Stellaris – как много в этом слове… Хотя релиз данной стратегии от Парадоксов и прошел весьма безажиотажно, но через неделю ее продажи перевалили за четверть миллиона. А для узкожанровой игры это что-то, да значит.
При этом почти все, что можно прочитать об игре на бескрайних просторах нета — чистая правда. Как плохое, так и хорошее. В Stellaris действительно интересно играть, потому что каждая партия отличается от предыдущей — темпом, характером, и различными мелочами, делающими атмосферу каждой партии, если и не неповторимой, но другой. Но тут также есть и бесконечная рутина, бессмысленная и беспощадная, что, впрочем, характерно практически для всех игр данного жанра.
Хотя, поначалу это не заметно. Ты сразу утопаешь в редакторе рас, перебирая виды, портреты, черты, политики и принципы твоей расы. Правда, можно этого не делать – а подобрать уже что-нибудь готовенькое. Готовых рас достаточно – и все они вполне себе уникальны, предполагают разные тактики игры. Графика в игре приятная, звук и музыка – приемлемы. Тут же еще можно выбрать и способ перемещения твоих подопечных по галактическим просторам. Их три – самый медленный, но самый безграничный варп; быстрые червоточины, однако требующие развитой инфраструктуры станций; и гиперпространственные коридоры, очень быстрые, но сильно ограниченные уже имеющейся галактической сетью, которую пока никак нельзя поменять.
Старт у игры весьма и весьма неторопливый. У нас есть один научный корабль, один строитель и три корыта, гордо именуемые боевым флотом. Отсюда начинается стандартная рутина: изучить технологии, отправить ученого на разведку и исследование, послать строителя на постройку станций. Скорость игры здесь можно держать на высокой или очень высокой — на первом этапе практически ничего не происходит. Для милитаристов данный этап будет очень скучным – другие расы надо еще или найти самому, или они сами тебя найдут. Решитесь тут же начать воевать со всеми и сразу? Впрочем, такая война будет яркой, но недолгой. Но об этом ниже. На этом этапе также нужно обратить пристальное внимание на дерево технологий. Оно есть, но его как бы и нет. Вместо привычного списка, мы получаем три отрасли науки, в каждой из которых можно одновременно исследовать по одной технологии за раз из трех предложенных. Каждый раз, завершая исследования, можно вновь выбрать одну из трех (позднее — и более) технологий, и так до упора. Идея занятная, но когда сверхнужная тебе технология отказывается появляться на «раздаче» пять раз подряд – невольно начинаешь подгорать и подыскивать место на стене, об которое можно разбить клавиатуру. Небольшой совет – первым делом выучите технологию на колонизацию планет, благо в первой раздаче она выпадает со 100% вероятностью. В течение игры технологии доходят до момента, когда открывается какая-нибудь «сверхопасная» технология, изучение которой может привести к большому огорчению для всех. Их немного – но изучение каждой может обернуться огромными неприятностями, вроде восстания местных «гетов» при изучении ИИ, или вторжением каких-нибудь медуз или зубастиков из иных измерений при изучении опасных технологий межзвездных двигателей. И надо быть готовым к тому, что такую технологию можете изучить не только вы, но и ваши ИИ-оппоненты. Впрочем, в игре наступает момент, когда таких неприятностей только и ждешь, как манну небесную. Ведь что может быть веселее разборок с синими медузами из иных измерений?
Расширять Империю можно тремя путями – колонизацией новых планет, строительством форпостов и войной. С войной поначалу придется повременить. Флот - дело затратное и дорогое, особенно поначалу, хотя он должен быть! Иначе, на вас будут смотреть как на мусор. Доброе слово с пистолетом гораздо эффективней просто доброго слова. Постройка форпостов – самый простой путь. Но форпосты требуют самого дорогого ресурса на постройку и содержания – влияния, которое не купишь. Приходится выкручиваться и передавать их секторам(о которых ниже). Но, есть ситуации, когда форпосты просто необходимы – дотянуться до редкого ресурса или богатого звездного скопления, а подходящих планет для колонизации не наблюдается. Ну и колонизация. Процесс тоже не быстрый, но эффективный. Причем мало иметь технологию колонизации - неизвестно, окажется ли рядом с вами пригодный для заселения мир. А если и окажется, то там со 100% вероятностью будет полно всяких проблем вроде ядовитых болот или дикой природы, которые решаются, ну кто бы сомневался, другими технологиями. Это не считая того, что на планете может оказаться полно предразумных или какая-нибудь примитивная цивилизация. В общем, список длинный. Для полноценной экспансии требуется много сил и внушительное количество технологий, которые нужно еще изучить или найти. При этом не стоит забывать, что колонизировать можно только определенные типы планет — остальные для заселения придется подготавливать путем терраморфинга, а это в Stellaris процесс очень медленный и дорогой. Необходимо сначала изучить или найти терраморфирование, затем — построить на орбите нужной планеты станцию, запустить процесс, который требует еще и немаленьких ресурсов, а затем подождать десяток внутриигровых лет, и уже потом только лететь заселять новый мир. Ах да – некоторые планеты требуют для своего преобразования еще и редкие ресурсы(которые, к счастью, не так уж и редки) и вторую технологию. Процесс получается весьма капризный и дорогой, но стоящий того. Впрочем, есть здесь маленький нюанс – если ваша Империя состоит из нескольких различных рас, с разными предпочтениями к климатическим условиям – процесс колонизации может значительно упроститься. Ну и ли еще вариант – заселяйте новые миры андроидами или синтетиками. Впрочем, данные варианты могут спокойно привести к другим проблемам.
