Выход хорошей игры – всегда событие. Но как повелось, игра выходит не совсем такой, как её видели фанаты. Что-то недоделано, что-то сделано не так. Разработчики стараются учитывать многочисленные, и иногда противоречивые просьбы, желания и требования фанатов. И чем игра популярнее, тем и количество всякого рода хотелок больше. Но когда игра выходит уже не первой частью, а, страшно сказать, четвёртой, то числу пожеланий просто нет счёта.
С чем приходилось и приходится сталкиваться разработчикам серии игр "Europa Universalis" (EU) трудно даже представить. Игра, ещё с первой части, поражала своим наполнением и глубиной задумки. Да, скептики говаривали, что перенести на наши мониторы настолку – дело ленивых. Взял, прописал по правила, алгоритмы и готово. Вполне возможно. Но к четвёртой части EU выросла из коротких штанишек. Теперь перед нами мир. Мир живой, действующий по своим законам и правилам. Сейчас модно утверждать, что игра адаптивна. Что игровой мир реагирует на действия игрока. В EU всё с точностью да наоборот. Здесь игроку приходится реагировать на действия окружающего мира. В этой игре компьютерные оппоненты преследуют свои цели. Для достижения цели компьютер иногда идут на предательство союзника, на нарушение договорённостей. И с каждой частью игры компьютерный оппонент умнел.
Но я недаром вспомнил вначале про хотелки и пожелания. Серия EU славна очень хорошей обратной связью и пониманием склада ума своих поклонников. Порог вхождения в серию EU, пожалуй, один из самых высоких в игровой индустрии. Я не буду говорить про игры, завязанные на синапс игрока. Мы ведь говорим про стратегии. Серия не только чинится патчами, но и получает развитие с помощью аддонов. Крайний аддон для “Europa Universalis” 4 вышел совсем недавно и носит название Mare Nostrum. Для людей, не знающих латынь (стыдно вам должно быть) – это название, данное римлянами Средиземному морю. И переводится оно – Наше море.
Речь в аддоне Europa Universalis IV: Mare Nostrum идут практически дословно про море. :) Чего собственно и следовало ожидать. Небольшая загвоздочка в том, что игроку придётся сделать это Mare своим Nostrum. Поскольку, как я говорил выше, компьютерные оппоненты не мальчики для битья, а практически равноценные игроки на этом поле. Как и водится, с выходом дополнения, в игру внесли многочисленные изменения и новации.
Я не буду подолгу останавливаться на всех, отмечу лишь некоторые, которых не было в предыдущих дополнениях и оригинальной игре:
Нам дали возможность создавать свои торговые лиги. Это одно из самых важных и значимых нововведений, по моему мнению. Главой торговой лиги может быть лишь торговая республика (привет аддон Res Publica). Только государства с таким строем могут приглашать в лигу других. Но не каждого, а однопровинчатых миноров. У государств-членов лиги появляется много преимуществ, но и количество забот возрастает. Каждая лига по умолчанию оборонительный союз. Агрессия против любого члена лиги приводит к войне со всей лигой. Объявление эмбарго члену лиги – casus belli для главы лиги против объявившего это самое эмбарго. У государств-членов лиги улучшаются отношения между собой. Правда есть и минусы. Глава лиги может наложить эмбарго не другую страну, и все члены этой лиги автоматически оказываются втянутыми в это эмбарго. При аннексии главы лиги, она (лига) распускается, если в лиге не состоит ещё хотя бы одна торговая республика.
Очередное нововведение коснулось флота. В игру ввели кроме рекрутов для армии, которых мы расходовали и на создание флота, моряков. Эти люди составляют основу для создания нашего флота, который в свою очередь превратит это Mare в Nostrum. Моряки необходимы для найма (строительства) каждого корабля. Моряки необходимы для ремонта наших судов после боя. Количество моряков зависит от наличия прибрежных провинций и развития этих провинций именно в сторону мореплаванья. Постройка доков и сухих доков увеличивает количество моряков в провинции. Также увеличивает количество моряков прибрежный торговый центр и естественные гавани. Для уменьшения времени постройки судов и увеличения лимита флота будут использоваться верфи. То есть, имея одну или две прибрежных провинции достаточно сложно стать крупной морской державой и владычествовать в море-океане.
Претерпел изменения в Europa Universalis IV: Mare Nostrum и ещё один спутник морской торговли – пиратство. Даже не совсем изменения, а дополнился. Хотя и не для всех. Североафриканские государства получили возможность совершать налёты на прибрежные провинции других государств. Такой налёт с различным шансом приносит берберам золото, рабов и матросов. Бороться с этим придётся посредством морских патрулей и постоянным наличием флота на проблемных направлениях. Эти налёты будут ухудшать отношения берберов с атакуемыми, но разве североафриканские пираты сентиментальны? Нет, тысяча чертей. Они жестоки и кровожадны. И им плевать на ухудшение отношений. Вот!
Ещё одно из нововведений. На борьбу с коррупцией нам выделили отдельную статью расходов. Коррупция съедает деньги и растёт от ряда факторов в стране. Увеличивает коррупцию большая территория государства, отставание в технологиях по сравнению с соседями, разрыв в уровнях технологий в стране более чем на два. Не получится прокачать военные техи и раздавить злобных соседей железным сапогом своих пехотинцев, от действий вражеских шпионов и ещё ряда незначительных факторов. Понизить уровень коррупции можно выделением некоторых сумм на борьбу с ней (смешно) и с помощью опережения по времени в дипломатических и административных технологиях. Но вы же помните, что разрыв в технологиях коррупцию не уменьшает, а повышает. Так что, думайте, как опередить технологии по времени, не создавая дисбаланс.
Шпионаж. Куда же в большой политике без этих скромных тружеников плаща и кинжала. Ну и собственно как водится самые активные (а в игре единственные) шпионы – это дипломаты. Но в данном дополнении был изменён механизм шпионажа. Наш чрезвычайный и полномочный посол не носится в полумаске по кабакам, подстрекая к бунту, не лазит в форточки за суперсекретными письмами королевы сопредельной державы, а формирует шпионскую сеть. Сеть со временем набирает силу и с помощью этих сетей уже можно проводить всякого рода нехорошие сюрпризы для соседей. Конкретно по видам шпионских действий я не буду проходиться, но такой подход к шпионажу напоминает мне Crusader Kings II.
В Europa Universalis IV: Mare Nostrum изменилась и глобальная карта. Были добавлены провинции в Ирландии, в восточной и центральной Европе. Был добавлен сухопутный(!) переход в Гибралтарском проливе. Что по моему скромному мнению полнейшая ересь. И, по слухам, в последний момент убрали сухопутный мост в Па-де-Кале. За такие проделки надо бить линейкой по рукам.
В своё оправдание разработчики обратили взгляд на Африку и устроили там небольшое Вавилонское столпотворение. В районе Экваториальной Африки было добавлено огромное количество государств. Со своей тех. группой и культурами. Был цивилизован остров Мадагаскар. Им добавили новую религию – фетишизм. Для желающих покинуть старушку Европу появилась новая стезя для приложения своих управленческих талантов. Например, объединить Мадагаскар и захватить им Индию до англичан.
Введена новая система территорий и владений. Вкратце. Любая территория, которую вы не присоединили к свой державе, как владение, считается заморской. Со всеми вытекающими. С этими территориями и владениями можно будет играться до умопомрачения. Для достижения желаемого результата в управляемости. Рассказать про это в обзоре не получится. Тема достойна отдельного гайда или видео инструкции.
Нам наконец разрешили делиться с союзниками и торговыми партнёрами картами открытых земель. И требовать от них того же. При игре по сети это просто шикарная фича. Распределяешь зоны исследования и экономишь огромное количество времени и ресурсов. Ведь нанять первопроходца стоит денег. Снарядить с ним отряд – стоит денег. Нанять флот для открытий – стоит денег. Сплошная, осмелюсь сказать, выгода.
Ну и в завершение одна из главных вкусностей. Наряду с торговыми лигами и матросами. Возможность отпускать свои войска в наём. Теперь возможно после войны не распускать, покрывших себя неувядаемой славой ветеранов, а отпустить их кондотьерами. В те времена в Европе спрос на такого рода услуги был велик. Кондотьеры принесут в свою страну золото. Будет ли служба кондотьеров привязана к временному промежутку. Или только наниматель сможет прекратить контракт. Или мы, как арендодатель сможем забрать своих бойцов назад. Это всё буду выяснять процессе создания своей Империи.
Не собирался делать никаких выводов. И, наверное, так и сделаю. Подведу только итог. Итог по своим ощущениям. Europa Universalis IV: Mare Nostrum стоит купить. Купить всем фанатам серии, купить людям, которые решили освоить "Europa Universalis". Эта игра, без какого либо дополнения неполная. Ведь эти дополнения, как я уже замечал, не позволяют вам только одеть своих юнитов в новую броню или в красивые плащи. А расширяет возможности самой игры. Расширяет область взаимодействия игры и игрока. Наделяет нас новыми возможностям и рычагами.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи