Описание господарей и их телохранителей. За перевод с румынского большая благодарность камраду gurk(у).
Мирон Костин описывает события 1615 г.
А были у Штефана воеводы служивые люди(darabanii) одеты и убраны богато. Ни у какого другого правителя не было таких разодетых служивых(pedestrimea). Все они в мундирах с меховой оторочкой и серебряными пуговицами, с золотыми галунами, серебром обшитые, наподобие тех, что видели в Земле Ляшской с перьями на шапках и серебряными зерцалами на груди и плечах.
Джованни-Баттиста Мальби(Giovanni-Battista Malbi) (1621 г.) о господаре молдавском Гаспаре Грациани.
И, таким образом, лично отправился в свой лагерь с его обычным великолепием в сопровождении 600 солдат и 500 пехотинцев гвардии, хорватов, немцев, венгров и поляков.
Польский аноним. Описание прибытия в польский лагерь господаря Гаспара Грациани в 1621 г.
Властитель Молдовы въехал в лагерь следующим порядеом.Сперва пан Тышкевич(который ехал из Польши и они встретились в Молдове в двух милях от Днестра) со своими людьми(400 казаков,200 пехотинцев) после отряда пана Тышкевича шла пехота господаря числом 100,после пехоты его алебардщики с длинными бородами,числом 17,и после них сам господарь на богато украшенном коне,сбруя у коня была в пол ладони шириной,из позолоченного серебра с драг камнями,седло персидское из красного бархата,навершие седла из позолоченного серебра,попона из красного бархата с позолотой,стремена широкие в пять пальцев шириной,опять же из позолоченного серебра.Он сам был одет в длинный до ног парчовый кафтан из синего серебра через плечо перекинуто короткая мантия из бархата с соболиной подбивкой,через все это перекинута перевязь из бархата красного цвета с подбивкой из соболя,у него был длинный воротник,на котором были видны серебрянные бабочки.На голове шапка из красного бархата с опушкой из соболя,к седлу был привязан буздыган(булава) из позолоченного серебра,вокруг него шествовали 6 щитоносцев обутые в желтые сафьяновые сапоги,одетые в красные кафтаны с широкими складками,с тюбетейками (ярмолки) из желтого атласа,к которым были присоеденены серебряные звезды,были подпоясаны широкими посеребренными поясами,к которому крепился колчан,в другой руке они держали посеребренный клевец.
Пересказ с блога Кадринази о польском посольстве Войцеха Мясковского 1640 г.(оригинал не нашел)
Через несколько дней господарь Лупу решил после посещения церкви отправиться на прогулку, конечно же, с соответствующим эскортом.
Этими местами перед ним шло три хоругви казаков(скорее вооруженных по казацки). После этого несколько десятков пехотинцев янычар шли с мушкетами. За ними два коня вели. А сам господарь за ними на сивом волошском коне ехал в собольей шубе, златоглавый, вышитый верх, возле него двое янычар в красных одеждах(szumakach?), aksamitnych bieglo po blocie z dzidami?(не смог перевести, что-то про джиды), за ним слуга с его булавой и с саблей ехал и три копья нес(ли).
Марко Бандини 1644-1650 о господаре Василие Лупу
Два пейка окружают лошадь, один держится правой, другой левой рукой за вальтрап(чепрак). Остальные двадцать окружают их, одетые в пурпур и нося на голове длинные на манер янычар шапки,густо украшенные звездами или полумесяцами серебряными, позолоченными.
Стражу несут 20-30 щитоносцев с позолоченными щитами и в красных одеждах, высокого роста.
Павел Алепский (1658). Свидание патриарха с господарем Валахии Михня III
Впереди господаря выступали служители или телохранители, числом 12: шестеро справа и шестеро слева; шестеро из них были турки, в шитых золотом тюрбанах, шестеро — валахи, в красных бархатных шапках со шнурами.
Самуэль Проский 1678 г. о прибытии валашского господаря
Сначала шел значок турецкий, перед ним турков конных тридцать, за турками бояр двенадцать, за боярами бунчуков два, потом музыка; трубачей польских четыре с барабанами(kotlami) гусарскими. За музыкой коней поводных четыре, один по казацки убранный, другой под накрытием красным, третий по турецки, четвертый польский по гусарски, все лошади посредственные(мерные, mierne?), однако достаточно богато убранные.
Потом ехал сам господарь на коне дельном и богато убраном, возле коня четыре пейка в пурпурных жупанах и серебряных золотистых поясах с ханджарами(кинжалы) обрамленными, в шапках польских соболиных, с бердышами небольшими обоюдострыми, в руках(рукояти) серебром оправленные. За господарем двое молодцов одетых, z lubiami oprawnemi? на конях добрых.
Самуэль Проский 1678 г. о прибытии молдавского господаря
Проведенны перед ним кони по турецки под калканами, сам сидел на красивом коне пятнистом; пейков шесть около него, в пурпурных жупанах с золотистыми поясами и ханджарами(кинджалами).
Пропустил слово
30 июня после полудня «представился перед везиром господарь мултянский в 4-х тыс. Имел хоругви достаточно экипированные и почти все с ружьями, копьями(дротиками?), обмундированные, другие по пятигорски. Вместо драгунов было 2 тыс. людей с мушкетами, с барабанами драгунскими и манерой драгунской. Перед господарем шло 500 пятигорцев по арнаутски, за ними 200 в панцырях с копьями( дротиками?), все в красных кунтушах. Было две хоругви татар-липок, было много поляков. На всех знаменах кресты, а на двух, что несли перед самым молдавским гетманом, были нарисованы Св. Георгий и Св. Михаил. Под каждым знаменем польская музыка — бубны, сурмы, трубачи, а за господарем шла турецкая музыка».
Сообщение отредактировал Anri: 11 сентября 2017 - 13:08