кроме налоговых льгот, капитаны марталогов также извлекали выгоду из некоторого дохода от gloads (штрафов), собранных у тех, кого поймали, когда они пересекли границу.

6. Винаторы(охотники)

Как показывает нам Димитрий Кантемир, в семнадцатом и раннем восемнадцатом веке винатории, возглавляемые ватафом, жили в деревне недалеко от  Piatra. Они вынуждены, в мирное время охотиться для трапезы господарей, а во время войны идти в армию. В обмен на этот долг, они были освобождены от налогов и получали деньги на покупку пороха и свинца. Многочисленные королевские охотники и ватафы винаторов упоминаются в документах XVII века и в начале следующего.

Что касается Валахии, Никола Балческу считал, что до шестнадцатого века было 500 охотников, а затем 1000, «половина пехоты и половина кавалерии», 500 охотников были во главе с ватафом (Neagoe Basarab был ватафом), а 1000 винаторов возглавлял капитан, Раду Михнеа дал ему звание ага, но это мнение не подтверждается документами.

Н. Йорга показал, что Неаго Басараб не был ватафом винаторов, как сказано в «Жизни святилища Ниттона» и в летописях страны (ошибка исходит из неправильного перевода) и во внутренних документах XVI-XVII вв. охотники не упоминились как категория слуг господаря; как в Молдавии и здесь были винаторы, которые охотились для господаря. Шведский путешественник Раламб сообщает нам, что в 1656 году охотники господаря принесли ему двух медведей, убитых ими, награжденные кучкой аспров.


  • 2

#137 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 19 октября 2018 - 13:54

Nicolae Stoicescu. Curteni și slujitori: contribuții la istoria Armatei Române

 

1. Плаэши

Начиная, вероятно, в XIV веке, некоторые деревни, расположенные на краю гор Валахии, были обязаны охранять проход через горы или долину рек. Жителей этих охранных сел называли плаэши. Словарь, разработанный в 1726 году для австрийских оккупантов Олтении, объясняет это слово через «людей, которые следят за границей». Жители, охранявшие обязательные пункты прохода, назывались posade(посада — работа на укрепленных пунктах страны), иногда назывались posadari. Мы отмечаем, что те, кто охранял трансильванскую границу, назывались как плаэши.

С самого начала следует отметить, что институт плаэшей является одним из старых институтов феодального государства, чьи полномочия и организация не изменялись много веков. В Regulamentul Organic предусмотрено, в качестве контрольно-пропускных пунктов на Дунае "будут охранять пограничные деревни", а в горном регионе будут охранять деревни, имея аналогичные атрибуты плаэшей с XV-XVIII веков.

Охрана границ страны через деревни на ее окраинах является частью старых атрибутов крестьянских общин для участия в обороне страны, которая после основания феодального государства стала обязательством их перед господарем.

Пункты пересечения границ появляются в документах, начиная с XV века. Таким образом, в период правления Влада Цепеша(1448, 1456—1462, 1476), упоминаются «таможенная зона», а позже, Раду IV Великий (1495 — 1508) написал властям Сибиу, что он закрыл дороги в Трансильванию из-за соперника Михнеа. Охрана региона и закрытие дорог, пересечение гор, были сделаны жителями деревень в соответствующем регионе, которые впоследствии были названы плаэшами.

В начале XV века в документах упоминаются ватафы плаэшей. Нягое I Басараб (1512-1521), написал жителям Брашова, что им больше не разрешают въезжать в страну, чтобы пасти своих овец или свиней, не зная «капитанов, которые находятся на земле моего царствования на границе» который регистрировал крупный рогатый скот для оплаты gostina(налог за выпас скота) и Раду VII Паисий (1535-1545) говорит тем же жителям Брашова, как заповедал ватафам, чтобы впустить их товары в страну. Это, очевидно ватафы - плаэшей региона, которые упоминаются под этим именем и в начале 17-го века, когда организация и атрибуты плаэшей становятся яснее в документах.

Большинство из них были свободными людьми, которые, не имея обязательств перед феодалами, могли выполнять эту службу охраны для господаря в обмен на налоговые льготы.

Кроме этих свободных людей, которые охраняли земли, в шестнадцатом и семнадцатом веках мы находим их среди горных деревень и деревнями или части деревень крестьян. Таким образом, в 1690 году, в Anatefterul Константина Брынковяну, упоминаются деревни плаэши, деревни или части
из деревень вечинов, таких как Drajna-Saac, Brebu-Prahova (cnezi si vecini), Bilciuresti, Pucheni (cnezi si vecini), Schei (cnezi si vecini),все три in Dimbovita, Nucsoara-Muscel, Badeni (cnezi si vecini) etc .т.д. 12 ноября 1723 года в Олтении, занятой австрийцами, было решено, что крестьяне монастырей и бояр больше не будут плаэшами или scaunasi(сборщик скота), а те, кто находится на посту, будут заменены другими «среднего достатка».

