Шубоснеби – это копейщики. Копье – это самое древнее и эффектное оружие до возникновения огнестрельного оружия. Хотя ружья всё равно не смогли вытеснить копья аж до 19-го века. Копейщики могут успешно сражаться как против кавалерии, так и против легковооружённой пехоты. Сила копейщиков в их дисциплине и сомкнутых рядах – ни одно разумное существо не захочет быть насаженным на ряд выставленных вперед острых копьей, что неминуемо при необдуманном нападении на строй копейщиков. Поэтому копейщики отлично дисциплинированы и обучены. Но сомкнутые ряды копейщиков уязвимы для стрел и снарядов. Поэтому для защиты «шубоснеби» имеют большие щиты и кольчужную броню. Это основные походные войска, которыми располагали грузинские цари.
Копейщик в доспехах, прекрасно противостоящий кавалерии.
_________________
Молашкрени
Дословно: - люди, собравшиеся в поход. В раннее средневековье грузинские летописцы грузинские войска называют словом «спа» - это в основном профессиональные воины из высшего сословия и регулярные войска, меньше ополчения и наемников. Позднее уже употребляется слово «лашкари» - это уже в основном созванное на войну ополчение и меньше регулярных войск (оба этих термина имеют персидские корни). Этот процесс вызван упадком централизованного государства и феодальной разрозненностью. Эффектность механизма мобилизации конечно, резко понизилась, потому что царь зависит от того, когда и сколько войск выведут отдельные феодалы, но это не означает особого понижения боеспособности грузинских войск. Ополченцы хорошо обучены и вооружены. Любовь к оружию не только черта характера грузин и горцев Кавказа, а это происходит от необходимости защиты самого себя и своей семьи в трудные времена, когда ослабшее государство не имело регулярной армии и часто пользовалось услугами ополчения. Только это ополчение не крестьяне с вилами, а хорошо обученные воины из крестьянской среды, в обязательства которых входило служить в войсках своего князя во время боевых действий. Князья были обязаны следить за их вооружением и боеспособностью. Бывало и князья часто нападали друг на друга, или совершали набеги на соседние провинций. Внешние враги тоже нередко нападали, так что ополчение часто собиралось на военные походы. В Грузии это называлось «Кудзе каци» - то есть полная мобилизация.
________________
Мтиулни – дословно «горцы». Позже так начали называть горцев восточной Грузии. Именно здесь в течение веков создавалась уникальная и самобытная культура, один из основных элементов которой - это систематизированное военное искусство. Мтиулы - Хевсуры, Пщавинцы, Тушинцы, Мохэвцы, Душетинцы и многие другие племена, в прочем, как и другие горцы, изысканно владеют искусством фехтования и защиты в бою. В средние века мтиульские пешие и конные отряды создавали специальные подразделения в Царской армии Грузии. Гордые и воинственные, будучи свободными и независимыми от притязаний феодалов, часто призывались в личную охрану Грузинских царей. Одетые в кольчужную броню, оснащенные наручами, кольчужными перчатками и поножами, мисюрками, иногда закрывающими всё лицо; Вооружённые кинжалами, саблями, палашами и боевыми кольцами кастетного типа – «гаджиа», и часто огнестрельным оружием; - Пред врагами возникал не знающий страха, неистовый и порой таинственный тяжеловооруженный воин без лица, который вселял дикий ужас в сердца противников. Не знающие страха, неистовые воины, вселяющие дикий ужас в сердца врагов.
Мсахуреули - ополчение (от слова "мсахури", что по грузински значит "служащий"). Издревле Грузия славилась миролюбивым народом, земледельцами. Из за этого Грузию греки и римляне назвали - "Георгиа", то есть страна земледельцев. Трудяги, любящие свою благословенную землю, грузины отлично владели и военным исскуством, иначе нечем было бы защитить удел св. Богоматери - Иверию, от многочисленных врагов. Мсахуреули набирались из владении феодалов по призыву Царя, во время вторжения врагов для защиты Родины или прочих военных дел. Экипировка мсахуреули зависело от состояния его феодала, но и в прочем от самого себя тоже, так как в простых грузинских семях всегда было обычай хранить фамильное оружие и доспехи. В бою мсахуреули бесстрашен, дерётся храбро, умело владеет приёмами фехтования и зашиты. Они одеты в средние доспехи, чтоб более-менее свободно двигаться, используют копьё и для защиты круглый щит.
Мециховне - дословно означает "стража крепости", то ест гарнизонный страж. Их в Грузии использовали для укрепления власти и правопорядка в захваченных городах и крепостях. Мециховне экипировался за счёт государства, был одет в кольчужный доспех, хорошо владел навыками боя с мушкетом. Мециховне можно использовать также как и линейная, боевая пехота. Они набирались из простолюдинов, из сёл и городов. Они простые трудяги, добросовестные и отчаяние защитники своей земли от врагов. В эпоху тотальных войн, когда Грузия испытывала неоднократное нашествие врагов, каждый мужчина имел для защиты оружие и владел знанием как его использовать для зашиты.
Мематрахе – ветераны. Многие грузинские воины, отслужив положенное количество лет своему таваду или азнауру, получали в награду за верную службу наделы земли, где и обустраивали свою мирную жизнь. Это неудивительно, ведь по происхождению они крестьяне, любящие землю хлебопашцы и виноградари. Но мир – такая редкость для многострадальной грузинской земли, враги постоянно нападают на Грузию, и ветераны-мематрахе снова берутся за оружие. Обычно они поступают на службу к царям Картли, Кахети и Имерети. Но их можно нанять за деньги, ведь это опытные, закаленные солдаты, прошедшие через многие битвы и походы. Высокая мораль, опыт, помноженный на военное искусство, все это делает мематрахе грозным противником.
Ещё грузины-регионалы тоже пехота и их тоже всех можно их с ружом:
Свимра сванов
«Свимра» (дружина) сванов. Сваны – самоназвание "мушван"- этническая группа грузин, проживающая в неприступных горах Западной Грузии. Большая часть края называлась "свободной Сванетией", где местные жители поубивали своих князей – «врагов» -еще давно, после распада единого централизованного грузинского царства и беспощадно вырезали семьями тех, кого подозревали в стремлении стать князьями и поработить свободных сванов. Форма правления у них была демократической - в каждом селе выбирали старейшину - "махвши", который был судьёй в мирное время, предводителем в боях и главным в религиозных обрядах. А при важных событиях для всего свободного ущелья они участвовали в общем съезде всего ущелья и на собрании выносили решения о войне или мире, о примирении враждующих родов и т.д. Христиане с давних времен, сваны свободолюбивый и гордый народ. Искусные зодчие и кузнецы. Каждая семья владеет собственной 4-5 этажной башней, где укрываются и обороняются во время нападения врага всей семьей и скотом. Поэтому имеют большой опыт в защите и взятии крепостей. Сваны искуснейшие охотники и следопыты, с древнейших времен они составляли ударную силу армий Колхиды, затем Лазики-Эгриси и объединенной Грузии. Когда нет войны, сваны часто враждуют между собой, кровная месть по-прежнему действует среди заснеженных гор Сванетии. Но иногда сваны забывают свои ссоры. Это случается, когда на Грузию нападает внешний враг. Быстро собираются сванские дружины свимры, как конные, так и пешие, над головами мрачных воинов развевается сшитая из шелка знамя сванов –«леми» -«лев», хотя на полном скаку надуваемая ветром, более похожа на шкуру волка, и опешившему врагу мерещится, что живой волк несется над атакующей сванской дружиной! В Грузии говорят, что если вы пошли войной на сванов, то вам остается надеяться на господа бога, потому что кроме него, вам уже никто не поможет!
И \ ИЛИ
"Гурули мсролелеби" - гурийские стрелки. Гурийцы это этническая группа грузин. Весёлый, обладающий неповторимым юмором народ, очень гордые и свободолюбивые, не переносят оскорбленый и гнёта. По этому среди них самое большое процентное количество абреков и пиралов, - разбойников, восставшых против угнетателей. На диалекте гурулов слово "казах", "казак" - вошедший с тюркского, означает мужик, добрый молодец.))) Они отличные стрелки. В княжество Гурия входила часть современной Аджарии и сама Гурия. В этом регионе много искусных мастеров, изготовляющих кремнёвые ружья высокого качества. К ним приходят с заказами со всей Грузии, и дожидаются своей очереди многие дни, живя в специальных домиках для гостей бесплатно, за счёт кузнеца. Аджарцы и гурулы одеты одинаково - сверху короткая куртка до пояса. На груди газиры, как на черкеске. На плечах - вышитые блестящей тисьмой узоры. На голове башлык. Штаны с кушаком, пояс широкий, узорчатый, обтянутый вокруг талии и завязан узлом, край свисает на бедре. Над поясом обичный кавказский ремень, на котором висят кинжал и сабля. На плече патронташ.
И \ ИЛИ
Сомехи метопени – Армянские стрелки. Окружённые мусульманскими государствами, потерявшие еще в 12 веке государственность, армяне неустанно сражался с завоевателями и часто подвергались гонениям и притеснениям. После Объединения Грузии в 12 веке, кавказская часть исторической Армении входитв ее границы, а другие её территории, где образовались мусульманские ханства, являются вассалами и данниками грузинского царства. С тех пор армяне преданно служат в войско грузинских царей, сражавшуюся с их общими врагами. Даже после того, как Грузия распалась и потеряла контроль над частью своих территории, армяне и грузины часто бок о бок сражались с общими врагами. Но в 18 веке Ереванское ханство опять является вассалом и данником Картл-кахети, и армяне с радостью выходят на призыв грузинских царей и встают в ряди их войск. Вооружены ружьямии саблями, одеты в распахнутые длинные чохи, красные рубахи и широкие шаровары.На голове чёрная высокая папаха. На поясе кинжал и сабля, на плече патронташ.
ТЕПЕРЬ ПО КАВЕ!
-элитная тяжелая копейная кавалерия (шлемы. пластинчатая броня и тд).
Тадзреули
«Тадзар» - это персидское слово, вошедшее в грузинский язык и в те времена означало «дом, дворец». В начале тысячилетия, во времена раннего феодализма, "тадзреулни" были свободные земледельцы, независимые от высокого сословия и служащие царю воинским делом. Но позже «Тадзреули – это домочадцы, слуги, прислужники хозяина – царя или властительного феодала.
В 1110 году огромное войско тюрков – по летописцу «вся сила султана и всякий турок, численностью в 100 000 человек, с утаённой ловкостью (с ловким маневром, тайком) пробрались (в Грузию). А царь стоял в Начармагеви (там был летний дворец царя) со своим Тадзреули. Как узнал царь вечером их прибытие в Триалети, ночью выступил с людьми численностью в 1500 человек, ибо только они были при нём. На восходе пришли турки и было жестокое сражение в тот день. И с помощью господа разбили их (врага). И к концу дня стали бежать в таком ужасе и скорости, что не присмотрели за богатством в шатрах своих, и дали дёру быстрее скота своего. И так разбежались по странам своим. А царь и войско его были так удивлены их невероятному бегству, что не стали преследовать, предполагая, что предстоит еще битва на другой день». – Так описывает летописец храбрость и удаль царского Тадзреули – личных его телохранителей, дворян, несущих почётную службу при царском дворе. Отлично обученные и тренированные, облачённые в лучшие доспехи того времени, они не знают страха, в бой идут с неистовым натиском а клич Давида Строителя «Воины Христа, в атаку!» ввергает врага в трепет и смятение!
Элитный отряд грузинских царей, хорошая выучка помножена на фанатичное неистовство в бою.
-копейная кавалерия в шлемах (те же сипахи, только цвет штанов поменял)
Азнаурни
Феодальное сословие в Грузии, возникшее со времён раннего феодализма. Дворяне.
