Nicolae Stoicescu. Curteni și slujitori: contribuții la istoria Armatei Române
Калараши
Они составляли самую важную часть служиторов, появившихся в конце XVI века, являясь кавалерией, в отличие от доробантов бывших пехотой. Калараши были свободными крестьянами, которые служили господарю за налоговые льготы и имели право использовать принадлежащее им имущество. Кроме того калараши, колонизировали земли, находящейся во владении господаря, в документах семнадцатого века и в первые десятилетия следующего столетия мы также встретили другую категорию таких служиторов, которые использовали землю некоторых великих бояр или монастырей. Эти солдаты также были свободными людьми, которые, имея небольшую землю или вообще не имея земли, были вынуждены работать с землей / чужой землей в обмен на свою обязанность дижма(десятина), а затем отрабатывать, хозяину этого места.
Что касается экипировки кавалерии, известия не дают нам четких данных, как в случае с доробантами. В истории Валахии нам говорят, что после смерти Матея Басараба Константин Щербан(1654—1658) «одел всех» доробантов и каларашей в «хорошее сукно». Поскольку эта мера была принята в трудные времена, когда господарь пытался успокоить восставших служиторов и привлечь их к себе, трудно сказать, были ли у служиторов, называемых каларашами, регулярные выдачи сукна для одежды.
Для Молдавии, в начале восемнадцатого века, у нас есть известие Э. Х. Вейсмантеля, согласно которым Калараши не получали одежду от господаря, а одевались, как могли. Его информация несколько противоречит тому что позже писал Георгий Логофат. Он утверждал, что «при старых господарях» служиторы получили «только сукно и готовят одежду» и что «выдавали приготовленную одежду за счет господаря только во времена Григория воеводы(Григорий II Гика, 1726—1733, 1735—1739, 1739—1741 и 1747—1748)». В это время получили одежду от господаря: сеймены, винаторы, доробанты и все служиторы.
О налоге каларашей из молдавского документа от 20 февраля 1656 года мы обнаружили, что это было 6 золотых, а в Валахии 30 сентября 1655 года упоминается «бир каларашей 11 угов». Эти выплаты были довольно большими, вот почему некоторые из них предпочитают «бежать» с службы, а другие бегут из страны.
Что касается численности каларашей, их число было довольно большими в 17 веке, как в Валахии, так и в Молдавии. Самые ранние данные о их численности восходят к царствованию Михая Храброго, когда нам говорят, что было восемь тысяч конных солдат, которые сражались за свой счет и налоговые льготы. Трудно точно сказать, связаны ли реляция Джорджио Томасси, который дает нам эту информацию, относится к каларашам или куртянам, которые также сражались за свой счет, как и калараши.
После царствования Михая Храброго, число каларашей упало, особенно после их восстаний в течение II-III десятилетий семнадцатого века, они снова растут во время правления Матея Басараба, когда калараши находились под командованием великого капитана каларашей, который больше не упоминается после. Число каларашей - как и доробантов - затем снова упало после восстания 1655 года, когда многие были убиты. В исторических известиях, оставшимеся от католических миссионеров во время правления Щербана Кантакузина(1678—1688), было заявлено, что до его царствования было больше каларашей, но в то время их число уменьшилось, причем не менее 4000 и не более более 6000.
Во время правления Василия Лупу (1634-1653) было по меньшей мере 4000 человек, так как господарь мог выставить это число на окраине страны для охраны от татар. Ту же численность упомянул также француз Круа в 1676 году, когда он сказал, что по всей стране насчитывается 4000 человек, которые пользуются всеми видами налоговых льгот, вынуждены идти на войну. Как заявляет Круа, их можно было бы удалить из реестров, если они не подчинились, а другие были поставлены на их место, я думаю, что речь идет о каларашах, а не о куртянах.
Во время правления Димитрия Кантемира было около 2000 человек, которыми командовали 20 капитанов. Из отношений в то же время мы узнаем, что служиторы, называемые калараши, были распространены особенно в деревнях на окраине страны.
В то время, однако, калараши не образовывали постоянную армию, они это «делают» в соответствии с требованиями и потребностями государства.
В семнадцатом веке большинство каларашей были сгруппированы в определенных городах гарнизонах, как внутри страны, так и по ее окраинам. Последние были так называемыми каларашами окраин, главная задача которых заключалась в том, чтобы охранять границы страны, помимо этих гарнизонов, в разных деревнях были калараши, в которых находились капитаны соседних городов.
В Валахии наиболее важные гарнизоны Каларашей были в городах: Bucuresti, Buzau, Ploiesti, Rusii de Vede, Lichiresti(точнее, именно в связи с их присутствием в местности),Tirgul de Floci, Hodivoaia, Caracal, Manesti, Gherghita и др.
В источниках упоминаются гарнизоны из Manesti, Gherghita, Ploiesti и Rusii de Vede упоминаются в источниках - как мы видели - начиная с начала 17 века, калараши, размещенны здесь очень вероятно во время правления Михая Храброго.
Город Бузэу был одним из самых мощных гарнизонов каларашей. В клятве верности в 1655 году, после восстания того года «калараши из Бузэу», насчитывается около 200 имен вместе с капитаном, четырьмя юзбаши, пятью чаушами и четырьмя стегарами. С начала того же столетия нам была предоставлена информация иностранцем Joppecourt, согласно которому Раду Михнеа держал гарнизон из 400 солдат пограничников в большом городе на границе с Молдовой. Как и в документах, я не встречал каларашей в Фокшанах, возможно, что город на границе в упомининии Joppecourt,был Бузэу, где очень часто калараши упоминаются в документах, или Рымник Сарат.
Что касается пограничных каларашей, то они были расположены на територии Tirgul de Floci, Lichiresti, Hodivoaia, Rusii de Vede si Caracal, расположенных на границе Дуная. Капитаны каларашей Rusii de Vede, Tirgul de Floci и Hodivoaia упоминаются в документах середины XVII века; к концу того же столетия появляются в Caracal и Lichiresti. Эти капитаны, вероятно, существовали до того, как они появились в документах, некоторые из них, вероятно, в конце шестнадцатого века, начиная с правления Михая Храброго.
В середине семнадцатого века, в 1657 году, шведский посол Раламб, проезжая через Валахию, сообщил, что г-рь Константин Щербан привел 2000 человек (многие из которых были каларашами) в Пизе (вероятно, Piua Pietrii), 4000 в Hodivoaia и 2600 в Braila (поскольку Брэила находилася под турецким правлением, весьма вероятно, что соответствующие солдаты имели гарнизоны в другом близлежащем городе).
Другой капитан, Одивояну (из Hodivoaia), отправляется Константином Щербаном с 2000 людьми, чтобы помочь Г. Ракоци II в Польше
Во время царствования Константина Брынковяну, в 1700 году, когда число каларашей значительно упала, есть десять капитанов, которые были в порядке величины: Caracal, Ploiesti, Hodivoaia, Buzau, Rusii de Vede, Voicesti, Lichiresti, Gherghita, Rimnicul Sarat si Gradistea.
в Молдове, кроме столицы, калараши были в каждом более важном городе. Польский путешественник, Станислав Освенцим, проезжая через Молдавию в 1643 году, сказал, что господарь держит в «особых городах для службы быстрой».
Важным гарнизоном был Radauti, где калараши был размещены Раду Михнеа (1616—1619, 1623—1626). В 1636 году поляк, сопровождавший посольство Красинки, сказал, что этот город «назывался Калараши», но в то время там были, «простые крестьяне» (т. е. Простые люди).
Одним из городов, где были найдены многие калараши, был Stefanesti. В начале 17-го века Tomasso Alberti насчитал 1000 присутствующих там солдат. Позже, в 1677 году, государственный секретарь Culm также отмечает, что «он живет в этом городе», но говорит: «Я не знаю, было ли более ста их семей». Их число так сильно сократилось в конце XVII века.
Помимо этих городов, есть также калараши в Falciu, в регионе Putna и в других местах. Наконец, в Орхейском и Сорокском районах было обнаружено большое количество каларашей, где с четвертого десятилетия 17-го века упоминается капитан с несколькими хотногами.
Главная обязанность каларашей заключалась в том, чтобы идти на войну за свой счет. Польский путешественник, посетивший Молдавию в 1636 году, определяет каларашей как «слуг, которые обязаны идти в армию Господаря в случае войны», а Димитрий Кантемир сообщает нам, что в обмен на использование земель господаря, калараши должны идти на войну за свой счет.
Помимо этой обязанности, которая была общей для всех военных гильдий, калараши также использовались, в частности, для охраны границ страны и передачи новостей в Константинополь (Цариград) и из него. Внутри организации каларашей есть специализация, некоторые из них «калараши пограничники», другие «калараши Царьграда».
По мере того как военное значение Калараши уменьшалось, они начали брать на себя последние две задачи. В 1636 году польский путешественник, проезжающий по Молдове, сказал, что они были использованы для отправки новостей, что было подтверждено в начале восемнадцатого века Вайсмантелем, в котором говорится, что служиторы, называемые калараши, были использованы для отправки различных поручений, собирать налоги и другие присвоения такого рода. Во время австрийского правления в Олтении термин «калараши» объясняется «видом солдат, для отправки писем».