Mount&Blade это неожиданно успешная история такого рода, которая случается только на ПК. Непривычная, странная, и не особенно красивая, она стала тем не менее триумфом жанра песочницы. Она совмещает тактические битвы, РПГ-элементы и симуляцию стратегий в мире песочницы, полном возможностей. В Mount&Blade: Warband, автономном дополнении 2010 года и лучшей на данный момент игре серии, игроки могут свободно исследовать массивное, политически интригующее средневековое королевство.
Наконец, после долгих лет ожиданий, полноценный сиквел уже на подходе. Обширная фанбаза TaleWorlds требовала Mount & Blade II: Bannerlord с момента его анонса в 2012. Это одна из моих самых ожидаемых игр года, и мне интересно выяснить как она прогрессировала с момента ее показа на прошлогоднем PC Gamer Weekender. TaleWorlds не разочаровывают, и мне удалось посмотреть как комьюнити-менеджер Фрэнк Эллиот целый час играет в новую кампанию.
Новый персонаж, Ясмин, создана. Она появляется в Южной Империи – некогда могучей части страны, которая теперь находится на грани распада. События Bannerlord происходят за 200 лет до событий Warband, и отображают ранние дни одних из величайших народов этого мира. Несмотря на выдуманные нации, это не фэнтезийная земля. Оружие, доспехи и архитектура – все пересекается с историческими аналогами 600-1100 годов н.э.
В демо создание персонажа пропущено – TaleWorlds уже показывали различные слайдеры, но еще не готовы полностью вдаться в детали кастомизации. Нет нужды говорить, что там должно быть море опций, включая новые билды, которые являются частью улучшенной системы прогрессирования. «Система навыков в Bannerlord строится на том что у нас было в Warband,» говорит исполнительный директор Армаган Явуз, «но она значительно улучшена, более глубокая во многих смыслах. У нас есть черты, навыки и перки которые работают вместе интересным и уникальным способом. Каждый навык имеет собственную категорию опыта и развивается отдельно, к примеру навык Следопыт развивается когда вы находите более старые и сложные пути искать следы.»
Зайдя в ближайший город Сиронею, Ясмин отправляется искать работу. Как и в Warband, в здания можно зайти пешком, или через меню города. Вы можете свободно исследовать каждый город, замок или деревню, или, если вы спешите, можете быстро получить доступ к тем или иным услугам. Новое в Bannerlord здесь это то, что к важным NPC можно тоже получить доступ из меню, перенося вас в их локацию чтобы незамедлительно получить квест.
В зданиях также можно увеличивать войско. Это важная часть Mount&Blade. Вы можете путешествовать в одиночку, но тогда вы станете легкой добычей для бандитов и враждебных фракций. Лучше иметь хотя бы небольшую группу солдат.
В Warband вы могли посетить деревню и набрать из нее рекрутов если есть желающие. В Bannerlord, войска вам дают важные NPC. Чем выше у вас отношения с таким человеком, тем больше войск он может предложить. Разумеется, у каждого из важных NPC свои вкусы и предпочтения, и работая с одним из них вы можете стать неприятелем другого. Bannerlord не только о том чтобы строить союзы с людьми которых вы встречаете. В большинстве ситуаций вы выбираете сторону, и это окажет эффект как на людей которых вы втянули, так и на общую популяцию в целом.
СОЮЗНИКИ И ПЕРЕУЛКИ
Как новый персонаж, не имеющий пока известности, Ясмин может нанять только одного солдата на каждые 100 динаров. Тем не менее, она нанимает несколько бойцов, и берет квест у маркитанта Сутериоса, местного торговца. У него проблема с бандой контрабандистов, которая заняла переулок что мог бы пойти под легальные торговые палатки. Ясмин поручено разобраться с ними. Этот квест связан с тем что Явуз описывает как желание сделать города более интересными добавив «возможности влипнуть в неприятности». Города и деревни имеют задние переулки и другие зоны, которые часто становятся точками конфликта. Фракция-владелец может измениться благодаря вашим
действиям, возможно даже захватить контроль собственноручно. Новые воины Ясмин не могут разгуливать по городу с ней, а значит и не могут помочь очистить переулок. Вместо этого Ясмин идет в ближайшую таверну чтоб поискать наемников. Эти так называемые в Warband компаньоны имеют свою историю и особые черты. Ясмин выбирает Гаритопса Золотого, тяжеловооруженного всадника, и Уриоса Быка, тяжелого пехотинца. Меньше чем за 10 минут она уже имеет подмогу. Компаньоны дороже для найма, чем обычные солдаты, но они того стоят если эффективно их использовать. Ясмин берет их с собой в переулок как подмогу. Как только она приближается к переулку, контрабандисты собираются чтоб отстоять свою зону влияния. Происходит обычный диалог между сторонами, готовящимися к битве, но контрабандисты сообщают, что они друзья Хранителей Клятвы – местного синдиката. Они предлагают Ясмин другой вариант – предать Сутериоса и торговцев. «Мы пытаемся сделать так, чтобы у квестов было несколько вариантов развязки,» говорит мне Явуз.
Из-за своей природы песочницы, квесты в Mount&Blade генерируются вокруг некоторого количества настроенных шаблонов. Они могут оказать большое влияние на общую вашу кампанию, но ни один отдельный квест никогда не ощущался сам по себе как неотразимая история. В Bannerlord не только увеличивается запутанность этих сценариев, но и генерация их теперь зависит от того что происходит в мире. Это значит что вы получите квест на ликвидацию бандитов только если у здания и вправду есть проблемы с бандитами.
Все здесь еще больше завязано на песочнице. Это важно, поскольку повествование ведется на основе ваших собственных действий. И хотя в большинстве случаев вы будете совершать это традиционным путем, разработаны и другие варианты чтобы познакомить новичков с системой и миром Bannerlord.
ПОГИБЕЛЬ КОНТРАБАНДИСТОВ
Ясмин не принимает предложение, остается верной торговцам и атакует бандитов. Как и в Warband, в Bannerlord бой построен на атаках с разных направлений и блоках. Система здесь не сложная, но она требует некоторой ловкости. Характеристики вашего персонажа оказывают влияние, как и показатели вашей брони и оружия, но важнее всего ваше личное мастерство. Не важно насколько вы обучены и экипированы, у вас больше шансов выжить, если вы сумеете избежать удара. После того как последний из контрабандистов был убит, Ясмин передает контроль над переулком Сутериосу. Она не только получила награду за квест и лут из бандитов, но и повысила отношения с Сутериосом, что означает что он теперь будет предлагать двух новобранцев за те же 100 диноаров – вдвое больше начального значения. Скоро у Ясмин будет уже небольшое войско.
Знакомство с важным NPC не только означает бонус в найме рекрутов. В более поздней стадии игры, ваши друзья предложат вам и другие услуги. «Например,» говорит Явуз, «если вам надо кого-то похитить, это будет намного проще если у вас будет знакомый NPC в городе. Они открывают новые возможности для грязных делишек».
Тип услуги базируется на типе NPC, с которым вы подружились. «Торговцы будут давать вам преимущество в торговле. Лидер банды даст вам преимущество в специфических… операциях,» говорит Явуз.
Прежде чем покинуть город, Ясмин записывается на местный турнир. Турниры на аренах были особенностью в Warband, но здесь был проведен их ребаланс, поэтому у каждой из команд теперь одинаковая экипировка. В первом раунде, Ясмин, Уриос и два других бойца сражаются против команды которая включает Гаритопса Золотого. Ясмин побеждает, и вместе с Уриосом добирается до финального раунда, где им предстоит сойтись между собой. Ясмин одерживает победу и получает дорогую на вид броню за ее заслуги.
Как и в Warband, турниры это лишь малая часть большой игры, но чувствуется их важность. Для меня Mount&Blade это что-то среднее между Skyrim и Crusader Kings II. Вы свободно выбираете свое прошлое – от знатного лорда до бандита. Но вместо линейного повествования история Mount&Blade нестабильна – обмен действиями между
вами и ИИ. Она чувствуется огромной и внушительной, но все еще позволяет вам сфокусироваться на чем-то одном.
Победа одержана, Ясмин с войском покидает город. Здесь, на глобальной карте, и начинается симуляция песочницы. Вы видите торговцев, рыцарей и бандитов, идущих по своим делам. Одна из таких групп – банда лесных бандитов – перехвачивает Ясмин по дороге к соседнему замку. Это вызывает сцену диалога, где у игрока есть варианты вступить в бой, сдаться или начать переговоры. Эти бандиты сильны, стороны практически равны по силам. Ни одна из них не намерена отступать, и Ясмин бросается в битву.
Вы напрямую управляете вашим персонажем все время, будь то схватка с контрабандистами, или возгавление армии в бою с группой бандитов. Отличие битвы в поле в возможности командования войсками. Это простая система, позволяющая вам отдавать базовые приказы и помечать маркерами позиции войск. Это не Total War – ИИ здесь куда более автономен, но вы все еще можете расставить конницу для атаки с фланга, или переместить лучников на позицию с большим преимуществом.