По летописям, на пороге 4-3 веков старой эры, Парнаваз, племянник убиенного захватчиками старейшины Мцхета Самара, восстал против захватчиков и царя Азона (предполагается, что это были македонцы с Понта, летописец их называет греками.) Собрав огромное войско со всего Кавказа, он разбил македонцев, основал единое грузинское государство и стал царем. Перед боем на сторону Парнаваза перешли 1000 отборных римских воинов от армии Азона (в средние века Римом называли Византию и в частности Грецию. Соответственно переносили это название и на древных греков). После Парнаваз расселил этих воинов по стране, одарил владениями, потому что сражались они храбро, и назвал «азнаурами» или «азонаурами» - от того, что раньше служили они Азону. Древний летописец дает нам такую этимологию, хотя думается, что слово это тоже происходит с Персидского. Сулхан-Саба Орбелиани в своем грузинском словаре дает этому слову определение – «свободный». Азнауры – это тяжеловооружённые всадники, воинское сословие, которое своей воинской службой завоевали в награду владения, титулы и должности при царском дворе. Они превратились в крупных феодалов, передающих свой титул и владения по наследству. Позже среди них выделились великие "азнауры" - "дидазнаурни" - имеющие больше владении и вассалов, и соответственно, пользующиеся больше властью и привилегиями. Со временем "дидазнауров" стали называть "тавадами" (от слова "тави" - голова, глава). После этого людей с дворянскими титулами начали называть – «тавад-азнаурни», а простолюдинов называли словом – «уазнони». Хотя азнауром может стать любой свободный крестьянин, особо отличившийся в бою и верно служащий царю. Цари часто жаловали таким титул и земли. В бою азнауры выступают, как тяжелая кавалерия, хорошо экипированные и отлично обучённые воинскому делу, владеющие всеми видами оружия того времени. При надобности могут спешиться и сражаться в пешем строю.
Азнауры - знатные воины, хорошо экипированы и вооружены.Конные ударные кавалеристы.
-шото-типа-улан (только с мисюрками и кольчугами частично)
Монаспа
Первое упоминание "Монаспа" встречается после реформ Давида IV Строителя (1089-1125). "5000 отлично обученных, верных и проверенных в храбрости отборных воинов" - пишет летописец. «Монаспа» по сути, сродни восточным "Гулемам", и означает «войско рабов», хотя слово "раб" в те времена означало просто вассала, слугу. Это личная гвардия царя, состоящая из мелкой знати и свободных воинов. Они постепенно превратились в самую дисциплинированную, отлично владевшую всеми видами оружия, грозную ударную силу, под натиском которых вражеские отряды впадают в панику и оставляют поле брани без оглядки, убегая от неминуемой смерти. Тяжеловооружённые воины Монаспа отлично владеют копьём, мечом и луком, что делает их опасным соперником для любых видов войск. Практически Монаспа универсальный отряд.
Монаспа - отлично владеют копьём, мечом, что делает их опасным соперником для любых видов вражеских войск.
-шото-типа-драгун
Мтиулни мхедреби – дословно «конные горцы». Позже так начали называть горцев восточной Грузии. Именно здесь в течение веков создавалась уникальная и самобытная культура, один из основных элементов которой - это систематизированное военное искусство. Мтиулы - Хевсуры, Пщавинцы, Тушинцы, Мохэвцы, Душетинцы и многие другие племена, в прочем, как и другие горцы, изысканно владеют искусством фехтования и защиты в бою. В средние века мтиульские конные отряды создавали специальные подразделения в Царской армии Грузии. Гордые и воинственные, будучи свободными и независимыми от притязаний феодалов, часто призывались в личную охрану Грузинских царей. Облаченные в кольчужную броню, оснащенные наручами, кольчужными перчатками и поножами, мисюрками, иногда закрывающими всё лицо; Вооружённые кинжалами, саблями, палашами и боевыми кольцами кастетного типа – «гаджиа», и огнестрельным оружием - Пред врагами возникал не знающий страха, неистовый и порой таинственный воин без лица, который вселял дикий ужас в сердца противников. Могут биться пешим и конным строем.
-иррегулярная кавалерия (сабли)
Тут опять же глаза разбегаются.
"Апхази мхедреби" - абхазская конница. Абхазы - коренное население Абхазии. Еще античные авторы пишут о племенах апшилов и абасгов, населяющих этот регион. Во второй половине 8-го века Князь Абхазии Леон 2 -ой обединил всю западнюю Грузию, раньше называемую, как Эгриси, которая отныне стала называтся Абхазским царством. В 10-ом веке Баграт 3, который был племянником и наследником царя абхазов Феодосия, сыном царя грузин Баграта Багратиона (царство грузин образовалась в юго-западном регионе Грузии, после распада Картли), племянником и наследником самого могущественного монарха в тогдашней Грузии и вообще, в регионе - Давида курапалата, царя Тао-кларджети, стал в итоге царём обединённой Грузии, завоевав и Кахет-Эрети. Обединённую Грузию Византиицы и другие по инеции называли царством абхазов, а грузинских царей - царями абхазов. Абхазская кавалерия - это лёгкая стрелковая конница. Вооружены ружьями и саблями. Одеты в красные черкески и зеленые рубахи, на голове серый башлык. Абхазы издревле были известни своей любовью к лошадьям и умением наездников. Впрочем, как и многие другие кавказцы. Навыки джигита и зоркий глаз позволяет им стрелять из ружей с коня прямо на скаку. А их скакуны быстри как ветер, поэтому абхазская конница бывает очень полезна на поле боя.
ИЛИ ЖЕ \ И
Уорки
Черкесское дворянство, девизом которого было "Честь и война", выработало свой рыцарский моральный кодекс «Уорк Хабзе» аналогичный японскому кодексу "Буси-до". Уорк жаждал приключений и отыскивал их всюду, он не засиживался дома, дым родной сакли, жена, дети – все это, по его понятиям, было создано для искушения его железного духа. Привыкшие с детства к суровой закалке тела, к пользованию оружием и управлению лошадью, уорки не знали большей славы, кроме победы над врагом, и большего позора, кроме трусости. Трусость несовместима с положением свободного черкеса, тем более уорка. Рыцарь, уличенный в трусости, подвергался «гражданской смерти». С таким человеком переставали общаться друзья, ни одна девушка не вышла бы за него замуж, он не мог принимать участие в народных собраниях и вообще в политической жизни своего народа.
Черекесское дворянство, неплохо защищенные и виртуозные фехтовальщики, хорошо обращаются с мушкетами и пистолями.
ИЛИ ЖЕ \ И
Кизикцы - Кизики – приграничный район Кахетии. Кизики называли "убатоно мица" — земля без господина, имея в виду, что у кизикцев никогда не было суверена – они признавались вольными людьми и в этом похожи на российских казаков. Местные жители издревле, конечно, признают себя грузинами, кахетинцами, но всегда подчеркивают: мы — кизикцы, воины, вольные люди, которые никогда не имели своего феодала. Как-то им прислали князя. Его попросили уехать. Он не послушался и был убит. Больше никто владеть воинами не рисковал. Признали кизикцы только царя Восточной Грузии Ираклия II, который на горе посреди Алазанской долины и построил город-крепость, окруженный каменной стеной с сохранившимися 28 башнями. Сигнаги по-персидски так и означает —"неприступный"…
Но Ираклий поселил в Сигнаги еще имастеров-ремесленников, виноделов, строителей. Они и превратили город вжемчужину края или, как говорят сами кизикцы, в "царицу Кахетии",центр виноделия.
Кизикцы одеты в короткие черкески малинового цвета на распашку. Края подобраны,чтоб не мешали быстро двигаться. Рукава закатаны. Под ней рубаха (бешмет) сиреневого цвета и широкие синые шаровары , заправленные в высокие, облегающие голени сапоги коричневого цвета. На голове маленькая чёрная кахетинская шапка. Вооружены кинжалами, саблями и ружьями.