Речь тут о том, что 75 боевых патронов - это то, что требуется иметь на случай войны. 10 боевых патронов - это то, что требуется расстрелять в учебных целях.И что? Если вы посмотрите еще внимательнее, то увидите, что "на обучение нижних чинов" тоже входит в графу "боевые патроны"
Опять же внимательно смотрим на цифры. Вверху страницы - то, что "следует быть" (т.е. требуется так сказать по плану). Внизу страницы - а) "свинцу и пороху, принятого..." (т.е. фактически имеющегося) и б) "принять" (т.е. недостающее до плана). В этом легко убедиться, сложив (а) и (б). Получится как раз требуемое по плану число. Т.е. "вторая поставка" - это не удвоение, а покрытие имеющейся недостачи.Я привел это к тому, что в тот же самый день Кутузову уже выделили боеприпасы в том числе и на обучение, а он, видать, хотел сверх выделенного. И сверх дали, правда не столько, сколько просил.Да и в самой ведомости можно найти слова "также и сколько еще затем принять в баталионы следует". Значит планируется еще минимум одна такая же поставка.
6 патронов - это ж для линейной пехоты, а не для егерей. (Подмигивающий смайл)А это уже никак не "6 патронов в год."
Не очень. Ваша фраза была построена таким образом, что существование инструкций и/или практик обучения штыковому бою подавалось (или, по крайней мере, мне так показалось) как само собой разумеющееся. Мол, раз фехтованию на тесаках учили, то на штыках и подавно. Для меня это вовсе не очевидно.Тогда к чему такая фраза: "Мнэ... Не совсем понял, где написано про обучение рукопашному бою?"Неужели непонятно?
Допущение о существовании инструкций (помимо инструкции Фишера) по обучению штыковому бою тоже ничем не подкреплено.Интересное допущение, правда ничем не подкрепленное.
Проблематизация - это социологический термин, обозначающий ситуацию, при которой человек задумывается о несовпадении желаемого и наличного положения вещей (это несовпадение и есть проблема). Самоочевидные, рутинные факты не пробламатизируются. Они воспринимаются как данность. В нашем случае, если бы инструкции по фехтованию на штыках имелись бы в каждой роте, то генералу Гогелю даже в примечании не пришлось бы специально указывать, что подобные инструкции есть где-то в Пруссии или Литовском корпусе, квартирующем с ней по соседству. По-моему, это вполне очевидно.Я не думаю, что упоминание даже не в тексте, а в сноске - есть проблематизирование факта.
Я ученый, а не активист. И моральному осуждению предпочитаю анализ.
Майкл МАНН
...Так называемый простой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает... Скучно...
Василий ШУКШИН
...Ты обер или штаб?
"Горе от ума"
Русская армия начала 19 в.
#71
Отправлено 20 апреля 2010 - 20:33
#72
Отправлено 20 апреля 2010 - 22:00
Возможно и покрытие недостачи. Что в общем то неудивительно для только формирующейся части. Бугский корпус датой своего рождения считает именно 1785 год.Опять же внимательно смотрим на цифры. Вверху страницы - то, что "следует быть" (т.е. требуется так сказать по плану). Внизу страницы - а) "свинцу и пороху, принятого..." (т.е. фактически имеющегося) и б) "принять" (т.е. недостающее до плана). В этом легко убедиться, сложив (а) и (б). Получится как раз требуемое по плану число. Т.е. "вторая поставка" - это не удвоение, а покрытие имеющейся недостачи.
Пока что, как мне кажеться, с моей стороны поступило гораздо больше доказательств сушествования обучения русских солдат стрельбе в цель. Чем с вашей. Причем штыкового боя я пока что практически не касался. Причем совершенно сознательно. Хотелось бы сначала закончить со стрельбой.Что то вы рано начали на штыковой бой переключаться. Или вопрос со стрельбой закрыт?Допущение о существовании инструкций (помимо инструкции Фишера) по обучению штыковому бою тоже ничем не подкреплено.
Мне не интересно обсуждать социологические термины. Если есть что сказать по существу - милости прошу А рассмотрение примечание видится мне глупым без рассмотрения самого текста. Если прочесть текст, к которому идет сноска, то и вопросов ненужных не возникнет.А в тексте Гогель пишет следующее:"Употребление штыка солдаты наши знают весьма хорошо: они во множестве случаев, славными делами сие доказали."Кстати, целый раздел Гогель посвящает пристрелке солдатом своего ружья. По моему мнению - пристрелка есть высшая ступень стрельбы в цель. Воин умеющий самостоятельно пристрелять свое оружие - это не деревеньщина умеющая стрелять "только В СТОРОНУ противника".Проблематизация - это социологический термин, обозначающий ситуацию, при которой человек задумывается о несовпадении желаемого и наличного положения вещей (это несовпадение и есть проблема). Самоочевидные, рутинные факты не пробламатизируются. Они воспринимаются как данность. В нашем случае, если бы инструкции по фехтованию на штыках имелись бы в каждой роте, то генералу Гогелю даже в примечании не пришлось бы специально указывать, что подобные инструкции есть где-то в Пруссии или Литовском корпусе, квартирующем с ней по соседству. По-моему, это вполне очевидно.
И женского рода все как одна: красавицы, лошади, власть и война... (Редьярд Киплинг)
Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков (Вольтер)
И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков (Михаил Шолохов)
#73
Отправлено 21 апреля 2010 - 03:43
Почему "возможно"? Текст указывает на это однозначно. Имеющийся порох и свинец Бугский корпус получил от украинской артиллерийской команды. Остальное требовалось дополучить "из казны".Возможно и покрытие недостачи. Что в общем то неудивительно для только формирующейся части. Бугский корпус датой своего рождения считает именно 1785 год.
Мнэ... Повторю в очередной раз: я никогда не сомневался в том, что русских егерей учили стрелять в цель. Но тема-то изначально была иной. Учили ли в массовом порядке меткой стрельбе русскую линейную пехоту. Егерей я с самого начала вынес за скобки. Поэтому то обстоятельство, что Вы сосредоточили внимание именно на егерях, меня слегка удивляет. К вечеру попытаюсь ответить на Ваше обширное послание. Не всё в нем кажется мне очевидным.Пока что, как мне кажеться, с моей стороны поступило гораздо больше доказательств сушествования обучения русских солдат стрельбе в цель. Чем с вашей. Причем штыкового боя я пока что практически не касался. Причем совершенно сознательно. Хотелось бы сначала закончить со стрельбой.Что то вы рано начали на штыковой бой переключаться. Или вопрос со стрельбой закрыт?
Я не предлагаю обсуждать социологические термины. Их не обсуждают - их применяют. Или не применяют. В данном случае я лишь пояснял смысл употребленного мной термина. Отказаться от употребления специальных терминов я не могу. Мои знания истории ориентированы на социологизированный подход, а он немыслим без специальной терминологии.Мне не интересно обсуждать социологические термины. Если есть что сказать по существу - милости прошу
"Знать" как состояние и "учить" как рационально организованный и управляемый процесс не всегда связаны. Напомню: мы пытаемся выяснить не то, МОГЛА ЛИ русская пехота ходить в штыки, а УЧИЛИ ЛИ ее этому. И если да, то кто и как.А рассмотрение примечание видится мне глупым без рассмотрения самого текста. Если прочесть текст, к которому идет сноска, то и вопросов ненужных не возникнет.А в тексте Гогель пишет следующее:"Употребление штыка солдаты наши знают весьма хорошо: они во множестве случаев, славными делами сие доказали."
Осмелюсь напомнитьт: это 1825-й год. 10 лет как Наполеоновские войны закончились...Кстати, целый раздел Гогель посвящает пристрелке солдатом своего ружья. По моему мнению - пристрелка есть высшая ступень стрельбы в цель. Воин умеющий самостоятельно пристрелять свое оружие - это не деревеньщина умеющая стрелять "только В СТОРОНУ противника".
Я ученый, а не активист. И моральному осуждению предпочитаю анализ.
Майкл МАНН
...Так называемый простой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает... Скучно...
Василий ШУКШИН
...Ты обер или штаб?
"Горе от ума"
#74
Отправлено 21 апреля 2010 - 16:17
Это не я сосредоточил, а вы. Мне пришлось отвечать на ваш пост, а котором были подняты "правила рассыпного боя" и т.д.Поэтому то обстоятельство, что Вы сосредоточили внимание именно на егерях, меня слегка удивляет.
Напомню, что я несколько раз пытался выяснить у вас период, в который, по вашему мнению, русских солдат не учили стрелять в цель. Но так и не добился ответа. Поэтому беру Наполеоновские войны только как отправную точку отсчета. Однако привожу не только источники, которые появились после наполеоновских войн, но и перед ними.Осмелюсь напомнитьт: это 1825-й год. 10 лет как Наполеоновские войны закончились...
Миша,
Завязывайте с оффтопом. Здесь про 19 век. Какого сюда впихивать ПМВ? Есть соответствующий раздел
Миша
историк
Перенес вашу дискуссию о ПМВ сюда http://totalwar.fun/...p...90&start=90
И женского рода все как одна: красавицы, лошади, власть и война... (Редьярд Киплинг)
Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков (Вольтер)
И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков (Михаил Шолохов)
#75
Отправлено 24 апреля 2010 - 19:44
Эта Ваша фраза как нельзя лучше подходит для финальной фиксации наших разногласий. Вы, перечислив ряд документов («Примечания» Кутузова, «Собрание разных егерских правил» Рачинского, «Приступ к обучению егерей» Аракчеева) делаете вывод о существовании (по всей вероятности универсальных?) уставов и инструкций, (чётко?) регламентирующих обучение (по крайней мере?) егерей. Я же полагаю, что названные РУКОПИСНЫЕ документы были лишь следствием инициативы ЧАСТНЫХ начальников (таких как Кульнев, смотрим у Ульянова на стр. 28) и регламентировали обучение/подготовку лишь в отдельных (весьма редких) частях. Действовавший в первое десятилетие XIX в. пехотный устав 1796 г. обучению «цельной стрельбе» внимания, насколько мне известно, не уделял. Хотя в 1811 г. началась публикация нового пехотного устава, но окончательно он был разработан и введен только после войны. Ульянов пишет: «До 1816 г. он не получил широкого распространения в войсках (так, СИ. Маевский позже вспоминал: "Я не знал батальонного учения, да его тогда и никто не знал" [93, стр.266]) [Ульянов, 1996. - С. 26].Вот только уставы и инструкции существовали, и "самодеятельность снизу" только дополняла и развивала их.
Уф… Почти целый роман написал…
Я ученый, а не активист. И моральному осуждению предпочитаю анализ.
Майкл МАНН
...Так называемый простой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает... Скучно...
Василий ШУКШИН
...Ты обер или штаб?
"Горе от ума"
#76
Отправлено 25 апреля 2010 - 03:26
Ожидал каких-то доказательств, однако кроме "Нового солдата" и Ульянова (безусловно уважаемого автора) ничего не увидел.
Уставы, как-то вообще забыли...
Игра слов, не более.А два – «готовить егерей» и «учить егерей метко стрелять» - это несовпадающие понятия, ибо первое в принципе может включать много разных составляющих: начиная от подстригания ногтей, распорядка дня и караульной службы до строевой и огневой подготовки (в т.ч. обучение меткой стрельбе).
Потому как и Кутузов и другие источники, приведенные мной, датированы еще 18 веком. И в обучении егерей отмечена как наиглавнейшее именно стрельба в цель.
Возможно остался незамеченным вами тот факт, что Кутузов несколько раз поворяет, что ничего нового он не придумывает, все изложенное уже существует в воинских уставах. Он береться только упорядочить.
Для всей армии существовали "Приступления к обучению егерей". Точно дату не помню, но еще в конце 18 века было издано. Там описывается и обучение цельной стрельбе и мишень "высотой в 3,5 аршина, на которой черной краской была нарисована фигура ростом 2 аршина и 8 вершков".Речь, очевидно, о руководствах, обязательных для ВСЕЙ армии, а не принятых по инициативе частных начальников (типа Кутузова) и имевших локальный характер (кутузовские примечания действовали только в его Бугском корпусе, были ли подобные документы в других егерских корпусах – вопрос).
Но оставим егерей. Тем более что вы согласны, что их учили стрелять в цель. Хотя написанное ниже почему-то опять это опровергает...
Вообще-то из моей фразы следует, что Кутузов обучал егерей совместно с линейной пехотой. Добавляя уже впоследситвии дополнительный "егерский курс".Прекрасно. Не спорю – Кутузов был талантливым командиром и обучал своих егерей так. Но мы-то говорим не о Бугском корпусе Кутузова в 1785 г., а о наполеоновских войнах и всей (или по крайней мере большинстве) русской армии, на правда ли?
Кстати, одновременно с формированием Бугского корпуса, Кутузову было поручено также формирование двух гренадерских батальонов для Екатеринославского гренадерского полка.
После такой приведенной вами цитаты, странно видеть утверждение : "ЛИНЕЙНУЮ ПЕХОТУ НЕ УЧИЛИ МЕТКО СТРЕЛЯТЬ"Всеми очевидцами отмечалось практически полное отсутствие в русской пехоте первого десятилетия века навыков цельной стрельбы. Только в 1809—1810 гг. появились многочисленные наставления для обучения солдат этому столь нужному в боевых условиях искусству
Многочисленные наставления, обучающие "цельной стрельбе", оказывается, согласно Ульянову, все же появились, причем в интересующий нас период.
