В 1903 г. Н.Веселовский в кургане позднего средневековья у ст. Усть-Лабинская обнаружил остатки кольчато-пластинчатого доспеха... В.Горелик, крупнейший российский специалист-оружиевед, датировал находку Веселовского второй половиной XIV — началом ХVвв. И отметил, что «усть-лабинская находка представляет самый старый образец из известных кольчато-пластинчатых панцирей»... Именно на территории исторической Черкесии (занимавшей в этот период земли до Дона) зафиксировано появление новинки «поистине мирового значения, которой впоследствии суждено было изменить облик доспеха центральной и восточной частей Евразии» (Л. А. Майер). Курган, раскопанный Веселовским, уверенно атрибутируется как черкесский, на что указывают: 1) антропологический тип; 2) оружие, инвентарь и погребальный обряд, идентичные курганам т.н. белореченской культуры ХIII-XVIвв. (с огромным скоплением курганных захоронений в районе Майкоп-Белореченск-Горячий-Ключ). Весьма важным свидетельством того, что впервые кольчато-пластинчатый доспех появился в черкесской среде, является тот факт, что его начинают носить мамлюки в Египте, начиная с периода правления первого черкесского султана аз-Захира Баркука (1382-1399). И на это обстоятельство обращает внимание сам Горелик: «Зарубежные оружиеведы фиксируют его появление в мамлюкско-черкесском государстве в ХVв.»88. Выдержка из Л.А.Майера, на которую ссылается Горелик и т. д...
В. Б. Ковалевская отмечает тот факт, что наиболее ранние экземпляры наборных поясов обнаружены на Черноморском побережье Северного
Кавказа, то есть в Зихии (Черкесии), VI в. н.э. «В специальной литературе, — пишет Ковалевская, — уже было отмечено, что прорезная орнаментация на щитках пряжек, наконечниках и накладках изображала человеческое лицо... Так, в кабардинском языке слово «лицо» передается сочетанием слов «глаз+нос», а в адыгском — «голова+рот»... К. Штейнбух привел сообщение «лицо» как пример легкого его опознавания даже при плохом изображении, поскольку за долгую человеческую историю «человеческий опознавательный аппарат особенно настроился на «лицо»» ... все данные при картографировании убедительно свидетельствуют о Северном Кавказе как об исходном пункте в дальнейшем продвижении этих вещей на запад, северо-восток и восток... Пояс стал своеобразным паспортом дружинника раннего средневековья и свидетельством его места в дружинной иерархии. На поясных наборах VI—IX вв. больше, чем в других категориях вещей, проявлялась
общая евразийская мода. Сходные типы поясов мы находим от Монголии, на востоке, до Италии на западе, от Удмуртии и Прикамья на севере до Закавказья и Северной Африки на юге». Наборные пояса черкесского типа находят в курганах VIII-XII вв. в Пруссии...
Ковалевская подробно рассматривает орнаментацию поясных бляшек как знаковую систему: таблицы символов, составленные ею, мы приводим здесь. Для нас совершенно очевидно, что орнаментика гербов черкесских мамлюков, есть ни что иное как перенесенная в геральдику знаковая система наборных поясов... Этот стандартный набор символов черкесы наносили на ключевой элемент герба — чашу, знак принадлежности к рыцарскому сословию; на налобник конского доспеха; на щиты, оружие, лампы (на них знаки прорезались) и т.п. Есть гербы, где наборно-поясной комплект символов изображался в основном поле геральдического знака. Мы предлагаем следующее прочтение элементов данного изображения: 1 — шлем-мисюрка; 2 —- глаза и лицо; 3 — борода, как обязательный атрибут черкеса; 4 — доспехи (пластинчатые; панцирь; кольчуга, усиленная пластинами). Таким образом, изображение обозначало черкеса в характерном воинском облачении и легко читалось врагами, союзниками, подданными...
Изображение чаши и сама чаша являлись в среде древних западно-кавказских обществ неотъемлемым атрибутом аристократизма, элитарного этикета и всаднической культуры в целом. Приняв княжескую «дань» в виде золотой или серебряной чаши, или кубка, уорк с этого момента принимал на себя обязанности вассала. Таким образом, каждый феодал в Черкесии был носителем своей чаши. Отсюда и почти повсеместное использование ее изображения. В адыгском эпосе постоянно фигурируют богатырские кубки, чаши, роги для питья, которые подносятся наиболее отличившимся наездникам. В «Черкесских преданиях» Хан-Гирея подчеркивается значимость чаши. В Черкесии XVIII-XIX вв. в каждом знатном роде обязательно имелись золотые и серебряные чаши, передававшиеся по наследству. Подобное, едва ли не сакральное, отношение к чаше наблюдается у черкесских мамлюков Египта. Гастон Вьет и Стэнли Лэйн-Пуль приводят целый ряд эмирских и султанских гербов с изображением чаши: таковы, например, гербы эмира сотни и атабека мамлюкской армии Йашбея и султана Каитбея. Весьма характерно, что одно, два или даже три изображения чаши на одном гербе сопровождались стилистическими изображениями рогов для питья и кинжалов. П.А. Грязневич, в своем комментарии к книге английского востоковеда К.Э. Босворта, отмечает, что именно черкесские мамлюки привнесли геральдическую традицию на Ближний Восток. Важно отметить, что геральдическая система, созданная черкесами в XIV— XV вв., не имеет аналогов в мировой геральдике. Эта единственная в своем роде система возникла на оригинальной древнечеркесской основе и вобрала в себя символы поясно-наборной культуры раннего средневековья. Оригинальная геральдическая традиция, генерированная в культурном пространстве черкесского «острова», является одной из ярких черт его самобытности.
Know your weapons, know your enemy: a mamluk training manual ("Полное наставление в военном искусстве" (мамлюкский учебник))
Сообщение отредактировал Золд Горыныч: 06 апреля 2007 - 20:05