Однако, как правило, феодалы, если они были могущественными, сумели вернуть свои деревни с плаэшами. Таким образом, пять из 12 деревень,  в 1674 году охранявшие таможенный пукт Cimpinei, а именно: Флорешты, Магурень, Филипешть, Стоэнешть и Марджини, больше не упоминались в 1690 году. Жители этих деревень, плаэши, ставшие собственностью могущественной семьи Кантакузинов вероятно во время правления Щербана Кантакузина.

Однако мы должны упомянуть, что не все жители - свободные или крепостные - из деревень, расположенных на склонах гор, были зачислены в плаэши. Это, безусловно, связано с тем, что в списке  деревень округа в Anatetterul Константина Брынковяну только в некоторых из более чем 200 деревень плаэшей добавляют слово «все» после названия деревни, понимая это как в других деревнях были некоторые жители, которые не принадлежали к категории плаэши.

Что касается количества деревень, мы замечаем, что он вырос, когда мы приблизились к концу 17-го века, когда во время правления Константина Брынковяну в 1690 году было достигнуто 230 деревень и части деревень.

До правления Константина Брынковяну у нас нет записей о деревнях. В документах XVII века (до 1690 года) число упомянутых деревень в разных случаях не доходит, однако, 60, но очень возможно, что их было больше.

Более точная запись числа плаэшей сохранилась после австрийского правления над Олтенией. Из записи, сделанного в 1729-1730 годах, следует, что в трех округах горного хребта Олтении было выделено 696 плаэши и скаунаши; Vilcea 94, Gorj 141, Mehedinti 461. В 1735 году это число было сокращено до 323 (94 в Vilcea, 111 в Gorj и 118 в Mehedinti).

Плаэши были организованы в группы называемые ватасии(vatasii), каждой из которых управлял ватаф. Ватаф был командиром нескольких десятков плаэшей, вероятно из нескольких деревень, принимая во внимание тот факт, что в некоторых деревнях существует небольшое количество плаэшей а также тот факт, что ватафы не находятся во всех деревнях гор.

Весьма вероятно, что каждый ватаф командывал плаэшами, расположенных вблизи гор или точки пересечения.

В семнадцатом веке ватафы плаэшей назначались господарем. Первые назначения ватафов плаэшей упоминаются во время правления Матея Бесараба, который, в рамках всех мер, направленных на обеспечение наиболее полной фискальной эксплуатации страны, также организовал пограничную охрану. В этих распоряжениях от 20 сентября 1653 года, ссылаясь на некого Мирча из Stroesti—Gorj, господарь указывает, что «я поставил своим указом ватафа плаэшей, чтобы заботится и охранять земли от воров и плохих людей, а людей бирников не пускать в венгерскую страну». В другом назначении ватафа плаэшей от 20 августа 1704 года атрибуты нового ватафа такие же: чтобы охранять горы и заботиться о ворах ... беглых крестьянах, некоторых людях, проходящих через горы без разрешения господаря».

Гораздо более подробно, говорят о тех же атрибутах - это документы назначения ватафов плаэшей во второй половине восемнадцатого века, где обычно говорят «быть глазами и днем и ночью и в любую погоду, охранять горы и тропы, плаэшам и потекашам(potecasi), людей, достойных этой службы, и хороших охранников, против воров, разбойников, ярости зверей». В дополнение к документам XVII века, в этих наказах показано, что ватафы плаэшей запрещают вывоз из страны товаров, пересекавших границу, опасаясь, что «ни один человек, ни вещи, ненужные товары не будет выпущены», контролируют горные деревни под его подчинением, отвечают за оплату налогов гор господарю.

Таким образом, ватафы плаэшей пользовались особым налоговым режимом, формируя в соответствии с этим докладом привилегированную категорию. Позже, в восемнадцатом веке, ватафы гор платили налоги.

2. Стражеры

Термин «стража» имеет славянское происхождение и означает «охранна». В Польше его называли „straja" или „strosa", а в Богемии и Моравии „straz", „straze" si „ztrasa" в Молдове слово стража имело аналогичное значение, в частности, в части посадах Валахии, охрана. В то же время стража также имел смысл форпоста, небольшого количества войск, отправленных охранять или чтобы обеспечить дорогу большой и наблюдать за врагом.

Жители деревень, которые охраняли границу Молдовы с Трансильванией, назывались стражерами.

Мы отмечаем, что в некоторых документах, например, 29 мая 1612 года, люди, которые охраняли границу, назывались плаэши, как в Валахии, поскольку места перехода в Трансильванию также назывались plaiuri. Пограничники были названы стражерами, потому что они были стражой или охраной для горных земель и проходов, назывались иногда «стража проходов».

Как и в Валахии, охрана границ страны людьми живущих рядом тоже очень старая, о чем свидетельствует появление стражи в качестве охраны с 1408 года. В уставе Иеремии Могилы от 20 октября 1604 года, говорят, что деревня Oprisani несла стражу «как это было привычно».

Этот основанный на документах вывод подтверждается археологическими открытиями, сделанными несколько лет назад в Bitca Doamnei (рядом с которым находится точка, называемая Straja), где были обнаружены орудия и вооружение, принадлежащие к группе людей занимавшихся охраной. По мнению тех, кто вел раскопки, давность этого пункта возросла до XIII-XIV веков.

Что касается числа деревень-стражеров, у нас нет для Молдовы записей о них, сохранившихся для Валахии во времена правления Константина Брынковяну.

Из документов XVII-XVIII веков было отмечено, что держали стражу в основном деревни, расположенные в долине некоторых рек, где переход в Трансильванию мог быть сделан с большей легкостью. Среди них упоминается и деревня Vicovele (или Jicovul верхняя и нижняя) и Fratauti Сучава, который в начале восемнадцатого века делает «караул на дорогах» и «они были веками» из племени страны, охраняемого там на краю, на дорогах», внизу, на Молдовите, была деревня Вама, жители которой охраняли таможенный пункт, упомянутый в документах с 15 века; Рядом был Кимпулунг, жители которого были «всегда были стражей этих краев» или «стражей земель», это был важный пункт пересечения, упоминается в документах уже в XlII веке, во время татарского нашествия; «стражей Hangului и других дорог через горы» была деревня Baltatesti-Neamt; в долине реки Trotus, где один из главных перекрестков - стражей были «жителями деревни Comanesti и Darmanesti; жители охотники из Broscauti также охраняют «на свою очередь, недели»; на реке Oituz упоминаются, что держат стражу деревни Manesti и Grozesti из земли Trotus. Другие деревни стражей были Oprisani и Borlesti-Бакэу, которые охраняли долину Tazlaului.

Наконец, некоторые деревни на юге Молдовы охраняли границу с Валахией. Однако из этих деревень данные, которые мы знаем, беднее. В документе от 5 октября 1682 года «путь насыпи стражи» упоминается в Braisesti, рядом с Сиретом.

Что касается восточной границы страны, то она не охраняется стражерами, а каларашами границы, о которых я говорил в предыдущей главе.

Среди молдавских стражеров были найдены, как и в Валахии, люди, которые были закрепощены, например, жители деревни Oprisani монастыря Bistrita, деревни Vicovul de Jos si de Sus, которые находились при монастыре Putna или селе Borlesti монастыря Tazlau. Также среди горных деревень были деревни крестьян господаря, такие как деревня Baltatesti, и в документе от 15 августа 1662 года говорится, что деревни Manesti и Grozesti, предоставленные Георгием Стефаном монастырю Casin, «не были крестьянами боярскими, но они были деревнями господаря прикрепленные страже».

Стражерами командовали ватафы, которые имели аналогичные обязанности с ватафами плаэшей в Валахии в XVII-XVIII веках, такие как ватафы стражеров, существовали в Comanesti и Darmanesti, а другой упоминается в Bogdanesti, на реке Oituzului.

Имея многочисленные обязательства, стражеры выступали и как вамеши-таможенники, помогая в сборе таможни капитану цинута, который отвечал за местную организацию.

До назначения капитанов цинута, стражеры были поставлены под командывания великого ватафа цинута, как следует из письма Гавриила великого ватафа Сучавы, в котором говорится, что в 1615 году жителям Бистрицы он был назначен господарем "быть учетчиком границы».

Как и в Валахии, молдавские стражеры пользовались особым налоговым режимом для остальной части страны, пользуясь некоторыми налоговыми льготами или «cu rupta» налогами.


  • 2

#138 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 26 октября 2018 - 13:29

Nicolae Stoicescu. Curteni și slujitori: contribuții la istoria Armatei Române

 

Хинсары

Этот корпус солдат занимает особую роль в организации молдавской армии. В отличии от других груп куртян, служиторов или лефегиев-наемников, которые служили господарю либо за налоговые льготы или за использования земель господаря или за деньги и обслуживания(оплата зерном), хинсары шли на войну «за интерес», то есть за трофеи, которые они взяли на поле битвы. По этой причине хинсары не могут быть включены ни в одну из трех категорий выше.

В нашей старой историографии было много дискуссий о происхождении слова hinsar; В то время как некоторые исследователи полагают, что это происходит от венгерского слова «Husz», что означает 20 (один человек с 20 домов шел на войну - гусар), другие историки (N. Iorga и генерал Radu Rosetti) показали, что их название происходит от греческого слова χονσάριος, что означает человек который скрывается, разбойник, вор, имеет тоже значение и в славянской форме хусарь.

Кроме корпуса хинсарjd, который появляется в документах с этим именем во второй половине шестнадцатого века, в исторических источниках Молдавии упоминаются во второй половине XV века и в первой половине следующего как husarii, даже под этой формой - славянской, которая означает тильхары, хайдуки. Таким образом анонимная хроника Молдовы фиксирует, что в битве Vailea Alba погибли "husarii",  известные солдаты, а в документе от 5 мая 1548, говорится что Сава хусар жил во время правления Петру Рареша в Польше, поэтому он конфисковал деревню Saveni.

Хотя И. Богдан считает,  что гусары не имеет ничего общего с хинсарами, потому что гусары из битвы при Белой долины - это был корпус солдат, организованный Стефаном Великим по венгерской модели - и исчезнут после этой битвы (факт, отрицаемый упомянутым выше документом 1548), возможно, что гусары изначально были названы воинами за добычу, которые затем называются славянским термином Husari = tilhari.

Хинсары появляется с этим именем в источниках во второй половине шестнадцатого века. Первое военное действие хинсаров - из летописи летописца Григория Уреке, датированного 1587 годом, когда Pirvu пыркэлаб из Сорок ушел с хинсарами и другими солдатами в погоню за казаками, вторгшимися в Молдову. В это время говорят - когда хинсары, когда хинсареи.

Как показывают документы, хинсары были в основном люди свободными и землевладельцами. В многочисленных документах XVII в. они появляются в этом качестве, а в 1684 году в просьбе, адресованной польскому королю в Молдове, хинсары относятся к числу других категорий землевладельцев в стране, «сидят в своих поместьях»: бояре, куртяне и доробанты, чье полное освобождение от налогов запрашивается перед королем Яном Собеским, если польская армия захватит Молдавию.

Кроме этих землевладельцев, в хинсары иногда были зачислены крепостные крестьяне. 9 января 1609 года Константин Могила, господарь Молдавии, поручает старосте Черновцов и ватафу хинсаров, чтобы позволить деревням Радаутиской епархии «не записывать в хинсары из этих деревень». Приказ господаря был дан, поскольку зачисление жителей деревень прихода означало лишения рабочих рук.

Во второй половине семнадцатого века, в то время, когда организация хинсаров находилась в упадке, и когда больше не было желающих для зачисления в эту категорию, когда нужны были хинсары, они были зачислены силой. Одна из деревень, cогласно документу от 18 декабря 1659 года, Георгий Гика сделал это, вероятно, во время сражений за престол с Константином Щербаном. В этом документе, ссылаясь на крестьян монастыря Тазлау, дрегаториям господаря приказано не брать "людей из деревни (монастыря) ... бывших хинсарами, поскольку они были записаны господарем Гикой".

В это время служба хинсаров и их обязанности были не такими легкими, как кажется, 15 апреля 1662 года два крестьянина(вечина) из Mascauti-Orhe, которые «поступили в хинсары», попросили медельничара Nicolae Buhus «выйти» из хинсаров и вернутся в вечины.

Хинсары служил в армии за трофеи, которые они взяли на поле битвы. в этой связи интересен выявленый документ, датированный 8 мая 1598, который показывает, что 10 хинсарjd из деревни Magura и один из Сорок судятся с Macri армашем, хинсары обманули армаша господаря, потому что он отнял у них больше добычи, чем это надо. Из цитируемого документа следует - помимо того факта, что хинсарs имели право на добычу - господарь может принимать участие в разделе добычи, захваченой хинсарами.

Принимая во внимание, что другие категории солдат получили право на добычу во время войны и что эта добыча считалась «законной», вполне вероятно, что хинсары были особыми не только с точки зрения добычи, но и налогов государству. Однако документы не пишут о их налоговых обязательствах. Мы знаем только, что хинсары были фискальной группой отдельной от других групп куртян и служиторов. В знаменитом изводе бира 1654 года они фигурируют с суммой 3 139 угов и 12 potronici(польская серебрянная монета), по сравнению с 11 212 у каларашей и 29 060 взноса у куртян. Мы не знаем, какое количество хинсаров было в то время, мы не можем знать ни суммы бира, который они обязаны платить, ни соотношения между ним и платой куртян и служиторов. В начале восемнадцатого века, когда хинсары находились в упадке, Димитрий Кантемир перечислил хинсаров среди солдат освобожденных от налогов.

Мы не знаем точно, численность хинсаров; вероятно, их число будет не больше несколько тысяч, учитывая, что в каждом цинуте обычно существует стяг хинсаров. Во второй половине семнадцатого века их число продолжало падать, с общим упадком куртян и служиторов. В 1683 году при отходе молдавской армии, из турецкой осады Вены, хинсары упоминаются как особая категория, после каларашей, лефегов-наемников и куртян, и в 1696 году они все еще были среди служащих гильдий в стране, но упоминаются после куртян, aprozi, стольничей и каларашей.