ЦАРЬ ГОРЫ
В Bannerlord армии можно попросить атаковать или защищать локацию. Это оказывает основной эффект на поведение вражеского ИИ. Защищающаяся армия не обязательно будет атаковать вашу позицию, вместо этого она может занять холм повыше. Не всегда, впрочем. Даже защищающаяся армия будет преследовать вас если подумает что у нее хватает сил быстро вас разгромить. TaleWorlds еще не решили предел юнитов в битве. Иметь сотни на каждой из сторон возможно, но слишком большие числа вызовут неполадки с производительностью. В этой битве солдат всего 18, так что нет нужды в сложных стратегиях. Бандиты с легкостью повержены, с поля битвы собран лут, пленные захвачены. И пленники и лут могут быть проданы за деньги чтобы купить новое снаряжение и еду для содержания войска. Кроме того, уровень некоторых воинов Ясмин повышен. Одно дело иметь большое войско, но базовые рекруты быстро погибают. Так и здесь, важно иметь правильных друзей – определенные NPC могут давать более обученных солдат разных специальностей. Выполнение заданий для правильных людей приведет к более эффективной и разносторонней армии.
Со временем, Ясмин встречает Саниона, лорда дома Местрикарос. Он просит ее обучить несколько его солдат – взять их с собой в бой чтоб они набрались опыта. Такие задания посложнее чем те, что давал торговец, но и имеют большее влияние. Проблема в помощи лордам в том, что она ведет также и к конфликту с их соперниками. Ясмин нападает на бандитов чтобы солдаты лорда набрались опыта. Несколько битв спустя, они набирают достаточное количество, хотя двое и погибло в процессе. Награда за такой квест зависит от количества выживших. При низких потерях лорд будет доволен. Но слишком низкий процент уцелевших испортит ваши отношения.
Ясмин возвращается в замок Саниона, но его самого там не обнаруживает. Лорды всегда в движении, ведут свои войска на военные кампании. Местоположение лорда можно узнать у NPC в его замке, но иногда приходится искать лорда самому. Поднявшись на холм, Ясмин встречает хана Илатара. Он объявляет мир и спрашивает с кем имеет честь говорить. Ясмин отвечает правду, и Илатар рассказывает, что он из одного из клана Кузаитов. Когда вы начинате новую игру в Bannerlord, минимум одна из фракций будет враждебна к вам. Кузаиты – умелые конные лучники – враждебны к Ясмин, и Илатар готовится к нападению. Она в меньшинстве – у него 66 воинов против ее 18-ти. Битва была быстрой, и Ясмин попадает в плен.
СПЕШЕННАЯ
И такое случается в Mount&Blade. Симуляция всегда в движении, в ответ на ваши действия. Почему Илатар оказался в Южных Королевствах не имеет значения – это привело к пленению Ясмин и уничтожению ее армии. Пересечение с таким опасным противником на столь ранних этапах может быть разочаровующим, но это дает миру ощущение непредсказуемости и опасности. Нет двух одинаковых прохождений – и Bannerlord старается увеличить эту вариативность.
На этом демо
заканчивается, но если бы не закончилось, путешествие Ясмин бы все еще продолжалось. Из плена можно сбежать спустя некоторое время, и даже если вы останетесь без солдат и ресурсов, отношения которые вы построили никуда не денутся.
Из того что я видел ясно, что Bannerlord не революция серии Mount&Blade, а огромный прогресс в ней, сфокусированный преимущественно на исправлениях и улучшениях. «Мы провели работу над почти каждым аспектом игры,» говорит Явуз. «Есть множество других новых особенностей, которые мы не показали в демо, например глубокие политическая и дипломатическая системы, улучшенное управление городом, новая и переработанная прокачка персонажа, система крафта, это так, несколько примеров.» Добавьте сюда улучшения мультиплеера и улучшенную поддержку модов, и получите значительную переработку уже знакомого нам опыта.
Это объясняет почему Bannerlord делали так долго. «Мы стараемся сделать лучшую игру, на которую способны,» говорит Али Эркин, управляющий директор TaleWorlds, «и к сожалению это значило вернуться к дизайнерскому столу в некоторых случаях, переосмыслить некоторые особенности, переписать те части кода которые работали не должным образом». В качестве примера Эркин признается что система прокачки персонажа трижды перерабатывалась с нуля. «Когда все сделано и мы видим что система реально хорошо работает, у нас возникает чувство что все это стояло потраченного времени,» продолжает Эркин. «И хотя мы упустили нашу цель на 2016 год, мы уверены (прим.пер. – ОНИ УВЕРЕНЫ!) что мы выпустим игру в какой-то форме в этом году.»
Надеюсь на это. Mount&Blade II: Bannerlord возможно не будет самой доработанной и отшлифованной игрой, выпущенной в этом году, но, если все пойдет хорошо, это будет глубокая, вариативная песочница которая приветствует новых игроков и довольствует бывалых фанатов. TaleWorlds стали одними из самых дорогих любимцев PC-гейминга, и студия продолжает улучшаться в этом всеми способами. Если время, затраченное на разработку оправдается, Bannerlord сможет легко доказать что он является одной из лучших РПГ года.