А Ульянов, случайно, не приводит цитат тех самых "очевидцев, отмечающих практически полное отсутствие в русской пехоте первого десятилетия века навыков цельной стрельбы"? Кто это утверждал?
Не думаю, как по мне, приведенная на рисунке мишень используется и по сей день. А ведь прошло уже 162 года. И ничего. До сих пор в такую стреляем.1848-го года? Мнэ… Мы же говорим о существующих НА ТО ВРЕМЯ артикулах? Мишени-то со временем менялись.
А изображенная выше мишень из трех связанных вместе палок, с лежащим на вершине камнем, упоминается Кутузовым в своих "Наставлениях", т.е. в 1786 году, а именно за 62 года до изображения. И ни капельки не изменилась.
Ну и выше я писал о мишени, описываемой в "Приступлении к обучению егерей". Не думаю, что для обучения линейной пехоты и егерей тредовались совершенно различные типы мишеней. Во всяком случае, сегодня и обычные стрелки и снайпера стреляют по одним и тем же мишеням.
Ну это уже несколько отличается от приведенных вами ранее "«коллективных мишеней» (представляющих группу пехоты; что-то типа того, о чем писал Энгельс «продолговатая мишень, изображающая фронт батальона, построенного в колонну для атаки (34 ярда в длину при 2 ярдах в вышину)", вы не находите?Например, по уставу 1811/1816 гг. мишени, используемые для обучения цельной стрельбе, должны были представлять собой черные деревянные щиты (высотой в 2 3/4 аршина, шириной в 1 аршин), в центре и по верхнему краю которых проводились белые поперечные линии шириной в 4 вершка. С расстояния 40 и 80 саженей солдаты целились в центральную полосу, а со 120 саженей — в верхнюю. Изначально ставя щиты на ровном месте, обучающие затем усложняли задачу, выставляя их на возвышенностях или в низинах.
А унтера из вакуума появлялись? Унтеров, пока они еще были солдатами учили, соответственно, другие унтера.Гут. Оставим в покое патетику и зададимся вопросом – новобранцев учили унтера, а кто учил унтеров?
Это все хорошо, однако я приводил и цитаты из "Воинского устава о полевой пехотной службе 1797 года" и "Описание пехотного полкового строя 1755 г.".Я же полагаю, что названные РУКОПИСНЫЕ документы были лишь следствием инициативы ЧАСТНЫХ начальников (таких как Кульнев, смотрим у Ульянова на стр. 28) и регламентировали обучение/подготовку лишь в отдельных (весьма редких) частях.
ЗЫ Возможно мне кажеться, но помоему, мы скатываемся к выборочному обсуждению отдельных частей моих цитат, что, думаю, не позволит сформировать полную картину.
Погрязнем в деталях и разговор захлебнется.
Я изложил свою позицию, подкрепил ее цитатами из источников 17-18 веков. Хотелось бы с вашей сторону увидеть что-то подобное.
Позицию я понял, однако доказательства в ее подержку вижу пока только в виде цитат из книг современных авторов (вернее автора - Ульянова). "Новый солдат", уж простите, на серьезный источник не тянет.
Тем более, что в своих более поздних работах Ульянов наоборот пишет: "Сохранилось немало свидетельств об эффективности огня русской пехоты", "Активная стрелковая подготовка перед войной дала свои результаты", "Необходимость тщательного обучения солдат меткой стрельбе была вполне очевидна для многих военачальников", "для отличившихся в искусстве стрельбы нижних чинов гвардейских полков на Сестрорецком оружейном заводе изготовили ружья образца 1808 года, отличавшиеся лучшей выделкой и надписью на стволе: "за стараниіе и искуство"; на каждый полк выделялось по 25 таких ружей."
И наконец: "От солдат требовали меткой стрельбы; как указывал устав, необходимо было помнить, "что не шумом бьют неприятеля, но цельным выстрелом, и для того лучше один раз выстрелить цельно, нежели много раз по-пустому"
Цитаты по Ульянов И. "Русская пехота в бою" 2008 г. Яуза, М.
И женского рода все как одна: красавицы, лошади, власть и война... (Редьярд Киплинг)
Бог не на стороне больших батальонов, а на стороне лучших стрелков (Вольтер)
И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков (Михаил Шолохов)
#77
Отправлено 28 апреля 2010 - 00:31
#78
Отправлено 28 апреля 2010 - 09:24
Кого мы понимаем под словом "стрелки"?И по каким параметрам можно, исходя из этого рассказа ординарца Багратиона Н.Б. Голицына, можно оценивать равенство возможностей?P.S. Я задаю эти вопросы не потому, что считаю, что русская сторона была слабее/сильнее, а потому, что хочу понять основания для подобных выводов.Похоже на равные возможности стрелков с обеих сторон.
Я ученый, а не активист. И моральному осуждению предпочитаю анализ.
Майкл МАНН
...Так называемый простой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает... Скучно...
Василий ШУКШИН
...Ты обер или штаб?
"Горе от ума"
#79
Отправлено 28 апреля 2010 - 10:27
Я понимаю под "стрелкам", в данном случае просто тех солдат, которые совершали выстрелы по противнику. Мне показалось, что в описаном эпизоде сошлось примерно равное кол-во человек с обеих сторон и присутсвовал исключительно огневой бой из-за невозможности сойтись для применения холодного оружия и результат действия каждой стороны был примерно одинаковый, судя по описанию очевидца. А если результат был одинаковый, то и возможности соответственно тоже одинаковые.Кого мы понимаем под словом "стрелки"?И по каким параметрам можно, исходя из этого рассказа ординарца Багратиона Н.Б. Голицына, можно оценивать равенство возможностей?P.S. Я задаю эти вопросы не потому, что считаю, что русская сторона была слабее/сильнее, а потому, что хочу понять основания для подобных выводов.
#80
Отправлено 28 апреля 2010 - 10:33
хорошо бы знать хотя бы примерную статистику потерь после данного огневого столкновения. Без этого судить о равных возможностях сложновато.
"Тарас Бульба", Н.В. Гоголь.
Количество пользователей, читающих эту тему: 1
0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных
Total War: WARHAMMER
Мы ждали, мы верили. И наша вера была вознаграждена! Анонс Total War: WARHAMMER состоялся! Скептики были посрамлены, а вахоманы возликовали! Но разработчики на форумах успели уже рассказать немало подробностей. Во первых стало известно? что это будет не одна игра, а трилогия сдобренная целым сомном аддонов и дополнительного платного и бесплатного контента. Во-вторых фракций будет только четыре (Империя Сигмара, Зеленокожие, Гномы и Графы-Вампиры) но обещают сделать их максимально проработанными, богатыми на юниты и реально отличающимися друг от друга по геймплею. В третьих - главы фракций теперь не просто генералы которых не жалко потерять в бою. Теперь это Легендарные Лорды (Карл Франц, Гримгор, Торгрим и Маннфрэд фон Карштайн), герои со уникальным оружием, верховым животным, шмотками и набором квестов. Еще обещают такие новинки как летающие юниты, магию, танки, пушки и мущкеты... в общем вкуснятинка! В общем ждем больше информации и надеемся, что игра станет прорывом в серии.
Ну а апологетам историчности спешим успокоить - над Вархаммер трудится отдельная команда. Исторические игры Тотал Вар производство фэнтэзийной игры не тормозит.
Подробней о Total War: WARHAMMER
Total War: Attila
Анонс Total War: Attila с одной стороны немало удивил нас, а с другой еще раз доказал, что СА идет проторенной дорожкой. Ведь Аттила по сути это сиквэл аддона "Вторжение варваров" для Рима 1. Правда на этот раз они не стали скромничать и назвали его "новой игрой". Ок, мы не будем спорить. Отдельная игра про нашествие варварских племен на цивилизации античного мира - это прекрасно. Нужно отметиьт что разработчики действительно поработали на славу. По мнению большинства игроков, Аттила действительно оказался достойным продуктом, позволившим окунутся в мрачные эпохи.
Подробней о Total War: Attila Часть 1 и Часть 2
Total War: Rome 2
Анонс Rome II Total War состоялся 2 июля и это вызвало настоящую бурю восторга нашего сообщества! Настолько люди истосковались по рукопашному бою и легионерам, что анонс сиквела восприняли как настоящее чудо и "сбычу мечт". Снова вести в бой скованные железной дисциплиной легионы, непоколебимых греческих гоплитов и македонских сариссофоров, топтать врагов слонами и забрасывать отрубленными головами - это ли не счастье! Но ведь новые игры Total War это еще и морские баталии. И тут уж будет море фана, ведь разработчики обещают активное взаимодействие между сухопутными и военно-морскими силами. Обоюдный обстрел между береговыми укреплениями и боевыми кораблями на рейде даст новую степень свободы "стратегосам" античного мира.
Подробней о Total War: Rome II