Так я о поступках Сагайдачного и говорю. Он и прочие гетманы одновременно требовали увеличить реестр ВЗ (то есть рвались стать шляхтой Речи Посполитой, служивым дворянством) и в то же время, несмотря на королевские запреты и явно во вред РП ходили в походы на турок и татар. Если предположить , что "воевали за независимость" - получается чепуха (или крест сними, или трусы надень), а вот если считать Сечь тем, чем она и была, то есть базой грабительских набегов, то все действия Сагайдачного, маневрировавшего меж королевской службой и "разбойничьей демократией" становятся вполне объяснимы.Ніхто й не каже, що походи на Крим і Туреччину проводилися тільки заради псування нервів султану, це уже побічний їх ефект. Так, фактично все озброєння і боєприпаси здобувалося в походах. Щодо провіанту, питання не таке однозначне, його наперед треба заготовлювати, кожен рік. А реєстр до Сагайдачного був дуже малий, та й в походи до того не кожен рік ходили, а їсти хочеться завжди. Напевне в питанні провіанту, все ж таки було якесь мінімальне самозабезпечення. Та й порівняння утримання найманої европейської армії з добровільною козацькою не є коректним. Різниця певно є, причому значна.
"Планомірний підрив" - це не є ствердження, не треба виривати з контексту, такий висновок можна зробити по тим діям, які проводив Сагайдачний. Свої плани і цілі Сагайдачний, навряд чи, довіряв би паперу та й для чого. Судити про його плани можна тільки по його вчинкам.
Про оборонні споруди в степах можна й почитати, хоча це вже трохи інша тема.
Хочу уточнить, что называя казаков не "борцами", а "разбойниками" я не вкладываю в это никакого негатива. Это были люди своего времени и оценивать их мотивы и поступки сегодняшними мерками нельзя.
А чем добровольцы-казаки отличаются от "наемников - европейцев" с точки зрения военной экономики? Едят меньше?
Сообщение отредактировал Monfore: 11 сентября 2010 - 09:53
Собаки лают - караван идет
Гетман Сагайдачный
#31
Отправлено 11 сентября 2010 - 09:52
#32
Отправлено 11 сентября 2010 - 10:27
Я думаю, тут весь вопрос в эмоциональной оценке, а спора как такового и нет, то есть Вы, пан Монфор, и пан Конашевич говорите об одном и том же, только несколько разными словами.Так я о поступках Сагайдачного и говорю. Он и прочие гетманы одновременно требовали увеличить реестр ВЗ (то есть рвались стать шляхтой Речи Посполитой, служивым дворянством) и в то же время, несмотря на королевские запреты и явно во вред РП ходили в походы на турок и татар. Если предположить , что "воевали за независимость" - получается чепуха (или крест сними, или трусы надень), а вот если считать Сечь тем, чем она и была, то есть базой грабительских набегов, то все действия Сагайдачного, маневрировавшего меж королевской службой и "разбойничьей демократией" становятся вполне объяснимы.
Хочу уточнить, что называя казаков не "борцами", а "разбойниками" я не вкладываю в это никакого негатива. Это были люди своего времени и оценивать их мотивы и поступки сегодняшними мерками нельзя.
На самом деле, одно другому ведь не мешало. Можно было одновременно состоять на службе у короля (в реестре то есть), и "воевать с врагами земли христианской". Своими походами запорожцы ведь мстили за массовый угон людей в рабство. И пленников отбивали.
Вообще, в фольклоре того времени козаки и не фигурируют ни как "борцы за независимость", ни как "разбойнички, за зипунами охотнички". Они там фигурируют как защитники земли христианской.
А пиратские их рейды по Черному Морю - как акции возмездия. Ну, и еще заодно и "погуляти, долі пошукати".
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»
1 Іоанна.4:20.21
#33
Отправлено 12 сентября 2010 - 10:55
А що козаків при вступі в реєстр в шляхту записували? Прошу пояснити, що ви розумієте під терміном "служиве дворянство".Так я о поступках Сагайдачного и говорю. Он и прочие гетманы одновременно требовали увеличить реестр ВЗ (то есть рвались стать шляхтой Речи Посполитой, служивым дворянством) и в то же время, несмотря на королевские запреты и явно во вред РП ходили в походы на турок и татар. Если предположить , что "воевали за независимость" - получается чепуха (или крест сними, или трусы надень), а вот если считать Сечь тем, чем она и была, то есть базой грабительских набегов, то все действия Сагайдачного, маневрировавшего меж королевской службой и "разбойничьей демократией" становятся вполне объяснимы.
Хочу уточнить, что называя казаков не "борцами", а "разбойниками" я не вкладываю в это никакого негатива. Это были люди своего времени и оценивать их мотивы и поступки сегодняшними мерками нельзя.
А чем добровольцы-казаки отличаются от "наемников - европейцев" с точки зрения военной экономики? Едят меньше?
Сагайдачного і козаків я й ніде не називав "борцями за незалежність". У той час ще навіть не було сформоване понняття "боротьби за незалежність", бо не було сформоване бачення тої держави, за незалежність якої треба боротися.
А яка суттєва різниця між діями "козаків-розбійників" в "грабіжницькому рейді" і діями армії РП в воєнному поході на території ворожої держави?
Козаки плати за службу не отримують. Що бою здобули, те й мають, не здобули то й не мають.
Сообщение отредактировал Konashevych: 12 сентября 2010 - 11:10
#34
Отправлено 12 сентября 2010 - 11:20
В шляхту не записували, записували до війска. Статус реєстрового козака передбачав особисту вільність, підлеглість своїм командирам, військові обов'язки - взагалі службу. І платню від короля за ту службу (якої, щоправда, рідко коли бувало сплачено).А що козаків при вступі в реєстр в шляхту записували? Прошу пояснити, що ви розумієте під терміном "служиве дворянство".
...
Козаки плати за службу не отримують.
Як не подобається назва "служиве дворянство", це було служиве козацтво. Реєстровий козак був не посполитим, він був особисто вільним, так само як шляхтич. Доки був в реєстрі.
Досить зрозуміло, що ті, хто колись побував в реєстрі, прагнули закріпити особисті вільності за собою та за своїм родом.
Сообщение отредактировал Стрiлець: 12 сентября 2010 - 11:21
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»
1 Іоанна.4:20.21
#35
Отправлено 12 сентября 2010 - 12:56
Сообщение отредактировал Monfore: 12 сентября 2010 - 13:08
#36
Отправлено 12 сентября 2010 - 14:11
#37
Отправлено 12 сентября 2010 - 17:00
А что, английские йомены были военнообязанными, как дворяне? Если я не ошибаюсь, они просто платили налоги, те есть такое, безусловно очень поэтическое сравнение несколько притянуто за уши.Затем, мне кажется, что краски все же несколько сгущены в угоду мифу. Польского этимологического словаря у меня нетпод рукой, но позволю предположить что слово "холоп" 16-17 века там было все же синонимом не "подневольного крепостного"(как в России) , а всего лишь безземельного простолюдина, что, согласитесь, не одно и то же. Может меня кто-то поправит и докажет на документах, что при "увольнении" из реестра казаков приписывали к тому или иному шляхтичу в качестве крепостного? Но по-моему это полная чушь, сокращенные казаки не закрепощались, а просто теряли "привилегии", землю и доходы, но не личную свободу ...На мій погляд, кращий відповідник "реєстровця" був в Англії, так званий, "йомен" - особисто вільний селянин, дрібний землевласник.Для шляхти РП реєстровці все рівно залишалися нижчим класом, вивільненим з кріпацтва "бидлом".
Собаки лают - караван идет
#38
Отправлено 13 сентября 2010 - 00:28
Стоп господа.Затем, мне кажется, что краски все же несколько сгущены в угоду мифу. Польского этимологического словаря у меня нетпод рукой, но позволю предположить что слово "холоп" 16-17 века там было все же синонимом не "подневольного крепостного"(как в России) , а всего лишь безземельного простолюдина, что, согласитесь, не одно и то же.
Не следует путать "крепостное состояние" и "холопство" в России (особенно в XV первой половине XVII веков) это совершенно разные вещи.
- Крепостной небыл безземельным и сохранял право на "выход" (т.е. личную свободу) до введения урочных лет в 1593 году, жизнь и "живот" (т.е. личное имущество) крепостного были не прекосновенны что закреплялось и Судебником 1497 г. и Соборным Уложением 1649 г. Более того по Уложению в случае передачи крепостного от одного владельца другому, новый владелец обязан был наделить крепостного участком земли и некоторым личным имуществом.
- Холоп был изначально собственностью хозяина, которой он был вправе распоряжатся по собственному усмотрению. Зато холопы не несли государственное тягло, тоже могли обладать некоторым личным имуществом и самостоятельно несли имущественную ответственность (если они были задворными). Поэтому нежелая нести (или не имея возможности нести гос. тягло) иногда добровольно "холопились" свободные кретьсяне, бобыли и даже однодворцы.
Но нужно также помнить, что количество холопов в России XVII века в сравнении с крепостными в процентном отношении было невелико и учитывать что и крепостничество как явление на юге России и Слобожанщине(которая осваивалась выходцами с Украины) практически отсутствовало.
Синонимичными понятие "холоп" и "крепостной" стали только после "реформ" Петра I, когда на первых взвалили государственное тягло, а вторые превратились в собственность хозяев.
#39
Отправлено 13 сентября 2010 - 00:39
Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Коли хтось каже: «Я люблю Бога», а ненавидить брата свого, той не правдомовець. Бо хто не любить брата свого, якого бачить, той не може любити Бога, якого він не бачить.
І таку ми заповідь одержали від Нього: «Хто любить Бога, той нехай любить і брата свого.»
1 Іоанна.4:20.21
#40
Отправлено 13 сентября 2010 - 00:43
=======================
P.S.
по слову Chłop можно не искать словарь, на это слово в польской вики обычная статья о истории крестьянства.Затем, мне кажется, что краски все же несколько сгущены в угоду мифу. Польского этимологического словаря у меня нетпод рукой, но позволю предположить что слово "холоп" 16-17 века там было все же синонимом не "подневольного крепостного"(как в России) , а всего лишь безземельного простолюдина, что, согласитесь, не одно и то же.Для шляхти РП реєстровці все рівно залишалися нижчим класом, вивільненим з кріпацтва "бидлом".
Может меня кто-то поправит и докажет на документах, что при "увольнении" из реестра казаков приписывали к тому или иному шляхтичу в качестве крепостного? Но по-моему это полная чушь, сокращенные казаки не закрепощались, а просто теряли "привилегии", землю и доходы, но не личную свободу ...
]]>http://pl.wikipedia....org/wiki/Chłopi]]>
Но тема о другом, о перспективах не попавших в реестр.
’’бажаємо бачити їх в хлопи оберненим поспільством’’ – фраза з постанови сейму Речі Посполитої щодо козаків, прийнятої у 1593 р. після придушення повстання Наливайка - Пример одного из периодов послевосстания.
А так опять же смотря где и когда этот казак оставался жить. В описании последствий практически каждого восстания можно прочитать о выписчиках, переселявшихся или на границу в слободы(где иногда до 30 лет можно было жить не справляя повинностей) или в Московское государство на приграничье.
Ничейной земли нет, просто жить на ней и не платить "налогов" в каком-то из их видов (кровью на войне, за плугом в поле итд) - это роскошь только для новоосваемых земель(слободы) и опять же не на бесконечный срок и перспектива для безземельного стать тем самым без "личной свободы" очень даже светила в будущем близком или дальнем.
О понижении уровня престижности в обществе думаю и говорить не стоит.
P.P. S.
Напоминает пишущих постоянно жыды и постоянно делающих оговорки, мол, да вы что, я не антисемит, это старое русское слово со словаря Даля.Хочу уточнить, что называя казаков не "борцами", а "разбойниками" я не вкладываю в это никакого негатива. Это были люди своего времени и оценивать их мотивы и поступки сегодняшними мерками нельзя.
"Хочу уточнить, что называя евреев не "евреями", а "жыдами" я не вкладываю в это никакого негатива. Это были люди своего времени и описывать их сегодняшними словарями нельзя."
: )
Сообщение отредактировал AppS: 13 сентября 2010 - 00:50
Количество пользователей, читающих эту тему: 0
0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных
Total War: WARHAMMER
Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.
Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.
Подробней о Total War: WARHAMMER
Total War: Attila
Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.
Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2
Total War: Rome 2
Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.
Подробней о Total War: Rome II