Война… Куда уж в нашем милом, любящем, всепонимающем обществе без войны. Как еще донести свои идеалы неразумным? Впрочем, война в этой игре может быть как делом веселым, так и опасным. Игра просто подталкивает к тому, что война – это дело коллективное. Одиночкой воевать против всех можно ярко, смело, доблестно, но недолго. Обычные ИИ-противники развиваются примерно с вашей скоростью, особенно на начальных и средних этапах, флоты их будут не слабее вашего. И если один на один еще можно вразумить какого-нибудь наглого выскочку, то война с альянсом из двух империй, скорее всего, окончится вразумлением нас. Союзники действуют слаженно, прилетают объединенными силами, дают люлей, оперативно оккупируют планеты. Да и один на один воевать тоже опасно – тут много зависит от ваших соседей, которые будут алчно следить за вашими разборками и могут ударить в самый подходящий момент в спину, когда ваш флот ослаблен недавними сражениями. Но какое веселье в составе альянса наставлять на путь истинный каких-нибудь зазнавшихся проповедников-изуверов или милитаристов-гегемонов. Не война, а веселая прогулка. Сами тактические бои представляют собой неуправляемую кашу из пуляющих друг в друга кораблей. Впрочем, наземные бои еще хуже. Несмотря на это, к созданию флота надо подходить грамотно. Сила флота – единица достаточно условная. Допустим, если вы ударитесь исключительно в щиты, а враг будет под завязку накачан торпедами, то ваши щиты станут совершенно бесполезны и вас перемелет в труху гораздо более слабый по силе флот. На каждое оружие в игре есть свое противодействие, а на это противодействие еще свое действие. С обычными противниками в игре все более-менее понятно, но в игре есть еще и угасшие империи. Угасшая империя – это такое образование пресыщенных старых маразматиков, которые ничего не делают, а только свысока наблюдают за более молодыми расами, презрительно поплевывая. В технологическом плане и военной мощи они в полный рост выше всех остальных вместе взятых на начальных и средних этапах игры, и могут без напряга вкатать в асфальт всю галактику. Ну, кроме другой угасшей империи. Да, их может быть несколько. Не приведи великий дух, задеть вначале чем-нибудь такую империю. А задеть можно разным. Загадочные Наблюдатели, к примеру, не терпят геноцид, а Святые Стражи приходят в ярость, если ненароком заселил планету, которую они считаю святыней. В таком случае вам очень доходчиво, быстро и больно объяснят, что вы неправы.
Управление своей Империей не идеально, но достаточно удобное. Обычно в прямом управлении у вас может находиться пять планет. При определенных политиках и формах правления, а также изучения технологий данное число может увеличиваться. За все, что сверх этого будет начисляться штраф в минус десять процентов от влияния и энергокредитов за каждую планету. Поэтому, все сверхлимитные планеты надо передавать в сектора. Сектор – достаточно автономное образование, управляемое губернатором. Ну, или неуправляемое, если лимит лидеров исчерпан. Сектору можно задать общее направление развития и забыть о поверхности подчиненных планет. Нам остается только космос. В сектор можно вливать ресурсы и задавать процент отчисляемых сектором ресурсов. И другие мелочи. Эта система позволяет забыть о микроконтроле десятков планет, но, с другой стороны, управление ИИ-секторов местами достаточно странное. Впрочем, плюсов больше.
Вся Stellaris построена на контрастах. В одном месте – ну как круто, а в другом просто бесит. Игра многогранна – из неупомянутых в обзоре возможностей и система вассалитета и федераций, и галактическое рабство, и генетические модификации рас, и всяко-разные ивенты, частенько многоступенчатые, – но многие возможности на данном этапе бесполезны и не раскрыты так, как надо. Очень средняя, по меркам Парадоксов, дипломатия и отвратительная боевка. К тому же в поздней игре становится скучно – пропадает насыщенность всякими событиями и остается только рутина. Впрочем, как это и принято у Парадоксовских игр, ждем-с вагон и маленькую тележку разных патчей и ДЛС, от которых галактика заиграет еще ярче.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи