Ну вот меня не так поняли... Я и не призывал менять свое мнение и снимать рога. Наоборот выразил мнение "за" присутствие их в игре. И вообще будут они в модах или нет, от этого для меня игра не потеряет своей ценности.
Я все правильно понял. Я написал этот П.С. дабы сразу снять вопросы относительно конкретных моделей, у кого бы они не возникли.
Был вопрос относительно рогов именно у тевтонов. Давая ответ, я полагался не только на свой "богатый" запас знаний, а на литературные источники и исторические передачи, где те же самые британцы как отрицают, так и высказываются "за" наличие рогов именно у тевтонов. Еще я дал ссылку на источник, где, хоть и туманно, но намекают на отсутствие украшений на одеждах и доспехах братьев-рыцарей. Возможно каждый понятие украшение понимал по-своему. И также возможно некоторым высокопоставленным членам ордена за определенные "заслуги", а может и за бабки можно было пренебречь некоторыми общими правилами или их смягчить. Но это единичные случаи и то маловероятно. А принимать чью-либо сторону в этом вопросе я пока не берусь.
То, что вопрос спорный - это да. И тут нельзя говорить однозначно за или против - вы правы.
Я написал то, что есть. И эти знания, хоть и мои действительно, но так они не на пустом месте основаны. Во-первых - у меня богатейший материал по источникам (фрески, музейные экспоняты, изобразительное исскуство того времени) средневекового вооружения. Я многого не знаю в истории, но уж точно не того, что касается средневекового вооружения Западной Европы. Это и статьи ведущих специалистов (в большинстве иностранных - т.к. я сам научный работник, то читать "сухие и скучные" научные статьи мне не сложно, правда в основном по доспехам 13-16 векков), это и передачи различные, и дажен общение с несколькими историками (правда не долгое). Все ж 10 лет посвятить себя интересу к истории - это не мало. Конечно, есть много нюансов, которые я и не рассматривал и не хочу, но если вопрос касается спорных моментов, то тут есть одно правило, которое срабатывает в большинстве случаев:
"Если не сохранилось прямого свидетельства за или против в вопросе какого-то доспеха или вооружения, то этот вопрос навсегда окажется нерешенным (решение будет только в случае обнаружения такого свидетельства, но это маловероятно для эпохи позднего средневековья, а если и будет, то вопрос столько уже мусолился, что противники всегда захотят найти отговорки).
И это не только в вопросе рогов тевтонцев.
Например, выше я говорил о бацинете из Торуни. Он прекрасно сохранился, но вот незадача - не сохранилось забрало, а только место его крепления. Из чего не понятно, какой формы оно было на 100%. Просто по характеру крепления, по распрастраненной в то время моде, по логике большинство пришло к выводу, что это был хундсгугель. Но и у этой точки зрения столько противников, что мама родная.
Еще одно правило есть: "не сильно доверяй современной логике". Сейчас мы можем думать, что теже рога, раз не приносили пользы, то только мешали, а значит их незачем было носить. Но это современная логика. Тогда люди думали часто иначе (вспомните хотя бы поведение народа во время великой чумы, вспомните отношение к женщинам и ведьмам, вспомните религиозный фанатизм, который запросто поднял тыщи людей с места и направил их за тридевять земель в Палестину).
повторюсь - есть источник, значит факт. Нет источника - домыслы.
Источники тевтонских рогов есть - это факт, в том числе и те, что показывают их применение в бою. Значит они были точно. Но вот как часто они там использовались, и небыло ли это еденичным случаем мы никогда не узнаем - т.к. таких истоников в изображениях быть не может, а в текстах авторов прямых ответов на этот вопрос нет. Это уже домыслы.
А конан дойлю я б не очень доверял. И думаю понятно почему. Вот если б это был текст какой-то летописи, жизнеописание чье-то и все в таком духе - тогда да.
Все современное основано на современном (это я уже про современные рисунки). Для игры самое то, но проблемные вопросы это не решает.
http://shop.gotula.ru/article/3.html
Там же и шлем Пранка. Но как видим опять указывается на то, что тевтонам запрещал их монашеский статус носить другие отличительные знаки, кроме белых плащей и крестов.
Источник хороший. Но это не источник. Во первых, в статье нет ни одной ссылки на работы историков и оружиеведов. А значит, это просто домыслы автора. Кстати, ссылки на устав ТО там нет тоже.
Во-вторых, там никак не объясняется наличие рогов на шлемах из музеев, которые явно принадлежат тевтонцам. Как вы объясните это противоречие. Слова неизвестного человека, без источника с одной стороны или факт шлема из музея с другой? Что выберете?
Кстати, там упомянута легкость этой конструкции - это к слову об использовании их в бою.
Вот и я про то же. Но через призму прошедших веков видится все иначе. Но не в прямом смысле. Я имею ввиду то, что многие исторические факты, переходя "из рук в руки" или "из уст в уста" под воздействием обработки множества умов претерпевали ряд изменений. В итоге зачастую на выходе мы имеем несколько преувеличенные и раздутые масштабы. Поэтому вполне возможно, что шлем на фото (Альберта Пранка) - это не оригинальная версия и рога ему прилепили "по дороге", так сказать для солидности. Тем более я точно и не знаю был ли его владелец тевтонцем - такой инфы не нашел.
Все может быть. Я этого не отрицаю. Но если б это был еденичный случай, тогда можно было бы сомневаться в подлинности. Но все источники не подделаешь. И хотя я повторюсь, что наличие этих источников устанавливает факт применения таких нашлемных фигур, но не объясняет их реального место в жизни. Турниры ли это, или битвы, или только парады (вспомнити знаменитые выносные мечи - выше человеческого роста). Это не известно, и все версии просто домыслы, в которые вы имеете право верить, а можете и не верить. Не ошибетесь. Но что они где-то (неизвестно где) использовались - это факт.
Если действительно папье маше - то согласен. Но на фото видел много шлемов именно с жестким креплением наверший. И представь что будет с шейными позвонками при сильном ударе о них, особенно в копейной сшибке при суммарной скорости 80 км/ч.
Я таких фото что-то не припомню. А самое главное, даже если жесткая. то для копейного стыка это никак не мешает (и часто в бою против тех же язычников этого было достаточно для победы). Для боя на мечах конного рыцаря с пешим или легким всадником это тоже не проблема. Для рыцарских дуэлей на мечах да, может быть. Ну так тевтонцы с рыцарями дрались не так часто в реальном бою. А так читай выше - если это только для турнира, так вообще проблемы нет никакой (там в 15 веке и жабья голова использовалась, а в ней уж точно драться не удобно, вот и не дрались - только для копий).
Подводя итоги могу сказать, что рога на шлемах использовались и прежде всего для знаков различия на поле боя.
Я в свою очередь скажу, что вероятнее всего это было именно так.