За перевод спасибо камраду gurk(у).
Sergiu Bacalov. LIPCANII (TĂTARII LITUANIENI): VECINII ŢĂRII MOLDOVEI. MERCENARI ŞI SLUJITORI. (Sec. XVII – începutul sec. XIX)
В средневековой Молдове "липканами" называли литовских татар („tătari litvani”, „tătari litfani”). Сам термин происходит от турецко-татарского названия Литвы: Lipka, Lupka, Lubka, а липканы были известны в Османской империи и Крымском ханстве как "lipka tatarlar".
С профессионально-социальной точки зрения существовали две группы литовских татар: 1) те кто проживали на селе (zemiańską) зажиточные, которые в свою очередь делились на а) знатные татары (tatarzy hospodarscy) которые происходили из беев и мирз Золотой Орды, владели крупными земельными наделами и были обязаны служить верхом. По статусу, были наравне с литовскими боярами, или земская шляхта. Права шляхты были подтверждены в 1561 и в последующих годах. Татары казаки (tatarzy kozacy) происходили из простолюда Золотой Орды, которые переехав в Литву, получили немного земли, и были обязаны служить в конных частях. И татары ярмарочные(?) (miejską) беднота и чернь.
Литовские татары были мусульманами, конными воинами, которые пользовались привилегиями, сами по себе были закрытой группой. К концу XVI – началу XVII начался процесс языковой ассимиляции(всё чаще используют старославянский(беларуский вариант) и польский). Антропонимы, в частности фамильные имена приобретают славянские формы, а многие татарские роды были включены в ряды польской шляхты. Документ 1528 года,указывает на существование 544 семей, с общей численностью в 3000-4000 человек.
Поворотным моментом для литовских татар стало так называемое восстание липкан 1672 года, когда во время польско-турецкой войны(1672-1676) шесть отрядов татар перешли на сторону турок, под предлогом "несправедливости и неуплаты жалования в течении трех лет" властями Речи Посполитой. Мятежные литовские татары были названы липканами, а их ротмистр Aleksander Kryczyński был назначен в 1673 беем Бара, а после его смерти, на данную должность назначили липкана Hussein Murawski. Под его руководством, липканы регулярно грабили и жгли Польшу, Красную Русь и Волынь, служили гидами для турецких отрядов и так далее.
Впоследствии, после польско-турецких мирных договоров, позволили литовским татарами свободно эмигрировать в Османскую империю, Вследствие чего на Подолье расселелись 3000 липкан, которые расположились в воеводствах Каменца и Бара, аннексированные турками у поляков. В этих землях они жили до Карловицкого мира(1699), когда Подолье и крепость Каменец были переданы полякам. Как следствие, липканы и остальные мусульмане были вынуждены перебираться в Бендерскую раю и Добруджу. После 1715 года, когда турки анексировали Хотин, липканы поселились на севере Пруто-Днестровский бассейна, на границе с Польшей.
Отметим что те литовские татары которые не участвовали в бунте 1672 года, продолжили жить в Литве и Польше, а в 1673, перешли на польскую службу и часть бунтовщиков. Но всё же, миграция к османам, продолжалась в малых количествах в первой четверти XVIII века, до того момента как турецкое владычество над Хотином прекратилось(1806).
Новой вехой в военных контактах между липканами и молдованами, в свете аннексии Подолии и Каменца турками в 1672, с этого момента и до Карловицкого мира(1699), липканы то есть мятежные литовские татары, постоянно проживали в данной области, став прямыми соседями Молдовы. В этот период, мы знаем о стычках между липканами и молдованами(но не из Молдовы, а перебежчиками и наёмниками польской короны, которых называли жоймирами). В 1690/91 поляки вместе с жоймирами под командованием ротмистра Туркулец(Туркулец это "турчонок" по молдавски), заняли Черновцы на севере Молдовы и начали терроризировать турецкие владения, и в особенности в Каменце. В ответ турки гонялись за жоймирами. Интересно отметить тот факт что как жоймиры так и липканы были мятежниками которые конфликтовали с традиционными сюзеренами, и присоединились к третьим силам, близкие им по религиозному признаку.
После 1699, липканы Каменца ушли в Бендеры и Добруджу. Из их среды происходят те липканы, которые воевали в Молдове, в период польско-русско-турецко-шведских войн с начала XVIII века. Таким образом, осенью 1712 года Карл XII, король шведский попросил у Николая-водэ Маврокордата, разрешение на проход своих войск и остаться на зимовку. В ответ, господарь объяснил что он не может принимать решение в этом вопросе, без разрешения Порты. Но король не подождав разрешения Порты, отправил приказ всем своим войскам: "полякам, липканам, казакам расположится на зимовку там где им нравится". Вся эта масса войск, включая липкан направились в район Ясс, расположившись в районе Романа и Сучавы, совершив при этом множество злоупотреблений, а весной 1713, ушли в Польшу, попутно разграбив владения гетмана A. H. Сенявского.
Устранение шведов, поляков, липкан, казаков и молдавских жоймиров с севера Молдовы(Черновцы) произошло с большим трудом. С этой точки зрения, хорошо известен случай липкан "несколько липкан, бешлиев и прочие попросили крымского хана посодействовать что бы их не трогали. Даже отправили ротмистра своего, Юсуфа что бы просил. Когда же жоимиры решили сдаться, с ними сдались и все остальные, и их отправили в Тигину.
Липканы происходят из литовских татар, которые перешли на турецкую сторону в 1672 и последующих. После потери Каменца, их переместили в другие турецкие владения, в частности в Бендеры и Тигину, или Добруджу. Этим объясняется почему полковника липкан Улана(оригинальное имя) отправили в Бендеры.
После аннексии Хотина(1715) турки поощряли колонизацию липканами этих земель(6000 человек), из тех кого отправили в Бендеры и Добруджу после потери Каменца.
Так с 1699 года, и в частности после 1715, начинается новый период молдаво-липканских отношений. Специфика этих отношений в том что липканы поселились на отчужденных молдавских территориях, Тигина и Хотина.
После 1715 года. большинство липкан, которые были замешаны в военных действиях на территории Молдовы происходят из Хотинских земель. Мы видим присутствие липкан в Хотине уже после 1723 года, когда Абдиль паша, дал в сопровождение польскому послу два отряда липкан.
Начало внедрения липкан, как наемников в воинские контингенты Молдовы, можно связать в восстанием 1672 года, когда они поселились в большом количестве в непосредственной близости от границ, в уездах Бар и Каменец, которые были аннексированы турками по итогам Бучачского договора(1672). Предположительно, инициатива найма липкан принадлежит Георгию Дуке, тот самый который одно время был гетманом оккупированной турками Украины, по итогам мирного договора подписанного в Журавно(1676). Это предположение основано на том что, впервын липканы упоминаются в военных контингентах примерно в 1682-83, а именно во время третьего правления Георгия Дуки(1678-1683). Они упоминаются в контексте внутренних и внешних политических волнений в этот период, когда группа бояр оппозиционно настроенных(великий спэтар Тудосий Дубэу, великий рукомойщик(отвечал за воду из которой господарь мылся по утрам) Савин Змунчилэ, вместе с своим братом, постелником Георгицэ Наку) убежали в Яссы, с намерением оказаться в Польше. По их следам отправили липкан с приказом остановить и возвратить, но безуспешно. Летопись упоминает и о стычках между ними, но без результатов для преследователей.
В том же году и в том же контексте,упоминается существование двух отрядов по 40 человек, все конные, которые были телохранителями Дуки водэ, когда он находился в дворце в Путне. Хроника рассказывает о сопровождении из: 60 сейменов, но были и липканы количеством 80 человек в два отряда, одним из которых командовал капитан Muharecico. Господарь и сеймены забаррикадировались во дворе Домнешти, а липкан разместили в близлежащих селах.
В декабре 1682, перед Рождеством, господарь отправил 12 липкан с уже известным капитаном Muhareciko, в качестве авангарда в село Răcăciuni, вверх по Сирету, что бы наблюдать за передвижением врага, а позже к ним присоединились и остальные липканы, во главе с хатманом Александром Бухушом. Но тем же вечером, отряд капитана был уничтожен у села, только одному удалось сбежать, что бы предупредить о подходе врага. Пока он блуждал, ему встретилась группа путников, которые дали ему проводника с намерением отвести его к господарю, но из за накопившихся обид, проводник, проплутав с ним всю ночь, вывел к своим одновременно с приходом врага.Господаря захватили и отправили в Польшу. Липканам тоже досталось, их захватили врасплох в момент получения оплаты казаки и поляки. Удалось спастись только 5-6 липканам и двум боярам, хатману Александру Бухушу и сердару Dediul.
Впоследствии, липканы упоминаются на службе у Константина Дуки, сына Георгия Дуки, во время его второго правления(1693-95). В 1695, он отправил хатмана Антиоха Жору со своим войском из молдован, турок и липкан что бы выгнать поляков из занятых монастырей и крепостей на северо-западе страны. Во время этой кампании, под крепостью Нямц, был захвачен ротмистр Туркулец, тот самый который доставил туркам и липканам немало неприятностей под Каменцом, Константин Дука, очень этому обрадовался, надеясь использовать это как повод обрадовать турок и сохранить престол. Поэтому он договорился с с капуджи башой, который как раз приехал его низложить, и отправил ночью отряд липкан, что бы забрать ротмистра от людей каймакана, которые в свою очередь получили его от людей хатмана, но Туркулец взял и сбежал. Отметим что это деликатное дело, господарь поручил именно липканам.
Во время правления Димитрия Кантемира (1710-1711) отряды липкан продолжали служить в категории «верных людей», то есть они использовались в военных целях. На этом этапе в молдавской армии было четыре отряда, возглавляемых капитанами, и по-прежнему сохраняли свою этническую специфику: «Капитаны татар липкан (Этим именем называются те скифы, которые живут в Литве и исповедуют магометанскую веру.).
Во время битвы под Стэнилешты(7 июля 1711), наемники Липканы сохранили верность Господарю и стране, боровшись против турок и татар в составе российско-молдавской армии, и один из капитанов попал в плен и был казнен.
Не ясна судьба тех 4 отрядов наёмных липкан, после битвы под Стэнилештями(1712) и аннексии Хотина(1715). Сложившаяся ситуация в Молдове, как следствие этих событий была такой природы, что непременно привела к преображению функций, этнической составляющей и числа военных отрядов из числа липкан. Скорее всего число отрядов уменьшилось, численность и этнический состав изменился а их значение(особенно военное) сошло на нет.