В начале восемнадцатого века, Кантемир упоминает, что хинсары - делятся на хинсаров Верхней Страны и Страна Нижней (по названию командиров ворников) - все были в упадке, они больше не выполняли военные обязоности, но они только предоставляли различные услуги ворникам, которые прибыли «оружием и мотыгой», которые стали плугарями. Их название осталось в топонимах, в Молдове, 4 января 1754 года, к примеру, упоминаются села Danilesti «который теперь называются Hinsarii».

Хинсары были организованы - как куртяне - в ватафии. Первый ватаф хинсаров, известный нам, упоминается 30 декабря 1576 года. В документах конца 16-го века и в следующем столетии мы встретили около 40 таких ватафов хинсаров, распространяющихся по землям: Черновцы, Орхей, Сороки, Бырлад, Текучи, Тутова, Путна и др. Их число выше в конце шестнадцатого века и в первые десятилетия следующего, число уменьшившись после середины этого столетия, с упадком хинсаров.

Ватаф хинсаров командовал, возможно, несколькими десятками хинсаров, то есть стягом. Когда в цинуте было больше хинсаров, чем тех, кто собирался в стяг, они имели в качестве командиров два или более ватафов хинсаров. Например, 15 июня 1605 года, команда ватафа хинсаров цинута Черновцов, которая показывает, что, возможно, в этом цинуте существовало в то время два ватафа хинсаров. Аналогичная ситуация наблюдается и в Путна, где по воспоминанием свидетелей 15 ноября 1620 года, было три ватафа хинсари. В целом, однако, документы показывают, что в молдавских цинутах есть только один ватаф хинсаров, который командует всеми хинсары цинута.

В начале семнадцатого века, когда ватафы куртян находились под командованием великого ватафа земли-цинута, ватафы хинсаров были под великим ватафом хинсаров, который, вероятно, был командиром всех хинсаров в стране, подчиненного великому ворнику. Мы знаем четырех таких великих ватафов хинсаров, которые упоминаются в документах между 17 июня 1604 года и 22 июня 1619 года. Иногда этих великих ватафов хинсаров также называют «великими хинсарами».

Ватафы хинсаров, а также великие ватафы хинсаров занимали важное социальное положение, часто в документах с боярами, старостами или пыркэлабами, которые иногда называют боярами. Они платили отдельный налог от остальной части хинсаров.

Обязанности хинсаров были не только военного характера - участвовать в борьбе в обмен на захваченные трофеи - как полагали старшие исследователи. В то время мы часто находим хинсаров и их командиров, выполняющих самые разнообразные функции в управлении феодальным государством. Таким образом, они иногда использовались для обеспечения княжеского авторитета. 23 мая 1590 года господарь Молдавии Пётр VI Хромой поручил некоторыми княжеским слугам, среди которых ватаф хинсаров, выполнять приказы некоторых немешей(дворян) из Horbinesti.

Как служиторы, куртяне и лефеги-наемники, хинсары были затем использованы для поддержания порядка в феодальном государстве. Во время правления Константина Кантемира, когда количество разбойников достигло тревожных пропорций для господствующего класса, Мирон Костин, тогда староста Путны, предпринял шаги по борьбе с «тильхарами», создал специальные подразделения сейменов и хинсаров для борьбы с ними.

В первые десятилетия 17-го века хинсары также выполняла определенные финансовые полномочия(собирать налоги и изымать имущество), которые не очень хорошо определены в документах.

Тот факт, что хинсары упоминаются в некоторых изъятиях вместе с старостами и пыркалабами - командующими администрацией в цинутах - означает, что они выполнили довольно важные функции в местном аппарате феодального государства.

Очень часто встречаются хинсары - наряду с боярами, куртянами и служиторами - выполняя различные княжеские указы, особенно передел поместий.


Сообщение отредактировал Anri: 26 октября 2018 - 15:38

  • 2

#139 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 02 ноября 2018 - 13:00

За перевод спасибо камраду gurk(у).

 

FRANCO SIVORI (c. 1560? —  после 1589)

[Отправка из Константинполя имеет место быть на день святой Марии, то есть 15 августа, после прибытия Пэтрашку, старшего брата господаря, которого привезли с Родоса, с великим почётом. Он неожиданно уступил право на престол, своему брату, Петру Черчел. Как господарь, он очень спокоен, более склонный к небесному чем мирскому.По характеру он хороший, неконфликтный. Приглашает к столу, 5—6 своих приближенных и фаворитов, и раздает им разные подарки. Среди которых и позолоченный меч, и одежды с позолотой и шитьем, как носят в Валашской земле.].

...Отправляясь в путь, весь караван шел следующим порядком: во главе, шагали около пятьсот валашских пехотинцев, одетых как алебардщики и аркебузиры со своими флагами и барабанами, потом шли три сотни хорошо вооруженных конных турок, c легким вооружением и с флагами,барабанами и прочими музыкальными инструментами которые у них в обычае, которые делали очень много шума, после них флаг султана, и пятьдесять  всадников которые составляли эскорт и камеристов государя. После них, шел великий канцлер (логофет) и великий спэтарь который носит меч господаря, после них, на расстоянии в 10-12 шагов, скакал сам господарь, одетый подобающе, рядом был щитоносец султана, большой значимости и важности персонаж, который должен сопровождать господаря до валашских земель, посадить на престол и короновать.За господарем, на некотором расстоянии, вели за уздцы тридцать арабских и турецких скакунов, очень дорогих и украшенных везде золотом и серебром, и за ними, шли мы, разные итальянцы и прочие французы, вместе с двумя внуками его величества, и множеством бояр валашской земли, каждый на своем, ранее указанном месте, и после этого шли греки и в самом хвосте (nella coda) около 500—600 валашских и греческих всадников, не очень представительского вида (gente mediocra), и каждый день к каравану присоединялись всё новые и новые лица которые шли из Валашской земли, так что где то на полпути нас уже было около 7 000 человек, потом там было много повозок и возков и лошадей, которые шли примерно на две мили впереди с багажом всей процессии и с шатрами (pavaglioni da campagna) и кухней господаря, и всё это в таком порядке, который нельзя не похвалить.

Валахия разделена на 16 больших жудецов, в которых находятся 21 больших ярмарок, и в каждом по пыркэлабу. Все важные дела, судятся при дворе господаря и его совета, потому что полномочия этих губернаторов ограничены, не имея ни один из них права приговаривать к смерти, помимо великого бана, который, как мы писали ранее, второй человек в государстве, после господаря.Его резиденция находится в жудеце Крайова, которая занимает очень большую площадь.Существует так же тысячи сёл, которые имеют своих хозяев помимо людей господаря. В Валахии есть бояре которые владеют и 50 сёлами и тысячами крестьян, условия которых очень ужасны, поэтому они с большим трудом зарабатывают на жизнь, а так же они должны выплатить положенное господарю, обычно это от двух до десяти скудов в год, для одних поменьше, для других побольше.Этот налог платят в три этапа, по чуть-чуть каждый раз.И вместе с этим есть ещё и десятина сельхозпродукцией боярину, вместе с соляными шахтами и таможнями, получается около 60 000 тысяч „скудов" а так же, с арендной платой от многих рыбных хозяиств, доходы господаря составляет более миллиона скудов в год.

Господарь платит туркам, порядка 150 000 „скудов„" дани в год, которую отправляет в Константинополь в мае, потом он тратит ещё 150 000 „скудов" подарками разного рода пашам, султанам и прочим важным женщинам , ведь без них он не мог не мог бы спать. Потом тратит на двор примерно 250 000 „скудов" в год, выдавая зарплату многочисленным дворцовым слугам, содержа 1 000 солдат, то есть 300 копьеносцев и 700 аркебузиров своей охраны.Из того что остается, он может отложить что то, если не имеет долгов, как это часто бывает из за займов с огромными процентами, которые они берут в Константинополе, когда их назначают на правление: но обычно выплачивают за год или два.

Валахи не занимаются торговлей, и поэтому вся торговля находится в руках рагузских, греческих и еврейских купцов, а так же небольшое количество турок, которые привозят шерстяные ткани, шелка и парчу, которая идет на одежды мужчин и женщин с именем и достатком, которые одеваются с большой помпой. Люди с средним достатком, предпочитают шерстяные одежды из „carisca" . Остальные которых большинство предпочитают одежды белого цвета, неплохого качества.

Стиль одежды мужчин красив и внушительный, в длинных одеждах, по образу поляков, венгров и турок, и всё же более представительное. На голове носят шапки „alia schiavona“, как носят поляки и венгры. Искусны в верховой езде и у них красивые лошади, турецкие и арабские, потому что местные годны для войны или повозок, чем для того что бы ехать по городу. Мужчины представительного роста, и носят длинные бороды. Женщины почти поголовно одеваются по турецкой моде, носят длинные юбки и платья, а на головах платки из хлопка, очень белые, как будто похожи на турецкие тюрьбаны, которые им очень идут, у женщин белая кожа и  волшебный голос.

Люди в Валахии по большой части, не носят оружия.Все города без стен и нет крепостей, все были разрушены турками, которые не дают построить новые, что бы им не смогли сопротивляться, что ни в коем случае нельзя делать, потому что даже если бы при нужде смогли бы поднять 40 000 тысяч всадников, их легко окружат турки и их союзники.

[Подготовка к бегству Петру Черчела]

Не имея сомнения в том что против него готовят предательство, и считая что надо сделать всё для того что бы исправить то что можно исправить,  потребовал одежды и послал что бы позвали капитана гвардии которому приказал собрать все войска на площади перед дворцом, между тем одеваясь, после этого он сказал небольшую речь перед солдатами, рассказав им о том что он слышал о том что его якобы сняли с правления и что он хотел бы послушать султана, но, потому что он посреди предательства и заговора, и как никогда прежде ему нужна их верность.Поэтому те кто хотят остаться на его службе, должны подойти и поклясться на Библии, таким образом все солдаты один за другим принесли ему клятву, заявив что они все готовы рискнуть головой ради него.Солдаты эти были частью сербами,частью греками и частью трансильванцами.Тогда он приказал выдать им жалование и надлежащие подарки.

[Бегство в Трансильванию]

И я во главе своего отряда, вместе с отрядом гвардии числом около восьмидесяти аркебузиров, которых мне дал господарь и с которым мы впоследствии тепло попрощались, и по очереди шли бояре с женщинами и детьми вместе со своим скарбом, повозками и каретами, а после них господарь со своим войском,числом около восьми сотен пеших и пяти сотен конных, общим числом около восьми тысяч душ, с пятьдесятю повозками груженные всем необходимым, а так же с казной,следом шли повозки с женщинами и детьми.

Мы стояли в ожидании ответа из Алба Юлии, и каждый день мы видели плохие знаки, потому что была неопределенность, тем более что трансильванские солдаты начали покидать господаря, так же как и греки и только около двухсот или двухсот пятидесяти сербов остались верны, но и они были в сомнениях  и ждали случая немного пограбить или получить больше денег.

Трансильвания

После возвращения господаря, мне оказали честь и перенесли приём с второго дня на тот же вечер по приезду, а так же под моими окнами устроили шествие все солдаты гвардии, Это было красивое зрелище, потому что маршировало около тысячи аркебузиров, все одетые в одноцветные одежды которые стреляли в воздух, а так же были и две сотни легковооруженных всадников.

Прим. Трансильванские аркебузиры одетые в одноцветные одежды - это так называемые синие дарабанты.


  • 2

#140 Anri

Anri

    CiЧовий дiд

  • Старшина
  • 1 952 сообщений
  • Откуда:Киев
  • Награды:
Регистрация: 27.сен.07
Слава: 1 062

Отправлено 08 ноября 2018 - 18:48

Nicolae Stoicescu. Curteni și slujitori: contribuții la istoria Armatei Române

 

Хайдуки

В Трансильвании хайдуки были важной категорией солдат, поэтому в австрийском словаре, цитируемом в 1726 году, говорят, что это венгерский солдат. Такие хайдуки из Трансильвании были приведены в Валахию в первой половины XVI века боярами изгнаниками, которые пришли с Раду VII Паисий, а в Молдавии - претендентом Стефаном Мизгой в 1566 году.

Тогда хайдуки составляли важный контингент в войске Михая Храброго, у которого было 8000 таких солдат. Как свидетельствуют показания современников, хайдуки были свободными людьми из разных частей Венгрии, Сербии и даже румын, которые получали оружие и боеприпасы, сражаясь за добычу, которую они взяли в битве, как хинсары. Хайдуки Балканского полуострова сражались с властью Османской империи до конца девятнадцатого века.

Эти хайдуки - во главе с Бабой Новаком и Дели Марко - внесли значительный вклад в победы Михая Храброго. Таким образом, в 1596 году 1200 хайдуков захватило Плевну, откуда они вернулись с большой добычей, а позже, в 1599-1600 годах, у них былы новая битва под Шелимбаром, а также завоевание Молдавии.

Хайдуки также упоминаются в армии Раду Щербана(1602-1610, 1611), многие из которых остаются, с Дели Марко, со времен правления Михая Храброго, а другие - из Венгрии.

Из многих документов этого времени выясняется, что этот корпус армии, который живет с добычи, продолжает практику грабежа и в мирное время.

Последнее известное упоминание об хайдуках происходит во времена правления Матея Басараба, когда летопись Валахии упоминает конных хайдуков вместе с сейменами в армии, в отправленной армии чтобы предотвратить вторжение Василия Лупу в страну в 1653 году. Мы точно не знаем, были ли они - хайдуками Михая Храброго - солдаты с добычи или венгерскими и сербскими наемниками, которые также служили в армии Матея Басараба.

В Молдове хайдуки упоминаются в битве Cornul lui Sas 1612 г.(битва между молдавским господарем Стефаном Томшей поддержуемый турками и татарами и поляками, которые хотели вернуть на трон Молдавии Константина Могилу), прибывшие из Польши.

Arcasii(лучники), sulitasii(копейщики), sinetarii(стрелки из огнестрела), puscasii si tunarii(пушкари)

a. arcasii(аркашы, лучники). Корпус молдавской армии, о котором мы не знаем. По словам Мирона Костина, они вместе с каларашами колонизировали земли Dragos voda на юге Молдовы. Он утверждает, что аркашы «напоминают турецкого пехотинца, которых они называют солаками, потому что они вели войну пешим, с луком, без бремени, только колчан со стрелами и луком на руке». Летописец имеет в виду всех вооруженных молдавских солдат с колчаном и луком, оружие, которое очень часто использовалось нашими армиями в средние века. Мирон Костин пропускает аркашей в качестве отдельной категории солдат, наряду с каларашами, дорабантами, сейменами и «служиторы с оплатой».

Потому что аркаши описаны очень плохо в документах, нам не хватает возможности даже приблизительных оценить их количество.

б) sulitasii(сулиташы). Копья были одними из самых распространенных в наше время оружием, как в Молдавии, так и в Валахии.

В шестнадцатом и семнадцатом веках во многих молдавских документах есть много людей, имеющих название сулицы, по оружию, которое они носили. В Валахии, подобная группа состояла из фусташей, вооруженной копьями и которая занималась охраной дворца господаря. Как и вслучае с аркашами нам не хватает известий о количестве сулиташей.

c)  sinetarii(синетары). Существует категория молдавских солдат, которые были вооружены ружьями. Хотя сеймены и доробанты были вооружены ружьями, они не носили названия синетары, в отличии от четы солдат в регионе Орхей-Сорока, где с шестнадцатого века были ватафы синетаров. Поскольку ватафы возглавлял штат стяга, и поскольку в документах не появлялись, кроме как одного ватафа синетаров, казалось бы, их количество было не слишком велико.

В документах не уточняется, каков их налоговый режим. В изводе налогов от июня 1654 года синетарии отделены, с 201 угами и упоминанаются «синетары с 6 угами для ватава». Если они платили 6 угов, было около 33 синетария, а в отношении их обязательств перед феодальным государством они носили военный характер.

d. puscasii или puscarii(пушкашы или пушкари). В Валахии пушкашы сформировали группу солдат, вооруженных ружьями, как синетары в Молдове. В документах Валахии встречаются многочисленные пушкаш или пушкари, начиная с (1510-1511). со второй половины XVI века их возглавляли ватафы, как и молдавских синетаров.

Константин Щербан написал Георгу Ракоци, что он набрал 100 пушкашей «из наших провинций», которым он не платит денег, но избавит их от налогов. Сохранился документ от 29 января 1657 года, благодаря которому он освобождает двух людей из Negomiresti-Muscel, которые были поставлены «в чете пушкашей, 8 угов». Таким образом, пушкаши Константина Щербана были частью категории с налоговыми льготами, наемников. В начале восемнадцатого века пушкаши занимались охраной темниц в обмен на то, что эта служба освобождена от налогов.

По словам Димитрия Кантемира, в отличие от Валахии, молдавские солдаты пушкаши служили при пушках. Здесь пушки(tunurile) назывались пушки(pusci). В семнадцатом веке есть много пушкарей или пушкашей, особенно в провинциях Хотин и Нямц. В изводе июне 1654 года  «пушкаши из Нямца» передается в качестве категории налоговой отдельно от остальной части страны, оплачивая 20 угов. Как видно, «их было не так уж много. Еще в семнадцатом веке появились ватафии пушкашей.

Согласно документу Антиоха Кантемира, 11 мая 1696 года пушкаши были привилегированной группой, где людям не разрешалось служить

В первой половине 18-го века Григорий II Гика создал два стяга винаториев и пушкашей, которые еженедельно служили при дворе господаря, освобождаясь от налогов.

e. Tunarii(пушкари).  

Военная группа встречается только в Валахии, где из документов семнадцатого века многие люди носят это названия. В середине семнадцатого века существовал также юзбаши пушкарей, который доказывает, что они были стягом.

Во второй половине XVII века очень вероятно, что пушкари играли только роль в различных торжественных церемониях, таких как выбор господарей, когда они стреляли из пушек. При назначении Георгия Дуки, бояре каймакамы «вывозили пушки по своему усмотрению», и при повторном подтверждении в царствование, «они дали 12 пушек и слуг с ружьями»; когда Константин Брынковяну получил свой кафтан на царствование, он получил его на турецкой земли «с пушками и другими, как обычно».
 


Сообщение отредактировал Anri: 08 ноября 2018 - 21:13

  • 2




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

Total War: WARHAMMER

Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.

Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.

Подробней о Total War: WARHAMMER

Total War: Attila

Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.

Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2

Total War: Rome 2

Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.

Подробней о Total War: Rome II